Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
397
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МИГРАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ / MIGRATION / MIGRATION POLICY / MIGRATION PROCESSES / PUBLIC ADMINISTRATION / INTERNATIONAL COOPERATION / MIGRATION SYSTEM / EXTERNAL LABOR MIGRATION / ADAPTATION AND INTEGRATION OF MIGRANTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зорин Владимир Юрьевич, Бурда Михаил Александрович

В статье анализируется ряд особенностей оказывающих, по мнению авторов, существенное влияние на формирование миграционной политики современной России. В теоретико-методологической части исследование опирается на работы известных российских и зарубежных политологов, экспертов миграционной сферы. Эмпирическая база исследования основывается на анализе статистических данных, экспертных оценок, количественно-качественных рейтингов и нормативных правовых актах. Авторы отмечают, что восприятие современной миграции, как глобального явления, не находит однозначного понимания в современном мире. После распада СССР, Россия становится активным и одним из самых крупных акторов миграционных процессов со своей особенной миграционной системой. В научный оборот вводятся актуальные статистические данные в сфере внешней миграции в современной России, авторами проводится их анализ. Отдельное внимание в исследовании уделяется различию в оценке восприятия миграции экспертным сообществом и населением. При этом отмечается, что в повестке российских политических партий миграционная проблематика в целом не присутствует, что позволяет говорить об актуализации миграционной повестки, как реакции на частные проблемные кейсы. Авторы анализируют эволюцию миграционной концепции, отмечая произошедшие изменения в российском миграционном законодательстве, которые позволили выстроить современную миграционную систему. Также рассматриваются особенности государственного управления миграционными процессами в современной России и даются предложения по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зорин Владимир Юрьевич, Бурда Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND INSTITUTIONALIZATION OF STATE MIGRATION POLICY IN MODERN RUSSIA

The article analyses a number of features that, in the opinion of the authors, have a significant impact on the formation of the migration policy of modern Russia. In the theoretical and methodological part, the study relies on the work of well-known Russian and foreign political scientists, experts in the migration sphere. The empirical basis of the study is based on analysis of statistical data, expert assessments, quantitative-qualitative ratings and normative legal acts. The authors note that the perception of modern migration as a global phenomenon does not find a clear understanding in the modern world. After the collapse of the USSR, Russia becomes active and one of the largest actors of migration processes with its special migration system. Current statistical data in the field of external migration in modern Russia are introduced into the scientific circulation, and their analysis is carried out by the authors. The study pays special attention to the difference in the assessment of migration perception by the expert community and the population. At the same time, it is noted that the agenda of Russian political parties does not include migration issues as a whole, which makes it possible to talk about the mainstreaming of the migration agenda as a reaction to private problem cases. The authors analyze the evolution of the migration concept, noting the changes in the Russian migration legislation that have made it possible to build a modern migration system. The peculiarities of state management of migration processes in modern Russia are also considered and proposals for its improvement are made.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

СТАТЬИ

В.Ю. Зорин, М.А. Бурда

ФОРМИРОВАНИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ *

Аннотация

В статье анализируется ряд особенностей оказывающих, по мнению авторов, существенное влияние на формирование миграционной политики современной России. В теоретико-методологической части исследование опирается на работы известных российских и зарубежных политологов, экспертов миграционной сферы. Эмпирическая база исследования основывается на анализе статистических данных, экспертных оценок, количественно-качественных рейтингов и нормативных правовых актах. Авторы отмечают, что восприятие современной миграции, как глобального явления, не находит однозначного понимания в современном мире. После распада СССР, Россия становится активным и одним из самых крупных акторов миграционных процессов со своей особенной миграционной системой. В научный оборот вводятся актуальные статистические данные в сфере внешней миграции в современной России, авторами проводится их анализ. Отдельное внимание в исследовании уделяется различию в оценке восприятия миграции экспертным сообществом и населением. При этом отмечается, что в повестке российских политических партий миграционная проблематика в целом не присутствует, что позволяет говорить об актуализации миграционной повестки, как реакции на частные проблемные кейсы. Авторы анализируют эволюцию миграционной концепции, отмечая произошедшие изменения в российском миграционном

V. Zorin, M. Burda

FORMATION AND INSTITUTIONALIZATION OF STATE MIGRATION POLICY IN MODERN RUSSIA

Abstract

The article analyses a number of features that, in the opinion of the authors, have a significant impact on the formation of the migration policy of modern Russia. In the theoretical and methodological part, the study relies on the work of well-known Russian and foreign political scientists, experts in the migration sphere. The empirical basis of the study is based on analysis of statistical data, expert assessments, quantitative-qualitative ratings and normative legal acts. The authors note that the perception of modern migration as a global phenomenon does not find a clear understanding in the modern world. After the collapse of the USSR, Russia becomes active and one of the largest actors of migration processes with its special migration system. Current statistical data in the field of external migration in modern Russia are introduced into the scientific circulation, and their analysis is carried out by the authors. The study pays special attention to the difference in the assessment of migration perception by the expert community and the population. At the same time, it is noted that the agenda of Russian political parties does not include migration issues as a whole, which makes it possible to talk about the mainstreaming of the migration agenda as a reaction to private problem cases. The authors analyze the evolution of the migration concept, noting the changes in the Russian migration legislation that have made it possible to

законодательстве, которые позволили выстроить современную миграционную систему. Также рассматриваются особенности государственного управления миграционными процессами в современной России и даются предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова:

миграция, миграционная политика, миграционные процессы, государственное управление, международное сотрудничество, миграционная система, внешняя трудовая миграция, адаптация и интеграция мигрантов.

build a modern migration system. The peculiarities of state management of migration processes in modern Russia are also considered and proposals for its improvement are made.

Key words:

migration, migration policy, migration processes, public administration, international cooperation, migration system, external labor migration, adaptation and integration of migrants.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

Миграционные процессы в современном мире не снижают своей актуальности в глобальной политической повестке и продолжают оставаться одной аз актуальнейших проблем человечества.

Международная организация по миграции в своих экспертных оценках оперирует данными о 271 миллионе лиц, вовлеченных в миграционные процессы в 2019 году, что составляет порядка 3,5% от общей численности населения нашей планеты [25].

Еще в 2018 году ООН был инициирован Глобальный Договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции [26], призванный укрепить международное сотрудничество в области миграции и усилить вклад мигрантов и миграции в устойчивое развитие государств. В этой связи, в рамках международного сотрудничества и на внутригосударственном уровне государствам предстоит выработать конкретные механизмы реализации положений Глобального договора с учетом национальных интересов его участников, в том числе в области безопасности и приоритетного обеспечения интересов собственных граждан.

Возрастающая интенсивность миграционных процессов обусловлена сегодня не только экономическими аспектами. Различные военные и политические конфликты на «Большом Ближнем Востоке» [23], также оказали непосредственное влияние на формирование современных миграционных трендов и восприятие миграции обществом. Развитие антиэмигрантской риторики европейских политических партий и отдельных политиков обусловлено не только ренессансом «национальной лояльности», но и критикой миграционной политики Европейского Союза, которая оказалась не способна обеспечить безопасность и традиционный уклад жизни Европе, а

также оказалась неэффективной перед вызовами массовой нелегальной миграции [2].

Особенно это оказалось чувствительным для европейских государств, через территорию которых пролегают маршруты нелегальных мигрантов -Австрии, Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Словакии и др. Для целого ряда европейских государств глобальный миграционный кризис 20152016 гг. стал фактором, повлиявшим на отказ от подписания вышеназванного Глобального Договора [22].

Миграционные вызовы, с которыми столкнулись европейские государства, в целом не присущи современной России. За постсоветский период она стала страной-реципиентом миграционных потоков наравне с США, Германией и рядом других государств высокой миграционной привлекательности. Современные российские эксперты - политологи, юристы, экономисты отмечают особенности не только реализуемой государственной миграционной политики, но и сформированный миграционный режим, основной задачей которого является привлечение иностранных граждан для обеспечения своих национальных и экономических интересов [3; 4; 5; 12; 17].

Статистические данные о миграционной ситуации в России, публикуемые Министерством внутренних дел Российской Федерации по итогам 2019 года, позволяют отметить следующие особенности:

- в структуре внешней миграции значительное место занимает трудовая миграция;

- более половины мигрантов приезжает из постсоветских государств;

- в структуре внешней трудовой миграции на мигранты из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии занимают порядка 76% российского рынка труда иностранной рабочей силы;

- наиболее привлекательными для иностранцев регионами являются крупные города и промышленные центры.

Проверим выявленные особенности статистическими данными в Таблицах 1 и 2. [9; 16].

Таблица 1. Количество и цели въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации в 2019 году (первичный миграционный учет,

Государство Всего Работа Учеба Туризм Частная Иное

Азербайджан 465615 194929 15448 16840 209816 28582

Армения 331115 210460 13311 11724 82753 12867

Белоруссия 29444 1607 807 20468 2093 4469

Казахстан 560067 136208 90782 37011 247473 48593

Киргизия 583717 453702 21543 9243 83716 15513

Молдова 340183 174150 11882 10952 135258 7941

Таджикистан 1585146 1179423 44661 8019 330820 22223

Узбекистан 2584207 2107302 50080 22035 366136 36654

Украина 1133957 435528 35328 56793 550068 56240

Всего СНГ 7613451 4893309 283842 193085 2008133 235082

Иные государства 6250070 584940 397990 3994451 515985 756704

Всего 13863521 5478249 681832 4187536 2524118 991786

Таблица 2. Субъекты Российской Федерации, пользующиеся наибольшей (TOP-5) привлекательностью у внешних мигрантов в совокупности с социально-экономическим рейтингом регионов (по данным МВД России и

Субъект РФ Количество мигрантов, Место в социально-

поставленных на первичный миграционный учет (МВД России) экономическом рейтинге российских регионов, по оценке РИА-Рейтинг

Санкт-Петербург и Ленинградская область* 3518880* 2, 8*

г. Москва 3432082 1

Московская область 941288 3

Краснодарский край 416018 6

Республика Татарстан 233633 4

*В информационных ресурсах МВД России, находящихся в свободном доступе, в сводной таблице «Основные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года с распределением по регионам, указана объединенная статистика по городу федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградской области.

Отметим, что тема внешней миграции по-прежнему является одним из наиболее острых и актуальных общественно-политических сюжетов. Вместе с тем понимание такого сюжета на уровне экспертов и общества зачастую достаточно разнится.

Экспертное сообщество в настоящее время в целом положительно рассматривает механизмы внешней миграции в контексте решения определенных проблем на российском рынке труда и сложной демографической ситуации [8, 10].

В свою очередь существенная часть российского общества настроена в отношении внешней миграции достаточно консервативно и, в этой связи, связывает с миграцией проблематику роста уровня бытовой преступности, распространения наркотиков и террористических рисков. В этой связи отметим отдельные социологические опросы, которые демонстрируют, что «две трети опрошенных россиян поддерживают рестриктивные меры правительства России, направленные на ограничение притока приезжих» [7].

Например, аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр» осуществляет ежегодный мониторинг ксенофобских настроений среди жителей России, который в 2019 году позволил получить следующие результаты:

- 72% опрошенных высказались за необходимость ограничивать приток трудовых мигрантов;

- 63% опрошенных отметили, что: «Присутствие мигрантов в нашем городе/регионе чрезмерно»;

- 64% опрошенных заявили, что: «Мои родственники и знакомые готовы делать работу, которую сейчас выполняют мигранты» [11].

Миграция продолжает оставаться значимой составной части публичной повестки, при этом существующая в общественном мнении определенная негативная коннотация миграционных процессов не находит своего отражения в повестке российских политических акторов. Мигрантофобия и антиэмигрантская риторика не является актуальным политическим трендом для современных российских политических партий, которые в настоящее время сконцентрированы на общественном запросе на социальную справедливость. В этой связи, говорить об актуализации миграционной тематики во внутрироссийских политических процессах в настоящее время не приходится, по крайней мере, до этапа более тесной аффилиации внешней миграции и социальной политики (социальных гарантий) государства. При этом, частные случаи актуализации миграционной проблематики и выступ-

ления в этой связи отдельных российских политиков, как правило, связаны с отдельными резонансными событиями, к которым миграционная политика государства не имеет прямого отношения.

Рассматривая модель современной российской миграционной политики целесообразно определить точку отсчета ее реализации, которой можно считать октябрь 2018 года, когда была принята последняя редакция Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [18].

Вместе с тем, необходимо отметить, что утвержденная Президентом В.В. Путиным «новая миграционная концепция» является результатом определенной переработки и совершенствования, с учетом меняющейся политической ситуации, механизмов, заложенных в Концепции миграционной политики 2012 года. Такой подход позволил эволюционно реформировать механизмы государственного управления в миграционной сфере.

В период реализации предыдущей миграционной концепции, российскими органами власти была проделана существенная работа по внедрению новых аспектов миграционного законодательства, среди которых мы выделим следующие:

- дифференциация правил осуществления временной трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации;

- совершенствование, в том числе и нормативно-правовое, механизмов противодействия нелегальной миграции и ее организации;

- корректировка российских нормативно-правовых актов, в части разъяснения порядка их применения к иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации, в том числе в рамках Трудового Кодекса Российской Федерации.

Отдельно отметим распространение с 1 января 2015 года института «патентирования» на всех трудовых мигрантов из государств-членов Содружества Независимых Государств, не являющихся членами Евразийского Экономического Союза.

Возможность осуществлять временную трудовую деятельность в России на основании патента в соответствии с положениями Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [19] позволила российской миграционной системе дифференцировать внешнюю трудовую миграцию не только по ка-

чественным критериям - общий порядок, квалифицированный специалист, высококвалифицированный специалист, но и по «страновому» критерию.

В настоящее время выражены три «страновых» критерия, которые позволяют дифференцировать допуск на российский рынок труда иностранной рабочей силы.

Максимальный уровень преференций распространяется на трудовых мигрантов из государств-членов Евразийского Экономического Союза (Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии), для которых образован единый рынок труда рабочей силы на всей территории Союза.

Ко второму уровню допуска можно отнести мигрантов из государств -членов СНГ, не являющихся членами ЕАЭС - Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан и Украина, на которых с 2015 года распространяются вышеназванные правила института «патентирования».

К третьему уровню можно отнести все остальные государства, мигрантам из которых при осуществлении временной трудовой деятельности в России необходимо оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и разрешение на работу.

Необходимо отметить, что реализация описанной трехуровневой системы позволила отказаться от механизма квотированного привлечения иностранной рабочей силы, который имел потенциал коррупционных правонарушений, а также не всегда отвечал актуальным запросам и потребностям российского рынка труда в иностранной рабочей силе и в этой связи активно критиковался бизнес-сообществом, а также общественными организациями.

Возвращаясь к критериям квалификации трудовых мигрантов, необходимо отметить, что перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан, признающихся в России квалифицированными специалистами, ежегодно актуализируется в рамках соответствующего приказа Министерства труда Российской Федерации [14].

Так, со 2 октября 2019 вступил в силу закон, по которому иностранным специалистам с высокой квалификацией достаточно отработать в России 1 год, чтобы получить гражданство. Ранее этот срок составлял 3 года. Закон рассчитан на представителей профессий, которые входят в список Минтруда. Это 74 специальности - в основном врачебные, инженерные и рабочие [15].

Продолжается корректировка критериев высококвалифицированного специалиста. В целях увеличения работающих в России высококвалифицированных иностранцев, в Минэкономразвития предложили снизить минимальную зарплату таких специалистов до 100 000 рублей в месяц. Сейчас иностранный работник должен получать 167 000 рублей в месяц, чтобы получить статус высококвалифицированного специалиста.

Отдельное внимание в Концепции уделено формированию условий и последующей реализации адресного привлечения иностранной рабочей силы. В соответствии с пунктом 22 упомянутой Концепции, перед органами государственной власти поставлена задача, повышения эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников и развития механизмов их организованного привлечения [1].

В целях реализации данного положения компетентными в сфере миграции органами государственной власти Российской Федерации, совместно с зарубежными партнерами, были разработаны, подписаны и ратифицированы двусторонние межправительственные соглашения об организованном наборе с Республикой Узбекистан и Таджикистан [20; 21], наиболее активными государствами на рынке труда иностранной рабочей силы современной России.

Реализация такого рода двусторонних соглашений об организованном наборе будет способствовать упорядочению миграционных процессов между государствами-сторонами соглашения, снизит риски нелегальной миграции, а также будет способствовать адресному привлечению на российский рынок труда востребованных мигрантов.

Миграционная привлекательность России на постсоветском пространстве требует от российской власти выработки новых подходов в области адаптации и интеграции внешних мигрантов. Формируемые условия адаптации и интеграции мигрантов является важнейшим условием эффективной реализации не только миграционной, но и национальной политики. В связи с этим возрастает значимость взаимодействия компетентных органов государственной власти, как на федеральном уровне (МВД России и Федеральное агентство по делам национальностей), так и на региональном уровне (администрации субъектов Российской Федерации) с институтами гражданского общества.

Предлагаемый формат взаимодействия государства и общества позволит создать условия для объединения «старых» и «новых» членов рос-

сийского общества в рамках этнокультурного многообразия и развития страны, формирования российской гражданской нации и обеспечения гражданского единства [6].

Однако, необходимо констатировать, что в настоящее время вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в России не имеют соответствующего нормативного правового закрепления, что существенно тормозит реализацию закрепленного в Концепции механизма взаимодействия.

В определенной мере резюмируя вышеизложенное можно сказать, что обновленная Концепция миграционной политики в существенной мере отвечает современным миграционным вызовам и позволяет эффективно противодействовать миграционным рискам. Вместе с тем следует отметить, ряд особенностей, которые требуют анализа экспертов и принятия политико-административных решений.

Часть таких решений может быть принята в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации на основе предложений, подготовленных рабочей группой по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 -2025 годы, утвержденных 7 марта 2020 года [13].

Анализ упомянутых поручений позволяет выделить следующие концептуальные направления работы.

Во-первых, это корректировка плана мероприятий по реализации в 2019-2021 гг. Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг., ввиду новых условий, задач и рисков, что приведет к актуализации задач в сфере государственного управления и регулирования перед компетентными в сфере миграции органами государственной власти.

Во-вторых, совершенствование государственной информационной системы миграционного учета иностранных граждан (ГИСМУ), в том числе в части возможностей регистрации в этой системе физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателям. Развитие функционала ГИСМУ позволит разместить в ней информацию о потребности в иностранной рабочей силе, в рамках которой через определенное время, необходимое для подбора органами службы занятости субъектов Российской Федерации работников из числа граждан Российской Федерации, могут нанять любого имеющего единый документ иностранного гражданина. Также это позволит субъектам системы получить

доступ к официальному сервису проверки персональных данных и миграционного статуса иностранного гражданина.

Поступающие в государственную информационную систему сведения о потребности в иностранной рабочей силе и трудящихся иностранных гражданах всех категорий используются государственными органами в сфере труда и занятости, а также в сфере экономического развития для формирования и анализа реальной статистической и аналитической информации о ситуации на рынке труда

В-третьих, формирование новых критериев к дифференциации трудовых мигрантов. Так, для трех категорий иностранных работников устанавливаются различные налоговые режимы. Работающие по найму граждане государств - членов ЕАЭС уплачивают налог на доходы в размере и порядке, установленных для граждан Российской Федерации. Для работающих по найму иных иностранных граждан, из стран с безвизовым порядком въезда в Россию, предусматривается схема налогообложения доходов с использованием авансового платежа по налогу на доходы физлиц при работе по патенту. Для самозанятых иностранных граждан предлагается разработать отдельный налоговый режим, с учетом имеющегося опыта применения авансового платежа по налогу на доходы физических лиц при работе по патенту и налогу на профессиональный доход, а также определяются условия, при которых допускается работа самозанятых в интересах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Важно отметить, что меры по ограничению допуска иностранных граждан на рынок труда не применяются к гражданам государств - членов ЕАЭС кроме случаев, когда это прямо разрешено Договором о Евразийском экономическом союзе.

Приведенный пример поручений Президента Российской Федерации наглядно демонстрирует, что миграция, как сложное явление, все более зависит от взаимодействия политического, экономического, социального и гуманитарного аспекта реализуемой государством политики. Выработка государственной политики в указанных сферах относится к компетенциям широко спектра органов власти - МВД России, Минтруда России, Минэкономразвития России, МИД России, ФАДН России и др. При этом миграционная политика ни для одного из перечисленных федеральных органов исполнительной власти не является «деятельнообразующей». Достаточно очевидной представляется необходимость концентрации глобальных ми-

грационных задач и полномочий в рамках одного ведомства, которое будет не только координировать работу на миграционном треке в России, но и будет, в своем лице, взаимодействовать с зарубежными партнерами и соответствующими международными организациями по всему спектру миграционных компетенций.

Вместе с тем, отметим, что накопленный Россией опыт в области принятия управленческих решений в сфере миграции может представлять интерес для иностранных государств, вступающих в новый этап активизации миграционных процессов, особенно в условиях возрастающей турбулентности в мире.

Реализуемая в рамках российской миграционной системы модель управления миграционными процессами формируемая не только органами государственной власти, но и при активном участии институтов гражданского общества, позволяет достичь баланс между политическими, экономическими и демографическими интересами государства с одной стороны и обеспечением национальной безопасности, защиты национальных интересов, прав местного населения и легальных мигрантов с другой.

Литература

1. Бурда М.А., Бакшеева А.Р. Организованное привлечение иностранных граждан к временной трудовой деятельности, как один из факторов развития человеческого капитала современной России // Общество. Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества Материалы Международного форума. Под общей редакцией П.В. Тере-лянского. 2019.

2. Бурда М.А., Хорева Е.Е., Ларкина М.А., Беляева В.П. Национально-государственная идентичность в современной Европе в контексте происходящих миграционных и политических процессов // Вопросы политологии. 2019. Т. 9. №8(48).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Волох В.А. Социально-политическое прогнозирование миграционных рисков для России // Власть. 2017. Т. 25. №6.

4. Дутов П.О. Внешняя трудовая миграция: к вопросу определения понятия и признаков // Вестник экономической безопасности. 2018. №3.

5. Зорин В.Ю. Стратегия государственной национальной политики // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 4 (118).

6. Зорин В.Ю., Аствацатурова М.А. Межнациональные отношения в современной России: инновации политики и управления // Культурное наследие России. 2016. №3.

7. Манопов М.М. Миграционная политика государства, как фактор обеспечения национального согласия в обществе // PolitBook. 2019. №3.

8. Миграционные процессы: вызовы современности: материалы экспертной площадки «Миграционные процессы: вызовы современности», Йошкар-Ола, 15 ноября 2018 г. / под ред. О.В. Орловой. Йошкар-Ола: МарНИИ-ЯЛИ, 2019.

9. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года с распределением по странам и регионам. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693/ (дата обращения 12.03.2020).

10. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2019. №12(95). Июль.

11. Левада-Центр. Пресс-выпуски. Мониторинг ксенофобских настроений от 18.09.2019. URL: https://www.levada.ru/2019/09/18/monitoring-ksenofobskih-nastroenij-2/ (дата обращения 15.03.2020).

12. Паскачев А.Б., Волох В.А., Суворова В.А. Российские и мировые миграции: историко-политологический анализ (к 300-летию создания подразделений по вопросам миграции системы МВД России) / А.Б. Паскачев, В.А. Волох, В.А. Суворова. Москва: Литера, 2019.

13. Президент России. Документы. Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 20192025 годы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960. (дата обращения 15.03.2020).

14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.07.2019 №490н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан-квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201908280017 (дата обращения 15.03.2020).

15. Приказ Минтруда России от 25.11.2019 №734н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345758/ (дата обращения 15.03.2020).

16. РИА-Рейтинг. Качество жизни в российских регионах - Рейтинг 2019. URL: https://riarating.ru/infografika/20200217/630153946.html (дата обращения 15.03.2020).

17. Рязанцев С.В. Современная миграционная политика России: проблемы и подходы к совершенствованию // Социологические исследования. 2019. №9.

18. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 №622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения 12.03.2020).

19. Федеральный закон от 25 июля 2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения 12.03.2020).

20. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. №366-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42540. (дата обращения 15.03.2020).

21. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. №466-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44989 (дата обращения 15.03.2020).

22. Burda M.A., Gerasimova I.V., Ochacha M. Migration policy as instrument of ensuring national security // Przeglad Strategiczny. 2019. Т. 12.

23. Bzezhinski Zb. The Grand Chessboard: Amerikan Primacy and Its Geo-strategic Imperatives-N. 2006.

24. Grishin O.E., Nesterchuk O.A., Popov S.I., Shulenina N.V. Education of labour migrants as political integration trend in Russia // Espacios. 2018. Т. 39. №52.

25. IOM Migration. Migration data portal. URL: https://migrationdataportal.org/?i=stock_abs_&t=2019 (дата обращения 12.03.2020).

26. United Nations. Intergovernmental Conference on the Global Compact for Migration. URL: https://www.un.org/en/conf/migration/global-compact-for-safe-orderly-regular-migration.shtml (дата обращения 12.03.2020).

References

1. Burda M.A., Baksheeva A.R. Organizovannoe privlechenie inostrannykh grazhdan k vremennoi trudovoi deyatel'nosti, kak odin iz faktorov razvitiya chelovecheskogo kapitala sovremennoi Rossii. Obshchestvo. Doverie. Riski: Doverie k migratsionnym protsessam. Riski novogo obshchestva Materialy Mezhdunarodnogo foruma. Pod obshchei redaktsiei P.V. Terelyanskogo. 2019.

2. Burda M.A., Khoreva E.E., Larkina M.A., Belyaeva V.P. Natsional'no-gosudarstvennaya identichnost' v sovremennoi Evrope v kontekste proiskhodyashchikh migratsionnykh i politicheskikh protsessov. Voprosy politologii. 2019. T. 9. №8(48).

3. Volokh V.A. Sotsial'no-politicheskoe prognozirovanie migratsionnykh riskov dlya Rossii. Vlast'. 2017. T. 25. №6.

4. Dutov P.O. Vneshnyaya trudovaya migratsiya: k voprosu opredeleniya ponyatiya i priznakov. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2018. №3.

5. Zorin V.Yu. Strategiya gosudarstvennoi natsional'noi politiki. Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura. 2018. №4(118).

6. Zorin V.Yu., Astvatsaturova M.A. Mezhnatsional'nye otnosheniya v sovremennoi Rossii: innovatsii politiki i upravleniya. Kul'turnoe nasledie Rossii. 2016. №3.

7. Manopov M.M. Migratsionnaya politika gosudarstva, kak faktor obespecheniya natsional'nogo soglasiya v obshchestve. PolitBook. 2019. №3.

8. Migratsionnye protsessy: vyzovy sovremennosti: materialy ekspertnoi ploshchadki «Migratsionnye protsessy: vyzovy sovremennosti», Ioshkar-Ola, 15 noyabrya 2018 g. / pod red. O.V. Orlovoi. Ioshkar-Ola: MarNIIYaLI, 2019.

9. Ministerstvo vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii. Otdel'nye pokazateli migratsionnoi situatsii v Rossiiskoi Federatsii za yanvar' - dekabr' 2019 goda s raspredeleniem po stranam i regionam. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693/ (data obrashcheniya 12.03.2020).

10. Monitoring ekonomicheskoi situatsii v Rossii: tendentsii i vyzovy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya. 2019. №12(95). Iyul'.

11. Levada-Tsentr. Press-vypuski. Monitoring ksenofobskikh nastroenii ot 18.09.2019. URL: https://www.levada.ru/2019/09/18/monitoring-ksenofobskih-nastroenij-2/ (data obrashcheniya 15.03.2020).

12. Paskachev A.B., Volokh V.A., Suvorova V.A. Rossiiskie i mirovye migratsii: istoriko-politologicheskii analiz (k 300-letiyu sozdaniya podrazdelenii po voprosam migratsii sistemy MVD Rossii) / A.B. Paskachev, V.A. Volokh, V.A. Suvorova. Moskva: Litera, 2019.

13. Prezident Rossii. Dokumenty. Perechen' poruchenii po voprosam realizatsii Kontseptsii gosudarstvennoi migratsionnoi politiki na 2019-2025 gody. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960 (data obrashcheniya 15.03.2020).

14. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 05.07.2019 №490n «Ob utverzhdenii perechnya professii (spe-tsial'nostei, dolzhnostei) inostrannykh grazhdan-kvalifitsirovannykh spe-tsialistov, trudoustraivayushchikhsya po imeyushcheisya u nikh professii (spetsial'nosti), na kotorykh kvoty na vydachu inostrannym grazhdanam, pribyvayushchim v Rossiiskuyu Federatsiyu na osnovanii vizy, razreshenii na rabotu ne rasprostranyayutsya». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201908280017 (data obrashcheniya 15.03.2020).

15. Prikaz Mintruda Rossii ot 25.11.2019 №734n «Ob utverzhdenii perechnya professii (spetsial'nostei, dolzhnostei) inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva - kvalifitsirovannykh spetsialistov, imeyushchikh pravo na priem v grazhdanstvo Rossiiskoi Federatsii v uproshchennom poryadke». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345758/ (data obra-shcheniya 15.03.2020).

16. RIA-Reiting. Kachestvo zhizni v rossiiskikh regionakh - Reiting 2019. URL: https://riarating.ru/infografika/20200217/630153946.html (data obrashcheniya 15.03.2020).

17. Ryazantsev S.V. Sovremennaya migratsionnaya politika Rossii: pro-blemy i podkhody k sovershenstvovaniyu. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2019. №9.

18. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31.10.2018 №622 «O Kontseptsii gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na 2019 -2025 gody». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986 (data obrashcheniya 12.03.2020).

19. Federal'nyi zakon ot 25 iyulya 2002 №115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (data obrashcheniya 12.03.2020).

20. Federal'nyi zakon ot 5 dekabrya 2017 g. №366-FZ «O ratifikatsii Soglasheniya mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Pravitel'stvom

Respubliki Uzbekistan ob organizovannom nabore i privlechenii grazhdan Respubliki Uzbekistan dlya osushchestvleniya vremennoi trudovoi deyatel'nosti na territorii Rossiiskoi Federatsii». URL:

http://www.kremlin.ru/acts/bank/42540. (data obrashcheniya 15.03.2020).

21. Federal'nyi zakon ot 27 dekabrya 2019 g. №466-FZ «O ratifikatsii Soglasheniya mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Tadzhikistan ob organizovannom nabore grazhdan Respubliki Ta-dzhikistan dlya osushchestvleniya vremennoi trudovoi deyatel'nosti na territorii Rossiiskoi Federatsii». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44989. (data obrashcheniya 15.03.2020).

22. Burda M.A., Gerasimova I.V., Ochacha M. Migration policy as instrument of ensuring national security. Przeglad Strategiczny. 2019. T. 12.

23. Bzezhinski Zb. The Grand Chessboard: Amerikan Primacy and Its Geo-strategic Imperatives-N. 2006.

24. Grishin O.E., Nesterchuk O.A., Popov S.I., Shulenina N.V. Education of labour migrants as political integration trend in Russia. Espacios. 2018. T. 39. №52.

25. IOM Migration. Migration data portal. URL: https://migrationdataportal.org/?i=stock_abs_&t=2019 (data obrashcheniya 12.03.2020).

26. United Nations. Intergovernmental Conference on the Global Compact for Migration. URL: https://www.un.org/en/conf/migration/global-compact-for-safe-orderly-regular-migration.shtml (data obrashcheniya 12.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.