168
jurisprudence / <<ш^шетим~^®игмак>>#24(ге)),2(0]9
Пшизова Е. Н., Тхаркахо М.М., Киятова З.А.
Адыгейский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10862 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Pshizova E. N., Tkharkakho M.M., Kiyatova Z. A.
Adyghe State University
PECULIARITIES OF LABOR REGULATION FOR EMPLOYEES, WHO ARE FOREIGN CITIZENS
AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP
Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. В ходе исследования нами рассмотрены вопросы, связанные с проблемой трудовой миграции в России. Подвергнута анализу оптимизация привлечения иностранной рабочей силы как одно из приоритетных направлений государственной политики на рынке труда. Изучены теоретические аспекты содержания понятия «дискриминация» по отношению к трудящимся-мигрантам.
Abstract
The article is devoted to the study of the peculiarities of labor regulation of workers who are foreign citizens or stateless persons. In the course of the study, we considered the issues related to the problem of labor migration in Russia. Optimization of attraction offoreign labor force as one of the priority directions of the state policy in the labor market is analyzed. The theoretical aspects of the content of the concept of "discrimination" in relation to migrant workers are studied.
Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, внешняя трудовая миграция, трудовая правосубъектность, приоритетное право, дискриминация.
Keywords: foreign citizen, stateless person, external labor migration, labor legal personality, priority law, discrimination.
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.
Сегодня от миграционных процессов, в особенности связанных с внешней трудовой миграцией, во многом зависят количественные и качественные показатели российской экономики.
Особую актуальность проблематика трудовой миграции приобрела в свете сложившейся непростой ситуации в мировой экономике. Подобно другим странам, подвергшимся воздействию мирового финансово-экономического кризиса, рынок труда в России на кризис отреагировал увеличением безработицы среди российских и иностранных граждан. Сложившаяся ситуация, несомненно, повлияла на структуру рынка труда и положение на нем иностранных граждан.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики на рынке труда является оптимизация привлечения иностранной рабочей силы. Под этим понимается, например, приоритетное право российских граждан
на трудоустройство. На основе прогноза потребности работодателей в рабочей силе предполагается сформировать перечень дефицитных профессий, по которым не будет квотироваться привлечение иностранных работников. В целях защиты интересов российских граждан на рынке труда ежегодно устанавливается допустимая доля иностранных работников.
Оптимизация и квотирование, с одной стороны, упрощение режима пребывания, регистрации и получения разрешения на работу для «безвизовых иностранцев» - с другой, попытки достижения баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой - таковы особенности государственного регулирования трудовой миграции в России.
Для того, чтобы труд людей, не являющихся гражданами РФ, регулировался с правовой стороны, в Трудовом кодексе РФ была введена глава 50.1 [1], регулирующая труд иностранных граждан и лиц без гражданства. Непосредственно правовой статус трудящихся-мигрантов на территории России устанавливается Федеральным законом №115 от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Необходимо отметить, что в настоящее время не существует специального законодательства, регулирующего правовое положение лиц без гражданства.
«шушетим-^шгмаьжвш,^» / .юмбрягобже
Поэтому понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан [21.
Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки, их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом. Ниже рассмотрены основные особенности и проблемы, которые возникают в ходе привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан на территории России.
Повторяя положения статей 34 и 37 Конституции Российской Федерации [3], в п. 1 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указывается, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Определенные ограничения в отношении иностранных работников могут устанавливаться национальным законодательством, если они не являются дискриминационными. Так, например, работодатель и заказчик работ (услуг) не имеют право привлекать и использовать иностранных работников (а иностранный гражданин не имеет право осуществлять трудовую деятельность) в случае, если он не достиг возраста 18 лет.
Основополагающий принцип в сфере труда -недопущение дискриминации в трудовых отношениях мигрантов - непосредственно конкретизируют нормы Конвенции МОТ № 143 [4]. Согласно ст. 10 «дискриминация» по отношению к трудящимся-мигрантам представляет собой неравенство возможностей и обращения в отношении труда и занятий, социального обеспечения, профессиональных и культурных прав, индивидуальных и коллективных свобод для трудящихся-мигрантов и членов их семей, находящихся в стране на законных основаниях. Исходя из ст. 12 этой же Конвенции к дискриминации также относятся неравное обращение относительно условий труда ко всем трудящимся-мигрантам.
Сегодня, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, и данное требование не будет считаться дискриминационным.
169
Основной трудностью с точки зрения налогообложения является тот факт, что доходы иностранцев, не имеющих статус резидента, облагаются НДФЛ по ставке 30%, в то время как у резидентов, как и у российских граждан - 13%. Исключение составляют иностранные работники, являющиеся высококвалифицированными специалистами и иностранцы, работающие у физических лиц на основании патента, лица, которым выплачиваются дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций и ряд других [5]. Также необходимо отметить, что если с государством, гражданином которого является иностранный работник, у России заключен международный договор, то налогообложение будет происходить в соответствии с ним.
В сфере обязательного страхования в отношении иностранных работников также существует ряд нюансов. Так, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [6!, обязательному медицинскому страхованию подлежат только временно или постоянно проживающие в России иностранцы [71. В свою очередь обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [8], а также обязательному пенсионному страхованию подлежат все категории работающих в России иностранных граждан [9].
ТК РФ обязывает работодателя возместить работнику расходы на переезд и обустройство на новом месте. Это положение касается и работников-иностранцев. Поэтому законопослушные организации включают соответствующие пункты в трудовые контракты, а некоторые еще и обеспечивают жильем вновь прибывших. При этом, если организация предоставляет работнику-иностранцу жилье бесплатно или выплачивает денежную компенсацию стоимости аренды (приобретения) жилья, то у него не возникает налогооблагаемого дохода. Согласно налоговому законодательству бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения не подлежит налогообложению НДФЛ.
Основная проблема в регулировании труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоит в несовершенстве миграционного законодательства РФ. В связи с постоянной модернизацией законодательства, за которой многие не успевают уследить, сегодня все более остро встает проблема осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в РФ. На сегодняшний день нет единого закона о привлечении иностранных работников, вся законодательная база по этому вопросу находится в разных федеральных законах, отдельных приказах ФМС России и некоторых кодексах РФ. Необходимы определенная системность в данном вопросе, более четкое распределение основных сфер регулирования миграционного права.
170
ГОМБРЯГОЕже / <<ш1шмум~^®угмак>>#24(ге)),2(0]9
Список литературы:
1.Трудовой кодекс Российская Федерация от 30. 12. 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002.- № 1.- Ст. 3.
2. Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст.3032.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05. 02. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 05. 02. 2014 г. № З-ФКЗ) // Российская газета - 1993. -25 дек.
4. Конвенции МОТ № 143//Сборник «Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда 1957 - 1990. Т 2».
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2000.- № 32. - Ст. 3340.
6. Федеральный закон РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» //Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 18.
7.Федеральный закон РФ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 49. - Ст. 6422.
8. Федеральный закон РФ от 24.06.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»//Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3803.
9.Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.