Научная статья на тему 'Инновации в управлении гостиничным предприятием на современном этапе'

Инновации в управлении гостиничным предприятием на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / HOTEL ENTERPRISE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY AND CREDIT POLITICS / КОМПЛАЕНС / COMPLIANCE / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бедяева Т.В., Барлова А.И.

В статье выявлена необходимость внесения изменений в существующие формы управления гостиничными предприятиями на территории России в рамках оценки влияния государственного регулирования и определения места предприятий индустрии гостеприимства в общей структуре отраслей народного хозяйства и денежно-кредитной политики государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in management of a hotel enterprise in the present-day context (Russia, St. Petersburg)

The authors emphasize the necessity of changing the existing forms of hotel management in Russia within the frames of evaluation of the impact produced by the state regulation and definition of the place occupied by the enterprises of the hospitality industry in the general structure of the national economy as well as monetary and credit politics of the state

Текст научной работы на тему «Инновации в управлении гостиничным предприятием на современном этапе»

5. Необходимо создание постоянных пунктов питания, большинство потребителей отдало бы предпочтение открытию столовой в местах краткосрочного пребывания туристов.

6. Следует обеспечить контроль за обновлением информации о туристских ресурсах и объектах инфраструктуры исследуемых муниципальных районов Ленинградской области на официальных сайтах, а также на сайтах подведомственных организаций.

7. Необходимо создание постоянно действующих сувенирных магазинов с максимально диверсифицированной продукцией исходя из потребительских запросов.

8. Необходимо обеспечить наличие и своевременное обновление информационных материалов о туристских дести-нациях муниципальных районов Ленинградской области не

только на русском, английском, но и на ряде других языков (китайский, арабский, испанский и др.).

9. Информационно-туристские центры должны активно использовать возможности волонтерского движения при организации информационной поддержки развития туристских дести-наций муниципальных районов Ленинградской области.

10. Следует обеспечить наличие обратной связи с конечным потребителем посредством использования ресурсов социальных сетей и сети Интернет.

11. В ближайшей перспективе после создания сети центров — разработать и внедрить в практику специализированное приложение для мобильных устройств, способствующее оказанию услуг информационно-туристских центров муниципальных районов Ленинградской области.

Литература

1. Бутко И.И., Ситников В.А., Ситников Е.А. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. / И.И. Бутко. — М.: ИТК «Дашков и К°»; Наука-Спектр, 2009. — 264 с.

2. Багиев, Г.Л., Шубаева, В.Г., Шульга, А.О. Экономическое пространство и концепции маркетинга: учебное пособие. — СПб, Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 374 с.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие. — М.: ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН, 2012. — 404 с.

4. Ленинградская область — прекрасная и многоликая. — СПб.: ООО Студия «НП-Принт», 2013. — 199 с.

5. Ленинградская область. История и современность. — СПб.: ИИФ «Лики России», 1997. — 301 с.

6. Административно-территориальное деление Ленинградской области. — СПб.: ИПК«Вести», 2002. — 194 с.

7. Карпова Г.А., Сигова М.В., Шевченко Е.П. Брендинг региона как инструмент повышения привлекательности туристской дестинации // Вестник Национальной академии туризма. — 2014. — №1(29). — С. 72-75.

8. Карпова Г.А. Туристские ресурсы: проблемы и перспективы. — Чебоксары.: Изд-во Чуваш.ун-та, 2007. — 268 с.

9. Малинин А.М, Андреева Д.А. Развитие сельского туризма в регионах России как форма повышения уровня социально-экономического развития региона // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. — 2016. — № 44. — С. 204-210.

10. Малинин А.М., Ермакова Н.А., Лимонина И.Г. Аквакультура как новое аттрактивное направление формирования российской региональной модели сельского туризма // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного ун-та. — 2016. — № 45. — С. 261-264.

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ГОСТИНИЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Т.В. Бедяева,

доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат педагогических наук bediaeva@mail.ru

А.И. Барлова,

магистрант по программе «Управление гостиничным бизнесом» Санкт-Петербургского государственного экономическогоуниверситета

barlun@yandex.ru

В статье выявлена необходимость внесения изменений в существующие формы управления гостиничными предприятиями на территории России в рамках оценки влияния государственного регулирования и определения места предприятий индустрии гостеприимства в общей структуре отраслей народного хозяйства и денежно-кредитной политики государства.

Ключевые слова: гостиничное предприятие, управление, государственное регулирование, денежно-кредитная политика, комплаенс, риск-менеджмент

ББК У44(2)135.7я73

Ввиду переходного периода от плановой экономики СССР к рыночной экономике Российской Федерации, а также сопровождавшей его финансовой, политической и экономической нестабильностью, возникла необходимость в переменах в управлении отраслью гостеприимства. Соответствующие перемены в управлении гостиницами в современной России начались в 1993 году. Это связано, в первую очередь, с исторической ролью и местом гостиничных предприятий в системе отраслей народного хозяйства России, во вторую — с изменением моделей управления гостиничным бизнесом.

Управление гостиничным предприятием с учетом системы народного хозяйства РФ следует рассматривать как совокупность двух аспектов:

- мер, норм, правил и требований, закрепленных на законодательном уровне (государственное регулирование менеджмента отрасли народного хозяйства);

- единство финансово-статистических показателей развития и регулирования отрасли (функционирование предприятий индустрии гостеприимства в рамках финансового права и денежно-кредитной политики государства).

Таким образом, современный подход к управлению гостиничным предприятием должен включать в себя инструменты контроля и регулирования, отвечающие потребностям соответствия политики государства с законодательной и финансовой точки зрения.

Кроме того, необходимо оценивать результаты воздействия на индустрию гостеприимства финансовых и законодательных

Таблица 1

Финансовые и законодательные инструменты контроля и регулирования менеджмента предприятий гостеприимства*

№ пп. Методы и формы воздействия на индустрию гостеприимства Финансовые и законодательные инструменты воздействия Изменения в индустрии гостеприимства и элементах ее управления

1 2 3 4

1. Механизмы внедрения субподрядов, лизинга, франчайзинга, венчурного финансирования Методические рекомендации в нормативно-правовых актах и внутренних документах предприятий Экономное и разумное наращивание гостиничными предприятиями современной материально-технической базы

2. Формы взаимодействия гостиничных предприятий и коммерческих банков Специальные программы кредитования для гостиничных предприятий отсутствуют, представлены только банковские продукты, нацеленные на помощь малому и среднему бизнесу в РФ Внедрение в современную банковскую систему специальных программ кредитования для гостиниц позволило бы снизить итоговые риски при оформлении кредитов, лучше рассчитывать лимиты финансовой и нефинансовой ответственностей при работе с привлечением финансовых вложений

3. Региональные программы и проекты развития в депрессивных регионах страны Программы господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства в индустрии гостеприимства для определенных регионов и областей РФ, в которых низкий уровень обеспеченности средствами размещения для внутренних, внешних и бизнес туристов Развитие и помощь отстающим регионам поможет спровоцировать рост надлежащего качества предложения на рынке размещений; при наличии хорошей жилой базы средств размещения могут быть разработаны специальные туры, в том числе, в рамках бизнес-путешествий, что может помочь поднять не только работу данной отрасли, но и улучшить экономику региона

4. Механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, концессии, Венчурный фонд, Российская венчурная компания, технопарки Участие гостиниц в ГЧП позволит привлечь инвестиции в данный сектор экономики на долгосрочной перспективе

*Разработано авторами

инструментов контроля и регулирования и элементы ее управления (см.табл. 1).

Как видно из табл.1, для своевременного и правильного реагирования на механизмы взаимодействия государственного сектора, денежно-кредитной политики необходимо внедрение в структуру управления гостиничным предприятием таких инструментов управления и взаимодействия, которые бы позволили выйти гостиничным предприятиям на новый уровень, стать полноценным участником отраслей народного хозяйства. Полноценность в данном случае подразумевает социальную, правовую и финансовую защищенность предприятий гостиничной индустрии от различного рода рисков управления (финансовых и нефинансовых).

Изменение моделей управления гостиничным бизнесом в настоящее время следует рассматривать как изменение совокупности требований к современной модели управления гостиничным предприятием:

- гибкость — способность модели управления быстро и с минимальными затратами времени, труда и капитала «перестроиться» под влиянием внешних и внутренних факторов для сохранения в целом объекта управления и снижения финансовых и нефинансовых рисков;

- законность — это действительность текущей модели управления на территории той или иной страны, законность действующей организационно-правовой формы и соответствие организационно-правовой формы действующему законодательству, регулирующему ведение коммерческой деятельности;

- структура топ-менеджмента — понимается как совокупность методов, форм, уровней и инструментов воздействия руководства предприятия на объект управления, то есть, по сути, иерархия управления гостиничным предприятием, которая может быть выражена как организационно-штатной структурой, так и формой управления в целом (через совет директоров, топ-менеджеров, управляющие компании);

- взаимодействие уровней структуры управления — это характеристика вертикали управления, ее четкость и жесткость, помогает выстроить наиболее оптимально все бизнес-процессы и определить набор инструментов их выполнения, а также определяет «конфликтность» управленцев между собой и по отношению к объекту управления;

- инструменты и объекты политики управления — к ним относятся ценовые и неценовые методы привлечения клиентов, каналы продвижения и бронирования услуг, управление брендом, каналами привлечения дополнительного финансирова-

ния, производственными мощностями гостиницы, то есть, все то, что является объектами управления для топ-менеджмента, но которые могут быть использованы в качестве инструментов управления (например, управление неценовым привлечением клиентов может быть реализовано через программу лояльности гостиницы, то есть, через каналы продвижения и бронирования услуг).

Особую роль в необходимости внесения изменений в существующие формы управления гостиничным предприятием играет понятие риска (финансового и нефинансового), величина которого растет в условиях быстро меняющегося рынка, тенденций и направлений развития. Таким образом, на данном этапе развития российской экономики гостиницы нуждаются в усилении риск-менеджмента. В традиционном понимании риск-менеджмент относится к инструментам управления и помогает выявить и предотвратить вероятности возникновения неблагоприятных для компании событий, а также устранить их отрицательное воздействие. Однако риск-менеджмент на практике является скорее инструментом планирования и прогнозирования уровня риска, нежели реальным инструментом предотвращения его наступления.

В качестве решения данной проблемы возможно внедрение в систему управления гостиничным предприятием комплаенс-службы, отвечающей за расчет, прогнозирование и предупреждение риска путем построения траекторий ведения бизнеса при различных внешних и внутренних факторах.

То есть, по сути, комплаенс является комплексной системой мер, норм, правил и требований, соответствие которым позволяет избежать нарушений внешних норм и требований, предъявляемых к деятельности организации, путем сплошного, непрерывного и своевременного мониторинга эффективности управленческих решений и внутреннего контроля [1].

Сущность и значение комплаенс-службы раскрываются в полной мере при рассмотрении именно с точки зрения позитивного анализа, то есть, как процесса управления, возникшего для устранения недостатков и недоработок управленческих решений, или как объективной потребности любой организации улучшить производимое ею благо, снизив при этом затрачиваемые на производство ресурсы. Таким образом, внедрение комплаенс-службы обеспечивает выполнение компанией возложенных на нее внешними регулирующими органами и внутренней профессиональной этикой норм и требований, что существенно снижает риски, преимущественно, нефинансовые (репутационные и правовые).

С точки зрения практической пользы от внедрения комп-лаенс-службы непосредственно в структуру управления предприятий индустрии гостеприимства можно выявить следующие аспекты.

Во-первых, по своей нормативной сути комплаенс-служба позволяет стабилизировать рынок, привести его к однородному, с точки зрения эффективности управления и прозрачности финансовой информации состоянию, а также равномерно распределить на таком рынке имеющиеся ресурсы. Результативность такого образцового поведения может быть оценена с точки зрения гипотезы эффективности рынков [8] в теории, на практике же эффективность применения комплаенс-службы должна иметь более взвешенное и четкое основание.

Во-вторых, по своей экономической сути комплаенс-служба предусматривает финансово обоснованную цену встраивания в бизнес-процесс и цену отказа от внедрения такого нововведения. Цена внедрения — это полная калькуляция инвестиций в развитие системы управления гостиничного предприятия, как то: новые рабочие места, использование информационных технологий и специальных программ, проведение обучающих мероприятий, квалификационных экзаменов, формирование новой структурной единицы в системе топ-менеджмента, оплата труда работников, занятых в разработке должностных инструкций и расписания работы комплаенс-службы и так далее. Цена отказа в данном случае не определяется только не совершёнными затратами на встраивание комплаенс-службы,

но и состоит из определенных потерь будущего периода, которые наступят, когда имеющихся средств управления рисками будет недостаточно, а также из упущенной прибыли, связанной со снижением общих и переменных издержек предприятия.

При всех вышеперечисленных факторах развития системы управления гостиничным предприятием, необходимость разработать и внедрить в систему управления гостиницей современную форму управления рисками, их предупреждения в различных сферах такого бизнеса, становится очевидной. Все это приводит к выводу, что необходимо разработать правовую, нормативную и методологическую базу в следующих областях:

- менеджмента (в т.ч. риск-менеджмента);

- бухгалтерского учета (для формирования реально учитываемых калькуляционных статей и калькуляции издержек производства);

- налогового учета (для формирования соответствующей действующему законодательству процедуры расчета налогооблагаемой прибыли и расходов, уменьшающих ее).

Это позволит расширить информационную базу проводимых исследований в области современных тенденций международного права, менеджмента и организации работы предприятий сферы услуг, а также получить большую, систематизированную практическую базу внедрения в действующие предприятия индустрии гостеприимства новой службы контроля и управления.

Литература

1. Барлова А.И. Цена отказа от внедрения комплаенс-службы в систему управления организации // Современные проблемы и тенденции развития экономики, управления и информатики в XXI веке. Т.2. — СПб: Санкт-Петербургский филиал Фин.ун-та, 2016. — 181 с.

2. Барчуков И.С. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: учебное пособие / И.С. Барчуков, Л.В. Баумгартен, Ю.Б. Башин, А.В. Зайцев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: КНОРУС, 2013. — 168 с.

3. Бедяева Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма и гостиничного хозяйства. — СПб: СПбГИЭУ, 2010. — 147 с

4. Вяткин В.Н. Риск-менеджмент: превентивное управление. Учебно-практическое пособие / В.Н. Вяткин, В.А. Гамза, Ф.В. Маевский. — М.: Наука и образование, 2013. — 257 с.

5. Гареев Р. Совершенствование обслуживания и методов контроля качества на гостиничных предприятиях // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2011. — № 4. — С. 394-398.

6. Ковальчук А.П. Анализ направлений развития гостиничных предприятий в современных условиях в России // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 4 (15). — С. 53-62.

7. Копытина Е.В. К вопросу о дисфункции системы управления качеством гостиничных услуг в современной России // Транспортное дело России. — 2012. — №6S. — С. 18-21.

8. Efficient Capital Markets: A Review of Theory and Empirical Work, 1970. — P.383-417.

КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ В ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЕБ-САЙТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ГОСТИНИЧНОГО ПРОДУКТА

Г.Г. Воронцова,

доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат педагогических наук galina-graf56@mail.ru

H.A.Гаврилова,

магистрант кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета

dept.kgirb@unecon.ru

В статье рассматривается вопрос клиентоориентированности локализации веб-сайта отеля, представлен анализ мультиязычности сайтов гостиничных предприятий люксового сегмента и функции веб-сайтов пяти отелей Санкт-Петербурга для продвижения гостиничного продукта.

Ключевые слова: клиентоориентированность, гостиничный продукт, локализация веб-сайта отеля, межкультурные коммуникации

УДК 338.46 ББК 75.81

В источниках информации существует разное толкование термина «клиентоориентированность». С одной стороны, его можно рассматривать как инструмент, который обеспечивает

конкурентное преимущество предприятия посредством увеличения продаж, с другой — это возможность организации получать дополнительную прибыль за счет увеличения потока

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.