ИННОВАЦИИ В ФИНАНСОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Ю.В. Иода, В.В. Подколзин
В статье дается характеристика глобальных инновационных процессов, затронувших такую важную часть финансового сектора экономики, как банки.
Ключевые слова: глобализация, инновации, финансовые инновации, банковский продукт, банковские технологии.
Сегодня уже полной ответственностью можно констатировать, что в целом экономика развитых стран стала на инновационный путь развития. Этот процесс, глобальный по своей сути, существенным образом затронул и банковский сектор. Прежде всего это касается как области приложения (объекта) инноваций, так и факторов, способствующих их внедрению в экономику в целом.
Так как новые технологии банковского обслуживания представляются инновациями, составляющими часть более мощного процесса, охватившего всю мировую экономику, возникает необходимость обратиться к некоторым общим теоретическим вопросам, составляющим основу анализа изменений в банковском секторе за рубежом и в России.
Развитие экономики всегда строилось на основе внедрения новых технологий, но в течение длительного периода этот процесс проходил крайне медленно. В условиях современной технологической революции, когда большинство развитых стран переходят к постиндустриальному обществу, экономическое развитие приобрело качественно новый характер.
Определяющие его черты представляются следующими:
- во-первых, постановка инновационного процесса как процесса создания, распространения и использования инноваций в центр качественных, количественных и структурных изменений;
- во-вторых, превращение инновационного процесса в постоянно действующий фактор;
- в-третьих, скорость изменений беспрецедентно высокая.
Известный экономист П. Друкер отмечает: «В настоящее время знание систематически и целенаправленно применяется для того, чтобы определить, какие новые знания
требуются, является ли получение таких знаний целесообразным и что следует предпринять, чтобы обеспечить эффективность их использования. Иными словами, знание применяется для систематических нововведений и новаторства» [1].
Мы придерживаемся точки зрения с А. Николаева, директора Института стратегических инноваций, который считает, что широкое распространение применительно к общественному развитию получили такие понятия, как устойчивый рост и глобализация [2]. Признавая их значимость для оценки современных тенденций, нельзя вместе с тем не видеть, что они не могут служить универсальными характеристиками нового этапа социальных, экономических, политических и иных процессов. Более точно, на наш взгляд, сущность этого этапа отражает категория «инновационное развитие».
Следует особо подчеркнуть значение сближения процессов добывания знаний, технического прогресса и внедрения новшеств. В российской официальной терминологии инновации представляют собой внедренные в производство или в сферу услуг новшества в форме объектов, технологий, продуктов, являющихся результатом научных исследований, изобретений и открытий, и которые качественно отличаются от своих аналогов (или не имеют аналогов). (В России официальная терминология, связанная с инновациями, зафиксирована в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. Постановление Правительства РФ № 832 от 24.07.1998 г.) [3].
В экономической литературе инновации понимаются и в более широком смысле. В этом случае инновации - синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений. На-
пример, В.С. Викулов понятие «инновации» (нововведения) трактует как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам»
Инновации в настоящее время - не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие, структурные сдвиги и т. п. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковской сфере. Согласно концептуальным основам теории предпринимательства Й. Шумпетера, инновация -это акт изменения производственных функций, включающая производство новой продукции, технологический прогресс, совершенствование методов производства. Кроме того, Й. Шумпетер рассматривает изменение предпочтений потребителей как фактор трансформации в сторону предложения. Без инноваций экономическая система достигает устойчивого равновесия, тормозящего дальнейшее самоусложнение всех подсистем национальной экономики за счет гармонизации их взаимодействия, если не вмешаются экзогенные силы. Поскольку доминантным субъектом в теории Й. Шумнетера является предприниматель, то именно он и производит инновации, обеспечивающие максимизацию прибыли. Следовательно, прибыль возникает на основе инновации; она достигается в результате предпринимательской деятельности. Однако, поскольку инновации распространяются в экономике, другие экономические субъекты подражают новатору, то в итоге его экономическая прибыль превращается в нормальную прибыль отрасли. Поэтому для предпринимателя, вводящего инновации, единственным путем получения экономической прибыли («сверхприбыли» по К. Марксу) являются непрерывные нововведения. Этим определяется в теории Й. Шумпетера социальная значимость предпринимателя в обществе: предприниматель - двигатель, а прибыль как эффект нововведений побуждает его вводить инновации снова и снова, и таким путем он ведет общество к непрерывному прогрессу. Механизм формирования эффекта от инноваций Й. Шумпетер опреде-
ляет следующим образом: «Поскольку при появлении новой продукции у предпринимателя нет конкурентов, то определение цены продукции производится полностью или в некоторых пределах в соответствии с принципами монопольной цены. Следовательно, в капиталистической экономике имеется монопольный элемент в прибыли» [4].
Теория предпринимательства Й. Шумпетера, как и теория неопределенности Ф. Найта [5], исходят из тесной взаимосвязи неопределенности и инновации. Инновации приводят в действие ряд факторов, которые, кроме того, взаимодействуют с экзогенными факторами: новыми законами, глобализированной внешней средой и т. д.
Таким образом, в процессе исторического развития изменяется содержание категории «инновация». Ранее, как уже указывалось, центральным элементом содержательной характеристики этой категории был «конечный результат». Однако экономика - это большая динамичная система, которая не знает абсолютных конечных результатов. В системе фиксируются только итоги на определенную дату. Поэтому инновации - это постоянно возобновляемый процесс получения нового знания и практического его приложения.
Инновационные проекты любого уровня имеют определенную форму и значительный срок реализации, которые в плановом варианте часто отличаются от фактически достигаемых сроков и форм результатов.
По критерию новизны инновации разделяются на две группы:
- радикальные, т. е. внедрение открытий, изобретений, патентов;
- ординарные, т. е. ноу-хау, рационализаторские предложения и т. п.
Финансовая инновация в банковской сфере представляет собой относительно новый банковский продукт, обладающий более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с предлагаемым ранее, либо качественно новый продукт, способный удовлетворить неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, либо использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта.
К числу атрибутивных свойств инновации, по нашему мнению, относятся: новизна;
удовлетворение рыночного спроса; коммерческая реализуемость.
Все вышеперечисленные признаки в полной мере отвечают характеристикам инновационного банковского продукта, однако, ввиду неоднозначности трактовки самой инновационной деятельности банка, необходим обособленный анализ категории «новизна» применительно к банковским продуктам. Следует согласиться, что инновационным банковским продуктом является любой финансовый продукт:
- самостоятельно разработанный банком для удовлетворения потребностей клиентов и не имеющий аналогов на рынке;
- уже имеющийся в спектре услуг банка и используемый на одном из рынков, но выведенный на другой;
- внедряемый банком на основе анализа рынка и оценки коммерческой реализуемости создания копии уже имеющегося на рынке продукта.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что категория «инновации» применима ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, например, приростом клиентской базы банка, увеличением доли рынка, сокращением издержек на проведение какого-либо вида операций и т. п., или создающим условия для вышеперечисленного. Инновационный процесс, т. е. процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки концепции или идеи до ее практической реализации и представляет собой финансовый инжиниринг - разработку инновационных финансовых продуктов банками, фондовыми биржами, инвестиционными фондами, кредитными организациями, а также корпорациями нефинансового сектора экономики. Осуществляемые банками инновационные процессы традиционно классифицируются на следующие группы:
1) простой внутриорганизационный инновационный процесс, т. е. процесс, предполагающий создание и использование инновации в рамках одного и того же банка. В этом случае новшество не принимает формы нового банковского продукта, а лишь совершенствует технологию производства уже
существующих продуктов либо какую-либо сервисную технологию;
2) простой межорганизационный процесс, предусматривающий формирование нового банковского продукта, предназначенного для продвижения на рынке в качестве предмета купли-продажи;
3) расширенный инновационный процесс, в основном связанный с формированием комплексного банковского продукта, когда при его создании банк сотрудничает со своими партнерами, тем самым, перераспределяя инновационный процесс между несколькими участниками. В качестве примера выступают услуги эквайринга (использование пластиковой карты для оплаты товаров и услуг), системы дистанционного управления счетом, пакетное предоставление страховых услуг и т. д.
Наблюдается также конвергенция различных видов финансовых услуг.
Дж. Гэрли и Е. Шоу сформулировали идею о параллельности роста доходов и накопления активов. Такое предположение означает, что по мере роста доходов растет склонность индивида к косвенным инвестициям. В данной ситуации от кредитной системы требуется постоянное техническое развитие (новые технологии), предложение новых финансовых инструментов, территориальная экспансия. У. Зилбер оформил данную идею в теорию «финансовых инноваций», а также рассматривал проблему снижения рисков инвестирования в условиях неопределенности посредством распределения их между агентами. Й. Шумпетер предложил также «концепцию инновационного финансирования», суть которой можно изложить следующим образом: стимул экономического роста - новации, а обеспечивает их появление и внедрение кредит. Существенное отличие от предыдущих теорий состояло также в том, что, по мнению Шумпетера, кредитная система не перераспределяет, а создает деньги. Итак, главная функция финансового посредника - стимулирование предпринимательской инновационной деятельности и платежеспособного спроса.
Как и в других отраслях экономики, главной целью финансовой индустрии является максимизация прибыли путем продажи ее продуктов. Финансовые институты разрабатывают новые продукты как для собствен-
ных целей, так и для удовлетворения непрерывно развивающихся потребностей своих клиентов. Инновации в этой отрасли экономики в основном вызваны теми же факторами, что и в других отраслях. Но еще одной важной причиной возникновения новых финансовых инструментов является стремление финансовых институтов избежать в банковской сфере более строгих ограничений чем те, с которыми сталкиваются фирмы других сфер экономики. Так, важнейшей инновацией XVI в. была банкнота, почти на два века оттеснившая на задний план старейшую форму так называемых банковских денег -переводной депозит.
Категория «финансовые инновации» получила распространение в западной экономической литературе в 1980-х гг., прежде всего в материалах международных конференций. Обычно этой категорией отражается «совокупность трех взаимосвязанных подсистем:
- новые технологии финансово-кредитных операций (прежде всего на основе ИКТ);
- новые финансовые продукты (деривативы, свопы, опционы и пр.);
- новые финансово-кредитные институты.
В отечественной экономической литературе категория «финансовые инновации» появилась в работе Б.Г. Федорова.
О.В. Викулов дает расширительную трактовку инновации в банках. Он пишет: «...сделать вывод, что понятие «инновации» применимо ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, примером которого можно считать прирост клиентской базы банка, увеличение доли рынка, сокращение издержек на проведение какого-либо вида операций и т. п., или создают условия для вышеперечисленного. Инновационный процесс, т. е. процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки концепции или идеи до ее практической реализации».
П. Семикова определяет банковские инновации следующим образом: «Банковская инновация - это реализованный в форме нового банковского продукта или операции ко-
нечный результат инновационной деятельности банка» [6].
К инновациям в последнее время относят также разработку и внедрение новых типов организационных структур предприятий. Современные банки развиваются в условиях глобализации телекоммуникационных средств, развития сетевой формы организации различных форм бизнеса. На этом фоне центральное место занимает вопрос новых форм организации (структуры). Одна из них - популяционная экология, получившая развитие в рамках организационной теории в 70-х -начале 80-х гг. Проводится аналогия с биологической эволюционной теории. Рассматривается процесс вариации, состоящий из ряда инноваций, которые реализуются главным образом при формировании новых организаций. Вариация новых организационных типов является исходным этапом для процесса отбора в данной популяции (предприятий). При этом исследуется, например, уровень смертности организационных типов [7].
Со своей стороны заметим, что все вышеперечисленные признаки в полной мере отвечают понятию банковского продукта, однако, ввиду неоднозначности самого понятия инновационной деятельности банка, необходимо отдельно обосновать понятие «новизны» применительно к внедрению именно новых банковских продуктов:
- продукт, самостоятельно разработанный банком для удовлетворения потребностей клиентов и не имевший ранее аналогов на рынке, является новым;
- продукт, уже имеющийся в спектре услуг банка и используемый на одном из рынков, но выведенный на другой - также является новым для данного рынка.
Временной фактор играет важную роль в инновациях банковского обслуживания. Банк стремится первым выйти на рынок с новым продуктом в данной сфере. При этом в развитых экономиках банковской инновацией не может считаться банковский продукт или операция, которые являются новыми только для данного банка, в то время как он уже распространен в других банках данной страны.
С учетом того, что банковская система России только развивается, то под определение банковской инновации попадают:
- новый российский банковский продукт, впервые появившийся на финансовом рынке (может быть сначала и в одном банке);
- новый для России зарубежный банковский продукт.
Следует учитывать и жизненный цикл инновации, поскольку она действует только в рамках времени, которые установлены начальной и конечной точками данного жизненного цикла. Поэтому требуется постоянная инновационная работа.
Мы придерживаемся расширительного толкования инноваций, начала которого заложил Й. Шумпетер. Он впервые определил понятие «инновация», которое в его время не было до конца понято, но стало востребованным в наше время.
Й. Шумпетер пишет: «Форма и содержание развития в нашем понимании в таком случае задаются понятием «осуществление новых комбинаций».
Это понятие охватывает следующие пять случаев:
1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага;
2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого необязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5) проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия» [4, с. 159].
Инновационный процесс можно определить как динамическую конкуренцию, в которой фирмы стремятся к инновациям, но различными путями. Одни сами занимаются ин-
новациями (разработкой и внедрением), т. е. сознательно выступают в качестве лидеров в этой области, беря на себя риски, а другие берут на себя роль имитаторов, пытаясь догнать лидеров. Таким образом, для лидеров инновации выступают как внутренний импульс к изменениям, а для имитаторов как внешний. Постепенно то или иное нововведение охватывает отрасль в целом. Те компании, которые не смогли приспособиться к новым условиям конкуренции, разоряются.
Применительно к теме данного исследования отметим, что банки, в отличие от производственных компаний, достаточно консервативные организации. Рутина (организационные структуры, умения сотрудников, контроль, традиции и прочее) составляет основу стабильности организации и доверия клиентов. Технологические нововведения не всегда являются прямым путем к увеличению их прибыли.
Несколько особняком стоит проблема виртуальных банков. Рассуждения о рутине не имеют отношения к данному типу организаций. Они не обременены рутиной, что составляет большую проблему для них в плане доверия клиентов. Виртуальный банк является инновационной организацией в целом. Затраты на его создание изначально являются рисковыми.
Ситуация в этой экономической сфере имеет следующую специфику.
Во-первых, изначально импульсы для введения технологических банковских инноваций, основанных на информационных технологиях, исходят из других отраслей (электроника, коммуникации) и, в этом смысле, представляются внешними по отношению к отрасли.
Во-вторых, деление на лидеров и имитаторов, в приведенном выше смысле, в банковском секторе условно, поскольку информационные технологии, как правило, привносятся извне. Банки-лидеры преуспевают прежде всего во внедрении технологических инноваций, которые производятся в других отраслях. Связь с рынком банковских услуг в данном случае опосредованная.
В-третьих, инновации, исходящие из самих банков, главным образом связаны со структурными изменениями и новыми банковскими продуктами. Здесь уже имеется
непосредственная взаимосвязь с рынком банковских услуг.
В-четвертых, применительно к обычным фирмам в решении о внедрении инновации немаловажную роль играет величина затрат на научные исследования. Для банков как имитаторов важны затраты только на покупку технологий.
Шумпетеровская динамическая конкуренция в банковской сфере в настоящее время происходит в первую очередь по линии «выживания» традиционных банков путем достижения уже существующего нового технологического уровня информационных технологий и соответствующих продуктов. Выбор альтернативных вариантов достаточно известен и ограничен. Технологии влекут за собой также внутренние структурные преобразования.
Одновременно динамическая конкуренция развивается и по линии создания принципиально новых банковских организаций. Конкуренция в этой области только начинается, результаты ее неоднозначны и требуют специальных исследований. В этом плане несколько особняком стоит проблема виртуальных банков. Рассуждения о рутине не имеют отношения к данному типу организаций. Они не обременены рутиной, что составляет большую проблему для них в плане доверия клиентов. Виртуальный банк является инновационной организацией в целом. Затраты на его создание изначально являются рисковыми.
С одним из соображений Шумпетера применительно к банкам нельзя согласиться. В своей книге «Теории экономического развития» он пишет: «Под развитием следует понимать лишь такие изменения хозяйственного кругооборота, которые экономика сама порождает, т. е. только случайные изменения «предоставленного самому себе», а не приводимого в движение импульсами извне народного хозяйства» [4, с. 159]. В наше время следует сделать поправку на глобализацию, когда импульсы к инновациям, а, следовательно, и развитию приходят и из народного хозяйства, и из внешней (международной) по отношению к нему предпринимательской среды. Так, информационные технологии стали всеобщей средой предпринимательства.
Инновационная деятельность содержит «парадоксы новаторства в бизнесе», которые
по Ландрану состоят в следующем. Во-первых, «наиболее вероятно создать такую инновацию, которая имеет тенденцию к застою. И наименее вероятно создать такую концепцию, которая действительно имеет тенденцию к новизне». Во-вторых, «те, кто лучше всего оснащен для осуществления изобретений и внедрения инноваций имеют тенденцию к застою; те же, у кого меньше возможностей, становятся самыми известными инноваторами в мире». Такое положение связано с тем, что крупные, уже состоявшиеся компании заинтересованы в сохранении «статус-кво», то есть в защите существующих продуктов, услуг и технологий, а не в переменах [8].
Недостаток или отсутствие инновационной культуры в обществе в целом является важнейшей причиной инновационной стаг-наци. Мировой опыт свидетельствует о том, что преодолеть инновационную стагнацию только с помощью инвестиций невозможно. Так, по мнению комиссии западноевропейских экспертов, изложенному в 1995 г. в «Зеленой книге», состояние инноваций в Европейском союзе, где нет инвестиционного голода, можно было оценить как неудовлетворительное. Это во многом связано со склонностью предприятий уходить от риска, а также с многочисленными препятствиями на пути творчества инноваторов, канцелярщиной, волокитой. Многие проблемы, таким образом, лежат в иной плоскости, нежели финансовая. Техника и технология играют в этом процессе значительно меньшую роль. Авторы «Зеленой книги» исходят из того, что понятиями, противоположными инновации, являются архаизм и рутина.
Эволюционное направление институционализма, основоположником которого в конце 1970-х гг. стал Нобелевский лауреат -Дуглас Норт [9], дает, по нашему мнению, необходимую теоретическую основу для анализа внедрения инноваций в банках, выявления особенностей этого процесса.
Эволюционный институционализм утвердился как особое направление в 1982 г., когда была опубликована книга Р. Нельсона и С. Уинтера «Эволюционный анализ экономических изменений», изданная на русском языке в 2000 г. С точки зрения Норта и его последователей, эволюцию (историю) экономик различных стран следует трактовать с
точки зрения институциональных изменений. Институты - это «правила игры» в любом обществе, те ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, уменьшают неопределенность этих взаимоотношений, вносят порядок в повседневную жизнь. «Институты, - пишет Дуглас Норт, - создают базовые структуры, с помощью которых люди на протяжении всей истории добились порядка и таким образом снизили степень своей неуверенности» [9].
Согласно Норту, институциональная среда эволюционирует во времени. Институциональные изменения могут возникать стихийно - тогда меняются неформальные правила игры для отдельных хозяйствующих субъектов - и сознательно, под влиянием государства, изменяющего те или иные формальные правила игры.
Институциональные изменения обладают некими свойствами. Кумулятивность институциональных изменений означает их зависимость от прошлой траектории развития: изменения, начавшиеся в таком направлении, будут продолжаться в будущем все с большей силой. Эволюционность этих изменений указывает на их постепенность и медленность. Поэтому добиться эффективного изменения институтов за короткий срок невозможно.
По мнению представителей данного направления, в поведении хозяйствующих субъектов главенствующую роль играют рутины, представляющие собой нечто вроде устойчивых стереотипов поведения. В эволюционной теории этот термин относится к постоянно повторяющемуся шаблону деятельности на уровне индивидуума или организации. В случае изменений окружающей среды фирмы (банки) не всегда будут менять свое поведение. Они соглашаются на замену старых рутин новыми лишь при чрезвычайных обстоятельствах. При этом сам процесс изменения рутин, называемый поиском и управляется соответствующими рутинами.
Выделяют причины устойчивости рутин. Во-первых, рутины являются своеобразными активами фирм, на приобретение которых были осуществлены определенные расходы. Во-вторых, смена рутин может привести к ухудшениям. В-третьих, рутины прочны также вследствие их бессознательности.
Наличие рутин следует учитывать при внедрении инноваций. Они же объясняют трудности внесения инновационных изменений и в банковский бизнес.
Институционалисты выделяют и другой тип изменений - революционные изменения, каковым является импорт институтов, который не предполагает вытекания изменений из предыдущей траектории развития. Данный путь представляется более трудным. Однако импорт институтов (в нашем случае - инновационного опыта зарубежных банков) необходим, т. к. эволюционные изменения, которые были бы более предпочтительными, не имеют предыстории во вновь созданных российских банках.
Традиционно в неоклассической теории инновации объясняются максимизацией прибыли - изменения в экономике стимулируют поиск прибыльных инноваций. Начиная с 1960 г. участники финансовых отношений столкнулись с радикальными изменениями в экономической среде. Уровень инфляции и ставки процентов выросли значительно, и их стало трудно предсказывать, что изменило параметры спроса на финансовых рынках. Бурно развивающиеся компьютерные технологии изменили также параметры предложения. Кроме того, финансовые ограничения со стороны государственного регулирования стали еще более строгими. В результате традиционные методы ведения финансового бизнеса перестали приносить прибыль. Финансовые продукты и услуги, которые предлагались клиентам, никто не покупал. Финансовые посредники также отказывались использовать старые финансовые инструменты. Чтобы выжить в новых экономических условиях, финансовые институты должны были изобрести и разработать новые продукты и услуги, которые будут необходимы покупателям и докажут свою прибыльность. Начался процесс финансовой инженерии, когда возникшая на финансовом рынке ситуация потребовала введения инноваций. Даже компании, не пострадавшие от финансовой революции, охотно использовали изменения в экономической среде для увеличения своего благосостояния через поиск новых прибыльных финансовых продуктов и услуг. Это также стимулировало инновационные процессы в финансовой сфере. Поэтому зачастую категория «финансовые иннова-
ции» содержательно характеризуется через свою причинную обусловленность. Финансовые нововведения обусловлены ключевыми факторами: ТОРКА (TRICK), где Т - технология, О - ослабление регулирования, дерегулирование, Р - процентный риск, К - конкуренция за клиентуру, А - адекватность капитала.
ТОРКА + Разумное своекорыстие -> Финансовое нововведение
Исходя из проведенного анализа, следует согласиться, что в широком смысле финансовые инновации - это любое изменение в финансово-кредитной сфере, вызванное изменениями в параметрах спроса, параметрах предложения, а также стремлением преодолеть ограничения на рынке. Так, самым значительным в 1970-80 гг. изменением в экономической среде США, которое качественно преобразовало спрос на финансовые продукты, был рост нестабильности процентных ставок. Большие изменения ставок процента ведут либо к значительным приростам, либо потерям капитала, а также росту неопределенности инвестиций. То есть всегда существует риск не получить обратно вложенные финансовые средства - риск процентных ставок. Колебания, которые наблюдались в 1970-80 гг., детерминировали более высокий риск процентных ставок, который, в свою очередь, вызвал рост спроса на финансовые продукты и услуги его снижающие. Эти изменения в экономических условиях стимулировали поиск прибыльных инноваций, которые удовлетворяли сформировавшийся спрос на новые инструменты, снижающие риск процентных ставок. Примерами являются сформировавшиеся в 1970-е гг. фьючерсный рынок и рынок опционов, а также развитие ссуд с регулируемой ставкой процента. Как и другие инвесторы финансовые институты кредитуют более охотно, когда риск процентных ставок ниже. Чтобы избежать предоставления ссуд под заниженные проценты, ссудо-сберегательные ассоциации Калифорнии в 1975 г. стали предоставлять ссуды, по которым процентная ставка менялась через 6 месяцев в зависимости от рыночной ставки, например, по казначейским векселям. Поскольку эта инновация позволяла больше зарабатывать на увеличении ставок, то в течение этого периода сохранялись более вы-
сокие прибыли. Эта особенность ссуд с регулируемой ставкой процента стимулировала их предоставление с более низкой ставкой по сравнению с традиционными, что сделало их привлекательными для домохозяйств. Но из-за того, что выплата по ссуде может увеличиться, многие все же предпочитают брать ссуду по фиксированной ставке.
Итак, финансовая инновация - это создание новых финансовых инструментов, финансовых технологий и институтов с целью получения прибыли и снижения уровня рисков. На наш взгляд, институциональная составляющая финансовых инноваций является не менее важной, чем продуктовая, технологическая и управленческая. Более того, «быстрая глобализация экономики, финансовые инновации и технологические сдвиги требуют выработки общих подходов к регулированию финансовых институтов в разных странах».
1. Друкер П. Бизнес и инновации. Innovation and Entrepreneurship. М., 2007.
2. Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука и наукозна-ние. 2001. № 2.
3. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы (одобрена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832). М., 1998.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процентов и цикла конъюнктуры). М., 1982.
5. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М., 2003.
6. Семикова П. Банковские инновации и новый банковский продукт // Банковские технологии. 2002. Ноябрь.
7. Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С. 10-15.
8. Lundvall B.-A. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. L., 1992.
9. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М., 2001.
Поступила в редакцию 10.04.2008 г.
Ioda Y.V., Podkolzin V.V. Innovations in the financial sector of economy. Description of global innovative process, affecting such important part of the financial sector of economy as banks is given in the article.
Key words: globalization, innovations, financial innovations, bank product, bank technologies.