Научная статья на тему 'Методы административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с миграционными процессами'

Методы административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с миграционными процессами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МЕТОДЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MIGRATION / METHODS OF ADMINISTRATIVE CONTROL / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

Исследуются особенности современных миграционных процессов и на этой основе в рамках системы иммиграционного контроля формулируются методы их административно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of administrative regulation of public relations arising in connection with migration processes

The article describes characteristics and the system of subjects of state regulation of migration processes; methods of legal regulation of public relations arising in connection with migration processes; guarantees of legal regulation of migration processes

Текст научной работы на тему «Методы административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с миграционными процессами»

УДК 342 ББК 67

МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,

профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор E-mail: tanya_198307@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуются особенности современных миграционных процессов и на этой основе в рамках системы иммиграционного контроля формулируются методы их административно-правового регулирования.

Ключевые слова: миграция, методы, административное регулирование, общественные отношения.

Abstract. The article describes characteristics and the system of subjects of state regulation of migration processes; methods of legal regulation of public relations arising in connection with migration processes; guarantees of legal regulation of migration processes. Keywords: migration, methods of administrative control, public relations.

Эффективное регулирование миграционных процессов признано одним из политических приоритетов российского государства. Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании президентского совета по межнациональным отношениям в октябре 2016 г. отметил, что «мигранты, фактически лишенные возможности интегрироваться в общество, становятся объектом пропаганды, вербовки со стороны экстремистов и террористических организаций. Очевидно, что от профессиональных, продуманных действий в этой сфере прямо зависит обеспечение общественной стабильности, межнационального мира и согласия в нашей стране»1.

Анализ современных миграционных процессов показывает, что противодействие незаконной трудовой миграции возможно по нескольким направлениям: это и упрощение порядка оформления разрешений на работу; и повышение ответственности работодателей, принимающих иностранцев без должного оформления и не желающих тратиться на элементарные социальные гарантии; и усовершенствованная система квотирования (с учетом 14 профессиональных категорий); и введение ежемесячного патента при устройстве на работу по найму к физическим

и юридическим лицам для трудовых мигрантов из стран, с которыми Россия имеет открытые границы2.

В этих целях в 2014—2016 гг. Правительством Российской Федерации были разработаны мероприятия по привлечению в Россию квалифицированных трудовых мигрантов. Они нацелены на то, чтобы еще в стране исхода трудящийся-мигрант овладел базовым знанием русского языка, прошел профессиональную подготовку и въезжал в Россию в целях трудоустройства на конкретное рабочее место, и были созданы условия для привлечения в РФ, квалифицированных специалистов и создание им благоприятных условий осуществления трудовой деятельности. Следует отметить, что высококвалифицированным специалистом законодатель признает иностранного гражданина, имеющего опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух или более миллионов рублей за период, не превышающий одного года3.

Очень важно отметить, что изменения, которые произошли на постсоветском пространстве в соци-

ально-экономической и политической сферах, в области международных связей Российской Федерации, упрощение порядка въезда в страну послужили причиной усиления незаконной миграции в Россию. Широкомасштабный приток различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства оказывает все более возрастающее воздействие на внутриполитическую ситуацию в России, существенно сказывается на социальной сфере, ухудшает криминогенную обстановку. Так, за 2016 год въехало на территорию России свыше 18 млн чел. Из них привлечено к административной ответственности более 2,5 млн чел. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 92 тыс. преступлений4.

Иммиграционные процессы, протекающие в России, имеют как позитивные, так и негативные стороны. К первым можно отнести так называемую возвратную иммиграцию — стремление этнических русских и лиц других титульных российских национальностей, проживающих в странах СНГ и воспринимающих Россию как историческую родину, к возвращению на ее территорию для постоянного проживания; приток на территорию России законных трудовых мигрантов, владеющих профессиями, востребованными на российском рынке труда, и готовых адаптироваться к условиям жизни в России.

В числе негативных сторон иммиграционных процессов следует назвать формирование направленности иммиграционных потоков на российские регионы без учета национальных интересов; потери бюджетов различных уровней вследствие отсутствия налоговых поступлений, связанные с формированием теневого оборота финансовых средств при использовании труда незаконных мигрантов; увеличение уровня криминализации иммиграционных процессов, связанных с масштабностью незаконной внешней миграции.

Созданная в России система иммиграционного контроля достаточно результативна, хотя для ее полноценного функционирования необходимо решить несколько задач.

Во-первых, это обеспечение полномасштабного контроля за исполнением законодательства по регулированию миграционными процессами. Через усиление контрольно-надзорной деятельности подразделения иммиграционного контроля в силах кар-

динально изменить ситуацию за счет сокращения числа мигрантов с неурегулированным правовым статусом. Иммиграционным контролем должны быть охвачены все крупные строительные, жилищно-коммунальные и промышленные объекты, где используются преимущественно иностранная рабочая сила, а также средние и мелкие работодатели, как правило, использующие труд рабочих-нелегалов, с тем, чтобы вывести их из теневого сектора, создать простые условия их регистрации, учета, уплаты госпошлин и налогов.

Во-вторых, эффективность иммиграционного контроля во многом зависит от уровня взаимодействия с органами внутренних дел, поскольку последние имеют дополнительные возможности по пресечению каналов незаконной миграции; с органами прокуратуры и судами, возбуждающими и рассматривающими уголовные дела, связанные с организацией незаконной миграции, а также дела об административном выдворении.

Большое значение для повышения эффективности учета и государственного контроля по предупреждению незаконной миграции приобретает развитие современной информационной инфраструктуры, включая внедрение средств автоматизации, важнейшим звеном которого является совершенствование автоматизированной системы Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (АС ЦБД УИГ).

Решение данной задачи позволяет повысить привлекательность страны для благонадежной категории мигрантов, а также снизить вероятность ухудшения криминогенной обстановки в районах массового поселения мигрантов.

В настоящее время эксплуатируется специальное программное обеспечение АС ЦБД УИГ «Мигрант» и его техническое сопровождение в рамках единого хранилища по учету иностранных и российских граждан, а также лиц без гражданства, что позволяет своевременно и качественно выявлять угрозы общественной и национальной безопасности.

В рамках формирования АС ЦБД УИГ проводится работа по совершенствованию автоматизированной дактилоскопической идентификационной (АДИС-МВД). АДИС-МВД обеспечивает автоматизацию проведения государственной дактилоскопи-

148

Вестник экономической безопасности

№ 2/2017

ческой регистрации, идентификацию личности для решения задач АС ЦБД УИГ, что позволит повысить уровень национальной безопасности Российской Федерации посредством более действенного контроля миграционной обстановки, выявления нелегальных мигрантов и других лиц, въезжающих в страну незаконным путем, а также формирование и ведение объединенного автоматизированного биометрического (дактилоскопического) банка данных на основе современных информационных технологий в интересах МВД России и других заинтересованных ведомств.

Изучение практики показало, что в ходе реализации функции государственной дактилоскопической регистрации дактилоскопировано свыше 670 тыс. лиц и установлено около 3 тыс. лиц, у которых не имелось документов, которые использовали не свои паспортные данные, находились в розыске и т.д.5. В рамках развития система АДИС-МВД предполагает внедрение в широкую практическую деятельность территориальных органов МВД России стационарных и мобильных станций регистрации и оперативных проверок. Указанное программное обеспечение позволит формировать на каждого иностранного гражданина электронное досье — историю его пребывания в стране, а при необходимости сразу же прореагирует на появление сведений о лицах, чье пребывание нежелательно.

Приоритетным направлением деятельности, направленной на повышение эффективности иммиграционного контроля по обеспечению общественной и национальной безопасности, в настоящее время является минимизация негативных последствий незаконной миграции. Формулирование целей и принципов иммиграционного контроля по обеспечению общественной и национальной безопасности представляется одним из важнейших направлений его правового строительства6.

Цель единой системы иммиграционного контроля — достижение в масштабе государства условий, обеспечивающих регулирование иммиграции, выполнение комплекса мероприятий по предупреждению незаконной иммиграции на территорию государства7. Данная цель достигается путем определения целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в Россию, в том числе в поисках убежища, а

также определения правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории, при условии соблюдения интересов Российской Федерации и защиты прав мигрантов.. Сущность иммиграционного контроля заключается в выявлении и пресечении административных правонарушений в сфере миграции, подготовке материалов о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, иммиграционном контроле, а именно проверке организаций, получивших право оформлять приглашения иностранным гражданам, работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, мест пребывания (проживания) иностранных граждан, указанных ими в заявлениях8.

В заключении необходимо отметить, что в условиях устойчивой тенденции к возрастанию числа иностранных граждан и лиц без гражданства нелегальная миграция и связанные с ней процессы являются долговременными факторами, оказывающими существенное влияние на общественную и национальную безопасность. Возникает необходимость в дальнейшем совершенствовании системы иммиграционного контроля, охватывающего все сферы общественных отношений. Концепция миграционной политики государства должна закрепиться в форме миграционного режима как части общего правового режима, что представляет собой систему административно-правового регулирования взаимодействия субъектов и государства при реализации их правового статуса, а также деятельность органов государственной власти, направленных на регулирование миграционных отношений и обеспечение общественной безопасности.

1 http://www.kremlin.ru/events/president/news/53173

2 См.: Прудникова Т.А. Адаптация и интеграция мигрантов в российское общество как фактор предупреждения незаконной миграции // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2016. № 1. С. 203.

3 Ст. 13.2 «Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами» (ФЗ № 109 от 18 июля 2006 г. в ред. от 7 марта 2017 г.) // URL: www.garant.ru

4 По данным МВД России // URL: www.mvd.ru

5 По данным МВД России // URL: https: mvd.ru.

6 См.: Прудников А.С. Незаконная миграция как источник угрозы национальной безопасности России // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 35.

7 См.: Акимова С.А. Полномочия органов исполнительной власти в сфере миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 45.

8 Правовые и организационные основы деятельности ФМС России / под. ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.