Научная статья на тему 'Сущностная характеристика педагогических инноваций'

Сущностная характеристика педагогических инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1404
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДИНАМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / INNOVATIVE DYNAMICS / INNOVATIONS IN EDUCATION / PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелова Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются сущность педагогических инноваций, система отличий традиционного обучения от инновационного и анализируются педагогические способы реализации инновационной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горелова Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Characteristics of Pedagogical Innovations

The article covers the essence of pedagogical innovations, the system of traditional and innovative education. It analyses pedagogical approaches to implication of innovative pedagogical activities in teaching practice.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика педагогических инноваций»

УДК 15:378.1

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Л.А. Горелова

Саратовский государственный университет E-mail: aporia@inbox.ru

В статье рассматриваются сущность педагогических инноваций, система отличий традиционного обучения от инновационного и анализируются педагогические способы реализации инновационной педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогические инновации, инновационная динамика, инновационное образование, педагогическая деятельность.

The Characteristics of Pedagogical Innovations L. A. Gorelova

The article covers the essence of pedagogical innovations, the system of traditional and innovative education. It analyses pedagogical approaches to implication of innovative pedagogical activities in teaching practice.

Key words: pedagogical innovations, innovative dynamics, innovations in education, pedagogical activities.

Социально-экономические изменения в обществе, а также закон РФ «Об образовании» требуют опережающего профессионального образования, в котором акцент переносится с узкопрофильного подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности студента. Обеспечить такое образование можно лишь при переходе к личностноориентированному обучению на основе инновационных технологий. В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование, прежде всего, личности специалиста, а затем - профессионала ведущими технологиями становятся лично-стно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и, соответственно, овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Если проанализировать систему отличий традиционного обучения от инновационного и выявить педагогические способы реализации инновационной

деятельности, то этот анализ подведет нас к мысли о необходимости смены форм и методов обучения.

Самым распространенным определением технологии обучения является следующее: это - способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, и эта система обеспечивает наиболее эффективное достижение поставленной дидактической цели1. Очень часто при внедрении образовательных инноваций в учебных заведениях на первый план выдвигаются технические и организационные вопросы, а подготовка технолога-преподавателя и студента-потребителя образовательных услуг уходит на периферию внимания руководителей. А между тем не-проработанность этих двух ключевых вопросов (неприятие перемен педагогом и неподготовленность к ним студентов) является главным тормозом широкого внедрения инноваций в учебный процесс.

Новые технологии обучения требуют от вузовского преподавателя (помимо профессиональной компетентности в своей предметной области) педагогического мастерства. Можно привести перечень тех новых педагогических знаний и умений, которые требуются от преподавателя, использующего развивающие технологии обучения:

диагностирование целей обучения воспитания;

более глубокое, системное знание учебного предмета и его научных основ;

реструктуризация учебного материала с индуктивного изложения в индуктивно-дедуктивное проблемное изложение целой темы, а не одного урока;

моделирование в учебном процессе (в целях, содержании, формах, методах и сред-

© АЛ Горелова, 2009

ствах обучения) профессиональной деятельности будущего специалиста;

организация самостоятельной работы студентов для подготовки к семинару, деловой игре, мозговому штурму и т.п.;

свободное владение активными методами обучения;

обеспечение благоприятного психологического климата, сотрудничества преподавателя и студента.

Понятие «инновационное образование» в литературе рассматривается с двух точек зрения: ряд авторов трактуют инновации с точки зрения философско-теоретической, другие описывают рационализацию учебного процесса за счет использования какого-либо фактора, например, активных методов обучения или технических средств обучения. А между тем смысл образовательных инноваций заключается в их прикладном характере: они призваны формировать инновационную способность мышления выпускника вуза. Стремительно меняющиеся условия жизни побуждают общество и образование как его часть по-новому взглянуть на то, что называют «человеческим капиталом». Именно профессиональная школа призвана разработать механизмы и технологии формирования инновационного мышления. Технологии

служат звеном между теорией и практикой, высшим образованием и жизнью, их можно считать тем каналом, по которому профессиональные знания транслируются в систему обучения. Следовательно, под инновационным высшим образованием мы понимаем образование, которое основано на новых знаниях и инновационной динамике.

А. Савельев под инновационной динамикой понимает логическую последовательность технологий преобразования новых знаний в техническую или социальную реальность, превращение научных знаний в товар или услугу. Характерные свойства инновационного образования - антропоцентризм, самоуправление, профессионализм2. Целями инновационного образования можно считать:

обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;

создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;

научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы - духовные, интеллектуальные, культурные - служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Антропоцентризм как свойство инновационного образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способность к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.

Ключевым понятием инновационного образования является понятие профессионализм. Это свойство в педагогике высшей школы понимают через призму качества,

3

норму качества, эталонный уровень .

Большинство педагогов включают в это понятие:

определенный уровень мастерства решения профессиональных задач;

способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности;

творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений;

высокий интеллектуально-личностный уровень развития;

наличие ключевых квалификаций и

„4

компетенций .

Традиционный образовательный процесс в вузе дает студентам учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практик. Ясно, что оснастить студента реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно. Инновационное же образование ориентировано на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики, например, в процессе освоения типичных инноваций через электронную

106

Научный отдел

П.Л. Мпнкпна. Невербальные компоннеты речевого этикета

хрестоматию, где представлены типичные инновации, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности, собраны профессиональные задачи интегрального типа. Таким образом, профессионализм становится интегральным качеством выпускника, которое он синтезировал сам в процессе своего обучения. Осознание студентом себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности. В итоге студент осуществляет реальный переход из формально-правового (студент как субъект образования) в состояние фактического антропоцентризма (студент - субъект собственной жизнедеятельности).

Итак, инновационное образование выстраивает учебный процесс как движение от профессиональных социальных и общекультурных знаний и умений (от профессии к культуре) к технологическим, дающим ему понимание способов и методов решения профессиональных задач, а от них - к методологическим, позволяющим отслеживать динамику изменения качества своей профессиональной деятельности (от технологии - к инновационному мышлению).

Инновационное мышление формируется у студента, если он, во-первых, активно мотивирован в обучении, реализует требования

самоменеджмента, индивидуального самоуправления для достижения амбициозных (в хорошем смысле этого слова) жизненных целей; во-вторых, если учебный процесс отражает полный жизненный цикл профессиональной деятельности с ее новшествами и противоречиями.

Все сказанное позволяет сделать вывод

0 том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

интенсивное развитие личности студента и педагога;

демократизацию их совместной деятельности и общения;

гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

ориентацию на творческое преподавание, активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;

модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Примечания

1 См.: СавельевА.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. №2.

2 См.: Савельев А.Я. Инновационное образование и научные школы // Вестн. высш. шк. 2000. №3. С.15-18.

3 См.: Сластенин В.А,, Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

4 См.: Новое качество высшего образования в современной России / Под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. М., 1995.

УДК 371.3

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА КАК ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И.А. Минкина

Саратовский государственный университет E-mail: apоria@inbox.ru

Non-Verbal Components of a Speech Etiquette as Psycho-Pedagogical Research Phenomenon I.A. Minkina

The article is devoted to the problem of non-verbal components of a speech etiquette, which are examined in psycho-pedago-gical research works. The essential characteristics of the given speech etiquette components are represented. Different non-verbal kinds of communication and their usage within the speech etiquette standards are revealed.

Key words: non-verbal components, speech etiquette, and their speech etiquette norms.

Статья посвящена проблеме невербальных компонентов речевого этикета, рассматриваемых в психолого-педагогических исследованиях. Представлены сущностные и содержательные характеристики данных компонентов. Раскрыты различные виды и средства невербальной коммуникации, их использование в рамках речевых этикетных норм.

Ключевые слова: невербальные компоненты, речевой этикет, речевые этикетные нормы.

© И.А. Минкина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.