И. В. Щердина М. А. Тарасов
МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Рассмотрена одна из важнейших задач Федерального казначейства - осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Ключевые слова: кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов, бюджетные ассигнования, лицевой счет.
Одним из динамично развивающихся органов государственной власти в Российской Федерации является Федеральное казначейство, перед которым стоят важнейшие и сложные задачи. Залогом их успешного решения являются передовые методы государственного управления в сочетании с информационными технологиями. Через казначейскую систему страны в течение 2008 г. прошло более 17 трлн. рублей поступлений в бюджетную систему РФ, 57% которых было направлено в федеральный бюджет (включая 27% от общего объема поступлений -нефтегазовые доходы), 26% - в бюджеты субъектов Федерации, 7% - в местные бюджеты и 10% - в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство в настоящее время обеспечивает полное кассовое обслуживание 40% бюджетов субъектов РФ и 41% местных бюджетов. Из 83 бюджетов субъектов РФ 34 бюджета обслуживаются с открытием и ведением лицевых счетов, а 21 из них - с санкционированием расходов из бюджетов.
По данным Федерального казначейства, на конец 2008 г. на территории РФ насчитывалось 24209 муниципальных образований (МО), из них 97% имели самостоятельные бюджеты. Из этого количества 41% бюджетов МО обслуживался с открытием и ведением лицевых счетов участников бюджетного процесса.
С учетом достигнутого уровня развития казначейской системы в Российской Федерации были сформулированы наиболее значимые
стратегические цели и задачи Федерального казначейства на 2009 г. и ближайшую перспективу:
1. Совершенствование системы бюджетных платежей.
2. Прозрачность и доступность информации о состоянии общественных финансов.
3. Электронное казначейство.
4. Разработка и внедрение административных регламентов в рамках проводимой административной реформы.
5. Кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов.
6. Завершение проекта модернизации казначейской системы Российской Федерации.
7. Разработка и внедрение Концепции безопасности Казначейства России.
8. Мониторинг функциональной деятельности Казначейства России.
9. Технологическая регламентация.
10. Управленческий учет в системе Казначейства России.
11. Эффективная кадровая политика.
12. Оптимизация деятельности.
Особое внимание будет уделено кассовому обслуживанию государственных внебюджетных фондов. Эта задача обусловлена требованием статьи 215.1 федерального закона от 26 апреля 2007 г. № бЗ-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществлять Федеральным казначейством. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов (ГВБФ) должно осуществляться Федеральным казначейством с 1 января 2010 г.
В состав государственных внебюджетных фондов входят:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В составе Пенсионного фонда РФ (ПФР) рассмотрим такие структурные подразделения, как:
- правление;
- исполнительная дирекция;
- управления Пенсионного фонда РФ в федеральных округах;
- отделения ПФР по субъектам РФ;
- главные управления ПФР;
- управления ПФР;
- центры выплат ПФР.
Структура Пенсионного фонда РФ приведена на рис. 1.
Пенсионный фонд РФ
Рис. 1. Структура Пенсионного фонда РФ
Для каждого организационного уровня приведем перечень выполняемых в настоящее время функциональных задач, который сформирован на основании следующих документов:
- постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (в редакции постановлений Верховного Совета РФ от 2 апреля 1992 г. № 2647-1, от 11 февраля 1993 г. № 4460-1; Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288; федеральных законов от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ, от 2 января 2000 г. № 38-ФЗ, от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ);
- постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 9 октября 2000 г. № 118 «О создании управлений ПФР в федеральных округах»;
- Положения о государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда РФ;
- Положения о государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд РФ (исполнительная дирекция):
1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов на пенсионное обеспечение;
2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
3) капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
4) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
5) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
6) межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
7) участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
8) изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
9) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
10) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Отделение Пенсионного фонда РФ:
1) исполнение бюджета отделения в соответствии с утвержденными правлением ПФР плановыми показателями;
2) исполнение утвержденной правлением ПФР сметы расходов на содержание отделения;
3) организация работы по учету поступления части единого социального налога (взноса) в ПФР, целевому сбору и аккумуляции взносов в соответствии с действующим законодательством;
4) финансирование расходов на выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
5) перечисление в установленном правлением ПФР порядке сверхнормативных остатков средств в соответствии с утвержденным нормативом оборотных средств;
6) руководство и контроль за деятельностью управлений и отделов ПФР;
7) доведение утвержденных ПФР плановых показателей доходной и расходной частей годового и ежеквартального бюджета отделения до управлений и отделов ПФР;
8) проведение анализа исполнения плановых показателей бюджета отделения и ежеквартальное представление отчета в установленном порядке в ПФР;
9) организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;
10) организация работы по назначению (перерасчету) и доставке государственных пенсий, выплате государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ведение базы данных по пенсионерам;
11) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»;
12) разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) и доставки государственных пенсий, выплаты государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (удержаний из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т. д.);
13) обобщение практики применения законодательства о пенсиях, о выплате социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, об уплате взносов в ПФР, а также подготовка соответствующих предложений по его совершенствованию;
14) прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции отделения, принятие по ним соответствующих мер;
15) привлечение добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
16) контроль за правильным и рациональным расходованием средств ПФР;
17) составление и представление в установленном порядке проекта бюджета отделения (квартального, годового) в соответствии с федеральным законом и постановлением правления ПФР о бюджете ПФР, заявок на финансирование выплаты государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также предложений по структуре, штатному расписанию и смете расходов на содержание отделения;
18) ведение бухгалтерского учета, составление предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности, а также представление ее в установленном порядке соответствующим органам;
19) организация разъяснительной работы по вопросам пенсионного обеспечения и страхования, уплаты взносов;
20) оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) государственных пенсий;
21) организация и ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;
22) защита конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями правления ПФР, исполнительной дирекции ПФР;
23) организация архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и страхованием, сбором взносов в ПФР и персонифицированным учетом;
24) выполнение мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
25) подбор, расстановка и обучение кадров, а также их социальная защита;
26) решение других вопросов, отнесенных к компетенции отделения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Управление Пенсионного фонда РФ в федеральных округах:
1) координация деятельности отделений ПФР в округе в соответствии с задачами, возложенными на управление;
2) анализ и прогнозирование экономической и социальной ситуации в федеральном округе;
3) участие в подготовке бюджетов отделений ПФР в федеральном округе;
4) участие в подготовке отчета руководству ПФР об исполнении бюджетов отделений ПФР в федеральном округе;
5) изучение и обобщение практики применения нормативных актов субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения;
6) взаимодействие с органами федерального казначейства, МНС России, органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном правлением ПФР, по вопросам прохождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета ПФР;
7) внесение в порядке, установленном правлением ПФР, полномочному представителю президента Российской Федерации в федеральном округе предложений об опротестовании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, противоречащих актам федерального законодательства;
8) обобщение практики судебных решений, принимаемых в субъектах Российской Федерации, и подготовка предложений по их опротестованию;
9) внесение в порядке, установленном правлением ПФР, предложений полномочному представителю президента Российской Федерации в федеральном округе о необходимости проведения проверок по исполнению актов федерального законодательства в федеральном округе;
10) участие в решении вопроса об укомплектовании отделений Пенсионного фонда Российской Федерации в округе кадрами;
11) соблюдение требований по защите информации;
12) решение других вопросов, отнесенных правлением ПФР к компетенции управления.
Управление Пенсионного фонда РФ:
1) выявление, регистрация и учет в установленном порядке плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;
2) ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР;
3) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования;
4) организация работы по учету поступления части единого социального налога (взноса) в ПФР, целевому сбору взносов в соответствии с действующим законодательством, аккумуляция взносов, а также контроль за их своевременным и полным поступлением в систему государственного пенсионного страхования с учетом данных индивидуального (персонифицированного) учета;
5) экономический анализ и прогнозирование доходной и расходной частей бюджета Управления;
6) привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц в ПФР;
7) составление и представление в отделение в установленном порядке заявок на финансирование выплаты государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
8) целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
9) ведение бухгалтерского учета, составление предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности, а также представление ее в установленном порядке соответствующим органам;
10) контроль за перечислением остатков средств ПФР в установленном порядке в отделение;
11) составление и представление в отделение в установленном порядке сметы доходов и расходов на содержание Управления;
12) своевременное назначение (перерасчет) и доставка государственных пенсий, выплата государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
13) контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения (перерасчета) государственных пенсий;
14) ведение базы данных по пенсионерам;
15) оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) государственных пенсий;
16) прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принятие по ним соответствующих мер;
17) ведение разъяснительной работы среди населения, плательщиков взносов по вопросам пенсионного обеспечения, пенсионного страхования и индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования;
18) защита конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями правления ПФР, исполнительной дирекции ПФР и отделения;
19) ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;
20) представительство в суде и арбитражном суде при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения и страхования, уплаты взносов в ПФР;
21) организация архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и сбором взносов в ПФР;
22) организация и хранение документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования (в Управлении, где создается архив документов персонифицированного учета);
23) выполнение мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В состав Фонда социального страхования РФ (ФСС) входят:
- правление;
- центральный аппарат;
- региональные отделения по субъектам РФ;
- филиалы отделений (создаются региональными отделениями ФСС по согласованию с председателем ФСС).
Структура ФСС приведена на рис. 2.
Фонд социального страхования РФ
Рис. 2. Структура Фонда социального страхования РФ
Рассмотрим перечень функциональных задач ФСС, сформированного на основании Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 741, от 19 февраля 1996 г. № 166, от 15 апреля 1996 г. № 462, от 23 декабря 1996 г. № 1529, от 22 ноября 1997 г. № 1471, от 23 декабря 1999 г. № 1431, от 19 июля 2002 г. № 541, от 2 августа 2005 г. № 484).
Фонд социального страхования РФ (центральный аппарат):
1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
4) разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
6) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Отделения Фонда социального страхования РФ:
1) осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;
2) осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе;
3) устанавливают для страхователей нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;
4) обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов ФСС;
5) осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств;
6) разрабатывают проекты бюджетов органов ФСС и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение в установленном порядке;
7) производят расчеты со страхователями, другими органами ФСС и прочими организациями;
8) осуществляют контроль за расходованием средств страхователями, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке;
9) осуществляют в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников аппарата региональных отделений, руководителей подведомственных филиалов;
10) регулярно информируют о своей деятельности и состоянии социального страхования в регионе ФСС, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Он создан на федеральном уровне и не имеет территориальных органов управления.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
РФ:
1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
3) осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
4) выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
5) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
6) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
7) осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
8) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
9) участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
10) осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в правительство Российской Федерации;
11) организует в порядке, установленном правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
12) изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
13) обеспечивает в порядке, установленном правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
14) участвует в порядке, установленном правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
15) ежегодно в установленном порядке представляет в правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении;
16) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
В соответствии с описанием организационно-функциональной структуры ГВБФ и выполняемыми функциями по организации исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо рассмотреть предложения по возможным схемам функционирования ГВБФ в условиях кассового обслуживания исполнения бюджетов ГВБФ органами Федерального казначейства.
1. Расширенная схема - осуществление органами ФК отдельных операций по организации исполнения бюджета ГВБФ, а также осуществление органами ФК операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджета ГВБФ.
При реализации данной схемы органами Федерального казначейства, кроме операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов ГВБФ, необходимо осуществлять ряд операций по организации исполнения бюджетов ГВБФ:
- доведение бюджетных данных до территориальных органов ГВБФ через органы ФК;
- обработка поступлений в бюджет ГВБФ;
- осуществление возвратов средств из бюджета ГВБФ;
- контроль и учет обязательств получателей средств ГВБФ;
- осуществление платежей за счет средств ГВБФ;
- учет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
- учет средств, поступающих во временное распоряжение органов управления ГВБФ;
- обеспечение органов ГВБФ наличными средствами;
- формирование отчетности об исполнении бюджета ГВБФ.
В соответствии с утвержденным законом о бюджете ГВБФ на очередной финансовый год и плановый период и сформированной сводной бюджетной росписью исполнительный орган управления ГВБФ должен формировать и направлять в уполномоченный орган ФК расходные расписания в разрезе каждого распорядителя средств ГВБФ.
В зависимости от выполняемых органами ФК функций расходными расписаниями могут доводиться объемы бюджетных ассигнований на выплаты по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета ГВБФ, объемы лимитов бюджетных обязательств на выплаты по расходам, а также предельные объемы финансирования на выплаты по расходам.
Уполномоченный орган Федерального казначейства должен осуществлять контроль и регистрацию расходных расписаний, отражение показателей расходных расписаний на соответствующих лицевых счетах, а также следующие виды контроля: на актуальность кодов бюджетной классификации, на соответствие показателей бюджетных данных друг другу, на непревышение предельными объемами финансирования свободного остатка средств к распределению и т. д.
Данная схема может быть применима для федеральных государственных внебюджетных фондов:
- Пенсионного фонда Российской Федерации;
- Фонда социального страхования Российской Федерации;
- Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Для территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществление органами ФК отдельных операций по организации исполнения бюджета фонда может быть реализовано в случаях, предусмотренных соглашением, заключаемым органом управления территориального внебюджетного фонда и органом Федерального казначейства.
Поскольку Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не имеет территориальных органов управления, кассовое обслуживание исполнения бюджета ФФОМС органами ФК будет осуществляться одним уполномоченным органом ФК. Все средства ФФОМС будут централизованы на счетах по учету средств бюджета ФФОМС.
2. Упрощенная схема - осуществление органами ФК операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджета ГВБФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ только в рамках кассового обслуживания исполнения их бюджетов.
В рамках данной схемы органами Федерального казначейства будут осуществляться только операции по проведению и учету кассовых поступлений в бюджет ГВБФ и кассовых выплат из бюджета ГВБФ.
Операции по кассовым выплатам из бюджета ГВБФ должны осуществляться на основании документов, представляемых органами управления внебюджетных фондов. При этом организация исполнения и исполнение соответствующего бюджета осуществляются государственным внебюджетным фондом самостоятельно.
Данная схема может применяться для территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) имеют двухуровневую структуру органов управления средствами фонда. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов каждого из ТФОМС органами ФК предлагается осуществлять органами ФК соответствующей территории.
Средства каждого из ТФОМС централизуются на счетах по учету средств ТФОМС. Децентрализация средств ТФОМС не предусматривается.
При реализации упрощенной схемы органы Федерального казначейства могут выполнять следующие операции:
- обработку поступлений в бюджет ТФОМС;
- осуществление возвратов средств из бюджета ТФОМС;
- осуществление платежей за счет средств ТФОМС.
Все средства государственного внебюджетного фонда аккумулируются на едином счете (ЕС) бюджета фонда, открываемом уполномоченному органу Федерального казначейства (УФК).
Ежедневно на основании представленных органами ГВБФ платежных документов органами ФК должно осуществляться подкрепление счетов территориальных органов ГВБФ с единого счета ГВБФ для проведения операций по осуществлению соответствующих выплат.
Ежедневно на конец дня (или на конец иного установленного порядком периода) остатки неиспользованных средств со счетов территориальных органов внебюджетных фондов перечисляются на ЕС фонда. Порядок перечисления остатков средств со счетов по учету средств ГВБФ территориальных органов на ЕС ГВБФ должен устанавливаться ФК. Порядком может быть определено, что:
- средства могут списываться учреждением Банка России самостоятельно (при наличии соответствующего соглашения);
- средства могут списываться на основании платежного поручения, сформированного Управлением Федерального казначейства самостоятельно.
Ежедневно на конец дня уполномоченным органом ФК формируется и направляется в финансовый орган ГВБФ отчет о движении денежных средств по всем счетам по учету средств ГВБФ.
Обособленность учета средств каждого из государственных внебюджетных фондов в органах Федерального казначейства может обеспечиваться посредством открытия лицевых счетов органам управления фондов.
В соответствии с приведенным распределением полномочий органов управления государственных внебюджетных фондов в зависимости от выполняемых ими функций предлагается использовать лицевые счета (ЛС) для отражения на них операций по учету средств соответствующего ГВБФ, которые представлены в таблице.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов органов управления ГВБФ органами Федерального казначейства аналогичен порядку открытия и ведения лицевых счетов участников бюджетного процесса федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами».
Открытие участнику бюджетного процесса ГВБФ лицевого счета определенного вида должно осуществляться в соответствии с бюджетными полномочиями, которыми наделен участник бюджетного процесса.
Информация о бюджетных полномочиях участников бюджетного процесса ГВБФ предоставляется в уполномоченный орган ФК финансовыми органами ГВБФ.
Виды лицевых счетов для отражения операций по учету средств ГВБФ
Код ЛС Лицевой счет Состав отражаемых на ЛС показателей
02 Лицевой счет бюджета 1. Поступления в бюджет. 2. Выплаты из бюджета. 3. Поступления средств по приносящей доход деятельности. 4. Выплаты за счет приносящей доход деятельности
01 Лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств 1. Получение: - бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и плановый период; - лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период; - предельных объемов финансирования. 2. Распределение: - бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и плановый период; - лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период; - предельных объемов финансирования
01 Лицевой счет распорядителя бюджетных средств
03 Лицевой счет получателя бюджетных средств 1. Получение бюджетных данных: - бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и плановый период; - лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период; - предельных объемов финансирования. 2. Детализация лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период. 3. Операции с бюджетными средствами: - постановка на учет бюджетных обязательств текущего финансового года и планового периода; - выплаты средств; - поступление (возврат) средств. 4. Операции со средствами от приносящей доход деятельности: - постановка на учет сметы по приносящей доход деятельности; - постановка на учет обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности; - поступление средств, в том числе без права расходования; - выплаты средств
04 Лицевой счет администратора доходов 1. Поступление средств. 2. Возвраты средств. 3. Зачеты (уточнения). 4. Неисполненные возвраты. 5. Неисполненные зачеты (уточнения)
05 Лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении 1. Зачисление средств во временное распоряжение. 2. Списание средств во временное распоряжение
06 Лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета 1. Получение бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и плановый период. 2. Распределение бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и плановый период
08 Лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета 1. Получение бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и на плановый период. 2. Поступление средств, включая возвраты. 3. Выплаты средств
При открытии лицевых счетов им присваиваются номера. Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов:
- 1-й и 2-й разряды - код лицевого счета;
- 3-й и 4-й разряды - код Федерального казначейства или УФК, в котором открывается лицевой счет;
- 5-й разряд - код типа бюджета;
- с 6-го по 10-й разряд - учетный номер;
- 11-й разряд - контрольная сумма.
Код Федерального казначейства или УФК указывается в соответствии с Ведомственным классификатором территориальных органов Федерального казначейства, который утверждается Федеральным казначейством.
Код типа бюджета для ГВБФ указывается в соответствии со следующими значениями: 4 - бюджет государственного внебюджетного фонда; 5 - бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Учетный номер формируется как порядковый номер, присваиваемый органом Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета органу управления ГВБФ в рамках вида лицевого счета и типа бюджета.
В таблице в описании состава отражаемых на ЛС показателей приведен максимально возможный набор показателей. Состав открываемых ЛС и состав показателей, отражаемых на ЛС, зависит от состава операций, осуществляемых ФК при обслуживании каждого из ГВБФ.
Для практического внедрения изложенных выше положений в деятельность органов Федерального казначейства в Бюджетный кодекс РФ необходимо внести следующие дополнения:
- уточнить определение финансовых органов, дополнив органами управления ГВБФ;
- установить, что органы ФК осуществляют операции со средствами бюджетов федеральных ГВБФ (ПФР, ФФОМС, ФСС) в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета;
- установить, что бюджеты территориальных ГВБФ (ТФОМС) обслуживаются органами ФК в соответствии с соглашениями по аналогии с бюджетами соответствующих субъектов РФ (муниципальных образований).
В части нормативных документов ФК необходимо внести уточнения в порядок:
- открытия и ведения лицевых счетов, открываемых в Федеральном казначействе и территориальных органах Федерального казначейства, участниками бюджетного процесса;
- кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- учета поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами (в части привлечения средств со счетов ГВБФ для осуществления возврата плательщикам).
Также необходимо установить ответственного за разработку нормативных документов, регламентирующих порядок исполнения бюджета каждого из ГВБФ (финансовый орган ГВБФ, субъект бюджетного планирования, Министерство финансов Российской Федерации).
Казначейство призвано выполнять важную функцию по осуществлению бюджетной политики. В любой стране бюджет - это наиболее точная форма выражения существа государственной власти, а процесс его исполнения наглядно демонстрирует ее настоящий характер. На сегодняшний день основным инструментом, обеспечивающим экономическую безопасность государства на уровне технологий исполнения бюджета, выступает Федеральное казначейство. От развития данной системы во многом зависит эффективность функционирования всей финансовой системы страны. Новации в рамках бюджетного законодательства, без сомнения, качественно улучшат работу казначейской системы Российской Федерации и позволят усовершенствовать бюджетную политику в целом.
Список литературы
1. Артюхин Р. Е. Задачи Казначейства и вопросы бюджетного учета // Бухгалтерский учет. - 2009. - № 9.
2. Артюхин Р. Е. Федеральное казначейство: итоги и задачи // Финансы. - 2009. - № 3.
3. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (в ред. постановлений Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 741, от 19 февраля 1996 г. № 166, от 15 апреля 1996 г. № 462, от 23 декабря 1996 г. № 1529, от 22 ноября 1997 г. № 1471, от 23 декабря 1999 г. № 1431, от 19 июля 2002 г. № 541, от 2 августа 2005 г. № 484).
4. Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (в ред. постановлений Верховного Совета РФ от 2 апреля 1992 г. № 2647-1, от 11 февраля 1993 г. № 4460-1; Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288; федеральных законов от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ, от 2 января 2000 г. № 38-ФЗ, от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ).