Научная статья на тему 'Сущность стимулирования трудовой деятельности персонала'

Сущность стимулирования трудовой деятельности персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1859
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВ / СТИМУЛ / МОТИВАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОТИВИРОВАНИЕ / МОТИВ ТРУДА / СТИМУЛ ТРУДА / МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булкина Н. В.

статья посвящена выявлению сущности стимулирования трудовой деятельности персонала путём рассмотрения и объективного разделения понятий «мотив», «мотивация», «стимул» применительно к трудовой деятельности с позиции различных научных направлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность стимулирования трудовой деятельности персонала»

РАЗДЕЛ IV. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Н.В. Булкина

СУЩНОСТЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

THE ESSENCE OF INCENTIVES WORK ACTIVITY OF PERSONNEL

Аннотация: статья посвящена выявлению сущности стимулирования трудовой деятельности персонала путём рассмотрения и объективного разделения понятий «мотив», «мотивация», «стимул» применительно к трудовой деятельности с позиции различных научных направлений.

Ключевые слова: мотив, стимул, мотивация, стимулирование, мотивирование, мотив труда, стимул труда, мотивация трудовой деятельности, стимулирование трудовой деятельности.

Abstract: this article focuses on identifying the essence of the concept of incentives work activity of personnel by reviewing the concepts of separation and objective «motive», «motivation», «incentive» applied for work activity with the positions of the various scientific fields.

Keywords: motive, incentive, motivation, encouragement, motivation, motive of labor, the incentive to work, motivation, motivation work activity, incentives work activity.

На современном этапе развития науки и практики по проблеме стимулирования трудовой деятельности персонала (ТДП), написано множество научных работ и накоплен внушительный практический опыт в различных сферах деятельности. Но, не смотря на это, вопрос мотивации и стимулирования ТДП не утрачивает свою актуальность, в силу всё большей интеграции России в мировое сообщество и стремления к высоким производственным результатам в целях достижения конкурентоспособного положения на мировом рынке.

При разностороннем и стремительном изучении проблематики стимулирования ТДП, достаточно серьёзным сдерживающим фактором, по-прежнему, является отсутствие общего понятийного аппарата, что мешает её полноценному осмыслению. Разделение понятий «стимулирование» и «мотивация» для отечественных авторов более характерно, чем для зарубежных, но, не смотря на это, в последнее десятилетие появился ряд работ Маслова Е.В., Базарова Т.Ю., Клочкова А.К., Адамчука В.В, Андросова Л. А., в которых данные понятия, по-прежнему, не различаются.

Анализ исходного понятия «стимул» указывает на два различных подхода к его сущности. В первом (Аширов Д. А., Бычкова А.В., Виханский О.С., Майерс Д., Каверин С.Б.) - «стимул» рассматривается, как исключительно внешнее побуждение, а второй подход (Веснин В.Р., Егоршин А.П., Ильин Е.П.) подразумевает как внешнее, так и внутреннее побуждение.

В психологии появление внешних и внутренних стимулов возникло вследствие различного понимания учёными тех сил, которые дают толчок возникновению мотива. В связи с этим Е.П. Ильин писал «стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка - внутреннее осознанное побуждение,

© Н.В. Булкина, 2012

принимаемое многими психологами в качестве мотива» [7]. Двойственность понимания «стимула» в управлении отражено в труде А.П.Егоршина [6]. Он понимает под стимулом, в первую очередь, принуждение или причину поведения человека, руководствуясь его первичным латинским значением; также вкладывает в это понятие материальное и моральное поощрение, самоутверждение (как внутренний стимул). Но руководствуясь ранними теориями мотивации, самоутверждение является потребностью, а не стимулом. Итак, стимул труда - это внешнее побуждение человека к действию, отражаемое им как мотив.

Психология, социология и управление активно работает над выработкой собственных определений понятия «мотив», при этом и внутри этих наук нет единого согласованного взгляда на его трактовку. Один из спорных вопросов заключается в сущности мотива, которое понимается как побуждение (Якобсон П.М., Шарова Н.В., Еникеев М.И., Ильин Е.П., Рубинштейн С.Л., Каверин С.Б.), потребность (Леонтьев А.Н., Вайсман Р.С., Кузьмин Е.С.), фактор (Вилюнас В.К.), соображение (Годфруа Ж.) или цель действия (Хекхаузен Х.). «Принятие потребности за мотив происходит, прежде всего потому, что она объясняет в значительной степени, почему человек хочет проявить активность» [7] считает Е.П.Ильин. Отличие мотивов от потребностей легко подтвердить, утверждает С.Б.Каверин «одна и та же потребность может быть реализована посредством множества совершенно разных мотивов, в то же время несколько различных потребностей могут быть удовлетворены через один мотив» [8]. Таким образом, большинство учёных сходятся во мнении, что «мотив» обладает, в первую очередь, побудительным качеством и влияет на поведение и действия человека. А потребности, в данном случае, выполняют функцию побуждения активности человека, то есть объясняют причину активности (Ильин Е.П., Брентано Л., Фрейд З., Магун В.С., Леонтьев Д. А.).

Далее, принципиальными становятся другие вопросы: является ли мотив осознанным или нет, откуда исходит побуждение: «изнутри» или «извне»? Одни психологи считают, что мотив - это интеллектуальный продукт мозговой деятельности (Годруа Ж, Хекзаузен Х, Еникеев М.И., Рубинштейн С.Л., Каверин С.Б., Леонтьев А. Н.), то есть он является осознанным процессом, другие придерживаются мнения об осознанности и неосознанности мотивов (Матюхина М.В., Ильин Е.П., Шарова Н.В.).

Вследствие того, что потребности, как побуждающая функция, могут быть как осознанными, так и не осознанными, мотив может быть, как осознанным, так и не осознанным. Только в следующем вопросе о месте возникновения побуждения учёные единодушно заявляют, что мотив является личностным явлением, соответственно побуждение может быть только внутренним. Не сильные расхождения во взглядах в управлении и социологии на понимание мотива, по мнению О.Н. Горшковой [5], указывают на здоровый прагматизм учёных, работающих в данных научных направлениях. Подводя итог, определим, что мотив труда - это внутреннее осознанное или неосознанное побуждение к удовлетворению личных потребностей посредством трудовой деятельности.

Производными от разобранных понятий являются «стимулирование» и «мотивация». По мнению Е.В. Маслова «стимулирование труда... является одним из методов мотивации трудового поведения» [10]. Исходя из этой позиции, в первую очередь, рассмотрим понятие «мотивация» в целях объективного разграничения данных категорий.

На современном этапе развития науки сложилось три различных подхода к определению мотивации. Первый, где группа специалистов (Клочков А.К., Кабанов В., Строев Е.С.) рассматривает мотивацию «как процесс побуждения сотрудников к деятельности» [9]. То есть полностью отождествляет со стимулированием. Сторонники второго подхода (Адамчук В.В., Каверин С.Б., Аширов Д.А., Кибанов А.Я., Травин В.В., Шапиро С.А., Сорокоумов А.), наоборот, считают, что мотивация - это

Управление организацией: современные тенденции

исключительно внутренний процесс. Обозначая его как процесс: «выбора человеком того или иного типа поведения» [12], или «начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение, направленное на достижение определённой цели» [2]. И третий подход (Тургужанова А.Г., Базаров Т.Ю., Ерёмина Б.Л., О.Н.Аллин, Н.И.Сальникова, Бычкова А.В., Веснин В.Р., Виханский О.С., Наумов А.И., Г.А.Дмитриенко, Андросова Л.А., Сафронов Н.Н., Ильин Е.П.), видимо пытаясь снять вопрос разногласий, разделяет мотивацию на «внутреннюю» и «внешнюю». Где под «внутренней мотивацией» понимается «процесс сознательного выбора человеком поведения» [3], а под «внешней мотивацией» - «механизм внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия (побуждения, принуждения)» [4].

Семантический анализ позволил выделить два направления: рассмотрение мотивации как совокупность факторов или мотивов, и как процесс, механизм. Оба эти направления соотносятся с потребностями, побуждениями, намерениями. Данные выводы так же способствуют разделению мотивации и стимулирования.

При понимании процесса мотивации особое значение уделяется «сознательности» и «бессознательности». Но, так как мотивация является совокупностью мотивов, то допускается, что она может состоять из осознанных и неосознанных мотивов. По мнению Е.А.Митрофановой подмена понятий «является не обоснованной, поскольку каждая из указанных категорий выполняет свою самостоятельную смысловую функцию» [11].

Одним из обоснований того, что «стимулирование» не может подменяться «мотивацией» или «мотивированием», является производное происхождение от уже ранее рассмотренных понятий «мотив» и «стимул», которые объективно разделены и имеют различные смысловые значения. Мотивация трудовой деятельности - это совокупность осознанных и неосознанных, внешних (стимулов) и внутренних (мотивов) движущих сил, побуждающих человека к осуществлению действий для удовлетворения своих потребностей. Итак, стимулирование не является частью мотивации, а является совершенно самостоятельной категорией. Но стоит отметить, что стимулирование, как управленческий инструмент, тесно связано с мотиваций, без которой оно теряет сущностный смысл.

Абстрагируясь от мотивации, стимулирование рассматривается с двух позиций, как «процесс применения стимулов» [4] или «внешнее воздействие» [1].

Автор статьи считает, что рассмотрение стимулирования, как внешнее воздействие является наиболее обоснованным в понимании применительно к трудовой деятельности, так как позволяет рассмотреть данную категорию комплексно, как некий механизм, как функцию управления, не ограничиваясь прямыми связями мотив-стимул.

В результате проведенный анализ и объективное разделение понятий «стимул», «мотив», «мотивация» и «стимулирование» позволило выделить понятие «стимулирование ТДП» и дать ему следующее определение. Стимулирование трудовой деятельности - это различного рода внешние воздействия, оказываемые в процессе управления на персонал с целью получения желаемых результатов.

Литература

1. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. - М.: Генезис, 2005. - 248 с.

2. Аширов Д. А. Большаков С.В. Организационное поведение. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансового права, 2002. - 104 с.

3. Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. - 200 с.

4. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект.

5. Горшкова О.Н. Мотивация труда персонала коммерческого банка: социально-экономический аспект. Автореферат дис... канд. экон. наук. - М., 2001. - С. 9-10.

6. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 2004. - 607 с.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.

8. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 224 с.

9. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. - Эксмо, 2010. - 160 с.

10. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / под ред. П.В. Шелитова. - М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭ и У, 2000. С. 105.

11. Митрофанова Е. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации: теория, методология, практика: автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05. - M, 2008. - 341 с.

12. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. д. э. н., проф. А. Я. Кибанова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.

Л.И. Масленникова

СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

SYSTEM OF CSR IN MARKET ECONOMY

Аннотация: в статье отмечается возрастающий интерес к концепции социальной ответственности бизнеса. Идея корпоративной социальной ответственности тесно связана с глобальными проблемами современности, концепцией заинтересованных сторон, стратегией устойчивого развития. Анализируются направления роста и проблемы на пути развития стратегии социально-ответственного бизнеса. Исследуется уровень развития данной концепции в РФ и делается вывод о необходимости учета требований мирового сообщества по вопросам КСО в свете предстоящего вступления России в ВТО.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), стратегия устойчивого развития, концепция заинтересованных сторон.

Abstract: a growing interest to Corporate Social Responsibility (CSR) has been disclosed in the article. The concept of CSR is closely linked with global problems, stakeholder theory and sustainable development. Obstacles and opportunities for further developing CSR have been analyzed. The level of development of CSR in Russia has been described and an importance of international CSR requirements for Russian companies has been concluded

Keywords: corporate social responsibility, sustainable development, stakeholders

theory.

В современном мире формирование и развитие социальной ответственности корпораций становится остро востребованной темой, обусловленной тем, что практически для всех стран мирового сообщества, испытывающих в той или иной степени влияние процессов рыночной трансформации экономических отношений в

© Л.И. Масленникова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.