Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ГЕНДЕРНОГО И ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ГЕНДЕРНОГО И ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛОВОЕ И ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЦЕЛОМУДРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна, Осипова Виктория Евгеньевна

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании различий часто отождествляемых понятий "половое" и "гендерное" воспитание (просвещение) для выработки эффективных педагогических технологий гендерного просвещения в условиях современных реалий. Среди основных задач, решаемых в ходе исследования, нами сформулированы следующие: выявить основную причину современных проблем в области "целомудренной педагогики" и определить условия создания технологии эффективной реализации гендерного просвещения подростков. Научно обоснованная актуальность исследуемой проблемы позволили идентифицировать исследовательское поле представлений и понятий, предоставив тем самым возможность для создания основы под мероприятия по выработки педагогического механизма воспитательных воздействий. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании описанных основ механизма преодоления препятствий на пути гармоничного педагогического воздействия в образовательном процессе "целомудренной педагогики". В результате выявлен систематизирующий компонент различий и тождеств понятий "половое" и "гендерное" воспитание (просвещение), который способен стать основой для выработки действенных педагогических механизмов формирования социально одобряемого поведения во взаимодействиях полов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMPONENT IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS GENDER AND SEX EDUCATION OF ADOLESCENTS

IThe purpose of the study is to theoretically substantiate the differences between the often identified concepts of "sexual" and "gender" education (enlightenment) in order to develop effective pedagogical technologies of gender education in the conditions of modern realities. Among the main tasks solved in the course of the study, we formulated the following: to identify the main cause of modern problems in the field of "chaste pedagogy" and to determine the conditions for the creation of technology for the effective implementation of gender education of adolescents. The scientifically substantiated relevance of the problem under study made it possible to identify the research field of ideas and concepts, thereby providing an opportunity to create a basis for measures to develop a pedagogical mechanism of educational influences. The scientific novelty lies in the theoretical substantiation of the described fundamentals of the mechanism for overcoming obstacles to harmonious pedagogical influence in the educational process of "chaste pedagogy". As a result, a systematizing component of the differences and identities of the concepts of "sexual" and "gender" education (enlightenment) has been identified, which can become the basis for the development of effective pedagogical mechanisms for the formation of socially approved behavior in the interactions of the sexes.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ГЕНДЕРНОГО И ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ»

других, обязательных компонентов профессиональной компетентности: методической, предметной, коммуникативной, информаци-онно-коммуникационной и др. Если в образовательном учреждении практикуется изменение форм и содержания стандартного порядка действий в тех или иных повторяющихся ситуациях, уход отунифицированной среды, то это мотивирует педагогов на самостоятельное проектирование образовательного процесса, на исполнение иных ролей, помимо учительской (тьютор, модератор образовательного события, фасилитатор, игропедагог, дизайнер педагогической среды и т.д.). Несмотря на то, что социальный запрос к современной школе меняется вусловиях постоянно меняющейся социальной реальности, но сохраняется запрос на предметно-профессиональную компетентность педагога, способного оперировать цифровыми технологиями для достижения современных образовательных результатов учащихся. В этих условиях главным профессиональным качеством цифрового педагога становится готовность к инновационной активности во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса в школе.

Примечания:

1. Образование для сложного общества: Образовательные экосистемы для общественной трансформации. Доклад Global Éducation Futures. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения: 12.01.2021).

2. Кравцов С Нашей школе есть чем гордиться // Профиль: еженедельный журнал. URL: https:// profile.гu/obrazovanîe/sergej-kravcov' nashej-shkole est cbi.'tn gorditsya 374014/ (дата обращения: 15.07.2021).

3. Богоявленская Д.6. Психология творческих способностей,- М.: Академия, 2002. - 320 с.

4. Фишер Д„ Фрей И., Хэтти Дж. Учим в любых условиях. Онлайн образование на каждый день. -М.; Альпина Паблишер, 2021. - 250 с.

5 Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПб.; М.: Прайм-Ёврознак, 2003. - 508 с.

6. Буторина Н.В., Сапко О.В., Шаяхметова В.Р. Развитие мотивации интеллектуальной и инновационной активности педагогов в условиях современной школы // Пермский педагогический журнал. - 2020. - №11, - С. 36-40.

7. Робинсон К., Аромика Л, Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 167 с.

8. Головчин М.А. Какой учитель нужен "школе будущего"? Применимость подхода Дж. Хэтти для российского образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - N-"12. - I . I2. - С, 229-242.

CV f\J

о rv л

Cl

\о m ж

о <

о 21

S

337

SOCIAL COMPONENT SN THE SYSTEM OF CONTINUOUS GENDER AND SEX EDUCATION OF ADOLESCENTS ShumHova Elena Arkadyevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Kuban State University, Krasnodar Osipova Victoria Evgenievna, speech pathologist, defectohgist, Kindergarten No. 55 of the Primorsky district, 5t, Petersburg

/The purpose of the study is to theoretically substantiate the differences between the often identified concepts of "sexual" and "gender" education (enlightenment) in order to develop effective pedagogical technologies of gender education in the conditions of modern realities. Among the main tasks solved in the course of the study, we formulated the following: to identify the main cause of modem problems in the field of "chaste pedagogy" and to determine the conditions for the creation of technology for the effective implementation of gender education of adolescents. The scientifically substantiated relevance of the problem under study made it possible to identify the research field of ideas and concepts, thereby providing an opportunity to create a basis for measures to develop a pedagogical mechanism of educational influences. The scientific novelty lies in the theoretical substantiation of the described fundamentals of the mechanism for overcoming obstacles to harmonious pedagogical influence in the educational process of "chaste pedagogy". As a result, a systematizing component of the differences and identities of the concepts of "sexual" and "gender" education (enlightenment) has been identified, which can become the basis for the development of effective pedagogical mechanisms for the formation of socially approved behavior in the interactions of the sexes.

Keywords: sexual and gender education; social component; chaste behavior. DO! 1Q.24923/2222-243X.2022-45.59

СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕНДЕРНОГО И ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании различий часто отождествляемых понятий "половое"и 'Тендерное" воспитание (просвещение) для выработки эффективных педагогических технологий тендерного просвещения в условиях современных реалий. Среди основных задач, решае-

УДК 796.01(075.8) ВАК РФ 5.8.1

& Шумилова Е.А., 2022 & Осипова НЕ, 2022

мых в ходе исследования, нами сформулированы следующие: выявить основную причину современных проблем в облас ти "целомудренной педагогики" и определить условия создания технологии эффективной реализации гендер-ного просвещения подростков. Научно обоснованная актуальность исследуемой проблемы позволили идентифицировать исследовательское поле представлений и понятий, предоставив тем самым возможность для создания основы под мероприятия по выработки педагогического механизма воспитательных воздействий. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании описанных основ механизма преодоления препятствий на пути гармоничного педагогического воздействия в образовательном процессе "целомудренной педагогики", В результате выявлен систематизирующий компонент различий и тождеств понятий "половое" и "тендерное" воспитание (просвещение), который способен стать основой для выработки действенных педагогических механизмов формирования социально одобряемого поведения во взаимодействиях полов.

Ключевые слова: половое и тендерное воспитание: социальная составляю щая; целомудренное поведение.

<

0

1_

<

Ш 1=

338

ШУМИЛОВА Елена Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор. Кубанский г ос у даре твенный университет, Краснодар

ОСИПОВА Виктория Евгеньевна, учитель-логопед, дефектолог. Детский сад №55 Приморского района, Санкг-Пе гербур.г

Введение

Вопросы полового воспитания не утрачивают своей актуальности до настоящего времени, систематически изменяя ракурс рассмотрения того или иного аспекта поведения полов во взаимодействиях между собой. Несмотря на присутствующую естественность (природность) взаимоотношений людей разных полов, стоит обратить внимание на наличие социальной составляющей, которая, собственно, и формирует проблемное поле, изучению которого посвящены исследовательские труды как отечественных, так и зарубежных авторов ("1,2,5,7,9,10,11 ]. В качестве систематизирующего элемента всех проблемных составляющих можно назвать педагогическую деятельность, направленную на формирование устойчивых норм сознания и поведения людей разных полов. Сложность названного процесса обусловлена многообразием видов взаимодействий полов.

Теоретическое осмысление проблемы исследования. Указав на широкий диапазон разнообразия взаимодействий полов, первоначально, хотелось бы отметить наиболее важные направления, значимость которых обусловлена большим охватом решаемых проблем, среди них нами выделены следующие:

1) общее естественное бытие (сосуществование) мужчин и женщин;

2) взаимодействия между поламив призме разнообразия социальных групп, предусматривающих разность поведенческих реакций (коллеги, друзья и т.д.);

3) родственные взаимодействия;

4) парные взаимодействия, проявленные в супружестве / сожительстве,

В каждой группе из вышеперечисленных взаимодействий обязательно присутствуют как природное начало, так и его социальное проявление, которые в совокупности образуют смысловое наполнение таких понятий, как "половое" и "гендерное" воспитание, не тождественных друг другу. 8 качестве одной из проблем построения эффективной системы полового воспитания, мы видим в отсутствии конкретизации понимания двух этих понятий, что препятствует разработке действенных механизмов формирования нормативно поддерживаемым в обществе правилам взаимодействий.

Степень разработанности проблемы. Вопросами полового и тендерного воспитания различных категорий и возрастов посвящены

исследования достаточно большого количества специалистов и ученых - представителей различных областей знаний. Различия в понимании и трактовании понятий, используемых в проблемном пространстве настоящего исследования, объясняются чаще всего научной сферой изучения (философия, психология, педагогика, социология, медицина и т.д.), и социальными условиями текущего этапа развития общества.

Среди наиболее значимых, с точки зрения проблематики настоящего исследования научных трудов, следует назвать: Д.В. Колесов, Л.И. Ледовских, Н.В. Сельверова, И.А. Столяр-чук, Л.И. Столярчук, K.M. Цыганенко, К. SHail, J. McDermottSales, К. А. Кот го, JSanteili, J. Н end riks.

Для достижения поставленной цели, перед исследованием были поставлены ряд задач, поэтапное решение которых позволит с высокой вероятностью констатировать успешность осуществленной научной работы: 1) выявить основную причину современных проблем в области "целомудренной педагогики"; 2) определить условия создания технологии эффективной реализации тендерного просвещения подростков.

Me годы исследования, Д остиже н Ий поста в-ленной цели способствовал адекватный инструментарий методов исследования, среди которых: теоретический и сравнительный анализ результатов исследований в ретроспективе их проведения, обобщение и систематизация данных, полученных в ходе исследовательской деятельности в рамках основного целепола-гания и установленной проблематики.

Результаты исследования и их обсуждение

Изначально, следует обратить внимание на то, что, несмотря на наличие несомненных тождеств, присутствующих в исследуемых понятиях, необходимо указать и на различия между ними, которое в большей степени проявлено в их смысловом назначении. Так, при использовании понятия "половое просвещение и воспитание" подразумевается рассмотрение вопросов, лежащих в пределах анатомических и физиологических знаний, формируемых на базе выявленныхбиологических особенностей развития пола [3, с. 118].

В контексте такого понимания становится очевидным, что при построении полового воспитания акцент в педагогической деятельности будет смещен в сторону медицинских средств поддержания здоровой и гармоничной сексуальной жизни воспитанников.

В случае обращения к вопросам, решение которых возлагается на педагогический про-

цесс тендерного воспитания, основной проблематикой поиска и научного обоснования путей эффективного педагогического воздействия станетсоциальная роль мужчин и женщин, а значит, в качестве ведущего направления исследовательской деятельности выступят поведенческие реакции взаимодействующих субъектов и их последствияв жизнедеятельности общества (экономические, нравственные, правовые и т.д.) [4].

В таком случае, указанные контекстные пространства подчеркивают наличие разграничений в вопросах воздействующих механизмов и, тем самым, определяют пределы применения исследуемых понятий. В рамках настоящего исследования, на наш взгляд было бы правомерным обращение к понятию "тендерное просвещение (воспитание)", так как именно оно позволяет осуществить адекватный отбор методов и средств педагогических воздействий, ориентированных на успешное формирование осознанного поведения тендерных групп в предлагаемых обществом социальных условиях.

Целесообразность и актуальность настоящего исследования обусловлена рядом причин, в свою очередь вызванных сложившимися на текущий момент времени противоречиями. Среди них одной из наиболее важной является отсутствие сепарации в сексуальных переживаниях детей и механизма ее успешного преодоления, без "активно-нзступательных" педагогических влияний [10]. Сложившаяся к настоящему времени система рыночных взаимодействий обусловила возникновение и раз-витиетак называемой "психологии меркантильности", в рамках которой благополучие и успешность в глазах окружающих занимает приоритетную позицию в становлении личности современного человека [б].

Таким образом, можно наблюдать инверсионный тип половой социализации, характеризуемый целенаправленным преодолением социального неравенства полов и размыванием полоролевой поляризации их функций, проявленной в "унисексуальности" и "бисексуальности" поведения.

Разрушительность отсутствия дифференциаций в психосоциальном и, соответственно, в педагогическом воздействии негативно отражается на формируемом у ребенка сознании и поведении. Результатом подобного "равнодушия" к естественной природе ребенка становится "деградация" семейных ценностей со смещениемграниц целомудрия во взаимоотношениях полов.

В контексте высказанного предположения, сформированного в ходе теоретического анализа результатов научных изысканий,следует обратить внимание на формулу, предложенную известным австрийским психологом 3. Фрейдом: "Анатомия - это судьба" [81, которая в контексте нашего исследования позволяет сделать вывод о необходимости учета не только биологически обусловленным различиям полов, но и воспитательных воздействий.

В этой связи нам кажется правильным обращение к истокам народной педагогики, которая успешно справлялась с задачами формирования тендерного поведения, отвечающего исторически сложившимися в конкретном обществе требованиям и сформулированных норм. Причиной современных проблем в области "целомудренной педагогики" в таком случае является унифицированность применяемых воспитательных подходов, не дифференцирующих мальчиков и девочек, избегая стереотипов (априорных ориентаций).

Значимость выработки эффективного педагогического механизма тендерного просвещения, не исключающего полового воспитания, обусловлено смещением представленияв исследуемом процессе от имманентной асексуальности ребенка до признания существования детской сексуальности. Изменения в понимании изучаемого явления должны быть отражены в непрерывном педагогическом процессе, ориентированном на становление половой идентификации детей, начинаяс раннего возраста в семьей продолжая его в рамках системы образования подростков.

При построении данного процесса должно быть учтено множество требований, в формулировки которых следует задействовать специалистов из разных областей знаний, сублимировав ихусилия в педагогические воздействия, способные перевестиэнергию и нежелательные стремления ребенка (подростка) в общественно приемлемые и значимые для социума формы поведения.

Как уже указывалось нами ранее на сегодняшнем этапе развития системы полового воспитание остаётся большое поле неразрешенных вопросов, которые требуют тщательного междисциплинарного изучения для применения наиболее действенного инструментария, приемлемого в сложившихся условиях современных реалий. 8 частности, особого внимание к себе требует вопрос о поиске инновационных способов обеспечения коммуникативных взаимодействий между полами, которые в большей степени затрагивали все сферы деятельности современного подростка.

Кроме того, следует учитывать сформированные в условиях окружающей действительности социальные и нравственные нормы общества на данном этапе его становления. Все вышесказанное следует согласовать со специфическими особенностями физиологического развития подросткового возраста, основами гигиены. Таким образом, огромный пласт нерешенных до настоящего времени проблем лежит в пространстве социально-психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса.

Отсутствие системности в подходе к разрешению исследуемой проблемы привело к привлечению в подобную педагогическую деятельность специалистов, обладающих недостаточной компетентностью в вопросах формирования сексуальной культуры у подростков. И последнее, на что стоит обратить внимание при попытке разъяснения низкой эффективности предпринимаемых мер это отсутствие возможных к введению в процесс обучения учебников и учебных пособий, в которых были бы:

1) полностью соблюдены требования, предъявляемые к преподаванию подобных курсов;

2) учтены потребности подростка, соответствие которым позволяло бы достичь высокого уровня мотивации к освоению знаний в области взаимоотношений полов.

Вышеназванные причины в своей совокупности образуют проблемное поле в вопросах формирования целомудренных установок, которые осложняются, согласно мнению Т.А, Долбик-Воробей, трансформационными процессами в образе культурного идеала личности, в рамках чего сформировались нынешние условия, ориентирующие подростков к дисгармоничному созреванию [41, с.79].

Всё вышеназванное усугубляется низким уровнем организации полового воспитания, реализуемого в целом и в образовательном учреждении в частности. Говоря о низком организационном уровне, чаще всего специалисты делают акцент на недостаточности профилактических мер по предотвращению венерических заболеваний, плохой информированности и отсутствие согласованности реализуемых мероприятий с индивидуально-личностными особенностями подростков, отсутствии знаний методов контрацепции, гигиены половых органов, т.е. всего того, что в большей степени относится к медицинским вопросам организации сексуального взаимодействия.

Заключение

Анализ исследовательских работ, а именно результатов, представленных в них, позволил осознать не только неутраченную актуальность затрагиваемых нами вопросов гендерно-полового просвещения (воспитания), но и обозначить ведущее направление их разрешения, не противоречащее авторским позициям отечественных и зарубежных ученых в пространстве существующих проблемных аспектов.

Согласно результатам сравнительного анализа сложившихся к настоящему времени представлений о возможностях решения проблем в процессе формирования целомудренных установок и нравственно-моральных норм, приветствуемых обществом, основной акцент в исследуемом процессе следует перенести на формировании качеств, черт и свойств, установок личности, с учетом психологии взаимодействий между биологически обусловленных различий полов.

Кроме указанного, необходимо обратить внимание на рассмотрении вопросов, лежащих в контексте построения непрерывного полоролевого образования, базирующегося на формировании первичной полоролевой идентичности, начиная с раннего детства до периода подросткового становления личности. Таким образом, в качестве основного результата теоретического исследования стало обоснования систематизирующего компонента проявленного в выявленных различиях и тождеств понятий "половое" и "гендерное" воспитание (просвещение), который способен стать основой для выработки действенных педагогических механизмов формирования социально одобряемого поведения во взаимодействиях полов.

Литература:

1. Блайц о, Б., Есина С. В. Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов, ро-

дителей и подростков.// Молодой ученый. - 2018. -№1.1.- С. 4-7.

2. Колосов Д.В., Сельверова Н.В. Физиолого-педа готические аспекты полового созревания. - М.т ФиС, 2010. - 198 С.

3. Дедовских Н.К, Педагогические условия поло-ролевого развитии в старшем дошкольном возрасте. - М.: Владос, 2008. - 237 с.

4. Никифорова 8. А. К вопросу о половом воспитании // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123). -С. 374-376, [Электронный ресурс] - URL: https:// moluch.ru/archive/123/33995/ (дата обращения: 26.09.2022).

5. РезерТ. М. Медико-социальные подходы к орга низацин полового воспитания и сексуального образования // Социологические исследования.

- 2003. - № 1, - С. 102-108.

6. Сексуальное просвещение молодежи: как, когда и зачем? // "Всероссийский центр изучения общественного мнения" (6ЦИОМ). [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/ mdex.php?id=236&uiti=9427 (дата обращения: 24.09.2022).

7. Сголярчук Л. 14., Столярчук, И.А. Иарадигмаль ная взаимосвязь понятий "половое" "полороле-вое", 'Тендерное" воспитание // Фундамента ль ные исследования. 2013. - №1.-С 357-360,

8. Цыганенко К. М. Результаты опроса "Половое воспитание в России" // Молодой ученый. - 2019,

- № 35 (273). - С. 165-167. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/arciVive/273/62167/ (дата обращения: 28.09.2022).

9. Guttmacher Institute. Sex and HIVeducation. (2016) State Policies in Brief. 2016. URL: https:// www.guttmacher.org/statecenter/spibs/spib_5E.pdf (датаобращения: 27.09.2022).

10. i-Ыи. S., McDermott Sales Д, Копэго, К. A.,&Santelli, X (2016). The State of Sex Education in the United States, The Journal of adolescent health: official publication of the Society for Adolescent Medicine, 58(6), 595-597. URL: https://doi.org/10.1016/ j.jadohealth.2016.03.032 (датаобращения: 27.09.2022).

11. Hendriks J. Relationships and sex education is now mandatory in English schools - Australia should do the same (September S, 2020). URL: https;// theconversation.com/relationships-and-sex-education is now- mandatory-in -engiishschools-australia should do the sarne-144348 (да га обращения: 2 7.09.20 22).

rv rv

о rv л

Cl

\o ra v

О <

о

s

341

CONTROL OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS USING A COMPUTER PROGRAM Yaroshenko Evgenia Valerievna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer Alekseeva Elena Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute - Branch, Volgograd State Medical University, Pyatigorsk

The purpose of this study was to develop software capable of analyzing the quality of physical fitness of university students, As a result of research activity, it is necessary to consider the scientific substantiation of the relevance of the problematic aspect that prevents the optimization of the pedagogical process implemented within the framework of physical culture disciplines at the university, which made it possible to find the most optima! solution to date in the form of a computer program "Balance monitoring of physical qualities of students", providing an optima! set of tools for an objective assessment of the current level of physical fitness of students and the subsequent introduction of corrective changes in the degree of implemented pedagogical influences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.