5. Кларин, М. В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. 2003. №5. С.3-22.
6. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
7. Петров, А. П. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2004. - № 10. - С. 6-10.
8. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 200167 с.
9. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
УДК 51: 37-3
Д. И. Юнусова
ИННОВАЦИИ В ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
На основе принятых законов «Об образовании», «Национальной программы по подготовке кадров» в Республике Узбекистан произошли коренные изменения в системе образования. Реформирование образовательной системы поставило перед учеными-методиетами и педагогами широкий круг задач по определению объема обучаемых предметов, их содержания с учетом принципов - научности, непрерывности, преемственности, доступности и методики преподавания на основе информационных и педагогических технологий.
В условиях разнообразия видов непрерывного образования, различий в контингентах учащихся назрела необходимость в разработке методической работы учителя ориентированной на специфику школ, лицеев и профессиональных колледжей. Исходя из этого, перед педагогическими вузами поставлена задача по подготовке «учителей с высоким мировоззрением, нравственной воспитанностью, высоким патриотизмом и развитым экономическим мышлением, творческой активностью и предприимчивостью» [1, с. 35].
Структурирование процесса обучения в педагогическом вузе определяется его спецификой, обусловленной целями профессиональной подготовки студента. Достижение этих целей студентами является сложным процессом, который должен быть адекватен идеям современных педагогических концепций. Поэтому структурирование вузовского обучения необходимо осуществлять, учитывая его характер как процесса познания, личностную направленность и цели профессиональной педагогической подготовки студентов. В, И. Данилова [2] представляет решение этой проблемы перспектив-
ным в рамках системного подхода, в соответствии с ведущими принципами которого основные компоненты процесса обучения могут быть иерархически упорядочены с учетом поставленных дидактических целей. Рассмотрение их в единстве с личностно-ориентированными элементами учебного процесса позволит обеспечить соответствующую направленность обучения предложить способы его структурирования, адекватные специфике педвуза. Наибольший эффект дает комплексное структурирование, в результате которого образуются интегративные взаимосвязи между целевыми, стимулирующе - мотивационными, операционно - деятельностными, контрольно -регулировочными, рефлексивными компонентами дидактической структуры. Для вузовского обучения такие взаимосвязи устанавливаются в результате использования специальных приемов резюмирования, организации самоподготовки и ролевого обучения.
Целью современного образования является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности педагога. В. Л. Шатуновский [7] конкретизируя некоторые аспекты педагогической деятельности утверждает, что процесс обучения в вузе необходимо рассматривать как многогранную и взаимообусловленную деятельность студентов и преподавателей, направленную на отбор, систематизацию и представление учебной информации преподавателем; восприятие, осознание, переработку и овладение этой информацией студентами; организацию преподавателем самостоятельной, сознательной. рациональной, активной, целеустремленной и результативной деятельности каждого студента по овладению учебной информацией и ее использованию.
Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация активной учебной деятельности. Поэтому при подготовке будущих учителей эффективность обучения во многом зависит от освоения и внедрения инновационных методов педагогических технологий, которые ориентированы на обучающего и обучаемого.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях образования определяется рядом обстоятельств:
- происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;
— усиление гуманитаризации содержания образования., непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных пред-
метов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;
- происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;
- вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.. создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности [5, с. 450].
В настоящее время в учебный процесс ВУЗов, в том числе и педагогических, активно внедряются наряду с традиционными методами, инновационные методы обучения. Повышение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения новых прогрессивных, а именно активных, форм и методов обучения - важная задача, стоящая перед педагогами.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения-содержания, форм, методов. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности умения. Данное направление реализуется эффективно через личностно-ориентированные технологии обучения. «Фундаментальная идея этой технологии состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению» [4, с. 64]. Специфика курсов «Методика преподавания математики», «Современные технологии обучения математики» позволяет широко использовать технологию деловые игры.
Деловые игры являются одним из эффективных активных методов подготовки квалифицированных кадров, с помощью которого можно обеспечить взаимосвязанную последовательность ситуаций, близких к реальным, происходящих в педагогической деятельности.
На основе метода конкретной ситуации вырабатываются умения и навыки самостоятельной работы, такие как: индивидуальное и групповое принятие решения поставленных задач. Такого рода способности крайне необходимы в педагогической деятельности учителя, поскольку ему непрерывно приходится принимать нестандартные решения, вызванные изменениями процесса обучения. Метод конкретной ситуации развивает у студентов широту и гибкость мышления, помогает научить их умению рационально использовать информацию, самостоятельно анализировать факты, чувствовать ее, критически рассматривать различные точки зрения, обсуждать и защищать собственную позицию, быть готовым к применению различных средств и методов, находить оптимальные решения вопросов [3].
При подготовке учителей математики деловые игры способствуют интеграции педагогических, математических и методических дисциплин, приобретая комплексный характер. Этим заметно повышается подготовка студентов к педагогической практике и в дальнейшем к педагогической деятельности. Показателем эффективности формирования педагогических, инновационно-методических навьжов и функций у будущего учителя на основе деловых игр могут выступать следующие критерии:
- мотивация к освоению профессиональных и инновационных знаний;
- познавательная активность;
-творческий подход к педагогическим ситуациям;
- преобладание инновационных методов в авторских проектах;
- исследовательский подход при решении педагогических проблем;
- развитость навыков со трудничества и чувства коллективной ответственности;
- развитость презентационных умений и навыков;
- самооценка и взаимооценка;
- развитость коммуникативных умений и навыков;
-развитость навыков и умений проектирования уроков и управления процессом обучения.
С 2002 г. в процесс обучения курса «Алгебра и теория чисел» в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами внедряется модульная технология обучения. На сегодняшний день завершена подготовка учебно-методического комплекса: учебник, задачник, сборник самостоятельных работ с описаниями решений 0-варианта всех заданий, сборник тестов. Все они созданы на основе модульной программы курса, которая состоит из 17 модулей.
Применение модульной технологии помогает решать такие дидактические вопросы как: оптимизация структуры учебного материала, планирование учебного процесса, управление познавательной деятельностью, управление учебным процессом, диагностика, прогнозирование, проектирование обучения.
С помощью систематического контроля устанавливается обратная связь, необходимая для обнаружения и разрешения возникающих проблем. В модульном обучении данная обратная связь предназначена для определения и оценки достижений студентов в изучении запланированных учебных целей; установления причин низких результатов обучения; оценка хода учебного процесса и выработка корректирующих действий по устранению недостатков.
Для определения и оценки достижений студентов используются устный, письменный, тестовый или комбинированный контроль.
Анализ литературы по проблеме оценки успешности обучения студентов показывает отсутствие единства в выборе критериев успешности. Как отмечает Н. Е. Чеботарева [6], наиболее часто в качестве таковых используются:
- коэффициент усвоения знаний, умений и навыков, который определяется отношением числа правильно выполненных заданий к общему числу существенных операций (В. П. Беспалько);
- время выполнения заданий (тестовых форм);
- темп усвоения знаний, умений;
- темп продвижения в обучении;
- показатель изменения результативности (И. П. Подласный);
- рейтинг (М. П. Панин).
В результате своих исследований ученый-педагог утверждает, что комплекс тестовых заданий, составляющий основное звено модульно-рейтинговой технологии оценки достижений студентов, целесообразно строить на основе создания тестов разных уровней сложности, прошедших проверку на надежность, валидность, точность, дискриминативность. Но, когда речь идет о подготовке учителей, мы не можем ограничиваться только тестовым контролем.
Устный контроль по модулю позволяет студенту показать умение правильно выражать свои мысли, подтверждая их фактами и примерами, что немаловажно при формировании будущего учителя, а преподавателям за счет дополнительных вопросов определить глубину знаний, уровень творческого мышления, способность самостоятельного суждения студента.
Контроль в виде письменных работ применяется обычно по нескольким модулям и обязательно при итоговом контроле знаний, умений и навыков студентов. Письменное изложение знаний студентами осуществляется и во время выполнения лабораторных работ, домашних заданий, конспектов по темам заданным на самостоятельное изучение по модулю и в написании реферата-отчета обобщающего знания, умения и навыки студента по изученному модулю.
Входящий и выходящий контроль модуля проводится в виде тестового контроля. Некоторый выходящий контроль модуля может послужить входящим контролем для следующего модуля. Или же входящий контроль в зависимости от содержания нового модуля состоит из отобранных заданий нескольких выходящих контролен предыдущих модулей [8].
Внедрение педагогических технологий в учебный процесс педагогического университета дает положительные результаты не только в предметной подготовке, но и в методической подготовке будущих учителей математики к инновационной педагогической деятельности, что имеет большее значение.
Успех послевузовской педагогической деятельности зависит от профессиональной готовности выпускников к нему. Понятие готовности к послевузовской профессиональной деятельности в качестве учителя математики - явление многоаспектное. Можно рассматривать ее социальные, психолого-педагогические, математические и др. стороны. В нашем
исследовании рассматривается инновационно-методический аспект подготовки студентов педагогических высших учебных заведений к послевузовской профессиональной деятельности.
В ходе проведенных нами исследований установлено, что проблема организации исследовательской, творческой, инновационно-методической деятельности студентов педагогического университета в процессе их профессиональной подготовки является актуальной. Ее актуальность определяется потребностью общества в специалистах, способных к самостоятельности, инициативности и творчеству, к профессиональной мобильности, необходимостью развития каждой личности, ее индивидуальных особенностей, личностной значимостью для специалистов в их будущей профессиональной деятельности. Подтверждена необходимость и возможность решения данной проблемы с позиций целостного, системного, деятельностного и инновационного подходов.
Определены роль и место исследовательской, творческой, инновационно-методической деятельности в системе профессиональной подготовки студентов направления «Математика-информатика». Большое значение отведено учеб но-исследовательской, творческой, инновационно-методической деятельности в процессе изучения курсов «Алгебра и теория чисел», «Методика преподавания математики», «Современные технологии в обучения математики».
Разработана методика организации процесса изучения курса «Алгебра и теория чисел» на основе модульной технологии, которая внедрена в практику обучения с помощью созданного учебно-методического комплекса состоящего из учебника, задачника, сборников самостоятельных работ, тестовых заданий.
Библиографический список
1. Республика Узбекистан. Национальная программа по подготовке кадров / Высшее образование. Сборник нормативных документов - Ташкент: Шарк, 2001. -С. 18-52.
2. Данилова, В. И. Дидактическое структурирование процесса обучения студентов в педагогическом вузе / В. И.Данилова // Авторсф. дис.,..канд. пед. наук. - Пермь, 2003.-22 с.
3. Змиевская, Е. В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов / Е. В.Змиевская // Дисс... .канд. пед. наук. - Москва, 2003.- 169 с,
4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. спец. / Под общ.ред. В. С.Кукушина.-М.:ИКЦ«МарТ»: —Ростовн/Д: изд.центр«МарТ»,2006-336 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для стуц. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А.Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
6. Чеботарева, Н. Е. Модульно-рейтинговая технология оценки учебных достижений студентов как фактор повышения успешности обучения / Н, Е. Чеботарева // Автореф. Дис.... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004. - 25 с.
7. Шатуновский, В. Л. Теория и практика разработки дидакто-методического обеспечения процесса обучения студентов общеинженерным дисциплинам / Шатуновский В.Л. // Дис. ...докт пед. наук. - М.:МГПИ. - 1989.-304с.
8. Юнусова, Д. И. Модульная технология обучения математики / Д. И. Юнусова // Вестн.КК Отд.АН Респ. Узб. - 2001. - № 5. - С. 114-П 6.