Научная статья на тему 'Качество как социально-экономическая категория пассажиротранспортного процесса'

Качество как социально-экономическая категория пассажиротранспортного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Зинаида Михаиловна

Процесс развития социально-экономической категории качества пассажиротранспортного процесса все в большей мере интегрируется с различными составляющими в процессе производства и реализации транспортной услуги. Поэтому крупной народохозяйственной проблемой, еще не решенной, как в теоретическом, так и в практическом плане, является разработка и реализация пассажирскими автотранспортными предприятиями такой стратегии качества, которая учитывала бы их интеграцию, объединив в сложной системе потребительских свойств транспортной продукции (услуги), сформировав тем самым новые социально-экономические категории качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество как социально-экономическая категория пассажиротранспортного процесса»

Качество как социально-экономическая категория пассажиротранспортного процесса

З.М. Сидорова,

старший преподаватель Ставропольский филиал ГОУ ВПО «Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики» e-mail: sfpaati@vandex.ru

Процесс развития социально-экономической категории качества пассажиротранспортного процесса все в большей мере интегрируется с различными составляющими в процессе производства и реализации транспортных услуг. Поэтому крупной народохозяйственной проблемой, еще не решенной, как в теоретическом, так и в практическом плане, является разработка и реализация пассажирскими автотранспортными предприятиями такой стратегии качества, которая учитывала бы их интеграцию, объединив в сложной системе потребительских свойств транспортной продукции (услуги), сформировав тем самым новые социально-экономические категории качества.

Задачи развития социально-экономической системы (ее оценки, анализа) в рамках единой отрасли, могут отражать типы отношений или аспекты функционирования исследуемого объекта (балансовые отношения, технологические, поведенческие, структурные, экологические, демографические, и др.) [3]. Следует отметить, что показатели должны отражать как положительные стороны, так и отрицательные, способные вызвать угрозу или рост экономической составляющей исследуемого объекта. Из чего вытекает, что в содержание понятия социально-экономической системы должны быть включены понятия, соответствующих и наполняющих ее компонентами, производимыми в этой экономической системе: «экономическая», «социальная», «экологическая».

Несмотря на значительные достижения в области исследования качества, безопасности и экологичности транспортной продукции [5, 7, 12, 15], все еще остается не решенной проблема интеграции этих составляющих компонентов в диалектику общего качественного процесса, поиска эффективных решений в этой сфере. Имеется значительный пробел в области анализа динамики и диалектики взаимосвязей качества и экологичности, безопасности и экологичности при разработке и планировании деятельности автотранспортных предприятий.

На наш взгляд, очень важно осознать новое содержание качества как социально-экономической категории, в которой безопасность и экологичность выступает на первое место. Что связано с качественными изменениями спроса в современных условиях и интеграции в одном органическом единстве.

Уровень качества оказываемой услуги [9, 14] должен быть адекватен потребностям. Качество пассажирских услуг, в том числе их безопасные и экологические свойства, выступают важным элементом маркетинговой стратегии предприятия.

Связанная с этими факторами стратегия предприятия должна включать в себя не только безопасность транспортного средства, но и экологические характеристики, оказывающие свое влияние на охрану окружающей среды. Из этой среды предприятие получает сырье и энергию, а отдает продукты, оказывающие на окружающую среду отрицательное воздействие (стоки, шум, выбросы газов и т. д.).

Д. Джуран [10], соглашаясь с многозначностью слова «качество», считает, что его основным значением является «потребительская пригодность». Потребительская пригодность подлежит оценке по следующим критериям: качество проекта; качество исполнения; диспозиционности (т. е. диапазона гарантированной возможности постоянной эксплуатации транспортного средства автотранспортным предприятием и потребителем-пассажиром); уровня технического обслуживания (диапазона устранения неисправностей — эксплуатационное качество (ТО-1, ТО-2).

Эксплуатационное качество является степенью соответствия обслуживания требованиям разрабатываемой стратегии. Эксплуатационное качество состоит из качества оказания услуги, а также гарантирования оптимальных условий использования транспортного средства и качества обслуживания пассажиров.

Думается, что качество служит индикатором при оценке многих решений в системах управления качеством автотранспортных предприятий. По существу оно выступает как технико-экономический критерий и может использоваться в качестве такового.

В соответствии с нормами Международных стандартов качества (ISO) под качеством понимается совокупность черт и свойств у изделия или услуги, предназначенных для удовлетворения существующих или предполагаемых потребностей [14].

В книге «Что такое качество?» [7] было дано определение интегрального качества. Это, по мнению авторов, «качество, определяемое совокупностью всех функциональных, эстетических и экономических свойств, выражаемое соотношением между потребительской стоимостью и стоимостью продукта труда». Причем было сделано одно, на наш взгляд, существенное замечание, которое заключается в том, что при определении интегрального качества в стоимость включается вся сумма затрат общественного труда на создание, изготовление и использование продукции, а не цена.

Для определения качества транспортной услуги, на наш взгляд необходимо учитывать в понятии качества то, что оно является равнодействующей в процессе оценки и анализа критериальных показателей пассажиротранспор-тного процесса. В нашем понимании, качество пассажирской услуги — это степень соответствия реально производимой слуги, по сравнению с предьяв-ляемыми требованиями и стандартами.

Целесообразно введение экологических факторов (природные ресурсы и качество окружающей среды) в число экономических категорий, что увеличит сферу приложения современного варианта теории экономического равновесия и реанимирует давнюю умозрительную концепцию предельной полезности. Не существует никакой стоимости, которая не содержит сущности или в создании которой в той или иной форме не участвуют условия и факторы окружающей среды [9], как и не существует труда вне его биологической природы и экологической обусловленности. Многие экологи и экономисты теперь признают, что природная энергетика давно перестала быть философской или поэтической категорией, а представляет собой экономическое понятие[13].

Качество пассажирских перевозок — это прежде всего безопасность пассажиров. Одним из наиболее весомых показателей, определяющих качественную характеристику социальной компоненты в пассажиротранспортном процессе, является безопасность движения и гарантия безопасной доставки

пассажира из пункта отправки в пункт прибытия. Именно поэтому особое внимание должно быть уделено комплексу мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, включающих ликвидацию мест концентрации дорожнотранспортных происшествий путем:

• строительства транспортных пересечений и пешеходных переходов в разных уровнях;

• ограничения доступа пешеходов на скоростные городские автомагистрали;

• устройства пешеходных и велосипедных дорожек вдоль автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты;

• устройства специальных полос движения для общественного транспорта;

• строительства и реконструкции обходов крупных населенных пунктов.

Высокий уровень дорожно-транспортных происшествий среди пассажирского транспорта малой вместимости требует принятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Эти меры должны решать руководители автотранспортных предприятий, представители дорожной автоинспекции, предьявляя водителям транспортных средств повышенные требования, ведь от их профессионализма зависит не только качество оказываемой услуги, но и безопасность пассажиров и пешеходов. Необходимо совершенствовать систему оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Важнейшим инструментом решения этих задач является научное сопровождение проектов и программ, которое должно способствовать повышению технического уровня и эксплуатационного состояния транспортных средств передвижения и автомобильных дорог, снижению аварийности и повышению экологической безопасности дорожного движения.

Разумеется, в условиях рыночной экономики проблемы оценки социальных показателей качества пассажи-ротранспортного процесса во многом решаются на основе социологического опроса. Но использование одного метода определения качества услуги может быть недостаточным. Использова-

ние накопленного опыта и потенциала отечественной науки, зарубежного опыта, на наш взгляд, в этой области чрезвычайно полезно.

Для определения уровня качества деятельности на пассажирском транспорте за основу можно взять следующие составляющие: регулярность движения транспортных средств; качество и комфортность оказываемой услуги; экономии транспортного времени пассажиров; безопасность транспортного процесса. По нашему мнению эти составляющие оказывают основное влияние на формирование социальной компоненты качества.

Большинство специалистов [9, 6, 7, 11] под повышением качества перевозок пассажиров понимают, реализацию комплекса мероприятий, предполагающих сокращение затрат времени населения на передвижение и улучшение комфортабельности поездок. Конечно, одним из наиболее значимых в практической деятельности, критериев оценки качества транспортного обслуживания населения являются общие затраты времени жителей на передвижения от исходного пункта до конечного. Этот критерий прямо или косвенно включает в себя такие показатели, как скорость сообщения, плотность транспортной сети, пересадочность, число автобусов на линии и т. д.

Среди экономистов нет однозначного мнения о методике оценки экономии времени населения. В части экономии рабочего времени водителей служебного транспорта, очевидно, что цена этого времени — заработная плата водителя. Основная полемика идет вокруг правомерности включения в состав эффектов стоимости личного (нерабочего) времени пассажиров и водителей и способов оценки этого времени.

Разработчики модели НЭМ-4 [10] отмечают, что сэкономленное на поездках личное время нельзя признать настолько же продуктивным, что и сэкономленное рабочее время. Но с другой стороны, свидетельством того, что свободное время тоже имеет ценность, является тот факт, что такие пассажиры (совершающие поездки в нерабочее время) тем не менее, предпочитают быстрые поездки медленным и часто

Экономика, Статистика и Информатика 33 №3, 2007

согласны за это платить. Сколько они готовы платить за более быструю поездку — зависит от их доходов и благосостояния. Различные исследователи указывают различные процентные соотношения (субъективной оценки нерабочего времени к заработной плате пассажира), обычно в диапазоне 20-50%, но 20-25%, очевидно, наиболее подходящая величина.

В отчете Американского союза пользователей автомобильных дорог «Saving Time, Saving Money» (rwww.highwavs.org) приводятся данные Техасского института транспорта, полученные в ходе опроса водителей и пассажиров, задержанных в автомобильных пробках. По их субъективной оценке потери времени обходятся им в среднем в 12 долл. в час, что составляет два минимальных размера оплаты труда за 1 час или 50 % средней заработной платы высококвалифицированных рабочих (синих воротничков). Субъективные оценки, выявленные в ходе опроса, по информации авторов подтверждаются и фактическим спросом на транспортные услуги, спросом на проезд по платным дорогам.

Winston и Shirley [1] отмечают, что экономия времени приобретает значимость при достаточно большой величине экономии. Так, при поездке на расстояние до 1 мили американцы готовы платить 1—2 долл. в расчете на сэкономленный час (8—15% среднего заработка синих воротничков за 1 час). При увеличении расстояния поездки до 10 миль цена спроса на экономию времени возрастает до 4—7 долл. Экономия времени в дальних и долгих поездках оценивается уже в 8—9 долл. за час (70— 75% среднего заработка квалифицированных рабочих).

Еще одну тенденцию в оценке экономии времени показывают авторы из Института транспортных исследований, Беркшир, Великобритания [1]. По их сведениям, готовность платить за экономию времени в условиях транспортных заторов возрастает в 1,4 раза по сравнению с нормальными условиями движения.

Очевидно, причиной такого удорожания времени является фактор неопределенности.

Как бы дорого ни оценивалось свободное время населения, большинство экономистов по всему миру признают, что его экономия является важным элементом, который следует учитывать при анализе инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве.

Таким образом, из выше сказанного вытекает, что при создании современного качества транспортных услуг все большее значение приобретает учет экологических требований. Постепенно в комплексном содержании качества на первое место выступают экологич-ность и безопасность транспортной продукции услуги. Качество становится новой социально-экономической категорией, которая интегрирует — экологичность, безопасность и экономичность при разработке и планировании деятельности автотранспортных предприятий.

Оценка характеристик экологично-сти автотранспортной услуги на всех стадиях жизненного цикла — это инструментальное средство управления качеством и экономикой окружающей среды и автотранспортных предприятий.

Неотъемлемым фактором в оценке социальной составляющей является экономия времени пассажира. Этот критерий прямо или косвенно включает в себя такие показатели, как скорость сообщения, плотность транспортной сети, пересадочность, число автобусов на линии и т. д.

Качество пассажирских перевозок — это прежде всего безопасность пассажиров. Одним из наиболее весомых показателей, определяющих качественную характеристику социальной компоненты в пассажиротранспортном процессе, является безопасность движения и гарантия безопасной доставки пассажира из пункта отправки в пункт прибытия.

Литуратура

1. Juran J. М., Gryna F. М. Jakosc — projektowanie — analiza. — Warszawa, 1989.

2. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. — М.: АМИ, 1998.

3. Давыдянц Д.Е. Оценка, анализ пути повышения эффективности эко-

номики. Ставрополь: Кавказский край, 2001.

4. Корчагин В. А., Куприянов М.П. Управление качеством продукции: Учеб. пособие для вузов. Липецк: ЛГТУ, 1997.

5. Корчагин В. А., Куприянов М.П. Управление качеством продукции: Учеб. пособие для вузов. Липецк: ЛГТУ, 1997.

6. Корчагин В.А., Ляпин С.А., Евсеева Ю.Н. Выбор эффективных мероприятий повышения эколого-экономического качества автомобиля // Матер. III межд. науч. конф. «Проблемы качества и эксплуатации АТС». Пенза, 2004. С. 35—39.

7. Корчагин В.А., Сорокин В.И., Коваленко П.Г. Общая и инженерная экология: Учеб. пособие для вузов. Липецк: ЛГТУ, 1998.

8. Корчагин В. А., Суворов В. А., Немиров В.Н. Стратегическое планирование. Липецк: ЛЭГИ, 1998.

9. Максимов В.А., Воробьев И.В., Коновалов И. А., Хазиев А. А., Сарбаев В.И. Нормативное обеспечение экологической безопасности автомобилей в эксплуатации: Учеб. пособие. М.: МАДИ, 2001.

10. Сарбаев В.И. Экологические требования к автотранспортным предприятиям. Учеб. пособие. М.: МГИУ, 2001.

11. Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Напхоненко Н.В., Колоскова Л.И., Напхоненко А.А. Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учеб. пособие. Ростов-н/Д.: МарТ, 2005.

12. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. М.: AKADEMIA, 2003.

13. Спирин И.В. Перевозки пассажиров городским транспортом: Справ. пособие. М.: ИКЦ Академкнига, 2004.

14. Стандарт Министерства транспорта Российской Федерации СМТ АЭ 001-03. Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Основные положения. М.: Минтранс России, 2003.

15. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции / Сокр. пер. с англ.; Авт. предисл. и науч. ред. А.В. Гличев. М.: Экономика, 1986.

16. Эффективность стратегий логистического развития: Межвузовский научный сборник / Саратовский государственный технический, университет. Саратов, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.