Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профориентационная работа / система профессиональной ориентации / профориентационный минимум / единая модель профессиональной ориентации / система образования / общее образование / обучающийся / билет в будущее / педагог / инновационный характер профориентации / professional orientation / career guidance work / professional orientation system / career guidance minimum / unified model of professional orientation / education system / general education / student / ticket to the future / teacher / innovative nature of career guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муратова Анжелика Артуровна

В современных условиях системы образования и профессиональной подготовки в различных странах сталкиваются с вызовами, которые определяют спрос на достоверную информацию об изменениях на рынке труда и будущих перспективах для тех, кто стоит перед выбором своего профессионального пути. В России уделяется пристальное внимание профессиональной ориентации подрастающего поколения. Новый виток деятельности по построению системы профориентационной работы произошел в связи с Посланием Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года. В советский период система профориентационной работы отвечала задачам государства в отношении формирования личности и потребностям экономики. Управлялась на различных уровнях исполнительной власти. Предполагалась включенность заинтересованных участников: обучающихся, родителей, представителей производства, учителей и школьную администрацию. Значительное внимание уделялось организации взаимодействия между участниками и созданию соответствующей предметно-пространственной среды и методического сопровождения. Зарубежную практику профориентационной работы отличает стремление учесть индивидуальные потребности обучающихся, признание значительной роли специалистов, компетентных в области профессиональной ориентации и консультирования. Исследования международного уровня отличают уникальность профориентационной практики в разных странах и востребованность ее услуг на любом этапе жизни. В российской системе общего образования профессиональная ориентация определена одновременно как личный запрос ребенка и его семьи и глобальная задача для страны. Выстроена единая модель профессиональной ориентации, которая обеспечивает освоение обучающимися профориентационного минимума. Форматы реализации единой модели, виды активностей и материалов, формы профориентационных мероприятий позволяют вести профориентационную работу на уровне, отвечающем потребностям и интересам современных школьников. Определена роль педагогического работника как педагога-навигатора, осуществляющего педагогическую поддержку обучающихся в процессе профессиональной ориентации. Единая модель профессиональной ориентации реализуется параллельно через цифровую платформу bvbinfo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муратова Анжелика Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE SYSTEM OF CAREER GUIDANCE IN GENERAL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE

In modern conditions, education and training systems in various countries are faced with challenges that determine the demand for reliable information about changes in the labor market and future prospects for those who are faced with choosing their professional path. In Russia, close attention is paid to the professional guidance of the younger generation. A new round of activity to build a system of career guidance work occurred in connection with the Address of the President of the Russian Federation V. Putin to the Federal Assembly on February 21, 2023. During the Soviet period, the career guidance system met the objectives of the state in relation to personality formation and the needs of the economy. Managed at various levels of executive power. The inclusion of interested participants was assumed: students, parents, representatives of production, teachers and school administration. Considerable attention was paid to organizing interaction between participants and creating an appropriate subject-spatial environment and methodological support. Foreign practice of career guidance work is distinguished by the desire to take into account the individual needs of students, recognition of the significant role of specialists competent in the field of vocational guidance and counseling. International research distinguishes the uniqueness of career guidance practice in different countries and the demand for its services at any stage of life. In the Russian general education system, vocational guidance is defined simultaneously as a personal request of the child and his family and a global task for the country. A unified model of vocational guidance has been built, which ensures that students master the minimum vocational guidance. Formats for implementing a unified model, types of activities and materials, forms of career guidance activities allow career guidance work to be carried out at a level that meets the needs and interests of modern schoolchildren. The role of the pedagogical worker as a teacher-navigator who provides pedagogical support to students in the process of vocational guidance is defined. A unified model of professional guidance is implemented in parallel through the digital platform bvbinfo.ru.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-57 УДК 37.04

Муратова А.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия

E-mail: lictor-z@yandex.ru

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В современных условиях системы образования и профессиональной подготовки в различных странах сталкиваются с вызовами, которые определяют спрос на достоверную информацию об изменениях на рынке труда и будущих перспективах для тех, кто стоит перед выбором своего профессионального пути. В России уделяется пристальное внимание профессиональной ориентации подрастающего поколения. Новый виток деятельности по построению системы профориентационной работы произошел в связи с Посланием Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года. В советский период система профориентационной работы отвечала задачам государства в отношении формирования личности и потребностям экономики. Управлялась на различных уровнях исполнительной власти. Предполагалась включенность заинтересованных участников: обучающихся, родителей, представителей производства, учителей и школьную администрацию. Значительное внимание уделялось организации взаимодействия между участниками и созданию соответствующей предметно-пространственной среды и методического сопровождения. Зарубежную практику профориентационной работы отличает стремление учесть индивидуальные потребности обучающихся, признание значительной роли специалистов, компетентных в области профессиональной ориентации и консультирования. Исследования международного уровня отличают уникальность профориентационной практики в разных странах и востребованность ее услуг на любом этапе жизни. В российской системе общего образования профессиональная ориентация определена одновременно как личный запрос ребенка и его семьи и глобальная задача для страны. Выстроена единая модель профессиональной ориентации, которая обеспечивает освоение обучающимися профориентационного минимума. Форматы реализации единой модели, виды активностей и материалов, формы профориентационных мероприятий позволяют вести профориентационную работу на уровне, отвечающем потребностям и интересам современных школьников. Определена роль педагогического работника как педагога-навигатора, осуществляющего педагогическую поддержку обучающихся в процессе профессиональной ориентации. Единая модель профессиональной ориентации реализуется параллельно через цифровую платформу bvbinfo.ru.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная работа, система профессиональной ориентации, профориентационный минимум, единая модель профессиональной ориентации, система образования, общее образование, обучающийся, билет в будущее, педагог, инновационный характер профориентации.

Muratova A.A.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: lictor-z@yandex.ru

INNOVATIONS IN THE SYSTEM OF CAREER GUIDANCE IN GENERAL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE

In modern conditions, education and training systems in various countries are faced with challenges that determine the demand for reliable information about changes in the labor market and future prospects for those who are faced with choosing their professional path. In Russia, close attention is paid to the professional guidance of the younger generation. A new round of activity to build a system of career guidance work occurred in connection with the Address of the President of the Russian Federation V. Putin to the Federal Assembly on February 21, 2023. During the Soviet period, the career guidance system met the objectives of the state in relation to personality formation and the needs of the economy. Managed at various levels of executive power. The inclusion of interested participants was assumed: students, parents, representatives of production, teachers and school administration. Considerable attention was paid to organizing interaction between participants and creating an appropriate subject-spatial environment and methodological support. Foreign practice of career guidance work is distinguished by the desire to take into account the individual needs of students, recognition of the significant role of specialists competent in the field of vocational guidance and counseling. International research distinguishes the uniqueness of career guidance practice in different countries and the demand for its services at any stage of life. In the Russian general education system, vocational guidance is defined simultaneously as a personal request of the child and his family and a global task for the country. A unified model of vocational guidance has been built, which ensures that students master the minimum vocational guidance. Formats for implementing a unified model, types of activities and materials, forms of career guidance activities allow career guidance work to be carried out at a level that meets the needs and interests of modern schoolchildren. The role of the pedagogical worker as a teacher-navigator who provides pedagogical support to students in the process of vocational guidance is defined. A unified model of professional guidance is implemented in parallel through the digital platform bvbinfo.ru.

Key words: professional orientation, career guidance work, professional orientation system, career guidance minimum, unified model of professional orientation, education system, general education, student, ticket to the future, teacher, innovative nature of career guidance.

В современных условиях системы образования и профессиональной подготовки в различных странах сталкиваются с растущими вызовами, обусловленными глобализацией, появлением и развитием технологий, демографическими изменениями и ухудшением состояния окружающей среды. Технологии изменили образ жизни и условия образования и профессиональной деятельности людей. Идея одной профессии на всю жизнь утратила актуальность в связи с нестабильностью и неопределенностью. В цифровом мире одни профессии устаревают, появляются новые профессии, а также альтернативные или нетипичные формы занятости. Это сопровождается фрагментацией структуры занятости и уязвимостью работников. Широко распространенная автоматизация и искусственный интеллект, значимые для производительности и экономического роста, требуют от работников постоянного повышения квалификации, получения новой квалификации: современный профессионал учится на протяжении всей жизни, должен постоянно приобретать новые навыки, чтобы справляться с изменениями, а также адаптироваться и развивать имеющиеся навыки. Это определяет растущий спрос на достоверную информацию об изменениях на рынке труда и будущих перспективах прежде всего для тех, кто стоит перед выбором своего профессионального пути. Следовательно, существует потребность в постоянной поддержке, позволяющей людям справляться со сложностями, связанными с переходами в рамках образования и профессиональной деятельности.

В последнее время в России уделяется пристальное внимание профессиональной ориентации подрастающего поколения. Новый виток деятельности по построению системы профо-риентационной работы в общеобразовательных организациях произошел в связи с Посланием Президента В. Путина Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года, на котором была поставлена конкретная задача: «за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, клю-

чевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России»[6].

Посыл был принят Министерством Просвещения Российской Федерации, рекомендовавшим 22 марта 2023 года на открытии Всероссийского фестиваля по профориентации «Билет в будущее» в г.Екатеринбурге российским школам применять новую модель профессиональной ориентации учеников. По словам министра просвещения С. Кравцова, система профориен-тационной работы в современных условиях выступает одной из ключевых задач строящейся суверенной системы образования в РФ [2]. В ее основе лежит модель профессиональной ориентации, созданная на основе эффективных инструментов советского и отечественного, а также международного опыта. С 1 сентября 2023 года данная модель рекомендована к использованию во всех образовательных организациях России.

Обращение к опыту профориентационной работы советского периода обосновано тем, что в данный период построению системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ уделялось пристальное внимание на уровне государства. Следует отметить Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 года N° 1111 «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» [3], согласно которому для организации работы по профориентации учащихся и содействия трудовому устройству выпускников средней школы необходимо «создать при исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов комиссии с участием представителей школ и других учебных заведений, производственных коллективов, общественных организаций и родителей. В средних общеобразовательных школах организовать учебно-методические кабинеты по профессиональной ориентации учащихся» [3]. В документе обозначена необходимость поощрения стремления учащихся общеобразовательных школ трудиться после окончания средней школы в сфере материального производства, планового вовлечения их в различные отрасли народного хозяйства в соответствии с общественными потребностями и с учетом призвания, способностей и трудовой подготовки.

Важным аспектом профориентационной системы в советский период выступала периодическая печать, в частности научно-методический журнал «Школа и производство», который издавался с января 1958 года. Ряд исследователей относят период 50-60 годов ХХ века к периоду активизации системной профессиональной ориентации, что было связано с потребностями народного хозяйства и задачами коммунистического воспитания подрастающего поколения (В.И. Тарлавский, Е.А. Цуканов [10], П.В. Со-рокун [9], С.Н. Чистякова, В.И. Сахарова [11]). В 1963 году в журнале появилась рубрика « Профессиональная ориентация в школе». Статьи, опубликованные в данной рубрике, освещали проблему профессиональной ориентации многосторонне:

- цели профориентации (преимущественно рабочие профессии, сельскохозяйственные профессии, сфера обслуживания, текстильные специальности, строительные профессии, профессии торговли и общественного питания, горнорудные и металлургические профессии);

- составляющие феномена профориентации (профессиональное просвещение, формирование профессиональных намерений);

- диагностические аспекты профориентации (прежде всего динамика профессиональных интересов обучающихся, медико-профессиональная консультация, всестороннее изучение учащихся, критерии эффективности профориентации);

- укрепление связи школы с родителями;

- совместная работа школы, семьи и производства; школы, профессионально-технического училища и производства;

- особенности профориентации в школах различного типа (средней, основной (восьмилетней), сельской, городской);

- роль дополнительного образования в выборе профессии (кружков, школьного профори-ентационного клуба);

- средства профессиональной ориентации (литература, трудовые традиции народа, учебно-производственный комбинат, наглядная агитация);

- информационная среда (школьные уголки по профориентации, кабинет профориентации, значение прессы в профориентационной работе).

Можно отметить единичные случаи, касающиеся отдельных профессий (овцевода - в №5 за 1978 год, чабана - в №9 за 1979 год, ткача -в №6 за1980 год, водителя автомобиля - в №10 за 1980 год, продавца - в №12 за 1980 год, кулинара - в №7 за 1981 год); кроме того, отметим статью, посвященную профессионалу высокого уровня - («Школа токаря Воробьева» (в №2 за 1976 год)).

Особо выделим такие аспекты, как: ведущий ориентир профориентационной работы - рабочие профессии (ряд статей разных лет имеет идентичное название «Ориентир -рабочие профессии» (в №1 за 1974 год, в №7 за 1980 год), пропаганда рабочих профессий отмечается в №6 за 1977 год, заводских специальностей - в №1 за 1978 год), признание роли учебно-производственных комбинатов, указание на партийное руководство школой и профессиональной ориентацией.

В контексте с вышеуказанным Постановлением [3] в журнале звучат статьи о работе Межведомственного совета по профориентации (№3 за 1977 год), в том числе при Министерстве просвещения СССР (№5 за 1979 год).

В начале 80-х годов в крупных городах страны стали открываться Центры профориентации. Так, в 1982 году был открыт Центр профессиональной ориентации молодежи Пермского государственного педагогического института, на базе которого проводились исследования, разрабатывались региональные и отраслевые системы управления профориентацией, разрабатывалось научно-методическое обеспечение профориентационной работы, уделялось внимание внедрению результатов научных исследований в практику. Деятельность Центра сопровождалась разработкой и реализацией информационно-методического сопровождения профессиональной ориентацией. Так, в 1985 году был издан сборник материалов «Профессиональная ориентация в условиях научно-технического процесса» (тираж 20000 экземпляров) [7], который был распространен среди школ. Сборник включил брошюры: «Совершенствование профориентационной работы в средней школе», «Работа классного руководителя по профессиональному просвещению школьников», «Работа классного руководителя с родителями по профориентации», «Оборудо-

вание и оформление учебно-методического кабинета профориентации в школе», «Взаимодействие школы с межшкольным УПК в решении задач профориентации», «Взаимосвязь школы и производства - необходимое условия профориентации учащихся на рабочие профессии».

Таким образом, в советский период была сформирована система профориентационной работы, которая отвечала задачам государства в отношении формирования личности и потребностям экономики; управлялась на различных уровнях исполнительной власти; предполагала включенность всех заинтересованных участников: обучающихся, родителей, представителей производства, учителей и школьную администрацию. Значительное внимание уделялось организации взаимодействия между участниками и созданию соответствующей предметно-пространственной среды и методического сопровождения профориентационной работы.

Логика исследования требует обращения к международному опыту построения системы профессиональной ориентации (сагеег orientation, career guidance).

Европейский фонд образования (ETF) оказывает поддержку странам-соседям Европейского Союза в реформировании их систем образования, обучения и рынков труда. В отчете ETF «Международные тенденции и инновации в профориентации» (Том 1. Тематические главы, 2020 год), целью которого является представление подборки инновационных и эффективных примеров изменений системы профориентации мире, отмечается острая потребность в профориентации. При этом отмечается, что сама профориентация сталкивается с трудностями при адаптации к новым обстоятельствам. Изменения в предоставлении услуг и развитие инновационного потенциала служб профориентации необходимы для достижения большей эффективности и расширения возможностей человека самостоятельно выбирать свой карьерный путь.

В отчете термин «профориентация» (career guidance) определяется как комплекс мероприятий, который позволяет гражданам любого возраста и на любом этапе жизни: выявлять свои способности, компетенции и интересы; принимать значимые решения в области образования, профессиональной подготовки и трудоустройства; управлять своим индивидуальным жиз-

ненным путем в процессе обучения, работы и в других условиях, в которых эти способности и компетенции приобретаются и/или используются» [14].

Подборка инновационных и эффективных примеров отражает тенденции в профориентации и имеет международный охват. Авторы отчета отмечают, что в каждом случае инновации следует рассматривать в контексте страны/ региона, поскольку системы профориентации имеют разные традиции и задачи и находятся на разных стадиях развития. Функциональная служба профориентации или форма ее предоставления могут быть стратегической целью в одной стране или инновационной практикой в другой, методы профориентации и тип вмешательств могут зависеть от конкретной страны, от системы образования внутри страны.

Модели и практика профориентации должны учитывать глобальные вызовы и оказывать поддержку как государственной политике, так и отдельным лицам в их решении. Профориентация должна быть интегрирована в различные стратегии, например, в руководство на протяжении всей жизни (ЬЬО), обучение на протяжении всей жизни (ЬЬЬ), социальную политику, повышение квалификации и переподготовку кадров, общегосударственный подход - в рамках согласованной и скоординированной модели. Предоставление гражданам доступа к качественным программам и услугам по развитию карьеры должно рассматриваться правительствами как стратегическая мера политики и как способ устранения неравенства, повышения уровня занятости групп высокого риска и поддержки усилий по подготовке к поступлению в колледж и карьере. Большинство высококачественных мероприятий по профориентации свидетельствуют о положительных экономических, образовательных и социальных результатах для молодежи. Профориентация может внести значительный положительный вклад не только в жизнь отдельного человека, но и в достижение общегосударственных целей.

В современных условиях программы и услуги по профориентации должны сместить акцент с поддержки отдельных лиц в принятии надлежащих карьерных решений на оказание им помощи в развитии навыков принятия решений, проактивности и отказоустойчивости.

Современная система профессиональной ориентации должна более быстро и гибко адаптироваться к меняющимся потребностям граждан и мира труда. Ввиду глобального потепления и экологических проблем пропагандируется подход «зеленого руководства», ставящий под сомнение индивидуалистические теории и практики карьерного роста.

Система профессиональной ориентации должна учитывать разнообразие целевых групп (молодые люди из неблагополучных семей; пожилые работники; мигранты; взрослые, вовлеченные в новые формы работы и т. д.). Содержание профориентационной работы должно быть обогащено аспектами: устойчивого развития; развития сквозных навыков. В ней должно быть расширено использование новых технологий. В отчете показано, что профориентация оказывает положительное влияние на: результаты образования (расширение участия в образовании и профессиональной подготовке, улучшение показателей успеваемости); экономические результаты и результаты занятости (повышение заработной платы, стабильность занятости сотрудников, переход от образования к профильной профессиональной деятельности), социальные результаты (снижение вероятности вовлечения в преступную деятельность, вовлечение в сообщество, уверенность, жизнестойкость, самоуважение, улучшение некогнитивных навыков, благополучие в области психического здоровья) [14].

В 2013 году благотворительный фонд «Гэтсби» (Великобритания) поручил независимому стратегическому консультанту по профориентации Департамента образования сэру Дж.Холману определить критерии качественной профессиональной ориентации, в результате чего был подготовлен отчет «Хорошая профориентация» (Good career guidance), где были сформулированы восемь контрольных показателей Гэтсби, которые были приняты в рамках правительственной стратегии карьеры, законодательных указаний для школ и рекомендаций для колледжей:

1. Стабильная программа профессиональной ориентации.

2. Изучение информации о карьере и рынке труда.

3. Учет потребностей каждого ученика.

4. Связь обучения по образовательной программе с профессиональной деятельностью.

5. Встречи с работодателями и сотрудниками предприятий.

6. Опыт работы.

7. Встречи с представителями профессиональных и высших учебных заведений.

8. Персональное руководство выбором профессии [13].

В 2023 году благотворительный фонд реализует профориентационную программу взаимодействия с заинтересованными сторонами, консультаций и исследований, в том числе в сотрудничестве с государственными чиновниками, результаты которых будут опубликованы в конце 2024 года [13].

Исследования в отдельных странах также позволяют выявить особенности реализации системы профессиональной ориентации в современных условиях.

В исследовании К.КЬайаЬ, M.Madeeha, T.Modood, М^ашага, Л.БагЬаш (Катар) отмечается такая характеристика профессиональной ориентации современных молодых людей, как фрагментарность, что авторы связывают с преобразованиями на рынке труда и их последствиями (отсутствие гарантий занятости, смена работы, временная и неполная занятость, самозанятость). Условием более свободного выбора будущей профессии, то есть исходящего прежде всего из интересов молодого человека, авторы обозначают наличие семейных экономических ресурсов. Авторы сопоставили исследование профессиональной ориентации подростков (1214 лет), которым трудоустройство гарантируется государством, и тех, у кого таких гарантий нет. Учащиеся первой группы не обязательно связывают академические достижения с будущим трудоустройством и карьерой, при этом представители второй группы понимают, что их будущий экономический успех во многом зависит от их успехов в учебе [15].

B.Suryadi, Б.Я^ашШ, Hamidah, ЕНапИа (Индонезия), исследуя профессиональную ориентацию учащихся старших классов средней школы, отмечают значительную роль школьных консультантов в обеспечении профессиональной ориентации, которые помогают учащимся осмыслить проблемы выбора профессии с учетом их мировоззрения и необходимых навыков 21 века [16].

■Г.СгоП отмечает изменения, которые произошли в Великобритании в системе профориентации в последние годы. С 2017 года средние школы должны предоставить ученикам 8-13 классов доступ к колледжам и учебным заведениям для получения технической подготовки и прохождения стажировок. По мнению автора, профориентация должна не только помочь ученикам принимать обоснованные решения, но и вдохновить их на достижение новых целей. В практике исследованных школ превалирует приглашение специалистов по построению карьеры, треть обращается к внешним специализированным компаниям. Основными препятствиями качественной профессиональной ориентации автор определяет нехватку времени и нагрузку педагогов [12].

Таким образом, современную зарубежную практику профориентационной работы отличает стремление учесть индивидуальные потребности обучающихся, признание значительной роли специалистов, компетентных в области профессиональной ориентации и консультирования. Исследования международного уровня отличают уникальность профориентационной практики в разных странах и востребованность профориентационных услуг на любом этапе жизни.

Как отмечает И.С. Сергеев, в течение последних 30 лет российская система профессиональной ориентации «была демонтирована, затем воссоздана на новой основе». В качестве имеющихся на 2020 год дефицитов автор отмечает недостаток научного сопровождения, отсутствие личностно-ориентированного и дифференцированного подхода, отсутствие работы с родителями, отсутствие перспективной направленности. В своем исследовании автор отмечает, что в современных условиях профессиональная ориентация выступает единственным общедоступным инструментом, который призван готовить школьников к реалиям завтрашнего дня [8].

Единая модель профессиональной ориентации, рекомендованная к использованию во всех образовательных организациях России, нацелена на охват профориентационной работой учеников 6-11 классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью. Данный возрастной охват соответствует возрастам, на которые был рас-

считан всероссийский образовательный проект по профориентации школьников, запущенный в 2018 году WorldSkills Russia по поручению президента России В.Путина в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». В 2021 году федеральным оператором проекта стал Фонд гуманитарных проектов, что позволило значительно расширить его возможности: разместить проект на цифровой платформе bvbinfo.ru, что обеспечило доступность для школьников из всех 85 регионов; организовать в 23 регионах России парков «Россия - Моя история» для прохождения школьниками профориентационных проб.

В рамках единой модели предлагается заложить профориентационный минимум - «единый универсальный минимальный набор про-фориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах РФ, включая отдаленные и труднодоступные территории» [1, с. 7].

Единая модель профессиональной ориентации включает уровни реализации, выделяемые на основе объема часов, осваиваемых обучающимся: первый уровень - базовый (не менее 40 часов в год), второй уровень - основной (не менее 60 часов в год), третий уровень - продвинутый (не менее 80 часов в учебный год). Каждый уровень складывается из обязательных 34 часов внеурочной деятельности и определенных образовательными учреждениями мероприятий в рамках воспитательной деятельности [4].

Форматами реализации модели выступают: урочная деятельность, внеурочная деятельность (курс занятий «Россия - мои горизонты»), прак-тико-ориентированный модуль (мероприятия по профессиональному выбору), дополнительное образование, взаимодействие с родителями, профессиональное обучение, профильные пред-профессиональные классы.

Все виды активности и материалов в рамках профориентационного минимума (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия) разрабатываются с учетом особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

Формами профориентационных мероприятий выступают: профориентационные уроки, тематические уроки, рефлексивные уроки, диа-

гностические мероприятия, мультимедийные выставки, профессиональные пробы.

Особой ролью наделяются педагогические работники, обозначенные в рамках модели как педагоги-навигаторы, которые непосредственно осуществляют педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий.

Цифровая платформа bvbinfo.ru - это многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа, на которой размещаются профориентационные материалы, профориен-тационная онлайн-диагностика, осуществляется организация внутренних процессов реализации проекта профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее». Платформа имеет общедоступный и школьный сегменты, последний преполагает систематическое и ответственное освоение профориентационного минимума группой обучающихся под руководством педагога-навигатора.

Таким образом, на современном этапе система профориентационной работы в России носит инновационный характер. Основываясь на эффективных отечественных и зарубежных практиках, в российской системе общего образования профориентационная работа имеет ряд уникальных черт:

- профессиональная ориентация определена одновременно как личный запрос ребенка и его семьи и глобальная задача для страны;

- выстроена единая модель профессиональной ориентации, рекомендованная к использованию во всех образовательных организациях, охватывающая учащихся 6-11 классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью;

- единая модель профессиональной ориентации способствует освоению обучающимися профориентационного минимума, обеспечивающего доступность и равенство возможностей обучающихся;

- форматы реализации единой модели, виды активностей и материалов, формы про-фориентационных мероприятий отличаются разнообразием, новизной и позволяют вести профориентационную работу на уровне, отвечающем потребностям и интересам современных школьников;

- определена роль педагогического работника как педагога-навигатора, осуществляющего педагогическую поддержку обучающихся в процессе профессиональной ориентации;

- единая модель профессиональной ориентации реализуется параллельно через цифровую платформу bvbinfo.ru, имеющая общедоступный и школьный сегменты.

11.08.2023

Список литературы:

1. Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: storage.yandexcloud.net/bvbpublic/ped/ metod_reccomendation_bvb.pdf

2. Минпросвещения рекомендует запустить в школах новую модель профориентации с 1 сентября [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/17336533

3. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду [Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 года №1111] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/765710301

4. О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», утв. Фондом Гуманитарных Проектов [ Письмо Минпросвещения России от 03.04.2023 №ДГ-617/05] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447774/

5. Перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/71297.

6. Послание Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/events/president/news/70565.

7. Профессиональная ориентация в условиях научно-технического прогресса: серия проспектов, буклетов, методических разработок, рекомендаций, информационных материалов /под пед. Т.И. Гаевской, Ф.С. Коротаева. - Пермь: пед. институт, 1985.

8. Сергеев, И.С. Профориентация: вдогонку за настоящим или вперёд в будущее? [Электронный ресурс] /И.С. Сергеев //Вестник образования России. - 2020. - №8. - Режим доступа: https://vestniknews.ru/intervyu-i-stati/4484-4064html

9. Сорокун, П.В. История становления и развития профессиональной ориентации молодежи в России /П.В. Сорокун //Эпоха науки. - 2015. - №2. - С.15.

10. Тарлавский, В.И. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта /В.И. Тарлавский, Е.А. Цуканов //Перспективы науки и образования. - 2014. - №2 (8). - С.63-69.

11. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития /С.Н. Чистякова, В.И. Сахарова //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №4(28). - С.171-175.

12. Croll, J. Career guidance in schools: what are the challenges and benefits? [Digital resource] /J.Croll. - Access mode: https://www. theaccessgroup.com/en-gb/blog/edu-career-guidance-in-schools-challenges-benefits/

13. Good career guidance [Digital resource]. - Access mode: https://www.gatsby.org.uk/education/focus-areas/good-career-guidance

14. International trends and innovation in career guidance. Volume l. Thematic chapters [Digital resource] /European Training Foundation, 2020 - Access mode: www.etf.europa.eu/sites/default/files/2020-11/innovation_in_career_guidance_vol._1.pdf

15. Khattab, N. Fragmented career orientation: the formation of career importance, decidedness and aspirations among students [Digital resource] /N.Khattab, M.Madeeha, T.Modood, M.Samara, A.Barham //International Journal of Adolescence and Youth. - 2022. -№27:1- P.45-59.

16. Suryadi, B. Career orientation of senior secondary school students [Digital resource] /B.Suryadi, D.R.Sawitri, Hamidah, F.Hanifa //SHS Web Conf. - 2018. - Vol.42. - Access mode: www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2018/03/shsconf_gctale2018_00005.pdf

References:

1. Methodological recommendations for the implementation of the project «Ticket to the future» on the professional orientation of students of grades 6-11 of educational organizations of the Russian Federation implementing educational programs of basic general and secondary general education. Available at: storage.yandexcloud.net/bvbpublic/ped/metod_reccomendation_bvb.pdf

2. The Ministry of Education recommends launching a new model of career guidance in schools from September 1. Available at: https://tass. ru/obschestvo/17336533

3. On further improvement of education, education of secondary school students and their preparation for work [Resolution ofthe Central Committee of the CPSU, Council of Ministers of the USSR of December 22, 1977 No. 1111]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/765710301

4. On the direction of information (together with «Methodological recommendations for the implementation of the vocational guidance minimum for educational organizations of the Russian Federation implementing educational programs of basic general and secondary general education», approved by the Foundation for Humanitarian Projects [Letter of the Ministry of Education of Russia dated 03.04.2023 No.DG-617/05]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447774/

5. List of instructions following the meeting of the Presidium of the State Council. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/71297

6. The President's Message to the Federal Assembly on February 21, 2023. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565.

7. Gayevskaya, T.I. and Korotaeva, F.S. (eds.) (1985) Professional orientation in the conditions of scientific and technological progress: a series of prospectuses, booklets, methodological developments, recommendations, information materials. Perm: ped. institute.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sergeev, I.S. (2020) Career guidance: in pursuit of the present or forward into the future? Bulletin of Education of Russia, No. 8. Available at: https://vestniknews.ru/intervyu-i-stati/4484-4064html

9. Sorokun, P.V. (2015) History of formation and development of professional orientation of youth in Russia. The era of science, No.2, p.15.

10. Tarlavsky, V.I. and Tsukanov, E.A. (2014) Formation and development of professional orientation: a review of domestic experience. Prospects of science and education, №2 (8), pp. 63-69.

11. Chistyakova, S.N. and Sakharova, V.I. (2017) Professional orientation of students: pages of history and development trends. Professional education in Russia and abroad, №4(28), Pp. 171-175.

12. Croll, J. Career guidance in schools: what are the challenges and benefits?. Available at: https://www.theaccessgroup.com/en-gb/blog/edu-career-guidance-in-schools-challenges-benefits/

13. Good career guidance. Available at: https://www.gatsby.org.uk/education/focus-areas/good-career-guidance

14. (2020) International trends and innovation in career guidance. Volume l. Thematic chapters. European Training Foundation. Available at: www.etf.europa.eu/sites/default/files/2020-11/innovation_in_career_guidance_vol._1.pdf

15. Khattab, N., Madeeha, M., Modood, T., Samara, M. and Barham, A. (2022) Fragmented career orientation: the formation of career importance, decidedness and aspirations among students. International Journal of Adolescence and Youth, №27:1, pp. 45-59.

16. Suryadi, B. Sawitri, D.R., Hamidah, and Hanifa, F. (2018) Career orientation of senior secondary school students. SHS Web Conf., Vol.42. Available at: www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2018/03/shsconf_gctale2018_00005.pdf

Сведения об авторе:

Муратова Анжелика Артуровна, доцент кафедры педагогики и социологии Оренбургского государтсвенного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: lictor-z@yandex.ru ORCID 0000-0002-4946-9198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.