УДК 338.467.6
Бодункова Елена Владимировна
аспирантка кафедры экономики и менеджмента Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова [email protected]
Инновации, сущность
ПОНЯТИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОРГАНИЗАЦИЯМ КИНОТЕАТРАЛЬНОГО ПОКАЗА
Elena V. Bodunkova
the graduate student of department of economy and management of the All-Russian state institut of cinematography of S.A. Gerasimova [email protected]
Innovations, the
ESSENCE OF THE
CONCEPT IN THE
CONTEXT OF CINEMA THEATRES
Аннотация. Инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития. Инновациям отводится ключевая роль в развитии инфраструктуры кинопоказа. Современная научная литература и научные исследования содержат достаточно большое количество вариантов определения инноваций. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «инновация». На основании анализа существующих в научной литературе подходов предлагается авторское определение инновации. Раскрываются сущность и специфика понятия «инновация» применительно к организациям кинопоказа. Введено частное определение инновации применительно к организациям кинотеатрального показа.
Ключевые слова: инновации, определение инновации, инновационная деятельность, кинопоказ, организации кинопоказа.
Annotation. Innovations have become the main driving force of economic and social development. A key role is given to innovation in development of infrastructure film screening. The modern scientific literature and scientific research contain quite a lot of variants for definition of innovation. The article discusses different approaches to defining «innovation». The author offers a definition of innovation on the basis of an analysis of existing approaches in scientific literature. The article reveals the essence and specificity of innovations in context of cinema theatres. The author introduces the specific definition of innovation relating to cinema theatres.
Keywords: innovations, definition of innovation, innovation activity, film screening, cinema theatres.
На современном этапе экономического развития РФ инновационная деятельность стала одним из приоритетных направлений государственной политики. Создание и внедрение инноваций в деятельность хозяйствующих субъектов являются одним из основных условий формирования устойчивого конкурентного преимущества. Инновации в организациях кинопоказа применяются с момента зарождения кинематографа, но особую актуальность приобрели в настоящее время. Вынужденная конкуренция с альтернативными платформами кинопоказа, финансовый кризис, падение покупательной способности населения заставляют кинотеатры искать новые пути привлечения зрителей и способы оптимизации расходов. Одним из решений данных задач является использование современных технологий кинопоказа и применение инновационных механизмов управления хозяйствующим субъектом.
Прежде чем определить, что представляют собой инновации в сфере кинопоказа, необходимо проанализировать понятие «инновация» и выявить основные направления деятельности организаций кинопоказа.
Термин «инновация» является многогранным и динамичным. Существование большого количества теоретических подходов и разнообразие специфических условий осуществления инновационной деятельности привели к появлению множества определений понятия «инновация».
Впервые упоминания об инновациях в научном контексте появились в работах экономистов в начале XX века. Австрийский и американский экономист Йозеф Шумпетер в своей книге «Теория экономического развития» под инновациями понимал «осуществление новых комбинаций» существующих средств производства для реализации предпринимательской деятельности» [3, с. 132-133]. Йозеф Шумпетер рассматривал теорию экономического развития, которая заключалась в создании и использовании этих «новых комбинаций». Он выделил пять основных видов «новых комбинаций»: производство новых благ, применение новых способов производства и коммерческого использования уже существующих благ, выход на новые рынки сбыта, использование новых источников сырья и внесение изменений в отраслевую структуру. Из вышесказанного следует, что Шумпетер понимал иннова-
158
ции как коренное изменение: замена старых продуктов и технологий новыми, изменение способов производства и использования ресурсов, изменение отраслевой структуры. Шумпетер считал, что на практике такими изменениями занимаются предприниматели. По его мнению, реализация новаторских идей является экономической функцией предпринимателя и тесно связана с особенностями его личности, с его интеллектом, интуицией, склонностью к риску, а также с мотивацией. При этом важнейшей побуждающей причиной к занятию новаторской деятельностью является возможность получения прибыли.
Немецкий экономист Герхард Менш, на чьи научные работы большое влияние оказала теория Йозефа Шумпетера, также рассматривал понятие «инновация» как качественное изменение. Менш понимал под инновацией воплощение научного открытия или изобретения в новом продукте или технологии. Он выделил три вида инноваций: инновации базисные (крупные изобретения, формирующие новые поколения техники и направления развития отрасли); инновации улучшающие, (изобретения, способствующие появлению новых отраслей или рынков) и псевдоинновации (мнимые нововведения, которые оказывают незначительное влияние на технологический прогресс.
Несколько иначе рассматривает инновации венгерский экономист Борис Санто. В 1985 году была издана его книга «Инновация как средство развития экономики», в которой он определил инновацию как «общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий и технологий» [5, с. 24]. При этом, экономист отмечает, что важнейшим критерием эффективности инновации является прибыль, так как основная цель использования инноваций заключается в получении экономического эффекта.
Как процесс рассматривает инновации и известный американский маркетолог Филипп Котлер. В своей книге «300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филипп Котлер» он определяет инновации не только как «создание новых, более качественных товаров, но и развитие лучших моделей ведения бизнеса и новых идей» [6, с. 71]. При этом, решающую роль в выдвижении новаторских идей Котлер отводит не предпринимателям, как Шумпетер, а маркетологам, которые должны оценивать потенциал нововведений, совершенствовать их и разрабатывать планы по внедрению.
Краткое и общее определение инновации дается в «Рекомендациях по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло»). Согласно этому документу, «инновация есть введение в употребление нового (или значительно улучшенного) продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей» [8, с. 55].
Иная точка зрения на определение понятия «инновация» у российского экономиста Раиса Фатхутдинова. Принципиальное отличие состоит в том, что Фатхутдинов различает понятия «новшество» и «инновация». По его мнению, новшество представляет собой «оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности» [7, 15-16], в то время как под инновацией ученый понимает результат внедрения новшества. При этом, целью внедрения является получение экономического, социального, научно-технологического или другого эффекта. Особо стоит отметить, что помимо экономического эффекта от инновации Фатхутдинов отмечает положительные эффекты и в других сферах деятельности.
В ФЗ № 127 от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике», инновация определяется как «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях».
Проанализировав существующие в научной литературе определения понятия «инновация», целесообразно выделить несколько значимых характеристик данной категории.
Во-первых, существуют три основных подхода к определению термина «инновация»: инновация как изменение; инновация как процесс и инновация как результат. Каждый из этих подходов является верным и отражает сущность определения. Однако, по мнению автора, в связи с разнообразием условий осуществления инновационной деятельности и сфер применения инноваций, не следует ограничиваться только одним из подходов. Необходимо рассматривать это многогранное понятие во всех вышеперечисленных аспектах.
Во-вторых, понятие «инновация» неразрывно связано с понятием «новшество». Однак, существенное отличие между этими определениями, на наш взгляд, заключается в том, что новшество представляет собой результат новаторской деятельности, еще не апробированный на практике, в то время как под инновацией подразумевается эффект, полученный от внедрения этой инновации в практическую деятельность.
В-третьих, получение эффекта от инновации является обязательным условием. Эффект может быть различным и проявляться по-разному и на разных уровнях. Увеличение нормы прибыли, приобретение конкурентных преимуществ, расширение влияния в отрасли являются экономическим эффектом от внедрения инноваций. Социальный эффект может заключаться в улучшении условий и повышении безопасности труда, в формировании у работников стимула к труду, улучшении условий жизнедеятельности. В любом случае, результат внедрения инновации
159
должен привести к прогрессу в конкретной сфере деятельности.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно дать общее определение понятия «инновация» По мнению автора, инновацию можно определить как процесс или результат внедрения нового или улучшенного продукта, услуги или процесса в конкретную сферу человеческой деятельности с целью повышения эффективности и удовлетворения потребностей отдельных индивидов, организаций или общества в целом.
Для того, чтобы вывести частное определение инновации в сфере кинотеатрального показа, которое будет отражать специфику кинотеатрального показа, необходимо выявить характерные черты и основные направления деятельности кинотеатров.
ФЗ № 126 от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии» не дает определений понятиям «организация кинотеатрального показа» и «кинотеатр», но в законе закреплены понятия «показ фильма» как «публичная демонстрация фильма, осуществляемая в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и другими техническими способами» и «кинозал» как «место, в котором осуществляется показ фильма» [2]. Следовательно, организацию кинотеатрального показа (кинотеатр) можно определить как общественное место, оборудованное кинозалом (кинозалами), в котором осуществляется публичный показ фильмов.
Однако, помимо оказания услуги кинопоказа, кинотеатр предоставляет зрителям ряд других, сопутствующих показу фильма услуг, без которых представить современный кинотеатр сегодня просто невозможно. Речь идет об организационных услугах, среди которых наиболее распространенными являются F'n'B - Food & Beverages (в пер. с англ. - еда и напитки) - кинобар, VIP-кинозалы, программы лояльности, организация премьер и фестивалей, ночные показы «нон-стоп», «кино по запросу». Все эти услуги изначально появились как инновации, а
Литература:
1. Федеральный закон № 127 от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 13.07.2015).
2. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 № 126-ФЗ (в ред. 05.05.2014).
3. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М. Эксмо, 2007.
4. Агарков С.А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика : учеб. пособие / С.А. Агарков, ЕЮ. Кузнецова, М.О. Грязнова. М. : Академия Естествознания, 2011 URL: http://www.rae.ru/monographs/ 112 (дата обращения: 30.08.2015).
затем получили широкое распространение во всей отрасли.
В управленческой сфере деятельности кинотеатра также возможно использование инноваций. Развитие новой модели ведения бизнеса, привлечения и использования ресурсов способно значительно повысить эффективность деятельности организации.
Таким образом, инновации в организациях кинопоказа могут применяться в трех основных сферах деятельности: непосредственно в кинопоказе, в организационной и управленческой сферах.
Необходимо отметить еще одну особенность деятельности кинотеатров, заключающуюся в том, что кинотеатры выполняют культурно-развлекательные, образовательные и социальные функции. В некоторых российских городах и поселках кинотеатры являются единственными досуговыми центрами. Таким образом, именно в кинотеатры приходят люди, для того чтобы провести совместный, в частности, семейный, досуг, отдохнуть после рабочего дня, приобщиться к киноискусству.
Принимая во внимание выше сказанное, автор предлагает понимать инновацию в организациях кинотеатрального показа как процесс или результат введения новой или значительно улучшенной технологии или услуги в процесс организации кинопоказа, в организационную или управленческую сферу деятельности, заключающийся в улучшении качества оказания услуг кинопоказа и сопутствующих показу фильма услуг, повышении эффективности деятельности организации и удовлетворении культурно-развлекательных, образовательных и социальных потребностей кинозрителей.
Достоинствами данного определения, на наш взгляд, является широкое понимание инновации как процесса и результата, позволяющее уйти от узкой трактовки термина. Кроме того, принимаются во внимание все основные сферы деятельности организаций кинотеатрального показа, а также их культурно-развлекательные, образовательные и социальные функции.
Literature:
1. The Federal Law of August 23, 1996 № 127-FZ «On Science and State Scientific and Technical Policy» (as in force at the date of July 07, 2015).
2. The Federal Law of August 22, 1996 № 126-FZ «On State support of Cinematography in the Russian Federation» (as in force at the date of May 05, 2015).
3. Schumpeter J.A. The theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy. Moscow, Eksmo, 2007.
4. Agarkov S.A. Innovation management and state innovation policy [Innovatsionny management I go-syudarstvennaya innovatsionnaya politika] /
5. A. Agarkov, E.S. Kuznetsova. M.O. Gryaznova. Moscow, The Russian Academy of Natural History, 2011. URL: http:// www.rae.ru/monographs/ 112 (accessed 30 August, 2015).
160
5. Санто Б. Инновация как средство развития экономики. М., Прогресс, 1990.
6. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер. М., Олимп - Бизнес, 2006
7. Фатхутдинов РА. Инновационный менеджмент. 6-е изд. СПб., Питер, 2011.
8. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). UNESCO. URL: http://www.uis.unesco.org/Library/Documents/OECDO sloManual05_rus.pdf (дата обращения: 30.08.2015.)
5. Santo B. Innovation as a tool for economic development. Moscow, Progress, 1990.
6. Kotler P. According to Kotler. The World's Foremost Authority on Marketing Answers Your Questions. Moscow, Olympus- Business, 2006.
7. Fatkhutdinov R. Innovation Management: 6th ed. St. Petersburg, Peter, 2011.
8. Guidelines for collecting and interpreting innovation data (Oslo Manual). UNESCO. URL: http:// www.uis.unesco.org/ Library/ Documents/ OECDO sloManual05_rus.pdf (accessed 30 August, 2015).
161