УДК 338:791.43
И. А. КРУГЛОВА
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОГО КИНОПОКАЗА НА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ КИНОТЕАТРАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ключевые слова: цифровой кинопоказ, технологии, оборудование.
Охарактеризованы перспективы распространения цифровых технологий кинопоказа в России и проанализировано их влияние на стратегии развития хозяйствующих субъектов в сфере кинотеатрального предпринимательства, находящихся в частной, государственной и муниципальной собственности.
I.A. KRUGLOVA
DIGITAL CINEMA TECHNOLOGY INFLUENCE ON DEVELOPMENT STRATEGY OF CINEMAS Key words: digital cinema, technology, equipment.
In this article the author describes digital cinema prospects in Russia and analyzes its influence on development strategy of cinema studios in private or state property.
Кинопоказ является одним из наиболее динамично развивающихся видов экономической деятельности в социально-культурной сфере, однако в 2006 г. темпы роста основного индикатора состояния рыночной конъюнктуры - количества кинотеатров современных форматов - существенно замедлились. В 20002003 гг. количество кинотеатров современных форматов выросло в 7 раз, а в 2003-2006 гг. - менее чем в два раза, что свидетельствует о насыщении рынка и переходе его в стадию зрелости: когда усиливается конкуренция не только в сегменте современных кинотеатров, но и между государственными, муниципальными кинотеатрами, в большинстве оснащенными устаревшим оборудованием, и современными кинотеатрами, а также на более глобальном уровне -между кинотеатрами и DVD-носителями ввиду сокращения временного промежутка между выходом фильма в прокат и его появлением в розничной сети на DVD. В условиях высокого уровня конкуренции особую значимость для всех участников рынка приобретает стратегия развития хозяйствующих субъектов в области повышения качества услуг кинопоказа и расширения спектра аудиовизуальной продукции. Наиболее эффективно для достижения указанной цели внедрение цифровых технологий кинопоказа.
Технологии цифрового кинопоказа обеспечивают демонстрацию фильма в кинотеатре в электронном виде без использования кинопленки независимо от того, как осуществлялась съемка фильма. При этом полностью в цифровом виде осуществляется дистрибуция и проекция в кинотеатре. Основными преимуществами цифровой кинопроекции по сравнению с использованием кинопленки являются следующие:
- более высокое качество изображения, обусловленное отсутствием царапин и пыли, а также мелькания и дрожания изображения;
- более высокое качество фонограммы, которая, в отличие от традиционной системы кинопоказа не компрессируется;
- постоянство качества изображения во времени ввиду отсутствия износа;
- более высокая степень защиты демонстрируемого кинофильма или любой другой информации на этапах дистрибуции, хранения и демонстрации за счет многоуровнего контроля доступа, использования систем шифрования и файла, содержащего ключи с указаниями дистрибьютора фильма в области прав на показ фильма, нанесения на изображение и фонограмму идентификаторов, позволяющих установить где фильм был переснят с экрана, а также физической защиты оборудования от постороннего вмешательства;
- возможность доставки цифровой кинокопии посредством использования спутниковых каналов связи, что позволяет в течение менее чем 12 часов осуществить доставку в любой город России;
- возможность использования цифрового кинопроектора в качестве альтернативы не только 35-мм кинопроектора, но и мультимедийного видеопроектора для демонстрации рекламы, что позволяет сократить издержки при открытии новых кинотеатров. В целом стоимость комплекта цифрового оборудования составляет около 100 тыс. евро на один зал, что всего в 1,5 раза превосходит затраты на приобретение используемого в настоящее время в большинстве кинозалов России оборудования, включая 35-мм кинопроектор, мультимедийный видеопроектор и процессор Dolby.
Таким образом, влияние замены традиционного оборудования на цифровое существенно не влияет на экономическую эффективность проекта открытия кинотеатра, повышая общий объем затрат не более чем на 7-15% и обеспечивая возможность существенного расширения спектра услуг за счет демонстрации музыкальных кинофильмов, прямых трансляций различных событий на киноэкране, стереофильмов, интерактивных фильмов и компьютерных игр, а также интерактивных аудиовизуальных элементов.
Распространение цифровых технологий кинопоказа в мире началось в 1999 г., однако наиболее быстрый рост наблюдается только с 2005-2006 гг., после того как консорциумом Digital Cinema Initiatives (DCI) выработаны единые требования к условиям цифрового кинопоказа. По состоянию на октябрь
2007 г. количество цифровых кинотеатров превысило 5000, а уже к 2009 г., по прогнозам, более 10% из 90 тыс. кинозалов в мире будут цифровыми. В России первый цифровой кинозал появился в Санкт-Петербурге в ноябре 2006 г., а к концу 2008 г. их количество превысило 60. Одним из важнейших факторов ускорения темпов открытия цифровых кинотеатров в России является быстрый рост количества фильмов, выпущенных в цифровом формате, причем в июне 2007 г. состоялась премьера первого российского фильма в цифровом формате «Груз 200» кинокомпании «сТв», дистрибьютором которого является Кг «Наше Кино», а производство цифровой кинокопии осуществила компания «Невафильм». По мнению автора, в связи с тем, что ряд дистрибуторов, например компании XX Century Fox и Warner Brothers, уже выпускают в российский кинопрокат все фильмы наряду с обычным и в цифровом формате, с начала
2008 г. отсутствует необходимость оснащения некоторых кинозалов в многозальных кинотеатрах оборудованием для 35-мм кинопоказа.
При этом уже к середине 2007 г. в России сформирована вся инфраструктура для создания, распространения и показа цифрового кино, включающая 2 студии создания цифровых копий, 3 организации, предоставляющие услуги по установке и сервисному обслуживанию оборудования, ряд предприятий, осуществляющих поставки на российский рынок и дистрибуцию цифровых кинокопий зарубежных фильмов. При этом большинство элементов системы цифрового кинопоказа представлено преимущественно российскими хозяйствующими субъектами:
- услуги в сфере поставок зарубежного оборудования для цифрового кинопоказа предоставляют два российских и один иностранный хозяйствующих субъекта: «Невафильм» и «Кино Проект Инжиниринг» (Россия) и «Cinemecca-nica» (Италия), причем лидером рынка является компания «Невафильм», оснастившая 6 кинозалов на 3140 мест. В целом российские предприятия демонстрируют высокие показатели конкурентоспособности, а их доля на рынке по количеству мест в цифровых кинозалах составляет почти 85%;
- производство цифровых кинокопий, а также перевод в цифровой формат других видов аудиовизуальной продукции осуществляют два российских хозяйствующих субъекта: Главный информационно-вычислительный центр Федерального агентства по культуре и кинематографии, в котором станция мастеринга установлена в марте 2007 г., и компания «Невафильм», установившая аналогичное оборудование в мае 2007 г.
Таким образом, в России сформирован весь комплекс необходимых элементов для развития цифрового кинопоказа, причем возможности российских хозяйствующих субъектов, обслуживающих цифровые кинотеатры, позволяют удовлетворить потребности отечественных предприятий кинотеатрального предпринимательства даже с учетом многократного увеличения спроса оборудование и кинокопии.
По мнению автора, наиболее значимыми изменениями в развитии кинотеатрального предпринимательства в России в связи с переходом от 35-мм технологий кинопоказа к цифровым станут следующие:
- расширение спектра услуг предоставляемых кинотеатрами и, соответственно, их зрительской аудитории, например, за счет ЗР-фильмов, прямой трансляции спортивных программ, концертов и других развлекательных программ, демонстрации рекламы высокого качества, организации интерактивного кинозала, проведения телемостов, корпоративных мероприятий, турниров по компьютерным играм и прочих интерактивных услуг т.д.;
- повышение требований зрителей к качеству кинопоказа, рост посещаемости и формирование лояльности потребителей к кинотеатрам, использующим цифровые технологии, обусловливающие ужесточение конкуренции на рынке, снижение конкурентоспособности традиционных 35-мм кинозалов, а также их постепенное вытеснение цифровыми в результате реализации программ технического переоснащения сетевыми кинотеатрами в крупных городах;
- снижение доли нелегального бизнеса на рынке кино- и видеопродукции;
- формирование киностудиями интегрированных платформ производства и распространения аудиовизуальной информации на базе технологий цифрового кинопоказа, в то время как в текущий момент кинопленка является единственным нецифровым элементом в структуре производимой ими продукции, которая включает мультипликационные фильмы, РУР, Интернет порталы, компьютерные игры, контент для мобильных телефонов и т.д.;
- изменение спектра функций хозяйствующих субъектов, осуществляющих дистрибуцию кинокопий, заключающееся в переходе от печати копий их доставки и тиражирования к управлению правами и рекламной поддержкой, а также выпуском и дистрибуцией аудиовизуальной продукции на других носителях.
Снижение посещаемости кинотеатров в ряде городов России в результате ужесточения конкуренции обусловили повышение темпов внедрения цифровых технологий кинопоказа как хозяйствующими субъектами, управляющими федаральными сетями кинотеатров, так и несетевыми кинотеатрами. Это обусловлено необходимостью повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинотеатрального предпринимательства посредством формирования долгосрочных отношений с потребителями, которым за счет использования цифровых технологий предоставляется уникальная услуга -кинопоказ высокого качества, в том числе с использованием ЗР-технологии, более широкий спектр демонстрируемой аудиовизуальной продукции, а также дополнительные развлекательные услуги, в том числе интерактивные.
В целом динамику роста количества цифровых кинозалов следует признать недостаточно высокой и не вполне отвечающей потребностям потребителей. Так, число залов, оснащенных цифровым оборудованием, по итогам
2008 г. не превысило 20% от общего количества открытых и реконструируемых кинозалов. Основными причинами ограниченного применения цифровых технологий кинопоказа в России являются:
- наличие ряда кинотеатров, открывшихся в 2006-2007 гг., оснащенных оборудованием для 35-мм кинопоказа и не достигших точки безубыточности, собственники которых не готовы осуществлять приобретение цифрового оборудования;
- недостаточно длительный срок эксплуатации оборудования цифрового кинопоказа, обусловливающий формирование у собственников и менеджмен-
та предприятий кинотеатрального предпринимательства завышенных представлений о рисках;
- неготовность менеджмента предприятий кинотеатрального предпринимательства к полноценному использованию цифровых технологий кинопоказа ввиду отсутствия опыта организации демонстрации аудиовизуальной продукции, отличной от кинофальмов, а также предоставления интерактивных услуг;
- отсутствием действенных и транспарентных механизмов, обеспечивающих компенсацию затрат организаций кинотеатрального предпринимательства на приобретение цифрового оборудования, что особенно актуально ввиду необходимости одновременного наличия в кинотеатре оборудования для 35-мм и цифрового кинопоказа;
- недостатком цифровых фильмов в 2006-2007 гг.
Большинство из перечисленных выше факторов, ограничивающих возможности внедрения в России цифровых технологий кинопоказа, потеряли значимость в 2008 г., что привело к значительному росту спроса на оборудование для цифрового кинопоказа.
Одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности муниципальных кинотеатров является организация цифрового кинопоказа. При этом для организации цифрового кинопоказа в муниципальных кинотеатрах, а также дворцах культуры в городах с населением менее 250 тыс. человек с вместимостью зрительного зала более 200 человек используется специальная технология передачи изображения и звука через спутник, не требующая размещения непосредственно в кинотеатре серверов и устройств для хранения фильмов. Развитие цифрового кинопоказа в государственных и муниципальных кинотеатрах будет осуществляться в рамках ведомственной целевой программы «Цифровой кинопоказ», целью которой является создание сети цифровых кинозалов, прежде всего в малых городах и отдаленных регионах России.
Таким образом, текущее состояние российского рынка киноуслуг, характеризующееся ростом конкуренции между хозяйствующими субъектами различных форм собственности и усилением влияния негативных факторов внешней среды, требует реинжиниринговых подходов к процессу кинопоказа на основе внедрения технологических новшеств. При этом внедрение цифровых технологий позволяет без существенного увеличения капитальных затрат значительно расширить спектр предоставляемых кинотеатрами услуг, что способствует повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов всех форм собственности за счет формирования стратегической ориентации на повышение лояльности потребителей.
Литература
1. Проект ведомственной целевой программы «Цифровой кинопоказ», разработанный Федеральным агентством по культуре и кинематографии.
2. Березин О. Концепция развития цифрового кинопоказа в России / О. Березин // Презентация на Первом международном Форуме «Российское кино-2006».
3. Васильева А. «Каро» ждет роста / А. Васильева // RBC daily. 2007. 21 ноября.
4. Голутва А.А. Моделирование взаимодействия экономических показателей результативности функционирования кинематографии / А.А. Голутва // Вестник Чувашского университета. 2008. № 3. С. 342-349.
4. Леонтьева К. Обзор российского рынка кинотеатров. Итоги первой половины 2007 года / К. Леонтьева // Синемаскоп. 2007. № 3 (19).
5. Кинотеатры считают пустые кресла // Коммерсантъ. 2009. 8 июня.
КРУГЛОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
KRUGLOVA IRINA ALEXANDROVNA - competitor of scientific degree, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, Saint Petersburg.