УДК 658.14/.17
Пичугин Эдуард Анатольевич Eduard Pichugin
Кузьминич Арсений
Игоревич Arseniy Kuzminich
Вольтова Татьяна Сергеевна Tatyana Volynova
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ 3D-TЕХНОЛОГИЙ В КИНОТЕАТРАЛЬНОМ СЕКТОРЕ
FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL-FINANCIAL BASIS OF REGULATION OF DEVELOPMENT OF 3D-TECHNOLOGY
IN THEATRICAL SECTOR
Приводится исследование организационно-финансовых аспектов, позволяющих формировать регулирующий механизм развития 3D-технологий в кинотеатральном секторе. На основе ретроспективного анализа зарождения и современных тенденций развития 3D-формата кинотеатрального показа сделаны выводы о вкладе отечественных ученых в появление и совершенствование данной технологии. Анализ динамики числа цифровых и 3D-кинозалов в мире и по регионам, а также определение спроса на услуги кинопоказа в 3D-формате, выраженный в кассовых сборах кинокартин, свидетельствуют о жизненном цикле инновации 3D-показа, популярной и в настоящее время. Представленная классификация 3D-систем позволила выявить преимущества и недостатки каждого из методов проекции изображения, что имеет прямое отношение к предпочтениям предприятий кинотеатрального показа и выражается в стоимости различных 3D-систем. Особенности организационно-финансовых отношений основных участников рынка кинобизнеса обусловливают не только роль компаний по 3D-оснащению, но и кинопроизводителей, находящихся в поиске новых способов создания более эффектного донесения кинокартины до зрителей
The article presents the research of organizational and financial aspects, allowing to shape regulatory mechanism of 3D-technology development in the cinema theater sector. The conclusions on the contribution of Russian scientists in the emergence and improvement of this technology are based on a retrospective analysis of the origin and contemporary trends development of 3D-format cinema theater show. The analysis of the digital-and 3D-screens dynamics in the world and regions, as well as the definition of demand for cinema in 3D-format, expressed at the box office films show the life cycle of innovation 3D-display which is popular at the moment. The presented classification of 3D-enabled systems allowed to identify the advantages and disadvantages of each method of image projection, which is directly related to the preferences of enterprises theatrical display and is expressed in the value of various 3D-systems. Features of the organizational and financial relations major market participants determine not only the role of companies on 3D-equipping, but filmmakers who are looking for new ways to create reports of more spectacular films to viewers
Ключевые слова: 3D-mexH0M0guu, 3D^opMam, Key words: 3D-technology, 3D-format, stereo,
стереоформат, НИКФИ, цифровые кинозалы, NIKFI, digital cinema, 3D-cost systems, active and
стоимость 3D-cucmeM, активные и пассивные passive 3D-system, cinemas in the regions 3D-cucmeMbi, кинотеатры в регионах
Формирование организационно-финансовых основ регулирования развития 3D-технологий предусматривает обоснование выводов и рекомендаций по следующим основным вопросам функционирования сектора кинопоказа:
1) тенденции развития технологий в данном секторе: ретроспективный взгляд и текущее состояние;
2) спрос на услуги кинопоказа в 3D-формате, выраженный в абсолютных и относительных показателях (число 3D-ки-нозалов, 3D-релизов);
3) стоимостные затраты на оснащение кинозалов современным оборудованием для 3D-показа;
4) конкурентоспособность поставщиков 3D-оборудования и организационно-финансовые механизмы их взаимодействия с основными участниками рынка кинобизнеса: кинопоказчиками, дистрибьюторами и кинопроизводителями.
Конкурентоспособность услуг кинопоказа определяется совокупностью факторов, среди которых одними из первоочередных являются оснащение кинозалов современным оборудованием, киноконтент, а также идеи и технологии его реализации. Развитие 3D-формата за последние несколько лет свидетельствует о востребованности данного вида услуг кинопоказа, главной отличительной чертой которого является получение зрителями новых ощущений по сравнению со стандартными кинопроекционными технологиями.
Проводя ретроспективный анализ вопроса возникновения и развития 3D-тех-нологий, следует отметить, что первые разработки стереотехнологий, которые стали предшественником и прототипом 3D-фор-мата, появились именно в России. Так, в 1854 г. отечественный изобретатель И.Ф. Александровский получил патент на изобретенный стереофотоаппарат [11].
Эра стереоскопического кинематографа началась в конце XIX в., когда был предложен анаглифический метод получения стереоизображения, предполагающий использование для восприятия объемного изображения специальных анаглифиче-ских очков со светофильтрами красного и сине-зеленого цвета.
Первый показ, основанный на применении анаглифического метода, состоялся в 1922 г. в Лос-Анджелесе. И если немой черно-белый получасовой фильм не пострадал в качестве изображения от использованной технологии, то для современных фильмов данный принцип имеет недостатки по цветопередаче. К тому же анаглифический метод в то время предполагал применение слишком громоздкой аппаратуры (стереоскопа), широкое использование которой представлялось непрактичным [12].
В СССР эксперименты по открытию принципа 3D-технологии для съемки и проекции кино проходили начиная с 19201930-х гг., когда данный вид кинематографа называли «стереокино», с середины 1930-х гг. исследования в этой области имели серьезное научное обоснование и осуществлялись системно во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинсти-туте (НИКФИ, Москва).
В 1935 г. инженером С.П. Ивановым запатентована система «Растровая безочковая стереопроекция», не имеющая аналогов в мире, и к концу 1940-х гг. апробированы семь систем кинотехнологий формата стерео, различных по способу съемки и проекции (разработчик Н.Д. Анощенко и др.) [3]. Начиная с 1940 г., в СССР с использованием стандартных пленочных 35-миллиметровых кинокамер сняли около 60 фильмов в полноценном формате 3D.
Значимым событием в развитии 3D-показа стал киносеанс 1941 г. в кинотеатре «Москва», когда впервые в истории
мирового кино зрителям представлено объемное изображение на специальном экране, представляющем собой растровое поле натянутой на раму тончайшей проволоки. Кинокартина «Земля молодости», которую тогда транслировали по 17 раз в день, снята советскими кинематографистами при участии ученых НИКФИ. Известный режиссер, сценарист и ученый А.Н. Андриевский работал над этим проектом совместно с С.П. Ивановым, изобретателем экрана с безочковой проекцией. Позднее открытые и изученные принципы работы лин-зо-растрового экрана позволили ученым НИКФИ совершенствовать технологию объемного кинопоказа.
После Второй мировой войны работа над поиском новых способов 3D-пока-за была продолжена, и первенство отечественных ученых и кинематографистов отмечено также в применении объемного эффекта к рисованным и кукольным анимационным произведениям.
Революционным событием стало создание в середине 60-х гг. в НИКФИ отечественной технологии однокамерной съемки и системы показа стереофильмов «СТЕ-РЕ0-70» [6]. Отмечается, что легендарный 1МАХ 3D создан канадскими специалистами именно на основе «Стерео-70» и других новейших разработок, с которыми они ознакомились в результате неоднократных визитов в НИКФИ [3]. Однако неоспоримым подтверждением выдающихся результатов советских специалистов (НИКФИ) в области объемного кино является вручение американской киноакадемией в 1991 г. награды «Оскар» [2; С. 196].
Таким образом, тенденции зарождения 3D-технологии и ее первых прототипов были определены существенными ограничениями в виде несовершенства технологии и поиском альтернативных методов оборудования и систем проецирования.
Новый этап развития кинематографа — на основе цифровых технологий — отсчи-тывается с конца 2006 г., когда в прокат вышла кинокартина «Ночь в музее». Развитие современного цифрового формата 3D можно рассматривать с кинокартины
«Беовульф», вышедшей в прокат в 2007 г. Первая система 3D-noKa3a обеспечивала стереоэффект за счет круговой поляризации света, — так в 2007 г. состоялась премьера в «Китайском театре Граумана» в Лос-Анджелесе.
После чего распространение получили две основные альтернативные технологии: с использованием «пассивных» очков и посеребренного экрана, а также «активных» очков и обычного экрана.
Вплоть до настоящего времени перед многими операторами кинотеатров стоит выбор: какой системе сепарации (разделения по кадрам) стереоскопического изображения — 3D отдать предпочтение? Разные производители предлагают широкий ассортимент систем с различными очками. В существующем множестве систем 3D и очков можно выделить три основных типа:
1) активная светоклапанная;
2) пассивная спектроделительная;
3) пассивная поляризационная.
Рассмотрим их подробнее.
Активные (другие названия — «эклип-
сная», «затворная») системы 3D используют принцип поочередного затемнения стекол очков при поочередной демонстрации соответствующих кадров. Это позволяет зрителю видеть каждым глазом только предназначенные для него изображения. Смена «левого» и «правого» изображения на экране и затемнение соответствующих стекол строго синхронизированы и осуществляются с очень высокой частотой, так что за счет эффекта инерции зрения у человека создается иллюзия, что он видит цельное трехмерное изображение.
Данный метод предложил Д'Альмейда в 1858 г. Впервые такая технология проекции, называемая «светоклапанной», реализована в пленочном кинематографе в 1922 г. в американской системе «Teleview». Однако сложность технологии и высокая стоимость системы помешали ее развитию.
Современные технологии позволили возродить забытую разработку на совершенно ином уровне. В настоящее время используются жидкокристаллические затворные очки, где вместо механических
затворов используются жидкокристаллические световые клапаны. На этом принципе основаны системы Volfoni, XpanD, nVidia 3D Vision и ряд других.
Среди основных недостатков затворного метода следует отметить:
— значительное ослабление светового потока, что требует повышения яркости лампы проектора;
— эффект раздвоения изображения быстро движущихся объектов;
— повышенная утомляемость глаз;
— повышенный вес очков, создающий нагрузку на переносицу;
— очки с электроникой плохо поддаются санобработке.
Вместе с тем, при выборе указанного метода значительно сократится статья расходов на приобретение специального экрана, что является главным достоинством данной системы.
Пассивные спектроделительные системы (другое название «технология интерференционных фильтров») работают иначе. Известно, что для получения полноцветного изображения достаточно всего трех цветов — красного, синего и зеленого. Соответственно, в цифровом кинопроекторе установлены три матрицы, на которые попадает свет этих трех цветов, выделенный из белого спектра ксеноновой лампы интерференционными фильтрами в призме. С целью получения максимального светового потока от лампы интерференционные фильтры выделяют достаточно большую полосу спектра для этих трех цветов. Если разделить эти большие диапазоны пополам, то можно получить три спектра для правого глаза и три спектра для левого. Это разделение в кинопроекторе обеспечивается световым колесом с интерференционными фильтрами, которые разделяют свет на световые поддиапазоны. Специальные очки отфильтровывают определённые длины волн, так что зритель видит стереоизображение.
На этом принципе основаны системы Dolby 3D, Panavision 3D.
Преимуществом спектроделительных систем является отсутствие необходимости
замены экрана, легкая обработка очков в специальной моющей машине. Однако огромные светопотери (эффективность такой системы не превышает 10 %) требуют установки мощных проекторов, что приводит к удорожанию всей системы в конечном итоге.
Пассивные поляризационные системы применяются в стереоскопическом кино с 1952 г. с момента выхода на экраны первого цветного стереоскопического фильма «Bwana Devil». Пережив множество трансформаций и смен форматов, поляризационные системы из пленочного кинематографа перешагнули в цифровой.
«Китайский театр» в Голливуде стал первым коммерческим кинотеатром, оснащенным поляризационной системой формата Digital 3D. На протяжении нескольких месяцев кассовые сборы кинотеатра обеспечивали «Поющие под дождем» и «Полярный экспресс» в формате Digital 3D.
На принципе поляризации света основаны современные системы Volfoni Smart Cristall, Real D, Master Image, Depth Q, XpanD, IMAX и ряд других.
На сегодняшний день большинство кинотеатров в мире оснащено поляризационными системами 3D. Залогом их успеха стали следующие факторы:
— высокая световая эффективность, достигающая в некоторых моделях до 33 %, что не требует применения мощных проекторов и позволяет получить большие яркости 3D-изображений;
— простая установка, не требующая вмешательства в конструкцию проектора;
— качественные, легкие, удобные, но в то же время недорогие (около 2 долл.) очки, разнообразных моделей и дизайна, позволяющие во многих случаях отказаться от выдачи/сбора очков, что снижает затраты кинотеатра.
Недостатком поляризационных систем является необходимость использования не-деполяризующего «серебряного» экрана, который из-за высокой направленности имеет склонность к образованию «горячих» пятен, особенно заметных на ярких кадрах. Но благодаря высокой направленности,
контрастность изображения на серебряных экранах наибольшая из всех других типов. Благодаря этому, субъективно глубина 3D-эффекта на серебряных экранах выше. Однако технология не стоит на месте. В 2013 г. ряд производителей сообщили о начале выпуска недеполяризующих экранов с низкими коэффициентами яркости, не образующими «горячих» пятен.
Таким образом, выбор кинотеатром той или иной технологии 3D-показа зависит от ряда факторов, предпочтений и ориентации на целевую аудиторию: например, в пользу именитого бренда производителя или же снижения издержек. Поэтому первоочередным этапом является предварительная оценка и обоснование затрат на приобретение выбранного оборудования, а также дальнейших эксплуатационных затрат. Необходимо предвидеть, чтобы избежать таких вариантов, когда повышенные затраты окажутся неоправданными, или, наоборот, будет отмечено недовольство зрителей экономией при покупке менее дорогой аппаратуры.
Значимым для оценки экономической эффективности внедрения 3D-технологий показа представляется финансовый результат, рассчитанный на основе кассовых сборов. Наиболее показательной является ситуация на кинотеатральном рынке в период появления современных 3D-технологий: так, в 2007 г. средняя наработка на 3D-ко-пию составила по стране в 11,7 раз выше, чем на обычную пленочную копию [8]. В данный период среди известных продюсеров (Д. Кэмерон, С. Спилберг и др.) наблюдается тенденция объединения усилий по разработке и совершенствованию 3D-тех-нологии как главной альтернативы широкоформатного экрана 1МАХ.
Событием, которое продемонстрировало максимальное увеличение интереса к 3D-формату, является выход в прокат в 2009 г. фильма «Аватар» Д. Кэмерона. На примере данной кинокартины прослеживается прямая зависимость между киноконтентом, новым цифровым форматом и
ситуацией с оснащением кинозалов: обилие трехмерных фильмов в прокате (в 2009 г. их насчитывалось 19) послужило катализатором роста числа цифровых экранов, так перед премьерой «Аватара» открылось более 100 залов [10].
На современном этапе можно говорить об относительной стабилизации ситуации со спросом на услуги кинопоказа в 3D-фор-мате: по истечении периода, когда 3D-тех-нологии перестали быть инновацией, в жизненном цикле данной технологии следует считать закономерным разделение аудитории кинозрителей на группу отдающих предпочтение преимущественно данному формату, группу тех, кто выбирает просмотр фильмов в обычном формате, и тех, для кого выбор носит случайный характер, в зависимости от текущего репертуара.
Оценка количественного выражения спроса на услуги кинопоказа в 3D-форма-те позволяет сделать выводы об увеличении числа 3D-залов на общем фоне увеличения числа цифровых кинозалов (на 6 % по всему миру в 2014 г., или более чем на 142 000) в значительной степени благодаря высокому приросту показателей по Азиатско-Тихоокеанскому региону ( + 15 %) (рис. 1).
Глобальные показатели цифровизации продолжают расти (рис. 2), хотя очевидно снижение темпов: так, в настоящее время 90 % кинозалов являются цифровыми, в 2013 г. оцифровано 83 %. Среди отдельных регионов выделяется Африка с Ближним Востоком, где отмечен самый низкий процент цифровых кинозалов (77 %) [12; Р. 7].
Показатели числа цифровых 3D-ки-нозалов в мире в 2014 г. продолжали расти по всем регионам, и суммарный показатель роста (22 %) увеличился впервые с 2010 г. (см. таблицу). В Азиатско-Тихоокеанском регионе доля 3D-залов от общего числа цифровых выросла на две трети (70 %) и стала самой высокой по сравнению с остальными регионами.
Рис. 1. Распределение числа кинозалов по форматам и регионам в 2014 г.
Источник: IHS Screen Digest
Рис. 2. Распределение числа цифровых кинозалов по годам и регионам
Источник: IHS Screen Digest Данные по числу цифровых экранов являются оценочными по состоянию на март 2015 г.
Динамика числа 3D-кинoзaлoв в мире за период 2010-2014 гг. Источник: IHS Screen Digest
2014,
Регионы 2010 2011 2012 2013 2014 процент цифровых залов
США/Канада 8,505 13,860 14,734 15,782 16,146 39
Регион ЕМЕА (Европа, Ближний Восток, Африка) 8,115 11,769 13,964 15,813 16,888 46
Азиатско-Тихоокеанский регион 4,661 8,596 14,219 17,726 27,559 70
Латинская Америка 1,104 2,119 2,629 3,748 4,312 45
Суммарные показатели 22,385 36,344 45,546 53,069 64,905 51
Процент изменения к предыдущему году 149 62 25 17 22 -
Одними из драйверов роста числа 3D-кинoзaлoв являются Индия и Тайланд, которые остаются относительно недостаточно обеспеченными цифровыми залами.
В России в 2014 г. возможность 3D-пo-каза зафиксирована в 2 478 залах (84 %). И если в 2013 г. отмечено максимальное число установок цифровых проекторов (данный сектор вырос на 42 %, то прирост числа 3D-кинoзaлoв далее продолжает замедляться (28 % в 2013 г. против 35 % в 2012 г.) [5].
В Москве оборудования для 3D-пoкaзoв нет в 108 залах, что составляет 26 % цифровых экранов. В Санкт-Петербурге 91 зал не оснащен оборудованием для 3D-пoкaзa (27 % цифровых кинозалов Санкт-Петербурга) [9 ].
Оценка числа 3D-peлизoв в российском прокате позволяет сделать вывод о доминировании фильмов в 2D-фopматe, а также о росте 3D-peлизoв. Также в 2014 г. расширяется ассортимент предложений для других форматов и число киноаттракционных коммерческих кинозалов: в 2014 г. вышло 25 релизов для залов Dolby Atmos (в 2013 г. - 17), 6 - для Barco Auro (в 2013 г. — 5), 15 фильмов для залов с эффектами движения D-Box (в 2013 г. — 14), для 4DX — по 7 в 2013 и 2014 гг., для IMAX — по 33 релиза в 2013 и 2014 гг. [7] (рис. 3). Блокбастеры, как правило, выходят сразу в нескольких форматах.
Рис. 3. Киноаттракционные коммерческие кинозалы в России
Источник: [7]
Выбор участниками рынка кинопоказа системы оборудования для оснащения конкретных кинозалов во многом определяется финансовой стороной вопроса.
Как было обосновано ранее, технология с активными очками является более затратной в эксплуатации, но преимуществом является отсутствие необходимости установки дорогостоящего экрана. Вместе с поляризационными очками, более дешевыми и надежными, необходимо приобретать специальный посеребренный экран. Возможность данного выбора и увеличение числа релизов в новых форматах обусловливает конкуренцию среди производителей оборудования.
В период первых инсталляций стоимость очень популярной в то время активной технологии доходила до 4 500 руб. только за одну пару очков. Основным ее конкурентом в 2007-2008 гг. являлась пассивная технология под брендом Dolby, где очки были значительно дешевле: 1 200 руб. за пару, но стоимость самой системы была в три раза дороже и обходилась кинотеатру в 820 тыс. руб. При этом основным ее недостатком была высокая светопотеря, которая вынуждала кинотеатр приобретать более производительное проекционное оборудование. Однако, несмотря на высокие бюджеты, первая волна кинотеатров, инвестировавшая в цифровой показ, окупала вложения в некоторых случаях быстрее, чем за 6 месяцев. Интегратор и производитель в среднем делили полученную прибыль в пропорции 20/80.
Всего за период 2007-2014 гг. переведено на цифровой показ более 85 тыс. кинозалов по всему миру. Количество инсталляций и возрастающая конкуренция обусловили снижение стоимости 3D-технологий. Сегодня комплект некогда актуальной активной 3D-системы можно приобрести за 2 500 долл., очки же — от 23 до 27 долл. Пассивные технологии предлагают решения от 6 тыс. до 30 тыс. в зависимости от коэффициента светопропускания и некоторых технических характеристик. В итоге, имея широкий спектр предложений на рынке, кинотеатры даже с невысокими
кассовыми сборами могут позволить себе иметь решения для 3D-roKa3a, которые во многом превосходят по качеству кинотеатры, открывшие для населения мир 3D с проектом «Беовульф».
Среди основных участников на рынке проекторов в России лидирующие позиции занимает компания Christie, по 3D-оснa-щению и серверам — Dolby. Вместе с тем, ни один из данных участников рынка кинобизнеса не является начальным этапом или инициатором общего взаимодействия при формировании организационно-финансовых основ регулирования развития 3D-тех-нологий в кинотеатральном секторе. Именно поэтому следует подчеркнуть значимость более глубокого анализа, а также представленных ранее выводов по истории развития технологий в данном секторе: мы получаем, что в основе регулирования развития 3D-технологий инициатором и двигателем выступают именно кинопроизводственные компании, а точнее — Голливудские студии.
Режиссеры и творческие группы находятся в постоянном поиске решений как можно лучше передать сюжеты кинокартины зрителю. Результат первого успешного эксперимента с 3D на проекте «Беовульф» Р. Земекиса превзошел все ожидания: мировые сборы в размере 196,3 млн долл. и 15-е место в кинопрокате России за 2007 год [1]. Событие послужило мотиватором для гонки технологических разработок в области 3D-покaзa. Окончательную точку на том, что показ в формате 3D — это кинопоказ нового поколения, поставил Д. Кеме-рон с фильмом «Аватар», собравший в мировом прокате 2,8 млрд долл., из которых в России — 117,1 млн долл. (рекорд остается не преодолен) [1].
Таким образом, увеличение сборов кинокартин в 3D-формaте стало основной причиной цифровой революции в мировом кинопоказе. Вполне основательно полагать, что в 2007 г. аргумент перехода с пленки на цифровой показ 2D в пользу удешевления доставки контента, автоматизации кинопоказа, иммерсивного звука и высокого разрешения (4К) небольшой части контента растянули бы переход цифры на пленку
более чем на 10 лет. Именно значительный приток зрителей в цифровые кинозалы, оснащенные для демонстрации 3D-фильмов, внес экономическое обоснование максимально быстрого отказа от пленки.
Однако не все кинотеатры в регионах могут позволить себе приобрести качественный комплект для 3D-показа. Поэтому при формировании организационно-финансовых основ регулирования развития 3D-технологий в России необходимо отметить актуальность вопроса цифровизации регионов. Так, оптимальной представляется следующая рекомендация по оснащению залов в условиях небольшой потенциальной аудитории и ограниченного финансирования:
1) один зал — адаптирован под DCP-формат и 3D;
2) второй — под формат обычного видео (для отечественных кинолент, фестивального и альтернативного киноконтента).
Следует учитывать также фактическую и прогнозируемую тенденцию снижения показателей прироста числа 3D-кинозалов, что объясняется высокими и стремительными темпами развития в предыдущие периоды, но не отменяет необходимость консолидации усилий участников рынка кинобизнеса для содействия обеспечения доступа населения к качественным современным услугам кинопоказа.
Литература-
1. Годовой ТОП Kinobusiness. Режим доступа: http://www.kinobusine ss. com /kass a/topof-year/2007/ (дата обращения 12.05.2015).
2. Дауров И.Г. 3D-кинематограф — для России шанс вернуть статус великой кинодержавы. Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях // Материалы Второй научн.-техн. конф. М.: МКБК, 2010. С. 195-206.
3. Дауров И. Инновационные технологии 3D-кино и голографии в России. Съёмка и производство 3D фильмов. Режим доступа: http://www. daurov-stereo.ru/ (дата обращения 18.05.2015).
4. История 3D-кинематографа. Режим доступа: http://hi-tech.mail.ru/sony/ article/3DMoviesHistory.html (дата обращения 25.05.2015).
5. Леонтьева К., Мудрова С. Российский рынок кинопоказа. Итоги 2013 года. Режим доступа: http://www.kinobusiness.com/itogi/2013/ (дата обращения 18.05.2015).
6. Мелкумов А. «Стерео-70» и IMAX 3D — Анализ технологий // Киномеханик. 2002. № 10. Режим доступа: http://www.kinometro.ru/ kinomehanik (дата обращения 20.05.2015).
7. Обзор российского кинорынка. Итоги 2013 года. Режим доступа: http://www.proficinema.ru/ questions - problem s/articles/detail. php ?ID=157808 (дата обращения 18.05.2015).
8. Проблемы и перспективы развития кино России. Стенограмма конференции «Проблемы и перспективы развития кино России» 19 апреля 2011 г. Санкт-Петербург. Режим доступа: http://www. kino2020.ru/docs/ (дата обращения 10.05.2015).
-References
1. Godovoy Top Kinobusiness (Annual Top of Kinobusiness) Available at: http://www.kinobusiness. com/kassa/topofyear/2007/ (accessed 05.12.2015).
2. Daurov I.G. Materialy Vtoroy nauchn.-tehn. konf (Materials of the second scientific conference). Moscow: MKBK, 2010. P. 195-206.
3. Daurov I. Innovatsionnye tekhnologii 3d kino igolografiivRossii (Innovative technologies of 3D-cin-ema and holography in Russia). Available at: http:// www.daurov-stereo.ru/ (accessed 05.18.2015).
4. Istoriya 3dkinematografa (History of 3D-cin-ema). Available at: http://hi-tech.mail.ru/sony/arti-cle/3DMoviesHistory.html (accessed 05.25.2015).
5. Leonteva K., Mudrova S. Rossiyskiy rynok kinopokaza itogi 2013 goda (Russian cinema market. The results of 2013). Available at: http://www.kin-obusiness.com/itogi/2013/ (accessed 05.18.2015).
6. Melkumov A. Kinomekhanik (Projectionist), 2002, no. 10 Available at: http://www.kinometro.ru/ kinomehanik (accessed 20.05.2015).
7. Obzor Rossiyskogo Kinorynka Itogi 2013 Goda (Review of the Russian film market. The results of 2013) Available at: http://www.proficinema.ru/ questions - problem s/articles/detail. php ?ID=157808 (accessed 18.05.2015).
8. Problemy i perspektivy razvitiya kino Rossii (Problems and prospects of Russian cinema development) Available at: http://www.kino2020.ru/docs/ (accessed 10.05.2015).
9. Российский кинорынок. Итоги 2014 года // Синемаскоп. 2015. Вып. 1 (49). С. 8.
10. Рынок цифрового кинопоказа в России: итоги 2009 года. Режим доступа: http://www.digi-talcinem a.ru/content / press/2009_digital_cinem a_ russia.pdf (дата обращения 10.05.2015).
11. Фотография в Советском Союзе. Югорский Центр трансфера технологий. Режим доступа: http://www.uctt.ru/version/uctt2/content/ page_2217.html (дата обращения 18.05.2015).
12. Theatrical Statistics Summary. MPAA, 2014.
30 р.
Коротко об авторах _
Пичугин Э.А., канд. экон. наук, доцент каф. «Продюсерское мастерство», Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова, Москва; генеральный директор ОАО «Ленфильм», Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Научные интересы: финансы, управление денежными потоками, кинопроизводство, кинопрокат, сфера культуры
Кузьминич А.И., директор ООО «Азия Синема Сибирь», г. Ангарск, Россия [email protected]
Научные интересы: финансы, 3Б-технологии, оснащение предприятий кинопроката, развитие регионов, международное сотрудничество
Волынова Т.С., канд. экон. наук, доцент каф. «Продюсирование и управление в социально-культурной сфере», Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения; главный эксперт по аналитике и бизнес-планированию ОАО «Лен-фильм», Санкт-Петербург, Россия tatyana [email protected]
Научные интересы: экономика предприятий сферы услуг, кинопроизводство, кинопрокат, управление развитием предприятий, сфера культуры
9. Rossiyskiy kinorynok itogi 2014 goda_(The Russian film market. Results of 2014 year): Cinemascope, 2015, vol. 1 (49), p. 8.
10. Rynok tsifrovogo kinopokaza v Rossii itogi 2009 goda (The digital cinema market in Russia: results of 2009 year) Available at: http://www.digital-cinem a.ru/content / press /2 009_digital_cinem a_rus -sia.pdf (accessed 10.05.2015).
11. Fotografiya v Sovetskom Soyuze (Photo in the Soviet Union) Available at: http://www.uctt.ru/ version/uctt2/content/page_2217.html (accessed 05.18.2015).
12. Theatrical Statistics Summary [Theatrical statistics summary]. MPAA, 2014. 30 p.
_Briefly about the authors
E. Pichugin, candidate of economic sciences, associate professor, Producer's Skills department, Russian State University of Cinematography named after S. Gerasimov, Moscow; general director of «Lenfilm», St. Petersburg, Russia
Scientific interests: finance, cash flow management, film production, film distribution, cultural sphere
A. Kuzminich, director of «Asia Cinema Siberia», Angarsk, Russia
Scientific interests: finance, 3D-technology, equipment movie rental companies, regional development, international cooperation
T. Volynova, candidate of economic sciences, associate professor, Producing and Management in the Social and Cultural Sphere department, St. Petersburg State University of Film and Television; senior expert of analytics and business planning of «Lenfilm», St. Petersburg, Russia
Scientific interests: economics of enterprise services, film production, film distribution, management of enterprise development, cultural sphere