Научная статья на тему 'Инновации в социально-экономической сфере на примере Пенсионного фонда российской Федерации'

Инновации в социально-экономической сфере на примере Пенсионного фонда российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вафин Э. Я.

В статье автор раскрывает понятие инновационной политики и рассматривает внедрение инноваций в социальную инфраструктуру на примере Пенсионного фонда Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в социально-экономической сфере на примере Пенсионного фонда российской Федерации»

ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Вафин Э.Я.*

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань

В статье автор раскрывает понятие инновационной политики и рассматривает внедрение инноваций в социальную инфраструктуру на примере Пенсионного фонда Российской Федерации.

Ключевые слова инновационная политика, инновации, пенсионный фонд.

Опыт реформирования российской экономики показал, что инновационная деятельность в нашей стране пока не воспринимается как главнейшая пружина экономического подъема. Вместе с тем сегодня уже ни для кого не секрет, что назрела кардинальная потребность в смене стратегического курса развития страны, нужен скорейший переход экономики Российской Федерации и ее регионов к инновационно ориентированному типу. Страна, где накоплен мощный научно-технологический потенциал, не может иметь только сырьевую ориентацию своего хозяйства, ей просто необходимо развивать инновационную экономику. Ключевое значение в решении этой проблемы занимает разработка и осуществление инновационной политики.

Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики на базе отечественного инновационного потенциала и передовых зарубежных научных и научно-технических достижений, повышения эффективности материального производства и конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения, укрепления национальной безопасности. Результаты научной деятельности, используемые при производстве инновационной продукции, включают программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии.

В самом общем виде цель инновационной политики заключается в достижении определенного образа функционирования субъектов хозяйствования посредством поддержки, а также разработки и реализации действенных стимулов их функционирования.

* Заместитель управляющего, кандидат экономических наук, доцент.

Цель государственной инновационной политики, сформулированная в одном из официальных документов, состоит в формировании экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, за счет создания благоприятной экономической и правовой среды, инновационной инфраструктуры и системы коммерциализации исследований и разработок.

В настоящее время с позиций будущих приоритетов инновационной политики выделяются три основных направления:

- рост интереса к разработке прогнозов и Форсайтов;

- дальнейшая разработка косвенных мер стимулирования инноваций;

- поддержка инновационной инфраструктуры.

С точки зрения регионального развития основные направления современной инновационной политики сводятся к следующему перечню:

- законодательное разграничение функций между центром и регионами, в том числе в сфере образования и науки;

- развитие территориальных сетевых моделей организации научно-производственных систем;

- представление регионов как крупных технологических площадок создаваемых новых высокотехнологичных производств и научно-технических комплексов;

- приоритетное опережающее развитие в регионах высоких технологий, в том числе информационных, нано-, биотехнологий;

- привлечение зарубежного опыта и капитала для формирования промышленных округов;

- разработка и освоение механизма государственно-частного партнерства в сфере производства и инноваций;

- вовлечение в состав территориальных сетевых моделей малого инновационного и производственного бизнеса [1].

Если обратиться к опыту стран ЕС, то новые направления инновационной политики заключаются в следующих положениях:

- улучшение инновационной среды путем усиления инновационной составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

- стимулирование рыночного спроса на инновации и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к инновациям;

- стимулирование инноваций в государственном секторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

- усиление региональной инновационной политики и расширение сотрудничества [2].

Структура государственного управления инновационной деятельностью на федеральном уровне власти, в т.ч. в области разработки и реализации ин-

новационной политики, осуществляется через деятельность Президента РФ и его администрации, комитетов и комиссий Государственной Думы и Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и его аппарата, координационных и совещательных структур, обеспечивающих согласованность работы законодательной и исполнительной власти в области формирования и реализации инновационной политики.

Меры государственной инновационной политики можно разделить на 2 группы. К первой относятся меры по созданию благоприятной для инноваций социально-экономической среды. Сюда можно отнести:

1. создание условий по стимулированию конкуренции через антимонопольное законодательство;

2. информатизация общества, доступность предприятий всех форм собственности к единому информационному пространству;

3. стандартизация и сертификация продукции и услуг. Под стандартизацией понимается деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды и человека, а также взаимозаменяемости и совместимости продукции. Целями сертификации являются: защита потребителей от недобросовестных предпринимателей, содействие покупателям в компетентном выборе продукции, контроль безопасности продукции, подтверждение показателей качества продукции, заявленных производителем.

Другая группа - это мера, непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы в обществе. Поддержка НИОКР является органичной составной частью государственной инновационной политики позволяющей поддерживать на достаточно высоком уровне научно-технический потенциал государства. Под научно-техническом потенциалом понимается совокупность различных видов научно-технических ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, интеллектуальных и пр.), взаимодействующих в инновационном процессе.

Инновационное развитие в сфере предоставления государственных социальных услуг является приоритетным направлением на современном этапе. При поддержке государства инновации внедряются и в процессы работы Пенсионного фонда. По инициативе Отделения ПФР по Республике Татарстан в мае 2013 года принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан о проведении подготовительной работы по назначению пенсии в электронной форме. Исполнительные органы государственной власти в соответствии с данным постановлением обязаны представлять в территориальные органы ПФР документы своих сотрудников в электронной форме. Предприятиям и организациям также предложено направлять документы на работающих граждан в электронной форме за год до возникновения права на пенсию. Такая инновационная форма работы позволяет обеспечить подготовку электронных пенсионных дел граждан без их непосредственного

обращения, без посещения территориальных органов ПФР, а также устанавливать пенсии в 10-дневный срок с учетом всех имеющихся периодов работы, исходя из наиболее выгодного заработка будущего пенсионера.

Еще одной инновацией является создание «Личного кабинета застрахованного лица» на сайте государственных услуг. В «Личном кабинете застрахованного лица» гражданин с помощью своего номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) из страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сможет получить выписку из индивидуального лицевого счета.

Инновации внедряются не только в области назначения пенсий и оказания услуг гражданам, но и в области исполнения бюджета Пенсионного фонда. В целях усовершенствования бюджетного процесса уже более 5-ти лет в Отделении ПФР по Республике Татарстан успешно реализована и эффективно функционировала «Инновационная система анализа расходования средств» (ИСАРС), автоматизированная система сбора и свода отчетной аналитической информации, основой для которой служил программный продукт «1С версия 7», позволяющая на основе передачи информации выгружать из районных баз подведомственных управлений сводную информацию о расходах на содержание органов, получать обобщенные сводки в разрезе управлений, статей, различных других группировок, как в эмпирическом, так и в наглядно-графическом виде, при том, что все вышеперечисленные процессы были реализованы абсолютно без участия человека.

«Инновационная система анализа расходования средств на содержание органов Пенсионного фонда России (ИСАРС)» предназначена для подготовки консолидированной отчетности бюджетных учреждений - сбора, проверки, консолидации и анализа распорядителями (главными распорядителями) бухгалтерской отчетности подведомственных им бюджетных учреждений, а также для подготовки месячной квартальной, годовой отчетности учреждениями - получателями и распорядителями средств бюджета по своим сметам доходов и расходов. В связи с этим данную разработку использует бюджетное управление ОПФР по РТ. В связи с переходом на программный продукт «1С: бухгалтерия государственного учреждения версия 8» «Инновационная система анализа расходования средств на содержание органов Пенсионного фонда России (ИСАРС)» в 2013 году была доработана. С помощью обновленной ИСАРС с учетом размещения всех баз на одном сервере, возможно в реальном времени просматривать всю обобщенную информацию по сметам расходов Управлений Пенсионного фонда России по Республике Татарстан без отправки-приема отчетности, что обеспечивает удаленную online работу пользователей с информационными базами. В системе собираются не отчеты, подготовленные в разных базах, а первичные учетные документы, на основании которых можно построить любой отчет и получить любой детальный разрез.

В итоге реализована система сведения к нулю человеческого фактора, то есть система автоматического построения любой выборки, как в разрезе Уп-

равлений, так и в разрезе КОСГУ видов расходов, как обобщенно, так и сгруппировано, представляя сведения, как в табличной форме, так и в графическом виде.

В планах Отделения Пенсионного фонда по Республике в отношении системы анализа расходования средств на содержание органов Пенсионного фонда планируется расширение списка аналитических отчетов, подлежащих автоматическому сбору и своду, а также расширение аппарата обработки полученной информации путем получения различных статистических данных, проведения сравнительного анализа, расширения возможностей расшифровки аналитических показателей сводной отчетности.

Наиболее глобальной инновацией является новая пенсионная формула. В процессе реформирования пенсионной системы экспертами была предложена принципиально новая методика расчета пенсии на основе системы баллов. Данная методика расчета должна стимулировать граждан на более поздний выход на пенсию, легальный длительный трудовой стаж, на получение легальной заработной платы. Согласно новой формуле, пенсия в таком случае составит до 40 % от заработной платы. На сайте Пенсионного фонда для ознакомления с новой методикой расчета внедрена программа «Пенсионный калькулятор», которая рассчитает будущую пенсию исходя из стажа и заработной платы. Разумеется, результат не будет точным, так как расчет производится исходя из текущих показателей, но поможет понять, какие шаги необходимо предпринимать для повышения своей будущей пенсии.

Список литературы:

1. Кудинов А.Н., Лурье Е.А. Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры // Инновации. - 2012. - № 4. - С. 69.

2. Инновационная экономика / Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 2010. - С. 189.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

© Зимовец О.Е.*

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»,

г. Москва

Рассмотрена сущность системы управления инновациями применительно к предприятиям высокотехнологичных отраслей экономики. Вы-

* Доцент кафедры «Экономика и управление предприятием», кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.