Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности организации сферы розничной торговли'

Совершенствование деятельности организации сферы розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1054
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГИПЕРМАРКЕТ / СУПЕРМАРКЕТ / QR КОД / ВЕНДОРЫ / МУЛЬТИАТРИБУТИВНАЯ МОДЕЛЬ ТОРГОВОЙ УСЛУГИ / RETAIL / HYPERMARKET / SUPERMARKET / QR-CODE / VENDORS / MULTI-ATTRIBUTIVE MODEL OF TRADE SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронина В.В.

Представлены проблемы развития предприятий розничной торговли, внедрения инновационных технологий. В настоящее время после вступления нашей страны в ВТО российские предприятия вынуждены конкурировать с западными компаниями, выпускаемыми, зачастую, высококачественную продукцию, имеющую мировую известность. Поэтому одна из первейших задач предприятий розничной торговли это поддерживать конкурентоспособность, учитывая не только условия локального рынка, но и тенденции мировой торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION''S ACTIVITIES IN THE SPHERE OF RETAIL TRADE

The article presents the problems of development of retail trade enterprises, introduction of innovative technologies. Currently, after the country's accession to the WTO, Russian companies are forced to compete with Western companies manufactured, often, high-quality products with global appeal. Therefore, one of the primary missions of the retailers is to maintain competitiveness, taking into account not only the conditions of the local market, but also the trends of world trade.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности организации сферы розничной торговли»

УДК 658.628.011.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ

РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

В. В. Пронина Научный руководитель - М. В. Кравченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: kraftmarina@yandex.ru

Представлены проблемы развития предприятий розничной торговли, внедрения инновационных технологий. В настоящее время после вступления нашей страны в ВТО российские предприятия вынуждены конкурировать с западными компаниями, выпускаемыми, зачастую, высококачественную продукцию, имеющую мировую известность. Поэтому одна из первейших задач предприятий розничной торговли - это поддерживать конкурентоспособность, учитывая не только условия локального рынка, но и тенденции мировой торговли.

Ключевые слова: розничная торговля, гипермаркет, супермаркет, QR код, вендоры, муль-тиатрибутивная модель торговой услуги

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION'S ACTIVITIES IN THE SPHERE OF RETAIL TRADE

V. V. Pronina Scientific Supervisor - M. V. Kravchenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: kraftmarina@yandex.ru

The article presents the problems of development of retail trade enterprises, introduction of innovative technologies. Currently, after the country's accession to the WTO, Russian companies are forced to compete with Western companies manufactured, often, high-quality products with global appeal. Therefore, one of the primary missions of the retailers is to maintain competitiveness, taking into account not only the conditions of the local market, but also the trends of world trade.

Keywords: retail, hypermarket, supermarket, QR-code, vendors, multi-attributive model of trade service.

Введение. Объектом исследования является конкуренция на рынке розничной торговли, субъектом исследования являются критерии конкурентоспособности розничных предприятий на рынке Красноярского края. Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Приоритетными направлениями развития розничной торговли РФ в условиях глобализации становятся совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке, создание эффективной системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары и услуги, постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок), внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж, учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег, наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий, повышение уровня культурного развития насе-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

ления, увеличения потенциала здоровья населения через потребление качественной и здоровой пищи.[1].

В настоящее время, вследствие вступления нашей страны в ВТО, российские предприятия вынуждены конкурировать с западными компаниями, выпускаемыми, зачастую, высококачественную продукцию, имеющую мировую известность. Именно различные конкурсы на признание качественной и/или лучшей конкурентоспособных изделий, а также служат перспективным способом обеспечения рекламы победителей в интересах продвижения на внутренний и мировой рынки. [2]

Эволюция торгового обслуживания в РФ вывела предприятия розничной торговли на внедрение инновационных технологий. Для повышения качества инновационной деятельности розничного предприятия важную роль играет инновационная культура работников. Она формируется в ходе всей деятельности организации и складывается из инновационной культуры каждого отдельного сотрудника (его любознательности, творческих интересов, стремления к лидерству, самосовершенствованию, умения генерировать идеи, отношения к инновационной деятельности, инновационных ценностей, от образования и профессиональных знаний), от взаимоотношений сотрудников (уровня корпоративной культуры), от технических, технологических и финансовых возможностей организации [3].

Важнейшей составляющей инноваций торговой организации является совершенствование технологии торговли, которая представляет собой комплекс работ, обеспечивающих исполнение торгового процесса наиболее рациональными способами в соответствии с конкретными хозяйственными условиями. Исследования показали, что новшество в сфере торговли состоит в самой услуге, в способе ее производства, предоставления и потребления, поведения работников. Трансформируясь в ходе инновационного процесса в новый формат предоставления услуг за счет внедрения новых технологических решений, способных уменьшить издержки и увеличить товарооборот, инновация повышает конкурентоспособность торгового предприятия на рынке.

В розничной торговле как в экономической сфере деятельности происходит постоянное совершенствование хозяйственной деятельности торговых предприятий, основанное на инновациях. Торговые предприятия разрабатывают более эффективные методы обслуживания покупателей, расширяют мультиатрибутивную модель торговой услуги, предлагают новые методы ценообразования и продаж, формируют иные подходы к управлению каналами сбыта, новые правовые взаимоотношения с посредниками, современные подходы к управлению персоналом, вводят новейшие средства автоматизации труда и т.д.[4]

Инновационная деятельность является объективным условием для развития современного торгового предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности предприятий в долгосрочном периоде. Без осуществления инновационной деятельности предприятие не сможет гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, а следовательно, перестанет эффективно удовлетворять потребителей своей продаваемой продукцией или предлагаемой услугой, что приведет к потере рыночных позиций.

Инновации в розничной торговле имеют следующие особенности:

- в торговле инновации в большей степени связаны с появлением новой, изменением свойств уже существующей услуги или технологии ее предоставления, здесь покупатели получают новую или дополнительную ценность услуги. Весомая часть инноваций в оптовой и розничной торговле появляется не как результат НИОКР, а как результат конкурентного анализа и бенчмаркинга, на торговых предприятиях внедряются новшества, связанные с появлением новых элементов торгово-технологического процесса или маркетинга;

- в сфере торговой отрасли создаются и внедряются инновации, как созданные в самой отрасли, так и в других отраслях, в первую очередь в промышленности;

- значительная часть инноваций в розничной торговле являются своего рода заимствованием зарубежного опыта [5].

Внедрение инноваций позволяет развивать услуги розничных торговых сетей посредством повышения эффективности использования ресурсов организации: обновления основных фондов, улучшения организации торговой деятельности (новой структуры хозяйственных связей, управления, маркетинга), совершенствования использования оборотных фондов и оптимизации из-

держек обращения, постоянного роста квалификации персонала и т.д Создание, внедрение, поддержание и улучшение бренда торговой компании является интегративным (комплексным) инновационным процессом, требующим значительных инвестиций.

Сегодня инновации также связаны с появлением новых форм и видов торговли, таких как: сетевая торговля, электронная торговля, дистанционная торговля, торговля в виде прямых продаж и др. Сравнительно новой формой розничной торговли является вендинг, в которой используется механизм выдачи товаров, например, напитков и шоколада, и предоставления услуг. Механические устройства или торговые автоматы, осуществляющие подобную торговлю, называются вендорами. Плюсами такой торговли являются: уменьшение потребности в торговом персонале; автоматы можно разместить в любых местах, доступ к ним может быть предоставлен 24 часа в сутки.

Новым механизмов привлечения клиентов является использование QR-кодов. Quick Response или «быстрый отклик» — это 2D штрих-код (двухмерный штрих-код), разработанный японцами в 1994 году. В нем заложена закодированная информация, которую легко распознать камерой мобильного телефона. Основное достоинство данного кода является легкое распознавание сканирующим оборудованием и возможность использования в разных сферах, в том числе и в торговле. Сегодня все чаще возникают и применяются новые формы торговли - продажа через интернет, через каталоги, интерактивное телевидение, прямого маркетинга. Таким образом, в настоящее время инновации в розничной торговле находятся на этапе развития, о чем свидетельствует внедрение инновационных технологий, используемых торговыми организациями.

Библиографические ссылки

1. Постановление Правительства г.Москвы от 11 октября 2011 года №477-ПП «Стимулирование 2016 гг.» (в ред. от 14.08.2013).

2. Российская газета бизнеса. Инновации открылись. Режим доступа -http://www.rg.ru/2012/11/06/nauka.html (Электронный ресурс).

3. Иващенко Н.П., Энговатова А.А. Вузовские малые инновационные предприятия в формирующейся научно- образовательной и инновационной среде России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ied.econ.msu.ru/cmt2/lib/c/371/file/ivashenko_engovat ova.pdf

4. Современный офис. - http://www.officemagazine.ru/articles/623/8492/.

5. Валеева Ю.С. Мартынова О.В. Экономическое содержание интенсивного развития услуг розничных торговых сетей // Казанский кооперативный институт (филиал Российского университета кооперации. - 2013. - № 5. - С. 87-91.

© Пронина В. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.