Научная статья на тему 'Формирование педагогической установки на целомудрие личности в программе воспитательно-образовательной работы'

Формирование педагогической установки на целомудрие личности в программе воспитательно-образовательной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / SEXUAL EDUCATION / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ЦЕЛОМУДРИЕ / CHASTITY / УСТАНОВКА НА ЦЕЛОМУДРИЕ / INSTALLATION ON CHASTITY / НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / MORAL COMPONENT / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / REPRODUCTIVE HEALTH / ДУХОВНЫЙ КОМПОНЕНТ / SPIRITUAL COMPONENT / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ МОТИВАЦИЯ / SOCIALLY SIGNIFICANT MOTIVATION / ВОЛЯ / WILL / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Виктория Евгеньевна

В статье затрагивается такое многогранное понятие как целомудрие, обладающее философскими корнями. Целью исследования является поиск путей воспитания целомудренного молодого поколения, который, как и любой другой процесс, происходящий в рамках педагогического процесса, необходимо обязательно осуществлять только в рамках научно обоснованных теорий, направленных на оптимальное психосексуальное развитие подростков, воспитывая при этом правильное отношение к вопросам пола в соответствии с современными требованиями общества. Как одна из частей нравственного, оно является составляющей целого комплекса учебно-воспитательных мероприятий, которые не функционируют обособлено от всех социальных институтов, таких как семья, дошкольные учреждения, школа, средние и высшие профессионально образовательные учреждения, конечно же, с учетом пола и возраста детей и подростков, которые обуславливают степень их подготовленности. Современное половое воспитание содержит множество острых вопросов, которые требуют детального рассмотрения с целью определения оптимальных и эффективных путей их решения. К таким вопросам относится поиск способов, обеспечивающих оптимальное общение с лицами противоположного пола, затрагивающее все сферы деятельности современного подростка в соответствии с социальными и нравственными нормами общества, правильное преподнесение знаний физиологических основ формирующегося человека, знаний основ гигиены и, конечно же. И, наконец, большая часть вопросов лежит в социально-психолого-педагогической составляющей воспитания в целом, которая нуждается в разработки действенной и рациональной образовательной программы, способной привести к значимому результату в области нравственной составляющей полового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PEDAGOGICAL INSTALLATION ON THE CHASTITY OF PERSONALITY IN EDUCATION PROGRAM

The article addressed a multifaceted concept as chastity, which has philosophical roots. The aim of this study is to search for education pathways younger generation chaste, which, like any other process that takes place within the educational process, but must always be carried out in the framework of science-based theories aimed at optimal psycho-sexual development of adolescents, raising with the right attitude to gender issues according to the modern requirements of society. As one of the parts of the moral, it is a part of the whole complex of educational activities that do not function separated from all social institutions such as family, preschool, school, vocational and higher educational institutions, of course, taking into account the sex and age of children and adolescents who cause the degree of their readiness. Modern sex education contains many sensitive issues which require detailed consideration in order to determine optimal and efficient solutions. These issues include finding ways to ensure optimal communication with persons of the opposite sex, which affects all areas of the modern teenager in accordance with the social and moral norms of society, the right presentation of a knowledge of the physiological bases of emerging human, knowledge of hygiene principles and, of course, most of the problems lies in the socio-psycho-pedagogical component of education as a whole, which requires the development of an effective and efficient educational program that could lead to a meaningful result in the moral component of sex education.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической установки на целомудрие личности в программе воспитательно-образовательной работы»

УДК 37.034

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ НА ЦЕЛОМУДРИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОГРАММЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

© 2016

Осипова Виктория Евгеньевна, аспирант

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск (Россия)

Аннотация. В статье затрагивается такое многогранное понятие как целомудрие, обладающее философскими корнями. Целью исследования является поиск путей воспитания целомудренного молодого поколения, который, как и любой другой процесс, происходящий в рамках педагогического процесса, необходимо обязательно осуществлять только в рамках научно обоснованных теорий, направленных на оптимальное психосексуальное развитие подростков, воспитывая при этом правильное отношение к вопросам пола в соответствии с современными требованиями общества. Как одна из частей нравственного, оно является составляющей целого комплекса учебно-воспитательных мероприятий, которые не функционируют обособлено от всех социальных институтов, таких как семья, дошкольные учреждения, школа, средние и высшие профессионально образовательные учреждения, конечно же, с учетом пола и возраста детей и подростков, которые обуславливают степень их подготовленности. Современное половое воспитание содержит множество острых вопросов, которые требуют детального рассмотрения с целью определения оптимальных и эффективных путей их решения. К таким вопросам относится поиск способов, обеспечивающих оптимальное общение с лицами противоположного пола, затрагивающее все сферы деятельности современного подростка в соответствии с социальными и нравственными нормами общества, а именно правильное преподнесение знаний физиологических основ формирующегося человека, знаний основ гигиены и, конечно же, большая часть вопросов лежит в социально-психолого-педагогической составляющей воспитания в целом, которая нуждается в разработки действенной и рациональной образовательной программы, способной привести к значимому результату в области нравственной составляющей полового воспитания.

Ключевые слова: половое воспитание, подростки, целомудрие, установка на целомудрие, нравственная составляющая, репродуктивное здоровье, духовный компонент, социально-значимая мотивация, воля, самоконтроль.

THE FORMATION OF PEDAGOGICAL INSTALLATION ON THE CHASTITY OF PERSONALITY IN EDUCATION PROGRAM

© 2016

Osipova Victoria Evgenievna, post-graduate student

Karachay-Cherkessia state University named U. D. Aliyev, Karachaevsk (Russia)

Abstract. The article addressed a multifaceted concept as chastity, which has philosophical roots. The aim of this study is to search for education pathways younger generation chaste, which, like any other process that takes place within the educational process, but must always be carried out in the framework of science-based theories aimed at optimal psycho-sexual development of adolescents, raising with the right attitude to gender issues according to the modern requirements of society. As one of the parts of the moral, it is a part of the whole complex of educational activities that do not function separated from all social institutions such as family, preschool, school, vocational and higher educational institutions, of course, taking into account the sex and age of children and adolescents who cause the degree of their readiness. Modern sex education contains many sensitive issues which require detailed consideration in order to determine optimal and efficient solutions. These issues include finding ways to ensure optimal communication with persons of the opposite sex, which affects all areas of the modern teenager in accordance with the social and moral norms of society, the right presentation of a knowledge of the physiological bases of emerging human, knowledge of hygiene principles and, of course, most of the problems lies in the socio-psycho-pedagogical component of education as a whole, which requires the development of an effective and efficient educational program that could lead to a meaningful result in the moral component of sex education.

Keywords: sexual education, adolescents, chastity, installation on chastity, moral component, reproductive health, the spiritual component, socially significant motivation, will, self-control.

Актуальность. Повышенное внимание к проблемам развития человека в XX и XXI вв. характерно для педагогики, где мы отмечаем «антропологический поворот» [1, с. 529-535]. Несмотря на все существующие «прогрессивные» идеи современного мира науки по вопросу сексуальности и отношений между полами, несмотря на все многообразие размышлений на рассматриваемою нами тему специалистов из различных областей знаний, проблема полового воспитания по-прежнему остается актуальной. Обращение к отечественной педагогической и литературно-художественной классике в контексте темы нашего исследования, рассмотрение вопроса полового воспитания с позиций культурно-педагогической антропологии дал нам возможность выявить диалектику традиций и новаций, раскрыть вопросы любви и пола от ее традиционно-нормативной версии к деструктивной, свойственной для России века нынешнего. В настоящее время отмечается реальная деструктуризация норм половой морали, оставляя для целомудрия крайне мало места. Возможность последующего нравственного оздоровления российского общества в большинстве своем определяется смешением в основах её культуры новаций и традиций, при этом последние имеют значительную устойчивость, послужившей провалу первой русской сексуальной революции. Обращение к традициям патриотического и православного воспитания предполагает новое возрождение самых положительных сто-

рон традиционно-нормативных образов пола и любви.

Постановка проблемы. В процессе теоретического анализа научных и литературных источников в контексте темы нашего исследования, нами были выявлены многочисленные причины, вызывающие девальвацию любви, и как существенную составляющую ее полового воспитания, как современного общества в целом, так и молодежи в частности. В связи с этим мы посчитали необходимым рассмотреть меры, предпринимаемые обществом с целью возврата, забытого всеми целомудренного воспитания в сфере половых отношений, способствующие его исцеления в системе образования. Анализ результатов практической деятельности образовательных учреждений, позволил нам сделать неутешительные выводы, все мероприятия, предпринимаемые образовательными учреждениями всех уровней, носят лишь превентивный характер. Конечно, нельзя преуменьшать значительную роль, выполняемую образовательными учреждениями с профилактическими целями. Как правило, весь спектр подобных профилактических мероприятий включает в себя предупреждения психофизиологических проблем [2, с. 33-34], дифференциацию объема учебной нагрузки заданий [3, с. 32-36], своевременное проведение психокоррекционных и другие форм превентивных мероприятий [4, с. 147-160], развитие памяти, внимания, когнитивных способностей, а также (заметьте также) и общую культуру [5, с. 74-84;

6, с. 42-43].

Однако результаты, полученные нами в ходе исследования, дали нам основание полагать, что проблему отношения полов нельзя регулировать столь односторонне, решая на наш взгляд, лишь чисто психофизиологические проблемы подростка, в то время как существенную основу, составляющую, обозначенную нами проблему, необходимо решать в пространстве «общей культуры».

Методологические особенности преподавания «интимной педагогики», раскрытые в многочисленных изданиях, носящих научный характер, не нашли должного применения [7]. Более того, не была осуществлена непосредственная подготовка кадров для ведения такой работы, в результате чего к преподаванию этих курсов были допущены малокомпетентные люди. И, наконец, на сегодняшний день не выпущены, допущенные к использованию в образовательном процессе, учебники и учебные пособия, которые, во-первых, отвечали бы всем требованиям преподавания подобных курсов, а во-вторых, могли бы заинтересовать подростков. Поэтому, как показала действительность новые учебные курсы оказались на практике несостоятельными и на сегодняшний день практически исчезли из школьного расписания. Таким образом, все предпринятые меры, направленные на формирование целомудренной позиции подростка не увенчались успехом, более того проблема воспитания целомудренных отношений между полами среди подростков и молодежи до сих пор не только исчезла, но и приобрела достаточно катастрофический характер.

Об этом далеко недвусмысленно говорят все обозначенные нами негативные тенденции в половой сфере жизнедеятельности современных подростков, которые мы сгруппировали следующим образом: а) доминирование в половых отношениях физического, значительное снижение семейных ценностей, что приводит к ранней половой жизни, и соответственно потери целомудренности не только в физическом плане, но и духовной её составляющей; б) завышенные, а вернее мифологические требования к любви, осуществляемые со стороны предполагаемого партнера и одновременно низкий уровень собственных способностей к ее проявлению, что приводит к увеличению частоты разводов и числа неполных семей.

Согласно мнению Т.А. Долбик-Воробей, нынешняя создавшаяся ситуация со «сменой» культурного идеала личности, сформировала условия, которые способствуют развивающуюся у подростков предрасположенность стать, либо неким заложником своего дисгармонично происходящего психобиологического созревания, либо стать насильником или жертвой самого насилия [8, с. 78-83]. Однако, все-таки большинством авторов главная причина видится в достаточно плохо организованном половом воспитании, осуществляемом в образовательных учреждениях. Однако мы вынуждены не согласиться с ними, так как, говоря о плохой организации, они называют слабую профилактику венерических заболеваний, плохое информирование об общих и индивидуальных особенностях полового созревания девушек и юношей, не знание методов контрацепции, слабой организации гигиены половых органов и другие более медицинские вопросы сексуальной жизни [9, с. 45-46], реже - с несоответствием применяемых в практической деятельности методов осуществления полового воспитания [10, с. 10-13]. Таким образом, на наш взгляд, повторяются ошибки ряда попыток осуществления полового воспитания прошлых лет, а именно, преобладание информационной составляющей над духовным миром подростка. Необходимо отметить, что на сегодняшний день не существует недостатка информации, а вот ее качество и способы подачи материала, чтобы вызвать интерес к нему подростка имеют значительные недостатки. Доминирование информационного подхода в педагогическом процессе воспитания отношений между

полами объясняется достаточно просто: проблемой формирования правильного понимания сексуальности молодым поколением на сегодняшний день занимаются в большей степени медицинские работники, подходы которых достаточно специфичны, и обусловлены сферой их деятельности: сохранение репродуктивного здоровья подростков. Специалисты этого профиля понимают половое воспитание с точки зрения передачи знаний об особенностях половой жизни, лежащих в контексте физиологического подхода, в то же время уже очевидно, что рассматриваемая нами проблема лежит в области «интимной педагогики», которая принадлежит педагогу. И здесь необходимо подчеркнуть, что до сегодняшнего дня методологическая база сексуального воспитания подрастающего поколения не создана. В лучшем случае, мы находим лишь научные работы, в которых определен комплекс воспитательных задач, требующий своего разрешения на различных этапах развития человека, а эффективные способы решения поставленных ими задач практически отсутствуют. Лишь в отдельно взятых научных публикациях можно обнаружить мнение авторов о важности демонстрации подросткам примеров правильного отношения, возникающего между различными полами, «апелляции к личности» в процессе осуществления полового воспитания подростков [11], а также проведения особых занятий, направленных на подготовку к семейной жизни [12]. Таким образом, на наш взгляд, существуют все основания для того, чтобы считать сложившиеся на сегодняшний день в системе образования подход к половому воспитанию подростков как односторонне направленный, носящий физиологический характер, так и информационно-принудительный, который естественно не отличается достаточной эффективностью, так как любые принудительные подходы практически не способствуют возникновению изменений нигде, в том числе и в развитии мотиваци-онной сферы сексуальности. И более того, мы считаем возможность развития парадоксальной ситуации, когда учебные занятия полового воспитания, как в прочем и ряд других занятий по предметам, могут оказать больше вреда для нравственно-психической составляющей здоровья подростков нежели их полное отсутствие.

Поиск пути решения проблем. В связи с этим, мы можем отметить, что эффективность данных мер, носящих в большинстве своем традиционно информативный характер очень сомнительна, так как в большинстве своем вся современная система школьного образования достаточно часто находится в противоречии с основными, базовыми потребностями подростка [13], и как следствие, не только не способствует формированию мотивацион-ной основы исполняемой деятельности подростка, но и способствует ее деформации. Именно в этом мы видим причину значительных отклонений в нравственном и социальном поведении подростка современного мира.

Если рассматривать все существующие потребности человека как первоисточник, способствующий регуляции его поведения, тогда, согласно мнению П.В. Симонова «человеческая личность определяется индивидуально неповторимой композицией и внутренней иерархией витальных, социальных и идеальных потребностей, включая и такие разновидности, характеризующиеся поведением, направленным на сохранение и развитие, как «для себя», так и «для других» [14, с. 139], тогда воспитание, как формирующий процесс можно обозначить как процесс, направленный на формирование оптимального набора иерархии потребностей человека, которые необходимы для развития всего человеческого сообщества и реализации всех потенциальных возможностей самой личности. Согласно мнению П.В. Симонова, в целостной системе иерархий базовых потребностей личности существует «доминирующая потребность, определяющая ядро личности, характеризуемое значимой личностной чертой конкретного человека» [14, с. 222]. Логично в этом случае будет предположить, что непо-

средственно формирование, или воспитание личности должно быть обязательно связано изначально с выявлением, а в дальнейшем с удовлетворением доминирующих индивидуальных потребностей. Естественно, для осуществления воспитательного процесса личности в этом случае необходим соответствующий инструментарий, включающий в себя эффективные педагогические средства, которую мы склонны рассматривать не просто как любую «информацию», а информацию, способствующую становлению характера человека. В таком случае, к целям полового воспитания можно отнести: поощрение силы характера с целью ответственного отношения к сексу, посредством осуществления самоконтроля и увеличение ценности семьи и брака, которое способно сформировать важные качества в человеке, такие как верность, доверие, уважение и т.д. Таким образом, к чертам полового воспитания следует отнести умение контролировать свои сексуальные желания и личную скромность. Это означает, что воздержание от различного рода сексуальных отношений до заключения брака, под которым мы в своей работе понимаем целомудрие, есть признак личностного здоровья, характеризуемое целостностью всего внутреннего мира человека, созидаемая лишь при формировании правильных черт характера, а не отдельными знаниями, носящие в большей степени биологический характер. А удовлетворение своих потребностей низкого уровня, выражающихся удовлетворением лишь полового влечения с целью осуществления самоутверждения, обусловлены лишь эгоистичными мотивами подростка, вступающего в интимные половые отношения до брака. Эгоизм подобен алчности, которая характеризуется ненасытностью. Распространённость эгоистических, потребительских желаний вот в чем мы видим проблему современного подростка.

Проведенный нами опрос девятиклассников, при котором мы не учитывали гендерные различия, показало, что такая социально значимая мотивация, как самоутверждение и самоопределение, проявляется лишь у 20% подростков и, соответственно, 80% всех опрошенных нами учащихся являются обладателями, так называемых квазипотребностей, то есть ложными мотивациями, среди которых значимое место занимает интересующая нас в рамках данного исследования, потребность утвердиться в формальном отношении, 30% из которых обладают стремлением к получению острых ощущений негативного характера. В подростковом возрасте доминирующей становятся потребности в половом самопознании, в любви, смыслотворчестве, в самовыражении, в самоутверждении, в самосовершенствовании и в самоопределении. Удовлетворение всех вышеперечисленных потребностей происходит в процессе общения и выстраивания отношений с представителями противоположного пола. Поэтому основную задачу педагогического процесса полового воспитания подростка мы видим в формировании нравственной целомудренной основы, на «поле» которой любой подросток сможет правильно выстроить свои взаимоотношения с противоположным полом без негативных последствий как для физиологического, психологического, так и для нравственного здоровья.

Согласно проведенному нами теоретическому анализу, мы пришли к мнению о том, что невоздержание от сексуальных половых отношений до брака является проблемой, носящий глубоко личностных характер, характеризуемый острыми переживанием отрицательных чувств и эмоций, обусловленных неудовлетворенными индивидуальными потребностями личности подростка, которые способны привести к разрушительным действиям, сформировав негативные черты его характера [15, с. 12]. Таким образом, любые формы и виды внебрачных половых отношений является лишь торжеством сексуальности, происходящей за счет потери духовной стороны жизни, и, конечно же, за счет твой творческой силы, вытекающей из переживаний любви. Таковыми являются указания разнообразных знаний: социального, психо-150

патологического, морального и религиозного [16, с. 5]. Целомудрие - это в первую очередь признак отличного личностного здоровья, характеризуемое целостностью внутреннего мира, проявляемого в созидательных действиях и формирующего созидательные черты характера личности.

Решение проблемы. Проведя анализ и составив общее представление о целомудрии как об особом образе жизни и целой системе разнообразных отношений и форм проявляемого в этих отношениях поведении, мы можем сформулировать общие правила установки на целомудрие, выражающее системными качествами личности, которые интегрируют разнообразные знания, тесно связанные с ними свойствами, способностями, отношениями, мотивами человека. А рассматривая такой комплекс системных качеств, формируемый в педагогическом процессе образовательного учреждения, можно представить интегральное образование, по крайней мере, пять объединенных между собой компонентов. Конечно в первую очередь, необходимо уделить внимание когнитивному компоненту, включающему знания о сексуальность, развитию отношений и их роли, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и о разнообразие последствий внебрачных сексуальных связей. Когнитивный компонент должен обязательно включать в себя информацию о заведомо ложных мотивах вступления в сексуальные отношения, такие как эгоизм, любопытство, повышение собственного статуса среди сверстников и т.д., а также обязательно о том, что представляет и включает целомудренный образ жизни человека. Второй по значимости, на наш взгляд, является мотивационный компонент, который содержит в себе формирование соответствующих мотивов, способных побудить подростка воздерживаться от начала половых отношений до заключения брака, храня себя в целомудренной чистоте. Такими мотивами целомудренного поведения могут быть желание создать крепкую и счастливую семью со здоровыми половыми отношениями, желание быть личностно здоровым человеком, или же соблюдение нравственным принципам. Операциональный компонент включает в себя освоение системы практических действий и формирование умений целомудренного поведения во всех проявлениях жизнедеятельности человека. Необходимо раскрыть значимость участия воли в осуществлении самоконтроля физиологических потребностях, осуществляемого с целью противостояния оказываемому сексуальному давлению с чей-либо стороны, устояв перед искушениями, носящих сексуальный характер. Обязательным компонентом является компонент, связанный с самосознанием подростка самого себя как личности - рефлексивный компонент, оказывающий значимое влияние на формирование целомудренного поведения. Сформированные умения самодиагностики личностных убеждений и мотивов, поступков и состояний, способствуют отслеживанию, и анализу настоящего и понимаю того, что необходимо предпринять для достижения целомудрия, как одной из главной составляющей нравственного образа жизни в целом. Стержневым или установочным мы считаем духовно-нравственный компонент, характеризуемый ориентацией на действительные и вечные духовные ценности, такие как ценность жизни, целостности человека и его нравственной чистоты, ценности семьи. Осознание неразрывной связи между началом сексуальных отношений и таким понятием как ответственность, которую несет человек за свои совершаемые поступки жизнь другого человека, что также относится к важному нравственному качеству человека. Благодаря духовно-нравственному компоненту установка становится деятельной.

При обосновании и в процессе разработки программы, мы подвергли детальному анализу, обобщая уже имеющийся опыт полового образования, используя результаты разработок разнообразных международных программ по направлению нашего исследования. Нами Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)

был разработан опросник, посредством которого мы провели онлайн анкетирование через систему Google. forms. Целью опроса, было выявление реального уровня установки на целомудрие современных подростков. Анкета разработана на базе полученных результатов, проведенного нами теоретического анализа. Методика самого опросника осуществлялась через получение ответов полярные профили, состоящие из 12 пар утверждений. Выявление уровня развития установки на целомудрие осуществлялось при помощи, разработанной нами 4-х уровневой шкалы, которая включала в себя следующие параметра: уровень устойчивого целомудрия - 4, уровень неустойчивого целомудрия - 3, уровень неустойчивой безнравственности - 2 и уровень укоренной безнравственности приравнивался к 1. Все показатели полученного уровня вычисляются как среднее значение 12 оценок, проставленными респондентами при прохождении анкетирования и рассчитывались нами в виде индивидуального показателя до 0,01.

Согласно полученным нами результатов проведенной диагностики установки на целомудрие все респонденты получили следующее распределение по уровням (в %): уровнем устойчивого целомудрия обладали лишь уровень - 8% респондентов; уровнем неустойчивого целомудрие - 20%; уровню неустойчивой безнравственности - 54%; и уровню укорененной безнравственности соответствовали 18% респондентов. Распределение ответов респондентов по уровням позволил получить нам средний уровневый показатель (СУП) = 2,18, что характеризуется незначительным превышением неустойчивой безнравственности. Полученный показатель мы интерпретировали как общую оценку состояния нравственно-полового сознания современного подростков. Необходимо заметить, что у респондентов, обладающих достаточно развитой установкой на целомудрие (4 и 3 уровней, что составило порядка 28% от всей выборки) средний показатель установки составил - 3,29, а у респондентов с хорошо сформированной установкой показатель равнялся 1,75 (4-уровень). Таким образом, в целом, полученные данные указывают на то, что более 70% респондентов обладают сформированной установкой на целомудрие, то есть на нежелании начинать раннюю половую жизнь до заключения брака и на понимание значимости воздержания от ранних сексуальных отношений. Так же следует отметить, что порядка 18% респондентов, согласно полученным данным диагностики являются обладателями выраженной установкой на сохранении девственности до вступления в брак и приобретение любого опыта сексуальных отношений.

Еще один вопрос, вызвавший наш интерес - это мотивация выбранного поведения респондентов, поэтому мы обратились с просьбой к респондентам ответить еще на одну анкету, направленную на диагностику их личностных характеристик в области мотивационной сферы. В этом случае мы использовали методику самооценки личности, построенную на идеи Л. Кольберга [17, с. 173-182], который выделил шесть основных мотивов поведения. На основе показателей мотивации выбора поведения в сфере межличностной коммуникации. Мы выбрали лишь некоторые из них, а именно пункты 1, 7 -страх наказания; пункты 2,8 - желание получить награду; пункты 3, 9 - одобрение окружающих; пункты 4,10 -уважение к закону; пункты 5, 11 - стремление поступать разумно и пункты 6, 12 - чувство собственного достоинства и приверженность собственному нравственному кредо. Проведенный анализ результатов, полученных в ходе проведения анкетирования было выявлено, что у, названной нами первой категории респондентов, которые характеризуются достаточно развитой установкой на целомудрие (порядка 28% респондентов, что составляет значительное меньшинство) внутренние мотивы поведения значительно преобладают над внешними, их личностная самооценка на достаточно высоком уровне. И, конечно же, показатели данной категории, на наш

взгляд, значительно превосходят показатели оставшихся респондентов (72%), обладающих несформированной установкой на целомудрие, ведущих нецеломудренный образ жизни, чья мотивация поступков характеризуется большой неустойчивостью вследствие подверженности внешним факторам воздействия. И мы вынуждены констатировать тот факт, что они составляют большую часть респондентов.

Результаты исследования. Результатом проведенных нами анкетированных подростков с целью выявления уровня сформированности установки на сохранение целомудренного поведения и диагностики, позволившую нам выяснить мотивацию к такому поведению, достаточно ярко продемонстрировал нам существенные различия, присутствующие в личностных свойствах подростков. А именно, подростки, обладающие сформированной установкой на сохранение девственности до заключения брачных отношений, мотивируют свое отношение к целомудренности устойчивостью к внешним, возможно негативным факторам воздействия, и их поведение основано на высокой мотивации, обусловленное высокими нравственными принципами. Однако, преобладание подростков с несформированной установкой целомудрия, вызывает серьезные опасения, и позволяет нам выдвинуть предположение о разработки специальной комплексной программы образовательно-воспитательной работы, которая будет направлена на формирование и укрепление, рассматриваемой установки и связанных с нею личностных свойств. Такая программа, на наш взгляд, позволит не только оптимизировать всю совокупность личностных характеристик молодых людей, обуславливая соответствующими характеристиками их поведения в обществе, но и будет являться эффективной мерой профилактики негативных последствий нецеломудренного поведения в молодежной среде.

Выводы. Осуществленная научно исследовательская работа позволяет сделать ряд основных выводов, сформулировав основные предположения проведенного научного исследования. Целомудренный образ жизни содействует сохранению, как духовного, так и физического здоровья личности подростка, что позволит в будущем созданию крепкой семьи. Именно целомудрие способно «оздоровить» современное общество, посредством формирования его целомудренных индивидов, которые, сохраняя девственность до заключения брака, будут составлять общество целомудренных отношений. Изучение современных проблем и вопросов, которые связанны с проявлением подростковой сексуальности, приводит к необходимости рассмотрения проблем духовно-нравственного воспитания и поиска эффективных путей его реализации. Теоретическая оценка их эффективности говорит о преимуществах используемых подходов, основанных на формировании характера и личностных характеристик подростка, формировании установок, направленных на воздержание от ранних сексуальных отношений до заключения брака, на необходимость воспитания целомудренного образа жизни, как отвечающих ожиданиям большинства людей современного общества. Установка на целомудрие способно формироваться лишь общей структуре личностных характеристик подростка, приобретая свою устойчивость благодаря духовно-нравственному стержню личности подростка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Веряскина В.П. Эвристический потенциал философской антропологии М. Шелера. / В.П. Веряскина // Человек в современных философских концепциях: материалы третьей международной научной конференции, г. Волгоград, 14-17 сентября 2004 г.: В 2 т. Т.2. - Волгоград: ПРИНТ,2004 - С.529-534

2. Безруких М.М. Региональные программы «Образование и здоровье» как вариант комплексного решения проблем здоровья школьников / М.М. Безруких

// Здоровье и образование: материалы международного конгресса валеологов (30 марта 1999 года, Санкт-Петербург) и третьей Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические проблемы валеоло-гии» (31 марта - 1 апреля 1999 года, Санкт-Петербург).

- СПб, 1999. С. 33-34.

3. Тарасова О.Л. и др. Влияние психо-вегетативных характеристик подростков на адаптацию к повышенным учебным нагрузкам / О.Л. Тарасова, Л.Н. Игишева // Валеология. - 1997. - № 3. -С. 32-36.

4. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. СМ. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - С. 147-160.

5. Вачков И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов / И.В. Вачков // Школа здоровья. - 1995. - Т.2. - № 3. - С. 74-84.

6. Максименко М.Ю. Особенности направленной и ненаправленной нейропсихологической коррекции школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста / М.Ю. Максименко // Конференция «Здоровье школьников: Медико-психологическая поддержка и физическая культура». Тезисы докладов. - Школа здоровья, 1996. - Т. 3. - № 4. - С. 42-43.

7. Ковалев С.В. Психология современной семьи: ин-форм. метод, материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя / С.В. Ковалев - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

8. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости / Т.А. Долбик-Воробей // Социологические исследования. 2003. №11. С. 78-83.

9. Баранов А.Н. Сексуальное образование и репродуктивное здоровье подростков / А.Н. Баранов // Здравоохранение Российской Федерации. - 1997. - № 4.

- С. 45-46.

10. Овчинников Н.Д. и др. Педагогические аспекты формирования сексуального здоровья человека / Н.Л. Овчинников, В.И. Егозина // Народная медицина России: теория и практика. - 2000. - № 3. - С. 10-13.

11. Исаев Д.Н. и др. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1988.

- 155 с.

12. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ. метод, материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

13. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г.К. Зайцев -СПб., 1995. - 54 с.

14. Симонов П.В. Мотивированный мозг / П.В. Симонов. - М.: Наука. 1987. - С. 139 - 222.

15. Гурко Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин / Т.А. Гурко // Социологические исследования. - Вып. 11. -М.: Наука, 2002. - С. 12

16. 3еньковский В.В. На пороге зрелости / В.В. Зеньковский. - Клин, 2001. - С. 5.

17. Колберг Л., Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. - 1992. - Т 13. - №3. - С. 173182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.