Научная статья на тему 'Единый счет бюджета пенсионного фонда россии'

Единый счет бюджета пенсионного фонда россии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Т. В.

Организационная структура Пенсионного фонда России (ПФР), его региональных и территориальных органов характерна сложной системой финансовых отношений. Существующий порядок движения денежных средств ПФР затрудняет получение оперативной и актуальной информации о финансовых ресурсах ПФР. В рамках данной статьи рассматривается предложенная автором для повышения эффективности управления средствами бюджета ПФР технология единого счета бюджета (ЕСБ) ПФР, наиболее оптимально внедряемая при передаче функций по организации кассового обслуживания исполнения бюджета ПФР органам Федерального казначейства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Емельянова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единый счет бюджета пенсионного фонда россии»

Внебюджетные фонды

ЕДИНЫЙ СЧЕТ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ

т. в. Емельянова,

старший преподаватель Академии бюджета и казначейства Минфина россии,

г. Москва

Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересов нетрудоспособного населения россии, составляющего около трети жителей страны. качественные и количественные характеристики государственного пенсионного обеспечения свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства. Вместе с тем показатели структуры и функционирования государственной пенсионной системы во многом определяют ее устойчивость и динамику экономического и социального развития.

В целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения постановлением Верховного совета российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 образован государственный внебюджетный Пенсионный фонд российской Федерации (ПФр) [1].

Государственный внебюджетный фонд с точки зрения его экономического содержания — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов рФ. средства ПФр находятся в федеральной собственности российской Федерации, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы российской Федерации и изъятию не подлежат [2].

Основные функции, закрепленные за Пенсионным фондом рФ:

- аккумуляция целевых отчислений на пенсионное страхование и средств единого социального налога (далее — Есн);

- финансирование и выплата пенсий и иных социальных выплат в соответствии с действующим законодательством;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФр, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль совместно с налоговыми органами за своевременной и полной уплатой и поступлением в ПФр страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФр;

- управление средствами пенсионных накоплений граждан по обязательному пенсионному страхованию.

для выполнения закрепленных функций сформирована трехуровневая структура управления ПФр (рис. 1).

Организационная структура Пенсионного фонда рФ, его региональных и территориальных органов характеризуется сложной системой финансовых отношений.

движение финансовых ресурсов ПФр является центральным звеном функционирования всей государственной пенсионной системы, которая очень чутко реагирует на все изменения, касающиеся как ее структурных органов управления, так и порядка и условий управления ее финансовыми ресурсами. В настоящее время движение денежных средств ПФр

Рис. 1. структура управления ПФр

осуществляется на счетах, открытых в коммерческих банках, в соответствии с письмом Министерства финансов рФ от 26.01.2001 № 10н «О счетах Пенсионного фонда Российской Федерации».

движение денежных средств бюджета ПФР осуществляется с использованием более 4 000 банковских счетов, которые открыты в различных банках России. наибольший объем оборота денежных средств ПФР приходится на четыре основных счета ПФР, открытых в Центральном банке РФ.

на 1-й (доходный) счет ПФР поступают: субсидии из федерального бюджета, сверхнормативные остатки страховых взносов трудовой пенсии и страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии от региональных органов ПФР (ОПФР), средства пенсионных накоплений от управляющих компаний (Ук), негосударственных пенсионных фондов (нПФ), средства, полученные от инвестиционной деятельности. Выбытие средств со счета осуществляется: на финансирование расходов, на содержание центрального аппарата и его региональных и территориальных органов; перечисление средств региональным органам на выплату базовой части трудовой пенсии и иных социальных выплат; перечисление средств государственной управляющей компании (ГУк) для временного размещения средств пенсионных накоплений и доверительного управления; перечисление средств нПФ и негосударственным Ук (нУк) для доверительного управления средствами по заявлениям застрахованных лиц, перечисление средств на валютный счет ПФР.

на 2-й (доходный) счет ПФР поступают средства от ОПФР на

выплату доплат к пенсиям членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а после их перераспределения перечисляются на счета ОПФР.

на 3-й (расходный) счет ПФР поступает финансирование с первого счета для осуществления расходов на содержание центрального аппарата — исполнительной дирекции ПФР.

на 4-й (валютный) счет ПФР поступают средства с 1-го счета для перечисления базовой и страховой частей трудовой пенсии за рубеж (рис. 2).

на рис. 3 представлена схема движения денежных средств на региональном уровне. каждому отделению открыто четыре счета.

на 1-й (доходный) счет ОПФР поступают страховые взносы на пенсионное страхование, субсидии из бюджетов другого уровня. Выбытие средств со счета осуществляется: на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату пенсий, начисленных досрочно гражданам, признанным безработными, на 3-й расходный счет ОПФР и на счета территориальных органов ПФР (УПФР);

Кассовые поступления Кассовые выбытия

Рис. 2. схема движения денежных средств ПФР.

Работодатель

Предприятия гражданской авиации

УФК

ОПФР

Счет доходный (2-й)

ПФР

Счет доходный (1-й)

ОПФР

Счет доходный (1-й)

ОПФР

Счет расходный (3-й)

Служба занятости

УПФР

Счет расходный (1-й)

Субъект

Орган соцзащиты

ПФР

Счет доходный (2-й)

: УПФР

I Счет

\ расходный (2-й)

Контрагенты

ОПФР

Счет расходный (4-й)

Истец

------------»

Счета организаций, осуществляющих доставку пенсий

кассовые поступления, кассовые выбытия.

Пенсионеры и получатели социальных выплат

Рис. 3. схема движения денежных средств ОПФр:

по перечислению в ПФр страховых взносов на пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии и сверхнормативные остатки средств страховой части трудовой пенсии.

На 2-й (доходный) счет ОПФр поступают средства от предприятий гражданской авиации (работодателей), страховые взносы по дополнительному тарифу на выплату доплат к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в полном объеме перечисляются в ПФр.

На 3-й (расходный) счет ОПФр поступают средства с 1-го доходного счета ОПФр на выплату страховой части трудовой пенсии, на выплату пенсий, начисленных досрочно гражданам, признанным безработными; от ПФр на выплату базовой части трудовой пенсии и иных социальных выплат, на выплату доплат к пенсиям членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Выбытие средств со счета: перечисление средств на выплату пенсий, доплат и иных социальных выплат территориальным органам ПФр (УПФр) и организациям, осуществляющим доставку пенсий; перечисление субсидий бюджетам субъектов по компенсационным выплатам отдельным категориям граждан и на мероприятия в области социальной политики и социальной помощи.

На 4-й (расходный) счет ОПФр поступают средства на содержание региональных и территориальных органов ПФр. Выбытие средств со счета осуществляется на финансирование УПФр

и осуществление расходов на содержание ОПФр.

Анализ движения денежных средств ПФр и его региональных органов в части пенсионного обеспечения, расходов на содержание органов и инвестирование средств накопительной части трудовой пенсии показывает, что существующий порядок движения денежных средств усложняет и затрудняет получение оперативной и актуальной информации о финансовых ресурсах ПФр, «распыляет» средства бюджета фонда.

Для повышения эффективности управления средствами бюджета ПФр необходимо создание механизмов, обеспечивающих их оптимальное управление.

Одним из инструментов, обеспечивающих оптимальное управления средствами бюджета, на наш взгляд, является технология единого счета бюджета (ЕсБ) ПФр, при котором все средства, поступающие в бюджет ПФр, сразу становятся доступны для проведения операций по исполнению бюджета, аналогично единому казначейскому счету при исполнении федерального бюджета. ЕсБ позволит повысить эффективность управления ликвидностью счета ПФр.

Эффективным управлением ликвидностью единого счета бюджета ПФр является безусловное и своевременное выполнение Фондом публичных обязательств посредством обеспечения платежеспособности по расчетам, что предполагает определенную зависимость между активами и обязательствами Фонда как в текущем периоде, так и в перспективе в тесной взаимосвязи с оптимальными затратами на их осуществление.

технология исполнения ЕсБ наиболее оптимальна и реальна к быстрому внедрению при передаче функций по организации кассового обслуживания исполнения бюджета ПФр органам Федерального казначейства. На 1 июля 2008 г. оно обслуживало около 32 тыс. получателей средств федерального бюджета, свыше 2,5 тыс. главных распорядителей, распорядителей средств федерального бюджета и администраторов поступлений; осуществляло кассовое обслуживание 83 бюджетов субъектов рФ, а также более 23 тыс. муниципальных бюджетов.

Возможная модель функционирования ЕсБ ПФр представлена на рис. 4, 5. Федеральное казначейство имеет большой опыт работы по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета и бюджетов других уровней, современную материально-техническую базу, кадровый потенциал.

При переходе на кассовое обслуживание исполнения бюджета ПФр в Федеральное казначейство текущие счета, открытые ПФр и его региональными и территориальными органами в подразделениях сети Банка россии и в кредитных организациях, должны быть закрыты.

ПФр должен открыть один (единый) счет бюджета, управление средствами которого должен осуществлять орган управления ПФр (см. рис. 4, 5).

Все кассовые операции по исполнению бюджета ПФр должны осуществляться органами Федерального казначейства (далее — орган кассового обслуживания) от имени и по поручению органа управления ПФр. При этом сам ПФр должен исполнять следующие функции: уполномоченного органа управления; органа, организующего исполнение бюджета (ООиБ); главного администратора (ГлДЦ) и администратора доходов (ДД) бюджета; главного администратора (ГлДИФ) и администратора источников финансирования дефицита бюджета (ДИФ); главного распорядителя (ГрСБ); распорядителя (рСБ) и получателя средств бюджета (ПСБ) ПФр. Функции главного администратора бюджета ПФр

Работодатели

Счет

поступлений

УФК

ЕСБ ПФР *-

Минфин России

Казначейство России

Управление Федерального казначейства

УФНС

АД бюджета ПФР

ООИБ (ОПФР, ПФР) АД (ОПФР, ПФР) СФУБ ПФР

ПФР

ПФР ФНС

ГлАД бюджета ПФР

->■ Денежные потоки

Информационные потоки

Рис. 4. Модель функционирования ЕСБ по формированию доходной части бюджета ПФр.

выполняют также Федеральная налоговая служба (ФНС), администраторов доходов — территориальные органы управления ФНС в субъектах рФ.

на наш взгляд, управление средствами единого счета бюджета ПФр уполномоченному органу ПФр целесообразно централизовать и закрепить за органом, организующим исполнение бюджета, а именно за Службой финансового управления бюджетом (СФУБ), на которую могут быть возложены следующие функции:

- обеспечение возможности свободного использования денежных средств для выполнения финансовых обязательств в пределах утвержденных объемов финансирования и бюджетных ассигнований по принятым публичным обязательствам и доведенным лимитам бюджетных обязательств до региональных и территориальных органов ПФр;

- обеспечение полного и своевременного осуществления выплат пенсий и иных социальных выплат в условиях неопределенности числа получателей, размера и срока выплат;

- управление операциями единого счета бюджета;

- обеспечение краткосрочных заимствований при кассовых разрывах;

- разработка параметров управления ликвидностью единого счета включая формирование резерва денежных средств;

- управление временно свободными остатками средств путем получения дополнительных доходов от их возможного размещения на финансовом рынке;

- кассовое планирование потоков денежных средств на едином счете бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование консолидированной отчетности по исполнению бюджета ПФр.

Информационный обмен между ПФр и ФК может осуществляться в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи.

Функциями Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета ПФр должны стать:

- доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования до региональных и территориальных органов ПФр;

- контроль и учет бюджетных обязательств;

- осуществление операций по поступлению и выбытию средств ЕСБ;

- проведение и учет операций по кассовым выплатам из бюджета в пределах остатка средств на едином счете бюджета;

60

ФИНДНСЫ и кредит

Пенсионеры и иные получатели социальных выплат

УК, НПФ

Агенты, поставщики, подрядчики и другие получатели

Счет по учету средств ПФР

в УФК -*-

Организации, осуществляющие доставку пенсий и иных социальных выплат

ЕСБ ПФР

Бюджеты другого уровня

УФК ~Т-

ФК

ОФК —

ООИБ РСБ ПСБ АИФ

ОПФР

ПСБ

УПФР

ПСБ АИФ ГРБС ГлАИФ ООИБ СФУБ

ПФР

кассовые выбытия, кассовые поступления,

----► информационные потоки.

Рис. 5. Модель функционирования ЕСБ по функционированию расходной части бюджета ПФР:

- осуществление возвратов средств с ЕСБ;

- обработка поступлений и доведение до администраторов доходов сведений о поступлениях текущего операционного дня;

- учет средств, поступающих во временное распоряжение органов ПФР;

- обеспечение органов ПФР наличными средствами;

- представление информации ПФР и его региональным и территориальным органам в день получения банковской выписки по единому счету бюджета о кассовых поступлениях и выплатах по каждому платежному документу;

- предоставление органу управления ПФР сводной информации по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета за месяц и нарастающим итогом с начала года;

- формирование отчетности о кассовом исполнении бюджета ПФР.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета ПФР Федеральным казначейством для бюджета Пенсионного фонда должно быть бесплатным, все затраты по обеспечению функционирования ЕСБ ПФР должны осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание Федерального казначейства.

На органы Федерального казначейства при такой модели ложится существенный объем работы по ведению ЕСБ ПФР, которые предоставляют ПФР

свои информационные, телекоммуникационные, кадровые и иные ресурсы в рамках кассового обслуживания исполнения бюджета ПФР.

Внедрение единого счета бюджета ПФР и передача кассового обслуживания исполнения бюджета ПФР Федеральному казначейству, на наш взгляд, обеспечит:

- сосредоточение средств бюджета ПФР на едином счете бюджета;

- централизацию учета поступлений и выбытие денежных средств бюджета ПФР, повысит актуальность информации об их объемах ввиду резкого увеличения скорости ее получения;

- предоставление органу управления ПФР ежедневной информации о движения средств бюджета, включая операции по их расходованию региональными и территориальными органами ПФР;

- повышение эффективности управления средствами бюджета ПФР при сокращении необходимости в краткосрочных заимствованиях на внутренних финансовых рынках;

- оптимизацию потоков средств бюджета, их сохранность и сокращение сроков их прохождения до конечных получателей;

- повышение доходной составляющей ПФР за счет размещения временно свободных средств на банковских депозитных счетах;

- экономию финансовых и трудовых ресурсов ПФР на создание и функционирование собственного механизма кассового обслуживания единого счета;

- внедрение единой системы электронного документооборота.

Внедрение технологии ЕСБ ПФР также позволит: усовершенствовать систему прогнозирования и моделирования денежных потоков; перманентно осуществлять мониторинг состояния единого счета бюджета; более качественно и эффективно управлять денежными средствами государственного внебюджетного Пенсионного фонда РФ.

Список литературы

1. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» .

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.