Научная статья на тему 'Дополнительное образование детей Хабаровского края в социологическом измерении'

Дополнительное образование детей Хабаровского края в социологическом измерении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование детей / личностное развитие / профориентация / Хабаровский край / социологические исследования / supplementary education for children / personal development / career guidance / the Khabarovsk territory / sociological research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николай Михайлович Байков, Кристина Ивановна Спека

В статье представлены результаты социологического измерения направлений дополнительного образования детей и оценка их влияния на личностное и профориентационное развитие подрастающего поколения на примере Хабаровского края. Дополнительное образование детей авторами рассматривается в контексте понятия «образовательное пространство», которое интерпретируется как часть социума со своей системой субъект-объектных отношений государственных и иных структур по личностному и профессиональному обучению детей и молодежи. Представленный в статье анализ основных научных подходов к изучению образовательного пространства дает основание авторам использовать его для социологического измерения. Эмпирические результаты социологических опросов, полученные авторами и отечественными исследовательскими центрами, свидетельствуют, что общероссийская тенденция к повышению разнообразия образовательных услуг остается значительной в региональном измерении. На основе данных социологических опросов родителей и детей разных возрастных групп показано, что проектирование индивидуального детского образовательного пространства оказывается в зависимости от многих объективных условий и субъективных факторов с точки зрения возможностей территории и семей. Установки родителей, доступные ресурсы и готовность прилагать усилия для личностного и профориентационного развития детей в наибольшей степени детерминируют форму и содержание регионального дополнительного образовательного пространства. Авторы считают целесообразным совершенствовать государственную образовательную политику в направлении обеспечения качества условий и доступности дополнительных форм занятий для каждого ребенка и успеха его личностного развитии и профориентационного выбора независимо от места проживания на территории Хабаровского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николай Михайлович Байков, Кристина Ивановна Спека

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological dimension of supplementary education for children of the Khabarovsk territory

This article presents the results of sociological research of directions of supplementary education for children and the assessment of their impact on the personal and career-oriented development of younger generation on the example of the Khabarovsk territory. Supplementary education for children is considered by the authors in the context of the concept of «educational space», which is interpreted as a part of society, with its own system of subject-object relations of the state and the other structures for personal and professional education of children and youth. Analysis of the main scientifi c approaches to the study of educational space presented in the article gives the authors a reason to use it for sociological research. Empirical results of sociological surveys obtained by the authors and domestic research centers indicate that the all-Russian trend towards increasing the diversity of educational services remains a signifi cant role in their regional location. Based on the data of sociological surveys of parents and children of different age groups, it is shown that the design of an individual children's educational space depends on many objective conditions and subjective factors in terms of the possibilities of the territory and families. The attitudes of parents, available resources and willingness to make efforts for the personal and career-oriented development of children determine the form and content of the regional supplementary educational space to the greatest extent. The authors consider it expedient to improve the state educational policy in direction of ensuring the quality of conditions and accessibility of classes for each child and success of their personal development and career guidance choice, regardless of the place of residence in the Khabarovsk territory.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование детей Хабаровского края в социологическом измерении»

СОЦИОЛОГИЯ

Научная статья УДК 37.035

^1:10.22394/1818-4049-2023-104-3-102-117

Дополнительное образование детей Хабаровского края в социологическом измерении

Николай Михайлович Байков1, Кристина Ивановна Спека2

1,2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал, Хабаровск, Россия

1 baykov-nm@ranepa.ru

2 speka-ki@ranepa.ru

Аннотация. В статье представлены результаты социологического измерения направлений дополнительного образования детей и оценка их влияния на личностное и профориентационное развитие подрастающего поколения на примере Хабаровского края. Дополнительное образование детей авторами рассматривается в контексте понятия «образовательное пространство», которое интерпретируется как часть социума со своей системой субъект-объектных отношений государственных и иных структур по личностному и профессиональному обучению детей и молодежи. Представленный в статье анализ основных научных подходов к изучению образовательного пространства дает основание авторам использовать его для социологического измерения. Эмпирические результаты социологических опросов, полученные авторами и отечественными исследовательскими центрами, свидетельствуют, что общероссийская тенденция к повышению разнообразия образовательных услуг остается значительной в региональном измерении. На основе данных социологических опросов родителей и детей разных возрастных групп показано, что проектирование индивидуального детского образовательного пространства оказывается в зависимости от многих объективных условий и субъективных факторов с точки зрения возможностей территории и семей. Установки родителей, доступные ресурсы и готовность прилагать усилия для личностного и профориентационного развития детей в наибольшей степени детерминируют форму и содержание регионального дополнительного образовательного пространства. Авторы считают целесообразным совершенствовать государственную образовательную политику в направлении обеспечения качества условий и доступности дополнительных форм занятий для каждого ребенка и успеха его личностного развитии и профориентационного выбора независимо от места проживания на территории Хабаровского края.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, личностное развитие, профориентация, Хабаровский край, социологические исследования

Для цитирования: Байков Н. М., Спека К. И. Дополнительное образование детей Хабаровского края в социологическом измерении // Власть и управление на Востоке России. 2023. № 3 (104). С. 102-117. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2023-104-3-102-117

Sociological dimension of supplementary education for children of the Khabarovsk territory

Nikolay M. Baykov1, Kristina I. Speka2

1,2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA, Khabarovsk, Russia

1 baykov-nm@ranepa.ru

2 speka-ki@ranepa.ru

Abstract. This article presents the results of sociological research of directions of supplementary education for children and the assessment of their impact on the personal and career-oriented development of younger generation on the example of the Khabarovsk, territory. Supplementary education for children is considered by the authors in the context of the concept of «educational space», which is interpreted as a part ofsociety, with its own system of subject-object relations of the state and the other structures for personal and professional education of children and youth. Analysis of the main scientific approaches to the study of educational space presented in the article gives the authors a reason to use it for sociological research. Empirical results of sociological surveys obtained by the authors and domestic research centers indicate that the all-Russian trend towards increasing the diversity of educational services remains a significant role in their regional location. Based on the data of sociological surveys of parents and children of different age groups, it is shown that the design of an individual children's educational space depends on many objective conditions and subjective factors in terms of the possibilities of the territory and families. The attitudes of parents, available resources and willingness to make efforts for the personal and career-oriented development of children determine the form and content of the regional supplementary educational space to the greatest extent. The authors consider it expedient to improve the state educational policy in direction of ensuring the quality of conditions and accessibility of classes for each child and success of their personal development and career guidance choice, regardless of the place of residence in the Khabarovsk territory.

Keywords: supplementary education for children, personal development, career guidance, the Khabarovsk territory, sociological research

For citation: Baykov N. M., Speka K. I. Sociological dimension of supplementary education for children of the Khabarovsk territory // Power and Administration in the East of Russia. 2023. No. 3 (104). Pp. 102-117. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2023-104-3-102-117

Введение временного образовательного процесса.

Дополнительное образование детей яв- Подготовка детей в кружках и секциях ляется одним из наиболее активно разви- к предстоящему социальному и профес-вающихся сегментов социальной сферы. сиональному выбору помогает избежать Системное профильное дополнительное многих ошибок и сформировать у них обучение детей предполагает не только положительную мотивацию для овладе-их самоопределение в плане выбора той ния знаниями в избранной области чело-или иной будущей профессиональной де- веческой деятельности. ятельности и пробы сил в ней, но и фор- В сознании детей, посещающих мирование конкретных представлений о кружки и секции дополнительного об-том, где в будущем избранная профес- разования, своевременно и качествен-сия может быть востребована. Диагно- но формируется и укрепляется выбор стика ранней готовности детей к выбору личностно-ориентированной траекто-профессии является важной частью со- рии развития. От этого зависит как

качество их последующей социальной и профессиональной жизни, так и возможность региона и страны в целом отвечать на современные вызовы и обеспечивать устойчивость социально-экономического развития.

С учетом расширяющихся возможностей для дополнительного образования подрастающего поколения, которые создают государство, крупный бизнес и общественные организации, личностное и профессионально-ориентированное развитие детей становится менее определенным для осознанного выбора его направления в силу объективных и субъективных факторов и условий. Это предопределило предметную область социологического измерения феномена дополнительного образования детей и оценки его влияния на их личностное и профориентационное развитие на примере Хабаровского края.

Методология социального управления и научного познания дополнительного образования детей

Российская система дополнительного образования детей начала формироваться еще в Х1Х веке на основе элементов внешкольного обучения, когда для подрастающего поколения стали создаваться всевозможные кружки, секции, клубы, мастерские, летние оздоровительные учреждения. В современных условиях также образуются подобные и иные формы организации дополнительного обучения и досуга. Их функции и особенности организации неоднократно пересматриваются, изменяются и дополняются органами государственного

управления системой отечественного образования. При этом приоритетом современной государственной политики в Российской Федерации являются дети1, а формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей - одна из национальных целей развития России2. Вопросы социализации и ранней профориентации детей в системе дополнительного образования рассматриваются в связи с проблемами формирования человеческого капитала и укрепления глобальной конкурентоспособности государства. Подчеркивается, что система российского образования позволяет подготовить школьников к вхождению в мир в условиях больших вызовов (социальных, экономических, экологических, технологических, геополитических)3.

Возникновение новых профессий, связанных с глобальными научно-техническими и технологическими процессами в стране и мире, ориентирует систему дополнительного обучения детей на постоянное развитие в целях удовлетворения интересов их личностного развития и потребностей российского общества в работниках востребованных профессий. Стратегические задачи по «улучшению профессионального соответствия» экономически активного населения, подготовке кадров для высокопроизводительных рабочих мест находят преломление во взаимосвязи общего и дополнительного образования детей, что отражено в ряде программных докумен-тов4 и масштабных профориентацион-ных проектах5. Учитывая вызовы вре-

1 Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Ст. 67.1.URL: http://www. constitution.ru/

2 Указ Президента Российской Федерации 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

3 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»>. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. URL: http://government.ru/docs/ all/140314/; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/docs/18312/.

5 Включение России в международное движение «Молодые профессионалы» (Ворлд скиллс Россия), проекта профессиональных проб для школьников «Билет в будущее». URL: https://bvbinfo. ru; проведение Всероссийского форума профессиональной ориентации «Проектория». URL: https:// proektforum.ru;, развитие сети детских технопарков «Кванториум». URL: https://roskvantorium.ru

мени, разработан ряд государственных стратегических документов, в которыге отражены новые подходы к профориентации обучающихся. Национальный проект «Образование»6 призван создать условия, чтобы у всех детей и подростков России быьли равные возможности для максимального раскрытия потенциала.

Сближение общего и дополнительного образования с реальным сектором экономики, учет кадрового запроса региона при формировании содержания дополнительных общеразвивающих программ, установка на раннюю профориентацию и создание условий для преемственности и непрерывности образовательных траекторий учащихся - направления, которые системе дополнительного образования государство задает через Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 г.7. Эти установки развивает ряд положений Минэкономразвития, которые представлены в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. и связаны с улучшением профессионального соответствия граждан Российской Федерации запросам рынка труда8. На наш взгляд, важным шагом в этом направлении стало законодательное закрепление понятия «профессиональная ориентация», чего ранее не было в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»9.

Национальные проекты способствовали развитию системы доступного для де-

тей дополнительного образования за счет расширения сети технопарков «Кван-ториум», центров цифрового развития «ГГ-куб» и естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», региональных филиалов «Сириус» для одаренных детей10. Это позволило создать свыше 1 млн новых мест для занятий по всей стране, где дети могут бесплатно обучаться по перспективным и востребованным направлениям11.

Анализ стратегических документов позволяет сделать вывод, что в сложившейся ситуации дополнительное образование рассматривается как открытое и вариативное в обеспечении права ребенка на развитие и свободный выбор различные видов деятельности, в которых происходит его личностное и профессиональное самоопределение. Кроме того, наметилась тенденция к вовлечению госкорпораций и крупного бизнеса в реализацию отраслевые программ дополнительного образования школьников [Зенкин, Павлов, 2022. С. 116-131].

Вместе с тем можно согласиться, что меры, принимаемые государством и работодателями по организации дополнительного образования как базового элемента личностного и профессионально-ориентированного развития по спектру современных востребованных профессий, явно недостаточны [Кузнецов, Кув-шинова, 2022. С. 88-111].

Несмотря на то, что современная ситуация в сфере образования характери-

6 Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16) Паспорт национального проекта «Образование»» URL: http://government.ru/info/35566/

7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. URL: http://government.ru/docs/ all/140314/

8 Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35263 и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/35261

9 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции 08.2023) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

10 На портале «Билет в будущее» заработал, онлайн-центр профориентации. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/na-portale-bilet-v-budushchee-zarabotal-onlayn-tsentr-proforientatsii

11 Со школьной скамьи: где детям обучаться востребованным профессиям. URL: https:// xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/so-shkolnoy-skami-gde-detyam-obuchatsya-vostrebovannym-professiyam.

зуется разнообразием изменений, они актуализируют оценку результативности ее на уровне дополнительного обучения детей. В последние годы исследователи отмечают прямую зависимость изменений экономических условий и рынка труда, что напрямую влияет на степень заинтересованности школьников в процессе выбора своей будущей профессии и успешности в ней [Куликовская, Миронова, 2020. С. 15-21].

Отечественные исследования системы дополнительного образования детей отличаются различными направлениями, которые формируются на стыке нескольких научных дисциплин и методологических подходов. При этом анализ влияния дополнительных форм образования на различные аспекты социализации и ранней профориентации детей, представленный в работах ряда отечественных исследователей, на наш взгляд, заслуживает внимания. Так, А. И. Яковлева рассматривает дополнительное образование как социальную статусную позицию детей и молодежи в организации социокультурного пространства и оценке потенциала развития их социальных компетенций [Яковлева, 2013. С. 125-133]. Л. А. Турик рассматривает условия построения образовательного пространства на уровне учреждения дополнительного образования как среды личностного развития школьников [Турик, 2004].

В этой связи заслуживает интереса социологический подход, позволяющий учитывать как условия высокой вариативности общего и дополнительного образования, так и многообразное поле образовательных предложений. В отечественной социологии он представлен пока немногочисленными работами, позволяющими определить проблемное поле и возможности его измерения. Так, Л.Н. Буйлова в своих работах не только анализирует сущность и специфику отечественной системы дополнительного образования детей [Буйлова, 2011. С. 130-134], но и выделяет особенности ее социологического анализа:

во-первых, организацию изучения становления и развития задатков и спо-

собностей ребенка с позиций социальной антропологии;

во-вторых, возможность исследовать систему детерминации процесса самореализации личности на различных этапах первичной социализации и роли семьи, дошкольных учреждений, школы в выявлении и развитии индивидуальности ребенка;

в-третьих, изучение процесса изменения ориентаций, установок ребенка на познание и активную деятельность по развитию своих задатков [Буйлова, 2007. С. 200-208]. При этом акцент делается на траектории личностного развития школьника в социуме с учетом объективных условий.

С позиций методологии социологического познания дополнительного образования детей, на наш взгляд, более продуктивным является его рассмотрение в контексте понятия «образовательное пространство». Несмотря на то, что оно не имеет строгого определения, в научном дискурсе его интерпретируют как часть социума, со своей системой субъект-объектных отношений государственных и иных структур по личностному и профессиональному обучению детей и молодежи. И. В. Вениченко считает, что данное понятие может быть рассмотрено в двух направлениях:

«коммуникативная деятельность субъектов образовательного процесса, ограниченная рамками места и времени (исходя из конкретного вида образовательного учреждения и исторического периода), а также процесс, в ходе которого создаются определенные условия (в соответствии с изменяющими социально-экономическими условиями жизни общества) для функционирования субъектов образовательного пространства» [Вениченко, 2015].

По мнению ряда других исследователей, «образовательное пространство включает параллельные процессы, которые могут в разном порядке начинаться, прерываться и заканчиваться. С учетом общей тенденции к повышению разнообразия образовательных услуг значительная роль отводится территории, на которой решается задача проектирования индивидуального детского образователь-

ного пространства. В зависимости от бедности или насыщенности среды, с точки зрения возможностей детского обучения, она может оказаться более сложной или более простой. При этом ключевым «архитектором» образовательного пространства ребенка является семья со своими установками, доступными ресурсами и готовностью прилагать усилия, в наибольшей степени обусловливающие его форму и содержание» [Поливанова, Бо-чавер, Павленко, Сивак, 2020. С. 384.].

В равной степени можно согласиться как с тем, «что изучение проблем образования молодежи невозможно вне связи с образовательным пространством и особенностями его функционирования в условиях социальной неопределенности», так и с тем, что «образовательное пространство имеет коэффициент искривления, обусловленный статусными, возрастными и социализационными параметрами, и будучи частью социального пространства общества несет на себе отпечаток позитивных и негативные его переустройств» [Дунаева, 2008].

Очевидно, что вовлеченность детей в образовательное пространство дополнительного обучения детерминирована их возрастом. Согласно П. Сорокину, «возрастной признак, который причинно связан с рядом психосоциальные свойств индивида, оказывающих влияние на чувствование и верование, желания и стремления, идеи и интересы индивида, а через них - и на все его поведение, а через поведение - и на всю его социальную жизнь» [Сорокин, 2021. С. 457].

Возраст задает социальные координаты ребенка в системе координат образовательного пространства и как все объективные условия влияет на него, так сказать, «изнутри». Императивы поведения возрастной группы носят, главным образом, инстинктивный характер. Вместе с тем разные возрастные группы

детей различаются по уровню образования, культуры, интересам и ценностным ориентирам, имеют характерные виды деятельности и степень социальной активности. Учет возрастного признака как никогда важен при организации тех или иных форм дополнительного образования детей как в части их личностного развития, так и ранней профессиональной ориентации.

Однако в изучении дополнительного образования детей наблюдается дефицит научных работ, направленных непосредственно на оценку и измерение как возрастных, так и социальных эффектов, которые приносят детям посещение кружков, секций и других организационных форм в доступном им образовательном пространстве. Лишь отдельные исследователи пытаются оценить место дополнительного образования в иерархии ключевых ценностей школьников и его потенциал в построении успешных жизненных стратегий [Хаустова, 2022. С. 311-318].

Результаты исследования

Хабаровский край занимает 23 место в стране и 1 место в Дальневосточном федеральном округе в рейтинге эффективности региональных систем образования Минпросвещения России. Речь идет об открытии новых объектов образовательной инфраструктуры, модернизации материально-технической базы, создании мест дополнительного образования и профессиональном развитии педагогов12. Так, региональное образовательное пространство встраивается в единую федеральную модель профориентации - профориентационный минимум (далее - профминимум), развитию которого способствует краевой проект «Учись и работай в Хабаровском крае»13. На его основе разработана региональная составляющая профминимума из методических профориентационных

12 Курс на образование: итоги реализации нацпроекта подвели в Хабаровском крае.URL: https:// minobr.khabkrai.ru/events/Novosti/4236

13 Региональный проект по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся «Учись и работай в Хабаровском крае» утвержден на заседании совета по вопросам общего и дополнительного образования министерства образования и науки Хабаровского края протокол № 2 от 6 мая 2022 года. URL: https://minobr.khabkrai.ru/Deyatelnost/Proekty-realizuemye-ministerstvom/1537

продуктов и онлайн сервисов,14 включенных в лучшие практики Агентства стратегических инициатив. В приоритете открытие новых профильных авиа-, судостроительных, IT, педагогических, медицинских, агронаправленных классов при взаимодействии с вузами и ра-ботодателями15.

Дополнительное образование детям предоставляется в 56 организациях дополнительного образования отраслевой принадлежности в сфере образования, 40 - культуры, 1 - физической культуры и спорта, 2 - молодежной политики, а также в 60 общеобразовательных, профессиональных, дошкольных образовательных организациях, негосударственных (частных), других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая индивидуальных предпринимателей.

Государственные закупки средств обучения и услуг позволяют привести в нормативное состояние помещения спортивных залов в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности края. Функционирует региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края, а также 19 муниципальных опорных центров дополнительного образования детей. Действуют 4 региональных ресурсных центра, и региональные базовые площадки по всем шести направлен-ностям дополнительного образования.

В результате модернизации региональной инфраструктуры дополнительного образования детей создается и функционирует сеть современных центров цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей «Точка роста», цифрового образования детей «IT-куб», детские технопарки «Кванториум», новые места дополнительного обра-

зования детей для всех направлений.

В соответствии с целями регионального проекта «Успех каждого ребенка» в Хабаровском крае планируется охватить дополнительным образование более 80% детей от их общей численности в возрасте от 5 до 18 лет (табл. 1). Одна доля обучающихся в школах, охваченных мероприятиями ранней профориентации, составляет порядка трети, а охват одаренных детей технопарками «Кванториум» и центрами «1Т-куб» составляет менее десятой части процента. Это свидетельствует о том, что их доступность для каждого ребенка в образовательном пространстве региона пока остается ограниченной и не позволяет говорить о качественных условиях для гармоничного развития личности и формирования ее осознанного профессионального выбора.

Обеспечен переход на персонифицированный учет детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам, через систему регионального навигатора дополнительного образования детей во всех городских округах и муниципальных районах края16. Реализуется Программа развития детско-юношеского спорта, в соответствии с которой его поддержка и развитие рассматривается как приоритетное направление в социальной политике Хабаровского края17.

Однако несмотря на меры, принимаемые на государственном уровне по развитию дополнительного образования детей, только каждый второй от числа опрошенных жителей региона в той или иной степени выражал удовлетворенность качеством предоставляемых услуг за исследовательский период. При этом доля утвердительных ответов на вопрос об удовлетворенности сократилась с трети, до пятой части (табл. 2).

14 «ПрофиВОХ», «ПрофиВОХ 2.0», «ПрофиБокс равных возможностей» для детей с ограниченными возможностями здоровья, Атлас востребованных профессий Хабаровского края, Информационно-образовательный портал для педагогов, учащихся и родителей «Профиполис27». URL: https:// profipolis27.ru/

15 Видеозапись пленарного заседания августовской конференции педагогических работников Хабаровского края. URL: https://avgustovka-khv.ru/broadcast/#broadcast

16 АИС ПФДО. URL: https://27.pfdo.ru/app

17 План работы министерства образования и науки Хабаровского края на 2023 год // Анализ результатов работы министерства образования и науки Хабаровского края за 2022 год URL: https:// minobr.khjabkrai.ru/Deyatelnost/Plany-raboty/4239?ysclid=llov8kh56p732160426

Таблица 1

Динамика показатели охвата детей Хабаровского края дополнительным образованием по годам в %)

Наименование показателя 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образование, в % 77,0 78,0 79,0 79,3 81,2 82,3

Доля обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, в том числе в рамках программы «Билет в будущее», в % - - 30,0 30,0 37,0 40,0

Охват детей деятельностью региональных центров вышвления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков «Кванториум» и центров «ГТ-куб» - - 8,0 4,0 7,7 8,0

Источник: составлено по Паспорту регионального проекта «Успех каждого ребенка» (Хабаровский край).иЕЬ: ЫЬрз://пр.кНаЬкга{.ги/?тепи=деЬА1е&{д.=8149&теи=1

Таблица 2

Распределение ответов жителей Хабаровского края на вопрос: «Удовлетворены ли Вы в целом качеством предоставляемых услуг в сфере дополнительного образования (кружки, секции и т.п.)

(в % от числа опрошенных)

Варианты ответа 2017 2018 2019 2020

Да 30,2 23,0 18,4 19,2

Скорее да, чем нет 31,3 30,9 34,3 36,8

Скорее нет, чем да 9,0 12,4 12,7 10,7

Нет 6,3 11,8 11,1 7,8

Затрудняюсь ответить 23,2 21,9 22,8 25,5

Источник: Мониторинг удовлетворенности деятельностью органов власти Хабаровского края. В исследовании использована маршрутная (поквартирная) многоступенчатая случайная выборка, репрезентирующая население Хабаровского края по полу, возрасту и типу населенного пункта (п = 7000). Опрос был проведен во всех 19 муниципальных образованиях края (17 муниципальных районах и 2 городских округах). Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС.

Для эмпирического обоснования оценки влияния системы дополнительного образования детей на личностное и профориентационное развитие проана-

лизируем результаты репрезентативных социологических опросов школьников Хабаровского края в 2018 г.18 и 2022 г.19 Для вторичного социологического анали-

18 Социологический опрос школьников 8-11 классов школ Хабаровского края (п=1200; ошибка выборки не превышает ±5%). В исследовании была использована методика квотной выборки (данные репрезентативны по полу, классу обучения, территории проживания), случайной на этапе отбора. Опрос проведен в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре, а также в 7 муниципальных районах Хабаровского края: Амурском, Верхнебуреинском, Вяземском, Комсомольском, им. Лазо, Солнечном и Хабаровском Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2018 г.

19 Социологическое исследование по теме «Отношение школьников Хабаровского края к обучению». Опрошено 6649 школьников 8-11 классов всех 19 муниципальных образований Хабаровского края. Выборочная совокупность репрезентирует по территориальным, образовательным и возрастным характеристикам учащихся школ Опрос проведен Дальневосточным институтом управления - филиалом РАНХиГС совместно с Хабаровским краевым институтом развития образования в мае 2022 г.

за использовались также результаты всероссийских социологических опросов последних лет, полученные отечественными исследовательскими центрами (ВЦИОМ, ФОМ, НАФИ и др.)

По данным опросов установлено, что большинство опрошенных школьников Хабаровского края в период обучения посещали различные организации дополнительного образования. Приоритетными направлениями посещаемых организаций дополнительного образования оказались спортивное, творческое и репетиторство. Однако наименее востребованными у школьников региона являются техническое и компьютерное направления дополнительного образования, которые призваны ориентировать их на профессии, наиболее востребованные на современном рынке труда (табл. 3).

Вполне понятно, что основной мотивацией посещения кружков, секций дополнительного образования является стремление ребенка развить в себе определенные способности, повысить уровень зна-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ний, умений и навыков личностного развития. При этом существенных отличий в ответах школьников о посещаемости ими дополнительных кружков и секций в городских округах и муниципальных районах края за период 2018-2022 гг. по большинству направлений не выявлено. Исключение составляет сокращение использования школьниками и их родителями репетиторства по предметам и незначительное снижение интереса к языковым курсам.

Анализ посещаемости школьниками дополнительных кружков и секций в зависимости от класса свидетельствует об устойчивом контингенте обучающихся по всем направлениям за исключением репетиторства по предметам. Выявлено, что потребность в репетиторстве по предметам у школьников Хабаровского края возрастает с 8 по 11 классы (табл. 4). Различия в потребностях дополнительной помощи по школьным предметам отмечали и другие исследователи [Бурдяк, 2015. С. 96-112.].

Направления дополнительного Хабаровск Комсомольск-на-Амуре Районы Хабаровский край

образования 2018 2022 2018 2022 2018 2022 2018 2022

Спортивные секции (фитнес, танцы, 47,8 43,4 41,0 40,2 46,2 46,9 45,9 43,7

спортзалы и др.)

Репетиторы по предметам 51,2 32,0 46,7 35,3 33,7 17,4 43,2 27,1

Творческие секции (художественные, 16,4 15,2 15,3 16,2 18,2 16,5 16,9 17,2

театральные и др.)

Другое 2,5 12,8 2,6 12,2 4,9 13,8 3,5 13,1

Языковые курсы 25,0 15,7 17,9 13,0 9,8 6,4 17,4 10,7

Музыкальные кружки 9,6 10,1 11,8 10,4 12,3 12,5 11,1 10,6

Компьютерные (программирование, веб-дизайн и др.) 5,9 8,6 4,8 8,0 2,2 7,6 4,2 7,9

Технические

(моделирование, робототехника и др.) 2,5 4,9 3,1 5,1 0,8 6,0 1,9 5,5

Таблица 3

Ранжирование ответов школьников Хабаровского края на вопрос: «Какие дополнительные кружки, секции Вы посещаете?

(в % от числа опрошенных)

Источник: составлено авторами по данным региональных опросов.

Таблица 4

Распределение ответов школьников на вопрос: «Какие дополнительные кружки, секции Вы посещаете?» в зависимости от класса в 2022 г.

(в % от числа опрошенных)

Направления дополнительного образования 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. Всего по краю

Репетиторы по предметам 18,4 24,5 38,1 44,2 27,1

Спортивные секции (фитнес, танцы, спортзалы и др.) 45,1 42,7 43,9 41,9 43,7

Творческие секции (художественные, театральные и др.) 16,7 17,9 16,7 17,2 17,2

Технические (моделирование, робототехника и др.) 4,8 6,1 5,5 6,1 5,5

Музыкальные 10,0 10,8 10,5 12,2 10,6

Компьютерные (программирование, веб-дизайн и др.) 7,7 7,5 7,8 9,7 7,9

Языковые курсы 10,1 9,2 14,4 11,4 10,7

Другое (напишите) 15,8 14,1 9,4 8,2 13,1

Источник: составлено авторами по данным региональных опросов.

Динамику наибольшей востребованности репетиторства на старших ступенях обучения, как правило, связывают с подготовкой к экзаменам. При этом «главными элементами в репетиторстве как процессе являются два вектора -поддержка при неусвоении материала и углубление знаний. Они представляют собой разные стратегии формирования и индивидуализации образовательного маршрута ребенка со стороны семьи, а также преодоления или снижения барьеров на пути к получению качественного образования» [Яшина, 2020].

Анализ ответов школьников, посещающих дополнительные кружки, секции в зависимости от пола, выявил некоторые отличия в их предпочтениях и интересах. Так, мальчики в большей мере посещают спортивные (54,4%), технические (8,9%) и компьютерные (13,1%) секции, девочки - творческие (22,3%), музыжальные (12,7%), языковые (12,4%).

Как свидетельствуют результаты опросов родителей разновозрастные школьников, чаще всех занимаются в различных кружках и секциях школьники от 7 до 12 лет (табл. 6). При этом высокий спрос на дополнительное образование объясняется не только желанием организовать досуг и обеспечить разностороннее развитие детей, но и неудовлетворенностью родителей качеством школь-

ного обучения.

Дошкольников родители чаще всего водят на танцы (27%), редко - в кружки робототехники (4%), учащиеся младших классов - на плавание (19%) или единоборства (19%), редко - на программирование (5%) и робототехнику (4%). Школьники подросткового возраста чаще всего записываются на занятия иностранными языками (13%), редко -на программирование (2%).

По данным всероссийского опроса (ВЦИОМ, 2021 г.), молодые люди 14-17 лет выражали желание пройти дополнительное обучение по следующим направлениям: курсы для повышения личной эффективности (25%); профориентация (23%); курсы по отдельным школьным предметам (21%). Каждый пятый интересовался курсами по развитию коммуникативных навыков и курсами по развитию управленческих навыков (20%).

С возрастом приоритеты относительно дополнительного образования у молодежи (18-24 лет и 25-35 лет) изменяются: востребовано повышение квалификации по своей специальности (39% и 40% соответственно), профессиональная переподготовка (28% и 36% соответственно), курсы для повышения личной эффективности (26% и 27% соответственно), курсы по развитию управленческих навыков (22% и 24%), а также

Таблица 5

Распределение ответов школьников на вопрос: «Какие дополнительные кружки, секции Вы посещаете?» в зависимости от пола

(в % от числа опрошенных)

Направления дополнительного образования Мужской Женский Всего по краю

Репетиторы по предметам 22,9 30,1 27,1

Спортивные секции (фитнес, танцы, спортзалы и др.) 54,4 37,7 43,7

Творческие секции (художественные, театральные и др.) 9,7 22,3 17,2

Технические (моделирование, робототехника и др.) 8,9 3,2 5,5

Музыкальные 7,5 12,7 10,6

Компьютерные (программирование, веб-дизайн и др.) 13,1 4,4 7,9

Языковые курсы 8,2 12,4 10,7

Другое 12,4 13,7 13,1

Источник: составлено авторами по данным региональных опросов.

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Посещает ли Ваш ребенок/дети кружки или секции?»

(в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Возраст ребенка/детей

3-6 лет 7-12 лет 13-17 лет

Да 56 74 53

Нет 41 22 44

Затрудняюсь ответить 3 4 3

Источник: Исследовательский центр портала Superjob.ru. Опрос во всех федеральных округах 667 населенных пунктов 2 сентября - 6 октября 2021 года. Исследуемая совокупность: родители детей 3-17 лет Размер выьборки: по 1600 родителей детей 3-6, 7-12, 13-17лет. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/113106/ doshkolnikov-chasche-vsego-vodyat-na-tancy/

курсы по развитию коммуникативных навыков (24% и 3%)20. Однако глубинные интервью со школьниками показали, что основным мотивом выбора профессии является природная склонность и интерес к определенной науке, а также желание зарабатывать больше.

Анализ планов опрошенных школьников на поступление в организации профессионального образования Хабаровского края из предложенного в анкете перечня показал, что в большей мере планы коррелируют с ответами о посещении школьниками секций и кружков спор-

тивной направленности. Так, две трети респондентов (65,9%), от числа отметивших посещение спортивных секций в системе дополнительного образования планировали поступить в Дальневосточную государственную академию физической культуры (табл. 7).

По результатам всероссийского опроса (ВЦИОМ, 2023 г.) доля опрошенных родителей, отметивших, что их ребенок посещает дополнительные физкультурно-спортивные занятия и секции помимо уроков физкультуры в школах, составляет такую же долю, что и школьников,

20 Запрос на образование. URL: https://wciom.ru/analytical-rewews/analiticheskii-obzor/zapros-na-obrazovanie-1

Таблица 7

Планы школьников на поступление в организации профессионального образования Хабаровского края в 2022 г. в зависимости от направленности

посещаемых ими секций и кружков

(в % от числа опрошенные, посещающих каждое направление дополнительного образования)

Направления секций, кружков дополнительного образования Всего по краю об Планировали поступить в разовательные организации

Спортивные (фитнес, танцы, спортзалы и др.), 43,7 65,9 Дальневосточная государственная академия физической культуры

Творческие (художественные, театральные и др.) 17,2 38,4 Хабаровский государственный институт искусств и культуры

Музыкальные 19,2 10,6 Хабаровский государственный институт искусств и культуры

Технические (моделирование, робототехника и др.) 7,5 5,5 Тихоокеанский государственный университет

Языковые курсы 10,7 11,9

Технические (моделирование, робототехника и др.) 5,5 21,2 Хабаровский машиностроительный техникум

Технические (моделирование, робототехника и др.) 12,1 5,5 Хабаровский технический колледж

Источник: составлено авторами по данным региональных опросов.

ответивших о посещении (Хабаровский край (45%)21. Доля детей, не посещающих спортивные секции и кружки, по оценкам родителей, составляет большинство (55%). Вместе с тем родительский запрос на дополнительное спортивное развитие детей, по данным исследования, почти в два раза превышает реальный уровень их вовлеченности (82%).

Результаты опроса свидетельствуют, что россияне возлагают надежды на развитие детского спорта преимущественно за счет государства (81%) как основного субъекта и объекта доверия. Остальные варианты звучат в ответах респондентов заметно реже: коммерческие организации, работающие в спортивной сфере (фитнес-клубы, спорткомплексы, частные спортшколы и т.д.), - 25%, сами родители - 24%, некоммерческие организации - 16%, крупный бизнес - 13%.

Однако при всей высокой значимости дополнительных занятий детей спортом и двигательной активностью как необходимыми составляющими укрепления здоровья, дисциплинированности, формирования характера и подготовки

спортивных и физкультурных кадров, сдерживающими факторами являются их недоступность для значительной части семей (территориальная, финансовая, материальная) в регионе, особенно в муниципальных образованиях.

Цифровизация общества как объективный тренд современного этапа его технологического развития активно внедряется в различные сферы и требует квалифицированных ИТ-специалистов десятков профессий: программистов, администраторов сетей и баз данных, специалистов по робототехнике, web-дизайнеров и многих других. На государственном уровне все более активно осознается их значимость для успешного развития страны и ее регионов, что позволяет наделять ИТ-специалистов льготами и преференциями. Как следствие, растет престижность ИТ-профессий в общественном мнении, что подтверждают результаты опросов. Три четверти опрошенных россиян (77%), имеющих детей и внуков, выражают желание, чтобы те учились по ИТ-специальности. Только менее одной десятой - против (8%), и мо-

21 Детский спорт: возможности и барьеры. ЦКЬ: ЪИрз://исЛот.ги/ап^а1уЬт^са1^-геи1^еиз/ап^аШт^сЬезк1т^-obzor/detskii-sport-vozmozhnosti-i-barery

тивируют это нежеланием ребенка или его гуманитарным складом ум22.

Однако ответы школьников Хабаровского края свидетельствуют, что посещаемость дополнительных секций и кружков технической и компьютерной направленности в образовательном пространстве региона характеризуется статистически незначительными показателями. Это противоречит тому, что «сегодня в крае реализуются программы дополнительного образования по следующим техническим направлениям: программирование на языке Python (Лицей Академии Яндекс); мобильная разработка (IT ШКОЛА SAMSUNG); программирование на языке Си+ (университет Национальной технологической инициативы 2035); искусственный интеллект (национальная технологическая олимпиада - НТО); наука, технологии и инженерия (очно-заочная физико-математическая школа); компьютерный дизайн и мультипликация; программирование роботов (ИКАР, РОБОФЕСТ); разработка VR/ AR-приложений; 3D моделирование; системное администрирование; графический и промышленный дизайн; разработка сайтов, работа в социальных сетях; судо-моделирование; авиа-ракето-моделирование; автомеханика; стендовый моделизм и макетирование»23.

В этой связи отметим, что органам государственной власти и бизнесу региона важно предложить школьникам удобные и доступные формы получения ИТ-образования не только в организациях высшего и среднего профессионального обучения, но и системе дополнительного образования. Это поможет поддержать общественный запрос и нарастить технологический потенциал Хабаровского края как промышленного региона страны.

Значимость владения детьми не только доминирующими европейскими, в частности англосаксонскими, языками, но и языками стран Азиатско-Тихоокеанского региона как языками межнационального общения трудно переоценить в современных условиях нарождающегося многополярного мироустройства. Дополнительные занятия по иностранным языкам на языковых курсах посещают примерно десятая часть из числа опрошенных школьников Хабаровского края. При этом, по данным всероссийского опроса школьников 10-18 лет абсолютное большинство респондентов (94%) уверены, что важно учить иностранные языки, в т. ч. каждый второй считает это обязательным (54%), а четверо из десяти - желательным (43%). В качестве языков, требующих изучения, наиболее часто назывались английский (97%), китайский (15%), немецкий (13%) и французский (9%)24.

Заключение

Система дополнительного образования детей как на федеральном, так и на региональном уровне представляет собой эффективный инструмент государственного влияния на личностное и профессионально-ориентированное развитие разных возрастных групп подрастающего поколения. Наличие у детей с раннего возраста дополнительных занятий разной тематической направленности, смена их в течении школьной жизни в зависимости от интересов, способностей и склонностей позволяет им попробовать себя в нескольких потенциальныхсферах для будущей социальной и профессиональной деятельности. При этом доминирующим направлением дополнительного образования (секции которые посещают около половины детей) остается спортивное. Созданные для реализации потреб-

22 Две трети россиян хотят, чтобы их дети и внуки учились по ИТ-специальностям. Аналитический центр НАФИ. 2022. URL: https://nafi.ru/analytics/dve-treti-rossiyan-khotyat-cMoby-ikh-deti-i-vnuki-uchilis-po-it-spetsialnostyam/

23 Интеграция общего и дополнительного образования с целью массового вовлечения школьников в научно-техническое творчество // Дополнительное образование детей в Хабаровском крае. № 3 (50). 2022. C. 2-3.

24 Комплексное исследование граждан РФ в возрасте от 10 до 18 лет методом телефонных и личных интервью. Объем выборки: 1000 респондентов в 66 регионах РФ, 24 глубинных интервью со школьниками и их родителями в марте-апреле 2022 года. URL: https://m-p-a.ru/proekt-myi-schitaem.-%C2%ABrossijsk^e-shkolniki-o-bullin^ge-i-patriotizme-v-n^ovyix-realiyax%C2%BB.html.

ностей детей объективные условия развития спорта способствуют не только личностному укреплению здоровья, выносливости, в целом здоровому образу жизни, но и планированию осознанного выбора выпускниками школ спортивных профессий для последующего обучения в организации высшего образования региона. Однако охват обучающимися региона технических и компьютерные направлений дополнительного образования, востребованные рынком труда, остается на низком уровне в силу объективные условий и субъективные факторов, требующих учета в государственной политике и усиления внимания к ним всех субъектов экономической сферы и общества.

Дополнительное образовательное пространство детей представляет собой единство объективных условий и процессов, созданные государством и другими субъектами экономической и социальной сфер общества для обеспечения доступности ими объектов образовательной ин-

фраструктуры, а также субъективные факторов, определяющих осознанный, заинтересованный и свободный выбор детьми возможностей для успешного личностного и профессионального становления и развития. Однако создание условий для доступности каждому обучающемуся направлений дополнительного образования не только в городах, но и муниципальных образованиях края, позволяющих усилить потенциал своего личностного и профориентационного развития, пока остаются в планах.

В процессе создания единого дополнительного образовательного пространства на региональном уровне важно заинтересованное и ответственное участие всех субъектов его конструирования, включая семью, родительскую общественность, органы государственной власти и местного самоуправления, бизнес-сообщество, хозяйствующие и общественные организации, средства массовой информации и другие структуры общества.

Список источников:

1. Буйлова Л. Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2 (31) С. 130-134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ suschnost-i-spetsifika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-sovremennoy-sisteme-obra-zovaniya-rossiyskoy-federatsii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Буйлова Л. Н. Особенности социологического анализа дополнительного образования детей // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. 2007. № 51. С. 200-208. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/ 10995/21809/1/uiro-2007-51-27.pdf

3. Бурдяк А. Я. Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространенность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2 (125). С. 96-112.

4. Вениченко И. В. Образовательное пространство как особая социальная структура. URL: https://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/ vseross/20_05_2015_obshchestvo_obshchnosti_chelovek_v_poiskakh_vechnogo_mira/ obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-osobaya-sotsialnaya-struktura/

5. Дунаева Е. А. Социальная неопределенность как характеристика образовательного пространства молодежи. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1(2)/ Dunaeva/#_edn1

6. Зенкин М. А., Павлов А. В. Воспитательные эффекты и результаты профориен-тационной деятельности в дополнительном образовании детей // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10 № 3. С. 116-131. https://doi.org/10.52944/ P0RT.2022.50.3.005

7. Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л. Методика оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1. С. 88-111. https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.48.1.006

8. Куликовская И. Э., Миронова Е. Н. Профориентация в современном мире: луч-

шие практики // Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 6. С. 15-21. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2020-06-15-21

9. Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В., Сивак Е. В. Образование за стенами школы как родители проектируют образовательное пространство детей // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 384. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1986-8

10. Сорокин П. А. Система социологии. Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммен. В.В. Сапова. Сыктывкар: ООО «Анбур». 2021. С. 457.

11. Турик Л. А. Образовательное пространство учреждения дополнительного образования детей как среда личностного развития обучающегося. URL: https://www. dissercat.com/content/obrazovatelnoe-prostranstvo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-kak-sreda-lichno/read URL:

12. Хаустова А. К. Дополнительное образование как тренд на социальную и профессиональную успешность молодого поколения россиян / / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1. С. 311-318. https://doi. org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-311-318

13. Яковлева И. А. Потенциал дополнительного образования в развитии социальных компетенций детей и молодежи // Социология: научно-теоретический журнал /Белорусский государственный университет. 2013. № 3. С. 125-133. URL: https:// elib.bsu.by/bitstream/123456789/101794/1/125-133.pdf;

14. Яшина М. Н. Репетиторство в системе подготовки школьников в Санкт-Петербурге. URL: http: / /teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2020/1/sociol-ogy/yashina.pdf https://doi.org/10.24158/tipor.2020.L10

References:

1. Buylova L. N. (2011) The essence and specificity of additional education of children in the modern education system of the Russian Federation Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya [World of science, culture, education]. No. 6-2 (31): 130-134. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii

2. Buylova L. N. (2007) Features of the sociological analysis of additional education of children Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Ural State University]. Ser. 3, Social Sciences. No. 51: 200-208. URL: https://elar.urfu.ru/ bitstream/ 10995/21809/1/uiro-2007-51-27.pdf

3. Burdiak A. Y. (2015) Additional classes in school subjects: motivation and prevalence Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes]. No. 2 (125): 96-112.

4. Venichenko I. V. Educational space as a special social structure. URL:https:// www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/20_05_2015_obsh-chestvo_obshchnosti_chelovek_v_poiskakh_vechnogo_mira/obrazovatelnoe-prostranst-vo-kak-osobaya-sotsialnaya-struktura/

5. Dunaeva E. A. Social uncertainty as a characteristic of the educational space of youth. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1(2)/Dunaeva/#_edn1

6. Zenkin M. A., Pavlov A. V. (2022) Educational effects and results of career guidance in additional education of children Professional'noye obrazovaniye i rynok truda [Vocational education and the labor market]. Vol. 10. No. 3: 116-131. https://doi. org/10.52944/P0RT.2022.50.3.005

7. Kuznetsov K. G., Kuvshinova O. L. (2022) Methodology for assessing the readiness of schoolchildren for professional self-determination Professional'noye obrazovaniye i rynok truda [Vocational education and the labor market]. No. 1: 88-111. https://doi. org/10.52944/P0RT.2022.48.1.006

8. Kulikovskaya I. E., Mironova E. N. (2020) Career guidance in the modern world: best practices Mir universitetskoy nauki: kul'tura, obrazovaniye [The world of university science: culture, education]. No. 6: 15-21. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2020-06-15-21

9. Polivanova K. N., Bochaver A. A., Pavlenko K. V., Sivak E. V. (2020) Education outside the walls of the school as parents design the educational space of children. research. un-t "Higher School of Economics". Publishing House of the Higher School of Economics, p. 384. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1986-8

10. Sorokin P. A. (2021) System of sociology. Comp., podgot. text, introductory article and commentary by V.V. Sapov. Syktyvkar: LLC "Anbur", p. 457.

11. Turik L. A. Educational space of the institution of additional education of children as an environment of personal development of the student. URL: https://www.dissercat. com/content/obrazovatelnoe-prostranstvo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-kak-sreda-lichno/read;

12. Khaustova A. K. (2022) Additional education as a trend for social and professional success of the young generation of Russians Gosudarstvennoye i munitsipal'noye uprav-leniye. Uchenyye zapiski [State and municipal administration. Scientific notes]. No. 1: 311-318. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-311-318

13. Yakovleva I. A. (2013) The potential of additional education in the development of social competencies of children and youth Sotsiologiya: nauchno-teoreticheskiy zhurnal [Sociology: scientific and theoretical journal]. Belarusian State University. No. 3: 125133. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/101794/1/125-133.pdf

14. Yashina M. N. Tutoring in the system of training schoolchildren in St. Petersburg. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2020/1/sociology/yashina.pdf https://doi.org/10.24158/tipor.2020.L10

Статья поступила в редакцию 10.08.2023; одобрена после рецензирования 21.08.2023; принята к публикации 22.08.2023.

The article was submitted 10.08.2023; approved after reviewing 21.08.2023; accepted for publication 22.08.2023.

Информация об авторах

Н. М. Байков - доктор социологических наук, профессор, начальник научно-исследовательского отдела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал;

К. И. Спека - специалист научно-исследовательского отдела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал.

Information about the authors

N. M. Baykov - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the research department, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA;

K. I. Speka - specialist of the research department, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.