ИННОВАЦИННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Турсунова О.С.
Турсунова Одина Салимовна - преподаватель немецкого языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье проводится рассмотрение инновационной технологии, отражающей специфику изучаемого предмета и самой среды обучения: открытость, интегративность, системность и последовательность, интерактивность, наглядность представления материала, многоаспектность и избыточность всех компонентов среды. Таким образом, инновационные технологии существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск. Ключевые слова: инновационные технологии, иностранный язык, формы и методы обучения, интерактивная среда, творческий подход, мотивация.
В условиях модернизации современной системы образования на первый план в настоящее время выдвигается проблема информатизации образовательной деятельности, и в первую очередь развитие дистанционных форм обучения в образовании. Сейчас создается новая педагогика, характерным признаком которой является инновационность - способность к обновлению, открытость новому. Известно, что инновационный процесс - это комплексная деятельность по созданию, усвоению, использованию и распространению новшеств. Значительная роль в гуманизации высшего образования, формировании специалиста новой формации принадлежит иноязычному образованию. Ведущие специалисты в области языка и межкультурной коммуникации рассматривают языковое образование как важный резерв социально экономических преобразований в стране; фактор культурного и интеллектуального развития и воспитания личности, обладающей общепланетарным мышлением; отмечают необходимость приведения языковой политики к новым реалиям общества, важность разработки новой образовательной технологии [1-2]. В этой связи особый интерес представляет проблема повышения качества преподавания иностранного языка в образовательной системе высшей технической школы. Для того, чтобы вызвать интерес у обучающихся к изучению иностранного языка, преподаватели должны искать новые, интересные и результативные формы и методы обучения. Во время учебы нужно использовать такие методы, при которых:
• у обучающихся возникает желание к творческой, результативной работе;
• студенты становятся активными, раскованными, пытаются добиться успеха, при этом не нарушают поведение в группе.
Специфика иностранного языка как учебного предмета заключается в том, что общение является не только конечной целью обучения, а и средством ее достижения. Именно преподаватель делает все возможное и невозможное для этого. Поскольку речь остается единственной универсальной базой мышления, знание иностранного языка следует рассматривать с точки зрения совершенствования интеллектуальных способностей (памяти, воображения, критического, логического, креативного мышления). Творчество является высшим проявлением развития человеческого разума. Творческая способность - это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность глубокого осознания своего опыта. Благодаря творческой деятельности у обучаещегося развивается способность самостоятельно реализовать свои возможности, самореализация ведет к личностному росту. Реализация этой идеи невозможна без разработки и внедрения соответствующих технологий обучения. Достичь этого можно за счет инновационного
подхода, создавая интерактивную среду [3]. Новым импульсом кардинального совершенствования сферы, коренного пересмотра содержания подготовки кадров на уровне международных стандартов стало Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года. Вместе с тем утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы, включающая меры по укреплению и модернизации материально-технической базы вузов, оснащению их современными учебно-научными лабораториями и средствами современных информационно-коммуникационных технологий. На сегодняшний день в Узбекистане высшее образование готовит квалифицированных специалистов для различных сфер общественной жизни и отраслей хозяйства - научной, экономической, технической и прочих. Учебный процесс систематизирует знания и полученные навыки, ориентируя студентов на решение теоретических и практических задач в векторе выбранной специализации с творческим использованием достижений современной научной мысли и технологий [4]. Безусловно, важную роль в развитии навыков общения играет организаторская роль преподавателя: его собственная свобода движения, фантазия, увлечённость, энергичность. Современная коммуникативная методика предлагает широкое внедрение в учебный процесс активных нестандартных методов и форм работы для лучшего сознательного усвоения материала. На практике достаточно эффективными оказались такие формы работы: индивидуальная, парная, групповая и работа в команде, ролевые игры. Результативность ролевых игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными упражнениями. Успешность практического владения иностранным языком также зависит во многом от того, насколько оно мотивировано в глазах обучающихся. Большую роль при обучении иностранному языку играет естественная мотивация, при которой язык является не столько целью обучения, сколько средством, при котором обеспечивает понимание между представителями различных культур. Необходимо подчеркнуть, что ролевое общение повышает мотивацию к изучению иностранного языка и заметно повышает эффективность урока иностранного языка, однако оно не исчерпывает его возможности. В ролевом общении всегда присутствует проблемность, которая в ряде случаев может стимулировать не ролевое, а дискуссионное общение. Применение дискуссионного общения означает, что вовлечение студентов в проблемное обсуждение сегодня считается обязательным компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого занятие теряет значительную часть своей эффективности. Задача этой работы заключается в выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей студентов создают благоприятный микроклимат на занятиях иностранного языка.
Список литературы
1. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовимся к диалогу культур. Минск: Лексис, 2003. 184 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Денисова И.И. Инновационные образовательные технологии в изучении английского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-innovacionnie-obrazovatelnie-tehnologii-v-izuchenii-angliyskogo-yazika-1613499.html/ (дата обращения 16.12.2018).
4. Умарова Д.З. Инновационные реформы в системе высшего образования Республики Узбекистан. Научно-теоретический электронный журнал «Вопросы науки и образования». № 02 (14). Москва. Февраль, 2018. С. 47.