Научная статья на тему 'Инновационная деятельность и условия ее реализации в Узбекистане'

Инновационная деятельность и условия ее реализации в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муртазина Р. Б.

В числе важнейших приоритетов экономической программы на 2010 г. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов определил осуществление активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих базовых отраслей, развитие мощной современной сети транспортных и инфраструктурных коммуникаций1. Таким образом ставится задача не просто наращивания объемов инвестиций, направленных на реализацию стратегически важных проектов, но и осуществление инвестиций, основанных на инновационной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность и условия ее реализации в Узбекистане»

Муртазина Р.Б.

старший научный сотрудник Института экономики АН РУз, к.э.н.

инновационная деятельность и условия

ее реализации в узбекистане

В числе важнейших приоритетов экономической программы на 2010 г. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов определил осуществление активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих базовых отраслей, развитие мощной современной сети транспортных и инфраструктурных коммуникаций1. Таким образом ставится задача не просто наращивания объемов инвестиций, направленных на реализацию стратегически важных проектов, но и осуществление инвестиций, основанных на инновационной политике.

Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики является комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. Инновационная экономика основана на знаниях, инновациях, благожелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. 1

В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным2. Базой

1 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа: Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово.- 30 января 2010 г.

2 Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Журнал Инновации: Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке /Журнал Инновации.-2003 - № 1. http://stra.teg.ru/lenta/innovation/515/print

инновационной экономики являются информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии, которые в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально изменяют интеллектуальную деятельность.

Основными признаками инновационной экономики являются:

возможность получения на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах; производство, формирование и доступность любому индивидууму, группе лиц и организациям современных информационных технологий и компьютеризированных систем, обеспечивающих выполнение инновационных программ;

развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития; способность общества производить необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию; процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществление радикальных изменений социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;

благожелательное восприятие новых идей, знаний и технологий, готовность к созданию и внедрению в широкую практику в любое время инноваций различного функционального назначения; наличие развитых инновационных инфраструктур, способных оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность, конкурентоспособно осуществляющей создание любых инноваций и развитие любых производств;

наличие четко налаженной гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инновационной деятельности.

«Инновационная деятельность» идентична «инновационному процессу». Инновационный процесс - это процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введения ее на рынок для коммерческого применения. Инновационный процесс также включает в себя деятельность, обеспечивающую создание инноваций, научно-технические услуги,

маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.

В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий:

исследования и разработки; освоение в производстве; изготовление;

содействие в реализации, применении, обслуживании;

утилизация после использования.

Основным ядром инновационной инфраструктуры является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, кадрового обеспечения и последующего сервисного обслуживания.

Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий по разработке концепции развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры, формирования инновационной экономики.

При исследовании отношений участников инновационного процесса принято выделять два подхода - индивидуально-ориентированный и организационно-ориентированный3.

Типичная модель инновационной деятельности при индивидуально-ориентированном подходе состоит из трех основных фаз: разработки новшества, принятия решения и реализации решения.

При организационно-ориентированном подходе происходит использование методов

3 Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии. //СоцИс. - 1996. - № 5.

социологии управления и теории организаций. В организационно-ориентированном подходе выделяется два основных направления - изучение непосредственно социально-организационных инноваций и изучение социально-организационного обеспечения технологических и производственных инноваций.

Важнейшимисоциальными факторамиобе-спечения инновационной деятельности являются профессионально-квалификационный уровень работников, уровень здоровья работающего населения, уровень занятости населения и его отраслевая структура, уровень подготовки научных кадров и проведения научных исследований, эффективность использования трудовых ресурсов и повышение производительности труда, проблемы сбалансированности спроса и предложения квалифицированной рабочей силы.

Инновационный процесс обычно рассматривается на двух системных уровнях: внутри организации (внутренняя социальная и организационная среда) и вне организации (внешняя социально-экономическая среда).

При внешней форме инновационная деятельность по характеру и организационно делится на собственно научные и производственные организации, на малые и большие, на государственные и частные.

При внутренней форме инновационной деятельности выделяются горизонтальная и вертикальная структуры организации НИОКР. Под первой понимается способ группировки

персонала в блоки, связанные между собой по горизонтали; под второй - способ взаимодействия между уровнями управления.

В производственной сфере крупных предприятий инновационные процессы естественным образом ассоциируются с технологической модернизацией и связанных с ней социальными последствиями. Социальный ресурс является определяющим в эволюционном развитии инновационной фирмы, перерастая в категорию экономического ресурса.

В этой связи необходимо отметить важность исследования инновационных процессов как на макро-, так и на микроуровне, так как первый уровень характеризует общую картину сбалансированности спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на рынке труда, а второй уровень позволяет сделать конкретные рекомендации по улучшению качественного состава наемных работников и определению потребности в них в результате внедрения новой техники и современной технологии производства.

В настоящее время самые крупные изменения в инновационной системе связаны с переходом инновационных организаций на иные формы собственности. Из изучения опыта развития инновационных процессов зарубежных стран видно, что инновации в основном инициируются частными научно-техническими организациями, как правило, предприятиями малых и средних размеров. И поэтому в Узбекистане, используя опыт

Таблица 1

Темп роста ВВП по СНГ и Узбекистану за 2000-2009 гг., %*

Показатель 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.

СНГ 108,0 107,0 108,0 109,0 105,0

Узбекистан 107,7 107,0 107,3 109,5 109,0 108,1

Разница между темпами роста ВВП Узбекистана и СНГ -0,3 -0,7 0,5 4,0

Источник: Содружество независимых государств в 2008 году. - М., 2009. С.21; Народное слово. - 30 января 2010 г*.

* Следует иметь ввиду, что в многих странах содружества темпы роста ВВП не редко обусловлены насыщением экономики огромными кредитными средствами, тогда как спецификой экономики Узбекистана является ориентация на рост реального сектора, с весьма умеренным привлечением кредитного финансирования. Соответственно умеренный уровень кредитования экономики во многих случаях предотвращает образование т.н. «финансовых пузырей». В условиях международного финансового кризиса, «сдутие» пузырей во многих странах сопровождается общим падением производства. Специфика экономической политики Узбекистана позволила стране не только сохранить завоеванные позиции, но даже в условиях международного финансового кризиса обеспечить большие объёмы инвестиций.

зарубежных стран, модернизацию экономики предполагается проводить также на базе малых предприятий.

Вместе с тем необходимо отметить, что в Узбекистане созданы определенные условия для инновационной деятельности. В частности:

1. В республике достигнут устойчивый экономический рост. Сформировалась национальная экономика, которая стабильно развивается (табл. 1) и коренным образом реформируется.

В 2000 г. темп роста ВВП по Узбекистану составлял 103,8%.4. Постепенно увеличиваясь к 2006 г., этот темп роста достиг 107,3%. Этот показатель был ниже среднего уровня по странам СНГ на 0,7 п. п.

С 2007 г. (еще предкризисный год) темп роста ВВП в Узбекистане начал опережать средние показатели по СНГ, соответственно, в 2007 г. на 0,5 п.п. Естественно в 2008 г., когда разразился глобальный финансово-экономический кризис, опережение составило 4,0 п.п. (табл. 1). По итогам социально-экономического развития Узбекистана в 2009г. темп роста ВВП республики составил 108,1%. При этом объем производства промышленной продукции увеличился на 9%, сельского хозяйства - на 5,7%, розничного товарооборота - на 16,6%, платных услуг, оказанных населению - на 12,9%5.

Состояние стабильности развития экономики Узбекистана показывает также тот факт, что за 2003-2008 гг. при росте численности наличного населения Узбекистана в 1,1 раза объем ВВП на душу населения увеличился в 3,5 раза6.

За последние годы значительно возросли совокупные и реальные доходы населения, устойчиво растет покупательский спрос. Так, по сравнению с 2000 г. в 2009 г. средняя заработная зарплата возросла в 28,5 раза, денежные доходы в расчете на душу населения выросли в 12,0 раз. Намечен рост заработной платы в 2010 г. не менее чем на 30%, реальных доходов -на 23 %7.

4 Процентный пункт в дальнейшем нами будет обозначаться п. п.

5 Народное слово. - 30 января 2010 г.

6 Содружество независимых государств в 2008 году. - М., 2009. С.20 и 611,

7 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и

повышение благосостояния народа: Доклад Президента Республики

Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвя-

Кроме того, созданы основы рыночной экономики, в частности, сформирована многоукладная экономика и созданы институты инфраструктуры, появился новый класс собственников, создавший условия конкурентной среды, активизируются стимулы для инновационной деятельности.

2. Усиление интенсивных факторов развития и обеспечения экономического роста. Опираясь на исторический опыт развития страны, Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов подчеркнул, что устойчивый рост экономики Узбекистана обеспечивается не за счет экстенсивных факторов и увеличения добычи углеводородного сырья, имеющего стабильно высокие мировые цены на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы, а за счет последовательной реализации всесторонне продуманной политики системных рыночных реформ и привлечения иностранных инвестиций, глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и обновления производства, создания новых экспортно ориентированных отраслей и предприятий, ускоренного развития бизнеса и частного предпринимательства8.

3. Происходят значительные структурные сдвиги в экономике и занятости, в результате которых доля промышленности в ВВП в 2009 г. достигла 24% против 14,2% в 2000 г., соответственно, доля транспорта и связи составила 12,0% против 7,7%. В то же время доля сельского хозяйства, снизилась с 30% в 2000 г. до 18,0% в 2009 9. Одновременно произошли качественные сдвиги в экспорте продукции (табл. 2). С одной стороны, в экспортном потенциале повысилась доля экспорта энергоносителей и нефтепродуктов, продовольственных товаров, химической продукции и изделий из нее, прочей продукции, а, с другой стороны, - снизилась доля хлопка-волокна, черных и цветных металлов, услуг, машин и оборудования.

4. Высокая доля малого бизнеса в ВВП,

щенном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово.- 30 января 2010 г.

8 Каримов И.А.Обеспечение приоритета интересов человека - главная цель всех проводимых реформ и преобразований: Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2007 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2008 году // Народное слово.- 9 февраля 2008 г.

9 Народное слово. - 30 января 2010 г.

которая в 2009 году достигла 50 процентов10. Малый бизнес и частное предпринимательство из-за своей гибкости и маневренности, меньшей капиталоемкости легче и быстрее могут модернизировать производство, обновить номенклатуру выпускаемой продукции и тем самым могут ускорить развитие инновационной модели развития национальной экономики. Поэтому одной из важнейших задач ставится вопрос улучшения технической и технологической структуры малого бизнеса, перехода от простых производств по первичной переработке сырья к высокотехнологичным производствам.

5. Благоприятная демографическая ситуация с большими возможностями для формирования во всех регионах трудовых ресурсов и качественного роста занятости населения. Узбекистан имеет молодое и перспективное население. Более 60% общей численности населения приходится на молодежь в возрасте 16-29 лет. Каждый третий работник, занятый в экономике, имеет возраст до 30 лет.

6. Улучшение качественного состава молодежи. Несмотря на некоторое снижение доли молодежи среди занятого населения (с 36,3% в 2000 г. до 32,6% в 2008 г.), ее состав качественно улучшается. Об этом свидетельствуют рост уровня образования, повышение

10 Там же.

социальной, профессиональной, территориальной мобильности молодых людей.

7. Повышение образовательного уровня как всего, так и занятого населения, являющегося важнейшей интеллектуальной базой для развития инновационной деятельности. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. В этой связи, необходимо отметить, что за 18 лет независимости Узбекистана в республике постоянно совершенствуются условия для реализации национальной программы подготовки кадров., как отметил Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, практически завершена11.

Для поддержки творческой молодежи: создаются фонды Президента Республики Узбекистан по поддержке обучения одаренной молодежи; объявляются конкурсы на образовательные гранты; предоставляются образовательные кредиты для обучения в высших учебных заведениях на платно-кредитной основе; введены новые государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми готовятся квалифицированные кадры специалистов и т.д.

11 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа: Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово.- 30 января 2010 г.

Таблица 2

Доля основной промышленной продукции, экспортируемой из Узбекистана в 2005-2007 гг., %

Вид промышленной продукции

Хлопок-волокно

2005г. 2006г.

2007г. 2008г.

19,1 17,2 12,5 9,3

Изменение за 2005-2008 гг.

9,8

Продовольственные товары 3,8 7,9 8,5 4,5 0,7

Химическая продукция 5,3 5,6 6,8 5,6 0,3

и изделия из нее

Энергоносители и нефтепро- 11,5 13,1 20,2 24,7 13,2

дукты

Черные и цветные металлы 9,2 12,9 11,5 7,0 -2,2

Машины и оборудование 8,4 10,1 10,4 7,6 -0,8

Услуги 12,2 12,1 10,7 10,4 -1,8

Прочие 30,5 21,1 19,4 30,9 0,4

Источник: Торговля в Узбекистане. 2009.- Ташкент, 2009. - С. 86.

8. Развитие научно-технического потенциала. Анализ основных показателей научно-технического потенциала показал, что за годы независимости повысились фондовооруженность научных работников и рентабельность научных исследований. В республике уделялось особое внимание развитию информационно-коммуникационных технологий, развивающихся ускоренными темпами. Увеличивается объем интерактивных услуг, оказываемых населению и хозяйствующим субъектам. Улучшается качество подготовки кадров. Растет число пользователей Интернетом и все больше становится абонентов сотовых компаний.

Все эти условия и осуществление активной инвестиционной политики будут иметь решающее значение для обеспечения даль-

нейшего устойчивого развития и повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана.

В заключении следует отметить, что, имеются позитивные тенденции, характеризующие условия реализации инновационной деятельности и потенциальные возможности для инновационного развития экономики страны. В то же время имеются еще резервы для дальнейшего повышения их качественного содержания, что диктует необходимость сосредоточения дополнительных усилий на реализацию социального и экономического потенциала, обеспечивающих реальный переход на инновационную модель развития экономики Узбекистана, продолжение работы по ее диверсификации, модернизации и техническому перевооружению производства.

Список использованной литературы

1. Список использованной литературы

2. Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа: Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово.- 30 января 2010 г.

3. Каримов И.А.Обеспечение приоритета интересов человека - главная цель всех проводимых реформ и преобразований: Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2007 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2008 году // Народное слово.- 9 февраля 2008 г.

4. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Журнал Инновации: Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке /Журнал Инновации.-2003 - № 1. http://stra.teg.ru/lenta/innovation/515/print

5. Ламанов А.В. Социальные аспекты инновационных процессов в производственной сфере современной России: Автореферат дисс. канд. социолог. наук. - М.: Российская Академия гос. службы при Президенте Российской Федерации, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Материалы Статкомитета СНГ. Экономический рост в 2000-2008 гг. //Общество и экономика. - М., 2007. - С. 152-153.

7. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии. //СоцИс. - 1996. - № 5.

8. Содружество независимых государств в 2008 году. - М., 2009.

9. Торговля в Узбекистане. 2009.- Ташкент, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.