Научная статья на тему 'Проблема профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях заочного обучения в теории и практике высшей школы'

Проблема профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях заочного обучения в теории и практике высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / FUTURE TEACHERS / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко В. В.

Представлен анализ современных научных исследований процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях заочного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеренко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of training on future teachers in distance learning in theory and practice of high school

The paper presents an analysis of current research process training future teachers in distance learning.

Текст научной работы на тему «Проблема профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях заочного обучения в теории и практике высшей школы»

УДК 378.14

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.В. Нестеренко

Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Одесса, Украина

Представлен анализ современных научных исследований процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях заочного обучения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие педагоги, заочное обучение.

Постановка проблемы. Современные социально-экономические реформы в Украине оказали существенное влияние на систему образования, обозначив проблему её модернизации. Жесткие тенденции рыночной экономики, такие как дефицит времени и материальных средств, конкуренция, бизнес-ориентация, безработица выдвигают новые требования к подготовке специалистов и необходимость пересмотра условий организации образовательного процесса в вузе, особенно в системе заочного обучения.

Исследования и публикации. Проблемам профессиональной подготовки студентов заочной формы обучения посвящены работы Н.Н. Быковой, И.И. Гурьевой, В.Н. Лазарева, Е.С. Поплевко, С.В. Путеевой, Н.С. Россииной, А.В. Суворовой, Н.Ф. Телешевой и др. В Украине проблема профессиональной подготовки студентов-заочников отображена двумя работами, а именно Т.Ш. Ибрагимова [9] и Л.Ф. Михайленко [10].

Цель статьи - проанализировать теоретическую и практическую составляющие профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях заочного обучения в теории и практике высшей школы.

Изложение основного материала. Так, Н.Н. Быкова [1] объектом своего исследования выбрала систему заочного обучения студентов в высшем учебном заведении, а предметом стало усовершенствование заочного обучения в высшей школе средствами открытого образования. Автором доказано, что совершенствование процесса подготовки специалистов в соответствии с требованиями современности в системе заочного обучения возможно, если создавать организационнопедагогические условия, при которых совершенствования заочного обучения средствами открытого образования становится процессом продуктивной подготовки специалистов в условиях глобализации общественного развития; постоянно повышать квалификацию педагогов заочного обучения по ознакомлению со средствами открытого образования; обеспечивать повышение мотивации субъек-

тов заочной формы обучения по освоению средств открытого образования в системе заочного обучения; разрабатывать и внедрять электронные учебнометодические комплексы учебных дисциплин для обеспечения самостоятельной деятельности студентов в системе заочного обучения; осуществлять организационно-структурные преобразования за счет организации подразделения в вузе, который будет отвечать за внедрение организационно-педагогических условий совершенствования заочного обучения средствами открытого образования.

Организационно-содержательные условия модернизации заочного обучения в целях повышения качества профессиональной подготовки студентов стали предметом исследования И.И. Гурьевой [2]. Автор отмечает, что заочное обучение в условиях модернизации образования необходимо рассматривать как открытую, демократическую форму профессионального образования, организационнотехнологической сущностью которой является получение образования дистанционно, в комбинации с профессиональной трудовой деятельностью, при невозможности нахождения в самом вузе. Условием модернизации заочного обучения, по мнению автора, является создание в университете адаптивной организационно-управленческой структуры, которая позволяет интегрировать действия всех уровней управления, структурных подразделений в повышении качества образования. И.И. Гурьева утверждает, что интеграция заочной и дистанционной форм обучения на основе создания субъективно-ориентированной системы построения образовательного процесса, современного учебно-методического обеспечения, расширение роли активного усвоения знаний с использованием новейшей компьютерной и аудио-, видеотехники, синтеза образовательного, научного и производственного процессов являются важной составляющей модернизации системы заочного обучения в университете. Модернизация заочного обучения предполагает развитие института преподавателей-тьюторов, которые сочетают роли традиционного преподавателя, наставника, тренера, управленческого кон-

сультанта, фасилитатора, способствующих продвижению студентов от знания через понимание к творческой деятельности, а затем к развитию личности.

Предметом исследования В.Н. Лазарева [3] стали теоретические, организационно-педагогические и управленческие основы развития системы подготовки учительских кадров без отрыва от основной деятельности в системе высшего профессионального образования. Автор предполагает, что повышение эффективности подготовки учительских кадров без отрыва от основной деятельности в системе высшего профессионального образования в условиях информационного общества возможно, если проблемы подготовки учительских кадров без отрыва от основной деятельности решаются комплексно, с учетом перспектив развития, с опорой на системный и информационный подход; система управления подготовкой учительских кадров без отрыва от основной деятельности рассматривается как ведущий компонент системы высшего профессионального образования; осознается необходимость изменения традиционной парадигмы с целью перехода к новой, личностноориентированной и обеспеченной современными средствами и методами системе передачи знаний, необходимость методологического и методического обеспечения при подготовке учительских кадров без отрыва от основной деятельности в вузах, которые позволяют будущему специалисту выбирать и моделировать личностную образовательную траекторию; разрабатывается процедурная схема проектирования образовательного процесса в сфере подготовки специалистов без отрыва от основной деятельности в системе высшего профессионального образования; учитывается историческая преемственность и систематизированный опыт функционирования, развития и модернизации исследуемой системы; определяются социальноэкономические условия, гарантирующие органичную и поэтапную модернизацию данной образовательной системы.

Е.С. Поплевко [4] предметом своего исследования выбрала инновационные педагогические технологии в профессиональной подготовке сту-дентов-заочников. Профессиональная подготовка студентов-заочников, по мнению автора, будет эффективной, если она осуществляется на основе использования инновационных педагогических технологий, которые позволяют планировать и проводить профессиональную подготовку исходя как из логики общих профессиональных и специальных учебных дисциплин, так и из логики будущей профессиональной деятельности (модели специалиста); выявлены педагогические условия эффективного применения инновационных педагогических технологий, учитывающие специфику организации профессиональной подготовки сту-дентов-заочников, их психовозрастные особенности, характер и содержание данных технологий;

осуществляется постоянный мониторинг хода профессиональной подготовки и индивидуальное консультирование студентов-заочников на этапе их самостоятельной работы.

Исследование С.В. Путеевой [5] посвящено формированию профессиональной подготовки студентов заочной формы обучения в образовательновоспитательном процессе вуза. Автором научно обоснованы сущность и значение системы заочного обучения в современной социально-экономической ситуации как необходимой составляющей непрерывного образования, которая способна обеспечить своевременную компетентную профессиональную подготовку специалистов сферы физической культуры и спорта в условиях модернизации общества и образования. С.В. Путеевой определены концептуальные подходы к управлению педагогическим процессом; обоснованы психологопедагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования профессиональной готовности студентов-заочников к педагогической деятельности.

Сочетание традиционных и инновационных методов, обеспечивающих эффективность подготовки специалиста в режиме заочного обучения -предмет исследования Н.С. Россииной [6]. Целью работы было выявление и обоснование педагогических условий, необходимых для эффективного формирования процесса обучения в системе заочного образования. Автором выявлены следующие условия эффективности процесса заочного обучения, а именно: реализация на практике педагогических условий обучения студентов-заочников на основе сочетания традиционных и инновационных методов в условиях развития технических возможностей получения и передачи информации в дистанционном режиме; реализации на практике нового подхода к организации заочного образования студентов на основе использования модели процесса обучения с элементами дистанционных технологий; использование механизма дистанционного личностного мониторинга за процессами становления, совершенствования и развития профессиональных знаний, умений будущего специалиста на всех этапах его подготовки.

Педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе стало целью исследования А.В. Суворовой [7]. Автор отмечает, что профессиональная подготовка специалистов в условиях заочного обучения будет эффективной, если осуществляется личностно-ориентированный педагогический подход, направленный на изменение уровня пассивности студентов-заочников в учебной деятельности; ведется систематический анализ потенциала творческой активности личности и профессиональных деформаций работающих студентов; реализуется профессионально-направленная педагогическая система, которая включает дидактический, профессиональный и организа-

Краткие сообщения

ционно-педагогический компоненты; формируется творческая направленность студентов-заочников на достижение профессиональной самореализации.

Повышение эффективности профессионального образования студентов-заочников в условиях дистанционного обучения стало предметом исследования Н.Ф. Телешевой [8]. Автором доказано, что повышение эффективности обучения студентов-заочников при дистанционном обучении обеспечивает комплекс следующих педагогических условий:

- разработка модели дистанционного обучения, которая позволяет преподавателю увидеть связи между ее отдельными компонентами и является отправной точкой для обоснованного выбора в процессе обучения специфических методов и средств обучения;

- обеспечение соответствующих организационных и психолого-педагогических условий: подготовка материально-технической базы учебной деятельности, наличие компьютерных классов; психологическая подготовка и организационно-методическая деятельность субъектов образовательного процесса (тиражирование методической литературы и создание электронной базы данных методического обеспечения); осуществление учебного процесса по дистанционной технологии; осуществление через центр дистанционного обучения обратной связи со студентами;

- реализация методики «погружения», при которой используется модульный принцип изучения учебных дисциплин; информационные технологии в организованном образовательном пространстве; осуществление взаимосвязи исполнительных и контрольных действий преподавателя и студентов.

Дидактические основы модульно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов заочной формы обучения - тема исследования Т.Ш. Ибрагимова [9]. Кредитно-модульная технология обучения, по мнению автора, предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая основана на интеграции и дифференциации содержания образования и обеспечивает самостоятельное усвоение студентами заочной формы обучения профессиональных знаний, умений и навыков.

В основу исследования Т.Ш. Ибрагимова положено теоретическое обоснование дидактических основ кредитно-модульной системы оценивания учебных достижений студентов, что является необходимой предпосылкой модернизации заочной формы обучения и совершенствования форм контроля в процессе оценки знаний студентов.

Автор отмечает, что внедрение в практику образовательной деятельности высших учебных заведений авторской технологии оптимизации кредитно-модульного обучения сопровождается разработкой ее методического обеспечения, способствует теоретическому обоснованию модульнорейтинговой системы оценивания учебных дости-

жений студентов заочной формы обучения. Совершенствование организации самостоятельной работы студентов-заочников базируется на основе создания совокупности условий, что дает возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся, специфику обучения на расстоянии, повышение мотивации и личностной активности будущих специалистов.

Эффективное внедрение модульно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов заочной формы обучения, по утверждению Т. Ш. Ибрагимова, возможно при условии теоретического обоснования ее дидактических основ через рациональное использование авторской технологии оптимизации кредитно-модульного обучения, элементов дистанционного обучения с фрагментами визуального изучения дидактических модулей, отечественного и зарубежного опыта по организации и научно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов-заочников.

Система методической подготовки будущего учителя математики по заочной форме обучения стала предметом исследования Л.Ф. Михайлен-ко [10]. Автором доказано, что обеспечение качественной профессиональной подготовки учителя математики в значительной мере зависит от учета психолого-педагогических особенностей подготовки этого учителя по заочной форме обучения, особенностей контингента студентов-заочников и их умения добывать самостоятельно знания. Обеспечение условий эффективности обучения предусматривает разработку и теоретическое обоснование целостной системы методической подготовки учителя математики по заочной форме обучения с учетом современных технологий учебно-познавательной деятельности.

Выводы. Проведенный обзор научных исследований позволяет констатировать, что система заочного обучения имеет достаточно большую историю, а современная организация данной формы обучения опирается не только на значительную практику, но и на системные теоретико-методологические и методические разработки. Однако проведенный анализ исследований по проблеме заочного обучения позволяет говорить о его актуальности вне нашего государства. Отсутствие специальных теоретических исследований и научно обоснованных методических разработок в области организации заочного обучения на Украине не позволяют использовать эту форму образования достаточно эффективно, тогда как количество желающих получить образование без отрыва от производства неуклонно растет.

Перспективы дальнейших исследований видим в разработке концепции подготовки будущих специалистов дошкольного образования к профессиональной деятельности в системе заочного обучения.

Литература

1. Быкова, Н.Н. Совершенствование заочного обучения в высшей школе средствами открытого образования: дис. ... канд. пед. наук/Н.Н. Быкова. -СПб., 2006. - С. 17.

2. Гурьева, И.И. Модернизация заочного обучения как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе (на примере университета): дис. ... канд. пед. наук / И.И. Гурьева. - Ставрополь, 2007. - 204 с.

3. Лазарев, В.Н. Высшее педагогическое образование без отрыва от основной деятельности: история, современное состояние, перспективы: дис. . д-ра пед. наук /В.Н. Лазарев. - М., 2004. - 365 с.

4. Поплевко, Е.С. Инновационные педагогические технологии в профессиональной подготовке студентов-заочников: дис. . канд. пед. наук / Е.С. Поплевко. - Саратов, 2006. - 151 с.

5. Путеева, С.В. Формирование профессиональной готовности студентов заочной формы обучения к педагогической деятельности (на примере факультета физической культуры): дис. ... канд. пед. наук / С.В. Путеева. - Ставрополь, 2006. - 282 с.

6. Россиина, Н.С. Традиционные и инновационные методы в системе подготовки студентов-заочников: дис. ... канд. пед. наук/Н.С. Россиина. -Ярославль, 2006. - 211 с.

7. Суворова, А.В. Педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Суворова. - М., 2002. -162 с.

8. Телешева, Н.Ф. Повышение эффективности профессионального образования студентов-заоч-ников в условиях дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук / Н.Ф. Телешева. - Красноярск, 2003. -184 с.

9. Ібрагімов, Т.Ш. Дидактичні основи модуль-но-рейтингової системи оцінювання навчальних досягнень студентів заочної форми навчання:

автореф. дис.... канд. пед. наук / Т.Ш. Ібрагімов. -

Киев, 2009. - 23 с.

10. Михайленко, Л.Ф. Система методичної підготовки вчителя математики у вищому начальному закладі за заочною формою навчання: дис. ... канд. пед. наук /Л.Ф. Михайленко. - Вінниця, 2005. - 235 с.

Поступила в редакцию 20 октября 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.