Научная статья на тему 'Особенности инновационных банковских услуг'

Особенности инновационных банковских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4194
958
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархатов Игорь Викторович

Проанализированы особенности современного рынка банковских услуг. Выявлены инновационные аспекты банковской деятельности, а также рассмотрены новые продукты банковского сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационных банковских услуг»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 32 (247). Экономика. Вып. 34. С. 130-135.

И. В. Бархатов

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Проанализированы особенности современного рынка банковских услуг. Выявлены инновационные аспекты банковской деятельности, а также рассмотрены новые продукты банковского сектора.

Ключевые слова: банк, банковский продукт, инновация.

Современный этап развития сферы банковских услуг, протекающий в условиях обострения конкуренции и кризисных явлений на мировом денежно-финансовом рынке, характеризуется следующими основными тенденциями: ростом объема и разнообразия банковских услуг; внедрением новых услуг как для населения, так и для предприятий; повышением значения инновационных технологий в этом процессе.

Поиск новых экономических инструментов, технологий и направлений развития банковских услуг в условиях обострившейся конкуренции особенно актуален для банков на этапе современного посткризисного восстановительного роста. Это обусловлено наличием ряда проблем, среди которых наиболее важными представляются следующие.

Развивающийся российский рынок банковских услуг, обеспечивающий довольно высокий уровень маржи по сравнению с рынками развитых стран, является весьма привлекательным для иностранных финансовых структур, приход которых на финансовые рынки России приводит к повышению концентрации рынка и, как следствие, к увеличению конкурентного давления.

Сформировавшаяся в последние годы тенденция роста российской экономики и развития ее реального сектора привела к снижению доходности спекулятивных инструментов, традиционно служивших основным источником прибыли для банков, что, в свою очередь, обусловило значительное обострение конкурентной борьбы за ресурсную и клиентскую базу, способствовало агрессивной региональной экспансии филиальных сетей коммерческих банков.

В период реформирования российской экономики произошло существенное изменение системы ценностей потребителей банковских услуг, смещение акцента с ценовых характеристик продукта на сервисные (комфорт, скорость и качество), что повысило значимость разработки и внедрения новых банковских услуг для удовлетворения спроса клиентов с учетом данных императивов.

Коренные изменения на рынке банковских услуг поставили на повестку дня вопрос о повышении эффективности новых банковских услуг для предприятий.

Таким образом, можно выделить три задачи, стоящие перед российскими банками в современной экономической ситуации. Во-первых, расширение набора банковских услуг — платежных, коммерческих, инвестиционных в целях привлечения клиентов-предприятий в условиях сложившейся конкуренции. Во-вторых, внедрение новых услуг с хорошими сервисными характеристиками за счет использования высокотехнологичного современного оборудования. В-третьих, повышение эффективности новых банковских услуг предприятиям.

Данной проблематике посвящены исследования многих зарубежных ученых: Х. А. Витрюха, Ж. Гаспермана, Г. Дистерера, П. Друкера, Г. Истенберг-Шика, Ф. А. Лиса, Л. Дж. Мауера, Ж. Муте, С. Раймес-Мартинсена, О. Тоффлера, А. Ф. Филиппа, Г. Шефера, М. В. Энга.

В оценке российских ученых рассматриваемая в настоящем исследовании проблема имеет комплексный характер. Она связана с анализом тенденций финансовой глобализации, возникающих в результате всестороннего воздействия инновационных информационных технологий. Эту группу вопросов отразили в своих работах такие ученые, как А. Барковский, М. Березовская, В. Герасименко, С. Долгов, А. Дятлов, В. Иванов, Н. Иванова, Л. Красавина, Э. Кочетов, П. Линючев, И. Мартынов, В. Мель-янцев, А. Мовсесян, А. Неклесса, В. Рогов, Б. Рубцов, П. Семикова, О. Смородинов, В. Урыгина, И. Хоминич. Более конкретные вопросы развития новых банковских услуг (в частности на основе интернет-технологий) освещены в публикациях В. Викулова, А. Бурдинского, А. Егоровой, Г. Крюкова, А. Кузьменко, И. Миневрина, С. Па-ринова, И. Стрелец, Е. Халивинской, Т. Яковлевой, Е. Яковлева.

Вместе с тем современные реалии требуют иных научных подходов к исследованию эф-

фективности новых банковских услуг и их влияния на банки. До сих пор остается множество вопросов, требующих дальнейшей разработки. Недостаточно раскрыты сущность и особенности новых банковских услуг предприятиям как технического и экономического явления, лежащего в основе современных направлений банковского бизнеса, последствия оказания этих услуг для банковского сектора в целом и отдельных банков как за рубежом, так и в России.

Важнейшую часть рынка финансовых услуг, которые, в общем смысле, связаны с перераспределением ресурсов и финансовых инструментов в экономической системе, составляют банковские услуги юридическим лицам. Юридические лица (предприятия и организации различных форм собственности, предприниматели без образования юридического лица), открывая расчетные (и прочие) счета и сотрудничая с банками, формируют совокупность счетов различных типов (расчетные, текущие, бюджетные и пр.), которые составляют значительную долю в структуре привлеченных средств. Поэтому именно данная часть клиентской базы особенно интересует как сам банк, так и его конкурентов. В процессе исследования обозначенного вида услуг выявлены такие особенности.

Первая особенность. Отсутствие единой технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей мировой кредитно-банковской системы. Опыт разработки новых банковских услуг российских коммерческих банков в основном опирается на мировую практику и банковское законодательство России. Это означает, что российские кредитные организации могут получать дополнительные доходы от осуществления предусмотренных банковским законодательством сделок, которые дополняют банковские операции. Однако зарубежные финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы России. Например, использование опыта Федеральной резервной системы США в российских условиях требует тщательной и непростой адаптации, так как отечественная банковская система в отличие от американской построена по территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка России, а не на экономическом районировании субъектов Федерации.

Вторая особенность. В российских банках как небольших по сравнению с огромными за-

падными банками структурах в известной мере легче вводить новые виды банковских услуг, потому что нет такого сопротивления косной внутренней среды. Новые молодые организации исследуют неизвестное и всегда в этом смысле рискуют. В пользу традиционных банков говорят известный брэнд, многолетний опыт работы, авторитет и рейтинги. С другой стороны, внутренняя жизнь традиционных банков часто настолько нединамична, что может пройти много месяцев, прежде чем неэффективные промежуточные процедуры будут перестроены, поэтому традиционные банки часто проигрывают вновь создаваемым банкам в быстроте адаптации к меняющимся условиям ведения бизнеса. В пользу новых банков, каковыми являются российские банки, говорит и возможность минимизации проектных рисков — в случае неудачи акционеры несут ответственность только в рамках собственных вкладов, репутация и рейтинг инвесторов или материнского банка не так страдают.

Третья особенность. Основную долю новых банковских услуг в российском банковском деле составляют нововведения, вызванные научнотехническим прогрессом, т. е. технологические инновации. Важнейшие направления современного технологического развития оказывают огромное влияние на внедрение новых банковских услуг. Степень воздействия необыкновенно велика, потому что стремительными темпами совершенствуются компьютерные, информационные технологии, все в большей степени становящиеся основой экономической деятельности отдельных предприятий. В соответствии с требованиями времени в коммерческих банках возникают совершенно новые виды услуг, не имевшие аналогов в прошлом. Атрибутом современного финансового рынка стало его сближение и переплетение с международным информационным комплексом. Компьютеризация и информатизация экономики, цифровые технологии произвели революцию в сфере разработки новых банковских услуг. Развитие информационных технологий принципиально меняет условия оказания банковских услуг во всем мире. Все большее количество банков открывает перспективы управления счетами с использованием интернет-технологий. Именно благодаря информационным технологиям стало возможным неограниченное совершенствование банковских операций и услуг.

Для оценки эффективности новых услуг коммерческого банка, как и любого коммерческого предприятия, разработан критерий и показатели, состав которых определяется главной целью внедрения инноваций.

Наиболее близок к рыночной стоимости коммерческого банка критерий чистой текущей стоимости NPV, который рассчитывается по формуле

т ср т I

иРУ = У ‘___У

у (1+яУ у (1+я У’

где NPV — чистая текущая стоимость; CFt — доходы, генерируемые проектом в ^м году; I — инвестиционные затраты в году; T — иннова-

ционный период; R — ставка сравнения;

иру = У^ср_ - -,

£ (1 + Я)

где I — единовременные инвестиционные издержки; NPV — разность дисконтированных денежных потоков поступлений и платежей, производимых в процессе реализации инновационного проекта.

Экономический смысл NPV можно представить как результат, получаемый немедленно после принятия решения об осуществлении инновационного проекта. Положительное значение NPV свидетельствует о целесообразности принятия решения о финансировании и реализации инновационного проекта, а при сравнении альтернативных вариантов экономически выгодным считается вариант с наибольшей величиной ^У.

Оценка экономического эффекта внедрения новых банковских услуг как инвестиционного проекта помимо NPV предусматривает расчет следующих показателей:

^ ИСр

При PI < 1 проект следует отклонить:

PI =

где Р1 — индекс доходности проекта.

Если инвестиционные затраты совершаются в разные периоды, то

У ер

У (1 + Я)

Г1 т Т '

у

Ь. (1 + я )'

Если Р1 > 1, то проект считается экономически выгодным, посыкольку современная стоимость чистого денежного потока превышает инвестиционные затраты, обеспечивая тем самым наличие положительной величины ИРУ.

IRR

CF.

-— = Y

A-fi

I

tt (1 + IRR) tt (1 + IRR) где IRR — внутренняя норма рентабельности

проекта;

NPV = Y -і

NCF

-1 = 0.

t! (1 + IRR У

IRR определяется:

- графическим методом, основанным на построении графика значений NPV при различных R;

- методом итерационного подбора значений R при вычислении NPV (подбирается R при NPV = 0):

IRR = R +----NPV-------( - R).

1 NPV1 - NPV2k^ 1

IRR — ставка сравнения, при которой дисконтированная стоимость поступлений денежных средств по проекту равна сумме дисконтированных затрат. Проект считается экономически выгодным, если IRR превышает минимальный уровень рентабельности, установленный для данного проекта. IRR определяет темп роста капитала, инвестированного в проект.

IRR — процентная ставка, при которой NPV = 0. Экономический смысл IRR состоит в определении максимальной процентной ставки за привлекаемые источники финансирования проекта, при которой последний остается безубыточным. Если IRR > R, то проект обеспечивает положительный NPV и доходность, равную IRR - R:

DPP CJJ DPP

Y-CF— = Y

A (1 + RA /

I.

tt (1 + R У tf (1 + R)'

где DPP — дисконтированный период окупаемости инновационного проекта.

DPP — количество лет, в течение которых суммарные дисконтированные инвестиционные затраты окупятся суммарными дисконтированными поступлениями денежных средств.

Если DPP проекта превышает инвестиционный период, то проект не окупается и является экономически нецелесообразным.

В свою очередь, анализ особенностей и тенденций, выявленные критерии и показатели эффективности новых банковских технологий позволили сформулировать гипотезы эффективности внедрения новых банковских технологий и проверить их на данных мировых и российских рынков банковских услуг.

Гипотеза 1. На современном этапе новые банковские услуги связаны непосредственно с научно-техническим прогрессом, т. е. представляют собой технологические инновации. Банковское дело становится все более зависимо от новейших информационных технологий. В качестве объекта для анализа и подтверждения выдвинутых гипотез в настоящем исследовании выступает система дистанционного банковского обслуживания (ДБО). В процессе анализа для подтверждения гипотезы 1 рассмотрен опыт внедрения технологических инноваций в мировой банковской системе начиная с 80-х гг. XX столетия. По результатам анализа построена аналитическая модель распространения технологических инноваций в банковской системе на макро-, микро- и глобальном уровнях (рис. 1).

В результате анализа сделан вывод, что распространение инноваций в банковской среде тесно связано с инновациями в глобальном и мировом финансовом секторе, что делает этот процесс неизбежным для всех банков в различных странах.

Это обусловлено, прежде всего, доминирующей на сегодняшний день стратегией развития нововведений в банковском бизнесе.

Приоритетность данной стратегии определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, глобализация финансовых рынков, предопределяющая переход к более однородному рынку банковских услуг.

Во-вторых, либерализация и дерегуляция национальных финансовых рынков, способствующие появлению новых конкурентов, не являющихся банками (поставщики новой банковской технологии, телекоммуникационные фирмы и др.).

В-третьих, переход к мировым интегрированным технологическим системам дает возможность сформировать единую глобальную сеть.

В результате, хотят того банки или нет, но процесс их втягивания в новую экономику идет. Данное положение относится и к российским банкам. Сегодня российские банки, как и компании и организации других отраслей и секторов экономики, начинают все активнее использовать новейшие информационные технологии.

Гипотеза 2. В целях повышения эффективности новых банковских услуг в настоящее время осуществляется переход от классической модели обслуживания клиентов банка к модели дистанционного банковского обслуживания.

В результате анализа внедрения новых банковских услуг сделан вывод: большинство банков

Всемирное распространение новых банковских услуг на основе информационных технологий

Рис. 1. Аналитическая модель распространения технологических инноваций в банковской системе

рассматривает дистанционное обслуживание как неотъемлемую часть комплексного механизма привлечения клиентов, снижения операционных издержек и получения прибыли.

Проведенное исследование показало, что за рубежом современные технологии дистанционного банковского обслуживания базируются на телефонных каналах, включая мобильную связь и Интернет. При этом для дистанционного банковского обслуживания характерны такие черты.

Экстерриториальность и непрерывность работы системы. Клиенту предоставляется возможность управления средствами вне зависимости от места его нахождения и времени суток.

Общедоступность. Средства доступа, используемые клиентами, должны быть приемлемы по цене и широко распространены.

Множественность каналов доступа. В системе должна быть предусмотрена возможность использования разных каналов в любой комбинации.

Интерактивность обслуживания. Система должна обеспечивать возможность проведения операций в режиме самообслуживания, но при этом клиенту должна предоставляться возможность выбора между проведением операций в интерактивном режиме и через оператора.

Проведение операций в режиме реального времени в тех случаях, когда это возможно.

Минимизация ручной обработки операций. Технология должна быть такой, чтобы исключить или как минимум сократить стадии, требующие ручной обработки.

С точки зрения способов оказания можно выделить следующие виды дистанционного банков-

ского обслуживания: интернет-банкинг — оказание услуг ДБО на основе банковской системы платежей через Интернет; мобильный банкинг — оказание услуг ДБО на основе мобильных технологий; внешние сервисы — киоски, банкоматы, ATM; телефонный банкинг — оказание услуг ДБО на основе банковской системы голосовых сообщений; классический «Клиент-банк».

Для подтверждения второй гипотезы на рис. 2 приведена доля российских банков, поддерживающих каналы дистанционного доступа при обслуживании клиентов.

Гипотеза 3. Из всех видов дистанционного банковского обслуживания наиболее эффективным направлением инноваций для предприятий в российской банковской сфере является интернет-банкинг.

Основным видом ДБО для предприятий в России до настоящего времени является система «Клиент-банк». Однако все интенсивнее развивается система интернет-банкинга.

Гипотезу о том, что из всех видов дистанционного банковского обслуживания наиболее эффективным для предприятий в российской банковской сфере является интернет-банкинг, подтверждают следующие его преимущества: возможность экономить время, пользоваться банковскими услугами когда угодно, лучше контролировать свои счета. Данные преимущества уже оценили основные пользователи интернет-банкинга во всем мире. На рис. 3 приведена динамика доли пользователей интернет-банкинга в процентах от общего количества интернет-пользовацтелей в Западной Европе за последние 10 лет.

□ Система по типу «Клиент-банк»

Интернет- банкинг

□ Телефонный банкинг

Рис. 2. Динамика доли российских банков, поддерживающих каналы дистанционного доступа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при обслуживании клиентов

60 и 50 -40 -30 -20 -10 -

о н------1-----1-----1-----1-----1-----1-----1-----1------1-----1

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 3. Динамика доли пользователей интернет-банкинга от общего количества интернет-пользователей в Западной Европе

В таблице приведена оценка популярности основных видов ДБО юридических лиц в коммерческих банках России.

Оценка популярности видов ДБО коммерческих банков России

Виды ДБО Коэффициент популярности

Система интернет-банкинга 0,5

Система кол-центра 0,3

Система класса «Клиент-банк» 0,2

В заключение следует отметить, что основателем интернет-банкинга в России следует считать Автобанк, который уже в мае 1998 г.

предложил своим клиентам данный вид услуг. С 2000 г. в России начали появляться банки, предлагавшие своим клиентам помощь в организации интернет-представительств с полным циклом электронной коммерции. Сегодня таких банков уже больше 140. Основную массу пользователей интернет-банкинга в России составляют юридические лица. Для привлечения новых клиентов российские кредитные организации устанавливают более низкие расценки на операции, выполняемые в удаленном режиме. Такая политика, направленная на увеличение клиентской базы, особенно эффективна на этапе становления рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.