Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2342
370
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / INNOVATIONS / CLASSIFICATION OF INNOVATIONS / INNOVATION-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витуханова Юлия Сергеевна, Лысенкова Ирина Юрьевна

Образование в современном мире должно быть инновационным по своей сути, ведь одним из важнейших элементов современного инновационного общества является инновационная система образования. В статье рассматриваются современные взгляды на инновации в образовании, приведены некоторые классификации инноваций в образовании, затрагиваются вопросы формирования инновационно-ориентированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN EDUCATION

Education in the modern world should be innovative in its essence, because one of the most important elements of a modern innovative society is an innovative education system. The article considers modern views on innovations in education, provides some classifications of innovations in education, and touches on the formation of innovation-oriented education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Инновации в образовании Innovations in education

Витуханова Юлия Сергеевна

Студент 2 курса, Институт экономики и права, МИРЭА - Российский технологический университет, 107996, Россия, Москва, ул. Стромынка, д. 20 e-mail: terehowa2001@mail.ru

Vitukhanova Yuliya Sergeevna

Student 2 term, Institute of Economics and Law, MIREA - Russian Technological University, 20, Stromynka St., Moscow 107996, Russia e-mail: terehowa2001@mail.ru

Лысенкова Ирина Юрьевна

Студент 2 курса, Институт экономики и права, МИРЭА - Российский технологический университет, 107996, Россия, Москва, ул. Стромынка, д. 20 e-mail: lirishkairishka@gmail. com

Lysenkova Irina Yurevna

Student 2 term, Institute of Economics and Law, MIREA - Russian Technological University, 20, Stromynka St., Moscow 107996, Russia e-mail: lirishkairishka@gmail. com

Аннотация.

Образование в современном мире должно быть инновационным по своей сути, ведь одним из важнейших элементов современного инновационного общества является инновационная система образования. В статье рассматриваются современные взгляды на инновации в образовании, приведены некоторые классификации инноваций в образовании, затрагиваются вопросы формирования инновационно-ориентированного образования.

Annotation.

Education in the modern world should be innovative in its essence, because one of the most important elements of a modern innovative society is an innovative education system. The article considers modern views on innovations in education, provides some classifications of innovations in education, and touches on the formation of innovation-oriented education.

Ключевые слова: образование, инновации, классификация инноваций, инновационно-ориентированное образование.

Key words: education, innovations, classification of innovations, innovation-oriented education.

Образование по праву признается одним из важнейших средств социального развития личности и поэтому должно идти в ногу со временем. Мы проходим через изменения и инновации, которые отвечают потребностям общества в настоящее время. Учитывая нестабильность, которая характеризует современное образование в целом, требуется время, чтобы понять эффективность определенных инноваций. Однако больше нельзя придерживаться устаревших образовательных программ.

К сожалению, такие оценки не лишены субъективности и пришло время для объективного понимания инновационных процессов в образовании. За прошедшие двадцать лет накопился значительный теоретический и практический материал, позволяющий отделить обычное от случайного, стратегически важного для развития образования от текущего.

Инновации в системе образования возникли и развиваются на федеральном, региональном и местном уровнях (на уровне образовательной организации).

Как правило, это процессы государственной реформы образования, такие как:

- децентрализация образования, позволившая самостоятельно развивать сеть образования в регионах;

- демократизация управления, которая постепенно обеспечивает самостоятельность образовательных учреждений в организации учебного процесса;

- ориентация образовательной деятельности на удовлетворение личных потребностей студентов, а также потребностей меняющегося общества.

На федеральном уровне инновации в системе образования проявляются в основном в виде рекомендаций, регулируемых государственными документами, такими как ФЗ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная Учение об образовании, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и другие.

На этом уровне очевидные изменения очевидны для всех: поиск соответствующего содержания образовательных программ, стандартизация образования, переход к четырехлетнему образованию в начальной школе, разработка новых форм аттестации учащихся, внедрение система профессионального образования в несколько этапов и др.

Инновации на региональном уровне более конкретны и практичны.

Очевидно, что сам процесс регионализации был в то же время необходимой инновацией в формировании отечественной системы образования на новом историческом этапе. «Эра» школьного единообразия закончилась.

Появились государственные и частные школы, государственные, в свою очередь, разделились на общеобразовательные и «продвинутые» учреждения - лицеи и гимназии. Процесс разработки и обновления программ, методов и технологий, учитывающих альтернативные варианты для индивидуальных и общественных запросов, активизировался, и появилась возможность предоставлять различные дополнительные образовательные услуги (в том числе платные).

Законодательные, организационные и управленческие инновации обеспечивают нормативную основу для инноваций, которые осуществляются в образовательных учреждениях. Именно этот уровень инновационной активности позволяет нам рассматривать весь комплекс инноваций в сфере образования как инновационное движение, а не только как реформирование системы образования, которое осуществляется на определенных этапах развития во многих странах мира.

Как ни странно, такая ситуация в значительной степени обусловлена отсутствием учета «ранней зрелости» многих реформ, которые требовали активных решений от их непосредственных исполнителей -руководителей и преподавателей образовательных организаций, каждый из которых столкнулся с подобным выбором.

Образовательные организации (школы), в которых администрация смогла правильно определить общие тенденции в развитии, например, среднего образования (повышение интереса к высшему образованию) и начать своевременную реформу образовательного процесса, получили значительные преимущества в продвижении престижных учреждений, предоставляющих качественное высшее образование.

В других образовательных организациях (школах) изменения были не столь заметными: последовательность учебных программ на каждом уровне не рассматривалась, выполнимость и последствия их реализации не отслеживались и не анализировались.

Таким образом, инновации в разных образовательных организациях имели различные масштабы.

Стратегия выживания, направленная на самосохранение образовательной организации, характеризуется как [5, 6]:

- ситуационная реакция на изменения внешней среды, часто за счет образовательной деятельности (аренда учебных площадей, сокращение персонала, увеличение платных образовательных услуг и т.д.);

- непоследовательность в планировании образовательной деятельности (необоснованный энтузиазм по поводу различных типов программ, технологий без необходимой поддержки ресурсов);

- сосредоточение на строгом управлении директивами сверху, боязни юридической и экономической независимости;

- фрагментация информационного поля вокруг администрации и персонала образовательной организации и социальной среды;

- широкое развитие управленческих структур и т.д.

В результате инновационные процессы в большинстве случаев являются спонтанными. Восходящие инициативы педагогов (учителей, преподавателей) часто не поддерживаются администрацией образовательной организации. Из-за этого инновации вводятся с задержкой, их целесообразность декларируется, но не оправдывается, в следствие чего инновации растворяются в рутине повседневной деятельности.

Инновации в сфере образования классифицируются в основном на [2]:

- сущностные инновации - внедрение в систему образования нововведений, влияющих на саму суть образования, но ранее не применялись;

- ретроинновации - внедрение в учебную деятельность подходов, которые использовались раньше, но со временем были забыты;

- комбинированные инновации - объединение нескольких образовательных методов и их слияние в один новый;

- аналоговые инновации - присоединение частного нововведения к уже известному методу обучения.

Очевидно, что инновационные процессы неизбежно вступают в конфликт с существующей

традиционной системой образования, но между ними существует диалектическая связь, и теперь можно сказать, что в течение последнего десятилетия сосуществуют две тенденции развития образования - традиционная и инновационная [1]. В современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебных заведений: традиционные и развивающие.

В традиционной системе образования, характеризующейся относительно стабильным функционированием, направленным на поддержание порядка после установления, акцент делается на образовательный процесс, или, скорее, на образовательный процесс. Отношения между участниками строятся как субъект-объект, где субъект - педагог (учитель, преподаватель) - находится в ограниченных условиях, его деятельность контролируется программами, которые жестко фиксируют структуру отношений; объект -обучающийся (ученик, студент) - должен быть наполнен определенными знаниями, его роль - пассивное усвоение информации.

Для разрабатываемых систем характерен режим поиска. В развивающихся российских образовательных системах внедряются инновационные процессы по следующим направлениям: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение педагогических технологий, создание новых типов образовательных организаций. Кроме того, преподаватели многих российских учебных заведений внедряют инновации, которые уже вошли в историю педагогического мышления. Например, альтернативные образовательные системы начала 20 века: М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе и другие.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале 20-го века американским экономистом Й.Шумпетером, который проанализировал «новые сочетания» изменений в развитии экономических систем (1911). В своих исследованиях он исходил из того, что предпринимательство является двигателем развития, выражающимся в постоянном поиске новых комбинаций факторов производства.

Несколько позже, в 1930-х годах, Й.Шумпетер и Г.Менш также ввели термин «инновация» в научный оборот. Таким образом, были заложены основы для специальной области теоретических исследований, которая впоследствии получила быстрое развитие и в настоящее время представлена рядом научных направлений и отраслей.

Именно эти новые значения определили тот факт, что во второй половине 20-го века. Такие термины, как «инновация», «инновационный процесс» и тому подобные, широко использовались в различных областях знаний, после чего приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили концептуальные системы многих, в том числе социальных и гуманитарных, наук.

Ведь развитие - будь то социальное, экономическое, развитие любой отрасли человеческой деятельности и т.д. - всегда предстает как изменение, постоянное появление новых реалий, инноваций и т. д. Это имело место на протяжении всей истории человечества. Поэтому очевидно, что в этом социокультурном контексте внедрение понятия «инновация» несет особую смысловую нагрузку.

Итак, первоначальное понимание инноваций - это формирование новой производственной функции. Оно основано на развитии технологий, организационном прогрессе, изменениях социальных ценностей и норм. То есть инновация - это категория, прежде всего социальная и личная, а не инструментальная и технологическая. Социальные аспекты инноваций истекают, прежде всего, из их связи с потребностями людей. Можно сказать, социальная ориентация является важнейшим признаком инноваций. Никакие инновации не могут быть социально нейтральными.

Также существуют методы, благодаря которым можно проверить эффективность преобразований в системе обучения. К ним относятся:

- метод конкретизирующих документов (выбирается образовательная организация и на ее базе проводится эксперимент, это один из самых популярных и эффективных методов, который активно используется, а также оправдывает ожидания);

- метод кусочного (частичного) внедрения (подразумевает под собой ввод отдельного инновационного компонента/элемента);

- «вечный эксперимент» (оценка получаемых результатов на протяжении длительного промежутка времени).

В современном мире образование должно не только улучшаться, но и быть инновационным. Обновление мира и общества придает инновационным процессам характер постоянства, преемственности и направленности на постоянное, существенное и целостное обновление образовательного процесса.

Поэтому одним из важнейших аспектов жизни современного общества является инновационная система образования, которая требует особой политики и собственных стратегических ориентиров.

Образование, которое можно назвать инновационным, является специфическим. Традиционное понимание образования как процесса приобретения знаний является барьером для перехода к инновационному обществу: инструмент не «ломает» традицию, а только укрепляет ее. В свою очередь, в основе инновационного образования лежит задача разрыва связи между функцией инструмента и его сущностью. Фактически, мы говорим о переходе от образовательной парадигмы, которая основана на области научного знания, к научному невежеству, пониманию всей относительности и незавершенности этих знаний и приобретению способности

благодаря текущей способности воспринимать необходимые связи в самой жизни, превращая их в образы и понятия.

С точки зрения формирования инновационной системы образования, основным недостатком существующей системы образования, по мнению современных исследователей, является ее изоляция от широкого социально-экономического контекста, а также ее традиционный консерватизм, который был оправдан в обществе. Поэтому, при решении проблемы построения инновационной образовательной системы, необходимо изменить саму идею: включить ее в общую структуру жизни, деятельности и рассматривать ее как составную часть целого. Образовательная практика дает много примеров педагогических инноваций с этой направленностью.

В то же время это не означает разделения научного образования и научных знаний, а лишь меняет характер их взаимоотношений, что проявляется в основном на методологическом уровне. Кроме того, инновационные изменения в образовательной реальности, как правило, связаны с новыми научно-педагогическими разработками. Развитие инновационного образования во всех его составляющих аспектах: содержание, формы и методы, методы и технологии, организационная структура и управление - может строиться только на основе научных исследований в области инноваций, инновационных процессов, инновационной деятельности. Подобные методологические, теоретические и прикладные исследования проводятся сегодня в области различных наук и научных отраслей.

Процесс освоения нового всегда является трудоемким процессом: он состоит в изучении этого нового и в выявлении возможностей использования в подобных проблемных ситуациях, прогностическом анализе, ментальных и модельных экспериментах. Идеально подобранная инновация должна, среди прочего, гарантировать успех инновации. Инновация считается успешной, если разработка нового инструмента, лежащего в ее основе, позволяет решить определенную задачу. Неудачи в развитии инноваций играют роль негативного опыта инноваций не только со всеми его недостатками, но и со всеми его преимуществами. Как правило, большинство нововведений терпят неудачу. Поэтому одно или несколько успешных нововведений должны сбалансировать затраты и результаты других.

С этой точки зрения специфика педагогической деятельности предъявляет особые требования к возможным результатам инноваций. Отказ конкретного нововведения не должен приводить к образовательным и общепедагогическим результатам хуже, чем те, которые имели место до нововведения. Часто научная неразвитость некоторых педагогических «нововведений» приводит к отрицательным последствиям, которые проявляются только со временем.

Однако этого также недостаточно для создания научно обоснованных образовательных инноваций. Образовательные инновации, какими бы привлекательными, методичными и технологичными они ни были, не могут быть освоены без необходимого управления и организации инновационных процессов. Инициаторы инноваций неизбежно столкнутся с проблемами, вызванными инновациями, и будут вынуждены искать пути их решения. Внедрение новых педагогических форм, методов и технологий требует понимания того, как эти инновации внедряются, осваиваются и поддерживаются.

Разработка и успешное введение технологий в практику образовательных организаций, в свою очередь, актуализирует проблему подготовки управленческих и педагогических кадров по проблемам инновационно-ориентированного менеджмента в контексте непрерывного повышения квалификации. С точки зрения перевода инновационного движения в образовании на качественно новый уровень воспроизводства инноваций эта проблема во многом приобретает решающее значение.

Характер указанных изменений, по нашему мнению, позволяет сказать, что на данном этапе развития нашей системы образования в рамках инновационного движения формируется инновационно-ориентированное образование как переходный этап на пути к инновационному подходу в образовании. В отличие от последнего, во всех его компонентах, направленных на формирование нестандартного мышления, инновационно -ориентированное образование сочетает в себе различные формы и методики для подготовки специалистов для инновационной деятельности в конкретной профессиональной сфере.

Подводя итог сказанному, под инновационно-ориентированным образованием мы подразумеваем конкретное направление подготовки кадров, обеспечивающее их профессиональную готовность к разработке и внедрению инноваций, управление инновационными процессами в сфере их деятельности.

Отметим, что инновационно-ориентированное образование по праву считается педагогической инновацией, учитывая ее важнейшее социальное и культурное значение для развития домашнего образования и, следовательно, для социокультурного развития общества в целом. Инновационно-ориентированное образование может стать той основой, на которой в будущем будет создана полностью инновационная система образования.

Эффективность внедрения определенных инноваций в сфере образования зависит от ряда факторов различного характера, неоднократно обсуждаемых в специальных исследованиях. И хотя инновации относятся к разным уровням системы образования и весьма различны по своим целям, содержанию, объему, степени новизны, характеру и радикальности изменений и инноваций, введенных в педагогический процесс и т. д., основными факторами, условиями их внедрения являются:

- методическая проработанность инновационных идей и моделей, которая обеспечивает их реализацию на практике в учебно-воспитательного процесса в образовательной организации (образовательной структуре), т.е. непосредственно в системе взаимодействия «педагог — обучающийся»;

- готовность педагогов (учителей, преподавателей и воспитателей) к инновационной деятельности.

Здесь особое значение имеет инновационно-ориентированная подготовка педагогических кадров,

которая позволит преодолеть стихийность инновационного движения в сфере образования, передать разработку и внедрение педагогических инноваций контролируемым и профессиональным образом.

Этот тип обучения может и должен проводиться в контексте базового профессионального образования путем введения соответствующего компонента в его содержание, в основном направленного на развитие инновационного мышления учащихся.

Для истинного овладения инновационным мышлением, а также методов создания инноваций важно, чтобы учащиеся и студенты решали как образовательные, так и практические проблемы. Им следует действительно стать участниками инновационных процессов. И конечно, преподаватели также должны участвовать в этих инновационных процессах.

В этом главное отличие инноваций систем образования нового поколения, что в свою очередь определяет их технологические параметры. Развитие этих инновационных образовательных систем и технологий является сложной, но чрезвычайно актуальной проблемой современного обучения.

Но сегодня дополнительное профессиональное обучение ориентировано на инновации, то есть на подготовку педагогов (будущих педагогов), которые уже сегодня непосредственно вовлечены в инновационные преобразования в сфере образования. Для этой категории студентов подготовка к инновациям имеет непосредственное практическое значение.

Признание объективного характера инноваций в образовании как важнейшего социально -педагогического феномена представляет собой научную задачу определения объективных основ, источников и компонентов инновационной деятельности, позволяющих научно проанализировать происхождение и историю

развития этого явления, его место и его роль в социальных отношениях, влияние на социальные процессы и понимание взаимосвязи с другими социальными явлениями, изучение их субъективных характеристик и т. д. Эти знания должны стать научным фундаментом для разработки содержания и технологии инновационного образования.

В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что современная система образования нуждается в инновациях, но в грамотных и своевременных инновациях [3, 4].

Список используемой литературы:

1. Гостев А.Г., Лихолетов В.В. Сущность и структура педагогических инноваций // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 12. - С. 26 - 34.

2. Материалы сайта «4brain.ru». Режим доступа: https://4brain.ru/about/ (дата обращения: 26.05.2020).

3. Надточий Ю.Б. Интеллектуальный капитал образовательной организации. - М.: Горячая линия -Телеком, 2019. - 128 с.

4. Надточий Ю.Б., Шилин А.В. Современный подход к обучению // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. - № 3. - С. 41 - 48.

5. Савчук Е.И. Образовательная среда как основа инновационных процессов в образовательном учреждении // История и педагогика естествознания. - 2015. - № 6. - С. 46 - 52.

6. Савчук Е.И. Особенности развития образовательных организаций в инновационной среде // Вестник Университета РАО. - 2015. - № 2 (75). - С. 76 - 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.