Научная статья на тему 'Инновации в торговле: типы и перспективы'

Инновации в торговле: типы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
950
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акмаева Д. Р.

В настоящее время инновации прочно вошли в сегодняшнюю жизнь общества. Они касаются различных сфер жизнедеятельности общества, немаловажным является сфера инноваций в торговле, поскольку каждый человек сталкивается с ней. И каждому из нас хотелось бы тратить наименьшее количество времени на приобретение качественного желаемого товара, а торговые организации заинтересованы в привлечении клиентов путем внедрения инновационных технологий, оптимизируя при этом свои затраты, и в получении большей прибыли. В статье дано определение инноваций в торговле, приведены основные типы инноваций, а также рассматриваются применения инновационных технологий в современных торговых организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в торговле: типы и перспективы»

ИННОВАЦИИ В ТОРГОВЛЕ: ТИПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Акмаева Д.Р.*

Российский государственный торгово-экономический университет,

г. Москва

В настоящее время инновации прочно вошли в сегодняшнюю жизнь общества. Они касаются различных сфер жизнедеятельности общества, немаловажным является сфера инноваций в торговле, поскольку каждый человек сталкивается с ней. И каждому из нас хотелось бы тратить наименьшее количество времени на приобретение качественного желаемого товара, а торговые организации заинтересованы в привлечении клиентов путем внедрения инновационных технологий, оптимизируя при этом свои затраты, и в получении большей прибыли. В статье дано определение инноваций в торговле, приведены основные типы инноваций, а также рассматриваются применения инновационных технологий в современных торговых организациях.

В настоящее время экономика развитых стран сосредоточила свое внимание на инновационное развитие, что находит свое отражение в средствах массовой информации, производственной, управленческой, образовательной, торговой и других сферах.

В современных экономических условиях хозяйствования, с учетом кризиса, организации обязаны быстро адаптироваться ко всем происходящим изменениям и использовать последние в целях реализации своих конкурентных преимуществ и дальнейшего развития.

Применительно к торговле, одним из механизмов преодоления давления со стороны конкурентов может быть использование различных инноваций.

В свою очередь, Э. Блондо выделил несколько типов инноваций в розничной торговле [1, с. 16]:

- радикальные инновации - изменения в области технологий и влекущие за собой кардинальные перемены в торговле. Например, Интернет позволил создать системы электронной торговли (онлайн-продажи), совершившие переворот в работе с поставщиками и расширившие свою географию на весь мир;

- пошаговые инновации характеризуются незначительной технологической эволюцией и поэтапным улучшением условий для потребителя. Например, постепенное увеличение пространства для про-

* Преподаватель кафедры Менеджмента торговой организации, соискатель ученой степени кандидата экономический наук.

хода в торговых площадях создает более комфортные условия для осуществления покупок;

- социальные инновации - незначительные изменения технологии при весьма чувствительной эволюции покупательских привычек. Например, круглосуточно открытые магазины получили широкое распространение, поскольку оказались более приспособленными к реальному ритму жизни человека, не требуя капитальных изменений в собственно технологиях торговли;

- технические инновации могут не ощущаться потребителем напрямую, однако именно они определяют передовые позиции лидеров на рынке предложения. Например, используемая гипермаркетами и другими дискаунтерами партитивная упаковка производителей позволяет выставлять товары без лишних манипуляций, что влечет за собой сокращение расходов, а следом и розничной цены;

- революционные инновации укрепляют существующие отношения между игроками рынка, заменяя отжившие свои технологии. Так, технологии электронного обмена данными (EDI - electronic data interchange) между производителями и ритейлорами (в частности, через Интернет) произвели революцию в области обмена информацией, быстро сделав устаревшими прежние способы коммуникации, включая обычную почту, телефон и факс;

- локальные инновации - инновации внутри своей ниши разрушают существующие коммерческие отношения без изменения технологий, которые зачастую повторяют уже известные брэнды, что приводит к разрыву отношений с поставщиками товаров этих марок;

- архитектурные инновации, они затрагивают обе составляющие - и коммерческие отношения, и технологии. Например, IKEA совершила революцию в области торговли мебелью, создав крупноформатные магазины по продаже предметов обстановки, которые покупатели собирают своими руками. Этот технологический прорыв сопровождался изменением роли поставщиков, фактически ставших международными подрядчиками компании, располагающей сетью магазинов по всему миру.

Стоит отметить, касающиеся торговой отрасли в целом, инновации, связаны с появлением новых форм и видов торговли, таких как: сетевая торговля, электронная торговля, дистанционная торговля, торговля в виде прямых продаж и др. Сравнительно новой формой розничной торговли является вендинг, в которой используется механизм выдачи товаров, например, напитков и шоколада, и предоставления услуг, например, продажа билетов на метро, управляемый монетами, банкнотами или карточками. Механические устройства или торговые автоматы, осуществляющие подобную тор-

говлю, называются вендорами. Положительными сторонами таких автоматов являются, во-первых, уменьшение потребности в торговом персонале, во-вторых, их можно разместить в любых местах, где людям пользоваться ими удобнее всего, и даже 24 часа в сутки. В рамках вендинга происходили и происходят инновации, т.е. в мире появляются вендоры, которые предлагают покупателям приобрести нетрадиционные виды товаров для такой торговли. Например, появились автоматы по продаже зонтиков, хот-догов, а американская компания ZoomSystems специализируется на автоматизированной продаже широкого спектра цифровой техники.

Инновации, происходящие внутри торговой организации являются ин-тернальными. Они связаны с улучшением ее деятельности и ведут к повышению эффективности функционирования, которые подразделяются на три подвида: научно-технические инновации; торгово-технологические инновации; организационно-управленческие инновации [2].

Таким образом, инновации в торговле - это набор определенных процессов, которые происходят внутри торговой организации и приводят к внедрению новшеств, которые способствуют повышению прибыльности, путем оптимизации затрат, управленческих и маркетинговых задач, роста производительности труда, а также увеличение конкурентоспособности организации.

Но следует отметить, что далеко не все торговые организации идут на внедрение инноваций, в связи с настороженностью в восприятии инноваций и боязнью связанных с ними рисков; неприятием инноваций как способа развития организации и экономики в целом; отсутствием инновационной инфраструктуры и других факторов.

В настоящее время реклама товаров и услуг тесно взаимосвязана с продвижением товаров на рынке. Существует множество механизмов привлечения клиентов к продаваемым товарам, например через такие каналы связи, как электронная почта, мобильный и стационарный телефон, Skype, социальные сети, обычная почта и другие, но подробнее хотелось бы отметить нововведение, которое приобретает популярность - использование QR-кодов.

Достаточно давно кассиры торговых организаций вручную не вводят данные о цене товара, а попросту подносят к считывающему устройству упаковку, где изображен код. Тем не менее, помимо обычных штрих-кодов есть и те, которые выполнены в виде квадрата с замысловатым черно-белым рисунком. Именно они приобретают все большую популярность.

Их размещают на печатной продукции, на экране во время презентации, на визитке, письмах, в рекламных блоках, на упаковке товара и так далее, но первоначально эти коды использовались исключительно в промышленности.

QR-код (Quick Response = быстрый отклик) - это 2D штрих-код (двухмерный штрих-код), разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 году. В нем заложена закодированная информация, которую легко распознать камерой мобильного телефона [3].

Огромная популярность штрих-кодов в Японии привела к тому, что объём информации, зашифрованной в нём, вскоре перестал устраивать индустрию и японцы начали экспериментировать с инновационными способами кодирования небольших объёмов информации в графической картинке. В отличие от старого штрих-кода, который сканирует тонким лучом, QR-код определяется сенсором как двумерное изображение. Три квадрата в углах изображения позволяют нормализовать размер изображения и его ориентацию, а также угол, под которым сенсор относится к поверхности изображения.

QR-коды могут быть выполнены и в других цветах. Главное, чтобы между темными и светлыми участками был четко выраженный контраст.

Максимальное количество символов, которые помещаются в один QR-код: цифры - 7089; цифры и буквы (включая кириллицу) - 4296; двоичный код - 2953 байт; иероглифы - 1817 [3].

Основное достоинство данного кода является легкое распознавание сканирующим оборудованием и возможность использования в разных сферах, в том числе и в торговле.

Для того, чтобы распознать эти коды, нужно установить специальную программу (программы для считывания QR-кодов для iPhone и iPAd: Bakodo, Scan, Barcode Scanner, QuickMark Lite QR Code Reader). После ее установки и запуска нужно просто поднести камеру мобильного телефона к коду. QR-код, попав в видеоискатель, за считанные секунды программой будет расшифрован, а затем программа предложит выполнить определенное действие. В случае утвердительного ответа, к примеру, запуститься ваш интернет-браузер и загрузит страницу в интернете [4].

Стоит отметить, что британская компания Tesco запустила в Южной Корее проект по виртуальным магазинам в метро, использующие QR-код. Стенды с изображениями товаров (молочные продукты, овощи, мясо, бытовая химия и многое другое), стилизованные под полки супермаркета, стоят на каждой станции подземки южнокорейской столицы [5].

Темп деловой жизни большого города настолько высок, что все меньше времени остается на повседневные заботы. Не каждый человек, возвращаясь с работы, может позволить себе заглянуть в гипермаркет и потрать временя на прогулки вдоль стендов с товарами. В Сеуле же придумали решение этой проблемы, благодаря которому жители мегаполиса получили возможность существенно экономить время и силы, заполняя свою потребительскую корзину прямо в метро.

Просканировав QR-код при помощи мобильного телефона, покупатель может положить товар в корзину, а затем сделать заказ через интернет. Затем информация о заказе поступает в магазин, менеджер обрабатывает ее и делает запрос на подтверждение покупки, после чего товары доставляются

в нужное время и место, порой - прямо в тот момент, когда клиент возвращается в свою квартиру.

Данный проект так заинтересовал корейцев в Сеуле, особенно в возрастной группе от 20 до 30 лет, что стали открывать такие магазины и на автобусных остановках с большим скоплением молодежи. Интересно то, что на родине компании, в Великобритании, такая идея не получила развития [5].

Московские власти также предложили разместить в московском метрополитене виртуальные супермаркеты. В течение ближайших трёх лет на станциях московского метро предлагается поставить стенды с изображениями товаров и ценами, чтобы у пассажиров метрополитена была возможность сделать заказ с доставкой на дом. Для этого необходимо будет, используя телефон, считать QR-код понравившегося продукта и подтвердить факт покупки. Цель проекта - развитие интернет-торговли в Москве [6]. Сейчас в столичной подземке 188 станций. Число пассажиров метро в сутки достигает 9 миллионов человек.

В настоящее время в Москве работают тысячи онлайн-магазинов, через которые ежемесячно совершаются сотни тысяч покупок.

Таким образом, в настоящее время инновации в торговле находятся на этапе динамичного развития, о чем свидетельствует широкий спектр инновационных технологий, используемых торговыми организациями.

Список литературы:

1. Блондо Э. Инновации в розничной торговле // Бизнес-журнал. - 2005. -№ 4. - С. 15-19.

2. Мальцева О.И., Гнедов Г.В. Инновации в современной торговле [Электронный ресурс] // Орловский государственный институт экономики и торговли. - Режим доступа: http://www.orelgiet.ru/monah/79jhg.pdf (дата обращения: 16.02.2013).

3. QR-код [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/QR-%EA%EE%E4 (дата обращения: 15.02.2013).

4. Что такое QR-код, зачем он нужен и как его использовать [Электронный ресурс] // Компьютерный Ликбез. - Режим доступа: http://antonkoz-lov.ru/kompyuternye-programmy/chto-takoe-qr-kod-zachem-on-nuzhen-i-kak-ego-ispolzovat.html (дата обращения: 15.02.2013).

5. «Утконос» по-корейски: виртуальный супермаркет в Сеуле [Электронный ресурс] // NoNaMe. - Режим доступа: http://nnm.ru/blogs/gaalnixrlz/ utkoшs-po-koreyski-virtualnyy-supermarket-v-seule/#comment_16707655 (дата обращения: 16.02.2013).

6. В метро может появиться интернет-супермаркет для пассажиров [Электронный ресурс] // В Москве. - 2012. - 19 янв. - Режим доступа: http://news-msk.com/article/19Jan2012/metro_shop.html (дата обращения: 16.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.