Научная статья на тему 'Характерные особенности профессиональной ориентации детей и молодежи в условиях региональной экосистемы образования на примере Нижегородской области'

Характерные особенности профессиональной ориентации детей и молодежи в условиях региональной экосистемы образования на примере Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / образовательная экосистема Нижегородской области / модель профориентационной деятельности «Профминимум» / межведомственное взаимодействие / vocational guidance / educational ecosystem of the Nizhny Novgorod region / the model of career guidance activities «Profminimum» / interdepartmental interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Кизилова

В статье рассматривается деятельность, направленная на развитие профессиональной ориентации детей и молодежи, осуществляемая в условиях образовательной экосистемы Нижегородской области. Представлена характеристика задач, направлений и мероприятий, которые проводятся для подготовки выпускников образовательных организаций к осознанному и эффективному выбору профессии. На основе анализа кадровых потребностей региона представлено описание проводимой и планируемой профориентационной работы с учетом профессиональных запросов промышленной отрасли. Основные результаты исследования: обоснование потребности в целенаправленной профориентационной деятельности на основе межведомственного взаимодействия, систематизация направлений, механизмов и форм профессиональной ориентации обучающихся, обзор наиболее значимых региональных практик профориентационной работы в Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic features of vocational guidance for children and youth in the conditions of the regional education ecosystem using the example of the Nizhny Novgorod region

The article examines activities aimed at developing vocational guidance for children and youth and carried out in the educational ecosystem of the Nizhny Novgorod region. The characteristics of the tasks, directions and activities that are carried out to prepare graduates of educational organizations for an informed and effective choice of profession are presented. A description of ongoing and planned career guidance work based on an analysis of the region's personnel needs taking into account the professional needs of the industrial sector is presented. The main results of the study are justification of the need for targeted career guidance activities based on interdepartmental interaction, systematization of directions, mechanisms and forms of career guidance for students, review of the most significant regional practices of career guidance in the Nizhny Novgorod region.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности профессиональной ориентации детей и молодежи в условиях региональной экосистемы образования на примере Нижегородской области»

Характерные особенности профессиональной ориентации детей и молодежи в условиях региональной экосистемы образования на примере Нижегородской области

И. А. КИЗИЛОВА,

заместитель министра образования и науки Нижегородской области (Нижний Новгород) о№с'1э!@оЬг. кгвт!. nnov.ru

Аннотация. В статье рассматривается деятельность, направленная на развитие профессиональной ориентации детей и молодежи, осуществляемая в условиях образовательной экосистемы Нижегородской области. Представлена характеристика задач, направлений и мероприятий, которые проводятся для подготовки выпускников образовательных организаций к осознанному и эффективному выбору профессии. На основе анализа кадровых потребностей региона представлено описание проводимой и планируемой профориентационной работы с учетом профессиональных запросов промышленной отрасли. Основные результаты исследования: обоснование потребности в целенаправленной профориентационной деятельности на основе межведомственного взаимодействия, систематизация направлений, механизмов и форм профессиональной ориентации обучающихся, обзор наиболее значимых региональных практик профориентационной работы в Нижегородской области.

Annotation. The article examines activities aimed at developing vocational guidance for children and youth and carried out in the educational ecosystem of the Nizhny Novgorod region. The characteristics of the tasks, directions and activities that are carried out to prepare graduates of educational organizations for an informed and effective choice of profession are presented. A description of ongoing and planned career guidance work based on an analysis of the region's personnel needs taking into account the professional needs of the industrial sector is presented. The main results of the study are justification of the need for targeted career guidance activities based on interdepartmental interaction, systematization of directions, mechanisms and forms of career guidance for students, review of the most significant regional practices of career guidance in the Nizhny Novgorod region.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, образовательная экосистема Нижегородской области, модель профориентационной деятельности «Профминимум», межведомственное взаимодействие

Keywords: vocational guidance, educational ecosystem of the Nizhny Novgorod region, the model of career guidance activities «Profminimum», interdepartmental interaction

Создание условий для осознанного выбора профессии и ранней профориентации детей и молодежи является в настоящее время актуальным направлением государственной образовательной политики. Для большинства российских регионов вопросы, связанные с увеличением человеческого капитала как основного фактора экономического развития, развитием образовательной экосистемы, формированием целостной системы воспроизводства кадров, приобретают решающее значение на уровне стратегического развития страны и регионов.

Наиболее проблемные точки в этом процессе связаны с подготовкой специалистов рабочих профессий для современных высокотехнологичных производств, повышением качества инженерной подготовки, а также обеспечением системы образования педагогическими кадрами.

В последнее время приоритетными направлениями развития на федеральном и региональном уровнях становится развитие межотраслевых областей в социальной сфере [5]. Формируются полноценные региональные образовательные экосистемы, объединяющие независимые образовательные, промышленные, социальные, научные, культурные организации для достижения общезначимых целей. Такие экосистемы, основанные на принципе получения взаимных выгод от сотрудничества и интеграции, характеризуются разнообразием участников и отношений, гибкостью, самоорганизацией, открытостью, множественными горизонтальными и вертикальными связями, что обеспечивает в конченом итоге синергетический эффект для регионального развития [3; 8].

Можно с полной уверенностью утверждать, что система профессиональной ориентации является одним из важнейших компонентов региональной образовательной экосистемы, который обеспечивает «бесшовную» взаимосвязь всех ее уровней — от дошкольного образования до подготовки научных кадров и дополнительного

профессионального образования взрослых. Именно система профессиональной ориентации, являясь системой научно обоснованных инструментов, механизмов и мероприятий, обеспечивающих готовность подрастающего поколения к осознанному выбору профессии с учетом личных интересов и запросов рынка труда, становится важнейшим звеном, связывающим реальный сектор экономики с системой образования, и важнейшим компонентом региональной образовательной экосистемы [9].

В настоящее время государственные усилия в этом направлении сконцентрированы в формате единой модели профориен-тационной деятельности, которая имеет название — «Профминимум». Благодаря разработкам Минпросвещения России с 1 сентября 2023 года во всех школах Российской Федерации для обучающихся 6—11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, проводятся профориента-ционные мероприятия по 7 направлениям. Их реализация осуществляется в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [7].

Планируется формирование единого пространства профориентации на уровне общего образования РФ, обеспечивающего готовность выпускников школ к осознанному и эффективному профессиональному самоопределению. Необходимо отметить, что профориентационный минимум расширяет и обогащает традиционные виды профориентационной деятельности, предлагая востребованные и дистанционные формы работы наставников, такие как профессиональные пробы, экскурсии про-фориентационной направленности (в том числе на территории предприятий-партнеров), мультимедийные выставки и т. д. [2].

В рамках профориентационного минимума развитие системы профориентационной работы в условиях региональной

Профориентационный минимум расширяет и обогащает традиционные виды профориентационной деятельности, предлагая востребованные и дистанционные формы работы наставников.

образовательной экосистемы связано с решением комплекса взаимосвязанных задач, в той или иной мере актуальных для всех регионов нашей страны:

■/ формирование современных механизмов взаимодействия с предприятиями и организациями реального сектора экономики;

■/ создание условий для эффективного партнерства между участниками региональной образовательной экосистемы, включая образовательные организации, центры занятости, представителей работодателей, обучающихся и пр.

■/ развитие и распространение передовых практик профориентационной деятельности на региональном, муниципальном и школьном уровнях;

■/ обеспечение научного и методического обоснования направлений, содержания, инструментов, форм профессиональной ориентации с учетом региональной специфики;

■/ повышение квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, вовлекаемых в профориентационную работу.

Результат эффективной работы системы профессиональной ориентации проявляется в высокой доле выпускников общеобразовательных организаций, готовых к осознанному профессиональному самоопределению, то есть способных самостоятельно сформировать и в дальнейшем корректировать свою образо-вательно-профессио-нальную траекторию на протяжении всей жизни. По состоянию на 2023 год в Нижегородской области действовало 1126 детских садов (152 566 воспитанников), 878 школ (345 037 обучающихся), 74 учреждения среднего профессионального образования (64 821 студент), 11 вузов (96 386 студентов). Число выпускников из общеобразовательных организаций в 2024 году составит почти 47 тыс. человек.

Результат эффективной работы системы профессиональной ориентации проявляется в высокой доле выпускников общеобразовательных организаций, готовых к осознанному профессиональному самоопределению.

При этом в Нижегородской области наблюдается острый дефицит кадров. По оценкам службы исследований HeadHunter промышленность области в условиях специальной военной операции и активного импортозамещения нуждается в рабочих (активны 7,5 тысяч вакансий, уровень потребности в кадрах на предприятиях оборонно-промышленного комплекса за 2023 год вырос на 1,6 тыс. специалистов). В рейтинге наиболее востребованных специалистов—фармацевты, врачи и представители автомобильного бизнеса, а также рабочий персонал и сотрудники розничной торговли. Данная категория становится сегодня производственной элитой. Такая ситуация на рынке труда подтверждает актуальность целенаправленных усилий со стороны региональных властей для развития системы профессиональной ориентации.

Переходя к характеристике состояния системы профессиональной ориентации, сформировавшейся в условиях экосистемы образования Нижегородской области, считаем целесообразным описать эффективные образовательные практики и механизмы профориентационной деятельности в разрезе отраслей народного хозяйства. Такое структурирование позволит раскрыть специфику проводимой работы в данном направлении.

Обрабатывающая промышленность

Экономика Нижегородской области отличается высоким уровнем развития обрабатывающей промышленности. Доля обрабатывающих производств составляет 90,3 % от всего производства Нижегородской области [6]. Среди обрабатывающих отраслей лидирует металлургия, рост которой в 2022 году составил 31 % [11].

Обеспечение обрабатывающей промышленности кадрами в рамках региональной образовательной экосистемы Нижегородской области осуществляется по нескольким направлениям.

Профессиональная ориентация по направлениям подготовки металлургиче-

ского профиля осуществляется через комплексную деятельность, охватывающую создание региональных образовательно-производственных кластеров в рамках программы «Профессионалитет» (на базе Выксунского металлургического колледжа имени А. А. Козерадского — Выксунский металлургический завод; на базе Кулебак-ского металлургического колледжа — АО «Русполимет»). В рамках образовательно-производственного кластера реализуются как интенсивные программы СПО, так и инженерные классы, открытые на базе общеобразовательных организаций. В 2023 году деятельность кластера распространилась на пять организаций среднего профессионального образования и пять научно-инженерных классов; строится детский технопарк «Кванториум» (г. Выкса) как современное пространство для обучения талантливых детей под эгидой Объединенной металлургической компании. В рамках технопарка «Кванториум» планируется работа пяти образовательных площадок по робототехнике, нанотехнологиям, биотехнологиям, энергетике и машиностроению. Предлагаемые образовательные программы будут содержать специальные модули по направлению «Металлургия».

Также происходит развитие направлений ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях через взаимодействие с технопарками «Кванториум» по программам развития инженерного мышления дошкольников. В 2023 году данные программы реализуются в 25 дошкольных организациях Нижнего Новгорода и области. Это такие проекты, как «Роботенок», «Лига открытий», «Ика-ренок», в которых участвуют дети с 5 лет.

Авиа- и судостроение в Нижегородской области представлены всемирно известными предприятиями, таким как филиал ПАО «ОАК» — НАЗ «Сокол», ПАО «Завод "Красное Сормово"». Это современные высокотехнологичные предприятия, выполняющие оборонные заказы и требующие высокого качества профессиональной

подготовки инженерных кадров. Поэтому профессиональная ориентация по данному направлению реализуется в тесном партнерстве. Флагманскими вузами выступают ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (авиастроительная направленность) и ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (судостроительная направленность), базовый вуз проекта — ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», а также организации дополнительного образования.

В 2022 году открыты девять профильных классов (восемь судо- и один авиакласс, в которых обучается 171 человек), в 2023 году осуществилось открытие еще пяти авиаклассов (348 человек). Программы инженерных классов направлены на углубленное изучение обучающимися информатики, математики и физики. Ученики взаимодействуют с промышленными партнерами и участвуют в инженерных конкурсах, олимпиадах, экскурсиях на предприятия и в Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Химическая промышленность

В Нижегородской области химическая промышленность широко представлена крупнейшими нефтеперерабатывающими предприятиями ПАО «СИБУР-Нефтехим», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсин-тез», государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Профориентационная работа в тесном партнерстве с химическими предприятиями имеет огромное значение, так как профессиональная деятельность и подготовка к ней невозможны без специализированного лабораторного оборудования, доступ к которому не могут позволить себе образовательные организации.

Также происходит развитие направлений ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях через взаимодействие с технопарками «Кванториум» по программам развития инженерного мышления дошкольников.

В связи с этим по данному направлению в образовательной экосистеме Нижегородской области также расширяется практика специализированных менделеевских классов. Это совместный проект Госкорпорации «Росатом», ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева» и Дзержинского филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского».

В Нижегородском регионе уже открыты классы химической направленности. Концепция работы таких классов — углубленное изучение обучающимися математических и естественно-научных дисциплин при поддержке индустриальных партнеров химической промышленности. Школьники посещают промышленные предприятия региона, знакомятся с научно-исследовательской деятельностью и ежегодно становятся участниками программы «Менделеевская экологическая экспедиция».

Сельское хозяйство

В Нижегородской области наблюдается отток населения из сельской местности, что ставит актуальную задачу по ранней профориентации выпускников.

В данном направлении также формируется практика развития специализированных агроклассов, которую осуществляет Министерство образования и науки Нижегородской области, Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области при поддержке ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный агротехнологический университет» и ряда предприятий агропромышленного комплекса. В 2023/24 учебном году открыто 96 аграрных классов в 36 муниципалитетах Нижегородской области.

Профессиональная ориентация для социальной сферы в рамках экосистемы образования Нижегородской области осуществляется через развитие сети психолого-педагогических классов, которые открываются с 2020 года.

Кроме того, в 2023 году на базе ГБПОУ «Шахунский колледж аграрной индустрии» (северное направление) и ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (южное направление) открыт образовательно-производственный центр «Нижегородский сельскохозяйственный кластер», реализуемый в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В составе кластеров 11 профессиональных образовательных организаций, а также 7 ключевых партнеров — работодателей. Социальная сфера Наиболее проблемной областью социальной сферы по-прежнему является обеспечение системы образования педагогическими кадрами.

Профессиональная ориентация для социальной сферы в рамках экосистемы образования Нижегородской области осуществляется через развитие сети психолого-педагогических классов, которые открываются с 2020 года. Проект реализуется под эгидой Министерства Просвещения РФ. В 2022/23 учебном году в регионе действовало 76 таких классов, к 2023/24 учебному году это количество увеличилось до 85.

В рамках проводимой работы школьники изучают основы педагогики и психологии, получают представления о закономерностях развития личности.

Значительную научно-методическую и организационно-инфраструктурную поддержку педагогическим классам оказывают Мининский университет и Нижегородский губернский колледж. В рамках этой поддержки осуществляется деятельность консультационных центров по психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (действует 319 «традиционных» центров и 11 дистанционных).

Фармакология и медицина Нижегородская область является крупным производителем фармацевтической продукции и центром развития медицины.

В регионе расположен ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, входящий в тройку самых востребованных медицинских вузов в России.

Профессиональная ориентация в данном направлении сопряжена не только с интересом к медицинской профессии, но и с наличием способности к врачебной работе. Данное направление профориентации реализуется также посредством специализированных медицинских классов. На территории Нижегородской области уже функционирует 30 медицинских классов, где, помимо освоения основной программы, обучающиеся углубленно изучают естественно-научные дисциплины, проходят подготовку к поступлению в образовательные учреждения медицинского профиля. Проект реализуется совместно с Министерством здравоохранения Нижегородской области, Приволжским исследовательским университетом и медицинскими учреждениями региона.

Военная отрасль

Оборонно-промышленный комплекс имеет большое значение для Нижегородской области, также важна профориента-ционная работа с выпускниками, которые планируют связать свое будущее с военными специальностями. В настоящее время наблюдается четкая тенденция на возрождение патриотического воспитания в нашей стране, что получает выражение, в том числе в развитии кадетских школ и классов. Образовательные программы кадетских классов направлены на предоставление обучающимся возможностей выбора военных профессий — от инженеров до врачей и летчиков. Главным критерием отбора обучающихся в кадетские классы является состояние здоровья, выносливость, стрессоустойчивость, мотивированность в обучении. Кадеты не только проходят учебную программу, но и занимаются военной подготовкой.

В регионе работают Нижегородская кадетская школа, Нижегородский кадетский корпус ПФО им. Генерала армии В. Ф. Маргелова, Кадетская школа-интернат им. Героя РФ А. Н. Рожкова, а также 62 кадетских класса в пяти муниципальных округах. В направлении патриотического воспитания накоплены и сформированы ценные образовательные практики, которые могут быть с успехом тиражированы в других регионах.

Отдельное место в системе проф-ориентационной работы региона занимает работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данной работы выступает создание современных условий для обучения и воспитания обучающихся посредством обновления инфраструктуры организаций (коррекционных школ), осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным образовательным программам, а также благодаря изменению содержания и повышению качества образовательного процесса.

Работа в данном направлении в Нижегородской области осуществляется через мероприятия проекта «Доброшкола», разработанного в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Проект «Доброшкола» позволяет обучающимся с ОВЗ получить образование наравне со здоровыми детьми. Проект реализуется в специализированных коррекционных и обычных общеобразовательных школах, в детских садах. Важнейшим направлением проекта является развитие инфраструктуры образовательных организаций, которое позволяет реализовывать образовательные практики для детей с ОВЗ.

В настоящее время среди актуальных направлений профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья — обновление материально-тех-

Образовательные программы кадетских классов направлены на предоставление обучающимся возможностей выбора военных профессий — от инженеров до врачей и летчиков.

нической базы образовательных организаций и создание современной здоро-вьесберегающей образовательной среды, способствующей выбору индивидуального образовательного маршрута с учетом особых образовательных потребностей.

В условиях образовательной экосистемы Нижегородской области осуществляется планомерная и целенаправленная работа по развитию собственной модели профориентационной деятельности. Эта модель активно развивается и совершенствуется за счет появления новых направлений и партнеров. В основе профориентационной деятельности региона лежит успешное межведомственное взаимодействие, которое позволяет связать воедино усилия предприятий реального сектора экономики, а также образовательных и научных организаций. Нижегородская область в

этом отношении усиленно формирует собственные уникальные модели и механизмы профориентационной работы с учетом региональной специфики, региональных потребностей, потенциала региональной системы образования.

Дальнейшее развитие полноценной системы профессиональной ориентации детей и молодежи в условиях региональной экосистемы связано с укреплением межведомственных механизмов отраслевого планирования и взаимодействия с предприятиями и организациями, формированием единых подходов к работе с образовательными организациями, расширением социального партнерства в вопросах профориентации с учреждениями дополнительного образования и вузами, формированием единой информационной среды взаимодействия по вопросам сотрудничества.

Список литературы

1. Блинов, В. И. Образовательная профориентация: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 336 с. — ISBN 978-5-507-46790-7.

2. Воспитательный потенциал профориентации: взгляд нового поколения / В. Н. Пронькин, Д. А. Махотин, В. В. Кинелева, Н. Ф. Родичев // Профессиональное образование и рынок труда. — 2022. — № 3 (50). — С. 97—114.

3. Изотова, А. Г. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования / А. Г. Изотова, Е. С. Гаврилюк. — DOI: 10.18334/vinec.12.2.114869 // Вопросы инновационной экономики. — 2022. — Том 12. — № 2. — С. 1211—1226.

4. Кузнецов, К. Г. Методика оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению / К. Г. Кузнецов, О. Л. Кушинова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2022. — № 1.— С. 88—111.

5. О реализации государственной политики в сфере образования : доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации — URL: http://static.government.ru/media/files/7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf (дата обращения: 17.10.2023).

6. О регионе : инвестиционный портал Нижегородской области. — URL: https:// www.nn-invest.ru/ru/region/common (дата обращения: 17.10.2023).

7. Профминимум : официальный сайт. — URL: https://bvbinfo.ru/profminimum (дата обращения: 17.10.2023).

8. Прохорова, М. П. Экосистемный подход в образовании: характеристики и возможности // М. П. Прохорова, А. М. Петровский // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 2—3. — С. 313—315.

9. Самоопределение личности в условиях неопределенности / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, Н. Ф. Родичев [и др.] // Профессиональная ориентация и профессиональное самооп-

ределение обучающихся: вызовы времени : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой (г. Саранск, 24 апреля 2020 года). — Саранск : РИЦ МГПИ, 2020.

10. Сергеев, И. С. Образовательная профориентация — методологическая основа профориентацио-ной работы с детьми и молодежью / И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. — 2023. — Том. 11. — № 1. — С. 10—14.

11. Стратегия развития Нижегородской области. — URL: https://strategy.nobl.ru/stati/ investiczii/investiczionnyij-bum-v-nizhegorodskoj-oblasti-rost-god-ot-goda/ (дата обращения: 17.10.2023).

12. Уткин, А. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике / А. В. Уткин, К. В. Шевченко. — DOI: 10.23859/1994-0637-2022-2-107-14 // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2022. — № 2 (107). — С. 175—189.

Создание образовательных хабов в Нижегородской области в целях профессиональной самореализации детей и молодежи: программа развития

А. И. ТРОЦАК, кандидат философских наук, магистр юриспруденции, директор проектов практики «Развитие компетенций» дивизиона «Кадровый потенциал» направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (Москва) aleksei_trocak@mail.ru

Аннотация. В статье представлена программа развития системы образования Нижегородской области. На основании анализа статистической информации о системе образования региона, его экономического состояния автором делаются выводы о существующих достижениях и зонах возможного развития в сфере образования. В качестве комплексного решения имеющихся проблем предлагается создать образовательные хабы, которые обеспечивают взаимодействие всех институциональных элементов системы образования: школ, детских садов, вузов, колледжей, научно-производственных центров и промышленных предприятий. Ключевыми элементами образовательных хабов выступают учебно-производственные предприятия, запуск которых возможен в экспериментальном режиме на территории Нижегородской области.

Annotation. The article presents the author's program of development of the Nizhny Novgorod region educational system. It presupposes the realization of educational hubs for the purpose of professional self-realization of children and youth. The program based on different statistical information that follows to appropriate conclusions. The comprehensive approach lies in the form of interaction of all

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.