Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЯГКИЕ НАВЫКИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна

Цель исследования - методическое обоснование отдельных направлений подготовки учителей к проектированию личной образовательной деятельности в условиях цифровизации современной школы. Статья посвящена проблеме формирования и развития мотивации педагога к инновационному развитию в условиях современной цифровой школы. В результате автор статьи предлагает возможные пути формирования положительной мотивации инновационной активности педагогов, которая будет направлена на их желание и готовность работать в постоянно меняющихся условиях. Кроме того, автором разработана серия тренингов, нацеленных на формирование шести компетенций учителя по системе Джона Хэтти. Тренинговая работа учителей направлена на освоение всеми педагогами специальных компетенций, востребованных в дигитальном образовательном пространстве, к повышению их мотивации к самообразованию, к обновлению содержания и совершенствованию методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The purpose of the study is a methodological substantiation of certain areas of teacher training for the design of personal educational activities in the context of digitalization of the modern school. The article is devoted to the problem of the formation and development of the teacher's motivation for innovative development in the conditions of a modern digital school. As a result, the author of the article suggests possible ways to form a positive motivation for the innovative activity of teachers, which will be aimed at their desire and willingness to work in a constantly changing environment. In addition, the author has developed a series of trainings aimed at developing the six competencies of a teacher according to the John Hattie system. The training work of teachers is aimed at mastering by all teachers the special competencies that are in demand in the digital educational space, to increase their motivation for self-education, to update the content and improve teaching methods.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

■ 1NNOVA TIVE А CTMTV OF TEA CHERS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZA HON *

Shayakhmetova Venera RuzaHevna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm

The purpose of the study is a methodological substantiation of certain areas of teacher training for the design of personal educational activities in the context of digitalization of the modern school. The article is devoted to the problem of the formation and development of the teacher's motivation for innovative development in the conditions of a modern digital school. As a result, the author of the article suggests possible ways to form a positive motivation for the innovative activity of teachers, which will be aimed at their desire and willingness to work in a constantly changing environment. In addition, the author has developed a series of trainings aimed at developing the six competencies of a teacher according to the John Hattie system. The training work of teachers is aimed at mastering by all teachers the special competencies that are in demand in the digital educational space, to increase their motivation for self-education, to update the content and improve teaching methods.

Keywords: general education; digitization; innovative activity; federal state educational standards; soft skills; competence.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.58

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ **

Цель исследования - методическое обоснование отдельных направлений подготовки учителей к проектированию личной образовательной деятельности в условиях цифровизации современной школы. Статья посвящена проблеме формирования и развития мотивации педагога к инновационному развитию в условиях современной цифровой школы. В результате автор статьи предлагает возможные пути формирования положительной мотивации инновационной активности педагогов, которая будет направлена на их желание и готовность работать в постоянно меняющихся условиях. Кроме того, автором разработана серия тренингов, нацеленных на формирование шести компетенций учителя по системе Джона Хэтти. Тренинговая работа учителей направлена на освоение всеми педагогами специальных компетенций, востребованных в дигитальном образовательном пространстве, к повышению их мотивации к самообразованию, к обновлению содержания и совершенствованию методов обучения.

Ключевые слова: общее образование; цифровизация; инновационная активность; федеральные государственные образовательные стандарты; мягкие навыки; компетентность.

<

0

1_

<

ш 1=

332

УДК 37:01:130.2 ВАК РФ 5.8.1

Ф Шаяхметова В.Р., 2022

Введение

Цифровизация 8 контексте системы образования может рассматриваться как решение проблемы доступности качественного образования, позволяющая интегрироваться в глобальную систему образования, сохраняя сложившиеся традиции и, при этом, конкурируя с лучшими образцами зарубежного образования. Достижение данной задачи возможно при условии, что процесс внедрения цифровизации в образовательную среду осуществляется системно, в про-тивном случае произойдет смещение приоритетов и способов реализации данного процесса, что погрузит сферу образования в нестабильное и неустойчивое состояние. Кроме того, несистемный подход к процессу внедрения цифровизации в образовательную деятельность порождает неоднозначное отношение педагогов к инновационным процессам. Известно, что только 3% российских педагогов работают в постоянном режиме развития, 16% критикуют

* The aiticle was prepared as part of the implementation of state assignment No. 07-00080-21 -0? dated August 18, ¿021 (registry entry number No. 730000F.99.1) with the Ministry of Education of the Russian Federation on the topic 'Research of the formation and scientific and methodological support of digital formats of additional education, organisation of project and research activities of students'.

** Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания №07-00080-21-02 от 18.08.2021 г. (номер реестровой записи №730000ф.99.1) с Министерством просвещения Российской федерации по теме "'Исследование становления и научно-методическое сопровождение цифровых форматов дополнительного образования, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"'.

ШАЯХМЕТОВА Венера Рюзальевна, кандидат исторических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

любые модернизационные изменения, а остальные утверждают, что поддерживают определенные инновации, но не готовы их внести в личную педагогическую практику [1, с.173].

Целью данного исследования является методическое обоснование отдельных направлений подготовки учителей к проектированию личной образовательной деятельности в условиях цифровизации современной школы. Цель структурировала следующие задачи. 1) выделение социально востребованных профессиональных компетенций современного "цифрового" учителя; 2} анализ практики профессиональной деятельности учителей в новой информационной образовательной среде; 3) выявление причин снижения мотивации педагога к инновационному развитию в рамках преподаваемой предметной области.

Для осмысления степени готовности дидак-тико-инновационного потенциала учителей к работе в современной информационной среде, в статье применяются следующие методы исследования системный анализ, позволяющий определить методологические основы совершенствования дидактико-инновационного потенциала учителей; теоретический анализ педагогической литературы с позиций тематики данного исследования; анкетирование группы педагогов и т.д.

Теоретической базой исследования послужили публикации, определяющие концептуальные и педагогические позиции функционирования информационной образовательной среды в современной школе и позицию учителя в данной среде. Готовность учителя к инновационной эффективной работе стала предметом исследования таких авторов, как Д.Б. Богоявленская, Е.А. Ямбург, М.А. Головчин и др.

Практическая значимость исследования заключается в реализации предложенной методической системы тренингов для учителей с последующей активизацией предметно-инновационной деятельности учителей в информационной образовательной среде.

Стратегический ориентир на изменение требований к формам и методам обучения заложен в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (далее ФГОС), где после пересмотра его в 2021 году появилось понятие "современной школы", в которой обучающиеся получают социально востребованные компетенции (личностные, метапредметные и предметные). Данный подход требует принципиального изменения позиции всех участников образовательного процесса, в первую очередь, учителя как "Учителя

будущего" или "Учителя цифровой трансформации". Современная школа дает запрос на специалистов с динамическими компетенциями, способными гибко встраивается в изменяющиеся условия. Цифровизация требует педагогов, активно работающих в сетевом взаимодействии, с виртуальной средой, в рамках дистанционного обучения и т.д., способных подготовить выпускника с компетенциями XXS века: оперирование большими объемами информации, вербальная и невербальная коммуникативность, и, в обязательном порядке, потребность в неформальном самообразовании на протяжении всей жизни. В результате знание методологии и методики современного образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды, знание основ педагогического проектирования и моделирования является приоритетными задачами для современного педагога. И здесь еще одним вызовом для современной школы является разрыв поколений. Большинство педагогов в России составляют длительной стабильно работающие учителя. Их педагогическое образование не содержало современные инновационные требования цифровизации. По результатам опроса 150 педагогов школ г. Перми можно констатировать, что большинство респондентов имеют устоя в шееся трад и ци он н ые п редставления о профессиональных функциях. Для 76% респондентов, в первую очередь, учитель - это специалист с определенным набором знаний и морально-нравственными установками. 24% опрошенных отметили наряду с интеллектуальным багажом должно быть наличие творческого потенциала, который, по мнению опрошенных, является компетенцией инновационной активности в образовательном процессе. Как вывод можно отметить, что учитель стажист, с огромным опытом традиционной методики передачи знаний и молодой педагог, по-разному готовы к работе в условиях цифрового образовательного пространства, к диалогу на "цифровом" языке с подростками. Проблема консервативности большинства российских учителей неоднократно подчеркивалась министром просвещения С.С. Кравцовым:"... важно, чтобы учителя... небыли чем-то застывшим, чтобы они расширяли кругозор, участвовали во всех аспектах жизни школы, много читали, были внимательны к каждому ребенку и показывали детям, как много можно достичь, живя согласно духовным ценностям, следуя моральным принципам" [2].

Основными мероприятиями, направленными на преодоление разрыва поколений в учи-

rv

f\J

о rv л

Cl

\о го

о <

о

S

333

тельской среде и выравнивание числа желающий работать в цифровой образовательной среде, является переподготовка на федеральном/региональном/муниципальном уровнях. В регионах внедряется система стимулирования работников, организовываются профессиональные конкурсы. В результате учитель может выйти на либо на интеллектуальную и инновационную активность в рамках осознанной профессионально-компетентностной траектории развития, либо на выполнение формальный уровень исполнения функциональных обязанностей без обязательств участия в инновациях. Это вопрос управления качеством процесса, в котором перед каждым образовательным учреждением стоит сверхзадача - поиск новых форм мотивации проак-тивного поведения учителя.

Результаты исследования

Российский учитель, безусловно, заинтересован в образовательных результатах своих обучающихся, в перспективах карьерного роста, в собственном личностном и профессиональном развитии, в "интеллектуальной активности", обозначаемой как, "продолжение мыслительной деятельности человека за пределами заданной и решённой им задачи" в виде "показателя мобильности творческого потенциала личности". [3, с. 14] Но государственная образовательная политика, которая находится в постоянном тренде обновления, не дает устоятся процессу формирования институциональных условий положительной мотивации инновационной активности педагогов,

В то же время, следует отметить, что разновозрастные и обладающие различными уровнями методической и житейской мудрости, учителя, могут сотрудничать в определении целевых установок профессиональной деятельности. Общими для всех педагогов сферами сотрудничества можно считать;

1) разработку и реализацию профессиональной траектории развития педагога;

2) участие в проектах (конкурсное движение, профессиональные олимпиады и т.д.);

3) работу с обучающимися групп роста (высокомотивированные обучающиеся) и групп риска (испытывающие трудности в обучении) для обеспечения качества обучения и воспитания;

4) научно-методическую/проектную/инно-вационную работу (диссеминация опыта через выступления на научно-методических семинарах, мастер-классы, воркшопы и публикации статей в рецензируемых журналах и т.д.).

Для активизации инновационного поведения очень важным является вовлечение учителя в новые роли: тьютор, модератор, архитектор урока, фасилитатор, дизайнер образовательной среды. Данные роли опосредованно требуют умений в области специальных цифровых компетенции, обязательно ведет к обновлению содержания и совершенствование методов обучения. Вынужденность дистанционного обучения в период пандемии способствовала не только ускоренному освоению цифровых конференц-платформ итехнологий, но и сформировала общность педагогов по созданию цифровой образовательной среды, а также актуализировала образ учителя в глазах подростков. Молодые педагоги обучали учителей-ста-жистов организации учебного процесса в разных цифровых средах, т.е. молодой специалист способствовал развитию цифровых навыков своего учителя-наставника. Но, если в условиях пандемии дистант-обучение было "кризисным обучением в чистом виде", по меткому определению авторов исследования "Учим в любых условиях", то в настоящее время, в постпандемийном мире "...есть время сделать дистанционное обучение более целенаправленным и осмысленным, ... отбросить все, что не сработало в виртуальной среде, взять на вооружение методы, оказавшиеся эффективными в сложившихся условиях" [4].

Образовательное учреждение должно выстраивать систему инновационной подготовки учителей-стажистов и молодых специалистов, опираясь на стратегию 3-х Т: Традиции, Творчество, Технологии. Фокусом кадровой политики должно стать развитие педагога с постоянным приращением методической и технологической компетентностей, с ориентацией на него как на субьекта. Наиболее эффективно данное развитие может осуществиться в процессе участия в профессиональных конкурсах, проектной деятельности, инновационных педагогических исследований. В условиях цифровизации образования наиболее эффективными для компетентностного развития специалистов являются дистанционные технологии обучения (виртуальные конкурсные площадки, медианары, воркшопы, вебинары, коворкинги и т.д.).

Ориентация на учителя как на субъекта образовательной траектории начинается с необходимости определения его статуса или места в образовательном процессе. Интериори-зация педагогом ценностей инновационной деятельности позволяет выделить три уровня субъектности (табл. 1).

Таблица 1 - Общая характеристика уровней субъектности педагога

Уровень субъектности Общая компетентностно-профессиональная характеристика Преобладающие формы поведения

«Функциональный» специалист, освоивший способы деятельности и профессионально самоопределившийся (знание нормативно-правовых, профессиональных основ деятельности) Эталонное поведение . Воспроизведение модели педагога

«Деятельностный» профессионально самоутвердившийся специалист с выработанным индивидуальным способом деятельности (знание основ педагогического конструирования) Создание собственной модели педагога с постоянной рефлексией

«Взаимодействующий» специалист, обладающий высоким уровнем методологической компетентности для проектирования образовательной деятельности в логике системно-деятельностного подхода (реализация педагогического проектирования и моделирования) Проектирование. Созидающее творчество. Диссеминация опыта.

Как показывает исследование, более 60% опрошенных педагогов готовы к более значительным, сущностным (например, к активизации в использовании современных педагогических технологий) изменениям, при существовании организационных и мотивационных условий инновационной и интеллектуальной деятельности всех педагогов.

Анализ педагогической литературы показывает, что система стимулирования "внутренней мотивации профессионального развития учителя" [5, с.43] является наиболее эффективным способом активизации его интеллектуально-инновационной деятельности. Учитель, заинтересованный в наращивании личных профессиональных компетенций, может самостоятельно и/или при методическом сопровождении определять и формулировать свои профессиональные дефициты, отбирать формы самообразования и, впоследствии, использовать приобретенные знания и компетенции в образовательном процессе. Анкетирование показывает, что более 67% опрошенных педагогов нуждаются в системах модульного обучения, при котором контент обучения модулируется/проектируется с ориентацией на достижение персональных профессиональных целей. Не востребованы курсы повышения квалификации "обо всем - и ни о чем", т.е. такие в которых ставятся максимально широкая тематика, например, "Освоение ФГОСов третьего поколения в начальной школе" или "Организация обучения и воспитания детей в цифровых средах".

Учитель, осваивая в системно-деятельност-ном формате отдельные модули как целостные завершенные учебные программы, не только расширяет свои профессионально-дидактические возможности, но и дополняет комплекс

личных мягких и твердых навыков так называемыми seif skills.

Для соединения инновационной активности педагогов с образовательной политикой всей школьной системы можно использовать модель прикладных поощрений педагогов, соединяющая инновационную активность конкретного учителя с приоритетами образовательной политики школы и отрасли "Образование" в целом. Она должна учитывать возрастные, личност-но-профессиональные, психологические и прочие особенности педагога. В сфере лич-ностно-профессионального статуса педагога (независимо от возраста, стажа, внутренней мотивации) можно выделить феномен "интеллектуальная активность". [6]

В связи с тем, что большинство педагогов ссылаются на нехватку времени и непонимание каким должен быть результат работы, можно предложить создание личной интеллект-карты (rnindrnap, roadmap) в любом формате (график, схема, "дерево целей", рисунок, план-схема и т.п.), либо воспользоваться любыми ресурсами Интернета (например, шаблоны майнд-карт mindmeisier.com).

Несмотря на общие требования к майнд-картам педагога в качестве обязательных элементов нужно вводить следующие:

- визуализация цели (например, вместо заявления типа "хочу профессионально расти" рекомендуем ставить конкретную, валидную цель "В 2022 году участвую в конкурсе ¡Учитель с результатом более 80 баллов из 110 возможных/ "Учитель года" с выходом в число финалистов муниципального/регионального этапов" - возможны различные вариации),

- алгоритм выполнения (например, "Для успешного участия в конкурсе погружаюсь в консультационные ресурсы портала Просвещение/ иной ресурс; выделяю свои сильные и слабые позиции как профессионала и т.д."),

- обзор-summary (например, "Выделенная ранее в качестве слабой позиция "отсутствие в реальном арсенале педтехнологий технологии проблемного обучения" закрыта! Сильная позиция - разработан и апробирован авторский курс проблемных кейсов по предмету").

Через постановку и реализацию целей в майнд-картах учитель приближается к форми-

rv

f\J

о rv л

Cl

\о fü

о <

о 21

S

335

рованию обязательных универсалий современного специалиста - креативность, проак-тивное мышление, критическое мышление. Очевидно, что учитель, умеющий визуализировать свои цели и выстраивать траекторию их достижения, донесет эту технологию до своих обучающихся [7, с.117].

На основе комплексного исследования педагогического коллектива любого ОУ можно составлять диагностические карты педагога, анализируя которые административная команда фиксирует следующие позиции развития личностно-профессиональной компетентности:

- концептуальный блок {является индивидуальным для каждого учителя в зависимости от преподаваемой предметной области) включает компоненты: академическое знание "своей" дисциплины, знание концепций смежных дисциплин, основ педагогики и методики преподавания;

- инвариантная часть - это психолого-пе-дагогическая компетентность учителя, которая включает компетенции изложения учебной дисциплины по принципам проблемного обучения; выбора и реализации любой формы учебного процесса, соответствующей содержанию изучаемого вопроса; организации целесообразной оценочной системы знаний;

- освоение техники оптимального педагогичес-когообщения (вербальное и невербальное общение), в т.ч. в информационной среде;

- качества личности, содержащие три интегратив-ных блока "человеческих характеристик": врожденные способности, социальный интеллект и авторитет учителя.

Педагоги при всей имеющейся на выходе из педагогического вуза теоретической подготовленности озадачиваются вопросами: "Как стать лидером в классе?", "Как заслужить авторитет коллег?". Для решения подобных проблем и целенаправленного выстраивания горизонтальной карьеры учителя (включая базисы формирования мето-

дических и методологических компетенций молодого педагога) можно проводить тренинги "Профи" и "Профи Star".

Контент данных тренингов нацелен на формирование шести компетенций учителя, выделенных Джоном Хэтти [9]:

1) ориентация на результат (способность изменить методы преподавания, если ученики не достигают цели, умение объяснить ученикам цели обучения и критерии успеха);

2) анализ своих действий (умение оценивать свои действия и анализировать, как они влияют на результаты учеников);

3} сотрудничество с коллегами (умение объединяться с коллегами для повышения учебных результатов учеников);

4) развитие (умение побуждать учеников к дополнительным усилиям);

5) индивидуальный подход (способность подбирать задания с учетом уровня учеников и внимание к их особенностям);

6) атмосфера в классе (умение выстроить с учениками доверительные отношения) (табл. 2).

Таблица 2 - Программа тренингов "Профи" и "Профи Star"

Заключение

Таким образом, инновационная активность современных педагогов может быть достигнута при активном использовании педагогом

Тренинг «Профи» Тренинг «Профи Star»

Для педагогов со стажем работы до 2 лет Для педагогов со стажем более 3 лет

Цель: адаптация к условиям и требованиям работы в лицее, подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности Цепь: профессиональный рост в рамках «горизонтальной карьеры», подготовка к аттестации на первую квалификационную категорию

Первый модуль «Гласные/негласные правила»: - корпоративная культура, внутренний распорядок ОУ. Итог: собеседование Первый модуль «Экстремальная педагогика»: - дисциплина, требования к обучающимся, требования к учителю. Итог: решение кейсов

Второй модуль «Азарт/рвение»: - выбор технологий, достаточных для успешного самостоятельного компететного осуществления образовательной деятельности Итог: серия уроков с последующим самоанализом Второй модуль «Мысли, как дети!»: - разработка и проведение серии мероприятий в рамках эдьютейнмента (обучение с развлечением); - проектирование программы внеурочного курса Итог: защита программы внеурочного курса

Третий модуль «Тайм-менеджмент»: - рациональное распределение рабочего времени (урок, внеклассное мероприятие, работа с журналом, работа с родителями и т.д.); - рациональное распределение личного времени (отдых, самообразование). Итог: самоанализ дневной и недельной нагрузки Третий модуль «Преаксеператор»: - проектная культура; - авторский продукт/идея в образовании. Итог: презентация и защита проекта

Четвертый модуль «Проектирование» - коррекция рабочей программы по предмету, воспитательной программы для работы с детским коллективом. Итог: подготовка рабочей документации, соответствующей предъявляемым требованиям; самоанализ педагогической деятельности; выход на аттестационную комиссию по соответствие занимаемой должности. Четвертый модуль «Видимое обучение» и когнитивное обучение. - технологии дистанта (создание цифрового контента по своему предмету); - технологии обучения (когнитивные, фреймовые и т.д.). Итог: заполненное портфолио учителя, заявление на присвоение первой квалификационной категории.

других, обязательных компонентов профессиональной компетентности: методической, предметной, коммуникативной, информаци-онно-коммуникационной и др. Если в образовательном учреждении практикуется изменение форм и содержания стандартного порядка действий в тех или иных повторяющихся ситуациях, уход отунифицированной среды, то это мотивирует педагогов на самостоятельное проектирование образовательного процесса, на исполнение иных ролей, помимо учительской (тьютор, модератор образовательного события, фасилитатор, игропедагог, дизайнер педагогической среды и т.д.). Несмотря на то, что социальный запрос к современной школе меняется вусловиях постоянно меняющейся социальной реальности, но сохраняется запрос на предметно-профессиональную компетентность педагога, способного оперировать цифровыми технологиями для достижения современных образовательных результатов учащихся. В этих условиях главным профессиональным качеством цифрового педагога становится готовность к инновационной активности во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса в школе.

Примечания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Образование для сложного общества: Образовательные экосистемы для общественной трансформации. Доклад Global Éducation Futures. URL: https://futuref.org/edifcationfutures_ru (дата обращения: 12.01.2021).

2. Кравцов С Нашей школе есть чем гордиться // Профиль: еженедельный журнал. URL: https:// prorile.ru/obrazovanîe/sergejkravcov' nashej-shkole est cbi.'tn gorditsya 374014/ {дата обращения: 15.07.2021).

3. Богоявленская Д.6. Психология творческих способностей,- М.: Академия, 2002. - 320 с.

4. Фишер Д„ Фрей И., Хэтти Дж. Учим в любых условиях. Онлайн образование на каждый день. -М.; Альпина Паблишер, 2021. - 250 с.

5 Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПб.; М.: Прайм-Ёврознак, 2003. - 508 с.

6. Буторина Н.В., Сапко О.В., Шаяхметова В.Р. Развитие мотивации интеллектуальной и инновационной активности педагогов в условиях современной школы // Пермский педагогический журнал. - 2020. - №11, - С. 36-40.

7. Робинсон К., Аромика Л, Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 167 с.

8. Головчин М.А. Какой учитель нужен "школе будущего"? Применимость подхода Дж. Хэтти для российского образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - N-"12. - I . I2. - С, 229-242.

CV f\J

о rv л

Cl

\о m ж

о <

о 21

S

337

SOCIAL COMPONENT SN THE SYSTEM OF CONTINUOUS GENDER AND SEX EDUCATION OF ADOLESCENTS ShumHova Elena Arkadyevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Kuban State University, Krasnodar Osipova Victoria Evgenievna, speech pathologist, defectohgist, Kindergarten No. 55 of the Primorsky district, 5t. Petersburg

/The purpose of the study is to theoretically substantiate the differences between the often identified concepts of "sexual" and "gender" education (enlightenment) in order to develop effective pedagogical technologies of gender education in the conditions of modern realities. Among the main tasks solved in the course of the study, we formulated the following: to identify the main cause of modem problems in the field of "chaste pedagogy" and to determine the conditions for the creation of technology for the effective implementation of gender education of adolescents. The scientifically substantiated relevance of the problem under study made it possible to identify the research field of ideas and concepts, thereby providing an opportunity to create a basis for measures to develop a pedagogical mechanism of educational influences. The scientific novelty lies in the theoretical substantiation of the described fundamentals of the mechanism for overcoming obstacles to harmonious pedagogical influence in the educational process of "chaste pedagogy". As a result, a systematizing component of the differences and identities of the concepts of "sexual" and "gender" education (enlightenment) has been identified, which can become the basis for the development of effective pedagogical mechanisms for the formation of socially approved behavior in the interactions of the sexes.

Keywords: sexual and gender education; social component; chaste behavior. DO I 1Q.24923/2222-243X.2022-45.59

СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕНДЕРНОГО И ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании различий часто отождествляемых понятий "половое"и 'Тендерное" воспитание (просвещение) для выработки эффективных педагогических технологий тендерного просвещения в условиях современных реалий. Среди основных задач, решае-

УДК 796.01(075.8) ВАК РФ 5.8.1

& Шумилова Е.А., 2022 & Осипова НЕ, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.