Научная статья на тему 'Совершенствование развития транспортной инфраструктуры региона (города)'

Совершенствование развития транспортной инфраструктуры региона (города) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3025
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лютов Михаил Алексеевич

В данной статье рассмотрены основные факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры региона, представлены основные проблемы ее развития в целом по России, а также в городском округе город Бор Нижегородской области. В работе отмечается, что транспортная инфраструктура играет важную роль в развитии экономики страны и ее регионов, изучается инфраструктура транспортной системы малого города, проводится анализ ее показателей в динамике за последние три года. В завершение представлены авторские взгляды на решение проблем транспортной инфраструктуры городского округа, которые могут быть интересны специалистам в области экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование развития транспортной инфраструктуры региона (города)»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА (ГОРОДА) Лютов М.А.

Лютов Михаил Алексеевич - студент магистратуры, Институт открытого образования, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры региона, представлены основные проблемы ее развития в целом по России, а также в городском округе город Бор Нижегородской области. В работе отмечается, что транспортная инфраструктура играет важную роль в развитии экономики страны и ее регионов, изучается инфраструктура транспортной системы малого города, проводится анализ ее показателей в динамике за последние три года. В завершение представлены авторские взгляды на решение проблем транспортной инфраструктуры городского округа, которые могут быть интересны специалистам в области экономики. Ключевые слова: анализ, транспортная инфраструктура.

Транспортная инфраструктура представляет такой вид капитала, имеющего специфический регионообразующий характер, который выражается в его способности обеспечивать территориальную целостность региона, генерируя совокупный (синергетический) эффект социально-экономического развития посредством осуществления возложенных на данную инфраструктуру функций по осуществлению транспортно-экономических связей.

Для нашей страны состояние и развитие транспортной инфраструктуры имеют исключительное значение: транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей страны и ее регионов в совокупности, учитывая растущую мобильность миллионов людей. При этом, изменения геополитической ситуации и позиционирования России в мировом сообществе выдвигают новые требования к инфраструктуре как к элементу системы национальной экономики и безопасности. Вклад транспорта в формирование ВВП страны в 2016 году составил 7,6% [4]. Однако, транспортная отрасль по этому показателю занимает всего четырнадцатое место в России. Тогда как хорошо развитая транспортная система региона служит одним из важных факторов привлечения его населения к производству, что дает интеграционный эффект, больше экономии времени человека на передвижение, комфорт [5]. Ключевой совокупной функцией транспортной инфраструктуры, определяемой ее регионообразующим характером, является осуществление региональных и межрегиональных транспортно-экономических связей [5].

В России разработано большое количество подробных федеральных и региональных целевых программ, посвященных развитию транспортной инфраструктуры (Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России 2010 - 2020 гг.», Транспортная стратегия до 2030 г., Инвестиционные программы естественных монополий: РЖД, Газпрома, Транснефти и госкорпорации «Автодор» и др.). В них подробно описаны инфраструктурные проекты и стоимость их строительства, но отсутствуют понятные источники финансирования. Программы часто пересматриваются и недофинансируются. В российских регионах для развития транспортной инфраструктуры используются налоговые льготы, субсидирование процентной ставки, бюджетные гарантии и специальные фонды.

По данным Росстата, в январе - декабре 2016 года объём перевозок грузов организациями всех видов экономической деятельности (без трубопроводного транспорта и железнодорожного транспорта необщего пользования) составил 6,5 млрд т (101,7% к уровню аналогичного периода 2015 года), грузооборот - 2,7 трлн т-км (101,7%) [7].

В 2016 году в рамках развития транспортной инфраструктуры и реализации государственной программы «Развитие транспортной системы» введено в эксплуатацию 441,6 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. В том числе, за год открыто движение технологического транспорта по мостовому переходу через р. Волгу на автодороге Н. Новгород - Шахунья - Киров в Нижегородской области («Борский мост»). В соответствии с Программой подготовки к проведению в 2018 году в России чемпионата мира по футболу продолжается реализация мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов, в том числе в аэропорту Нижний Новгород в рамках первого этапа завершена реконструкция и введена в эксплуатацию часть перрона.

Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, транспортная инфраструктура большинства регионов нашей страны все еще находится на стадии формирования [3]. Кроме того, в декабре 2016 г. Министерство транспорта опубликовало скорректированный план своей работы на 2016 - 2019 гг., где целевые значения большинства показателей оказались ниже, чем соответствующие показатели в плане деятельности ведомства, утвержденном в мае 2016 г. (табл. 1).

Сравнение этих двух вариантов плана деятельности Минтранса показывает, что ведомство предполагает значительное сокращение объемов строительства транспортной инфраструктуры в стране [6]. В то же время с реализацией крупных инвестиционных проектов в регионах значение и роль транспортной отрасли повышаются. Проблемы транспортного обслуживания населения в муниципальных образованиях Нижегородской области в целом повторяют аналогичные трудности других регионов европейской части России [3]: дисбаланс в развитии единой транспортной системы, низкая рентабельность и даже убыточность перевозок, нехватка финансирования, отсутствие современного логистического и обслуживающего сервиса, недостаточный уровень конкурентоспособности всей транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг

Сокращение местных перевозок, закрытие ж/д путей и авиалиний, и другие отрицательные тенденции способны принять необратимый характер, что приведет к полному развалу системы местной транспортной инфраструктуры и созданию кризисной ситуации.

Муниципальное образование Борский район (с 2011 года - городской округ город Бор) имеет площадь 358,4 тыс. га и является вторым по величине среди городских округов и муниципальных районов Нижегородской области. Административный центр - город Бор находится в 20 км от областного центра. Численность населения округа 121983 человека.

Таблица 1. Целевые значения показателей деятельности Минтранса на 2016 - 2017 гг. в версии от мая 2016 г. (план 1) и версии от декабря (план 2)

Показатель План на 2016 г. План на 2017 г.

План 1 План 2 Изм., % План 1 План 2 Изм., %

Развитие транспортной инфраструктуры

Строительство и реконструкция автодорог фед. значения, км 360,3 303,2 -15,8 269,6 316,1 17,2

Доля протяженности дорог фед. значения, соответствующих нормативным требованиям, % 71,0 71,0 - 79,6 77,3 -2,3 п.п.

Стр-во и рек-ция дорог рег., межмун. и местного знач-я, км 3016,7 2561,0 -15,1 3712,6 2091,0 -43,7

Доля протяженности автодорог рег. и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, % 39,3 39,3 - 39,8 39,8 -

Ввод в эксп-цию доп. главных путей и новых ж/д линий, км 423,2 423,2 - 869,7 648,9 -25,4

Увеличение произв. Мощности морских портов, млн т 32,0 32,0 - 36,7 27,12 -26,1

Прочие показатели транспортного сектора

Транспортная подвижность населения, пасс. - км на 1 чел. 3691,6 3453,3 -6,5 4052,0 3472,1 -14,3

Экспорт транспорт.услуг, млн долл. США 15600 14260 -8,6 17700 14611 -17,5

Объем перевалки грузов в российских морских портах, млн т 696,0 708,3 1,8 715 743 3,9

Объем перевозок грузов по северному морскому пути, млн т 8,0 8,0 - 28,0 8,0 -71,4

Число происшествий на транспорте на ед. тарнсп. средств (по отношению к 2011 г.), % 86,3 86,3 - 85,7 85,7 -

В городе расположены железнодорожные станции Толоконцево, Моховые горы и Стеклозаводец (грузовая) и пассажирские платформы Неклюдово, Дружба, Военный городок и Спортивная. По маршруту Моховые горы - Московский вокзал (Нижний Новгород) ежедневно курсирует электропоезд, особенно приобретающий популярность среди горожан в летнее время в связи с многочисленными пробками на Борском мосту. На станции Толоконцево останавливаются все электрички Ветлужского направления, за исключением электропоездов, следующих в Шахунью и

Киров. Наибольшая доля в экономике округа приходится на обрабатывающие производства - 53,6%, наименьшая - на предприятия ЖКХ - 2,6% [8]. Доля услуг транспорта в структуре экономики округа - всего 2,8% (рис. 1).

Рис. 1. Структура экономики городского округа город Бор в 2016 г., %

Общая протяженность автомобильных дорог в округе по итогам 2016 года -1560,5 км (рис. 2), из них:

- протяженность автодорог общего пользования областного подчинения - 472,7км,

- протяженность автодорог общего пользования местного значения - 1 087,8 км, (в 2015 году было 1 078,7 км); введена объездная дорога г. Бор от а/дороги Н. Новгород - Шахунья - Киров до дороги к паромной переправе протяженностью 5,0 км и дорожная сеть в жилом районе Боталово-4.

Рис. 2. Динамика протяженности дорог городского округа город Бор за 2015 - 2016 гг., км

За 2016 год доля дорог в городском округе, не отвечающих нормативным требованиям (грунтовые, а также нуждающиеся в ремонте), снизилась с 66,94% до 65,66%, а их протяженность снизилась с 722,1 до 714,2 км (рис. 3).

Рис. 3. Динамика доли и протяженности дорог городского округа город Бор, не отвечающих нормативным требованиям, за 2015 - 2016 гг.

Низкий процент «нормативных» дорог в округе вызван значительным количеством отдаленных сельских населенных пунктов, дороги к которым не имеют твердого покрытия. За 2015 - 2016 г.г. эти показатели несколько улучшились благодаря: ремонту дорог и придомовых территорий, строительству дорог внутри жилого района «Боталово-4», строительству объездной дороги г. Бор, строительству дорог внутри жилого района «Боталово-4», ремонту дорог и придомовых территорий. Кроме того, выполнено строительство автодороги-подъезда к д.Тугарино. Начато строительство объездной дороги г. Бор.

В 2016 году в рамках проекта по поддержке местных инициатив от городского округа г. Бор была принята заявка и выполнен ремонт трех дорог в Краснослободском, Останкинском и Ситниковском сельских советах.

В 2016 году городской округ г. Бор был включен в число участников государственной программы «Развитие транспортной системы Нижегородской области», согласно которой на условиях долевого софинансирования (70% - средства областного бюджета и 30% - средства местного бюджета) производился ремонт дорог и дворовых территорий г. Бор.

Не смотря на предпринятые в 2012-2016 гг. ОМСУ меры, в городском округе город Бор наблюдается снижение результатов работы пассажирского транспорта, которое произошло как по пассажирообороту, так и по валовой выручке. За три последних года автотранспорт округа потерял в общей структуре пассажирских перевозок 18 процентных пунктов (вклад автотранспорта снизился с 97% до 79%, в том числе доля муниципального транспорта сократилась с 75% до 55 %).

150 100 50 0

В все виды автортанспорта и муниципальный автотранспорт

Рис. 4. Динамика доли автотранспорта в структуре пассажирских перевозок городского округа город Бор за 2015 - 2016 гг., %

Значительное сокращение количества перевезенных пассажиров наблюдается на наиболее доходных межмуниципальных маршрутах, связывающих округ с областным центром, что произошло вследствие регулярных заторов на Волжском мосту и подходах к нему. В таких условиях пассажиры данного направления выбирают более дорогие виды транспорта (канатная дорога, СВП) и с большим расчетным временем в

пути (электропоезд), однако это позволяет им гарантированно прибыть к месту назначения вовремя, но лишает регулярный автотранспорт значительной части доходов на прибыльных маршрутах. Часть этой прибыли расходовалась ранее на покрытие убытков от сельских перевозок.

В городском округе город Бор 300 сельских населенных пунктов, многие из них являются дачными поселками, где собственники домов обеспечены личным автотранспортом. Некоторые из таких населенных пунктов (удаленные и малонаселенные) регулярного автобусного сообщения не имеют. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, находящихся более чем в 3 -х километрах от автобусной остановки и (или) железнодорожной станции, за 2016 год снизилась с 0,39% до 0,27%. Снижение обусловлено оптимизацией маршрутной сети автотранспорта (продление маршрута пассажирского автотранспорта № 127 до д. Тугарино), а также миграционными и демографическими процессами (рис. 5).

Рис. 5. Динамика доли населения, проживающего в населенных пунктах, находящихся более чем в 3-х километрах от автобусной остановки и (или) железнодорожной станции городского округа город Бор за 2015-2016 гг., %

В 2015 году начато строительство объездной дороги города Бор от а/д Н. Новгород - Шахунья - Киров до подъезда к паромной переправе в Нижегородской области протяженностью 5 км. В ж/р «Боталово-4» построены сети дорожной инфраструктуры к 211 земельным участкам (4 квартал) и 51 земельному участку (5 квартал), предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям, проезды и тротуары к МКД по адресу: ул. Московская, 41 (ликвидация аварийного фонда). На средства гранта в объеме 834,7 тыс. рублей, за победу в конкурсе на «Лучшее муниципальное образование Нижегородской области в сфере благоустройства и дорожной деятельности за 2013 - 2014 год» в своей категории среди муниципальных образований победителей прошлых лет, был произведен ремонт дороги по ул. Гастелло в г. Бор. При участии субсидий областного бюджета в объеме 2,0 млн рублей в рамках реализации проекта местных инициатив был выполнен ремонт дороги в д. Ильинское Краснослободского сельсовета.

Значительная степень износа автомобильных дорог общего пользования на территории городского округа - следствие недостаточного финансирования мероприятий при осуществлении дорожной деятельности в условиях постоянного увеличения интенсивности дорожного движения и роста парка транспортных средств, Всего на содержание и развитие объектов внешнего благоустройства округа в 2016 году направлено 231,1 млн руб. (2015 год - 198,1 млн руб., 2014 г. - 186,1 млн руб.), в том числе на содержание и текущий ремонт автомобильных дорог - 51,4 млн руб. (в 2015 г.

50.4 млн руб.), на капитальный ремонт дорог, тротуаров и дворовых территорий -

30.5 млн руб. ( в 2015 г. - 15,9 млн руб., в 2014 г. - 49,7 млн руб.) - рис. 6.

Рис. 6. Динамика направления расходования средств местного бюджета на дорожное хозяйство городского округа город Бор за 2015 - 2016 гг., млн руб.

Ограниченность доходов бюджета городского округа не позволяет привести техническое состояние улично-дорожной сети в состояние, отвечающее нормативным требованиям. В связи с этим администрацией городского округа изыскиваются возможности участия в областных программах для привлечения дополнительных средств на ремонт дорог общего пользования.

Основным видом пассажирского транспорта округа является автомобильный (на МУП «Борское ПАП» и 3 частных перевозчика - индивидуальных предпринимателя). В ведении предприятия находится 23 пригородных и 10 городских маршрутов. 3 частных перевозчика - индивидуальных предпринимателя работают на 10 маршрутах. Борское ПАП и «частники» также предоставляют транспортные услуги населению и организациям по разовым заказам. В 2016 году МУП «Борское ПАП» перевезено 8,2 млн пассажиров (2015 год - 7,6 млн пассажиров, в 2014 г. - 8542 млн пассажиров), пассажиропоток за 2015 год вырос на 8,2%, но по сравнению с 2014 г. снизился на 4% (рис. 7).

Рис. 7. Динамика объема грузоперевозок МУП «Борское ПАП» за 2014 - 2016 гг.

Убытки от перевозок на пригородных (сельских) маршрутах объясняются малым пассажиропотоком и высокими эксплуатационными расходами. Существующий порядок расчета выпадающих доходов утвержден постановлением Правительства

110

Нижегородской области от 28.06.12 № 379). При этом размеры компенсации за перевозку «льготников» снижены в 2013 - 2015 годах вдвое и в настоящее время не покрывают затрат перевозчика, которые выше в среднем (на примере МУП «Борское ПАП»): по городу - в 1,5 раза, на пригороде - в 2,4 раза. В результате МУП «Борское ПАП» как единственное предприятие округа, осуществляющее социальные перевозки на пригородных маршрутах округа, не имеет средств для развития, оплаты ряда текущих финансовых обязательств, и выполнения обязательных требований по модернизации подвижного состава и страхованию пассажиров.

Неблагоприятная ситуация ставит под угрозу стабильность пассажирских перевозок в округе и усугубилась в связи с сокращением объемов субсидий транспортным предприятиям. Значительно перегружена основная магистраль, связывающая городской округ г. Бор и город Нижний Новгород, в том числе из-за ежегодно увеличивающегося потока транзитных транспортных средств. Из-за загруженности моста через Волгу постоянно возникают многочасовые задержки в движении транспорта. Данный мост является слабым звеном в транспортной инфраструктуре городского округа и области в целом.

Значительная степень износа автомобильных дорог общего пользования на территории городского округа и неудовлетворительное состояние дворовых территорий многоквартирных домов - следствие недостаточного финансирования мероприятий при осуществлении дорожной деятельности в условиях постоянного увеличения интенсивности дорожного движения и роста парка транспортных средств,

Ограниченность доходов бюджета городского округа не позволяет привести техническое состояние улично-дорожной сети в состояние, отвечающее нормативным требованиям.

Повышения эффективности работы транспортной инфраструктуры в городском округе город Бор предлагается достичь за счет:

- обеспечение мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту дорог и тротуаров общего пользования, дворовых территорий многоквартирных домов;

- формирование сети автомобильных дорог местного значения общего пользования, тротуаров отвечающей современным потребностям развивающейся экономики;

- повышение эффективности функционирования системы управления обеспечением безопасности дорожного движения; совершенствование организации движения транспорта и пешеходов; сокращение дорожно-транспортного травматизма.

- оптимизации маршрутной сети округа с учетом интересов жителей территорий интенсивной застройки и необходимости сокращения дублирующих и невостребованных маршрутов,

- проведения конкурсных отборов на право работы на всех маршрутах городского округа г. Бор и достижения оптимального соотношения между объемами пассажирских перевозок, выполняемых частными и муниципальными перевозчиками,

- внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) на пассажирском транспорте и иных перспективных и удобных для граждан форм оплаты проезда в общественном транспорте.

Часть мероприятий (проведение конкурсных отборов, работа с населением по оптимизации расписания на действующих маршрутах) выполняется в рамках повседневной работы органов местного самоуправления округа и транспортных компаний.

Внедрение АСКОП на основе передовых разработок, программных комплексов и продуктов частных инвесторов требует дополнительных расчетов.

В целях совершенствования управления транспортным комплексом округа рекомендуется:

1. Оптимизация маршрутной сети - разработка проекта новой маршрутной сети округа, определяющей новый перечень маршрутов с учетом их актуальной и

111

перспективной загрузки, удобное для пассажиров расписание, а также необходимую пассажировместимость автотранспорта для работы на каждом из маршрутов. Для разработки проекта маршрута необходимо привлечение сторонних организаций.

2. Повышение эффективности транспортного обслуживания - обновление автопарка муниципальных автобусов путем приобретения 13-местных микроавтобусов «ГАЗ»; обновление парка автобусов средней и большой вместимости, в том числе за счет прочих источников финансирования.

3. Сохранение социально значимых перевозок - выделение юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров на пригородных социально значимых маршрутах округа, субсидии из местного бюджета.

Необходимость сохранения убыточных, но социально-значимых сельских перевозок, в условиях сокращения объема дотаций из областного бюджета и роста цен на моторное топливо требует финансовой поддержки перевозчиков, осуществляющих деятельность на сельских маршрутах, из местного бюджета. В связи с тем, что около 40% жителей округа проживает в сельской местности, но работает и (или) получает государственные и муниципальные услуги в городе Бор или в г. Н. Новгород, субсидирование основных сельских маршрутов для их сохранения является необходимой мерой.

По итогам реализации предложенных рекомендаций возможно достижение следующих результатов (см. табл. 3):

1. Сохранение социально значимых маршрутов до 29 ед.

2. Повышение уровня удовлетворенности населения округа работой пассажирского транспорта до 65%.

3. Повышение доли населения, проживающего в населенных пунктах, имеющих регулярное транспортное сообщение до 99,65%.

Таким образом, увеличение инвестиций в транспортную инфраструктуру -проверенный и надежный способ стимулирования экономического роста. В краткосрочной перспективе развитие транспортной инфраструктуры позволит создать новые рабочие места, в среднесрочной перспективе - будет стимулировать экономический рост, а в долгосрочной - позволит снизить транспортные издержки предприятий и улучшить качество жизни населения региона.

Список литературы

1. Ганин В.А. Основные проблемы развития транспортной системы России в 2016 году: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Cheboksary, 12 февр. 2016 г.) / редкол.: O.N. Shirokov [и др.]. Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (7). С. 262-263.

2. Гаранина А.А. Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири // Молодой ученый, 2012. № 8. С. 213-216.

3. Кельбах С.В. Перспективы развития транспортной инфраструктуры в Российских регионах//Журнал правовых и экономических исследований, 2014. № 1. С. 189-19.

4. Какова структура ВВП России? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://investbrothers.ru/2017/01/26/kakova_struktura_vvp_rossii./ (дата обращения: 12.05.2017).

5. Руднева Л.Н., Кудрявцев А.М. Транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы формирования // Российское предпринимательство, 2013. № 24 (246). С. 139-144.

6. Развитие транспортной инфраструктуры в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://icss.ru/otrasli-i-ryinki/infrastruktura-i-stroitelstvo/razvitie-transportnoj-infrastrukturyi-v-rossii/ (дата обращения: 12.05.2017).

7. Транспорт и транспортная инфраструктура: некоторые важные результаты и показатели 2016 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.np-srv.ru/news/4019/ (дата обращения: 12.05.2017).

8. Городской округ город Бор. Официальный сайт органов местного самоуправления. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.borcity.ru/activity/economic/rezult/ (дата обращения 23.04.2017).

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ЗОН В РОССИИ Воронова Е.А.

Воронова Елизавета Андреевна - студент бакалавриата, кафедра политического управления, факультет политологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: особые экономические зоны способствуют развитию отдельных регионов и всей страны, укреплению внешнеторговых связей, пополнению бюджета, развитию отраслей промышленности и увеличению числа рабочих мест. В статье проанализировано функционирование особых экономических зон на 2017 год, проблемы и перспективы.

Ключевые слова: особая экономическая зона, льготы, Министерство экономического развития РФ, Счетная палата РФ.

Многие страны используют особые экономические зоны для создания условий развития экономического и научного потенциала государств, привлечения отечественных и иностранных инвестиций. В различных вариантах экономические зоны существуют в КНР, США, Франции, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии и в ряде других государств. В России для эффективного стимулирования различных отраслей необходимо воспользоваться доказавшими в других странах действенными инструментами. Это налоговые льготы, таможенные пошлины, финансовая поддержка и помощь инвесторам для выпуска востребованного продукта.

В России экономические зоны начали появляться в новом тысячелетии. Международный опыт реализации подобных проектов адаптировали под реалии отечественной экономики страны. Особые экономические зоны создавались в качестве инструмента для диверсификации экономики и улучшения партнерства между государством и предпринимателями [4, с. 28]. Также существовала потребность в более эффективном использовании преимуществ регионов страны.

Полноценное развитие зон началось с принятия в 2005 году Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Под особой экономической зоной понимают ограниченную территорию, на которой устанавливаются особый режим и льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, отечественных предприятий и граждан [5, с. 338]. Особая экономическая зона создается на сорок девять лет, после истечения срока дальнейшая работа на территории не предусматривается. Экономические зоны выгодны не только предпринимателям и инвесторам, но и самому государству. Они способствуют развитию отдельных регионов, городов и страны в целом, укреплению внешнеторговых связей, пополнению бюджета страны, развитию отраслей промышленности и увеличению числа рабочих мест.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России Министерство экономического развития по функциям особых экономических зон группирует их на четыре типа: промышленно-производственные,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.