Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / НОВШЕСТВА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поняева Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается проблема создания и внедрения инноваций в педагогической практике в высшей школе. Актуальность данной темы обоснована тем, что активно происходящие изменения в самых различных областях не могут не затрагивать и сферу образования. Это связано не только с развитием науки и техники, но и разработкой новых концепций и методик обучения. Автором раскрываются такие понятия, как «инновации», «новшества», «инновационный процесс», «педагогическая инновация» и другие. Отмечается, что инновационным преобразованиям в педагогике наиболее часто подвержены некоторые направления и объекты образовательной деятельности, среди которых работа по проектированию моделей и процессов обучения на разных уровнях подготовки в высшей школе, а также обновление существующих моделей, технологий и методов обучения и воспитания. Все это позволяет осуществить переход от традиционного «знаниевого» обучения к инновационному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN PEDAGOGICAL PRACTICE IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the problem of creating and implementing innovations in teaching practice in higher education. The relevance of this topic is justified by the fact that active changes taking place in various fields cannot but affect the sphere of education. This is caused not only by the development of science and technology, but also by the development of new concepts and teaching methods. The author reveals such concepts as" innovation", "novelties"," innovative process"," pedagogical innovation " and others. It is noted that some areas and objects of educational activity are most often subjected to transformations in pedagogy, including the work on designing models and learning processes at different levels of training in higher education, as well as updating existing models, technologies and methods of teaching and upbringing. All this allows to make the transition from traditional "knowledge" training to innovative one.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Далее следует уточнить, что понятие «будни» в народном быту употреблялось для характеристики рабочего времени, а нормы поведения можно соотнести с осмыслением понятий «будничный», «обыденный», «ежедневный». Главной составной частью будней был труд, но кроме этого можно обнаружить и важные (жизненно важные) дела: семейные заботы, обучение детей, уход за больными, сватовство, крестины, ритуальные действия в том числе [3].

Другая не менее важная часть жизнедеятельности - это праздники семейные и торжества (к примеру, общинные), особо значимые ритуальные дни, когда работа могла и не прекращаться, а регулятором чередования будничного и праздничного времени было воскресенье.

Выбор ролей каждым участником праздника, осмысление самого художественно-эстетические явления, конечно же, происходит в зависимости от индивидуальных интересов каждого ребенка. При этом вовремя следует обратить внимание на соотнесенность категорий «прекрасное и безобразное», «трагическое и комическое», при этом осмысливается, что именно красота доставляет наслаждение и удовольствие, безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками [3].

Так проявляется взаимосвязь художественной, эстетической и нравственной сторон организации музыкально-творческих праздников. В том числе учитывается и положение ребенка в группе сверстников, и уровень развития эстетических взглядов школьника, которые порой имеют ситуативный характер, когда может и не осознаваться эстетическая сущность предметов (ведь известно и стремление к обыкновенному развлечению).

Дальнейшая логика рассуждений выводит на осмысление музыки, а на этом фоне красоты действительности и прекрасного в жизни. Важно, есть ли интерес у ребенка к окружающей жизни, способен ли он познавать мир, слушать и воспринимать музыкальные произведения, а как к этому относятся в семье?

Музыкальная составляющая праздников состоит в том, чтобы выбор музыкальных произведений соответствовал содержанию, интересам, тематике праздников. Ведь со словом «праздник» связывается многообразие ситуаций: это может быть кратковременный отдых в будни, либо несколько дней (то есть выключение из обычной жизни и хозяйственной деятельности). Большими потенциальными возможностями располагает изучение традиционной духовной культуры русского и других народов России, включающий своеобразные обрядовые действия, к которым надо относиться бережно как к национальному достоянию.

Описанные ранее детали позволяют обратиться и к коммуникативной активности ребенка, желанию участвовать в диалоге, который поддерживается и направляется учителем, если этого требует ситуация. К речи педагога также предъявляются особые требования, поскольку востребованными в художественно-эстетическом воспитании обучающегося являются: владение навыками речевого этикета, речевого общения, навыками создания ситуаций и их разрешения в духовно-нравственном ключе [6].

Выводы. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание младшего школьника во многом зависит от выбора путей и средств познания мира по законам красоты, формирования тех отношений, которые углубляют эстетически направленные интересы. В условиях музыкально-творческих праздников проявляется активность обучающихся, реализация эстетико-культурных интересов, происходит осознание ценностей жизни и искусства, что отражается как в общей культуре субъекта, так и в поведении.

Литература:

1. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 117 с.

2. Лихачев Б.Т. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы / Б.Т. Лихачев, Е.В. Квятковский // Сов. педагогика. М. 1990. № 7. С. 27-37.

3. Петрунина М.А. Музыкально-творческая деятельность младших школьников: технологии и организация интегративных занятий: учебное пособие / М.А. Петрунина; Мин-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Оренбург. гос. пед. ун-т.» - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - 52 с.

4. Петрунина, М.А. Социально-педагогическая направленность эстетической деятельности школьника / М.А. Петрунина. // Мир науки, культуры, образования. - М., 2014. - № 1 (44). № 1 (44), С. 100-102.

5. Петрунина, М.А. Формирование эстетического вкуса младшего школьника средствами вокально-хорового пения [Электронный ресурс] / М.А. Петрунина. - 2019. - 51 с. - Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/701160

6. Попова, В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология - Сборник научных трудов / В.И. Попова. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 3 - С. 114-116.

7. Русакова, Т.Г. Художественно-эстетическое воспитание в структуре образования: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / Т.Г. Русакова. — [Б.и.]. — 8 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/209204

8. Щуркова, Н.Е. Воспитание - XXI век. Методика и искусство. / Н.Е. Щуркова, М.И. Мухин. -Волгоград: Учитель 2016. - С. 42

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Поняева Татьяна Анатольевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема создания и внедрения инноваций в педагогической практике в высшей школе. Актуальность данной темы обоснована тем, что активно происходящие изменения в самых различных областях не могут не затрагивать и сферу образования. Это связано не только с развитием науки и техники, но и разработкой новых концепций и методик обучения. Автором раскрываются такие понятия, как «инновации», «новшества», «инновационный процесс», «педагогическая инновация» и другие. Отмечается, что инновационным преобразованиям в педагогике наиболее часто подвержены некоторые направления и объекты образовательной деятельности, среди которых работа по проектированию моделей и процессов обучения на разных уровнях подготовки в высшей школе, а также обновление существующих

моделей, технологий и методов обучения и воспитания. Все это позволяет осуществить переход от традиционного «знаниевого» обучения к инновационному.

Ключевые слова: инновации, педагогическая практика, высшая школа, новшества, инновационный процесс, педагогические инновации, инновационная педагогика.

Annotation. The article deals with the problem of creating and implementing innovations in teaching practice in higher education. The relevance of this topic is justified by the fact that active changes taking place in various fields cannot but affect the sphere of education. This is caused not only by the development of science and technology, but also by the development of new concepts and teaching methods. The author reveals such concepts as" innovation", "novelties"," innovative process"," pedagogical innovation " and others. It is noted that some areas and objects of educational activity are most often subjected to transformations in pedagogy, including the work on designing models and learning processes at different levels of training in higher education, as well as updating existing models, technologies and methods of teaching and upbringing. All this allows to make the transition from traditional "knowledge" training to innovative one.

Keywords: innovations, pedagogical practice, higher school, novelties, innovative process, pedagogical innovations, innovative pedagogy.

Введение. Научные достижения ведут к технологическим открытиям, которые влияют на всю структуру современного общества. Сфера образования не может оставаться в стороне от этих изменений, поскольку именно на ее основе формируются будущие специалисты разных отраслей, а значит, им необходима широкая база актуальных знаний, полезных умений и хорошо отточенных навыков, позволяющих встроиться в технически развитую реальность. Получив от государства вектор развития в виде программы развития образования, нацеленной на обновление методов и повышение качества обучения, система профессионального обучения продолжает меняться и усиливать свою значимость [5, С. 16].

Качественное образование в условиях ориентации общества на рыночную социально-экономическую систему подразумевает соблюдение таких стандартов подготовки кадров в высшей школе, которые бы обеспечили полноценное развитие личностных качеств и обеспечили востребованность полученной профессии. Позволяя учащимся с разными возможностями осуществлять доступ к образовательным услугам, сегодня проходит подготовка кадров для стабильного прогресса экономической сферы страны. Ориентация на потребителя услуг способствует совершенствованию образования в широком смысле, то есть разработку и внедрение таких инновационных дидактических методик и программ, которые позволят достичь убедительных результатов в модернизации учебных учреждений и курсов повышения квалификации, подготовке преподавательского состава, а также систематизировать механизмы мониторинга оценивания итогов обучения и его качества [2].

Однако ученые заявляют, что современная система образования лишь фрагментарно ведет подготовку к инновационным видам деятельности. Ведущие педагоги, социологи, экономисты сходятся во мнении, что государственные стандарты в области высшей профессиональной подготовки практически не ориентированы на создание компетенций выпускника как субъекта, осуществляющего инновационную деятельность. В традиционной парадигме передачи знаний и профессиональных умений от преподавателя студенту невозможно получить инновационный опыт. Зачастую инновационные процессы лишь имитируются, маскируя собой традиционные методы «знаниевого» подхода к обучению. Содержание учебных материалов не воспринимается учащимися как проблемное, требующее уникальных решений. Вследствие этого осмысление поставленных задач и глубокое личностное погружение в материал отсутствует, как и отношение к собственному развитию как к высшей ценности образования [4].

Исследования, в которых инновационная составляющая обучения и развития образования играет ведущую роль активно проводились с 30-х годов ХХ века. Ученые И. Шумпетер и Г. Менш являются первыми, кто стал использовать термин «инновации», базирующийся на обновленных характеристиках технологических продуктов и открытий. Именно поэтому термины «инновационная деятельность», а также «инновационный процесс» стали синонимичны понятию «инноваций» не только в образовании, но и в других научных системах [3, С. 4].

В образовании под инновациями понимаются полезные методические открытия или разработанные специально новшества, полученные вследствие педагогической инициативы. Содержанием инноваций являются эффективные технологии, полученные в результате педагогического эксперимента, подтвержденные опытным путем новые научные теоретические утверждения, готовые к полноценному внедрению в работу теоретические проекты, сформированные и описанные для дальнейшего использования в регулярном педагогическом процессе.

Изложение основного материала статьи. Описывая инновационную работу в образовании, российские ученые создали понятийное ядро, в котором соединена деятельность педагогов по воплощению законченных научных разработок, а также технологических достижений. Наряду с этим в область инноваций педагогики входят: использование преобразованных в педагогический продукт или процесс объектов интеллектуальной собственности, практическая деятельность по постановке современной проблематики и поиску решений, и связанные с новшествами дополнительные исследования, компенсирующие существующие пробелы в знаниях [11, С. 158].

Таким образом, под педагогическими инновациями следует понимать прогрессивные педагогические нововведения, обогащающие образовательную среду различными новшествами, которые положительно влияют на позитивные изменения как элементов, так и всей сферы целиком.

Инновационным преобразованиям в педагогике наиболее часто подвержены некоторые направления и объекты, среди которых работа по проектированию моделей процессов обучения на разных уровнях подготовки, а также обновление существующих моделей, технологий и методов обучения и воспитания. В связи с этим требуется обеспечение подготовки квалифицированных педагогических кадров, способных работать в рамках стратегически новых концепций развития образовательных учреждений, а также создавать современные учебные пособия с учетом нововведений и технологического прогресса [6, С. 121].

Некоторые исследователи пришли к выводу, согласно которому нынешняя ситуация в системе образования нуждается в переменах с учетом инновационных возможностей. Фактически, они выделили несколько причин, стимулирующих преподавателей вузов внести коррективы в свои модели обучения: ■ возможности студентов не равны;

■ действия и намерения преподавателя должны соответствовать ситуации обучения;

■ студенты быстро пресыщаются длительным использованием одной и той же модели обучения. Для более быстрой и полноценной передачи знаний, студенты должны попадать в разнообразные ситуации и моделировать свое поведение на их основе;

■ различные образовательные модели помогают более точно адаптироваться под конкретные обстоятельства в образовательном процессе, делая его более гибким [10].

Особую актуальность инновации в педагогической деятельности начинают играть в нынешний период, когда многим вузам из-за пандемии пришлось переходить на дистанционные формы проведения занятий [8]. В этих условиях преподавателям пришлось активно использовать интернет-ресурсы [10]. Важным аспектом для развития инноваций в педагогической деятельности является собственное умение ориентироваться в постоянно увеличивающемся потоке информации и оценивать степень её достоверности, а также способность научить студентов находить необходимую информацию и анализировать её [9, С. 945].

Рассмотрим сравнительные особенности традиционных и инновационных технологий обучения на основе анализа Вдовюк В.И. и Филькова С.М. [1, С. 42].

Таблица

Сравнительные особенности традиционных и инновационных технологий обучения

Параметры Традиционное обучение Инновационное обучение

Единица управления Обучающая и познавательная деятельность взаимосвязаны. Обучающиеся - объекты воздействия и исполнители планов преподавателя. Взаимодействие между педагогом и учащимися на разных уровнях. Обучающиеся -субъекты сотрудничества с преподавателем, который поддерживает в них активность и интерес к процессу познания.

Цели Усвоение знаний по заданному протоколу. Развитие личности в ходе учебной деятельности.

Ролевые функции педагога Информационно-контролирующий формат обучения. Организационно-стимулирующий формат обучения.

Организация учебной деятельности Действия по стандарту, установленные цели, которые необходимо достичь в процессе познания. Задания не стимулируют самостоятельную активность и инициативность. Педагогическая деятельность формирует индивидуальные различия в рамках достигнутых успехов. Творческие задания, поиск необычных решений в рамках поставленных задач. Отработка детальных действий для достижения большой цели. Задания стимулируют креативность, самоорганизацию учебной деятельности, увеличивая зону познания у обучающегося.

Формы учебных взаимодействий Цели обучения заданы педагогом. Обучающиеся - ведомые исполнители, от которых ждут определенного результата соответственно целям. Цели обучения и пути к их достижению создаются преподавателем и обучающимися совместно. Активность обучающихся и педагога примерно равна и зависит от задач, которых необходимо достичь на определенном уровне.

Инновационная деятельность педагога обладает двумя функциональными характеристиками -эвристической и креативной. Опыт преподавания позволяет искать новые педагогические решения на базе традиционных. Пользуясь собственным опытом и знаниями, педагог на этом уровне формирует устойчивый и целенаправленный путь введения новшеств в свою работу. Под креативным компонентом педагогической деятельности в данном контексте стоит понимать творческую и созидательную активность со стороны педагога, осуществляющего реализацию инноваций на ежедневной основе. Все это помогает создать авторские подходы к решению задач обучения.

Исследователь Н.К. Чапаев выделил пять этапов осуществления новшеств в образовательном процессе.

1. На пропедевтическом этапе производится необходимый анализ сил, которые воздействуют на инновационные изменения. При благоприятном развитии событий превалируют способствующие силы, а вот силы сдерживающие могут препятствовать новшествам. Баланс сил останавливает процесс изменений.

2. Установочный этап необходим для разработки миссии и ценности инноваций. Необходимо четко сформулировать цели, стратегию и определить структуру задач, которые изменят ситуацию покомпонентно.

3. Для подготовительного этапа характерно обилие действий: необходимо собрать информацию о перспективах нововведений, провести эксперименты, позволяющие определить степень их востребованности, а также удостовериться в наличии базы для осуществления данной работы.

4. Воплощение инновационных изменений - самый творческий и обширный этап, который потребует от участников максимальной вовлеченности, ответственности и нацеленности на результат.

5. Завершающим этапом являтся закрепление полученного опыта и его оценивание с точки зрения пользы для образовательной деятельности [7, С. 185].

Выводы. Таким образом, используя передовой опыт, педагоги вводят в процесс обучения нововведения, качественно изменяющие учебно-воспитательный процесс. Эти инновации созданы на практической основе ведущими учеными в области педагогики и психологии. Следовательно, педагогические инновации

превращаются в инновации социальной направленности, которые помогают обществу двигаться вперед в своем развитии.

Литература:

1. Вдовюк В.И., Фильков С.М. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах: Учебное пособие. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2004. С. 42.

2. Горев П.М., Утёмов В.В. Инновационная деятельность образовательного учреждения как одно из условий повышения качества образования // Концепт. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7innovatsionnaya-deyatelnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-odno-iz-usloviy-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 25.11.2020).

3. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. С. 4.

4. Торгунская Н.Л. Педагогические инновации как условие личностно-профессионального развития преподавателей высшей школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Комсомольск-на-Амуре, 2007.

5. Утёмов В.В. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего // Концепт. 2016. № 01.С. 16-20.

6. Хасия Т.В. Педагогические инновационные технологии в вузе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф.(г. Уфа, июнь 2011 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. -Уфа: Лето, 2011. С. 120-122.

7. Чапаев Н.К. Этапы осуществления инновационного образовательного процесса / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2015 г. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т», 2015. Т. I. С.185-188.

8. Beketova, E., Leontyeva, I., Zubanova, S., Gryaznukhin, A., Movchun, V. Palgrave. Creating an optimal environment for distance learning in higher education: discovering leadership issues. Communications volume 6, Article number: 66 (2020). DOI: 10.1057 / s41599-020-0456-x

9. Korotaeva I.E. Interactive Computer Technologies in the Educational Process. International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering. Volume 9. Issue 2. 2020. Номерстатьи 6, Pages 942-950.

10. Liu Zi-Yu, Spitsyna Natalya, Zubanov Svetlana, Vekilova Aygun. Using Internet Resources for Remote Language Learning. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). - Vol. 15, No. 13, 2020.

11. Zeer E.F., Novoselov, S.A. Symaniuk E.E. Innovations as forms of integration of pedagogy and educational practice // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 155-163.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Попов Анатолий Николаевич

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург);

заместитель директора Хандримайлов Алексей Алексеевич

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург);

кандидат педагогических наук, доцент Малахова Ольга Юрьевна

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО И ПРАВОВОГО ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО

СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В статье рассматриваются социокультурные и философско-педагогические аспекты формирования мировоззрения студента; исследуются сущность, цели, задачи данного процесса; анализируются некоторые показатели его успешного осуществления; приводятся данные экспериментальной работы по поиску путей интериоризирования мировоззренческих ценностей и формирования профессиональных ориентиров студентов во время их обучения в вузе; обосновываются возможности образовательной среды технического вуза в контексте выстраивания будущим инженером своей аксиологической и профессиональной траектории.

Ключевые слова: социально-гуманитарное и правовое знание, образовательная среда технического вуза, личность, мировоззрение, социокультурные ценности, профессиональный рост.

Annotation. The article examines the socio-cultural and philosophical-pedagogical aspects of the formation of a student's worldview; examines the essence, goals, and tasks of this process; analyzes some indicators of its successful implementation; provides data from experimental work on finding ways to interiorize worldview values and form professional guidelines for students during their studies at the University; substantiates the possibilities of the educational environment of a technical University in the context of building a future engineer's axiological and professional trajectory.

Keywords: socio-humanitarian and legal knowledge, educational environment of a technical University, personality, worldview, socio-cultural values, professional growth.

Введение. Современная высшая техническая школа (транспортный вуз) - образовательное, профессиональное и социокультурное пространство, в котором будущему специалисту необходимо не только овладеть прочным технико-технологическим, профессионально направленным знанием. Студенчество, юность - жизненный этап, на котором происходит формирование ключевых мировоззренческих ориентиров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.