Муртазина Р.Б.
старший научный сотрудник Института экономики АН РУз, к.э.н.
инновационная деятельность и условия
ее реализации в узбекистане
В числе важнейших приоритетов экономической программы на 2010 г. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов определил осуществление активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих базовых отраслей, развитие мощной современной сети транспортных и инфраструктурных коммуникаций1. Таким образом ставится задача не просто наращивания объемов инвестиций, направленных на реализацию стратегически важных проектов, но и осуществление инвестиций, основанных на инновационной политике.
Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики является комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. Инновационная экономика основана на знаниях, инновациях, благожелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. 1
В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным2. Базой
1 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа: Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово.- 30 января 2010 г.
2 Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Журнал Инновации: Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке /Журнал Инновации.-2003 - № 1. http://stra.teg.ru/lenta/innovation/515/print
инновационной экономики являются информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии, которые в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально изменяют интеллектуальную деятельность.
Основными признаками инновационной экономики являются:
возможность получения на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах; производство, формирование и доступность любому индивидууму, группе лиц и организациям современных информационных технологий и компьютеризированных систем, обеспечивающих выполнение инновационных программ;
развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития; способность общества производить необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию; процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществление радикальных изменений социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;
благожелательное восприятие новых идей, знаний и технологий, готовность к созданию и внедрению в широкую практику в любое время инноваций различного функционального назначения; наличие развитых инновационных инфраструктур, способных оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность, конкурентоспособно осуществляющей создание любых инноваций и развитие любых производств;
наличие четко налаженной гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инновационной деятельности.
«Инновационная деятельность» идентична «инновационному процессу». Инновационный процесс - это процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введения ее на рынок для коммерческого применения. Инновационный процесс также включает в себя деятельность, обеспечивающую создание инноваций, научно-технические услуги,
маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.
В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий:
исследования и разработки; освоение в производстве; изготовление;
содействие в реализации, применении, обслуживании;
утилизация после использования.
Основным ядром инновационной инфраструктуры является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, кадрового обеспечения и последующего сервисного обслуживания.
Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий по разработке концепции развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры, формирования инновационной экономики.
При исследовании отношений участников инновационного процесса принято выделять два подхода - индивидуально-ориентированный и организационно-ориентированный3.
Типичная модель инновационной деятельности при индивидуально-ориентированном подходе состоит из трех основных фаз: разработки новшества, принятия решения и реализации решения.
При организационно-ориентированном подходе происходит использование методов
3 Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии. //СоцИс. - 1996. - № 5.
социологии управления и теории организаций. В организационно-ориентированном подходе выделяется два основных направления - изучение непосредственно социально-организационных инноваций и изучение социально-организационного обеспечения технологических и производственных инноваций.
Важнейшимисоциальными факторамиобе-спечения инновационной деятельности являются профессионально-квалификационный уровень работников, уровень здоровья работающего населения, уровень занятости населения и его отраслевая структура, уровень подготовки научных кадров и проведения научных исследований, эффективность использования трудовых ресурсов и повышение производительности труда, проблемы сбалансированности спроса и предложения квалифицированной рабочей силы.
Инновационный процесс обычно рассматривается на двух системных уровнях: внутри организации (внутренняя социальная и организационная среда) и вне организации (внешняя социально-экономическая среда).
При внешней форме инновационная деятельность по характеру и организационно делится на собственно научные и производственные организации, на малые и большие, на государственные и частные.
При внутренней форме инновационной деятельности выделяются горизонтальная и вертикальная структуры организации НИОКР. Под первой понимается способ группировки
персонала в блоки, связанные между собой по горизонтали; под второй - способ взаимодействия между уровнями управления.
В производственной сфере крупных предприятий инновационные процессы естественным образом ассоциируются с технологической модернизацией и связанных с ней социальными последствиями. Социальный ресурс является определяющим в эволюционном развитии инновационной фирмы, перерастая в категорию экономического ресурса.
В этой связи необходимо отметить важность исследования инновационных процессов как на макро-, так и на микроуровне, так как первый уровень характеризует общую картину сбалансированности спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на рынке труда, а второй уровень позволяет сделать конкретные рекомендации по улучшению качественного состава наемных работников и определению потребности в них в результате внедрения новой техники и современной технологии производства.
В настоящее время самые крупные изменения в инновационной системе связаны с переходом инновационных организаций на иные формы собственности. Из изучения опыта развития инновационных процессов зарубежных стран видно, что инновации в основном инициируются частными научно-техническими организациями, как правило, предприятиями малых и средних размеров. И поэтому в Узбекистане, используя опыт
Таблица 1
Темп роста ВВП по СНГ и Узбекистану за 2000-2009 гг., %*
Показатель 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
СНГ 108,0 107,0 108,0 109,0 105,0
Узбекистан 107,7 107,0 107,3 109,5 109,0 108,1
Разница между темпами роста ВВП Узбекистана и СНГ -0,3 -0,7 0,5 4,0
Источник: Содружество независимых государств в 2008 году. - М., 2009. С.21; Народное слово. - 30 января 2010 г*.
* Следует иметь ввиду, что в многих странах содружества темпы роста ВВП не редко обусловлены насыщением экономики огромными кредитными средствами, тогда как спецификой экономики Узбекистана является ориентация на рост реального сектора, с весьма умеренным привлечением кредитного финансирования. Соответственно умеренный уровень кредитования экономики во многих случаях предотвращает образование т.н. «финансовых пузырей». В условиях международного финансового кризиса, «сдутие» пузырей во многих странах сопровождается общим падением производства. Специфика экономической политики Узбекистана позволила стране не только сохранить завоеванные позиции, но даже в условиях международного финансового кризиса обеспечить большие объёмы инвестиций.
зарубежных стран, модернизацию экономики предполагается проводить также на базе малых предприятий.
Вместе с тем необходимо отметить, что в Узбекистане созданы определенные условия для инновационной деятельности. В частности:
1. В республике достигнут устойчивый экономический рост. Сформировалась национальная экономика, которая стабильно развивается (табл. 1) и коренным образом реформируется.
В 2000 г. темп роста ВВП по Узбекистану составлял 103,8%.4. Постепенно увеличиваясь к 2006 г., этот темп роста достиг 107,3%. Этот показатель был ниже среднего уровня по странам СНГ на 0,7 п. п.
С 2007 г. (еще предкризисный год) темп роста ВВП в Узбекистане начал опережать средние показатели по СНГ, соответственно, в 2007 г. на 0,5 п.п. Естественно в 2008 г., когда разразился глобальный финансово-экономический кризис, опережение составило 4,0 п.п. (табл. 1). По итогам социально-экономического развития Узбекистана в 2009г. темп роста ВВП республики составил 108,1%. При этом объем производства промышленной продукции увеличился на 9%, сельского хозяйства - на 5,7%, розничного товарооборота - на 16,6%, платных услуг, оказанных населению - на 12,9%5.
Состояние стабильности развития экономики Узбекистана показывает также тот факт, что за 2003-2008 гг. при росте численности наличного населения Узбекистана в 1,1 раза объем ВВП на душу населения увеличился в 3,5 раза6.
За последние годы значительно возросли совокупные и реальные доходы населения, устойчиво растет покупательский спрос. Так, по сравнению с 2000 г. в 2009 г. средняя заработная зарплата возросла в 28,5 раза, денежные доходы в расчете на душу населения выросли в 12,0 раз. Намечен рост заработной платы в 2010 г. не менее чем на 30%, реальных доходов -на 23 %7.
4 Процентный пункт в дальнейшем нами будет обозначаться п. п.
5 Народное слово. - 30 января 2010 г.
6 Содружество независимых государств в 2008 году. - М., 2009. С.20 и 611,
7 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и
повышение благосостояния народа: Доклад Президента Республики
Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвя-
Кроме того, созданы основы рыночной экономики, в частности, сформирована многоукладная экономика и созданы институты инфраструктуры, появился новый класс собственников, создавший условия конкурентной среды, активизируются стимулы для инновационной деятельности.
2. Усиление интенсивных факторов развития и обеспечения экономического роста. Опираясь на исторический опыт развития страны, Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов подчеркнул, что устойчивый рост экономики Узбекистана обеспечивается не за счет экстенсивных факторов и увеличения добычи углеводородного сырья, имеющего стабильно высокие мировые цены на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы, а за счет последовательной реализации всесторонне продуманной политики системных рыночных реформ и привлечения иностранных инвестиций, глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и обновления производства, создания новых экспортно ориентированных отраслей и предприятий, ускоренного развития бизнеса и частного предпринимательства8.
3. Происходят значительные структурные сдвиги в экономике и занятости, в результате которых доля промышленности в ВВП в 2009 г. достигла 24% против 14,2% в 2000 г., соответственно, доля транспорта и связи составила 12,0% против 7,7%. В то же время доля сельского хозяйства, снизилась с 30% в 2000 г. до 18,0% в 2009 9. Одновременно произошли качественные сдвиги в экспорте продукции (табл. 2). С одной стороны, в экспортном потенциале повысилась доля экспорта энергоносителей и нефтепродуктов, продовольственных товаров, химической продукции и изделий из нее, прочей продукции, а, с другой стороны, - снизилась доля хлопка-волокна, черных и цветных металлов, услуг, машин и оборудования.
4. Высокая доля малого бизнеса в ВВП,
щенном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово.- 30 января 2010 г.
8 Каримов И.А.Обеспечение приоритета интересов человека - главная цель всех проводимых реформ и преобразований: Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2007 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2008 году // Народное слово.- 9 февраля 2008 г.
9 Народное слово. - 30 января 2010 г.
которая в 2009 году достигла 50 процентов10. Малый бизнес и частное предпринимательство из-за своей гибкости и маневренности, меньшей капиталоемкости легче и быстрее могут модернизировать производство, обновить номенклатуру выпускаемой продукции и тем самым могут ускорить развитие инновационной модели развития национальной экономики. Поэтому одной из важнейших задач ставится вопрос улучшения технической и технологической структуры малого бизнеса, перехода от простых производств по первичной переработке сырья к высокотехнологичным производствам.
5. Благоприятная демографическая ситуация с большими возможностями для формирования во всех регионах трудовых ресурсов и качественного роста занятости населения. Узбекистан имеет молодое и перспективное население. Более 60% общей численности населения приходится на молодежь в возрасте 16-29 лет. Каждый третий работник, занятый в экономике, имеет возраст до 30 лет.
6. Улучшение качественного состава молодежи. Несмотря на некоторое снижение доли молодежи среди занятого населения (с 36,3% в 2000 г. до 32,6% в 2008 г.), ее состав качественно улучшается. Об этом свидетельствуют рост уровня образования, повышение
10 Там же.
социальной, профессиональной, территориальной мобильности молодых людей.
7. Повышение образовательного уровня как всего, так и занятого населения, являющегося важнейшей интеллектуальной базой для развития инновационной деятельности. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. В этой связи, необходимо отметить, что за 18 лет независимости Узбекистана в республике постоянно совершенствуются условия для реализации национальной программы подготовки кадров., как отметил Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, практически завершена11.
Для поддержки творческой молодежи: создаются фонды Президента Республики Узбекистан по поддержке обучения одаренной молодежи; объявляются конкурсы на образовательные гранты; предоставляются образовательные кредиты для обучения в высших учебных заведениях на платно-кредитной основе; введены новые государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми готовятся квалифицированные кадры специалистов и т.д.
11 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа: Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово.- 30 января 2010 г.
Таблица 2
Доля основной промышленной продукции, экспортируемой из Узбекистана в 2005-2007 гг., %
Вид промышленной продукции
Хлопок-волокно
2005г. 2006г.
2007г. 2008г.
19,1 17,2 12,5 9,3
Изменение за 2005-2008 гг.
9,8
Продовольственные товары 3,8 7,9 8,5 4,5 0,7
Химическая продукция 5,3 5,6 6,8 5,6 0,3
и изделия из нее
Энергоносители и нефтепро- 11,5 13,1 20,2 24,7 13,2
дукты
Черные и цветные металлы 9,2 12,9 11,5 7,0 -2,2
Машины и оборудование 8,4 10,1 10,4 7,6 -0,8
Услуги 12,2 12,1 10,7 10,4 -1,8
Прочие 30,5 21,1 19,4 30,9 0,4
Источник: Торговля в Узбекистане. 2009.- Ташкент, 2009. - С. 86.
8. Развитие научно-технического потенциала. Анализ основных показателей научно-технического потенциала показал, что за годы независимости повысились фондовооруженность научных работников и рентабельность научных исследований. В республике уделялось особое внимание развитию информационно-коммуникационных технологий, развивающихся ускоренными темпами. Увеличивается объем интерактивных услуг, оказываемых населению и хозяйствующим субъектам. Улучшается качество подготовки кадров. Растет число пользователей Интернетом и все больше становится абонентов сотовых компаний.
Все эти условия и осуществление активной инвестиционной политики будут иметь решающее значение для обеспечения даль-
нейшего устойчивого развития и повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана.
В заключении следует отметить, что, имеются позитивные тенденции, характеризующие условия реализации инновационной деятельности и потенциальные возможности для инновационного развития экономики страны. В то же время имеются еще резервы для дальнейшего повышения их качественного содержания, что диктует необходимость сосредоточения дополнительных усилий на реализацию социального и экономического потенциала, обеспечивающих реальный переход на инновационную модель развития экономики Узбекистана, продолжение работы по ее диверсификации, модернизации и техническому перевооружению производства.
Список использованной литературы
1. Список использованной литературы
2. Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа: Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово.- 30 января 2010 г.
3. Каримов И.А.Обеспечение приоритета интересов человека - главная цель всех проводимых реформ и преобразований: Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2007 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2008 году // Народное слово.- 9 февраля 2008 г.
4. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Журнал Инновации: Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке /Журнал Инновации.-2003 - № 1. http://stra.teg.ru/lenta/innovation/515/print
5. Ламанов А.В. Социальные аспекты инновационных процессов в производственной сфере современной России: Автореферат дисс. канд. социолог. наук. - М.: Российская Академия гос. службы при Президенте Российской Федерации, 2002.
6. Материалы Статкомитета СНГ. Экономический рост в 2000-2008 гг. //Общество и экономика. - М., 2007. - С. 152-153.
7. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии. //СоцИс. - 1996. - № 5.
8. Содружество независимых государств в 2008 году. - М., 2009.
9. Торговля в Узбекистане. 2009.- Ташкент, 2009.