Научная статья на тему 'Трудовое законодательство как инструмент обеспечения миграционной безопасности'

Трудовое законодательство как инструмент обеспечения миграционной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ / ПЕРЕЕЗД НА РАБОТУ В ДРУГУЮ МЕСТНОСТЬ / СЕЗОННАЯ РАБОТА / РАБОТА ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ / ЗАЕМНЫЙ ТРУД / ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА / MIGRATION SECURITY / LABOR MOBILITY / EXTERNAL LABOR MIGRATION / INTERNAL LABOR MIGRATION / FOREIGN WORKERS / RELOCATION TO ANOTHER REGION / SEASONAL WORK / ROTATIONAL WORK / OUTSTAFFING / REMOTE WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцева Л. В., Лузина Т. В.

Трудовое законодательство способно влиять на уровень миграционной безопасности в стране. С одной стороны, оно создает условия для повышения мобильности трудовых ресурсов внутри страны посредством установления гарантий и компенсаций в связи с переездом в другую местность. С другой стороны, трудовое законодательство обеспечивает контроль за легальной внешней трудовой миграцией и защищает внутренний рынок труда от незаконных мигрантов и социального демпинга в отношении условий труда путем установления специальной дифференциации правового регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства. В России традиционно низкий уровень внутренней трудовой мобильности, что приводит к сохранению локализации региональных рынков труда и препятствует эффективному использованию трудовых ресурсов. Основную проблему в данной сфере составляют вопросы обеспечения переселенцев жильем, находящиеся вне сферы регулирования трудового законодательства. Правовые средства, обеспечивающие осуществление временной внутренней трудовой миграции, связаны с такими формами организации труда, как работа вахтовым методом, сезонная работа, работа на основании договора о предоставлении персонала. Достаточно условно к ним можно отнести и дистанционную работу. В Российской Федерации по-прежнему существует проблема трудоустройства российских граждан при отсутствии регистрации по месту жительства. Положения трудового законодательства о запрете дискриминации, в том числе и по признаку места жительства, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства, а также положения об административной ответственности за соответствующие деяния являются достаточными правовыми средствами защиты от незаконного отказа в приеме на работу. Проблемы эффективности такой защиты в большей степени связаны с процессуальными аспектами распространением общих правил распределения бремени доказывания на споры о дискриминации в сфере труда. Вопросы внешней миграции регулируются преимущественно нормами административного права. Трудовое законодательство регламентирует трудовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства и устанавливает особенности регулирования их труда, не образующие дискриминацию. Вместе с тем в данной сфере существуют проблемы, требующие решения, среди которых можно выделить следующие. Положения Трудового кодекса РФ, регламентирующие особенности временного перевода иностранных работников и связанные с ними дополнительные основания прекращения трудового договора, вносят нестабильность в такие трудовые отношения и создают почву для злоупотреблений со стороны работодателя. Несмотря на то что в законодательстве отсутствует запрет на дистанционный труд иностранных работников, Министерство труда и социальной защиты РФ считает невозможным заключение трудового договора о дистанционной работе с иностранным работником, проживающим за рубежом. Кроме того, в российском законодательстве не закреплена возможность составления трудового договора на языках обеих сторон, предусмотренного в Рекомендации № 86 Международной организации труда «О трудящихся мигрантах» (пересмотренной в 1949 г.). Необходимо дальнейшее совершенствование трудового законодательства в целях содействия внутренней трудовой мобильности, защите работников от дискриминации и недобросовестных практик социально-трудового демпинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor Legislation as a Tool for Ensuring Migration Safety

The labor legislation may have an impact on the level of migration safety in the country. On the one hand, it provides conditions for improvement of the labor force mobility domestically through the establishment of guarantees and compensations due to relocation to another region. On the other hand, the labor legislation ensures control over legal external labor migration and protects internal labor market against illegal migrants and social damping in respect of labor conditions through the establishment of special differentiation of legal regulation of labor of foreign citizens and individuals without citizenship. Russia demonstrates a traditionally low level of internal labor mobility, the fact that results in preservation of localization of regional labor markets and prevents from efficient usage of labor force. The main challenges in this area are the matters related to provision of housing for displaced persons which is beyond the scope of regulation by the labor legislation. The legal instruments ensuring the exercise of temporary internal labor migration are associated with such forms of labor organization as work on a rotational basis, seasonal work, and outstaffing. Remote working can be roughly attributed to such forms. In the Russian Federation citizens still face an employment problem if they do not have registration at their place of residence. The regulations of the labor legislation on prohibition of discrimination, inter alia, based upon place of residence, availability or lack of registration at one’s place of residence as well as regulations on administrative liability for the respective acts serve as sufficient legal remedies against illegal refusal to recruit. The problems of efficiency of such remedies are to a large extent linked to procedural aspects dissemination of general rules for the shared burden of proof on disputes on discrimination in labor sector. The issues of external migration are governed primarily by the standards of ad mi nistrative law. The labor legislation regulates labor relationships with the participation of foreign citizens and individuals without citizenship and establishes features for regulation of their labor not forming discrimination. Along with this, there are problems to be resolved. The following can be identified. The regulations of the Labor Code of RF governing features for temporary transfer of foreign employees and the related additional grounds for termination of labor contract bring instability into such labor relationships and provide a context for abuses on the part of employer. Regardless the fact that the legislation doesn’t prohibit remote working for foreign citizens, the Ministry of Labor and Social Security of RF considers it impossible to conclude an employment contract on remote working with a foreign employee residing abroad. Moreover, the Russian legislation doesn’t provide for a possibility to conclude an employment contact in the languages of both parties as stipulated in Guidelines No.86 of the International Labor Organization "On migrant workers" (revised in 1949). It is necessary to continue improving the labor legislation for the purposes of facilitating internal labor mobility, protecting employees against discrimination and malpractices of socio-labor damping.

Текст научной работы на тему «Трудовое законодательство как инструмент обеспечения миграционной безопасности»

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА ЗАЙЦЕВА

Тюменский государственный университет

625003, Российская Федерация, Тюмень, ул. Володарского, д. 6

E-mail: [email protected]

SPIN-код: 3218-3820

ORCID: 0000-0002-1585-6456

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЛУЗИНА

Тюменский государственный университет

625003, Российская Федерация, Тюмень, ул. Володарского, д. 6

E-mail: [email protected]

SPIN-код: 5217-0101

ORCID: 0000-0002-1649-686X

DOI: 10.35427/2073-4522-2019-14-5-zaitceva-luzina

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований научного проекта № 19-010-00856 А «Разработка методологии и инструментария дифференциации регионов (стран) на основе оценки миграционной безопасности».

Аннотация. Трудовое законодательство способно влиять на уровень миграционной безопасности в стране. С одной стороны, оно создает условия для повышения мобильности трудовых ресурсов внутри страны посредством установления гарантий и компенсаций в связи с переездом в другую местность. С другой стороны, трудовое законодательство обеспечивает контроль за легальной внешней трудовой миграцией и защищает внутренний рынок труда от незаконных мигрантов и социального демпинга в отношении условий труда путем установления специальной дифференциации правового регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

В России традиционно низкий уровень внутренней трудовой мобильности, что приводит к сохранению локализации региональных рынков труда и препятствует эффективному использованию трудовых ресурсов. Основную проблему в данной сфере составляют вопросы обеспечения переселенцев жильем, находящиеся вне сферы регулирования трудового законодательства. Правовые средства, обеспечивающие осуществление временной внутренней трудовой миграции, связаны с такими формами организации труда, как работа вахтовым методом, сезонная работа, работа на основании договора о предоставлении персонала. Достаточно условно к ним можно отнести и дистанционную работу.

В Российской Федерации по-прежнему существует проблема трудоустройства российских граждан при отсутствии регистрации по месту жительства. Положения трудового законодательства о запрете дискриминации, в том числе и по признаку места жительства, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства, а также положения об административной ответственности за соответствующие деяния являются достаточными правовыми средствами защиты от незаконного отказа в приеме на работу. Проблемы эффективности такой защиты в большей степени связаны с процессуальными аспектами — распространением общих правил распределения бремени доказывания на споры о дискриминации в сфере труда.

Вопросы внешней миграции регулируются преимущественно нормами административного права. Трудовое законодательство регламентирует трудовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства и устанавливает особенности регулирования их труда, не образующие дискриминацию. Вместе с тем в данной сфере существуют проблемы, требующие решения, среди которых можно выделить следующие. Положения Трудового кодекса РФ, регламентирующие особенности временного перевода иностранных работников и связанные с ними дополнительные основания прекращения трудового договора, вносят нестабильность в такие трудовые отношения и создают почву для злоупотреблений со стороны работодателя. Несмотря на то что в законодательстве отсутствует запрет на дистанционный труд иностранных работников, Министерство труда и социальной защиты РФ считает невозможным заключение трудового договора о дистанционной работе с иностранным работником, проживающим за рубежом. Кроме того, в российском законодательстве не закреплена возможность составления трудового договора на языках обеих сторон, предусмотренного в Рекомендации № 86 Международной организации труда «О трудящихся мигрантах» (пересмотренной в 1949 г.).

Необходимо дальнейшее совершенствование трудового законодательства в целях содействия внутренней трудовой мобильности, защите работников от дискриминации и недобросовестных практик социально-трудового демпинга.

Ключевые слова: миграционная безопасность, трудовая мобильность, внешняя трудовая миграция, внутренняя трудовая миграция, иностранные работники, переезд на работу в другую местность, сезонная работа, работа вахтовым методом, заемный труд, дистанционная работа

LARISA V. ZAITCEVA

University of Tyumen

6, Volodarskogo str., Tyumen 625003, Russian Federation E-mail: [email protected] SPIN-код: 3218-3820 ORCID: 0000-0002-1585-6456

TATYANA V. LUZINA

University of Tyumen

6, Volodarskogo str., Tyumen 625003, Russian Federation

E-mail: [email protected]

SPIN-код: 5217-0101

ORCID: 0000-0002-1649-686X

LABOR LEGISLATION AS A TOOL FOR ENSURING MIGRATION SAFETY

The paper was prepared within the framework of the scientific project N. 19-010-00856 А "Development of Methodology and Tools of Differentiation of Regions (Countries) Based on the Assessment of the Migration Security" supported by the Russian Foundation for Basic Research.

Abstract. The labor legislation may have an impact on the level of migration safety in the country. On the one hand, it provides conditions for improvement of the labor force mobility domestically through the establishment of guarantees and compensations due to relocation to another region. On the other hand, the labor legislation ensures control over legal external labor migration and protects internal labor market against illegal migrants and social damping in respect of labor conditions through the establishment of special differentiation of legal regulation of labor of foreign citizens and individuals without citizenship.

Russia demonstrates a traditionally low level of internal labor mobility, the fact that results in preservation of localization of regional labor markets and prevents from efficient usage of labor force. The main challenges in this area are the matters related to provision of housing for displaced persons which is beyond the scope of regulation by the labor legislation.

The legal instruments ensuring the exercise of temporary internal labor migration are associated with such forms of labor organization as work on a rotational basis, seasonal work, and outstaffing. Remote working can be roughly attributed to such forms.

In the Russian Federation citizens still face an employment problem if they do not have registration at their place of residence. The regulations of the labor

legislation on prohibition of discrimination, inter alia, based upon place of residence, availability or lack of registration at one's place of residence as well as regulations on administrative liability for the respective acts serve as sufficient legal remedies against illegal refusal to recruit. The problems of efficiency of such remedies are to a large extent linked to procedural aspects — dissemination of general rules for the shared burden of proof on disputes on discrimination in labor sector.

The issues of external migration are governed primarily by the standards of administrative law. The labor legislation regulates labor relationships with the participation of foreign citizens and individuals without citizenship and establishes features for regulation of their labor not forming discrimination. Along with this, there are problems to be resolved. The following can be identified. The regulations of the Labor Code of RF governing features for temporary transfer of foreign employees and the related additional grounds for termination of labor contract bring instability into such labor relationships and provide a context for abuses on the part of employer. Regardless the fact that the legislation doesn't prohibit remote working for foreign citizens, the Ministry of Labor and Social Security of RF considers it impossible to conclude an employment contract on remote working with a foreign employee residing abroad. Moreover, the Russian legislation doesn't provide for a possibility to conclude an employment contact in the languages of both parties as stipulated in Guidelines No.86 of the International Labor Organization "On migrant workers" (revised in 1949).

It is necessary to continue improving the labor legislation for the purposes of facilitating internal labor mobility, protecting employees against discrimination and malpractices of socio-labor damping.

Keywords: migration security, labor mobility, external labor migration, internal labor migration, foreign workers, relocation to another region, seasonal work, rotational work, outstaffing, remote work

1. Введение

Совершенствование правового регулирования отношений в сфере труда и занятости является одним из основных направлений реализации государственной политики1, в том числе и в связи с обеспечением миграционной безопасности. Последняя представляет собой многоаспектное явление. В литературе миграционная безопасность определяется и как юридическое состояние «защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда

1 См.: Скачкова Г.С. Обзор материалов научно-практической конференции «Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования» // Государство и право. 2011. № 7. С. 116.

из нее, пребывания и проживания на территории страны»2, и как «государственно-правовой институт, включающий комплекс механизмов и структур по обеспечению и защите основ легальной миграции, прав и свобод человека, устойчивого миграционного порядка»3, и, наконец, как целостная система, объединяющая «совокупность общественных отношений и правовых норм в целях обеспечения правовых и институциональных механизмов, ...отвечающих за защиту личности, общества и государства от угроз в сфере миграционной политики»4.

Соответственно миграционная безопасность являются составной частью общественной5, экономической6, социальной7 и демографической8 безопасности. Ее обеспечение непосредственно связано с ситуацией на рынке труда, трудовой миграцией и государственным регулированием занятости и трудоустройства, поскольку именно государство должно создавать благоприятные условия для позитивного влияния миграции на общественный прогресс9.

Трудовая миграция, рассматриваемая как «совокупность территориальных перемещений людей, связанных с занятостью и поисками работы»10, имеет как положительные, так и негативные последствия. К числу положительных последствий можно отнести восполнение де-

2 Попов Г.Г. Миграционная безопасность России (Институционально-правовой анализ): Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 10.

3 Степанов А.В. Безопасность, национальная безопасность, миграционная безопасность, национальная миграционная политика: анализ определений, соотношение категорий // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2. С. 75-78.

4 Иванцов С.В., Несмелов П.В., Назаров М.В. Миграционные процессы и миграционная безопасность в странах СНГ // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2. С. 96.

5 См.: Лянной В.А. Обеспечение миграционной безопасности в контексте реализации концепции общественной безопасности Российской Федерации // Вестник ВЭГУ. 2015. № 6. С. 94-104.

6 См.: Воронина Н.А. Дискурс национальной безопасности в миграционной политике России // Труды Института государства и права РАН. 2013. № 1. С. 82-114.

7 См.: ЕрмашовД.В. Миграционная безопасность: проблемы теории и практики // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2010. № 4. С. 119-124.

8 См.: Рыбаковский Л.Л. Политика миграционная // Социальная политика: Энциклопедический словарь / Под ред. Н.А. Волгина. М., 2005. С. 431-432.

9 См. : De Haas H. Migration and Development: A Theoretical Perspective // International Migration Review. 2010. Vol. 44. Iss. 1. P. 227.

10 Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. М., 2007. С. 282.

фицита рабочей силы, стабилизацию рынка труда путем исправления территориального дисбаланса и структурной деформации на рынке11. Отрицательные стороны трудовой миграции связаны с рисками нелегальной миграции и формированием недобросовестных практик на рынке труда, социально-трудового демпинга со стороны недобросовестных работодателей и трудовых мигрантов.

Поскольку цель трудового мигранта — трудоустройство, то трудовое законодательство способно стимулировать внутреннюю трудовую миграцию посредством создания необходимых условий для переезда на работу в другую местность, содействовать законной трудовой деятельности иностранных граждан, обеспечивая защиту их трудовых прав и законных интересов, а также препятствовать незаконной внешней трудовой миграции.

2. Стимулирование внутренней трудовой миграции как инструмент обеспечения миграционной безопасности

Внутренняя трудовая миграция предполагает смену места жительства в целях трудоустройства (постоянная миграция) или временное перемещение в связи с занятостью вне своего постоянного места жительства (временная миграция)12. В России традиционно низкий уровень внутренней трудовой мобильности. Россиянин в среднем лишь дважды в жизни меняет место жительства, в то время как гражданин США — 13, Великобритании — семь раз13. Причины такой низкой мобильности носят как экономический, так и социокультурный характер. Низкая территориальная мобильность граждан способствует сохранению локализации региональных рынков труда и препятствует эффективному использованию трудовых ресурсов. Согласно данным Росстата, за последние 20 лет внутренняя миграция в России сократилась в 1,4 раза14, однако для развития рынка труда, устойчивости эко-

11 См.: Лузина Т.В., Елфимова О.С. Проблемы миграционной безопасности и региональные тенденции миграционных процессов // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1. С. 216.

12 См.: Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. М., 2014. С. 21.

13 См.: Гончар Г.П., Кривуца П.В. О нормативно-правовом регулировании повышения мобильности трудовых ресурсов в пилотных субъектах Российской Федерации // Вестник экспертного совета. 2015. № 1. С. 78.

14 См.: Змияк С.С., Сергушко Р.Н., Моисеев В.Н. Управление мобильностью трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации как фактор обеспечения

номики и повышения уровня жизни населения необходима мобильность трудовых ресурсов.

Следует отметить и тенденцию снижения временной, в том числе маятниковой, трудовой миграции, позволяющей, не меняя постоянного места жительства семьи, обеспечивать ее кормильцу получение трудового дохода за рамками территории проживания. По данным всероссийской переписи населения 2010 г., 2,3 млн человек работают в других регионах страны15 без смены постоянного места жительства. По экспертным оценкам, численность таких трудовых мигрантов составляет 1,6—1,7 млн человек, критерием для их выделения является посещение дома не чаще одного раза в неделю16. Место притяжения временных трудовых мигрантов — регионы с наиболее высоким экономическим потенциалом и благополучной ситуацией на рынке труда. Очевидно, что работники перемещаются в регионы с «более высокой плотностью капитала»17.

Предпочтительность постоянной или временной трудовой миграции определяется различными факторами, к которым можно отнести экономическую целесообразность повышения численности населения в регионе на постоянной основе со всеми сопутствующими этому инфраструктурными расходами, состояние регионального рынка труда, стабильность потребности в дополнительной рабочей силе и т.п. Правовые же средства стимулирования внутренней трудовой мобильности определяются в зависимости от экономических потребностей, формируя приоритеты государственной политики. Какие же нормы трудового права способствуют, а какие, наоборот, препятствуют развитию внутренней трудовой миграции?

Если говорить о положениях, влияющих на постоянную внутреннюю трудовую мобильность, то можно предположить, что значение трудового законодательства в этой части невелико, поскольку основную проблему составляют вопросы обеспечения переселенцев

демографической безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2015. № 3. С. 170.

15 См.: Антонов Е.В. Трудовая мобильность населения России по данным Всероссийской переписи 2010 года // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2016. № 2. С. 54-63.

16 См.: Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция в России: международный и внутренний аспект // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018. № 1. С. 186.

17 Balci A.M. Time Fractional Capital-Induced Labor Migration Model // Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. 2017. Vol. 477. P. 91.

жильем18. Трудовое законодательство регламентирует трудовые гарантии и компенсации работнику в связи с переездом на работу в другую местность по соглашению сторон трудового договора. Во внебюджетной сфере размер и порядок предоставления гарантий и компенсаций при переезде на работу в другую местность определяются коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя или соглашением сторон трудового договора. Размер компенсаций и порядок их предоставления в бюджетной сфере устанавливается органом исполнительной власти в зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности конкретной организации. Безусловно, существующая сегодня система правового регулирования трудовых гарантий и компенсаций далека от совершенства19. В правовом регулировании предпочтение отдается договорному и локальному способам установления размера компенсаций (за исключением бюджетной сферы), что приводит к фактическому нарушению прав работников20 в тех случаях, когда соответствующее регулирование отсутствует или носит формальный характер, а также к определению условий и размеров выплат не соразмерно фактическим затратам работника и без учета принципа социальной справедливости.

Например, ст. 326 ТК РФ, устанавливающая «северные» компенсации в связи с переездом, сформулирована так, что не понятно, адресована ли она всем работодателям. В ней идет речь о компенсациях для лиц, работающих в государственных и муниципальных органах, государственных внебюджетных фондах, государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В 2012 г. Конституционный Суд РФ, определяя конституционно-правовой смысл ст. 325 ТК РФ, указал на обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера,

18 См.: Яковлева Т.А. Трудовая мобильность: проблемы и перспективы в современной России // Экономика. Бизнес. Право. 2016. № 11—12. С. 38.

19 См.: Цыпкина И.С. К вопросу о целесообразности совершенствования законодательства о гарантиях и компенсациях в трудовом праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 10. С. 20.

20 См., например: Балицкий К.С. Нарушение трудовых прав работников правомерными действиями работодателя // За права трудящихся! Качество жизни населения как критерий эффективности норм трудового права и приоритет профсоюзной деятельности: материалы четвертой Международной научно-практической конференции (к 90-летию заслуженного деятеля науки РФ профессора М.В. Мо-лодцова). Екатеринбург, 2018. С. 48.

компенсировать работникам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно 21, руководствуясь принципами равенства и справедливости. Учитывая сходство целей этих двух статей, представляется, что соответствующим образом следует применять и ст. 326 ТК РФ. Но достаточно ли позиции Конституционного Суда, сформулированной применительно к другой статье Трудового кодекса РФ, для изменения практики?

Следует обратить внимание также на два ограничения, установленные ст. 326 ТК РФ. Во-первых, для получения соответствующих компенсаций необходимо переезжать в районы Севера из других регионов Российской Федерации. Соответственно, эта статья направлена на стимулирование межрегиональной миграции, однако возникает вопрос о возможности выплаты компенсации тем, кто согласился изменить место работы и жительства, уже проживая на Севере. Их затраты могут не уступать затратам переселенцев из южных регионов. Северные территории страны настолько обширны, что переезд может быть связан с преодолением больших расстояний.

Во-вторых, компенсация провоза багажа осуществляется по тарифам, не выше установленных на железнодорожном транспорте. Достаточно посмотреть на карту дорог страны, чтобы убедиться в том, что далеко не везде возможен проезд железнодорожным транспортом. Вместе с тем это ограничение установлено для получателей бюджетных средств, нецелевое или неправильное использование которых образует составы разнообразных правонарушений.

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»22 (далее — Закон о занятости) после включения в 2015 г. норм, призванных обеспечить повышение мобильности трудовых ресурсов в стране23, может сегодня рассматриваться как элемент системы обеспечения внутренней трудовой миграции. За-

21 Постановление Конституционного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 2-П по делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой (п. 5 мотивировочной части) // СЗ РФ. 2012. № 9. Ст. 1152.

22 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

23 Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 425-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. 1). Ст. 7536. Данный Закон действовал до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

кон устанавливает, что «с работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее двух лет, в которых указываются меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления» (п. 9 ст. 22.2). Несмотря на достаточно привлекательные условия государственного содействия работодателям и работникам по региональным программам, существенного изменения ситуации с привлечением трудовых ресурсов в регионы, где реализуются указанные программы, не произошло24. Внесенные в июле 2018 г. изменения, хотя и усовершенствовали правовое регулирование, оставили нерешенными ряд вопросов. В частности, остаются неясными основания и пределы возмещения работником ранее полученных компенсаций в связи с прекращением трудового договора до истечения первого года со дня переезда25.

Правовые средства, обеспечивающие осуществление временной внутренней трудовой миграции, связаны с такими формами организации труда, как работа вахтовым методом, сезонная работа, работа на основании договора о предоставлении персонала. К ним достаточно условно можно отнести и дистанционную работу при условии, что в этом случае рабочая сила перемещается виртуально, в договоре не предусматривается условие о месте работы и местом заключения договора считается место расположения работодателя.

Вахтовый метод организации труда традиционно широко применяется в стране, причем не только в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями в предусмотренных ст. 297 ТК РФ целях. Фактически он используется и в средней полосе России, в том числе в Москве и Московской области, о чем свидетельствует большое количество объявлений о наборе вахтового персонала. Парадокс ситуации заключается в том, что привлечение работников для строительства и ремонта производственных и инфраструктурных объектов с территорий с тяжелой ситуацией на рынке труда и низким уровнем средней заработной платы позволяет работодателям эко-

в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов» // СЗ РФ. 2018. № 28. Ст. 4154.

24 См.: Швалева Е.С. Об эффективности правового механизма повышения мобильности трудовых ресурсов // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2019. № 1. С. 64.

25 См.: там же. С. 66—67.

номить на персонале даже с учетом необходимости предоставления предусмотренных в гл. 47 ТК РФ компенсаций. При этом в контексте буквального толкования ст. 297 ТК РФ никто не пытается создавать какие-либо препятствия для применения этого метода в обжитых и неудаленных районах с умеренным и благоприятным климатом. Это ведет к рискам недобросовестной конкуренции на рынке труда территорий со сравнительно высоким уровнем заработной платы. Основным же неудобством для развития вахтового метода как устойчивой разновидности внутренней миграции является сохранение в системе его регулирования нормативных правовых актов Союза ССР, которые продолжают действовать в части, не противоречащей российскому законодательству26. Именно оценка этих актов с точки зрения их соответствия (несоответствия) российскому законодательству представляет на практике определенную сложность.

Отдельные проблемы обусловлены и положениями гл. 47 ТК РФ. Например, дискриминационный характер, по нашему мнению, носят положения ст. 302 ТК РФ, предусматривающие дифференциацию размера «северных» компенсаций в зависимости от места постоянного проживания вахтовиков при том, что все они вырабатывают одинаковую норму труда, хотя и проживают различное время на северных территориях в период действия трудового договора. Отдельные нефтяные компании решают эту проблему посредством установления общего, наиболее благоприятного правила в своем коллективном договоре27, но это не решает проблему в целом. Соответственно можно признать обоснованной позицию тех ученых, которые считают необходимым выработку новых подходов к регулированию труда вахтового персонала28.

Сезонная работа. Заключение трудового договора о сезонной работе может предполагать временную трудовую миграцию, обусловленную сезонным повышением спроса на рабочую силу в отдельных отраслях

26 Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС, Министерства здравоохранения СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 «Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ» // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. № 5.

27 См.: ПучковА.Л. Организация труда вахтовым методом на нефтегазодобывающих предприятиях Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 296. С. 220.

28 См.: Ковригина Т.А. Актуальные вопросы организации вахтового метода работы в условиях Арктической зоны Российской Федерации (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». 2016. Т. 10. № 4. С. 88.

и на отдельных территориях. Сезонная занятость является одним из старейших видов занятости. Из буквального толкования ст. 293 ТК РФ вытекает, что сезонными являются не только работы, выполняемые в течение определенного сезона в силу климатических или иных природных условий, но и те работы, которые предусмотрены отраслевыми соглашениями социального партнерства федерального уровня и закреплены в перечнях сезонных работ. Именно такие перечни определяют сезонные работы и их максимальную продолжительность. Этот факт часто игнорируют, упоминая в качестве источника правового регулирования перечни сезонных работ, ранее установленные органами государственной исполнительной власти29, которые применяются в целях предоставления сезонным работникам социально-трудовых гарантий, например пенсионного обеспечения30, но не определяют саму возможность заключения трудового договора о сезонной работе. Трудовой кодекс РФ не содержит ответа на вопрос о том, как определять сезонную работу в отрасли, где не заключено отраслевое соглашение федерального уровня. Отдельные ученые считают, что в таких случаях необходимо руководствоваться перечнем сезонных работ, утвержденным постановлением Народного комиссариата труда СССР от 11 октября 1932 г. № 18531 в редакции постановления Государственного комитета труда СССР и ВЦСПС от 28 декабря 1988 г., одновременно отмечая, что данный документ относит к числу сезонных и работы, не зависящие от природных или климатических условий32. Вместе с тем они предлагают определить на федеральном уровне новый Перечень сезонных работ, сохранив при этом возможность гибкого, расширительного регулирования сезонных работ отраслевыми соглашениями федерального уровня33.

Возвращаясь к действующему правовому регулированию, следует обратить внимание на системное толкование ст. 293 и 48 ТК РФ.

29 См., например: Шония Г.В. Понятие и правовое регулирование труда сезонных работников в России и за рубежом: сравнительный анализ // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8. С. 107.

30 Например, постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» // СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2709.

31 См.: Известия НКТ СССР. 1932. № 28-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 См.: Данилина—Пустошинская И.А. Особенности регулирования труда лиц, занятых на сезонных работах: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 16.

33 См.: там же. С. 17.

В данном контексте возникает вопрос: может ли работодатель использовать установленный отраслевым соглашением перечень сезонных работ, если он не присоединился к отраслевому соглашению (отказался от присоединения, не является членом соответствующего объединения работодателей, а соглашение не было официально опубликовано)? Вероятно, что в этом случае соглашение (вместе со всеми приложениями к нему) на этого работодателя не распространяется, однако выполняемые им работы фактически являются сезонными, поскольку связаны с природными или климатическими условиями и имеют отраслевую специфику.

Таким образом, можно констатировать несовершенство правового регулирования сезонных работ, что может как создавать условия для нарушения трудовых прав работников, занятых на такого рода работах, так и препятствовать стабильности этого вида занятости, связанного с сезонной миграцией рабочей силы.

Еще один способ повышения внутренней мобильности трудовых ресурсов — заемный труд или временное направление персонала другому работодателю. Предусмотренный в ст. 561 ТК РФ запрет заемного труда совместно с положениями гл. 531 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)» и требованиями ст. 18.1 Закона о занятости существенно ограничивают возможности временной занятости на основе договора о предоставлении труда работников. С точки зрения защиты прав работников от негативных последствий этого гибкого вида занятости такие ограничения понятны. Вместе с тем одновременно создаются препятствия для развития временной трудовой миграции. Проблема усугубляется и несовершенством законодательства. До сих пор не определены условия и порядок временного предоставления персонала юридическими лицами (в том числе иностранными юридическими лицами и их аффилированными организациями) в предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 18.1 Закона о занятости случаях. Как справедливо отмечается в литературе, остается неясной как причина ограничения срока договора о предоставлении персонала девятью месяцами, так и предмет такого ограничения (не ясно, идет ли речь об ограничении срока самого договора о предоставлении персонала или о продолжительности работы конкретного работника)34.

34 См.: Коршунова Т.Ю. Договоры о предоставлении труда персонала: некоторые проблемы // Журнал российского права. 2016. № 10. С. 142.

Еще до принятия гл. 531 ТК РФ обращалось внимание на целый ряд «несуразностей» концепции так называемого заемного труда, «системы "трехсторонних" трудовых отношений»35 и проблем ее реализации на практике36. Изменения, внесенные в законодательство в 2014 г.37, отнюдь не решили всех проблем.

Определенное влияние на внутренние миграционные процессы могут оказывать и отдельные способы организации труда, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, в частности особый характер работы (например, разъездной характер труда, работа в полевых условиях, в том числе сезонная, работа, связанная с постоянными командировками в другую местность). Такой характер труда хоть и изменяет на определенное время место проживания и работы отдельных лиц, но никак не учитывается при оценке внутренней трудовой миграции, поскольку такие изменения носят, как правило, кратковременный характер.

По мнению ряда ученых, повысить трудовую мобильность могли бы изменения норм о переводах. Предлагается, в частности, предусмотреть возможность перевода работника по соглашению сторон в рамках одной организации в другую местность (перевод из одного филиала в другой)38, а также временный перевод работника к другому работодателю39. В некоторых странах ближнего зарубежья подобные вопросы уже решены. Так, в Кыргызской Республике на законодательном уровне предусмотрена возможность временного перевода работника к другому работодателю, а в Республике Казахстан — прикомандирование работника как форма временного перевода в другое юридическое лицо40.

35 Снигирева И. О. Отношения занятости и трудоустройства. Их субъективный состав // Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования: Материалы научно-практической конференции (Москва, 3 ноября 2011 г.) / Отв. ред. Г.С. Скачкова. М., 2011. С. 45.

36 См.: КуреннойА.М. О некоторых проблемных точках правового регулирования современного рынка труда // Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования. С. 35-36.

37 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2321.

38 См.: Чиканова Л., Нуртдинова А. Соблюдение трудовых прав работников в условиях экономического кризиса // Хозяйство и право. 2010. № 5. С. 64.

39 См.: Орловский Ю.П. Трудовое право не ответило на вопрос экономического кризиса // Трудовое право. 2009. № 3. С. 5-9.

40 См.: Головина С.Ю., Лютов Н.Л. Полезен ли опыт Европейского Союза для гармонизации трудового законодательства государств Евразийского Экономического Союза? // Журнал российского права. 2017. № 4. С. 76-77.

Таким образом, совершенствование правового регулирования трудовых отношений в целях оказания содействия мобильности трудовых ресурсов является важной мерой по обеспечению миграционной безопасности. Вместе с тем необходимо вновь обратить внимание на существование устойчивого стереотипа, связанного с негативным влиянием отсутствия регистрации по месту жительства на трудоустройство российского гражданина41. Положения трудового законодательства о запрете дискриминации, в том числе и по признаку места жительства, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства (ст. 3 и 64 ТК РФ), в совокупности с положениями об административной ответственности за соответствующие деяния (ст. 5.27 КоАП) являются достаточными правовыми средствами защиты от незаконных отказов в приеме на работу. Проблемы эффективности защиты от дискриминации при приеме на работу в большей степени связаны с процессуальными аспектами — распространением общих правил распределения бремени доказывания на споры о дискриминации в сфере труда. Вместе с тем в зарубежных правопорядках предусмотрен перенос бремени доказывания с истца на ответчика42, что значительно повышает возможности защиты граждан от дискриминации в сфере труда. Такой подход следовало бы применить и российскому законодателю, что расширило бы возможности защиты работников от дискриминации, в том числе и по признакам места жительства или регистрации.

3. Особенности регулирования труда иностранных работников и миграционная безопасность

Вопросы миграционной безопасности обычно принято обсуждать в контексте внешней трудовой миграции, имеющей как положительные, так и отрицательные стороны43. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.44 направлена на экономическое развитие, демографический рост, защи-

41 См.: ЗайончковскаяЖ., Мкртчян Н. Внутренняя миграция в России: правовая практика. М., 2007. С. 38-40.

42 См.: Невежина М.В. Запрет дискриминации в сфере трудовых отношений // Журнал российского права. 2017. № 4. С. 88.

43 См.: Скачкова Г.С. Внешняя трудовая миграция в России: проблемы и перспективы правового регулирования // Государство и право. 2014. № 3. С. 24.

44 Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.

ту национального рынка труда, социокультурную интеграцию, национальную безопасность и общественный порядок, что само по себе создает определенные противоречия45.

Сегодня, по оценкам экспертов, сокращается численность иностранных трудовых мигрантов в России, она составляет примерно 4—5 млн человек единовременно, т.е. 6—7% общего числа занятых46. Максимальная численность иностранных трудовых мигрантов наблюдалась в 2013—2014 гг. и составляла 6—7 млн человек47. Это подтверждают и данные МВД (см. табл. 1).

Таблица 1. Сведения о ситуации с внешней трудовой миграцией48

Показатели 2018 2017

Оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, всего 130136 148326

Оформлено патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства 1 671 706 1 682622

Оформлено разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства 268200 295761

Оформлено видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства 191445 185800

Вопросы внешней миграции регулируются преимущественно нормами административного права. Установленные трудовым законодательством правила распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 5 ст. 11 ТК РФ)

45 См.: Тавровский А.В. Вызовы и противоречия миграционной политики России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 5. С. 182.

46 См.: Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция в России: международный и внутренний аспект // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018. № 1. С. 187.

47 См.: Чудиновских О., Денисенко М, Мкртчян Н. Временные трудовые мигранты в России // Демоскоп Weekly. 2013. № 579-580. URL: http://www.demoscope. ru/weekly/ 2013/0579/demoscope579.pdf (дата обращения: 11.07.2019).

48 Таблица составлена на основании Сводки основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2018 года. См.: Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/15850787/ (дата обращения: 10.07.2019).

и устанавливают особенности регулирования их труда (гл. 501 ТК РФ), не образующие дискриминацию, поскольку «установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников» осуществляется «в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства» (ч. 4 ст. 3 ТК РФ). Рассмотрим, в какой степени положения гл. 501 ТК РФ отвечают заявленным целям и соответствуют международным социально-трудовым стандартам.

К содержанию трудового договора с иностранным работником предъявляются как общие требования ст. 57 ТК РФ, так и специальные (ст. 3272 ТК РФ). Последние предполагают указание в трудовом договоре сведений о документах, подтверждающих законность пребывания (проживания) на территории страны, а также оснований оказания медицинской помощи в течение срока действия договора. Вместе с тем российское законодательство не содержит правило о составлении трудового договора на языках обеих сторон, предусмотренное в Рекомендации № 86 МОТ «О трудящихся мигрантах» (пересмотренной 1949 г.)49.

Ряд исследователей отмечают дискриминационный и необоснованный характер норм, регламентирующих особенности временного перевода иностранных работников50 и связанных с ними дополнительных оснований прекращения трудового договора по п. 10 и 11 ст. 3276 ТК РФ51. Это вносит нестабильность в трудовые отношения с иностранным работником и формирует почву для злоупотреблений со стороны работодателя, поэтому требуется внесение соответствующих изменений в законодательство.

49 Принята в Женеве 1 июля 1949 г. на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ. Текст Рекомендации см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. T.I. Женева, 1991. С. 982-999. О данной Рекомендации см. подробнее: Приженникова А.Н. Трудовая миграция: современный опыт // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 3. URL: http://apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/id/1553 (дата обращения: 12.06.2019).

50 Это касается в большей степени тех, кто работает по патенту, в котором не указана профессия и специальность.

51 См.: Федоренко Г.Б. О некоторых проблемах терминологии и переизбытка норм в правовом регулировании трудовой миграции в Российской Федерации // Алтайский юридический вестник. 2018. № 2. С. 169; Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М., 2015. С. 272.

Совершенствование механизмов регулирования привлечения иностранной рабочей силы, в том числе высококвалифицированных специалистов, — одна из основных задач в сфере трудовой мигра-ции52. Этому могла бы способствовать дистанционная работа. Высококвалифицированные специалисты с большей степенью вероятности могли бы привлекаться к трудовой деятельности с частично удаленным исполнением трудовых обязанностей, но частично удаленная работа (когда только часть трудовых обязанностей исполняется дистанционно) не урегулирована трудовым законодательством РФ. Это, по мнению многих ученых53, является существенным пробелом нормативного регулирования.

Несмотря на то что российское законодательство не содержит запрета на дистанционный труд иностранных работников, Министерство труда и социальной защиты РФ считает невозможным заключение трудового договора о дистанционной работе с иностранным работником, проживающим за рубежом54. Следует поддержать критику данного подхода55 и согласиться с тем, что запрет на дистанционный труд иностранцев, проживающих за рубежом, ограничивает свободу трудового договора, не соответствует целям гл. 491 ТК РФ и не находит нормативного обоснования в гл. 501 ТК РФ56. Поскольку российское право пока не приспособлено к транснациональным трудовым отношениям дистанционного характера57, эту проблему мож-

52 См.: Скачкова Г.С., ШугаевА.А. Занятость и трудоустройство в современной России: состояние и перспективы развития. М., 2015. С. 131; Воронина Н.А. Внешняя трудовая миграция в условиях евразийской интеграции: правовые аспекты // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2017. Т. 12. № 1. С. 112.

53 См.: Лютов Н.Л. Дистанционный труд: опыт Европейского Союза и проблемы правового регулирования в России // Lex Russica. 2018. № 10. С. 35.

54 Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. № 17-3/ООГ-578 // Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера. 2016. № 7.

55 См.: Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Дистанционная работа в России: проблемы правового регулирования // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4. С. 96—107; Лютов Н.Л. Указ. соч.

56 См.: Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Дистанционная работа в России: вопросы правоприменения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 2. С. 222.

57 См.: Gerasimova E., Korshunova T., Chernyaeva D. New Russian Legislation on Employment of Teleworkers: Comparative Assessment and Implications for Future Development // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 116—129.

но решать, предусмотрев в трудовом договоре о дистанционной работе с иностранцем, находящимся за рубежом, условие о применимом праве58.

4. Заключение

Трудовое законодательство способно влиять на уровень миграционной безопасности в стране. С одной стороны, оно создает условия для повышения мобильности трудовых ресурсов внутри страны посредством установления трудовых гарантий и компенсаций в связи с переездом в другую местность. С другой стороны, трудовое законодательство обеспечивает контроль за легальной внешней трудовой миграцией и защищает определенным образом внутренний рынок труда от незаконных мигрантов и социального демпинга в отношении условий труда путем установления дифференциации правового регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

К сожалению, российское трудовое законодательство не всегда адекватно вызовам обеспечения миграционной безопасности, в частности в отношении регулирования трудовых отношений с участием иностранцев59. Соответственно необходимо дальнейшее совершенствование трудового законодательства в целях содействия внутренней трудовой мобильности, защите работников от дискриминации и недобросовестных практик социально-трудового демпинга.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Антонов Е.В. Трудовая мобильность населения России по данным Всероссийской переписи 2010 года // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2016. № 2. С. 54-63.

Балицкий К.С. Нарушение трудовых прав работников правомерными действиями работодателя // За права трудящихся! Качество жизни населения как критерий эффективности норм трудового права и приоритет профсоюзной деятельности: Материалы IV Международной научно-практической конференции (к 90-летию заслуженного деятеля науки РФ профессора М.В. Молодцова). Екатеринбург: ИПЦ УрФУ, 2018. С. 45-51.

58 См.: Шуралева С.В. Регулирование дистанционной работы с иностранным элементом в эпоху глобализации: взгляд с позиций трудового права России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. Вып. 3. С. 160.

59 См.: Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: проблемы и перспективы правового регулирования (обзор научно-практической конференции) // Государство и право. 2013. № 5. С. 113.

Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Дистанционная работа в России: вопросы правоприменения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 2. С. 216-225. DOI: 10.17072/1995-4190-2016-32-216-225

Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Дистанционная работа в России: проблемы правового регулирования // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4. С. 96-107.

Воронина Н.А. Внешняя трудовая миграция в условиях евразийской интеграции: правовые аспекты // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2017. Т. 12. № 1. С. 94-113.

Воронина Н.А. Дискурс национальной безопасности в миграционной политике России // Труды Института государства и права РАН. 2013. № 1. С. 82-114.

Головина С.Ю., Лютов Н.Л. Полезен ли опыт Европейского Союза для гармонизации трудового законодательства государств Евразийского Экономического Союза? // Журнал российского права. 2017. № 4. С. 70-83. DOI: 10.12737/article 58e39ece9c1c04.35188602

Гончар Г.П., Кривуца П.В. О нормативно-правовом регулировании повышения мобильности трудовых ресурсов в пилотных субъектах Российской Федерации // Вестник экспертного совета. 2015. № 1. С. 77-80.

Данилина—Пустошинская И.А. Особенности регулирования труда лиц, занятых на сезонных работах: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М.: Академия труда и социальных отношений, 2010.

Ермашов Д.В. Миграционная безопасность: проблемы теории и практики // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2010. № 4. С. 119-124.

Зайончковская Ж., Мкртчян Н. Внутренняя миграция в России: правовая практика. М.: «Центр миграционных исследований», 2007.

Змияк С.С., Сергушко Р.Н., Моисеев В.Н. Управление мобильностью трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации как фактор обеспечения демографической безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2015. № 3. С. 170-177.

Иванцов С.В., Несмелов П.В., Назаров М.В. Миграционные процессы и миграционная безопасность в странах СНГ // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2. С. 93-97.

Ковригина Т.А. Актуальные вопросы организации вахтового метода работы в условиях Арктической зоны Российской Федерации (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». 2016. Т. 10. № 4. С. 88-91. DOI: 10.14529/em160413

Коршунова Т.Ю. Договоры о предоставлении труда персонала: некоторые проблемы // Журнал российского права. 2016. № 10. С. 134-144. DOI: 10.12737/21542

Коршунова Т.Ю. Особенности правового регулирования труда иностранных работников // Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников / Отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. С. 234-284.

Куренной А.М. О некоторых проблемных точках правового регулирования современного рынка труда // Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования. Материалы научно-практической конференции (Москва, 3 ноября 2010 г.) / Отв. ред. Г.С. Скачкова. М.: ИГП РАН, 2011. С. 32-38.

Лузина Т.В, Елфимова О.С. Проблемы миграционной безопасности и региональные тенденции миграционных процессов // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1. С. 213-221. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.46.103

Лютов Н.Л. Дистанционный труд: опыт Европейского Союза и проблемы правового регулирования в России // Lex Russica. 2018. № 10 (143). С. 30-39. DOI: 10.17803/1729-5920.2018.143.10.030-039

Лянной В.А. Обеспечение миграционной безопасности в контексте реализации концепции общественной безопасности Российской Федерации // Вестник ВЭГУ. 2015. № 6. С. 94-104.

Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция в России: международный и внутренний аспект // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018. № 1. С. 186-193. DOI: 10.31737/2221-2264-2018-37-1-10

Невежина М.В. Запрет дискриминации в сфере трудовых отношений // Журнал российского права. 2017. № 4. С. 83-90. DOI: 10.12737/article 58e39ece856fb2. 16965220

Орловский Ю.П. Трудовое право не ответило на вопрос экономического кризиса // Трудовое право. 2009. № 3. С. 5-9.

Попов Г.Г. Миграционная безопасность России (Институционально-правовой анализ): Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д: Ростовский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2006.

Приженникова А.Н. Трудовая миграция: современный опыт // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 3. URL: http://apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/id/1553 (дата обращения: 12.06.2019).

Пучков А.Л. Организация труда вахтовым методом на нефтегазодобывающих предприятиях Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 296. С. 219-222.

Рыбаковский Л.Л. Политика миграционная // Социальная политика: Энциклопедический словарь / Под ред. Н.А. Волгина. М.: Академический проект; Трикста, 2005. С. 431-432.

Скачкова Г. С. Внешняя трудовая миграция в России: проблемы и перспективы правового регулирования // Государство и право. 2014. № 3. С. 24-31.

Скачкова Г.С. Обзор материалов научно-практической конференции «Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования» // Государство и право. 2011. № 7. С. 116-122.

Скачкова Г. С. Труд иностранцев в России: проблемы и перспективы правового регулирования (обзор научно-практической конференции) // Государство и право. 2013. № 5. С. 113-119.

Скачкова Г.С, Шугаев А.А. Занятость и трудоустройство в современной России: состояние и перспективы развития. М.: Институт государства и права РАН, 2015.

СнигиреваИ.О. Отношения занятости и трудоустройства. Их субъективный состав // Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования: Материалы научно-практической конференции (Москва, 3 ноября 2011 г.) / Отв. ред. Г.С. Скачкова. М.: ИГП РАН, 2011. С. 38-46.

Степанов А.В. Безопасность, национальная безопасность, миграционная безопасность, национальная миграционная политика: анализ определений, соотношение категорий // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2. С. 75-78.

Тавровский А.В. Вызовы и противоречия миграционной политики России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 5. С. 162-186.

Федоренко Г.Б. О некоторых проблемах терминологии и переизбытка норм в правовом регулировании трудовой миграции в Российской Федерации // Алтайский юридический вестник. 2018. № 2. С. 167-170.

Флоринская Ю. Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. М.: Издательский дом «Дело», 2014.

Цыпкина И.С. К вопросу о целесообразности совершенствования законодательства о гарантиях и компенсациях в трудовом праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 10. С. 19-23.

Чиканова Л., Нуртдинова А. Соблюдение трудовых прав работников в условиях экономического кризиса // Хозяйство и право. 2010. № 5. С. 56-71.

Чудиновских О., Денисенко М, Мкртчян Н. Временные трудовые мигранты в России // Демоскоп Weekly. 2013. № 579-580. С. 1-23. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/2013/0579/demoscope579.pdf (дата обращения: 11.07.2019).

ШвалеваЕ.С. Об эффективности правового механизма повышения мобильности трудовых ресурсов // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2019. № 1. С. 62-68.

Шония Г.В. Понятие и правовое регулирование труда сезонных работников в России и за рубежом: сравнительный анализ // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8. С. 107-113. DOI: 10.17803/1994-1471.2016.69.8.107-113/

Шуралева С.В. Регулирование дистанционной работы с иностранным элементом в эпоху глобализации: взгляд с позиций трудового права России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. Вып. 3. С. 156-163.

Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. М.: Изд-во РГСУ; Академический Проект, 2007.

Яковлева Т.А. Трудовая мобильность: проблемы и перспективы в современной России // Экономика. Бизнес. Право. 2016. № 11-12. С. 37-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Balci A.M. Time Fractional Capital-Induced Labor Migration Model // Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. 2017. Vol. 477. P. 91-98. DOI: 10.1016/j.physa. 2017.02.032

De Haas H. Migration and Development: A Theoretical Perspective // International Migration Review. 2010. Vol. 44. Iss. 1. P. 227-264. DOI: 10.1111/j.1747-7379.2009.00804.x

Gerasimova E, Korshunova T., Chernyaeva D. New Russian Legislation on Employment of Teleworkers: Comparative Assessment and Implications for Future Develop-

ment // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 116-129. DOI: 10.17323/2072-8166.2017.2.116.129

REFERENCES

Antonov, E.V. (2016) Trudovaya mobil'nost' naseleniya Rossii po dannym Vseros-siiskoi perepisi 2010 goda [Labor Mobility of the Population in Russia (According to the 2010 All-Russian Census Data)] Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5. Geografiya [Moscow University Bulletin. Series 5. Geography], (2), pp. 54-63. (in Russ.).

Balci, A.M. (2017). Time Fractional Capital-Induced Labor Migration Model. Physica A: Statistical Mechanics and its Applications, 477, pp. 91-98. DOI: 10.1016/j.physa.2017.02.032

Balitskiy, K.S. (2018). Narushenie trudovykh prav rabotnikov pravomernymi deistviya-mi rabotodatelya [Violation of Labor Rights of Employees by Lawful Actions of the Employer]. In: Za prava trudyashchikhsya!Kachestvo zhizni naseleniya kak kriterii effektivnos-ti norm trudovogo prava i prioritetprofsoyuznoi deyatel'nosti: Materialy IVMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (k 90-letiyu zasluzhennogo deyatelya nauki RF professora M.V. Molodtsova) [For the Rights of Workers! The Quality of Life of People as a Criterion of the Effectiveness of Labor Law and the Priority of Trade Union Activity: The Materials of the IVth International Scientific and Practical Conference (To the 90th Birthday of Professor M.V. Molodtsov]. Ekaterinburg: Izdatel'sko-poligraficheskii tsentr Ural'skogo fede-ral'nogo universiteta, pp. 45-51. (in Russ.).

Chikanova, L. and Nurtdinova, A. (2010). Soblyudenie trudovykh prav rabotnikov v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa [Respect for Workers' Labor Rights in Conditions of the Economic Crisis]. Khozyaistvo ipravo [Business and Law], (5), pp. 56-71. (in Russ.).

Chudinovskikh, O., Denisenko, M. and Mkrtchyan, N. (2013). Vremennye trudovye mi-granty v Rossii [Temporary Labor Migrants in Russia]. Demoskop Weekly, [online] (579-580), pp. 1-23. Available at: http://www.demoscope.ru/ weekly/2013/0579/demoscope579.pdf [Accessed 11 June 2019]. (in Russ.).

Danilina-Pustoshinskaya, I.A. (2010). Osobennosti regulirovaniya truda lits, zanyatykh na sezonnykh rabotakh [Specifics of Regulation of Persons Employed in Seasonal Work' Labor]. The Candidate of Legal Sciences Thesis' Abstract. Moscow: Academy of Labor and Social Relations. (in Russ.).

De Haas, H. (2010). Migration and Development: A Theoretical Perspective. International Migration Review, 44(1), pp. 227-264. DOI: 10.1111/j.1747-7379.2009.00804.x

Ermashov, D.V. (2010). Migratsionnaya bezopasnost': problemy teorii i praktiki [Mi-grational Security: Issues of Theory and Practice]. Uchenyye trudy Rossiyskoi Akademii ad-vokatury i notariata [Scientific Works of the Russian Academy of Advocacy and Notary], (4), pp. 119-124. (in Russ.).

Fedorenko, G.B. (2018). O nekotorykh problemakh terminologii i pereizbytka norm v pravovom regulirovanii trudovoi migratsii v Rossiiskoi Federatsii [On Some Problems of Terminology and Overabundance of Norms in the Legal Regulation of Labour Migration in Russia]. Altaiskiiyuridicheskii vestnik [Altai Law Journal], (2), pp. 167-170. (in Russ.).

Florinskaya, Yu.F., Mkrtchyan, N.V., Maleva, T.M. and Kirillova, M.K. (2014). Migratsiya i rynok truda [Migration and the Labor Market]. Moscow: Izdatel'skii dom "Delo". (in Russ.).

Gerasimova, E., Korshunova, T. and Chernyaeva, D. (2017). New Russian Legislation on Employment of Teleworkers: Comparative Assessment and Implications for Future Development. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Law. Journal of the Higher School of Economics], (2), pp. 116-129. DOI: 10.17323/2072-8166.2017.2.116.129

Golovina, S. Yu. and Lyutov, N.L. (2017). Polezen li opyt Evropeiskogo Soyuza dlya garmonizatsii trudovogo zakonodatel'stva gosudarstv Evraziiskogo Ekonomicheskogo Soyuza? [Is the Experience of the European Union Useful for Harmonizing the Labor Legislation of the States of the Eurasian Economic Union?]. Zhurnalrossiyskogoprava [Journal of Russian Law], (4), pp. 70-83. (in Russ.). DOI: 10.12737/article 58e39ece9c1c04. 35188602

Gonchar, G.P. and Krivutsa, P.V. (2015). O normativno-pravovom regulirovanii povysheniya mobil'nosti trudovykh resursov v pilotnykh sub"yektakh Rossiyskoi Federa-tsii [On Normative Legal Regulation of Upward Mobility of Labor Resources in the Pilot Territories of the Russian Federation]. Vestnik ekspertnogo soveta [Expert Council Bulletin], (1), pp.77-80. (in Russ.).

Ivantsov, S.V., Nesmelov, P.V. and Nazarov, M.V. (2016). Migratsionnye protsessy i migratsionnaya bezopasnost' v stranakh SNG [Migration Processes and Migration Safety in the CIS Countries]. Mezhdunarodnyi zhurnal konstitutsionnogo i gosudarstvennogoprava [International Journal of Constitutional and State Law], (2), pp. 93-97. (in Russ.).

Korshunova, T. Yu. (2015). Osobennosti pravovogo regulirovaniya truda inostrannykh rabotnikov [Specific Circumstances of Legal Regulation of Work of Foreign Employees]. In: T. Yu. Korshunova, ed. Osobennosti pravovogo regulirovaniya trudovykh otnoshenii ot-del'nykh kategorii rabotnikov [Specific Circumstance of the Legal Regulation of Employment for Some Categories of Workers]. Moscow: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii, pp. 234-284. (in Russ.).

Korshunova, T. Yu. (2016). Dogovory o predostavlenii truda personala: nekotorye problemy [Secondment Contracts: Several Problems]. Zhurnalrossiiskogoprava [Journal of Russian Law], (10), pp. 134-144. (in Russ.). DOI: 10.12737/21542

Kovrigina, T.A. (2016). Aktual'nye voprosy organizatsii vakhtovogo metoda raboty v usloviyakh Arkticheskoi zony Rossiiskoi Federatsii (na primere Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga) [The Actual Questions of the Shift Method of Work in the Conditions of the Arctic Zone of the Russian Federation (By the Example of the Yamal-Nenets Autonomous District)]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogogosudarstvennogo universiteta. Seriya "Ekonomika i menedzhment" [Bulletin of the South Ural State University. Series "Economics and Management"], 10(4), pp. 88-91. (in Russ.). DOI: 10.14529/em160413

Kurennoy, A.M. (2011). O nekotorykh problemnykh tochkakh pravovogo regulirovaniya sovremennogo rynka truda [On Some Problem Points of Legal Regulation of the Modern Labor Market]. In: G.S. Skachkova, ed. Zanyatost' i trudoustroistvo v sovremen-noi Rossii: problemy pravovogo regulirovaniya. Materialy nauchno-prakticheskoi konferen-tsii (Moskva, 3 noyabrya 2010g.) [Employment and Recruitment in Modern Russia: Problems and Possibilities. The Materials of the Scientific and Practical Conference (Moscow, 3 November 2010)]. Moscow: Institut gosudarstva i prava RAN, pp. 32-38. (in Russ.).

Luzina, T.V. and Elfimova, O.S. (2019). Problemy migratsionnoi bezopasnosti i re-gional'nye tendentsii migratsionnykh protsessov [Problems of Migration Security and Re-

gional Trends of Migration Processes]. Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Law], (1), pp. 213-221. (in Russ.). DOI: 10.25683/VOLBI.2019.46.103

Lyannoy, V.A. (2015). Obespechenie migratsionnoi bezopasnosti v kontekste reali-zatsii kontseptsii obshchestvennoi bezopasnosti Rossiyskoi Federatsii [Ensuring Migratory Safety in the Context of Implementation of the Public Security Concept of the Russian Federation]. Vestnik VEGU[Vestnik VEGU], (6), pp. 94-104. (in Russ.).

Lyutov, N.L. (2018). Distantsionnyi trud: opyt Evropeyskogo Soyuza i problemy pravovogo regulirovaniya v Rossii [Remote Work: the Experience of the European Union and the Problematic Aspects of its Legal Status in Russia]. LexRussica, (10), pp. 30-39. (in Russ.). DOI: 10.17803/1729-5920.2018.143.10.030-039

Mkrtchyan, N.V. and Florinskaya, Yu.F. (2018). Trudovaya migratsiya v Rossii: mezhdunarodnyi i vnutrennii aspekt [Labor Migration in Russia: International and Internal Aspects]. ZhurnalNovoi ekonomicheskoi assotsiatsii [Journal of the New Economic Association], (1), pp.186-193. (in Russ.). DOI: 10.31737/2221-2264-2018-37-1-10

Nevezhina, M.V. (2017). Zapret diskriminatsii v sfere trudovykh otnoshenii [Prohibition of Discrimination in the Sphere of Labor Relations]. Zhurnalrossiiskogoprava [Journal of Russian Law], (4), pp. 83-90. (in Russ.). DOI: 10.12737/article 58e39ece856fb2.16965220 Orlovskiy, Yu.P. (2009). Trudovoe pravo ne otvetilo na vopros ekonomicheskogo krizisa [Labor Law did not Answer to the Question of the Economic Crisis]. Trudovoe pravo [Labor Law], (3), pp. 5-9. (in Russ.).

Popov, G.G. (2006). Migratsionnaya bezopasnost' Rossii (Institutsional'no-pravovoi analiz) [Migration Security of Russia (Institutional and Legal Analysis)]. The Candidate of Legal Sciences Thesis. Rostov-on-Don: Rostovskii institut Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, 2006. (in Russ.).

Prizhennikova, A.N. (2017). Trudovaya migratsiya: sovremennyi opyt [Labour Migration: The Modern Experience]. APRIORI. Seriya: Gumanitarnyenauki [APRIORI. Series: Humanities], [online] (3). Available at: http://apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/id/1553 [Accessed 12 June 2019]. (in Russ.).

Puchkov, A.L. (2007). Organizatsiya truda vakhtovym metodom na neftegazodoby-vayushchikh predpriyatiyakh Zapadnoi Sibiri [Organization of Rotational Work at Oil and Gas Companies in Western Siberia]. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], (296), pp. 219-222. (in Russ.).

Rybakovskii, L.L. (2005). Politika migratsionnaya [Migration Policy]. In: N.A. Vol-gin, ed. Sotsial'nayapolitika: Entsiklopedicheskii slovar' [Social Policy: Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Akademicheskii proekt; Triksta, pp. 431-432. (in Russ.).

Shoniya, G.V. (2016). Ponyatie i pravovoe regulirovanie truda sezonnykh rabotnikov v Rossii i za rubezhom: sravnitel'nyi analiz [The Concept and Legal Regulation of Seasonal Workers in Russia and Abroad: Comparative Analysis]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava [Actual Problems of Russian Law], (8), pp. 107-113. (in Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471. 2016.69.8.107-113/

Shuraleva, S.V. (2014). Regulirovanie distantsionnoi raboty s inostrannym elementom v epokhu globalizatsii: vzglyad s pozitsii trudovogo prava Rossii. [The Regulation of Distant Work with a Foreign Element in the Age of Globalization: From the Point of View of

the Russian Labor law]. VestnikPermskogo universiteta. Yuridicheskienauki [Perm University Herald. Juridical Sciences], (3), pp. 156-163. (in Russ.).

Shvaleva, E. (2019). Ob effektivnosti pravovogo mekhanizma povysheniya mobil'no-sti trudovykh resursov [To the Effectiveness of a Legal Mechanism Aimed at Increasing Labour Mobility]. Elektronnoeprilozheniek "Rossiiskomuyuridicheskomu zhurnalu" [Electronic Supplement to the Russian Juridical Journal], (1), pp. 62-68. (in Russ.).

Skachkova, G.S. (2011). Obzor materialov nauchno-prakticheskoi konferentsii "Za-nyatost' i trudoustroistvo v sovremennoi Rossii: problemy pravovogo regulirovaniya" [Survey of Materials of Research and Practice Conference "Employment and Recruitment in Modern Russia: Problems and Possibilities"]. Gosudarstvo ipravo [State and Law], (7), pp. 116-122. (in Russ.).

Skachkova, G.S. (2013). Trud inostrantsev v Rossii: problemy i perspektivy pravovogo regulirovaniya (obzor nauchno-prakticheskoi konferentsii) [Work of Foreign Employees in the Russian Federation: Problems and Perspectives of Legal Regulation (Survey of the Scientific and Practice Conference)]. Gosudarstvo ipravo [State and Law], (5), pp. 113-119. (in Russ.).

Skachkova, G.S. (2014). Vneshnyaya trudovaya migratsiya v Rossii: problemy i perspektivy pravovogo regulirovaniya [External Labor Migration in Russia: Problems and Prospects of Legal Regulation]. Gosudarstvo ipravo [State and Law], (3), pp. 24-31. (in Russ.).

Skachkova, G.S. and Shugaev, A.A. (2015). Zanyatost' i trudoustroistvo v sovremennoi Rossii: sostoyanie i perspektivy razvitiya [Employment and Recruitment in Modern Russia: Problems and Possibilities]. Moscow: Institut gosudarstva i prava RAN. (in Russ.).

Snigireva, I.O. (2011). Otnosheniya zanyatosti i trudoustroistva. Ikh sub"ektivnyi sos-tav [Employment and Recruitment Relations in Modern Russia: Variety of Their Subjects]. In: G.S. Skachkova, ed. Zanyatost' i trudoustroistvo v sovremennoi Rossii:problemy pravovogo regulirovaniya. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii (Moskva, 3 noyabrya 2010g.) [Employment and Recruitment in Modern Russia: Problems and Possibilities. The Materials of the Scientific and Practical Conference (Moscow, 3 November 2010)]. Moscow: Institut gosudarstva i prava RAN, pp. 38-46. (in Russ.).

Stepanov, A.V. (2014). Bezopasnost', natsional'naya bezopasnost', migratsionnaya bezopasnost', natsional'naya migratsionnaya politika: analiz opredelenii, sootnoshenie kategorii [Security, National Security, Immigration Security, National Migration Policy: Analysis of Definitions, the Ratio of Categories]. Vestnik instituta:prestuplenie, nakaza-nie, ispravleni [Bulletin of the Institute: Crime, Punishment, Correction], (2), pp. 75-78.

Tavrovskiy, A.V. (2015). Vyzovy i protivorechiya migratsionnoi politiki Rossii [Challenges and Contradictions of Russian Migration Policy]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 18(5), pp. 162-186. (in Russ.).

Tsypkina, I.S. (2012). K voprosu o tselesoobraznosti sovershenstvovaniya zakonoda-tel'stva o garantiyakh i kompensatsiyakh v trudovom prave [On the Need to Perfect the Legislation on Guarantees and Compensations in Labour Law]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice], (10), pp. 19-23. (in Russ.).

Vasilyeva, Yu.V. and Shuraleva, C.V. (2017). Distantsionnaya rabota v Rossii: problemy pravovogo regulirovaniya [Remote Work in Russia: Issues of Legal Regulation]. Vest-

nik Rossiyskogo fonda fundamental'nykh issledovanii. Gumanitarnye i obshchestvennye nau-ki [Russian Foundation for Basic Research Journal. Humanities and Social Sciences], (4), pp. 96-107. (in Russ.).

Vasilyeva, Yu.V. and Shuraleva, S.V. (2016) Distantsionnaya rabota v Rossii: voprosy pravoprimeneniya [Remote Work in Russia: Issues of Law Enforcement]. Vestnik Perm-skogo universiteta. Yuridicheskie nauki [Perm University Herald. Juridical Sciences], (2), pp. 216-225. (in Russ.). DOI: 10.17072/1995-4190-2016-32-216-225

Voronina, N.A. (2013). Diskurs natsional'noi bezopasnosti v migratsionnoi politike Rossii [The Discourse of National Security in the Migration Policy of Russia]. Trudy In-stituta gosudarstva iprava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS], (1), pp. 82-114. (in Russ.).

Voronina, N.A. (2017). Vneshnyaya trudovaya migratsiya v usloviyakh evraziiskoi in-tegratsii: pravovye aspekty [External Labor Migration within the Framework of the Eurasian Integration: Legal Aspects]. Trudy Instituta gosudarstva iprava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 12(1), pp. 94-113. (in Russ.).

Yakovleva, T.A. (2016). Trudovaya mobil'nost': problemy i perspektivy v sovremen-noi Rossii [Labor Mobility: Problems and Prospects in Modern Russia]. Ekonomika. Biz-nes. Pravo [Economics. Business. Law], (11-12), pp. 37-39. (in Russ.).

Yudina, T.N. (2007). Migratsiya: slovar' osnovnykh terminov [Migration: A Dictionary of Basic Terms]. Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi sotsial'nyi universitet Publ.; Akade-micheskii Proekt. (in Russ.).

Zaionchkovskaya, Zh. and Mkrtchyan, N. (2007). Vnutrennyaya migratsiya v Rossii: pravovayapraktika. [Internal Migration in Russia: Legal Practice]. Moscow: "Tsentr mi-gratsionnykh issledovanii". (in Russ.).

Zmiyak, S.S., Sergushko, R.N. and Moiseyev, V.N. (2015). Upravlenie mobil'nost'yu trudovykh resursov v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii kak faktor obespecheniya demogra-ficheskoi bezopasnosti [Managing Labour Mobility in Subjects of the Russian Federation as a Factor of Ensuring National Security]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. [State and Municipal Management. Scholar Notes], (3), pp. 170-177. (in Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Зайцева Лариса Владимировна — доктор юридических наук, заведующая кафедрой трудового права и предпринимательства Тюменского государственного университета;

Лузина Татьяна Викторовна — кандидат экономических наук, заведующая кафедрой таможенного дела Тюменского государственного университета.

AUTHORS' INFO:

Larisa V. Zaitceva — Doctor of Legal Sciences; Head of the Department of Labor Law and Entrepreneurship at University of Tyumen;

Tatyana V. Luzina — Candidate in Economics Sciences, Head of the Department of Customs at University of Tyumen.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Зайцева Л.В., Лузина Т.В. Трудовое законодательство как инструмент обеспечения миграционной безопасности // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2019. Т. 14. № 5. С. 168-195. DOI: 10.35427/2073-4522-2019-14-5-zaitceva-luzina

CITATION:

Zaitceva, L.V. and Luzina, T.V. (2019). Labor Legislation as a Tool for Ensuring Migration Safety. Trudy Institute gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 14 (5), pp. 168-195. DOI: 10.35427/2073-4522-2019-14-5-zaitceva-luzina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.