Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОО'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
инновация / педагогика / реформа образования / innovation / pedagogy / reforms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е. С., Миннуллина Р. Ф.

Статья посвящена рассмотрению управления инновационной деятельностью как средство повышения качества ДОО. Исследованы и уточнены условия, типы инновационной активности педагогического состава, наряду с инновационными чертами, присущими личностям воспитателей детских образовательных учреждений. Обосновывается необходимость внедрения новшеств в процесс воспитания и обучения в ДОО, что имеет значительное теоретическое и практическое значение для всей образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Е. С., Миннуллина Р. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITIES AS MEANS OF IMPROVING QUALITY OF PRE-EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the consideration of the management of innovative activities as a means of improving the quality of pre-school educational institutions. The conditions and types of innovative activity of the teaching staff, along with the innovative features inherent in the personalities of educators of children's educational institutions, are studied and clarified. The need to introduce innovations in the process of education and training in pre-school educational institutions is substantiated, which has significant theoretical and practical significance for the entire educational system.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОО»

УДК 37 Кузнецова Е.С., Миннуллина Р. Ф.

Кузнецова Е.С.

студент магистратуры Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

Миннуллина Р.Ф.

канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОО

Аннотация: статья посвящена рассмотрению управления инновационной деятельностью как средство повышения качества ДОО. Исследованы и уточнены условия, типы инновационной активности педагогического состава, наряду с инновационными чертами, присущими личностям воспитателей детских образовательных учреждений. Обосновывается необходимость внедрения новшеств в процесс воспитания и обучения в ДОО, что имеет значительное теоретическое и практическое значение для всей образовательной системы.

Ключевые слова: инновация, педагогика, реформа образования.

В условиях современного реформирования образовательной системы статус педагога претерпевает значительные изменения. Его роли в образовательном процессе и требования к уровню квалификации и профессионально-педагогической компетентности также изменяются. Современный рынок труда требует педагогов, которые являются креативными,

компетентными и способны развивать свой личный потенциал в рамках системы воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для достижения этих целей необходима постоянная работа в инновационном режиме, где важным является поиск и внедрение новшеств, а также осуществление экспериментальной деятельности. [2]

Вопросы, связанные с инновациями в дошкольном образовании и их управлением, нашли отражение в исследованиях таких авторов, как К. Ю. Белая, Е. Б. Кузнецова, А. А. Майер, М. М. Поташник и других. Их работы показывают, что в условиях активного внедрения инновационных подходов в дошкольное образование, обновления содержания и форм, нужно создать систему инновационной деятельности для педагогов и механизм управления реализацией этих инноваций, что позволит повысить качество ДО [1, с. 46].

В настоящее время педагогическая инновация рассматривается как «внедрение новых идей, технологий и прочих элементов в сферу образования, это процесс создания, освоения и практического применения научно-технических достижений в педагогике». Исходя из этого, готовность педагогов к инновационной деятельности подразумевает их способность воспринимать новую информацию, генерировать актуальные и конкурентоспособные идеи, а также находить нестандартные подходы к решению образовательных задач.

Анализ работы детских садов свидетельствует о том, что внедрение инноваций в его деятельность находит место, но происходит это медленно. Проблема активизации педагогов в инновационной сфере связана с недостатком мотивации к разработке новых проектов, а также с недостаточным уровнем теоретических и практических знаний о педагогических инновациях. Важным аспектом является подготовка молодых педагогов к инновационной деятельности, которые иногда испытывают трудности при использовании традиционных методов работы с детьми.

Переосмысление современных подходов в дошкольном образовании: Внедрение обновленного образовательного процесса влечет за собой не только изменения содержания, но и качественное преобразование психолого-

педагогических условий для реализации основной программы ДО. Это предполагает глубокую переоценку сложившихся принципов работы педагогов в дошкольных учреждениях [4]. Для эффективного функционирования сегодняшних детских садов необходимы специалисты, способные на протяжении преподавания обеспечивать оптимальную психолого-педагогическую среду, где ключевыми аспектами станут создание эмоционального благополучия для всех участников и разработка индивидуализированной образовательной стратегии с учетом уникальных особенностей каждого ребенка Особая роль отводится молодым педагогам со стажем работы до трех лет, которые обладают значительным потенциалом в области инноваций: они активно внедряют и продвигают новые подходы среди коллег и воспитателей [3]. Исходя из этого, основная задача проекта заключается в повышении уровня готовности молодых педагогов к активной инновационной деятельности на базе дошкольных образовательных учреждений.

В МБДОУ .№32 «Садко» г. Елабуга, Елабужского муниципального района РТ был проведен констатирующий этап опытно-экспериментального исследования. Целью которого являлось: Выявление исходного уровня готовности педагогов к внедрению инновационной деятельности в ДОО. В исследовании участвовало 25 педагогов: заведующие детского сада, старшие воспитатели, воспитатели по обучению родному языку, музыкальные руководители, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре и воспитатели.

Для выявления готовности педагогов к инновационной деятельности использовались три авторские методики: Анкеты «Мотивационная готовность педагога к инновационной деятельности», «Психологические барьеры, препятствующие освоению инноваций», «Психолого-педагогическая оценка педагога к отношению инновационной деятельности».

После обработки и интерпретации данных, сделали вывод: готовность педагога к инновационной деятельности на высоком уровне у 24% педагогов, на среднем уровне 36%, на низком уровне 24%.

Анализируя данные диагностики по методикам на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования, преобладает средний и низкий уровень заинтересованности к инновационной деятельности.

Исходя из этого был внедрен план-проект для повышения заинтересованности педагогов инновационной деятельности чтобы повысить качество ДОО.

В рамках реализации плана-проекта мы применяли различные методы и подходы:

- вовлечение молодых педагогов в работу творческих и проблемных групп, занимающихся изучением отдельных направлений улучшения образовательного процесса,

- привлечение воспитателей к исследованию, обобщению, научному обоснованию, распространению и внедрению передового педагогического опыта,

- использование разнообразных эффективных форм повышения квалификации как для педагогического состава, так и для других категорий работников дошкольного учреждения,

- организация практических мероприятий, направленных на самообразование и улучшение технологий педагогического взаимодействия,

- участие в деятельности дошкольного учреждения представителей науки и передового опыта.

Сложность работы заключалась в том, что молодые педагоги сталкивались с проблемами не только в создании новшеств, но и в организации повседневной деятельности с детьми, коллегами и родителями. Поэтому мы сочетали консультации и методическую поддержку для начинающих воспитателей как по традиционным методам, так и по новым подходам. Особое внимание уделялось даже малым достижениям молодых специалистов, их поискам инновационных форм работы с детьми. При обсуждении профессиональных успехов и неудач мы обучали воспитателей самоанализу и рефлексии, стараясь в любой ситуации выявлять положительные аспекты.

На контрольном этапе опытно-экспериментального исследования мы повторно провели анкетирование для выявления готовности педагогов к инновационной деятельности.

После обработки и интерпретации данных, сделали вывод: готовность педагога к инновационной деятельности на высоком уровне у 76% педагогов, на среднем уровне 16%, на низком уровне 8%.

Анализируя данные диагностики по методикам на контрольном этапеопытно-экспериментального исследования, наблюдаются изменения к заинтересованности инновационной деятельности.

В процессе анкетирования и при внедрении плана-проекта педагоги продемонстрировали знание концепции инновационной деятельности, осознали важность новшеств в работе с дошкольниками, а также ознакомлены с инновациями, внедренными более опытными коллегами на уровне детских садов, районов, городов, республик и страны. Они показали способность применять и интегрировать идеи, разработанные другими, внедрять новые методы и формы работы с детьми, а также обоснованно обсуждать возможность их использования.

Молодые педагоги также поняли необходимость инноваций в своей деятельности, проявляют интерес к обучению и креативности, знакомы с возможностями профессионального роста, испытывают стремление использовать новшества в образовательном процессе и достигают высокого уровня мастерства.

Исходя из этого, можно считать, что эффективность плана-проекта была доказана, цель достигнута.

Планируем и дальнейшем продолжать начатую работу, так как к нам могут прийти новые молодые педагоги, которым также потребуется определяться с темами инновационных проектов, которые являются неотъемлемой частью успешной деятельности в современном детском саду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белова Е.Н., Гуртовенко Г.А., Бутенко С.В., Яковлева Н.Ф. Управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении: коллективная монография / Изд. 2-е стереотип. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2019. - 164 с;

2. Беляева Ю.А. Инновационные образовательные технологии: основные целевые ориентиры // Московский экономический журнал. - 2022. - №4. - С. 653-659. EDN LQUNXH;

3. Романенко, К. Н. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 435-438. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77006/;

4. Черезова, Л. Б. Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием // Молодой ученый. — 2022. — №2 20 (415). — С. 625628;

5. Шаханова Н.Н. Роль инновационных технологий в современном образовании // Наука и реальность / Science & Reality. - 2022. - №1 (9). - С. 8285

Kuznetsova E.S., Minnullina R.F.

Kuznetsova E.S.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

Minnullina R.F.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

INNOVATIVE ACTIVITIES AS MEANS OF IMPROVING QUALITY OF PRE-EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: the article is devoted to the consideration of the management of innovative activities as a means of improving the quality of pre-school educational institutions. The conditions and types of innovative activity of the teaching staff, along with the innovative features inherent in the personalities of educators of children's educational institutions, are studied and clarified. The need to introduce innovations in the process of education and training in pre-school educational institutions is substantiated, which has significant theoretical and practical significance for the entire educational system.

Keywords: innovation, pedagogy, reforms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.