Научная статья на тему 'Стратегическое развитие транспортного комплекса российской Федерации в современных условиях'

Стратегическое развитие транспортного комплекса российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ СТРАНЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ / ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЯ / ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР / ГРУЗООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайсаров Артур Зуфарович

В статье рассматривается определение транспортного комплекса и проводится анализ эффективности его развития по годам. В статье прослеживается: динамика изменения эксплуатационной длины путей сообщения по России, количество инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, количество груза и число пассажиров, перевезенных транспортом по России, а также аварийность на автомобильном транспорте по стране. Проводится уточненный анализ инновационного потенциала транспортной отрасли Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое развитие транспортного комплекса российской Федерации в современных условиях»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Хайсаров А.З.

Хайсаров Артур Зуфарович - магистрант, кафедра экономики и управления предприятиями, факультет магистратуры и аспирантуры, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск

Аннотация: в статье рассматривается определение транспортного комплекса и проводится анализ эффективности его развития по годам. В статье прослеживается: динамика изменения эксплуатационной длины путей сообщения по России, количество инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, количество груза и число пассажиров, перевезенных транспортом по России, а также аварийность на автомобильном транспорте по стране. Проводится уточненный анализ инновационного потенциала транспортной отрасли Омской области. Ключевые слова: транспортный комплекс, эффективность развития транспортной отрасли страны, эффективность развития транспортной отрасли Омской области, динамика показателя, городской транспортный сектор, грузооборот.

Введение. Современный этап функционирования и развития экономики России, ее отраслей и хозяйствующих субъектов связан с непрерывными обновлениями и преобразованиями, обеспечивающими инновационный характер развития, повышение конкурентоспособности предприятий, товаров и услуг, улучшение условий работы персонала, рост благосостояния населения и улучшение условий его жизни. Эти обновления и преобразования в первую очередь касаются ведущих отраслей социально-производственной инфраструктуры экономики,

14

деятельность которых направлена на решение технологических, производственных, экономических и социальных задач общества [1].

Характеристика транспортной отрасли России. Транспортный комплекс страны включает в себя имущественные объекты всех видов транспорта, трудовые ресурсы и нематериальные активы, которые принадлежат субъектам транспортной деятельности, находящимся в государственной и частной собственности [6].

Бурное развитие в последние годы транспортного строительства подтверждает актуальность опережающего развития единой транспортной системы: территория России характеризуется самым низким среди развитых стран мира показателем плотности автомобильных дорог [11], так, на 1000 км территории приходится 61,5 км автомобильных дорог, полностью отсутствует транспортная инфраструктура в 23 крупнейших месторождениях полезных ископаемых, только 10,5% существующих автомобильных дорог пригодны для скоростного движения. При этом более 60% коммерческих (грузовых) и пассажирских перевозок осуществляется по федеральным автодорогам. Поскольку территория России сегодня отстаёт от развитых стран мира по показателям плотности сети автомобильных дорог, актуальными остаются сегодня проблемы опережающего развития единой транспортной системы, особенно в новых экономических районах и на вновь присоединённых территориях, наращивания сети автомагистралей [3].

На протяжении длительного периода функционирования экономики России сумма инвестиций, направляемых на развитие отраслей социально-производственной

инфраструктуры, к которым относится транспорт, была значительно ниже суммы инвестиций, вкладываемых в базисные отрасли народного хозяйства. Сумма инвестиций, направляемых на развитие транспортной отрасли была ниже, направляемой на развитие добывающего (на 34,2%) и обрабатывающего производства (на 31,6%). С 2010 г.

инвестиции в транспортный сектор народного хозяйства увеличились в 1,8 раз.

Важную роль в функционировании транспортного комплекса развитых стран рыночной экономики и России играет автомобильный транспорт. При этом доля инвестиций из государственного бюджета, направляемых на развитие подотраслей транспорта, составляет для автомобильного транспорта 2%, в дорожное хозяйство 20%. На долю автомобильного транспорта в России в 2018 г. приходится 73% объема перевозок грузов транспортного комплекса или 5138 млн. т., что на 2% выше, чем в 2017 г. и на 3,3% выше, чем в 2016 г. [11].

Значимой составляющей транспортного комплекса страны является городской транспортный сектор, поскольку эффективное функционирование хозяйства городов невозможно без налаживания коммуникационных связей. Особое место среди общественного транспорта занимают автобусные перевозки. На протяжение трех последних лет, число пассажиров, перевезенных автобусным транспортом увеличивалось, а в 2018 г. 61% всех пассажиров было перевезено с его помощью. В 2018 г. по сравнению с 2016 г. смертность на автомобильных дорогах и улицах снизилась на 25%, а количество раненых в дорожно-транспортных происшествиях уменьшилось 12% или 30,7 тыс. человек [11].

Одной из серьезных проблем автомобильного транспорта является значительный удельный вес убыточных и малорентабельных предприятий. Повышение цен на топливо и недостаточно рациональная организация бизнес-процессов, приводящие к увеличению себестоимости перевозок, вынуждают предприятия к повышению цен на услуги. Однако увеличение цены на автотранспортные услуги на 10% приводит к повышению доли транспортных издержек в себестоимости товаров и услуг на 2,5-3,0% и снижению конкурентоспособности многих секторов российской экономики [1].

Для обеспечения конкурентоспособности экономики и роста качества жизни населения России важное значение

имеет создание условий инновационной активности в регионах. Для решения этой задачи необходимо формирование и осуществление, с одной стороны, действенной государственной политики на общенациональном уровне, с другой-специфической региональной инновационной стратегии, учитывающей цели, особенности развития и конкурентные преимущества конкретного субъекта Федерации.

Особенности развития транспортного комплекса Омской области. Омская область в целом имеет недостаточный уровень инновационной активности, что усугубляется низкой отдачей от реализации нововведений. В области отсутствует организационное обеспечение инновационной политики, что сильно снижает инновационный потенциал области. Общий уровень инновационного потенциала сказывается и на инновационной привлекательность транспортной отрасли области.

Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в Омской области ниже среднего среди регионов страны, тем не менее, в 2017 г. на решение этой проблемы был выделен 1 млрд рублей в рамках проекта «Безопасные дороги». Также правительством России было выделено 464 млн рублей на строительство и ремонт сельских дорог. В области действует программа «Развитие транспортной инфраструктуры Омской области» целью которой является:

- снижение доли протяженности автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, к 2021 году до уровня 60 процентов;

- обеспеченность населенных пунктов (поселений) Омской области регулярным транспортным сообщением автомобильным, водным и железнодорожным транспортом к 2021 году на уровне 100 процентов;

- темп роста коэффициента подвижности населения Омской области воздушным транспортом в 2021 году до 105 процентов.

Географическое положение Омской области способствует повышению инновационной привлекательности транспортной

области региона, поскольку по ее территории проходят Федеральные автотрассы [12]. Но тем не менее преимущества выгодного положения Омской области используются не в полной мере. Плотность транспортных магистралей распределяется неравномерно на территории области - все железнодорожные пути и основные автомобильные дороги (в том числе федерального значения) расположены в южной части области, а северные районы области обеспечены только минимально необходимым количеством автодорог и водной магистралью реки Иртыш. Общая протяженность автомобильных дорог Омской области за последние три года увеличилась 1,1% или 250,2 км и к 2018 г. эта цифра составила 23878,4 км из которых 13847,8 км дорог с твердым покрытием (57,9%).

В 2018 г. по сравнению с 2016 г объем перевезенных грузов снизился на 11,2 %, грузооборот автомобильного транспорта уменьшился на 9,95%, при этом количество пассажиров, перевезенных автобусным транспортом упало на 24%. При наличии базовой транспортной инфраструктуры объем перевезенных пассажиров и грузов очень низкий и уступает многим субъектам Российской Федерации с меньшим количеством транспортных коридоров [12].

Вывод. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе. Недостаточна плотность сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства Омской области.

Список литературы

1. Будрина Е.В. Экономика автомобильного транспорта: учебник и практикум / Е.В. Будрина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/files/ automobile/, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2019).

2. Гилева А.П. Проблемы предприятий городского пассажирского транспорта / А.П. Гилева // Качество. Инновации. Наука. Образование: материалы Междунар. науч.-техн. конф. 15 - 17 ноября 2005 г. Омск: СибАДИ, 2005. 52 с.

3. Ефанов А.В., Зырянова Н.М. Экономика автотранспортного предприятия: учебное пособие/ А.В. Ефанов, Н.М. Зырянова. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. Ун-т», 2011. 218 с.

4. Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник [Электронный ресурс] / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. М.: Дашков и К, 2011. 247 с. Режим доступа:http://mybrary.ru/users/personal/read, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2019).

5. Любушин Н.П. Экономический анализ: учебник. [Электронный ресурс] / Н.П. Любушин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 575 с. Режим доступа: http: //www.alleng.ru/d/econ/econ3 84.htm, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 26.09.2019).

6. Напхоненко Н.В. Экономика на автомобильном транспорте: учебное пособие / Н.В. Напхоненко. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015. 169 с.

7. Подсорин В.А. Экономика инноваций: учебное пособие для магистрантов по направлению «Экономика»/ В.А. Подсорин. М.: МИИТ, 2012. 123 с.

8. Политковская И.В. Финансовые аспекты осуществления инноваций на предприятиях транспорта: монография / И.В. Политковская, Д.Т. Хвичия. М.: мади, 2015. 156 с.

9. Сербиновский Б.Ю. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Б.Ю. Сербиновский, Н.Н. Фролов, Н.В. Напхоненко, Л.И. Колоскова, А.А. Напхоненко // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2013/08/ 06/ep-betm-lection.pdf, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2019).

10. Хегай Ю.А. Экономика предприятия автомобильного транспорта: электронный учебник / Ю.А. Хегай // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/umk/hegai/u-posob.pdf, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2019).

11. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/nwpi403.pdf свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения:08.10.2019).

12. Федеральная служба государственной статистики по Омской области (Омскстат): официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://omsk.gks.ru, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 08.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.