ИННОВАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМ МОБИЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
М.Ю. Молчанова, К.А. Шубин
Пермский государственный университет, г. Пермь
Первую половину XXI века называют эпохой инноваций. Ее связывают со становлением постиндустриальной цивилизации, периодом бурных перемен и эпохальных инноваций, которые преобразят все стороны жизни общества, изменят его облик [2]. «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года», которые утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года, предусматривают переход страны к инновационному пути развития.
Не остается в стороне от инновационных процессов и банковская система. В числе новых видов банковских инноваций можно назвать дистанционное управление счетом, причем осуществляются такие инновации как зарубежными, так и отечественными банками. Согласно представленной в [1] классификации банковских нововведений по их инновационному потенциалу, дистанционное банковское обслуживание можно отнести к комбинаторным, а в ряде случаев и к базовым инновациям. Оплата товаров и услуг при помощи мобильного телефона начинает пользоваться заслуженной популярностью во всем мире. Наибольшее распространение этот сервис получил в странах Азии. В частности, в Южной Корее мобильный телефон постепенно начинает выполнять роль универсального устройства, соединяющего в себе функции оплаты проезда, кошелька для покупок в магазинах, электронного пропуска и пр.
Стараются не отставать и европейские страны. Так, в Финляндии, возможность оплачивать парковку автомобиля с использованием мобильного телефона (услуга Рагкк) предоставляется с 2002 года. Для активизации этого сервиса водителю требуется позвонить по бесплатному номеру, в результате чего автоматически произойдет регистрация длительности парковки, стоимость которой будет включена в счет за телефон или взыскана отдельно [5]. Российские операторы сотовой связи перенимают зарубежный опыт. «ВымпелКом» объявил о том, что услуга «Мобильный кошелек» — сервис, позволяющий абонентам «Би Лайн» оплачивать различные то-
вары и услуги с помощью сотового телефона [7]. На сегодняшний день с помощью «Мобильного кошелька» можно оплатить услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства, сотовой связи, интернет-провайдеров, кабельного телевидения, купить билеты на концерт.
Точка перелома, когда число абонентов сотовой связи впервые за всю историю превысило число установленных линий фиксированной связи, пройдена в мире уже в 2002 го-ДУ [4] (рис. 1).
По прогнозам специалистов In-Stat, к 2009 году в мире будет насчитываться более чем 2,5 млрд абонентов сотовых сетей. Другие исследователи рынка делают более осторожный прогноз: так, по оценкам специалистов Nokia, рубеж в 2 млрд пользователей мобильной связи в мире будет преодолен не ранее 2007 года, а по мнению аналитиков Yankee Group - не ранее 2010 г. Однако в любом случае количество абонентов сотовых сетей, а с ним и потенциальный спрос на услуги мобильного банкинга, будет возрастать. Именно поэтому банки увеличивают свои вложения в развитие систем мобильного банкинга.
В России, по данным Министерства по информационным технологиям и связи, число абонентов сотовой связи превысило число абонентов фиксированной связи в 2004 году.
За 2003 год уровень проникновения мобильной связи в нашей стране вырос вдвое. Как видно из диаграммы на рис. 2, наиболее высоким уровнем проникновения мобильной связи отличаются Москва и Санкт-Петербург (63% и 51% соответственно), в других регионах России этот показатель ниже. В июне 2004 года уровень проникновения мобильной связи в стране составил уже 34%, причем в Москве он вырос до 79%, в Петербурге - до 70%. Таким образом, потенциальный спрос на услуги мобильного банкинга в России, как и во всем мире, достаточно велик. В последнее время все улучшающееся качество сотовой связи уже сравнимо с обычным доступом в интернет при помощи модема. В некоторых случаях мобильный интернет даже предпочтительнее чем dial-up, что вместе с полной
свободой передвижения делает мобильный банкинг привлекательной услугой [3].
По данным, приведенным в исследовании консалтингового агентства Advanced Communications & Media (АС&М), число пользователей сотовой связи в России в январе 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. увеличилось на 0,25% - до 152,3 млн человек. Уровень проникновения сотовой связи в РФ за отчетный период увеличился на 0,3% - до 104,9% [6, 7].
При этом на 31 января 2007 г. уровень проникновения услуг сотовой связи в Москве увеличился на 1,9% - до 158,3%, в Санкт-Петербурге снизился на 0,2% - до 138,9%. Количество пользователей сотовой связи в Москве в январе 2007 г. выросло на 1,2% по сравнению с декабрем 2006 г. - до 26,889 млн человек. В то же время в Санкт-Петербурге этот показатель снизился на 0,15% - до 8,804 млн человек.
■Мобильная
-Фиксированная
Рис. 1. Число пользователей сотовой связи в мире и число линий фиксированной связи. Источник ЮС
Уровень проникновения сотовой связи
180,00%
160,00%
140,00%
120,00%
100,00%
80,00%
60,00%
40,00%
20,00%
0,00%
По России в целом
Москва
Санкт-Петербург
Рис. 2. Уровень проникновения сотовой связи по России в целом, в г. Москве и Санкт-Петербурге. Источник АС&М-СопэиШпд
Число пользователей сотовой связью в остальных регионах России в январе 2007 г. почти не изменилось по сравнению с декабрем 2006г. и составило 116,605 млн человек, уровень проникновения - 95,7%. В России идет подготовка к внедрению сетей мобильной связи следующего поколения (3G). Международные операторы уже объявили победителя конкурса на производство бюджетного мобильного телефона для сетей 3G на 2007 г. Новейшей тенденцией развития дистанционных банковских сервисов является интеграция различных каналов доступа клиента (включая традиционные - совершение операций в офисах банка) с тем, чтобы предоставить клиенту возможность совершения банковских операций в любое время, из любой географической точки, и с помощью того сервиса, который удобен клиенту.
Система мобильных платежей (мобильный банкинг, сокращенно МБ) - банковский сервис по предоставлению удалённого доступа к банковским операциям посредством мобильного телефона без необходимости посещения офиса банка. По мнению главы московского представительства платежной системы Visa International Jly Наумовского, доступ к банковскому счету с помощью сим-карты мобильного телефона открывает невиданные перспективы для платежного бизнеса. Наравне с банковскими картами целям и потребностям платежной системы отвечает и сим-карта мобильного телефона. Для ведения расчетов, передачи информации или для совершения закупок не важно, используется банковская или сим-карта.
Мобильный банкинг возникает как сервис для владельцев банковских карт. Сначала клиентам предлагаются только информационные услуги (сообщения об остатке средств, зачислении и списании сумм, мини-выписка и т.д.). Даже в таком варианте сервис, как система оперативного информирования, позволяет клиентам уменьшить риск несанкционированного использования денежных средств на карточном счету, контролировать использование средств и получать отчеты относительно места и времени проведенных операций. Абоненты получают возможность контроля своих средств. Затем мобильный банкинг можно превратить в инструмент управления счетом, причем не только счетом банковской карты.
Источники дохода от предоставления клиентам услуг мобильного банкинга подразделяются на прямые и косвенные. К прямым
источникам относятся: ежемесячная плата с клиентов за пользование сервисом, комиссия, взимаемая с получателей платежей, комиссия, взимаемая с торгово-сервисных точек, подключенных к системе мобильного банкинга (если используется соответствующий модуль системы мобильных платежей). Мобильный банкинг приносит финансовому институту и косвенный доход: увеличение дохода от размещения привлеченных средств клиентов, снижение затрат банка на развитие и содержание традиционной инфраструктуры (офисов), доход за счет увеличения кредитной базы банка (при поддержке модуля кредитования).
Расходная часть системы включает в себя первоначальные затраты на приобретение серверов, коммуникационного оборудования, лицензий на программное обеспечение, организацию каналов связи. Ежемесячные затраты на поддержание системы включают заработную плату сотрудников, занятых ее внедрением и сопровождением, и оплату каналов свя-' зи. Кроме того, необходимо учесть, что по мере развития системы потребуется увеличение пропускной способности каналов связи, а при достижении определенного количества транзакций, совершаемых через систему, наращивание мощности серверов и коммуникационного оборудования.
При этом следует отметить важность поддержания достаточной пропускной способности системы - отказы и задержки при обслуживании клиентов могут негативным образом сказаться на количестве клиентов, использующих систему, снизить доходы от ее использования, а также нанести ущерб репутации финансового учреждения в целом. Приведем расчет для банка, обслуживающего 50 000 клиентов - физических лиц. Предполагается, что за год число платежей населения, совершаемых через систему мобильных платежей, увеличивается на 3% от общего количества таких платежей (это значение - уровень или степень проникновения сервиса), увеличение происходит равномерно в течение года до выхода проекта на стабильный режим работы, после чего процент клиентов, переходящих на использование МБ, принимается равным нулю. Выход на стабильный режим происходит через два года после начала внедрения системы. Внедрение системы позволяет увеличить остатки на счетах клиентов на 2% ежегодно, в то же время в случае отсутствия в банке системы мобильных платежей от его услуг отказались бы 0,1% его клиентов -
физических лиц. Будем считать, что после выхода на стабильный режим работы увеличение остатков на счетах клиентов происходит на 1% ежегодно. Все доходы и расходы приводятся к времени начала внедрения проекта, ставка дисконтирования -12%.
На рис. 3 приведены данные по КРУ проекта по внедрению системы мобильных платежей, приведенным совокупным доходам и расходам. Горизонт расчета 3 года, шаг - 1 месяц. В заданных начальных условиях проект окупается через 27 месяцев, затем происходит стабильный рост приведенного значения денежных потоков. После выхода проекта
на стабильный режим работы (через 24 месяца после начала внедрения), количество операций через систему мобильных платежей увеличивается только за счет клиентов, привлеченных в банк удобством пользования МБ.
Как следует из диаграммы на рис. 4, наибольший удельный вес в доходах банка от внедрения системы мобильных платежей на конец первого года внедрения составляет сокращение издержек на прием платежей (61,37%). Доходы от размещения привлеченных средств и комиссия вносят в доходы примерно равный вклад (14,50% и 13,53% соответственно), несколько меньше доля дохода
Рис. 3. ЫРУ проекта по внедрению мобильных платежей
70,00%
40,00%
С
о
=1 30,00%
20,00%
10,00%
24
Месяц расчета
■ Доход от размещения привлеченных средств □ Сумма комиссии от ком. платежей □ Сокрщение издержек на прием платежей ■ Доходы за счет модуля кредитования
Рис. 4. Доля различных доходов в совокупном доходе проекта по внедрению мобильных платежей
от внедрения модуля кредитования (10,59%). С течением времени прослеживается следующая динамика: доля доходов от уменьшения издержек на прием платежей сокращается (до 47,17% к концу 3 года), доля доходов от размещения привлеченных средств и комиссии возрастает (21,47% и 20,04% соответственно к концу 3 года). Эта динамика может быть связана с выходом системы к 2 году работы на стабильный режим: число новых клиентов увеличивается меньшими темпами, соответственно, экономия от сокращения издержек на прием платежей населения за счет внедрения системы остается практически неизменной.
При заданных начальных условиях капитальные затраты в течение 3 лет не возрастают, однако, если количество операций с использованием системы мобильных платежей будет увеличиваться более быстрыми темпами, могут потребоваться дополнительные расходы на наращивание вычислительных ресурсов и пропускной способности каналов связи. Из диаграммы на рис. 5 следует, что соотношение капитальных и текущих затрат на реализацию проекта со временем изменяется в пользу последних. Так, через 3 года после начала внедрения проекта совокупные текущие затраты с учетом дисконтирования превышают капитальные в 3 раза (79% и 21% всех затрат соответственно). Это говорит о возможности увеличения ИРУ проекта по ме-
3 500 000.00-.....-..-...-..—..-------------
ре его развития. Источником снижения расходов на начальном этапе может служить использование для установки системы вычислительных ресурсов уже имеющихся у банка серверов, но при этом должен обеспечиваться достаточный уровень надежности и качества всех предоставляемых банком услуг.
Рис. 6 показывает, как изменяется КРУ проекта при изменении степени проникновения сервиса, т.е. доли платежей, которые совершаются с его использованием. Увеличение степени проникновения положительно влияет на значение ИРУ проекта: так, при обеспечении степени проникновения на уровне 5%, через три года достигает ИРУ проекта на уровне почти 1,5 млн руб., в то время как степень проникновения 1% обеспечит через три года ИРУ проекта в размере только 359 тыс. руб. Точка безубыточности проекта достигается через 26 месяцев при 5% проникновении сервиса, а при степени проникновения 1% -только через 32 месяца. Так образом, целесообразно увеличение маркетинговых усилий на продвижении сервиса с целью увеличения количества клиентов банка, которые будут пользоваться мобильными платежами, т.к. это позволит увеличить доход от внедрения системы и быстрее достичь окупаемости проекта.
Рис. 7 иллюстрирует ИРУ рассматриваемого проекта для банков с разным количеством клиентов. Как видно из рисунка, банк, обслуживающий 100 тыс. клиентов, при про-
месяцы
[Ёз Дисконтированные текущие затраты, нарастающим итогом И Дисконтированные капитальные затраты, нарастающим итогом
Рис. 5. Соотношение дисконтированных текущих и капитальных затрат проекта
нарастающим итогом
Рис. 6. Изменение ЫРУ проекта по внедрению мобильных платежей в зависимости от степени проникновения сервиса
Рис. 7. Изменение ЫРУ проекта по внедрению мобильных платежей в зависимости от количества клиентов (размера банка)
чих равных условиях достигнет точки безубыточности проекта через 16 месяцев после начала внедрения (против 27 для банка, обслуживающего 50 тыс. клиентов). Это говорит о большей рентабельности проектов по внедрению устройств систем мобильных платежей для более крупных банков.
Как показано на рис. 8, значение КРУ в расчете на одного клиента, как и ИРУ проекта в целом, больше для более крупных банков. Так, банк, обслуживающий 50 тыс. клиентов, через три года после начала внедрения системы может достигнуть КРУ в размере 20,30 руб. на одного клиента, а банк, обслуживающий
100 тыс. клиентов - 54,63 руб. на одного клиента. Однако, сравнивая указанный показатель для банков, обслуживающих более 100 тыс. клиентов, необходимо отметить, что его рост с увеличением размера банка замедляется: банк, обслуживающий 150 тыс. клиентов, достигает NPV в размере 66,05 руб. на одного клиента, т.е. располагая в полтора раза большей клиентской базой банк имеет показатель NPV на одного клиента больше на 20%. Это связано, очевидно, со снижением доли постоянных издержек в структуре расходов банка и, соответственно, уменьшения эффекта масштаба.
Проведем имитационный эксперимент, в котором ключевой переменной будет являться степень проникновения мобильных платежей. Интервал изменения этой переменной от 2,5 до 3,5%, распределение нормальное, количество имитаций (значений ключевой переменной, для которой производится расчет зависимых величин) - 500. Количество клиентов банка - физических лиц - принимаем равным 50 000, ежегодное увеличение количества пользователей системы мобильных платежей за счет новых клиентов - 2%.
Анализ результатов имитационного эксперимента показывает, что величина ожидаемого ROI проекта через 27 месяцев составит 3,27% при стандартном отклонении в 1,84%. Минимальное ожидаемое значение ROI через 27 месяцев составит -0,60%, мак-
симально ROI может достичь за этот срок 4,68%. Из 500 имитаций отрицательное значение ROI было достигнуто только в 70 случаях, т.е. вероятность получить прибыль через 27 месяцев после начала осуществления проекта составляет 86%. Вместе с тем, необходимо отметить, что значение ROI через заданное время после начала внедрения системы мобильных платежей достаточно невелико. Наиболее ожидаемое значение ROI находится в диапазоне от 4,15% до 4,68% - вероятность попадания в этот интервал составляет 51,4%. Среднее значение NPV проекта через 27 месяцев составляет 124 280 руб. при стандартном отклонении 69 824 руб.
Корреляционный анализ показывает, что величины ROI и NPV напрямую зависят от степени проникновения сервиса - коэффициенты корреляции составляют 0,626598 и 0,638324 соответственно.
Проведем еще один имитационный эксперимент, в котором в качестве ключевых переменных будут выступать два параметра: степень проникновения мобильных платежей и ежегодное увеличение количества новых пользователей системы. Последний параметр рассчитывается в процентном соотношении от количества клиентов банка, имеет нормальное распределение, интервал от 1,25 до 2,85%. Количество клиентов банка - физических лиц-50 000.
70,00р.
60,00р.
50,00р.
20,00р. --
10,00р.
0,00р. •
50 000 75 000 100 000 125 000
количество клиентов {размер банка)
Рис. 8. ЫРУ проекта в расчете на одного клиента в зависимости от количества клиентов (размера банка)
150 000
Значение ROI, %
Рис. 9. Функция распределения значения возврата на инвестиции (ROI) через 2 года и 3 месяца по итогам имитационного эксперимента (ключевые переменные: степень проникновения мобильных платежей)
Значение ROI, %
[—♦—Через 2,5 года —Через 2 года)
Рис. 10. Функция распределения значения возврата на инвестиции (ROI) через 2 и 2,5 года по итогам имитационного эксперимента (ключевые переменные: степень проникновения и количество новых клиентов)
В результате анализа результатов имитации оказалось, что отрицательное значение ROI и NPV через 2 года (левый график на рис. 10) наблюдается в 346 случае из 625, что составляет 55,36%. Среднее значение ROI со-
ставляет -4,6%. Минимальное ожидаемое значение ROI через 2 года составит -41,01%, максимально ROI может достичь за этот срок 18,58%. Таким образом, вероятность получения отрицательного значения возврата на ин-
вестиции через 2 года после начала осуществления проекта весьма высока. Наиболее ожидаемое значение ROI находится в диапазоне от -5,27% до 0,69% (вероятность попадания в этот интервал составляет 40,3%). Среднее значение NPV проекта через 2 года по результатам эксперимента составило -134 848 руб. при достаточно большом стандартном отклонении 313 883 руб. Корреляционный анализ показывает прямую зависимость величин ROI и NPV от степени проникновения сервиса и количества вновь привлеченных клиентов -коэффициенты корреляции между любой парой ключевых и зависимых величин находятся в диапазоне от 0,976197 до 0,984946.
Проанализируем теперь данные о прибыльности проекта через 2,5 года после начала его внедрения. Отрицательное значение ROI и NPV через 2,5 года (правый график на рис. 10) наблюдается только в 82 случаях из 625, что составляет 13,12%. Среднее значение ROI составляет 11,7%. Минимальное ожидаемое значение ROI через 2,5 года составит -31,80%, максимально ROI может достичь за этот срок 42,19%. Таким образом, с большой вероятностью можно говорить об окупаемости проекта в течение двух с половиной лет. Наиболее ожидаемое значение ROI находится в диапазоне от 12,59% до 19,99% (вероятность попадания в этот интервал составляет 25,60%). Среднее значение NPV проекта через 2,5 года по результатам эксперимента составило 533 536 руб. при стандартном отклонении 499 122 руб. Корреляционный анализ показывает прямую зависимость величин ROI и NPV через 2,5 года от степени проникновения сервиса и количества вновь привлеченных клиентов - коэффициенты корреляции между любой парой ключевых и зависимых величин находятся в диапазоне от 0,985476 до 0,994538.
На основании проведенных имитационных экспериментов можно сделать следующие выводы. Для банка с заданным количеством клиентов (50 000) степень проникновения мобильных платежей оказывает прямое влияние на прибыльность проекта. При диапазоне изменения степени проникновения от 2,55 до 3,51%¡ коэффициент вариации для зависимого значения ROI через 2 года после начала осуществления проекта составляет 0,562896. Однако количество вновь привлекаемых за счет предоставления услуги дистанционного обслуживания по системе мобильных платежей клиентов оказывает на доходность проекта более выраженное влияние: при нормальном
распределении количества новых клиентов в диапазоне от 1,24 до 2,86% клиентской базы банка значение ROI через те же 2 года имеет коэффициент вариации 2,04014. Таким образом, чувствительность показателей прибыльности проекта к количеству новых клиентов выше, чем к количеству существующих клиентов, переходящих на использование нового сервиса. Представляется, что это связано прежде всего с доходами от размещения денежных ресурсов, приносимых в банк новыми клиентами.
В то же время коэффициенты вариации значений ROI и NPV через 2,5 года после начала внедрения проекта составляют 0,95 и 0,94 соответственно, т.е. разброс значений NPV относительно небольшой. Это может свидетельствовать о том, что чувствительность показателей прибыльности к степени проникновения сервиса и количеству клиентов снижается со временем.
В следующих имитационных экспериментах рассмотрим различные сценарии развития рынка мобильных платежей: пессимистичный, умеренный и оптимистичный. Под пессимистичным сценарием будем понимать степень проникновения сервиса, находящуюся в диапазоне от 1,70% до 2,34% ежегодно, ежегодный прирост клиентской базы - в диапазоне от 0,85% до 1,17%. Умеренный сценарий предполагает степень проникновения сервиса от 2,70% до 3,34% ежегодно, увеличение количества клиентов - от 1,35% до 1,67% ежегодно. Для оптимистичного сценария указанные ключевые переменные будем полагать находящимися в диапазонах от 3,20% до 3,84% и от 1,85% до 2,17% соответственно.
Построим функцию распределения значения возврата на инвестиции (ROI) через 2 года для различных сценариев развития рынка.
Как следует из рис. 11, при пессимистичном сценарии развития рынка значение ROI через 2 года является отрицательным при всех значениях ключевых переменных из рассматриваемого диапазона. Что же касается умеренного сценария развития рынка, то в его случае положительное значение ROI через 2 года достигается в 336 случаях из 625, т.е. с вероятностью более 50%, при этом среднее значение чистых приведенных значений прибыли от внедрения проекта за 2 года составляет всего 58 517 руб.
При оптимистичном сценарии положительное значение ROI достигается с вероятностью 100%, причем среднее значение NPV за
Умеренный Пессимистичный —Оптимистичный j
Рис. 11. Функция распределения значения возврата на инвестиции (ROI) через 2 года для разных сценариев развития рынка
2 года составляет 796 543 руб., при стандартном отклонении 137 944 руб. Таким образом, при пессимистичном сценарии развития рынка через 2 года после начала внедрения мобильных платежей точка безубыточности достигнута не будет, при умеренном - будет достигнута чуть более чем в половине случаев. Реализация же оптимистичного сценария позволит достичь банку точки безубыточности через 2 года после начала внедрения мобильных платежей.
Литература
1. Викулов, B.C. Типология батовских инноваций / B.C. Викулов // Фин. менеджмент. - 2004. -№ б. - С. 75-82.
2. Кузык, Б.Н. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец.
- 2-е изд., доп. - М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2005. - 624 с.
3. Рамзаев, М. Интернет-банкинг: медленно, но верно. Обзор рынка услуг в России, Европе и США / М. Рамзаев // Материалы Cnews Analytics.
- 22.04.2002.
4. Солонин, В. Сотовая связь в России на мировом фоне / В. Солонин // Материалы Cnews Analytics. -17.12.2003.
5. Солонин В. Сотовая связь: спрос удовлетворен не во всем / В. Солонин // Материалы Cnews Analytics, 21.04.2004.
6. http://www. acm-consulting. com.
7. http://www.mobw.ru.
8. http://www.rbc.ru.