Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛ ТРУДА / МОТИВ ТРУДА / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ / МОТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ / СТИМУЛЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белкин Владимир Никифорович, Белкина Надежда Андреевна, Антонова Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития инновационной активности персонала российских организаций как одно из условий модернизации экономики. На основе авторской методики исследования экономических явлений, в статье определяются понятия «мотив» и «мотивация», «стимул» и «стимулирование», «мотив труда» и «мотивация труда», «стимул труда» и «стимулирование труда». Используя полученные определения указанных понятий, в статье предлагается понятия перечень мотивов инновационной активности персонал и перечень стимулов инновационной активности организации. Мотивация инновационной активности персонала и стимулирование инновационной активности персонала определяются в качестве экономических категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белкин Владимир Никифорович, Белкина Надежда Андреевна, Антонова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.22

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

В. Н. Белкин, H.A. Белкина, О. А. Антонова

Челябинский филиал Института экономики УрО РАН, г. Челябинск

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ №18-010-00025 "Теоретико-методологические основы модернизации трудовых отношений

вроссийской экономике»

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития инновационной активности персонала российских организаций как одно из условий модернизации экономики. На основе авторской методики исследования экономических явлений, в статье определяются понятия «мотив» и «мотивация», «стимул» и «стимулирование», «мотив труда» и «мотивация труда», «стимул труда» и «стимулирование труда». Используя полученные определения указанных понятий, в статье предлагается понятия перечень мотивов инновационной активности персонал и перечень стимулов инновационной активности организации. Мотивация инновационной активности персонала и стимулирование инновационной активности персонала определяются в качестве экономических категорий.

Ключевые слова: стимул труда, мотив труда, мотивация труда, стимулирование труда, инновационная активность персонала организации, мотивы инновационной активности персонала организации, стимулы инновационной активности организации.

Истинные побуждения, которые заставляют человека относиться к труду творчески, довольно сложны и разнообразны. Во второй половине XX века было получено достаточно данных, позволяющих понять, как можно побудить человека трудиться творчески. Это было сделано в рамках современной теории мотивации. Мотивация является базовым понятием в ряде наук, прежде всего в психологии и менеджменте. Именно в менеджменте произошло определенное соединение понятий «мотив» и «стимул» в некий комплекс. К сожалению достаточно глубокого изучения взаимосвязи стимулов и мотивов в управленческой науке не проводилось. Но для целей нашего исследования необходимо определить понятия мотив и стимул инновационной активности персонала организации.

Для решения этой задачи мы воспользуемся методикой научного исследования экономических явлений, разработанной нами и опубликованной в 2008 году [1]. Согласно методике, экономическое явление - это обособленный элемент системы экономических отношений, отличный от других явлений и связанный с ними. Оно существует в реальной жизни, т. е. это объективное явление. Задача исследователя состоит в том, чтобы описать реальное экономическое явление с помощью логических определений. При этом необходимо использовать соответствующий научный инструментарий. Прежде всего, надо дать явлению имя, верно назвать его. Для этого используются термины. Обычно термин состоит из одного или нескольких слов. Очень важно определить термин верно с семантической точки зрения, чтобы его смысловое содержание соответствовало содержанию экономического явления. Определение термина есть начало исследования экономического явления, термин - его имя и не более того. Следующая задача исследователя - определение экономического явления в качестве понятия. Экономическое понятие есть логиче-

ское определение организационно-экономического содержания экономического явления. Понятие отвечает на вопрос: «Что это такое?».

Наиболее сложная задача исследователя - проникнуть в политэкономическую сущность экономического явления, определить его в качестве категории. Экономическая категория отвечает на вопрос: «Какие экономические отношения выражает данное явление?». Чтобы ответить на этот вопрос, исследователь должен определить субъекты и объекты этих отношений, т. е. установить, между кем, по поводу чего и в каких целях складываются отношения, выражаемые данной категорией.

В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха. Именно поэтому в последнее столетие так вырос интерес к такой сфере психологии, как мотивация персонала, составляющей значительную часть концепции управленческой науки. Знание трудовых мотивов работника, умение их формировать и направлять в соответствии с целями и задачами компании - вот важнейший вопрос в современном бизнесе. Но прежде чем приступить к практике стимулирования работников, необходимо разобраться в том, что движет человеком, что привлекает его в труде.

Исследование теоретических представлений о содержании мотивов труда позволяет утверждать, что это явление недостаточно исследовано. Нет единого мнения по определению его сущности, классификации и т. д. (Таблица 1). Поэтому необходимо проанализировать существующие определения «мотив труда», найти общие признаки и, таким образом, дать свое определение данного явления.

Таблица 1

Определения мотива трударазными авторами

№ Определение Автор, источник

1 Мотив труда - это «побудительная причина» Энциклопедический словарь / под. ред. И. Е. Андреевского: изд. ф.а. Брокгауза иИ. А. Ефрона, Спб.: 1897. Т.39. с.272

2 Мотив труда - побудительная причина, «все внутренние движения (чувства, представления и т. д.), действующие в данном случае как побуждение воли» Большая энциклопедия / под ред. С. И. Южакова. Спб.: Просвещение, 1979. Т. 3. С. 455

3 Мотив труда определяется как побудительная причина Даль В.И. Толковый словарь. М.: Русский язык, 1979. Т. 2. С. 352

4 Мотив труда - «побудительная причина действий и поступков человека по отношению к труду» Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1966. Т. 2. С. 875-877

5 Мотив труда - «более или менее адекватно осознанное побуждение к труду» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. С.198

6 Мотивы труда - «внутренние стимулы или потребность, требующая удовлетворения», где «Стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к трудовой активности» А. И. Кравченко. Социология Макса Ве-бера: труд и экономика. М.: «На Воробьевых», 1997. С. 71

7 Мотивы труда - это «активные силы, определяющие поведение работника» Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. Изд. 2-е, изм. и доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 91

8 «Мотив труда выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какой-либо трудовой деятельности» Уткин Э. А., Бутова Т. В. Мотивацион-ный менеджмент. М.: ТЕИС, 2004. С. 8

9 Мотивы труда рассматриваются как «опредмеченные потребности» Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. С. 17

10 Мотивы труда - это «побудительные причины, которые заставляют человека заниматься трудом» Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 270.: ил. (Серия«Мастерапсихологии»), С. 171

11 Мотив труда - это «феномен сознания, это осознанное индивидуумом побуждение к трудовой деятельно» Соломанидина Т. О., Соломанидин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. М.: Управление персоналом, 2005. С. 17

Как видно из таблицы, нет единого мнения по поводу содержания данного понятия. Мнения авторов существенно различаются. Почти половина авторов раскрывают содержание мотива труда с экономической точки зрения (мотив труда - «более или менее адекватно осознанное побуждение к труду» [6]), другая часть авторов определяют его как психологическое явление (мотив труда - это «побудительная причина» [12]).

В ряде определений «мотив труда» - это внутреннее воздействие (мотив труда - побудительная причина, «все внутренние движения (чувства, представления и т. д.), действующие в данном случае как побуждение воли» [4]). Только Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин пишут об осознанности побуждения к труду [11]. Остальные авторы не раскрывают данный признак.

Таким образом, из проведенного анализа видно, что в теории существует множество определений данного понятия, но нет единого. Нет единого мнения по поводу его содержания (экономическое или психологическое), по поводу вида воздействия (внешнее или внутреннее). Признак осознанности почти отсутствует в определениях.

Анализ имеющихся в литературе определений понятия «мотив труда», опыт работы по мотивации труда в организациях дают нам основания следующим образом определить мотив труда. Мотив труда - это внутренний осознанный побудитель человека к трудовой деятельности.

У персонала мотивы труда весьма разнообразны, они возникают в конце логической цепочки потребностей и интересов. В соответствии с двойственной природой человека они делятся на две группы: материальные и социальные. Материальные мотивы труда порождаются стремлением обрести доход в обмен на труд. Доход может быть в самых разных формах: заработная плата и другие денежные выплаты за труд, натуральные продукты (натуроплата труда), денежные выплаты на лечение, обучение, другие льготы, оплату которых берет на себя организация и т. п.

Понятие «материальные мотивы труда» вовсе не означает, что они связаны лишь с удовлетворением материальных потребностей человека. Они материальные потому, что их целью является «материальный доход», «материальное благо». Полученный за труд «материальный доход» затем направляется работником на удовлетворение самых разных потребностей, в том числе духовных, культурных и т. п.

Социальные мотивы труда порождаются стремлением обрести нематериальные блага в обмен на труд. В отличие от материальных мотивов, они направлены не на получение дохода, а на получение морального поощрения, наслаждение творчеством, удовлетворение самолюбия, амбиции и т. д.

Одним из важнейших социальных мотивов труда персонала является мотив инновационной активности. Интерес к проблемам теории инноваций в последнее время резко воз-

рос, о чём свидетельствует постоянно возрастающий объем публикаций. Вместе с тем, в литературе понятийный аппарат теории инноваций разработан далеко не полностью. Так, например, нет понятия «мотив инновационной активности работника». В нашем исследовании необходимость данного понятия очевидна, в связи с этим мы предлагаем следующее определение данного понятия. Мотив инновационной активности работника - это внутренний осознанный побудитель работника к реализации своего творческого потенциала в труде.

Инновационная активность проявляется через творчество. Само творчество - это нелегкий труд, захватывающий человека под влиянием свободы воли, выбора, духовного порыва, желания проявить свое «я». Поэтому мотив инновационной активности персонала относится к социальному мотиву - труд как потребность. Однако, на предприятиях со слабо развитой инновационной активностью, данный мотив может носить и материальный характер. Это проявляется в возможности увеличения доходов работника за счет проявления инновационной активности.

К мотивам инновационной активности работников и всего персонала организации можно отнести:

- персональный рост, движение вперед в своем развитии, творчество;

- признание и высокая оценка труда по достоинству;

- моральное и материальное вознаграждение за инновационную деятельность;

- благоприятная социально - психологическая среда для инновационной деятельности в организации.

Мотивы труда и инновационной активности персонала являются внутренними движущими силами. Внешними же силами, которые побуждают персонал к инновациям, являются стимулы труда и стимулы инновационной активности. Их обеспечивают организации.

Анализ различных литературных источников показывает отсутствие единого мнения по поводу содержания понятия «стимул труда» (Таблица 2).

Таблица 2

Определения стимулов трударазличными авторами

№ Определение Автор, источник

1 Стимулы - «.. .любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность» Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2003. С. 238.

2 «Стимул - побуждение к действию, побудительная причина» БЭС / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999. С. 598

3 «...стимул труда - вознаграждения, поощрения, санкции» Ромашов О. В. Социология труда. -М.: Гардарики, 2001.С.213

4 «Стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к активной деятельности» А. И. Кравченко. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М.: «На Воробьевых», 1997. С. 71

5 «...стимул - более узкое понятие, чем мотив, в основе которого может быть не только интерес, но и административное решение или иная личная причина» Волгин Н. А. Экономика труда и соци-альнотрудовая сфера. М., 1998. С. 20

6 «Стимул - физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор)» Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 370

7 «Стимул - побуждение к действию, побудительная причина» Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1983. С. 474

8 «Стимулы - внешние условия (обстоятельства), воздействующие на поведение человека» Веснин, В. Р. Основы менеджмента. М.: Институт международного права и экономики. Изд. «Триада, Лтд», 1996. С. 284

9 «Стимул - побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь» Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995. С. 756

10 «Стимул - это основной элемент управления человеческими ресурсами компании, являющийся внешним побуждением к деятельности» Соломанидина Т. О., Соломани-дин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. М.: «Журнал «Управление персоналом», 2005. С. 19.

11 «Стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека» Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 13.

12 «Стимул - это такое воздействие на человека, откуда бы оно не исходило и какой бы характер ни носило, которое оказывает влияние на его активность» Соломанидина Т. О., Соломани-дин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. М.: «Журнал «Управление персоналом», 2005. С. 21.

13 «Стимул является инструментом, вызывающим действие определенных мотивов» Уткин Э. А., Бутова Т. В. Мотиваци-онный менеджмент. М.: ТЕИС, 2004. С. 76.

14 «Стимул - это побудительная сила, которая может выступать как «кнут», так и «пряник»» Федорова Н. В. Управление персоналом организации: учебное пособие / Н. В. Федорова, О. Ю. Миченкова. М.: КНОРУС, 2005. С. 246.

15 «Стимул труда - внешнее воздействие на человека с целью обеспечения более высокой индивидуальной производительности с учетом его потребностей» Менеджмент: теория и практика в России / под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. М.: ФБК -Пресс, 2003. С. 322.

16 «Стимул - внешняя побудительная причина к какой-либо деятельности, не зависящая от работника» Волгина О. Н. Мотивация труда персонала финансово-кредитных организаций. М.: Издательство «Экзамен», 2002. С. 45.

17 «Стимул труда - это прежде всего внешнее побуждение, элементы трудовой ситуации, которые влияют на поведение человека в сфере труда» Травин В. В. Стратегическое управление. URL: http://elib.ispu.ru/library/su/ articlel7/ls3.htm.

18 Стимул - это «побуждение к действию, причина которого интерес (материальный, моральный, личный, коллективный или общественный) как форма реализации потребностей» Волгин Н. А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения). М.: Издательство «Экзамен», 2003. С. 10.

19 «Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражителей», вызывающих действие определенных мотивов ...» Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для эк. спец. вузов / М. ВысшаяШкола. 1994. С. 68.

20 «Стимул труда - внешнее побуждение» Маусов Н. К., Кокорев И. А., Ламско-ва О. М. Мотивация и карьера персонала. М., 1998. С. 13.

21 «Стимул труда - внешнее побуждение» Маусов Н. К., Кокорев И. А., Ламско-ва О. М. Мотивация и карьера персонала. М., 1998. С. 13.

22 «Стимул труда - побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей» Рынок труда. Учебник/ под. ред. проф. B.C. Буланова и проф Н. А. Волгина. М.: «Экзамен», 2000. С.431.

23 «Стимул (труда) - побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей» Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред. П. В. Савченко и Ю. Р. Кокина. М.: Юристь, 2000. С. 175.

24 «Стимул (труда) - мера побудительного воздействия на работника и структурное подразделение» Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред. П. В. Савченко и Ю. Р. Кокина. М.: Юристь, 2000. С. 444.

25 «Стимул (труда) - побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо» Персональный менеджмент: Учебник / С. Д. Резник и др. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 587.

26 «Стимул (от лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных) - это мотив работника, сформированный в ситуации, когда его внешняя среда подвергается целенаправленному воздействию работодателя, который стремится добиться желаемого поведения работника в организации» Экономика труда: учеб. пособие / Б. В. Корнейчук. М.: Гардарики, 2007. С. 140.

Как видно из таблицы, большинство авторов раскрывают данное понятие с психологической точки зрения. Только два определения имеют явное экономическое содержание. А. Я. Кибанов пишет, что стимулы - «...любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность» [5]. В. В. Травин, В. А. Дятлов дают следующее определение: «Стимул труда - это, прежде всего, внешнее побуждение, элементы трудовой ситуации, которые влияют на поведение человека в сфере труда» [10].

На основании анализа приведенных определений понятия «стимул труда» и опыта стимулирования труда на практике мы следующим образом определяем это понятие. Стимул труда - это предлагаемые организацией блага персоналу, побуждающие его к трудовой деятельности. Исходя из данного определения, можно следующим образом определить понятие «стимул инновационной активности персонала». Стимулы инновационной активности работника - это блага, предлагаемые организацией за его инновационную деятельность. Соответственно, под стимулированием инновационной активности персонала мы предлагаем понимать систему благ, предлагаемых персоналу за его инновационную активность.

Предложенные понятия «мотив инновационной активности персонала» и «стимул инновационной активности персонала» отражают процессы, протекающие в статике. Они фиксируют «статус-кво» системы инновационной активности организации. Однако, этого недостаточно для описания процессов, протекающих в инновационной сфере в организациях. В связи с этим возникает необходимость ввести новые понятия, чтобы иметь необходимый логический инструментарий для глубокого анализа исследуемых нами явлений.

Анализ имеющихся понятий по мотивации и стимулированию персонала выявил, что как в науке, так и в реальном секторе таких понятий как «мотивация инновационной активности персонала» и «стимулирование инновационной активности персонала» не имеется. В связи с этим, предлагаем ввести в научный оборот эти понятия.

Мотивация инновационной активности персонала - это внутренний осознанный процесс побуждения персонала к активной реализации своего творческого потенциала путем создания и использования новшеств.

Стимулирование инновационной активности персонала - это процесс побуждения персонала со стороны организации к реализации его творческого потенциала за счет создания и использования новшеств.

Анализ имеющихся в литературе понятий показывает, что большинство авторов в анализе экономических явлений не поднимаются до определения политэкономической сущности процесса мотивации труда, не определяют ее в качестве экономической категории, затушевывают несовпадения экономических интересов субъектов производственного процесса, ограничиваются организационно - экономическими отношениями. Понятие «мотивация инновационной активности персонала» в качестве экономической категории никем не раскрыто. Однако на практике данные отношения между персоналом и организацией существуют. Персонал вступает в эти отношения, имея в своем сознании определенную систему мотивов инновационной активности. Полная реализация этих мотивов возможна лишь через создание организацией эффективной системы стимулов инновационной активности персонала.

Мы предлагаем ввести в научный оборот понятие «мотивация инновационной активности персонала» в качестве экономической категории.

Как экономическая категория мотивация инновационной активности персонала выражает отношения между персоналом и организацией по поводу достижения и поддержания такого уровня инновационной активности персонала, который позволяет разрабатывать и внедрять новшества.

Для выявления сущности предложенного понятия «стимулирование инновационной активности персонала» необходимо определить его в качестве экономической категории. По нашему мнению, стимулирование инновационной активности персонала, как экономическая категория, выражает отношения между организацией и персоналом по поводу благ (стимулов), которые организация предлагает работникам за их инновационную активность.

Таким образом, проведенное исследование теоретических вопросов мотивации и стимулирования инновационной активности персонала организаций позволяет ввести в научный оборот ряд понятий и категорий, что открывает новые возможности для существенного углубления исследований актуальных проблем перехода российской экономики на инновационный путь развития, на путь модернизации российской экономики.

Список литературы

1. Белкин, В. Н. Методика анализа экономических явлений [Текст] / В. Н. Белкин // Человек и труд. - 2008. -№2,- С. 41-42.

2. Белкин, В. Н. Совершенствование управления инновационным потенциалом промышленного предприятия [Текст] / В. Н. Белкин, Н. А. Лузин. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. - 136 с.

3. Емельянов, Ю. С. Человеческий капитал в модернизации России: институциональный и корпоративный аспекты [Текст] / Ю. С. Емельянов, А. А. Хачатурян; предисловие Е. П. Велихова. - М.: Едиториал УРСС. 2011,416 с.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 455 с.

5. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник [Текст] / А. Я. Кибанов. -М.: ИНФРА-М, 2003. -238 с.

6. Кравченко, А. И. Социология Макса Вебера: труд и экономика [Текст] / А. И. Кравченко. -М.: «НаВоробьевых», 1997. - 198 с.

7. Лукичева, Л. И. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие [Текст] / Л. И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2010. - 239 с.

8. Лукичева, Л. И. Управление интеллектуальным капиталом [Текст] / Л. И. Лукичева. -М.: Омега-Л, 2009. - 551с.

9. Лукичева, Л. И. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами [Текст] / Л. И. Лукичева, Д. Н. Егорычев. - М.: Омега-Л, 2004. - 124 с.

10. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия: учеб.-практ. пособие [Текст] / В. В. Травин, В. А. Дятлов. - 5-е изд. - М.: Дело. 2003. - 272 с.

11. Соломанидина, Т. О. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах) [Текст] / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. -М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. -128 с.

12. Энциклопедический словарь [Текст] / под. ред. И. Е. Андреевского. - СПб.: изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1897. - Т. 39. - 272 с.

13. Эльянов, А. Я. Проблемы модернизации в эпоху глобализации [Текст] / А. Я. Элья-нов // МЭи МО. -2010.-№2,- 28 с.

14. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебник [Текст] / С. Н. Яшин, И. Л. Туккель, Е. В. Кошелев, Ю. В. Захарова. - В 2 т. - Т. 2: Финансовое обеспечение. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2016. -709 с.

INNOVATIVE ACTIVITY OF THE PERSONNEL OF ORGANIZATIONS AS THE CONDITION OF MODERNIZATION OF THE ECONOMY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. N. Belkin, N. A. Belkina, O. A. Antonova

Chelyabinsk branch of the Institute ofEconomy of the Russian Academy ofSciences,

Chelyabinsk, akademiya28@bk.ru

In the article actual problems of development of innovative activity of the personnel of the Russian organizations are considered as one of the conditions for modernization of the economy. On the basis of the author's methodology for studying economic phenomena, the article defines the concepts of«motive» and «motivation», «stimulus» and «stimulation», «labor motive» and «labor motivation», «labor incentive» and «labor stimulation». Using the obtained definitions of these concepts, the article suggests the concept of a list of motives for innovative activity of staff and a list of incentives for innovative activity of the organization. Motivation of innovative activity of personnel and stimulation of innovative activity ofpersonnel are defined as economic categories.

Keywords: the stimulus of labor, the motive of labor, the motivation of labor, the stimulation of labor, the innovative activity of the personnel of the organization, the motives of the innovative

activity of the personnel of the organization, the incentives for the innovative activity of the organization.

References

1. Belkin, V. N. (2008) Metodika analiza ekonomicheskih yavleniy [=Methods of analyzing economic phenomena], in: Chelovek i trud [=Man and work], No. 2, pp. 41-42. (In Russ.).

2. Belkin, V. N. and Luzin, N. A. (2014) Sovershenstvovanie upravleniya innovatsionnyim po-tentsialom promyishlennogo predpriyatiya [=Improving the management of the innovative potential of an industrial enterprise], Ekaterinburg, Institute of Economics, UrB RAS, pp. 136. (In Russ.).

3. Yemelyanov, Y. S. and Khachaturyan, A. A. (2011) Chelovecheskiy kapital v modernizat-sii Rossii: institutsionalnyiy i korporativnyiy aspektyi [=Human Capital in Russia's Modernization: Institutional and Corporate Aspects], Moscow, Editorial URSS, p. 416. (In Russ.).

4. Ilyin, E. P. (2000) Motivatsiya i motivyi [=Motivation and motives], St. Petersburg, Publishing House "Peter", p. 455. (In Russ.).

5. Kibanov, A. Ya. (2003) Osnovyi upravleniya personalom [=Fundamentals of Personnel Management], Moscow, INFRA-M, p. 238. (In Russ.).

6. Kravchenko, A. I. (1997) Sotsiologiya Maksa Vebera: trud i ekonomika [=Max Weber's Sociology: Labor and Economics], Moscow, On the Vorobievs, p. 198. (In Russ.).

7. Lukicheva, L. I. (2010) Upravlenie intellektualnyim kapitalom [=Management of Intellectual Capital], Moscow, Omega-L, p. 239. (In Russ.).

8. Lukicheva, L. I. (2009) Upravlenie intellektualnyim kapitalom [=Management of intellectual capital], Moscow, Omega-L, p. 551. (In Russ.).

9. Lukicheva, L. I. and Egorychev, D. N. (2004) Vnutrifirmennoe upravlenie intellektualnyimi aktivami [=Intrafirm management of intellectual assets], Moscow, Omega-L, p. 124. (In Russ.).

10. Travin, V. V. and Dyatlov, V A. (2003)Menedzhmentpersonalapredpriyatiya: ucheb.-prakt. Posobie [=Management of the personnel of the enterprise], Moscow, Case, p. 272. (In Russ.).

11. Solomanidina, Т. O. and Solomanidin, V. G. (2005) Upravlenie motivatsiey personala (v tablitsah, shemah, testah, keysah) [=Management of personnel motivation (in tables, diagrams, tests, cases)], Moscow, "Journal" Personnel Management", p. 128. (In Russ.).

12. Entsiklopedicheskiy slovar (1897) [=Encyclopaedic dictionary], St. Petersburg, Vol. 39, p. 272. (In Russ.).

13.Elyanov, A. Ya. (2010) Problemyi modernizatsii v epohu globalizatsii [=Problems of Modernization in the Era of Globalization], in\MUiMO, No. 2, p. 28. (In Russ.).

14. Yashin, S. N, Tukkel, I. L., Koshelev, E. V. and Zakharova, Yu. V. (2016) Ekonomika ifi-nansovoe obespechenie innovatsionnoy deyatelnosti: uchebnik [=Economics and financial support of innovation: textbook], Vol. 2: Financial security, Nizhny Novgorod, Publishing house of Nizhny Novgorod State University, pp. 709. (In Russ.).

Белкин Владимир Никифорович - доктор экономических наук, профессор, директор, Челябинский филиал Института экономики УрО РАН.

akademiya28@bk.ru

Белкина Надежда Андреевна — доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Челябинский филиал Института экономики УрО РАН.

akademiya28@bk.ru

Антонова Ольга Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Челябинский филиал Института экономики УрО РАН.

akademiya28@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.