ИННОВАЦИИ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
Хайсаров А.З.
Хайсаров Артур Зуфарович - магистрант, кафедра экономики и управления предприятиями, факультет магистратуры и аспирантуры, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск
Аннотация: в статье рассматривается классификация инноваций на транспорте, а также по источникам конкурентных преимуществ. Раскрывается значение инноваций для транспортной отрасли, перспективы развития транспортного комплекса страны при реализации инновационных преобразований.
Ключевые слова: инновации, транспортный комплекс, классификация инноваций на транспорте, значение инноваций, сущность инноваций на транспорте.
Введение. Современный этап функционирования и развития экономики России, ее отраслей и хозяйствующих субъектов связан с непрерывными обновлениями и преобразованиями, обеспечивающими инновационный характер развития, повышение конкурентоспособности предприятий, товаров и услуг, улучшение условий работы персонала, рост благосостояния населения и улучшение условий его жизни. Транспортный комплекс страны, являясь одним из ведущих и занимающих одно из ключевых мест в народном хозяйстве России, включает в себя имущественные объекты всех видов транспорта, трудовые ресурсы и нематериальные активы, которые принадлежат субъектам транспортной деятельности, находящимся в государственной и частной собственности [8]. В связи с этим особую значимость приобретают повышение надежности, безопасности и эффективности функционирования имущественных объектов транспортного комплекса и элементов транспортной и сервисной инфраструктуры.
Однако состояние многих из этих объектов на протяжении многих лет, к сожалению, оценивается как неудовлетворительное. В первую очередь это относится к подвижному составу. К основным причинам такого состояния многие специалисты отрасли относят: значительный срок эксплуатации внеоборотных активов предприятий отрасли; недостаточность финансовых ресурсов для внедрения инноваций и осуществления инвестиций в обновление имущественных объектов. В то время как осуществление концепции создания интеллектуальных транспортных систем для комплексного управления объектами транспортной инфраструктуры, включая сервисную составляющую, требуют осуществления значительных инвестиций [13].
Наиболее предпочтительным считается вложение инвестиций в инновации.
Экономическая целесообразность внедрения инноваций в деятельность АТП. Инновационная деятельность на автотранспортном предприятии должна быть в первую очередь направлена на решение двух групп задач:
-обеспечение высокого качества автотранспортных услуг (своевременность доставки грузов и пассажиров, высокая сохранность грузов, безопасность и комфортабельность перевозки пассажиров);
-снижение издержек на оказание автотранспортных услуг
[9].
Таким образом, инновационная деятельность на автотранспортных предприятиях должна быть направлена на совершенствование организации перевозочного процесса и снижение издержек при эксплуатации подвижного состава.
Эффективность инновационных проектов влияет на эффективность хозяйственной деятельности транспортной компании в целом в следствие использования их результатов в производственном или управленческом процессе либо продажи их результатов сторонним компаниям. Факторами, влияющими на эффективность инновационных проектов, являются увеличение доходов (выручки) вследствие
использования инноваций; экономия текущих расходов; сокращение капитальных вложений, в том числе уменьшение расходов на реализацию научно-технических проектов.
Увеличение доходов происходит по инновационными проектам, направленным на:
-повышение производительности подвижного состава и улучшение его использования во времени;
-увеличение доли на рынке транспортных услуг; -увеличение пропускной и провозной способности; -увеличение объема оказываемых транспортно-логистических услуг;
-увеличение экспортных возможностей; -получение объектов интеллектуальной собственности, права на использование которых на возмездной основе могут быть предоставлены сторонним организациям [8].
Экономия текущих расходов вследствие реализации инновационных проектов за счёт:
-использования менее энергоемких образцов новой техники, новых технологий и технологических процессов; -уменьшения расхода материальных ресурсов; -использования более дешевых материальных ресурсов, в том числе импортозамещающих;
-увеличения сроков использования материальных ресурсов; - снижения эксплуатационных потерь;
-уменьшения затрат на капитальный и текущий ремонты подвижного состава и путевой техники, в том числе при оптимизации графиков проведения и методов производства ремонтов и увеличении межремонтных пробегов;
-снижения затрат на содержание подвижного состава, путевой техники, зданий, сооружений;
-сокращения численности работников при использовании новой техники, технологических процессов, повышении производительности труда, снижении потерь рабочего времени и профессиональной заболеваемости и травматизма, улучшении условий труда, замены работников более квалифицированными [8].
Инновационными направлениями повышения
эффективности функционирования российской транспортной системы и объектов её инфраструктуры также являются: использование логистических подходов к планированию, управлению, контролю и регулированию движения пассажирских, материальных, информационных и денежных потоков в пространстве и во времени; логистическое управление жизненным циклом инновационной продукции; логистически ориентированное управление инновационной деятельностью на транспорте; использование модульных подходов к обработке грузов. Логистический подход к управлению потоками позволяет сократить
продолжительность времени их движения и снизить текущие и капитальные затраты. Логистические подходы к управлению потоками используются и в сфере информационного и финансового обслуживания населения.
В конечном итоге инновационная деятельность на любом автотранспортном предприятии должна быть ориентирована на достижение главной цели - повышение конкурентоспособности как самого предприятия, так и предоставляемых потребителям услуг [9].
Классификация инноваций на транспорте. Для того, чтобы наладить эффективный менеджмент инноваций, на транспорте так же существует классификация инноваций (рисунок 2) [12].
Рис. 1. Классификация инноваций транспортной отрасли
Инновации, отражающиеся на качестве бизнес-процессов организации, имеют задачу повысить конкурентоспособность через увеличение результативности функционирования [4].
Вывод. Инновационные решения в деятельности транспортных предприятий способны оказать существенное влияние на качество предоставляемых услуг, что является одной из главнейших задач отрасли в настоящее время.
Список литературы
1. Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий: учебное пособие / А.П. Анисимов. М.: Транспорт, 2016. 319 с.
2. Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник / В.П. Бычков. М.: Инфра-М, 2015. 384 с.
3. Будрина Е.В. Экономика автомобильного транспорта: учебник и практикум / Е.В. Будрина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/files/ automobile/, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2019).
4. Ефанов А.В., Зырянова, Н.М. Экономика автотранспортного предприятия: учебное пособие /
A.В. Ефанов, Н.М. Зырянова. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2011. 218 с.
5. Кононова Г.А. Экономика автомобильного транспорта: уч. пособ. для студ. спец. 080502 «Экономика и управление на предприятии транспорта» / Г.А. Кононова. М., 2014. 319 с.
6. Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник. [Электронный ресурс] / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. М.: Дашков и К, 2011. 247 с. Режим доступа:http://mybrary.ru/users/personal/read, свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2019).
7. Любушин Н.П. Экономический анализ: учебник. [Электронный ресурс] / Н.П. Любушин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 575 с. Режим доступа: http: //www.alleng.ru/d/econ/econ3 84.htm, свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 26.09.2019).
8. Напхоненко Н.В. Экономика на автомобильном транспорте: учебное пособие / Н.В. Напхоненко. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015. 169 с.
9. Напхоненко Н.В. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Н.В. Напхоненко. Москва -Ростов н/Д: «МарТ», 2015. 480 с.
10. Подсорин В.А. Экономика инноваций: учебное пособие для магистрантов по направлению «Экономика» /
B.А. Подсорин. М.: МИИТ, 2012. 123 с.
11. Политковская, И.В. Финансовые аспекты осуществления инноваций на предприятиях транспорта: монография / И.В. Политковская, Д.Т. Хвичия. М.: МАДИ, 2015. 156 с.
12. Сербиновский Б.Ю. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Б.Ю. Сербиновский, Н.Н. Фролов, Н.В. Напхоненко, Л.И. Колоскова, А.А. Напхоненко // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //pnu.edu.ru/media/filer_public/2013/08/06/ep-betm-lection.pdf, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2019).
13. Хегай Ю.А. Экономика предприятия автомобильного транспорта: электронный учебник / Ю.А. Хегай // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/umk/hegai/u-posob.pdf, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2019).