Бюджетная политика
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО БЮДЖЕТА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В.В. ЗОЗУЛЯ,
кандидат экономических наук, профессор Красноярский государственный торгово-экономический институт
Н.А. ЛОБАНОВА,
главный бухгалтер управления Пенсионного фонда Свердловского района г. Красноярска
Становление рыночной экономики России требует модернизации всей финансовой системы. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену — бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых особое место заняли социальные фонды.
С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе органов государственной власти и в интересах граждан государства. Этим и объясняется специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на нее огромное влияние.
Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве — где
бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Правовое и финансовое регулирование социальной защиты населения
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить своего проживания, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25 — 30 % жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения.
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, в которой отмечено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.
Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат — за счет средств федерального бюджета.
Пенсионный фонд России (ПФР) относится к категории (системе) внебюджетных фондов денежных средств, он образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеет своей целью аккумулирование денежных средств и использование их для решения определенных социально-экономических задач, в частности пенсионного обеспечения. ПФР является самостоятельным органом управления финансами пенсионного обеспечения, его средства не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент ПФР подотчетен Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах исполнения бюджета.
Происходящий в экономике процесс совершенствования бюджетного и налогового законодательства затрагивает вопросы правового регулирования пенсионного обеспечения, поиска оптимальных вариантов организационно-правовых структур внебюджетных фондов, и прежде всего ПФР.
Практически с момента образования и до настоящего времени в своей деятельности ПФР руководствуется постановлением ВС РСФСР от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». В соответствии с ним ПФР является самостоятельным финансовокредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ (в дальнейшем — Положение).
Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Признание ПФР федеральной государственной собственностью — одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда, и тем более их изъятие государством.
Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение и направляются:
• на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
• на доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
• на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика.
Организация работы по выплате пенсий в ГУ-УПФР Свердловского района г. Красноярска
Управление Пенсионного фонда Свердловского района г. Красноярска (далее — Управление) с 01.10.2001 перешло в работу в условиях Единой системы управления пенсионным обеспечением, тем самым логично завершив технологический процесс от начисления до выплаты государственных пенсий.
Управление — некоммерческая организация, является самостоятельным финансово-кредитным государственным учреждением, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением об Управлении и подчиняется Отделению ПФР по Красноярскому краю. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Управление и его денежные средства находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов.
Основными задачами, стоящими перед Управлением и входящими в его компетенцию, являются:
• организация назначения, перерасчета, выплаты и доставки государственных пенсий на территории Свердловского района;
• контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также правильным использованием средств Фонда и Управления;
• финансирование расходов на выплату государственных пенсий и пособий в соответствии с действующим законодательством РФ;
• участие в финансировании региональных программ социального обеспечения;
• решение других вопросов, входящих в компетенцию Управления.
Для проведения текущей работы по учету плательщиков страховых взносов, контролю за своевременным и полным поступлением средств на счет ПФР, выполнения функций назначения, перерасчета и выплаты пенсий, для обеспечения функционирования Управления, решения возложенных на него задач, а также взаимодействия с Отделением ПФР по Красноярскому краю в Управлении созданы 3 отдела. Численность работников Управления составляет 67 человек.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, действующим законодательством Российской Федерации, норматив- • ными правовыми актами Российской Федерации, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции ПФР, указаниями Отделения ПФР. Бюджет Управления ежегодно утверждается Отделением ПФР.
Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется Отделением ПФР по Красноярскому краю в соответствии с Соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и администрацией Красноярского края о передаче Отделению ПФР по Красноярскому краю полномочий по назначению и выплате государственных пенсий.
Денежные средства, поступающие на счет Управления, находятся в государственной собственности Российской Федерации. Контроль за правильностью расходования средств бюджета Управления реализуется через:
• проведение контрольно-ревизионной работы в Управлении ПФР и организациях, осуществляющих выплату и доставку пенсий;
• систему вневедомственного контроля за правильностью расходования средств.
Доходная и расходная части бюджета
Формирование доходной части бюджета Управления. Порядок формирования доходной части бюджета Управления разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законодательством о налогах и сборах, об обязательном пенсионном страховании, Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами РФ, указами Президента РФ.
Составление проекта бюджета ПФР основывается:
• на прогнозе социально-экономического развития;
• на положениях основных направлений бюджетной и налоговой политики РФ;
• на данных статистических сборников;
• на макро- микроанализах показателей исполнения бюджета за предыдущие периоды. Исходными макроэкономическими показателями для составления бюджета на очередной финансовый год являются:
фонд заработной платы; уровень инфляции; ставки единого социального налога; численность пенсионеров; тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; численность работающих в зависимости от возраста и уровня получаемой заработной платы.
Для расчета доходной части бюджета разработана особая методика в табличном варианте. В таблицу вносятся данные о предполагаемой численности работающих с разбивкой по категориям А, Б, В, Г и Д по данным Министерства экономики и развития РФ, комитета государственной статистики Красноярского края. Так, предполагаемая численность наемных работников в 2004 г. составляла 90 107 человек; фонд оплаты труда — 4 165 610 тыс. руб. также с разбивкой по категориям плательщиков; данные по распределению численности застрахованных по полу, возрасту и доходам; данные по удельному весу выплат социального характера — 3,67 % общего фонда оплаты труда; уровень собираемости страховых взносов — 97 %.
Свердловский район является донорским, так как доходная часть превышает расходную. В 2004г. план по сбору средств составил:
Код 510 — 422 690 тыс. руб.
Код 610 — 378 950 тыс. руб.
Код 620 — 55 958 тыс. руб.
Формирование расходной части бюджета Управления. Расходы бюджета Управления включают расходы на пенсионное обеспечение, в том числе: расходы по обязательному пенсионному обеспечению — на базовую часть трудовой пенсии, страховую часть трудовой пенсии; расходы по государственному пенсионному обеспечению; расходы за счет средств федерального бюджета, передаваемых из Минтруда России; расходы на дополнительное пенсионное обеспечение, расходы на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам.
Численность пенсионеров в Свердловском районе составляет 35 200 чел. Расходы на улучшение условий проживания престарелых граждан и
Виды расходов на пенсионное обеспечение
инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам.
Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Управления. Порядок финансирования расходов на выплату пенсий в ПФР утвержден постановлением Правления ПФР от 05.04.2002 № 33.
Настоящий Порядок устанавливает правила финансирования расходов на выплату пенсий, пособий и компенсаций в связи с введением в действие Федеральных законов Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении о Российской Федерации», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», осуществляемых в соответствии с Законом о бюджете ПФР.
Финансирование расходов производится в соответствии с действующим законодательством за счет:
• средств федерального бюджета, перечисляемых ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии;
• средств федерального бюджета, перечисляемых ПФР на государственное пенсионное обеспечение;
• страховых взносов, зачисляемых в ПФР на обязательное пенсионное страхование;
• страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации для выплаты повышенного размера пенсий за выслугу лет членам летных экипажей;
• средств целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
• дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации;
• средств федерального бюджета, передаваемых ПФР Министерством труда и социального развития Российской Федерации на выплату
досрочных пенсий гражданам, признанным безработными;
• иных поступлений, зачисляемых в бюджет ПФР в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заявка — первый этап на право расходования средств. Управление ПФР — распорядитель средств бюджета ПФР на территории района
— имеет право на получение бюджетных ассигнований, в установленные сроки (за 35 дней до начала квартала) представляет заявки на право расходования средств для осуществления выплат пенсий и пособий по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 18.12.2001 № 195 «Об утверждении формы заявки на право расходования средств для осуществления выплат пенсий и пособий, инструкции к ней и формы плановой дотации».
На основании представленных заявок Отделение ПФР определяет объемы финансирования расходов из бюджета ПФР на выплаты всех видов пенсий, пособий и компенсаций в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в разрезе отдельных источников финансирования соответствующих составных частей и видов пенсий, пособий и компенсаций и ежеквартально представляет их на утверждение в Департамент экономики и формирования бюджета ПФР
Перечисление средств осуществляется поэтапно:
первый этап — в третьей декаде месяца, предшествующего месяцу, в котором выплачиваются пенсии;
второй этап — в начале первой декады месяца, в котором выплачиваются пенсии;
третий этап — в начале второй декады текущего месяца.
Расходы на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, включаются в лимиты расходов на государственное пенсионное обеспечение и финансируются за счет средств федерального бюджета, передаваемых на основании заключенных соглашений с органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации региональным отделениям ПФР
Финансирование выплаты пенсий членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации осуществляется в соответствии с утвержденными лимитами за счет сумм страховых взносов, поступающих по дополнительному тарифу
Финансирование выплат дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работников, выполняющих трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляется на основании утвержденных лимитов.
В случае недостатка (излишка) средств на финансирование выплаты пенсий распорядитель средств бюджета ПФР ежемесячно обращается в Отделение ПФР с целью корректировки лимита расходов на выплату пенсий.
Расходование средств согласно утвержденным лимитам
Корректировка утвержденного лимита на выплату пенсий производится в первой половине третьей декады текущего выплатного месяца (до 23 числа) на текущий месяц. Дальнейшее финансирование распорядителей средств бюджета ПФР осуществляется с учетом произведенной корректировки.
Распорядитель средств бюджета ПФР представляет в Отдел казначейства Отделения ПФР в установленные сроки отчет о произведенном финансировании расходов на выплату пенсий в разрезе закрепленных источников их финансирования: по форме 2-МУПФ — ежемесячно; по форме 2-УПФ
— ежеквартально.
Утвержденные Отделением лимиты расходов на выплату пенсий доводятся до Управлений ПФР, и в третьей декаде месяца производится финансирование аванса для выплаты пенсий следующего месяца в размере 50 % лимита. Далее производится текущее финансирование в начале первой декады месяца, в котором выплачиваются пенсии (2 — 3-е число месяца), и в начале второй декады месяца 12 — 14-го числа.
Схема формирования расходов на выплату пенсий в Отделении
Отделение ПФР по Красноярскому краю
УСЗН администрации Красноярского края
УСЗН
администрации
районов
Узел
почтовой
связи
Доставка денежных средств в почтовые отделения связи
Движение потоков денежных средств, предназначенных на выплату пенсий до создания Единой системы управления пенсионным обеспечением
Движение потоков денежных средств, предназначенных на выплату пенсий в Единой системе управления
пенсионным обеспечением
Для расчета расходной части бюджета разработана особая методика в табличном варианте. В таблицу вносятся данные о предполагаемой численности пенсионеров, основанные на динамике численности пенсионеров, данные о среднем размере пенсии, сложившемся согласно данным формы отчета 94 — пенсии за 2002 и 2003 гг., предполагаемые размеры индексации пенсий.
Мероприятия по оптимизации и повышению эффективности бюджета управления ПФР
Факторы, влияющие на изменения доходной части бюджета
Факторы роста Факторы снижения
1. Уровень сбора средств 1. Уровень сбора средств
2. Увеличение ФЗП 2. Уменьшение ФЗП
Первый фактор — уровень сбора средств. В прогноз уровня сбора средств, в Пенсионный фонд заложен равный 98 %, т. е. имеется резерв в 2 %. Изменение данного фактора даже на 1 % дает существенное увеличение доходов. Необходимо вести более жесткий контроль за своевременным и полным сбором средств.
Второй фактор — увеличение (уменьшение) ФЗП. Анализ и прогноз фонда заработной платы является существенным моментом при формировании бюджета, так как изменение фонда заработной платы оказывает прямое влияние на формирование доходной части бюджета: при увеличении ФЗП — в сторону роста, при его уменьшении — в сторону снижения.
Факторы, влияющие на изменения расходной части бюджета
1. Трансформирование существующей системы досрочного пенсионного обеспечения. Ускоренный рост численности получателей досрочных пенсий вместе с увеличивающейся нагрузкой пенсионной системы на занятое население России, обусловленной ухудшающейся демографической ситуацией, по оценкам экспертов, приведут уже в первом десятилетии нового века к дестабилизации финансового положения Пенсионного фонда России. Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов (2000
— 2007 г.) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильности действующей системы пенсионного обеспечения.
Проблема упорядочения льготных пенсий
— одна из наиболее сложных; она продиктована необходимостью освобождения бюджета ПФР от ряда статей расходов, несвойственных страховой природе пенсий. Сейчас треть расходов бюджета ПФР составляет финансирование выплаты льготных пенсий.
2. По доставке пенсий. В состав расходов Пенсионного фонда по выплате пенсий, пособий и компенсаций входят расходы на доставку пенсий, пособий через узлы почтовой связи в размере 1,77 %. В масштабе страны это большая сумма средств. Так, за 2003 г. сумма расходов на пенсионное обеспечение в РФ составила 779 896 363,3 тыс. руб., из них расходы! на доставку составили 10 039 275,2 тыс. руб., в 2004 г. — 901 230 281,7 тыс. руб. и 10 673 983,2 тыс. руб., соответственно.
Выход в сложившейся ситуации — это создание выплатных центров на базе управлений Пенсионного фонда. Кроме экономии средств по доставке, сократятся сроки предоставления отчетов с узлов связи, информация по выплатам будет более оперативной.
Пенсионный фонд России является частью бюджетной системы страны, и поэтому благоприятное развитие процессов в экономике позволит частично стабилизировать положение в пенсионной системе, однако приведенные выше примеры наглядно показывают необходимость и актуальность глубокого реформирования сложившейся пенсионной системы и системы управления ею, поскольку в правовом, организационном, экономическом и социальном отношениях они нуждаются в принципиальных изменениях, которые делали бы их адекватными условиями в социально ориентированной рыночной экономике.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. М.: Юрайт, 2002.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. М.: Юрайт, 2004.
3. Закон РСФСР от 20.11.90 № 340 «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 27.
4. Постановление Правления ПФР от 18.12.2001 № 195 «Об утверждении формы заявки на право расходования средств для осуществления выплат пенсий и пособий, инструкции к ней и формы плановой дотации» // Письмо Правления ПФР отделениям ПФР от 20.12.2001 № 178/45/о.