Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий в торговле'

Применение инновационных технологий в торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2710
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЦЕННИК / ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕСЫ / МАГАЗИН БУДУЩЕГО / QR-КОД / ВИРТУАЛЬНЫЙ МАГАЗИН / МЕДИАПРОЕКТ / INNOVATIONS / ELECTRONIC PRICE TAG / ELECTRONIC SCALES / STORE OF THE FUTURE / QR-CODE / ONLINE STORE / MEDIA PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царегородцева Светлана Ростиславна, Трофимова Людмила Ивановна

В статье рассматриваются инновации, применяемые в сфере розничной торговли. Дается интерпретация понятия «инновация» с точки зрения различных авторов, приводятся классификации инноваций по различным признакам, их функции и свойства. Особое внимание уделяется примерам внедрения инноваций на мировом и российском рынке. Отмечается важность внедрения инновационных технологий как в магазинной, так и во внемагазинной торговле в качестве фактора повышения конкурентоспособности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Innovative Technologies in Trade

In the article the innovations applied in the sphere of retail trade are considered. The concept of innovation is interpreted from the viewpoint of various authors; there are proposed classifications of innovations according to different attributes, their functions and properties. The particular attention is given to the examples of implementation of innovations in the global and Russian markets. The authors stress the importance of innovative technologies introduction in both store and non-store trade as a factor in improving competitiveness of an enterprise.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий в торговле»

Применение инновационных технологий в торговле

^ царегородцева

Светлана Ростиславна

Кандидат технических наук, доцент кафедры коммерции, логистики и экономики торговли

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-75 E-mail: tssr66@mail.ru

Ключевые слова

инновации электронный ценник электронные весы магазин будущего

qr-k0д

виртуальный магазин медиапроект

^ ТРоФИМоВА людмила Ивановна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции, логистики и экономики торговли

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-75 E-mail: trofimoval90@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются инновации, применяемые в сфере розничной торговли. Дается интерпретация понятия «инновация» с точки зрения различных авторов, приводятся классификации инноваций по различным признакам, их функции и свойства. Особое внимание уделяется примерам внедрения инноваций на мировом и российском рынке. Отмечается важность внедрения инновационных технологий как в магазинной, так и во внемагазинной торговле в качестве фактора повышения конкурентоспособности предприятий.

JEL classification

F10, L81

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Э. Роджерс и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и, в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход [5]. На основе проведенного анализа четырнадцатью авторами в журнале «Инновации» дано обобщающее определение: «процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект» [3].

Инновации, являясь принципиально новыми способами удовлетворения общественных потребностей, принимают две главные формы: продукты (предметные инновации) и процессы (технологические инновации) [4].

Продуктовые инновации предполагают создание новых или улучшение существующих продуктов. Этот тип инноваций наиболее распространен и важен для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Такие инновации нацелены на повышение производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов.

1. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия.

2. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

• инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования и др.);

• инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии и др.);

• инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической и т.д.);

• радикальные (базовые);

• улучшающие;

• модифицированные (частные).

3. С учетом сфер деятельности предприятия (классификация разработана в научно-исследовательском институте системных исследований) [5]:

• технологические;

• производственные;

• экономические;

• торговые;

• социальные;

• в области управления.

Application of Innovative Technologies in Trade

■o

я

Инновации выполняют основные функции:

1) являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технического прогресса;

2) расширяют круг производимых продукции и услуг, улучшают их качество, что способствует росту и удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом;

3) дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;

4) помогают привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды за счет их концентрации в той или иной сфере.

К основным свойствам инноваций следует отнести [2]:

• научно-техническую новизну;

• производственную применимость;

• коммерческую реализуемость;

• социальную значимость;

• лучшее удовлетворение существующего рыночного спроса или создание нового рыночного спроса;

• высокую рискованность;

• прибыльность или социальную эффективность для хозяйствующего субъекта;

• относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями и др.

Стремительно развивающиеся инновационные технологии не могли не коснуться такого обширного сектора, как розничная торговля. Еще лет пятнадцать тому назад товары в российских магазинах отпускались в основном по традиционному методу продаж - через прилавок. При этом не применялись какие-либо инновационные или передовые технические решения. Современная действительность уже немыслима без магазинов самообслуживания, где с каждым днем внедряется все больше технических решений, облегчающих жизнь и персоналу, и покупателям [1].

C ростом числа торговых сетей и, как следствие, конкуренции все большую значимость для эффективного управления предприятием приобретает внедрение современных инновационных технологий и систем в оптовой и розничной торговле, начиная с поставки необходимого предприятию торгового оборудования и специализированного программного обеспечения до ввода его в эксплуатацию и осуществления дальнейшего его сервисного сопровождения.

Современные информационные системы дают возможность оптимизации управления складскими запасами и ассортиментом товаров, предлагают механизмы гибкого ценообразования, системы повышения лояльности клиентов. В конечном итоге вложения в инновации оборачиваются для владельцев торговых предприятий полным контролем над процессами торговли и повышением финансовых результатов.

Спектр применяемых технологий и оборудования обширен: начиная с обычных ручных сканеров, заканчивая автоматическими и полуавтоматическими упаковщиками таких мировых производителей, как DIGI, Datalogic, CheckWay, Toshiba.

В последнее время все большую заинтересованность клиентов вызывают электронные ценники. Внедрение электронных ценников на предприятии - это уход от бумажных технологий, минимизация ошибок и экономия времени при актуализации цен. Существует множество разновидностей электронных ценников.

Малогабаритное беспроводное устройство с экраном не только демонстрирует покупателю актуальную цену на товар, но и напрямую связывается посредством Wi-Fi связи с весами, являясь неким их продолжением, «удаленной» кнопкой. Данное техническое решение предлагает японская корпорация DIGI. Особенностью этих устройств является их прямое взаимодействие с электронными весами без дополнительного программного обеспечения.

► Svetlana R. TSAREGoRoDTSEvA

Cand. Sc. (Eng.), Associate-Prof. of Commerce, Logistics and Economics Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-75 E-mail: tssr66@mail.ru

^ Lyudmila I. TRoFIMovA

Cand. Sc. (Econ.), Associate-Prof. of Commerce, Logistics and Economics Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-75 E-mail: trofimoval90@mail.ru

Keywords

innovations electronic price tag electronic scales store ofthe future qr-code online store media projects

Abstract

In the article the innovations applied in the sphere of retail trade are considered. The concept of innovation is interpreted from the viewpoint of various authors; there are proposed classifications of innovations according to different attributes, their functions and properties. The particular attention is given to the examples of implementation of innovations in the global and Russian markets. The authors stress the importance of innovative technologies introduction in both store and non-store trade as a factor in improving competitiveness of an enterprise.

JEL classification

F10, L81

Для того чтобы идентифицировать ю товар на электронных весах, достаточно g прикоснуться к верхней части ценника.

Весы автоматически установят наимено-^ вание и нужную стоимость товара, рас-я печатают этикетку, с которой покупатель отправится на кассу. Применение данных | устройств позволяет оптимизировать | труд персонала. Сотрудник уже не работает с бумагой и принтером, ему не требуется раз за разом распечатывать бумажные ценники при изменении цены на товар. Достаточно поставить устройство к определенному виду продукции - и при изменении цены товара на весах она автоматически изменится на электронном экране ценника. Таким образом, с одной стороны, вся предоставляемая клиенту информация является актуальной, с другой - минимизируются ошибки персонала, ускоряются процессы выбора нужного товара на весах и своевременного обновления цен. Информирование покупателя об изменении цены на товар уже не зависит от скорости работы персонала. Электронные ценники просты в использовании и легко поддаются влажной обработке и дезинфекции. Они имеют высокий класс защиты от влаги и пыли, их можно легко мыть под струей проточной воды. Это, как показывает практика, не только удобно, но и экономично.

Следующим технологическим решением, которое хорошо зарекомендовало себя на рынке современного торгового оборудования, являются электронные весы самообслуживания. За счет применения данного оборудования предприятие получает возможность сокращения финансовых затрат на персонал для обслуживания торгового зала и решения связанных с этим проблем: постоянного изменения кадрового состава, низкого уровня квалификации сотрудников, что создает недовольство в среде покупателей и отрицательно влияет на имидж магазина. Электронные весы, перекладывая часть функций с продавцов на покупателей, частично помогают решить эти проблемы. Электронные весы на современном рынке торгового оборудования представлены в различных модификациях и ценовых категориях. Среди этого множества оборудования можно отдать предпочтение весовому оборудованию японской фирмы DIGI, являющейся одним из мировых лидеров в производстве данного оборудования. В последних поколениях весового оборудования DIGI применяется операционная система Linux и сенсорные экраны,

которые в совокупности обеспечивают легкость и быстроту управления устройством, простоту использования и большую степень интерактивности для покупателя. Кроме того, на сенсорный экран может выводиться большой объем информации: условия хранения продукта, его состав и способ приготовления, сочетание с другими продуктами. К тому же в промежутках между взвешиванием товара клиент может ознакомиться с рекламой и общей информацией о торговом предприятии. Такие весы обладают широким спектром мультимедиа возможностей, цветным сенсорным экраном, модулем Wi-Fi. Все это позволяет максимально упростить процесс взвешивания и маркировки товара покупателем: все, что от него требуется, - положить товар на платформу и прикоснуться к его изображению на экране.

В настоящее время все больше торговых предприятий задумывается о привлекательности такого современного оборудования, его надежности, простоте и удобстве в использовании. Кроме того, применение или отсутствие того или иного вида устройств порой влияет на лояльность покупателей и становится причиной выбора либо отказа от посещения данного магазина, что напрямую влияет на его конкурентоспособность.

Например, применение оборудования, позволяющего покупателям рассчитываться по пластиковым картам. На тех предприятиях торговли, которые еще не используют подобные устройства, резко отсекается часть покупателей, не имеющих при себе наличных денег, что ухудшает экономический результат торговли и снижает конкурентные позиции.

Примеров применения систем, способствующих уменьшению роли персонала, немало и в мировой практике. Smart Store - это магазин, где роль персонала сведена к минимуму, а использование гаджетов - к максимуму. Самый известный из них принадлежит Metro Group и находится в Дюссельдорфе, где располагается штаб-квартира немецкого ритейлера.

Идея проекта принадлежала основателю сети Отто Байсхайму. Создатели изначально не были нацелены на прибыль. Магазин до сих пор убыточен, а покупателей недостаточно. Целью было создание площадки для отработки различного рода технических новинок.

Тележки там снабжены экранами: проведя клиентской карточкой, можно увидеть свой список покупок, информацию об акциях, карту магазина [14]. Похо-

жих магазинов будущего много у других международных сетей (в составе той же Metro Group есть еще Real Future Store), но гипермаркет в Дюссельдорфе по-прежнему считается образцовым.

В России идея «умного» магазина пока только набирает обороты. Первым шагом к продвижению данной идеи в России стал совместный проект ГК РОС-НАНО, X5 Retail Group, ОАО «Ситроникс» и ООО «Магазин будущего» (проектная компания) под названием «Магазин будущего». Срок действия проекта: 20112015 гг. [11-13].

Один из таких магазинов («Перекресток. Магазин Будущего») был запущен в тестовую эксплуатацию в конце 2012 г. на базе X5 Retail Group [10]. Доступен он был только для сотрудников компании. Торговая площадь пилотного магазина - 234 м2, ассортимент - 5300 товарных позиций. В этом магазине было использовано инновационное оборудование, аналогов которому нет в мире. Это привлекло внимание большого количества посетителей и увеличило пропускную способность магазина. Одним из видов такого оборудования является тележка с дисплеем, оснащенная навигационным устройством, которое позволяет установить связь с каталогом всех товаров в магазине и показать их местонахождение. Кроме того, на дисплее можно прочитать развернутую информацию о товаре, который вы собираетесь приобрести (производитель, состав, область применения, полезные свойства, способ приготовления и т.д.), а также информацию об акциях и сопутствующих товарах (например, приобретая красное вино, можно узнать о сырах, которые употребляются с данным вином, их стоимости и месторасположении в магазине). Другим видом уникального оборудования можно считать «умную кассу». При помещении товара в корзинке в специальный ящик происходит моментальное считывание всех штрих-кодов при помощи RFID-меток и покупателю выдается чек на приобретенный товар. Расчет может быть произведен тут же на месте по пластиковым карточкам в специальных терминалах оплаты.

Однако через 5 месяцев магазин закрылся. На данный момент ведутся переговоры с ритейлерами о продолжении проекта на базе действующего супермаркета с доступом для всех покупателей.

Еще одна разработка - QR-код. Это пока еще новое слово в отечественном лексиконе, но он уже собрал вокруг себя множество приверженцев и противни-

ков. Одни считают, что у QR-кодов нет будущего, другие же им пророчат долгую и счастливую жизнь. И на самом деле, можно привести множество аргументов в поддержку как первых, так и вторых.

Как известно, QR-код - это всего лишь графически зашифрованная текстовая информация, которую в принципе мы можем считать с обычного листка бумаги и использовать в наших целях. Что же послужило причиной создания QR-кода? Как ни банально это звучит - человеческая лень. Основное назначение QR-кода - быстро перенести информацию в мобильный телефон. Это может быть номер телефона, текст sms, контактные данные или запланированное событие в календаре. Если сравнить время, которое необходимо затратить, чтобы ввести нужную информацию в телефон вручную, и время для считывания QR-кода, то разница будет в десятки раз. Это первая причина, по которой QR-коды завоевывают признание граждан.

Помимо звонков и отправки sms, существует множество других применений QR-кодам. Например, организация виртуальной витрины магазина.

В этом случае можно посмотреть приглянувшуюся вещь во всех ракурсах (поначалу 3D и голография, с развитием технологий - тактильная модель), увидеть, как она сядет именно на тебе с учетом твоих индивидуальных анатомических особенностей. К примеру, AR Door и компания Topshop, производитель мужской и женской одежды, разработали виртуальную примерочную для показа новой коллекции платьев Dress up. Специальный киоск для примерочной был установлен во флагманском магазине Topshop в г. Москва в ТЦ «Европейский» в период с 5 по 8 мая 2011 г. Виртуальная примерочная сочетает в себе две самые модные технологические тенденции: дополненную реальность и трехмерный жестовый интерфейс Microsoft Kinect [8]. Пользователь не только видит себя на экране киоска в новой одежде, но и управляет программой простыми жестовыми командами: взмахами рук и нажатием невидимых кнопок прямо в воздухе. Для работы программы не требуются дополнительные маркеры: камера, встроенная в Kinect, распознает тело человека и накладывает поверх него трехмерные модели платьев. Возможность посмотреть выбранную модель платья с разных сторон (как спереди, так и сзади) делает данную виртуальную примерочную уникальной не только в российской, но и в мировой практике.

Говоря про инновационные технологии, невозможно не упомянуть интеграцию оффлайн и онлайн сервисов. Интернет-магазин будущего - это не магазин в привычном для нас сейчас понимании этого слова. Это функция, которая окружает человека буквально везде. Например, вы приехали кататься на лыжах и видите на склоне другого лыжника. Наводите на него устройство отображения дополненной реальности, включаете режим «Вещи» и прямо здесь и сейчас выносками видите, что за экипировка на нем надета, сколько она стоит и где продается. Примером первой реализации подобной идеи может служить мобильное приложение Amazon Flow от американской компании Amazon.com [6; 7; 9].

В то же время современные люди много работают и мало отдыхают, а на покупки у них нет времени вовсе. Зато каждый день многие из них тратят несколько бесценных минут на ожидание поезда метро. Сопоставив два этих факта, компания Tesco, владелец крупнейшей сети дисконт-супермаркетов Homeplus, открыла уникальный магазин прямо в метро в Южной Корее. В этом магазине вы не стоите в очередях, не нужно набирать товары в корзину, путаясь среди рядов и полок. Изображения вещей нанесены прямо на стену и на специальные колонны, корейцы просто сканируют их QR-коды, вписывают нужное количество единиц, оплата автоматически снимается с карточки покупателя.

Новый магазин принес ощутимую пользу не только вечно занятым корейцам, но и владельцам сети: после открытия уровень продаж Homeplus увеличился на 130%. После такого успешного старта компания пошла дальше и разместила виртуальные магазины на автобусных остановках. Щиты, подобные рекламным, дают возможность заказать продукты питания, товары для дома и многое другое. Проект был отмечен на фестивале «Каннские Львы» и получил гран-при как лучший медиапроект и золото в категории «наружная реклама».

Аналогичный проект был запущен компанией Media Markt в московском метро, предлагая пассажирам во время ожидания поезда выбрать для себя новую технику.

Также к новым идеям в сфере бизнеса можно отнести расширение прямого взаимодействия между потребителями и производителями. Примером может служить Социальная сеть Hyperlocal - продуктовый магазин без магазина. Создатели мобильного приложения Hyperlocal

предлагают людям, живущим недалеко Г

друг от друга, самим выступить в каче- §

стве продавцов и покупателей свежих Щ

продуктов. Кто-то выращивает дома или 3

на даче овощи, кто-то - фрукты. И все это 1

можно купить напрямую у соседа, узнав 55

/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о наличии тех или иных предложений че- 2 рез Нурег1оса1. 5

Еще одним примером интернет-сотрудничества продавцов и покупателей может служить онлайн-магазин Б1$у, предоставляющий площадку для торговли производителям, которые в принципе не имеют шансов на продажу своих товаров в обычных магазинах. Дело в том, что это крупнейший в мире виртуальный сервис по продаже хендмейд-изделий, где авторы со всего мира могут выставить свои поделки на обозрение и реализацию.

Итак, время, когда потребитель бегал за товаром, прошло. Теперь вещь сама ищет себе покупателя. За каждым кликом на сайте или в приложении стоит реальный человек. И очень скоро «магазин» начинает узнавать вас, запоминать, что вы покупаете, чем интересуетесь, какие страницы чаще посещаете. Таким образом, развивающиеся инновационные технологии в области торговли значительно улучшают и облегчают процессы покупок товаров, экономят время и силы. Каждый покупатель в наше время может попробовать любую из них и выбрать, что для него наиболее приемлемо и удобно.

Продолжим ли мы в будущем ходить на рынок или прилавком станет монитор? Будем ли мы сами делать свой выбор или, что покупать, за нас решат компьютерные программы? Это вопрос времени.

Источники

1. Вопрос времени. URL: http ://2 .ru s s i a .tv/vi deo/s ho w/bra nd_i d/9818/ episodeJd/154611

2. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. М.: Высшее образование, 2007.

3. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение. М.: Дело, 2005.

4. Инновационные технологии в сфере питания, сервиса и торговли: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 28 октября 2013 г.). Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2013.

5. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / под ред. С.Д. Ильенковой. 3-е изд., перераб.и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

6. Интернет-магазин будущего: от прогнозов к реальности. URL: habrahabr.ru/company/adv/blog/192656/

7. Интернет-магазин eBay. URL: http://novosti44.ru/k2-tags/gadzety/ stati/item/2694-homeplus-magazin-budushchego

8. Kinect виртуальная примерочная для Topshop. URL: www.kiosksoft. ru/news/2011/05/13/2223.html

9. Магазины будущего. Т0П-10 необычных примеров электронной торговли. URL: www.novate.ru/blogs/100713/23440/

10. Политика интернет-магазинов. URL: http://ria.ru/tv_politics/ 20111026/471561558.html

11. Роботы за прилавком. Семь концепций для магазинов и ресторанов будущего. URL: http://slon.ru/business/roboty_za_prilavkom_7_ kontseptsiy_dlya_magazinov_i_restoranov_budushchego-951423.xhtml

12. Роснано. URL: www.rusnano.com

13. Роснано, магазины будущего. URL: http://russian.rt.com/ article/10208

14. СпецХолод. Магазин будущего. URL: www.spec-holod.ru/articles/ magazin/

References

1. A matter of time. Available at: http://2.russia.tv/video/show/brand_ id/9818/episode_id/154611

2. Yermasov S.V., Yermasova N.B. Innovatsionnyy menedzhment [Innovative management]. Moscow, Vysshee obrazovanie Publ., 2007.

3. Zinov V.G. Menedzhmentinnovatsiy:kadrovoeobespechenie [Innovation management: staffing]. Mosocw, Delo Publ., 2005.

4. [Innovative technologies in nutrition, service and trade]. Materialy Mezh-dunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Int. Distant Sci.-Pract. Conf.]. Yekaterinburg, October 28, 2013. Yekaterinburg, USUE Publ., 2013.

5. Ilienkova S.D. Innovatsionny menedgment [Innovative management]. 3rd ed. Moscow, YUNITI-DANA, 2008.

6. Internet-magazin budushchego: ot prognozov k real'nosti [Online store of the future: from forecasts to the reality]. Available at: habrahabr.ru/company/ adv/blog/192656/

7. eBay onine auction. Available at: http://novosti44.ru/k2-tags/gadzety/ stati/item/2694-homeplus-magazin-budushchego

8. Kinect - virtual fitting room for Topshop. Available at: www.kiosksoft. ru/news/2011/05/13/2223.html

9. Stores of the future. Top-10 unusual examples of online trade. Available at: www.novate.ru/blogs/100713/23440/

10. Policy of online stores. Available at: http://ria.ru/tv_politics/ 20111026/471561558.html

11. Robots at the counter. Seven concepts for shops and restaurants of the future. Availalble at: http://slon.ru/business/roboty_za_prilavkom_7_ kontseptsiy_dlya_magazinov_i_restoranov_budushchego-951423.xhtml.

13. Rosnano. Shops of the future. Available at: http://russian.rt.com/arti-cle/10208.

14. SpetsKholod. The store of the future. Available at: www.spec-holod. ru/articles/magazin/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.