Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА РОССИИ(ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА)'

ИННОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА РОССИИ(ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАНТЫ / ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мацкевич Оксана Валерьевна

Статья посвящена отдельным аспектам правового регулирования рынка труда России. Особое внимание уделено вопросам регулирования труда мигрантов. Рассмотрены основные трансформации, которые уже произошли в этой сфере, а также критически проанализированы перспективы ряда законотворческих инициатив. Предлагается доктринальная экспертная оценка основных инноваций правовой регламентации рынка труда в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА РОССИИ(ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА)»

Мацкевич Оксана Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московской академии Следственного комитета РФ

Matskevich Oksana Valeryevna

candidate of law, associate professor, associate professor of the department of humanities and socio-economic disciplines moscow academy of the investigative committee of the Russian Federation

E-mail: 4448907@mail.ru

Инновации в правовом регулировании рынка труда России (доктринальная экспертиза)

Innovations in the legal regulation of the Russian labor market

(doctrinal examination)

Аннотация. Статья посвящена отдельным аспектам правового регулирования рынка труда России. Особое внимание уделено вопросам регулирования труда мигрантов. Рассмотрены основные трансформации, которые уже произошли в этой сфере, а также критически проанализированы перспективы ряда законотворческих инициатив. Предлагается доктринальная экспертная оценка основных инноваций правовой регламентации рынка труда в России.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, государственная политика, геномная регистрация, мигранты, трудовая миграция, доктринальная экспертиза.

Abstract. The article is devoted to certain aspects of the legal regulation of the Russian labor market. Special attention is paid to the regulation of migrant labor. The main transformations that have already taken place in this area are considered, as well as the prospects for a number of legislative initiatives are critically analyzed.

Keywords: labor market, employment, state policy, genomic registration, migrants, labor migration.

Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами рыночной экономики. Любые колебания в этой сфере приводят к дестабилизации в других областях общественной жизни. Нормальное функционирование рынка труда должно поддерживаться конкуренцией спроса и предложения на рабочую силу, однако «в природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена, - считает Р. З. Лившиц, - поэтому чтобы ее обеспечить, ее нужно ввести извне». Главная роль в этом отводится государству, социальная функция которого реализуется через систему законодательства, закрепляющую минимальные стандарты. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики занятости населения определены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. №1032 1 «О занятости населения в Российской Федерации». В ст. 5 указанного Закона закреплено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Глобальный экономический кризис обнажил многие социально-экономические проблемы. Одной из них для всех без исключения стран (в том числе и высокоразвитых) является проблема обеспечения высокого уровня занятости. Как заявила вице-премьер РФ Ольга Голодец: «В связи с общемировым экономическим кризисом, вопрос трудовой занятости для общества вышел на первый план»1. Политика занятости должна соответствовать объявленному переходу на инновационный путь развития. Речь идет, в первую очередь, о повышении качества трудового потенциала и эффективности его ис-

1 URL: http://naukarus.com/innovatsii-kak-faktor-povysheniya-zanyatosti-v-rossii

570 -

Юридическая техника. 2022. № 16

пользования. Государственная политика в области содействия занятости населения осуществляется по различным направлениям. В данной статье рассмотрим происходящие в настоящее время трансформации правового регулирования одного из направлений (по нашему мнению, относящееся к числу приоритетных) - защита национального рынка труда, в том числе при помощи инструментов, регламентирующих поток мигрантов. Актуальность этой области государственного регулирования не вызывает сомнений. На фоне пандемии, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции усиливаются негативные процессы, связанные с ростом безработицы, усложняется общемировая ситуация в сфере занятости. Трудности испытывает и рынок труда России. В следствие приостановки потока мигрантов в Россию в период действия ограничительных мер, связанных с COVlD-19, многие отрасли экономики почувствовали дефицит рабочих кадров. Государство немедленно отреагировало на этот вызов принятием комплекса мер.

Сразу несколько ведомств проводит работу по выработке предложений по дальнейшему развитию трудового и миграционного законодательства в целях снижения качественных и количественных диспропорций на рынке труда, а также повышения инвестиционной привлекательности и улучшения делового климата российской юрисдикции. Так, с середины марта 2021 г. в РФ действует новая схема привлечения иностранной трудовой силы, которая была разработана с учетом пандемии и интересов россиян. Главная новация - заявительный порядок от работодателей. Причем приглашать зарубежных специалистов можно исключительно под определенные проекты. Работодатели, которые хотят нанять иностранцев, должны соответствовать определенным требованиям: штат сотрудников - от 250 человек, годовой доход - от 2 млрд рублей. Как пояснили в Минтруде, это сделано для того, чтобы работодатели смогли обеспечить достойные условия для мигрантов и исполнение санитарно-эпидемиологических требований.

Так, все приехавшие в Россию должны соблюсти двухнедельный карантин, работодатель обязан это организовать. Кроме того, он должен предоставить иностранным гражданам достойное жилье, подписать с ними трудовой договор, обеспечить медицинское обслуживание, следить, чтобы они работали только в регионе, куда были приглашены. По окончании договора компания обязуется обеспечить возвращение работника в страну проживания в трехдневный срок.

Новые правила привлечения мигрантов принесли свои плоды и позитивно отразились на общем положении дел на рынке труда. С начала действия новых правил количество одобренных заявок на иностранных работников стремительно растет - более чем на 20% в неделю. В Минтруде заявили со ссылкой на данные МВД, что в 2020 году в РФ работали 1,72 млн иностранцев, что на 25 % меньше показателя 2019-го. Большая часть мигрантов была занята в строительной отрасли (520 тыс. человек), в сфере транспортного обслуживания, на промышленном производстве, в сфере обслуживания, часть работников - в сельском хозяйстве (86,4 тыс. иностранных граждан).

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций предложило расширить возможности инфраструктуры цифрового профиля и распространить их на иностранных граждан и лиц без гражданства. Соответствующий проект изменений в постановление правительства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Инициатива направлена на преодоление барьеров в предоставлении свободы перемещения граждан стран-членов Евразийского экономического союза, в том числе трудовых ресурсов, а также услуг, поиска вакансий и упрощения процедуры трудоустройства иностранных граждан в России, говорится в пояснительной записке. Предполагается что ведомство совместно с МВД до 2022 года создадут единую информационную платформу с цифровыми профилями всех мигрантов на территории страны. В каждом профиле будут содержаться данные о правовом статусе иностранца, биометрия, сведения о месте жительства и работе. При этом мигранты смогут получать госуслуги в электронном виде и рассылку о предстоящем выезде из страны1.

Отчасти принимаемые меры направлены на упрощение порядка въезда мигрантов и это положительно сказывается на развитии экономики, решает текущие проблемы, однако руководители других (в основном правоохранительных) ведомств обеспокоены иными тенденциями и не столь оптимистично настроены, намерены усилить контроль за уже въехавшими мигрантами.

В частности 27 октября 2021 г., секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что масштабный приток в Россию трудовых мигрантов способствует росту напряженности среди коренного населения и может привести к возникновению массовых беспорядков. По его словам, необходимо обеспечить мигрантам соблюдение законов РФ, не допускать проявлений ксенофобии и повысить уровень общественной безопасности в районах проживания и работы мигрантов.

Обязательное прохождение дактилоскопической регистрации и медосмотр вводятся для трудовых мигрантов, прибывших в Россию без визы и находящихся в стране в течение длительного периода. Президент В. Путин подписал соответствующий Федеральный закон от 01.07.2021 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

1 Подробнее на ПГ: https://www.pnp.ru/economics/vozmozhnosti-cifrovogo-profilya-dlya-trudovykh-migrantov-predlozhili-rasshirit.html

Трудовые мигранты с 29 декабря 2021 года для нахождения в России будут должны проходить обязательную дактилоскопию. Также это условие будет действовать в отношении всех иностранных граждан, находящихся в стране более 90 дней. Для въезда или долгосрочного пребывания в России иностранные граждане будут получать единый документ с электронным носителем. Для его получения будет необходимо в течение 30 дней со дня въезда в страну пройти дактилоскопию и сделать фотографию.

Кроме того, медицинское освидетельствование должно будет подтвердить отсутствие у мигранта наркозависимости, представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, ВИЧ. Предполагается, что единый документ будет действовать 10 лет1. Также МВД разработало административный регламент для государственного контроля за соблюдением работодателями правил пребывания и трудовой деятельности мигрантов. Так, сотрудники МВД смогут осуществлять контроль как в ходе внеплановых документарных, так и выездных проверок.

В ряде случаев пребывание иностранцев в России становится нежелательным. Так, основанием для данного статуса является «создание реальной угрозы обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения». Иностранец, пребывание или проживание которого в России признали нежелательным, обязан выехать из страны. В противном случае его депортируют.

Оставшиеся в России в период пандемии мигранты столкнулись с тем, что в апреле 2019 г. остановились стройки, закрылись многие предприятия малого бизнеса, почти прекратила свою работу сфера услуг. Рабочие оказались без средств к существованию. Меры поддержки властей (отмена платы за патенты и продление пребывания в стране на три месяца) не смогли помочь выжить без работы, особенно если учесть тот факт, что примерно 45 % заработка мигранты переводят своим семьям на родину. Для сравнения: по оценкам опроса Института демографии ВШЭ, в 2020-м мигранты получали в среднем 43,2 тыс. рублей, на родину каждый из рабочих рассчитывал отправить хотя бы $150. Оказавшись в трудной жизненной ситуации практически на грани выживания, многие мигранты ушли в теневой сектор или вступили на криминальный путь. В настоящее время растет число преступлений и противоправных действий, совершенных трудовыми мигрантами. Так, за январь-июнь 2020 года в России было расследовано более 17 тыс. преступлений, совершенных иностранцами, а за первое полугодие 2021 года - почти 19 тыс. На сложную криминогенную ситуацию в стране не мог не обратить внимания Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин. Он своевременно ставит вопрос о необходимости систематизировать миграционное законодательство и предлагает ряд мер, направленных на стабилизацию обстановки. «В настоящее время вопросы миграции регулируют уже сотни нормативных актов. А это многоплановая и довольно запутанная нормативная база, поэтому явно назрел вопрос о кодификации миграционного законодательства»,- сказал Бастрыкин в интервью «Интерфаксу»2. Действительно, в данный момент миграцию регулирует множество нормативных актов, и их большое количество представляет определенную сложность для правоприменителей, поэтому необходимость кодифицировать миграционное законодательство действительно выходит на первый план. Глава СКР предложил «ясно прописать все формы миграции» в новом нормативном акте, а также нормы, связанные с регистрацией иностранцев, с выдачей квот на занятие трудовой деятельностью, а также четко определить порядок учета мигрантов, их дактилоскопирования и другие виды контроля.

Крое того, Председатель СК РФ Александр Бастрыкин указал на необходимость подвергать обязательной геномной регистрации всех трудовых мигрантов, въезжающих в Россию из стран ближнего зарубежья». В этой связи Председатель Следственного комитета РФ дал поручение главному следственному управлению и управлению правового обеспечения и международного сотрудничества подготовить проект изменений в федеральные законы «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». «Такие меры серьезным образом ужесточат контроль над миграционными процессами, позволят поставить дополнительный барьер проникновению на наш рынок труда криминальных элементов, а правоохранительным органам - более успешно раскрывать совершенные ими преступления», - сказал Бастрыкин.

Геномная регистрация представляет собой учет, хранение и использование государственными органами персональных данных, включающих кодированную информацию об определенных фрагментах ДНК. Сейчас обязательную ДНК-регистрацию должны проходить только лица, осужденные и отбывающие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности. Геномная регистрация мигрантов означает, что у приезжих будут брать образцы ДНК - мазок из горла или кровь. Государственная геномная регистрация регулируется законом «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» 2008 года3.

Необходимость таких мер А.И. Бастрыкин объяснил тем, что в структуре преступности мигрантов «наметились тенденции роста противоправных деяний». В частности, увеличилась доля правонару-

1 Подробнее на ПГ: https://www.pnp.ru/politics/trudovykh-migrantov-obyazali-prokhodit-daktiloskopiyu-i-medosmotr.html

2 https://www.pnp.ru/social/sk-razrabotaet-zakonoproekt-o-genomnoy-registracii-trudovykh-migrantov.html

3 Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации". Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2021

572

Юридическая техника. 2022. № 16

шений, имеющих повышенную общественную опасность. Так, по его данным, среди мигрантов число экстремистских преступлений увеличилось на 33 %, терроризма - на 26 %, убийств - на 8 %, изнасилований - на 5 %.

По мнению экспертов в области криминалистики, подобная мера действительно поможет снизить уровень преступности среди приезжих - подозреваемых будет легко идентифицировать. Однако сохраняется риск фальсификации улик. Кроме того, сами иностранцы, работающие в России, считают процедуру обидной. Остается открытым и вопрос финансирования данной процедуры, поскольку она является довольно затратной. Потребуются большие вложения для создания соответствующей инфраструктуры.

Возможно, стоит прислушаться к мнению о том, что вводить все указанные процедуры лучше поэтапно - дактилоскопия, радужка глаза, цифровое изображение лица - это не требует серьезных затрат и в комплексе дает хороший результат. А после того, как уже полноценно заработает дактилоскопический режим (дактилоскопия, радужка глаза, цифровое изображение лица ) регистрации мигрантов - вводить геномную регистрацию, если она все еще будет нужна, а вполне возможно, что получится обойтись менее затратными способами без биохимической процедуры.

Таким образом, трудовая миграция может иметь для принимающей стороны как положительные, так и отрицательные последствия. Проблемы, с которыми сопряжены эти процессы, являются комплексными, в связи с чем стоит продолжить процесс поиска оптимальных способов и методов правового регулирования миграционных вопросов именно на основе взаимодействия разных ведомств. Для более эффективного взаимодействия и во избежание принятия разрозненных и противоречивых мер стоит рассмотреть возможность образования координационной группы, в которую будут включены представители ведомств, задействованных в решении вопросов занятости трудовых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.