УДК 316.4
ТРУДОВАЯ ИММИГРАЦИЯ В РОССИЮ: МАСШТАБЫ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ
А.Д. Авдеенко
Тюменский государственный университет
Представлен анализ актуальных статистических данных в сфере внешней трудовой миграции в России. Приведены механизмы привлечения трудовых мигрантов и соответствующая нормативно-правовая база. Проведена оценка эффективности принятых на протяжении последних лет нововведений в сфере регулирования внешней трудовой миграции. Рассматриваются особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Отмечены несовершенства существующего законодательства в данной сфере и вытекающие из этого проблемы.
Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, миграционные процессы, трудовая деятельность, иностранный гражданин, механизмы регулирования трудовой миграции, миграционная статистика.
Внешняя трудовая миграция занимает особое место в миграционных процессах России. Российская экономика зависит от труда мигрантов, мигранты, в свою очередь нуждаются в рабочих местах. Кроме того, культурная, языковая общность, общность менталитета и открытость границ также способствуют сохранению устойчивых миграционных связей, которые существуют и развиваются на протяжении многих лет.
Уровень внешней миграции из стран СНГ характеризуется высокими показателями, кроме того перспектива миграционного роста приобретает особую актуальность в условиях естественной убыли населения в России, которую планируется компенсировать за счет притока мигрантов.
Правительство России, стремясь привлечь трудовых мигрантов, создает механизмы привлечения и регулирования. Разработана Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. [1], в которой обозначены
© Авдеенко А. Д., 2019
цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики.
Согласно данным института Гайдара, в январе-апреле 2019 г. миграционный прирост населения в России резко вырос и являлся максимальным за последние 10 лет. На 1 июня 2019 г. в стране находились 4,4 млн трудовых мигрантов, что на 0,2 млн больше, чем на ту же дату годом ранее. Миграционный прирост зафиксирован с подавляющим большинством стран. Основными странами-донорами стали Казахстан, Украина, Таджикистан и Армения. Центрами притяжения мигрантов, как и в предыдущие годы, остаются Московская и Санкт-Петербургская агломерации, а также Краснодарский край [2].
Столь масштабный и противоречивый процесс требует регулирования, инструменты которого развиваются и работают с разной степенью эффективности.
Несмотря на определенную культурную общность присутствуют и различия, которые порождают межэтнические конфликты. Нелегальное трудоустройство, низкая заработная плата и правовая незащищенность перед работодателем способствуют преступному поведению среди мигрантов и сказываются на криминогенной ситуации в стране.
Согласно данным МВД РФ, В 2018 г. на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено порядка 38,6 тыс. преступных деяний, из них около 89 % приходится на долю граждан государств - участников СНГ. Удельный вес совершенных иностранными гражданами преступлений в общем количестве раскрытых преступлений по РФ составляет почти 3,5 % [3, с. 5].
Все иностранцы, подающие заявку на осуществление трудовой деятельности в России, подлежат дактилоскопической регистрации и фотографированию. Собираемая информация хранится в информационной системе МВД России. Данная система позволяет выявлять иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации нелегально, не имеющих документов, находящихся в розыске.
В уголовном законодательстве РФ предусмотрена ответственность за организацию незаконной миграции, незаконное пересечение государственной границы, фиктивную регистрацию 377
иностранного гражданина или лица без гражданства, фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ [4].
На сегодняшний день, нормативная база регулирования внешней трудовой миграции насчитывает более 550 нормативных актов и порядка 30 механизмов привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ [5].
На государственном уровне создаются условия, способствующие более свободному перемещению трудовых ресурсов.
С 1 января 2012 г. вступило в силу Соглашение между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей [6]. На территориях указанных государств функционирует единый рынок труда. В 2015 г. к этому соглашению также присоединились Армения и Киргизия.
С начала 2015 г. основным документом, дающим право на осуществление трудовой деятельности у физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для граждан из «безвизовых» стран является патент. Государственная услуга по оформлению и выдаче патентов является наиболее востребованной в сфере внешней трудовой миграции. Только за январь-август 2019 г. оформлено 1 280 910 патентов [7].
Нельзя не отметить, что благодаря введению патентной системы стала невозможной легализация низкоквалифицированной рабочей силы через институт ВКС. Доля граждан СНГ в общем количестве оформленных разрешений на работу ВКС по итогам 2018 г. составила 7 %. Преимущественно - это граждане Украины [8].
Механизм квотирования был заменен на экономический регулятор рынка труда - размер авансового платежа по налогу на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности на основании патента.
В ходе совершенствования данной системы, были даны широкие полномочия по регулированию иностранной рабочей силы субъектам Российской Федерации. Были созданы уполномоченные организации - миграционные центры, в которых происходит обслуживание по системе «одного окна». В данных центрах иностранные граждане имеют возможность пройти ме-
дицинское обследование, тестирование на владение русским языком, владение законодательством и т.д. Могут воспользоваться услугами переводчика, нотариуса.
На данный момент уполномоченные организации функционируют в 57 субъектах Российской Федерации.
Делегирование полномочий субъектам РФ, на наш взгляд, является вполне оправданным, учитывая то, как своеобразны регионы России в географическом, климатическом, социальном и экономическом плане.
Вместе с тем, отдельные положения федерального законодательства, усовершенствованные при введении новой патентной системы, фактически слабо реализуются субъектами Российской Федерации.
По-прежнему остается проблемой оценка уровня потребности в привлечении иностранных работников. Так, согласно п. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [9], «Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период и учитываются при подготовке высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации предложений о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации».
Однако методический инструментарий для определения потребности в иностранных работниках и подготовки прогноза нуждается в разработке.
За последние три года ежегодно устанавливаемая квота исчерпывалась не более чем на 40-60 %. Следовательно, можно сделать вывод о том, что квоты изначально формируются на основании завышенных заявок работодателей [8].
Решить данную проблему может предоставление права субъектам РФ самим определять размер квот. Владея информацией какие отрасли экономики являются ключевыми, они могут распределять трудовые ресурсы эффективнее.
Ситуация с отсутствием трудовых/гражданско-правовых договоров у мигрантов по-прежнему остается проблемой. Число ми-379
грантов, имеющих патенты, но не имеющих трудовых/гражданско-правовых договоров с работодателем насчитывалось в 2017 г. свыше 1 млн чел. [10]. Об этом свидетельствует низкая доля уведомлений о привлечении иностранных граждан, которая составляет немногим более половины от общего объема выданных разрешений на осуществление трудовой деятельности.
Как отмечает И.А. Шишкин, «наличие трудового или гражданско-правового договора не гарантирует мигрантам полностью законных трудовых отношений, а в некоторых случаях не имеет юридической силы, поскольку работодатель не информирует о нем ГУВМ МВД России и не ставит мигрантов на учет в налоговых органах, поэтому даже эти категории трудовых мигрантов зачастую попадают под критерии неустойчивой занятости» [10].
Значительная доля опрошенных трудящихся-мигрантов выразила неудовлетворенность отсутствием социальных гарантий в виде оплачиваемых больничных листов (53,2 %), ежегодных оплачиваемых отпусков (57,4 %), а также взносов работодателя в государственные внебюджетные фонды (75,1 %).
Иная ситуация среди высококвалифицированных специалистов, 93 % удовлетворены своей занятостью и уровнем обеспечения социальных гарантий, однако их доля в общем объеме занятых не превышает 3 % [10].
Таким образом, на основании приведенных количественных показателей и проведенного анализа, можно сделать вывод, что трудовая деятельность иностранных граждан в современных условиях занимает особое место в миграционных процессах. Она неразрывно связана с другими статусами иностранных граждан такими, как пребывание, проживание, а также осуществлением МВД России федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139 (дата обращения: 18.09.2019).
2. Мкртчян Н., Флоринская Ю. Миграционный прирост: аномальные показатели // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально экономического развития. 2019. № 12(95). С. 15-18. URL:
http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2019_12-95_July.pdf (дата обращения: 18.09.2019).
3. Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2018 года / МВД РФ. М., 2019. 60 с. URL: https://мвд.рф/reports/item/16053092/ (дата обращения: 20.09.2019).
4. Голубева Э.Р. Проблемы отграничения организации незаконной миграции от смежных составов преступлений // ВестникУфим-ского юридического института МВД России. 2018. № 2(80).
С. 24-26.
5. Волох В.А., Герасимова И.В. Управление миграционными процессами в Российской Федерации: анализ и перспективы // Управление. 2019. Т. 7, № 1. С. 5-12.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2010 N 2024-р «О подписании Соглашения между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей». URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EX P&n=493434 (дата обращения: 18.09.2019).
7. Основные показатели по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-август 2019 года / МВД РФ. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/18329606/ (дата обращения: 20.09.2019).
8. Дутов П.О. Современное состояние и основные направления совершенствования внешней трудовой миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 65-69.
9. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 18.09.2019).
10. Шичкин И.А. Состояние, масштабы и направления снижения неустойчивой занятости трудящихся-мигрантов в России // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 3(209). С. 38-44.
LABOUR IMMIGRATION TO RUSSIA: THE SCALE, ISSUSES AND REGULATORY EXPERIENCE
A.D. Avdeenko
Tyumen State University
The author studies the relevant statistics in the field of external labour migration in Russia. The mechanisms of attracting labor migrants and the legal framework are described. The effectiveness of the application of recent years of innovations in the field of regulation of external labor migration is assessed. The features of the legal status in Russia are considered. The presence of existing legislation in this area and the problems arising from this are noted.
Keywords: external labor migration, migration processes, labor activity, foreign citizen, labor migration mechanisms, migration statistics.