УДК 339.1
МАГАЗИН БУДУЩЕГО: СОЗДАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ Красюк Ирина Анатольевна, д.э.н., профессор Барбарук Анна Игоревна, студент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В статье проведен анализ применения инновационных технологий в современной торговле. Представлена модель автоматизированного предприятия торговли. Показаны способы товародвижения, особенности реализации торгово-технологических процессов.
Ключевые слова: магазин, автоматизация, торговля, виртуальная реальность.
Создание автоматизированного магазина («магазин будущего») - одна из основных мировых тенденций в торговле [1-5]. Ряд попыток по созданию магазина будущего был предпринят такими зарубежными компаниями как Amazon, Wheelys и BingoBox.
Одним из первых автоматизированных магазинов современности стал американский супермаркет Amazon Go. Официальное открытие состоялось 22 января 2018 года в Вашингтоне, до этого момента он работал в тестовом режиме в Сиэттле. Руководство позиционирует Amazon Go как «первый магазин без очередей», «магазин без касс», «магазин без продавцов».
Суть разрабатываемой модели автоматизированного магазина базируется на следующих принципах: отсутствие торгового зала, автоматизация склада, применение VR-технологии [6-9].
В магазине отсутствуют привычные корзины для отбора товаров, тележки, прилавки, витрины, кассы и др. атрибуты классической модели предприятия розничной торговли. Отсутствие торгового зала позволит сократить риск краж, оптимизировать время покупателей благодаря применению высокотехнологичных компьютерных средств, поможет сохранить уровень безопасности клиентов на высоком уровне за счет элементарной схемы помещений.
Все процессы (приемка, сортировка, распределение на складе, комплектация заказа, доставка покупательской корзины до конечного потребителя и др.) осуществляют роботизированные или конвейерные системы. VR-зал заменяет покупателю торговый зал, визуализируя его пространство с помощью VR-технологий [10-15].
Состав и взаимосвязь помещений предлагаемой концепции магазина представлены на рис. 1. На схеме: 1 - подъездные площадки для автотранспортных средств, 2 - автоматизированный склад, 3 - серверное помещение, 4 - отдел совершения покупки, 5 - lounge-зона, 6 - VR-зал, 7 -отдел контроля, 8 - отдел выдачи заказов.
Рисунок 1 - Состав и взаимосвязь помещений магазина
Магазин работает на основе автоматизированного склада [16-19].
На рис. 2 изображена схема автоматизированного склада магазина, где 1 - подъездные площадки, 2 - камеры распознавания товаров, 3 - ЭБ-сканер, производящий оцифровку товаров для VR-зала, 4 - шарнирно-балансирные манипуляторы, 5 - упаковочная машина E-Jívaro, 6 - уменьшенная комплект-тара, 7 - монорельсы, 8 - карусельный стеллаж, 9 - конвейер для перемещения товара в пункты комплектации заказа, 10 - смежные конвейеры для комплектации заказа, 11 - окно выдачи заказа.
Рисунок 2 - Схема автоматизированного склада магазина
Поступление товаров осуществляется с помощью транспортных средств. Поступление должно совершаться без задержки. Транспорт подъезжает к разгрузочной площадке. Разгрузка осуществляется с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Поступившие партии выставляются на монорельс. Товары проходят распаковку с помощью роботизированных механизмов, сканирование камерами для определения качества и количества (технология распознавания предметов с помощью камеры), ЭБ-сканирование, для оцифровки товаров,
упаковка с помощью технологии компании Бауоуе (упаковочная машина Б-Луаго) [20-22].
После приемки и выгрузки паллет с товаром из грузовика, начинается процесс распределения товара на складе. Паллеты с грузом доставляются в «зону распределения», условно представляющую собой помещение с установленным напольным монорельсом и рядом шарнирно-балансирных манипуляторов (рис. 3).
Пользуясь тем, что на каждом товаре есть своя КБГО-метка, манипулятор быстро разгружает палет.
Складское помещение представляет собой помещение с установленными в нем карусельными стеллажами. Особенность карусельного стеллажа заключается в том, что он может прокручивать полки, совершая полный круг. Его можно растянуть до самого потолка и даже под землю, что ведет к невероятной экономии площади.
Товары раскладываются на соответствующие стеллажи с разными температурными режимами в ячейки хранения манипуляторами, поскольку они выполняют работу максимально быстро и четко.
Формирование заказа в разрабатываемой модели инновационного магазина может производиться несколькими вариантами: подача заказа посредством использования сенсорного киоска; подача заказа в УЯ-зале; подача заказа через мобильное приложение.
Данные о заказе отправляются в хранилище на сервер для отчетности и создания более полного профиля клиента, а так же на станцию обработки, сбора и комплектации заказа.
При поступлении сигнала о создании нового заказа, манипуляторы извлекают необходимые товары из стеллажей. С помощью конвейерных лент товары доставляются в зону комплектации заказа (система смежных конвейеров) (рис. 4). Смежный конвейер содержит ячейки, в которых и формируется заказ покупателя. Избежать риска сбоя системы помогают ЯЕГО-метки, правильный алгоритм сбора, математические и инженерные решения.
Рисунок 3 - Шарнирно-балансирный манипулятор
Рисунок 4 - Система смежного конвейера для комплектации заказа
Собранный заказ, помещенный в ячейку (рис. 5) покупателя, не укладывается в сумки или коробки, для того, чтобы покупатель мог осмотреть товар визуально на наличие повреждений. Сама ячейка отгорожена перегородкой из полистирола, открывается только после оплаты. На схеме: 1 -ячейки конвейера для доставки товаров до конечного потребителя, 2 - заказ покупателя, Э - автоматическая перегородка из полистирола, 4 - окно выдачи заказа, 5 - РОБ-терминал, 6 - сканер ОЯ-кода.
Рисунок 5 - Окно выдачи товаров в магазине
Клиент получает извещение о доставке заказа либо на мобильный телефон, либо по выданному ему терминалом талончику. На экране мобильного телефона или на талончике будет изображен ОЯ-код или штрих-код. Это необходимо для получения доступа к покупке после сканирования ОЯ-кода.
Расчет за товары производится двумя способами. До получения заказа, то есть с помощью привязки банковской карты к мобильному приложению магазина. Покупатель делает заказ, оплачивает, приходит в магазин и забирает его. Также покупатель может получить пакет с заказанными товарами, визуально осматривая. После чего производит оплату и покидает магазин.
В случае, если покупателя не устраивает собранный системой заказ, он должен обратиться в отдел контроля для решения возникшей проблемы. В отделе контроля также работают консультанты, так как разрешение споров должен производить человек, а не машина.
Для «магазина будущего» вопрос безопасности является одним из наиболее важных и актуальных. Риск угрозы безопасности помогут минимизировать системы слежения (видеонаблюдения). Камеры будут расположены: непосредственно в зоне получения заказа во избежание краж чужих заказов из ячеек; на складе и будут сканировать всю его площадь.
Для сведения риска кражи чужих заказов к нулю каждая ячейка отгорожена перегородкой из прочного прозрачного пластика, которая откроется только после оплаты.
Система контроля доступа в служебные помещения магазина ограничивает доступ посторонних лиц и разрешает доступ для сотрудников магазина благодаря использованию магнитных карт. Кроме того, система регистрирует время прихода, ухода и перемещения сотрудников магазина.
Создание автоматизированной системы преследуют одну цель - рост эффективности осуществления процесса товароснабжения и, как следствие, повышение рентабельности коммерческой деятельности.
Качественный эффект проявляется в том, что высвобождается рабочее время, прежде заполненное выполнением механических функций, которое теперь можно использовать с большей эффективностью, увеличив производительность труда и уделяя дополнительное внимание управлению качеством.
Примером качественной оценки эффективности создания автоматизированной системы могут служить уменьшение затрат на закупку расходных материалов. При полностью автоматизированной системе не нужна будет рабочая сила, что значительно уменьшит издержки на зарплату и на выплату различных налогов и сборов. Это могут быть значительные суммы для бюджета компании. Например, отсутствие персонала исключит возможность совершения человеком ошибки и, как следствие, экономическим убытком от этой ошибки.
Автоматизация ритейла приведет к формированию имиджа современного предприятия. Репутация компании играет важную роль и современные, высокотехнологичные компании становятся более популярными
Примером количественной оценки эффективности может быть уменьшение затрат рабочего времени в связи с сокращением времени на поиск нужных документов и их согласование. При полной автоматизации компьютеру нужна доля секунды, чтобы провести те операции, на которые у человека ушло бы минута-две.
Проект является высокотехнологичным стартапом, позволяющим сформировать абсолютно новый взгляд у клиента на совершение покупок и расширить грани торговли России.
Таким образом, исследования показали. Российские потребители в целом положительно относятся к автоматизации розничной торговли. Можно говорить о том, что проект магазина перспективен и нацелен на будущее. Предполагает использование робототехники и инноватики, способной полностью автоматизировать торговлю. Инновации в рыночной экономике формируют конкурентные преимущества предприятий и позволяют расширять территориальные границы сбыта.
Список литературы
1. Красюк И. А., Борисов А.С. О перспективах концепции умного магазина // Экономика и предпринимательство. № 10-2 (87). 2017. С. 962-967.
2. К супермаркету «без очередей» Amazon Go выстроилась внушительная очередь в первый день работы. URL: https://esquire.ru/articles/39772-amazon-go-lines/
3. Барбарук А.И., Воронин Д. А. Применение VR-технологий в автоматизации розничной торговли // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. 2018. С. 36-40.
4. Воронин Д. А., Малышев С. С. Развитие инновационных технологий в логистике // Организация и управление бизнес-процессами в области коммерческой деятельности. Сборник трудов международной научно-практической конференции. 2017. С. 50-55.
5. Барбарук А.И. Применение методики интернет-опроса в изучении отношения потребителей к автоматизации розничной торговли // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. 2018. С. 31-35.
6. Месхи Б.Ч., Крымов С.М., Чернецова О.А. Модели развития предприятия как процесса взаимодействия производства и природной среды //Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т.10. №6 (49). С. 926-936.
7. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.
8. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Современные подходы к стратегическому планированию на предприятиях промышленности и сферы услуг // Экономика и предпринимательство. 2013. №12-3 (41-3). С.548-552.
9. Крымов С. М. Методологические основы менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2001. 110 с.
10. Кольган М.В., Крымов С.М. Управление изменениями организационных структур на основе учета принципа версионности в информационных системах производственных предприятий //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (592). С. 480-485.
11. Крымов С. М. Формирование организационной структуры предприятия на основе учета реляционных взаимодействий //Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №6 (36). С. 88-92.
12. Кольган М.В., Крымов С.М. Организация и управление маркетингом в промышленности и других отраслях. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2014. 94 с.
13. Крымов С.М., Кушниренко Т.В. Описание инвестиций в человека на базе концепции жизненного цикла //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 9. С. 38-39.
14. Крымов С.М., Кушниренко Т.В. Описание инвестиций в человека на базе концепции жизненного цикла //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 9. С. 38-39.
15. Ozerov E.S., Pupentsova S.V., Leventsov V.A. and Dyachkov M.S. Selecting the best use option for assets in a corporate management system. // 6th International Conference on Reliability, Infocom Technologies and Optimization: Trends and Future Directions, ICRITO 2017.
16. Сулоева С.Б., Муханова Н.В. Контроллинг: учеб. пособие; 3-е изд., исправл. и доп. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2009. 96 с.
17. Радаев А.Е., Левенцов В.А. Системы поэтапного имитационного моделирования производственных процессов // Организатор производства. 2011. Т. 50. № 3. С. 30-33.
18. Кобзев В.В., Левенцов В.А. Бизнес-логистика. 2-е изд. СПб., 2012. 300 с.
19. Левенцов В. А. Стратегические альянсы как форма институционализации реляционных отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 5 (23). С. 80-84.
20. Лямин Б.М. Анализ инновационно-инвестиционного потенциала торговой отрасли на примере АО «Тандер» // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №8 (26). С. 55-62.
21. Лямин Б.М. Необходимость совершенствования системы контроля качества сырья при производстве готовой продукции //Технологии производства пищевых продуктов питания и экспертиза товаров: сборник научных статей материалы 2-й Международной научно-практической конференции (10-11 апреля 2016 года). Юго-Зап. гос. унт. Курск, 2016. С. 54-59.
22. Козлова Е.И., Мурадова С.Ш. Эффективное использование инфкоммуникацион-ных ресурсов как фактор реализации конкурентных стратегий коммерческий банков // В мире научных открытий. 2010. № 4-9. С. 73-74.
Krasyuk Irina Anatolyevna, doctor of Economics, Professor
(e-mail: [email protected])
Barbaruk Anna Igorevna, student
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
THE STORE OF THE FUTURE: CREATION, ORGANIZATION OF WORK
Abstract: The article analyzes the use of innovative technologies in modern trade. The
main goals and essence of the proposed method of automation are formulated. As a result
of research the model of the automated enterprise of trade is presented.
Key words: innovation; automation; trade; virtual reality; digital economy.