Научная статья на тему 'Социально-экономические особенности развития инфраструктуры кинопоказа'

Социально-экономические особенности развития инфраструктуры кинопоказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1366
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА КИНОПОКАЗА / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УСЛУГАМИ КИНОПОКАЗА / ПОКАЗАТЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ КИНОТЕАТРОВ / СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ЦЕН НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ КИНОАУДИТОРИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ КИНОПОКАЗА / CINEMA INFRASTRUCTURE / SECURITY SERVICES CINEMA / PERFORMANCE THEATER VISITS / THE AVERAGE PRICE LEVEL OF GOODS AND SERVICES IN THE FIELD OF CULTURE / CHARACTERISTIC OF RUSSIAN MOVIEGOERS / FINANCING FILM SCREENING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волынова Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются основные тенденции, характеризующие доступность киноуслуг для населения, а также подтверждается социально-экономическая значимость развития инфраструктуры кинопоказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC CHARACTERISTICS OF INFRASTRUCTURE FILM SCREENING

The paper examines the main trends in the availability of film services for the population, and also confirmed the socio-economic importance of infrastructure film screening.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические особенности развития инфраструктуры кинопоказа»

УДК 336.6 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ КИНОПОКАЗА

Волынова Т.С.

В статье рассматриваются основные тенденции, характеризующие доступность киноуслуг для населения, а также подтверждается социальноэкономическая значимость развития инфраструктуры кинопоказа.

Цель: выявление и обоснование существующих социально-

экономических особенностей развития инфраструктуры кинопоказа, анализ показателей посещения кинотеатров и разработка направлений по нивелированию выявленных диспропорций.

Метод и методология проведения работы: системный подход к изучению рассматриваемых проблем, сравнительный анализ на основе отечественных и зарубежных статистических данных, включенное наблюдение и интервьюирование специалистов.

Результаты: в исследовании выявлены основные тенденции развития инфраструктуры кинопоказа, подтверждающие социально-экономическую значимость доступности киноуслуг для населения. На основе анализа статистических данных из зарубежных источников («Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe», «ScreenDigest») и результатов опроса, проведенного компанией «Невафильм», определены диспропорции в обеспеченности населения услугами кинопоказа и особенности предпочтений российской киноаудитории. Также предложены направления по совершенствованию развития инфраструктуры кинопоказа и финансирования данной отрасли.

Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы в практике менеджмента кинотеатральной деятельности и при разработке предложений по финансовому регулированию развития кинопоказа.

Ключевые слова: инфраструктура кинопоказа; обеспеченность услугами кинопоказа; показатели посещения кинотеатров; средний уровень цен на товары и услуги в сфере культуры; характеристика российской киноаудитории; финансирование кинопоказа.

SOCIO-ECONOMIC CHARACTERISTICS OF INFRASTRUCTURE FILM SCREENING

Volynova T.S.

The paper examines the main trends in the availability of film services for the population, and also confirmed the socio-economic importance of infrastructure film screening.

Purpose: To identify and study the existing socio-economic characteristics of infrastructure film screening, analysis of indicators of going to theaters and the development directions for the leveling of the identified disparities.

Methodology: a systematic approach to the study of the issues, a comparative analysis on the basis of domestic and foreign statistics, participant observation and interviews with experts.

Results: in research identified the main trends in the development of infrastructure film screening, supporting the socio-economic importance of availability of film services for the population. Based on the analysis of statistical data from foreign sources («Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe», «ScreenDigest») and the results of a survey conducted by "Nevafilm" identified disparities in the provision of services and features cinema preferences

Russian moviegoers. Also offers the directions for improvement of infrastructure development and financing of the cinema industry.

Practical implications: The results can be used in the practice of management cinema industry in the development of proposals for financial regulation of film screening.

Keywords: cinema infrastructure, security services cinema, performance theater visits, the average price level of goods and services in the field of culture, characteristic of Russian moviegoers, financing film screening.

Кинопоказ, являясь сегментом киноиндустрии, составляющей часть культуры, представляет значимый потенциал для развития социальнокультурной сферы в масштабах отдельных территориальных единиц и социально-экономической ситуации страны в целом.

Под инфраструктурой кинопоказа следует понимать организацию демонстрации фильмов в кинотеатрах, а также саму систему кинотеатров, включающих элементы инфраструктуры для обеспечения населения различными культурно-досуговыми услугами.

Анализ теоретических и методических подходов к развитию инфраструктуры кинопоказа свидетельствует о недостаточной изученности данного аспекта и о преобладании исследований в области истории кинематографии и экономики кинопроизводства.

Г осударственная политика в области кинопоказа направлена на реализацию следующих приоритетных функций:

- Экономическая функция (обеспечение значительной доли сборов коммерческих отечественных фильмов в общем кассовом сборе российских кинотеатров; создание благоприятных условий развития российского рынка коммерческих кинотеатров);

- Социальная функция (обеспечение населения российских городов услугами кинотеатрального показа);

- Культурная функция (формирование высокого культурного уровня российских граждан посредством демонстрации в кинотеатрах российских и зарубежных фильмов, транслирующих социально значимые и культурные ценности).

Современное состояние инфраструктуры кинопоказа характеризуется наличием ряда социально-экономических особенностей, обусловленных как историческими предпосылками, так и диспропорциями финансирования отрасли отечественной киноиндустрии.

Дифференциация по уровню обеспеченности услугами кинопоказа населения малых и средних городов. Так, в России на один современный кинозал приходится 151 тыс. чел., для сравнения: в Канаде и Австралии данный показатель составляет 10 тыс. чел. [1, с. 92]. Наиболее ярко выражен дисбаланс обеспечения услугами кинопоказа жителей малых и средних городов, выявленный в низких показателях количества экранов на 100 тыс. жителей. Таким образом, на группы городов численностью менее 100 тыс. чел., население которых составляет 51,1 %, приходится всего 195 кинотеатров, при этом количество экранов на 100 тыс. жителей - менее одного (0,36) [2, с. 2].

Низкие показатели посещения кинотеатров в расчете на душу населения. Исследование тенденций посещаемости кинотеатров способствует определению уровня удовлетворения спроса населения на услуги кинопоказа. На основных европейских рынках кинопроката в период с 2005 по 2009 гг. в большинстве стран наблюдается положительная динамика количества посещений. Следует отметить устойчивое ежегодное увеличение количества посещений кинотеатров в России (83,6 млн. в 2005 г., 138,5 в 2009 г.). В то же время, по показателю количества посещений в расчете на душу населения (0,98) Россия занимает последние позиции, что свидетельствует о необходимости изучения вопроса развития инфраструктуры кинопоказа и уровня цен. Самые высокие значения при расчете на душу населения отмечены

в Ирландии (3,95 в 2009 г.), Франции (3,12 в 2009 г.) и Великобритании (2,81 в 2009 г.) [4, с. 77].

Различия среднего уровня цен на товары и услуги в сфере культуры и стоимость кинобилета. При анализе стоимости кинобилетов необходим учет ряда факторов, присутствующих в каждой отдельно взятой стране. Для сопоставления средней цены билета в кино в разных странах представляются значимыми результаты исследования «ScreenDigest», согласно которым стоимость билета выражается не в валюте, а в продолжительности времени работы, необходимой для его покупки. Так, в 53 странах, участвующих в исследовании, средний показатель составил 56,5 мин. работы для приобретения одного билета в кино [5]. В России данный показатель оказался в 1,8 раз выше и составил 104,5 минут. В совокупности с низким количеством посещений в расчете на душу населения (менее 1 раза в год) это свидетельствует о том, что средний российский зритель посещает кино достаточно редко, но при этом несет значительные расходы. Лидерами в данном рейтинге стран являются Индия, США и Китай. В Индии средняя продолжительность работы для приобретения билета в кино составила 16 минут, в США и Китае - 25 минут (в 4 раза меньше, чем в России).

Средний уровень цен на товары и услуги в сфере культуры отражается на уровне спроса населения на услуги культурной направленности учреждений социальной инфраструктуры. На основе статистических данных, опубликованных в аналитическом издании «Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe», проведение анализа средних цен на конкретные социально-культурные услуги позволяет выявить межстрановые различия в данной сфере (табл. 1). Так, наиболее доступная цена в большинстве стран зафиксирована на билет в кинотеатр, среди них самая высокая стоимость - в Швейцарии (14,57 €), Швеции (13,85 €), Норвегии (12,90 €), самая низкая - в Армении (2-2,5 €), Сербии (2,.5-3,5 €), Эстонии (5 €), Украине (5,5 €).

На основе представленных показателей и данных минимального размера оплаты труда в России, можно сделать вывод о достаточно высокой стоимости билета в кино, в результате чего возможность посещения кинотеатра для части населения зависит от уровня благосостояния и влияет на общие характеристики киноаудитории.

Перспективность развития инфраструктуры кинопоказа предусматривает доступность для населения товаров и услуг социально-культурного характера, учитывая как их стоимость, так и территориальный принцип распределения.

Таблица 1

Средний уровень цен на товары и услуги в сфере культуры, евро

(ноябрь 2011 г.)

Частный сектор культурной индустрии Г осударственные и субсидируемые учреждения

Музыка Книги Кино Музей Образовани е в сфере искусства Театр

Страна CD-диск группы СоМрІау 2011 г. Walter Isaacson «Steve Jobs» Билет на фильм «Пираты Карибского моря» Входной билет в главный националь ный музей Час занятий на фортепиано в детской музыкально й школе Билет на среднюю оперу в главном театре столицы (2й/3-й балкон)

1 2 3 4 5 6 7

Австрия 18 2б 8,50 9 12 39-59

Армения 2 15 2-2,50 2 14-21 ЕШ. в мес. (<1 ЕЦК в час) 3 (балкон - по приглашению)

Бельгия 15 25 9 12 10-15 79

Г ермания 17 25 11,50 8-10 23-35 35-57

Ирландия 11 1б,50 8,60 7,50 30 35

Испания 18 23,90 7,40 12 10,70 76

Италия 22 20 7,50 9 15 32-48

Канада 8,50 12,50 9,70-11,80 10,70 42,60-50,12 75,90

Кипр 20 31,50 8 3,40 15 35

Молдова 12-15 15-25 5-10 1 2,5 7-20

Россия 7,40- 20,50 15-25 6,40-9 6,25 6 20-60

Украина 5-7,80 15,60- 18,40 5,50 3,70-5,50 3,60-4,60 8,25-10,10

Франция 15 23,80 7,50 11,60 2,30 130

Чехия 14,50 16,30 8,20 9,80 3,90 21,60

Швейцар ия 31,97 28,73 14,57 17,80 63,55 52,60-178,10

Швеция 16,50 22,15 13,85 13,30 11,10 31

Эстония 15,90 25 5 5,5 19 ЕШ. в мес. (<1 ЕЦК в час) 18

Характеристика российской киноаудитории. Средний уровень цен на товары и услуги в сфере культуры, а также их доступность для населения влияют на динамику привлечения населения в кинотеатры и на характеристику постоянной киноаудитории. По результатам телефонного опроса, проводимого компанией «Невафильм» в декабре 2011 г., 2,8 тыс. жителей городов, где есть современные кинотеатры, лишь 21 % населения регулярно посещают кино (не реже одного раза в год) [3, с. 72]. При анализе возрастного состава кинозрителей в качестве основной киноаудитории следует выделить молодых людей в возрасте 18-29 лет, которые составляют 61,7 % от общего числа зрителей. При этом наибольшую категорию составляет аудитория возраста от 18 до 24 лет. Реже всего российские кинотеатры посещает население старше 40 лет, по мнению ряда исследователей кинобизнеса, данную тенденцию следует связывать со спецификой киноконтента, преимущественно рассчитанного на молодую аудиторию.

Таким образом, в качестве основных причин, по которым у россиян не получается посещать кинотеатр чаще, чем хотелось бы, следует отметить нехватку времени, вторая по значимости причина - слишком высокие цены на билеты, третьей стала неудовлетворительная афиша кинотеатров. Вместе с тем, жителям малых городов и других населенных пунктов, не обеспеченных услугами кинопоказа, просмотр кинофильма оказывается возможным лишь в сети

Шете^ или в случае поездки в более крупные города. Следовательно, решение данной проблемы возможно при условии развития кинотеатральной сети в регионах при сохранении доступных цен на билеты.

В целом, для нивелирования выявленных диспропорций требуется реализация в рамках менеджмента кинотеатральной деятельности мероприятий по развитию инфраструктуры кинопоказа, а также совершенствование методов финансового регулирования указанной отрасли.

В качестве перспективных направлений по совершенствованию развития инфраструктуры кинопоказа и финансирования данной отрасли на современном этапе следует выделить ряд предложений:

1. Увеличение объемов бюджетного финансирования мероприятий по развитию государственной кинотеатральной сети. В том числе - финансирование мероприятий по развитию инфраструктуры кинопоказа в рамках ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)». На основе анализа обеспеченности населения услугами кинопоказа, а также учитывая необходимость цифровой модернизации, представляется перспективным развитие государственной поддержки развития отрасли кинопоказа.

2. Льготные условия кредитования инвестиционных проектов по развитию кинотеатральных сетей в регионах. Актуальность данного предложения подтверждает необходимость создания новых или реконструкции старых кинотеатров в малых городах, где сроки окупаемости инвестиционных проектов отличны от столичных условий.

Указанные меры (1-2) направлены на снижение дифференциации по уровню обеспеченности услугами кинопоказа населения малых и средних городов, а также на повышение показателей посещения кинотеатров в расчете на душу населения.

3. Введение обязательных отчислений от суммы, получаемой дистрибьютором за прокат зарубежных фильмов. Назначение данной меры направлено на сохранение доступного уровня цен на кинобилеты и поддержки отечественного

кинематографа. Если принять к расчету то, что в 2011 г. отечественные кинофильмы собрали 166,4 млн. долл., а касса кинопроката зарубежных фильмов в России составила 982,4 млн. долл., предлагается установить обязательные отчисления за прокат зарубежных фильмов в размере 1,5 %, при этом поступление вырученной суммы направить в Фонд кино.

Оценка объема суммы отчислений: 982,4млн. долл. х 1,5 % = 14,74млн. долл.

Положительным моментом данных сборов должен стать их возврат в отечественную киноотрасль и содействие модернизации инфраструктуры кинопоказа, а также поддержка российского кинематографа. Практика применения указанного вида отчислений реализована во Франции, Г ермании и Норвегии.

4. Проведение системного и периодичного анализа особенностей предпочтений российских кинозрителей в комплексе со спецификой киноконтента для разработки приоритетов развития российской киноиндустрии.

5. Разработка и реализация механизмов увеличения киноаудитории на основе привлечения в кинотеатры зрителей от 25 лет, а также Internet-пользователей.

Таким образом, дальнейшее развитие отечественной отрасли кинопоказа характеризуется наличием ряда социально-экономических особенностей, учет которых будет способствовать раскрытию потенциала российского кинематографа и развитию инфраструктуры кинопоказа.

Список литературы

1. Киностатистика-2010. Отчет о киноотрасли России. М.: Универс-Консалтинг, 2011. 97 с.

2. Леонтьева К.Ю. Российский рынок кинопоказа // Синемаскоп. Вып. 1(33), СПб.: НеваФильм Research, 2011. С. 1-4.

3. Российская киноиндустрия: обзор 2011. М.: Метрополитан Медиа, Невафильм Research. 2012. 93 с.

4. Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. Strasbourg Cedex, France. 13 th edition. 2012. 502 с.

5. Официальный сайт статистического центра «Screen Digest». http://www.screendigest.com (дата обращения: 10.08.2012).

References

1. Kinostatistika-2010. Otchet o kinootrasli Rossii [Kinostatistika 2010. Report on the film industry in Russia]. Moscow: Univers-Consulting, 2011. 97 p.

2. Leontieva K. Sinemaskop 33, no. 1 (2011): 1-4.

3. Rossiyskaya kinoindustriya: obzor 2011 [Russian film industry: a review of 2011]. New York: Metropolitan Media, Nevafilm Research. 2012. 93 p.

4. Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. Strasbourg Cedex, France. 13th edition. 2012. 502.

5. Ofitsial'nyy sayt statisticheskogo tsentra «Screen Digest» [Official website of statistical center «Screen Digest»]. http://www.screendigest.com (accessed 08/10/2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Волынова Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры финансов и банковского дела

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

196084, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 103. e-mail: tatyana. volynova@gmail. com

DATA ABOUT THE AUTHOR

Volynova Tatyana Sergeevna, postgraduate student of Department of finance and banking,

St. Petersburg State University of Engineering and Economics

103, Moskovskiy pr., St. Petersburg, 196084, Russia e-mail: tatyana. volynova@gmail. com

Рецензент

Пичугин Э.А., к.э.н., доцент, Председатель Совета директоров группы компаний «КИНО СИТИ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.