Научная статья на тему 'Узбекистан по пути повышения конкурентоспособности национальной экономики'

Узбекистан по пути повышения конкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
769
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыков А. М., Назаров Ш. Х.

В настоящее время под влиянием глобализации и интеграционных процессов наступил период, когда национальная экономика должна ориентироваться на тенденции и вызовы всех уровней, оказывающих влияние на их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Узбекистан по пути повышения конкурентоспособности национальной экономики»

Садыков А.М.

директор Института Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, д.э.н. Назаров Ш.Х.

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, к.э.н.

УЗБЕКИСТАН ПО ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В настоящее время под влиянием глобализации и ин-теграционных процессов наступил период, когда национальная экономика должна ориентироваться на тенденции и вызовы всех уровней, оказывающих влияние на их развитие.

В выступлении на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 1 на тему: «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества - наш главный приоритет» Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, останавливаясь на проблемах повышения конкурентоспособности экономики, отметил: «В непростых условиях, обусловленных продолжающимся мировым финансово-экономическим кризисом, нам предстоит обеспечить дальнейшее устойчивое развитие экономики, продолжить работу по ее диверсификации, модернизации и техническому перевооружению производства».

Выбор пути модернизации обосновывается сформировавшимися условиями экономического роста Узбекистана на

1 Модернизация страны и построение сильного гражданского общества - наш главный приоритет». Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.// Газета «Правда Востока» от 28 января 2010 года.

фоне макроэкономической стабильности и готовности национальной экономики к модернизации.

Формирование рациональной структуры экономики и определение эффективных путей экономического развития, отвечающие требованиям масштабной модернизации экономики, требуют глубокого осмысления пройденных этапов реформирования всех аспектов социально-экономической жизни страны за годы независимости.

С самого начала приобретения независимости Узбекистан столкнулся с такими сложными экономическими проблемами, как низкоэффективное производство, основанное на централизованном планировании; не диверсифицированная, однобокая структура экономики; искусственно сдерживаемые инфляционные процессы при падении мировых цен на стратегические товары (хлопок и золото) и т.д.

Анализ макроэкономических тенденций развития экономики первых лет независимости показывает, что переход от централизованного планирования к

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 9, 2011

рыночно-ориентированной экономике сопровождался усилением инфляционных процессов, падением объемов производства (хотя относительно низкими темпами по сравнению с другими странами бывшего Советского Союза), сокращением традиционных рынков и источников поставок, падением реальных доходов населения.

Необходимость достижения экономической независимости и стабилизации, а также переход к устойчивому хозяйственному развитию требовали формирования национальной модели перехода к рыночным отношениям с учетом менталитета нации, сложившейся структуры экономики и, самое главное, демографического состояния населения.

Выдвинутые Президентом Республики Узбекистан пять ключевых принципов положены в основу программы формирования национальной модели и образовали насущную основу концепции переходного периода, выработки политики макроэкономической стабилизации, структурных преобразований и социальной зашиты.

На начальном этапе реформирования экономики приоритетными направлениями обозначены ускорение развития базовых отраслей промышленности, укрепление экспортного потенциала и им-портозамещения, насыщение рынка товарами народного потребления и продо-вольствием1. В целях ускорения решения социальных проблем на селе, оказания практической помощи населению и наращивания объемов производства продукции земледелия и животноводства в начале 90-х годов сельским жителям было выделено около 400 тыс. гектаров приусадебных участков.

Первые шаги правительства по проведению самостоятельной макроэкономической политики регулирования начали давать положительные результаты. К середине 1996 года в основном была до-

1 Каримов И.А. По пути модернизации страны и устойчивого развития экономики. Том 16. Т.: Узбекистан, 2008 г.

стигнута экономическая стабилизация и созданы главные элементы экономического управления. Спад производства был остановлен, а инфляция сокращена до приемлемого уровня. Внешняя торговля с традиционными партнерами переориентирована на страны дальнего зарубежья, накоплен значительный уровень международных резервов.

Спад производства в Узбекистане был допущен в меньших масштабах по сравнению с другими странами СНГ. Производство ВВП за 1991-1996 гг. сократилось всего на 17 процентов. Политика реформ, направленная не только на достижение стабилизации, но и на создание прочного фундамента экономического роста, начала давать свои положительные результаты. В итоге, в 1996 году был достигнут рост валового внутреннего продукта на 1,6 процентов по сравнению с 1995 годом, а в первом полугодии 1997 года - на 3,9 процентов по сравнению с аналогичными периодами 1996 года.

Для сравнения спад производства ВВП за тот же период составил по: Республике Беларусь - 35 процентов; России - 39 процентов; Республике Кыргызстан - 42 процентов; Казахстану - 44 процентов; Украине - 53 процентов. В вышеперечисленных государствах СНГ имел место процесс деиндустриализации. Так, объем промышленной продукции в 1996 году к итогам 1991 года составил в Кыргызстане - 36 процентов, Казахстане - 49 процентов, России - 51 процентов, Украине - 52 процентов, Белоруссии - 62 процентов. Практически во всех новых независимых государствах не подтвердились предположения реформаторов (сторонников шоковой терапии) о том, что рост цен повлечет за собой дополнительное производство дефицитных товаров, а искусственно ссуженный платежеспособный спрос стабилизирует цены на потребительском рынке.

Начиная с 1997 по 2003 год экономика Узбекистана перешла на относительно умеренные темпы роста (от 3 до 5 % ро-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 9, 2011

Таблица 1

Структура и динамика ВВП за 1990-2010 годы

1990 год 2010 год Темпы роста в 2010 году в % к 1990 году

ВВП 100 100 3,4 раза

Промышленность 17,6 24,0 3,0 раза

Сельское хозяйство 33,4 17,5 1,83 раза

Услуги 33,8 49,0 2,4 раза

Прочие 15,2 9,5

Доля малого бизнеса в ВВП 0 52,5

ста в год). С 2004 года меры по либерализации экономики, создание благоприятной деловой среды для развития предпринимательства, а также активная инвестиционная политика, направленная на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, позволили обеспечить ускоренные и устойчивые темпы экономического роста на уровне 7-9% в год. Объем ВВП по паритету покупательной способности в 2010 году увеличился по сравнению с 1990 годом в 3,4 раза и на душу населения составил 3258 долларов США.

Проводимая инвестиционная политика позволила создать крупные и современные производственные мощности в приоритетных отраслях реального сектора. Активными темпами развивался сектор услуг. Как результат в структуре ВВП возросла доля промышленности с 14,2% до 24,0 %, доля услуг - с 37% до 49%. При этом доля аграрного сектора снизилась с 30,1% до 17,5%1.

Последовательно осуществлялись меры по разгосударствлению и приватизации, формированию слоя реальных собственников. Ряд принятых правительственных решений способствовал развитию малого и частного бизнеса. За период 2000 -2010 годы количество зарегистрированных малых и частных субъектов предпринимательства увеличилось почти в 2 раза. В результате на долю него-

1 Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг.// Ташкент: ИПТД «Узбекистан», 2011.- 128 с.

сударственного сектора в настоящее время приходится 74 процента общего числа занятого в народном хозяйстве населения. По итогам 2010 года в негосударственном секторе было произведено 53 процента валового национального продукта, 20 процентов промышленной продукции, около 98 процентов сельскохозяйственной продукции.

С развитием частного предпринимательства за годы независимости сфера услуг стала наиболее перспективной и быстроразвивающейся отраслью экономики Республики Узбекистан. За 1990 -2010 годы объем реализации услуг увеличился в 2,4 раза. Наблюдаются качественные изменения в пользу современных видов услуг. Расширяются услуги связи и информатизации, телекоммуникационные сети и мобильная связь. В итоге если в 1990 году доля услуг в ВВП составляла 33,8%, то по итогам 2010 года данный показатель составил 49 %.

Опыт традиционных экономик "развитых" и "развивающихся" стран свидетельствует о том, что главная задача и роль государственного управления сводится к созданию экономической инфраструктуры и обеспечению социально-бытовых услуг. Что касается экономического роста и развития, создания дополнительных рабочих мест и увеличения доходов на душу населения, то это должно обеспечиваться частным сектором.

В поддержку этой точке зрения имеется достаточно аргументов. Однако в таких странах как Япония, Южная Корея, Сингапур и других для формирования частого сектора, как самоуправляемого меха-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 9, 2011

низма обеспечения экономического роста, потребовался определенный период времени и активная государственная поддержка.

Для многих стран с переходной экономикой в первом десятилетии реформирования, да и в начале нового столетия главными задачами экономической политики оставались сохранение достигнутой (или достижение) стабилизации, создание эффективных рынков в таких стратегических секторах экономики, как топливно-энергетические и сырьевые отрасли. Согласно неоклассической теории к политике экономического роста можно приступать только тогда, когда пройден период стабилизации национальной экономики и структурной адаптации. Однако, горький опыт некоторых стран на сегодняшний день свидетельствует о том, что политика реформ за ряд лет не может быть лишь политикой стабилизации, она одновременно должна быть и политикой экономического роста. Затяжной характер экономических преобразований в этих государствах, продолжающиеся институциональные преобразования, усугубление положения в этих государствах в связи с финансово-экономическим кризисом привели к серьезным структурным перекосам, нарушены межотраслевые балансы и пропорции материальных и финансовых ресурсов1.

В странах с переходной экономикой, как не парадоксально, до сих пор не срабатывает механизм саморегулирования (по высказываниям специалистов международных финансовых организаций такие средства реформирования, как стабилизация цен и приватизация в скором будущем приведет к экономическому росту или же задействует "магия рынка"). До сих пор во многих сегментах рынка изменение цен не вызывает адекватного предложения товаров.

1 Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана - Ташкент. Узбекистан, 2009. - с.12.

Поэтому в нашей стране с самого начала структурных преобразований экономики был взять курс массивных инвестирований в приоритетные отрасли. Приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, оснащенных передовой технологией и обеспечивающих глубокую переработку местных сырьевых ресурсов, увеличение экспортного потенциала страны, создание новых рабочих мест в таких отраслях, как топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, машиностроения, металлургия, химическая и нефтехимическая, легкая, пищевая отрасли и т.д. Как результат активной инвестиционной и промышленной политики за годы независимости созданы новые автомобильные заводы по производству легковых, грузовых автомобилей и автобусов. В сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями построены Бухарский нефтеперерабатывающий завод, Шуртан-ский газохимический комплекс, Кунград-ский содовый завод, Асакинский автомобильный завод, десятки текстильных комплексов и т.д.

С самого начала рыночных преобразований стало очевидным, что одним их главных условий достижения полноценной реформы экономики, достижения устойчивого роста становится сильная государственная политика регулирования, призванная определить цели и задачи, методы, формы, пути и этапы реформ на определенный период времени. В нашей стране такая политика государственного регулирования носит комплексный характер. Политика государства не сводилась к ожиданию "рыночного чуда", а концентрировалась на относительно немногих, но жизненно важных направлениях, где имеется высокий потенциал ускоренного роста выпуска конкурентной продукции и услуг. Наиболее важными среди них можно отметить следующие направления:

1. Принятие государственных и территориальных комплексных программ по

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 9, 2011

Таблица 2

Изменение структуры экспорта за 2000-2010 гг. (в %)

Наименование экспортной продукции Всего СНГ Дальнее зарубежье

2000 2010 2000 2010 2000 2010

Всего экспорт 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Хлопок-волокно 27,5 11,3 18,2 2,1 32,7 19,0

Продовольственные товары 5,4 9,7 12,3 18,7 1,5 2,2

Из них потребительского назначения 9,0 17,8 1,8

Химическая продукция и изделия из неё 2,9 5,1 3,3 2,9 2,6 6,9

Энергоносители и нефтепродукты 10,3 24,8 27,3 47,9 0,8 5,7

Черные и цветные металлы 6,6 6,8 4,5 1,6 7,9 11,2

Машины и оборудование 3,4 5,5 8,5 11,3 0,6 0,8

Услуги 13,8 9,1 16,8 8,7 12,1 9,3

прочие 30,2 27,7 9,2 6,8 41,9 44,9

развитию отраслей с высокой добавленной стоимостью и создание новых рабочих мест, прежде всего, в отраслях и секторах с относительно кратчайшим инвестиционным циклом.

2. Создание пространства для развития и расширения малого, трудоемкого частного сектора, включая развитие неформального сектора для самозанятости.

3. Принятие программы локализации производства в целях ускорения адаптации промышленного производства к выпуску более современной и конкурентоспособной продукции.

4. Трансформирование внутрихозяйственного механизма сельского хозяйства, его межхозяйственных связей к рыночным отношениям путем развития фермерства и дехканских хозяйств.

Эти области экономической политики взаимосвязаны между собой и направлены на обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Именно сравнительные преимущества и их реализация позволяют реально повысить конкурентоспособность страны.

Анализ данных экспорта продукции за последнее десятилетие показывает, что Узбекистан имеет сравнительные преимущества в торговле со странами ближнего зарубежья (СНГ) по продукции топливно-энергетического характера, сельскохозяйственной и промышленной продукции продовольственного и потребительско-

го назначения, сырью и полуфабрикатам текстильной промышленности, а также по машинам, оборудованию и транспортным средствам за счет экспортной специализации по группе «легковые машины». А в торговле с остальным миром сравнительные преимущества выявлены в реализации химической продукции, сырьевых товаров (хлопок-волокно) и цветных металлов.

Для укрепления сравнительных преимуществ правительством предпринимается ряд усилий к нахождению достойного места в межрегиональном и глобальном экономическом пространстве.

Одними из таких являются меры, изложенные в докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год1, где наряду с модернизацией, техническим и технологическим перевооружением производства, ускоренным обновлением ведущих отраслей экономики, важнейшим приоритетом реализации экономической программы на 2011 год и на перспективу должно стать комплекс-

1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год.//Газета «Правда Востока» от 22 января 2011 года.

ное и ускоренное развитие инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства.

Выбор пути модернизации, изложенный Президентом страны, основывается на сформировавшихся условиях экономического роста и макроэкономической стабильности в стране, которые предопределяют готовность национальной экономики к модернизации. При этом наиболее актуальными задачами модернизации экономики является: последовательное осуществление технологической модернизации производства; создание условий для инновационного развития отраслей экономики и повышения конкурентоспособности; нахождение «точек роста» для каждой территории и отрасли, обозначе-

ние возможных сегментов для формирования кластеров развития.

Полноценная технологическая модернизация отраслей экономики, прежде всего промышленности, должна быть ориентирована на завоевание сегментов растущих рынков, характеризующихся высокой конкуренцией.

Представляется целесообразным технологически модернизировать те производства, которые имеют сравнительные преимущества конкурентоспособности во внутренней и внешней среде. Таким образом, конкурентоспособность экономики страны становится основной предпосылкой и мотивом модернизации при формировании дальнейшей стратегии экономического роста страны.

Список литературы:

1. «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества - наш главный приоритет». Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.// Газета «Правда Востока» от 28 января 2010 года.

2. Каримов И.А. По пути модернизации страны и устойчивого развития экономики. Том 16. Т.:Узбекистан, 2008 г.

3. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг.// Ташкент: ИПТД «Узбекистан», 2011.- 128 с.

4. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана - Ташкент. Узбекистан, 2009. -с.12.

5. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год.//Газета «Правда Востока» от 22 января 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.