4. Migration and Remittances Brief. Wash. DC: World Bank, 2012. № 18, P. 3.
5. Regional Economic Outlook: Sub-Saharan Africa / April. Wash. DC.: IMF, 2012. 77 p.
6. World Investment Report / UNCTAD. N.Y.; Geneva: UN, 2012. 204 p.
Н.Ю.Скобеев
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОКАЗАНИЯ КИНОТЕАТРАЛЬНЫХ УСЛУГ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Ключевые слова: рынок кинотеатральных услуг, кассовые сборы, посещаемость кинотеатров, показатели кинообслуживания.
В настоящее время отечественный рынок кинотеатральных услуг входит в число десяти ведущих мировых рынков по величине кассовых сборов. Однако по некоторым показателям российский рынок кинотеатральных услуг все еще отстает от зарубежных стран: по кассовым сборам, количеству кинозалов, количеству посещений кинотеатров. В этой связи актуальным является анализ зарубежного рынка. Предметом исследования являются статистические показатели в сфере предоставления кинотеатральных услуг в России и за рубежом.
Зарубежный рынок кинотеатральных услуг подразделяется на ряд региональных рынков: Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанских стран, Латинской Америки и Канады, EMEA (стран Европы, Ближнего Востока и Африки). Кассовые сборы от проката фильмов в кинотеатрах в 2011 году на региональных рынках составили 32,6 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 8%. Россия относится к региону EMEA. В настоящее время отечественный рынок кинотеатральных услуг является четвертым европейским рынком по величине кассовых сборов (см. таблицу).
Таблица
Топ-10 стран по киносборам в 2011 г
Место по сборам Место по посещав мости Страны Кассовые сборы, млрд S Посещения, млн чеп Доля национального кино в прокате, %
1 и 2 1 и2 США и Канада* 10,200 1230,0 98
3 10 Япония 2,335 144,7 55
4 4 Китай 2,030 454,0 55
5 S Франция 1,759 215,9 42
е 7 Великобритания 1,604 171,6 36
7 3 Индия 1,400 466,7 В5
в 11 Германия 1,300 115,0 20
9 В Россия" 1,133 169,6 16
10 9 Южная Корея 1,100 159,0 52
'Используются данные The Motion Picture Association of America, которая считает эти страны одним рынком "Учитываются показатели России, Казахстана, Бел ору си и, Киргизии и Таджикистана; российские сборы и аудитория несопоставимо больше, чем у других перечисленных стран содружества. Источник: Romir Movie Research.
© Скобеев Н.Ю., 2013
Самым развитым рынком кинотеатральных услуг является североамериканский. В его состав североамериканского рынка входят рынки США и Канады. На территории США функционируют 39,5 тысяч киноэкранов [1]. Для сравнения, в России функционируют 2,9 тысячи киноэкранов. Также в 2011 году кассовые сборы в США и Канаде составили $10,2 млрд., уменьшившись на 4% по сравнению с 2010 годом. Сокращение кассовых сборов связано с уменьшением посещаемости кинотеатров. В то же время выручка российских кинотеатров в 2011 году выросла на 12,1% до $1,193 млрд. Таким образом, несмотря на рост российского рынка кинопоказа, рынок США и Канады в 10 раз больше по сравнению с отечественным.
Основным источником кассовых сборов в Северной Америке являются фильмы национального производства в 2D и 3D формате. Также на протяжении последних лет, фильмы для массового зрителя, выпущенные в формате 3D, были источником роста мировых кассовых сборов [2]. Однако, в 2011 году сборы 3D-фильмов сократились в мире на 18%, что больше всего сказалось на североамериканском рынке. По мнению экспертов, рост российских кассовых сборов происходит в настоящее время благодаря повышению средней стоимости цены билета в традиционных и 3D-залах: средняя цена кинобилета в 2011 году возрасла с 185 до 220 рублей. Как показывает зарубежный опыт, зритель постепенно привыкает к новому аттракциону и со временем может перестать платить больше за просмотр фильма в 3D-формате. В этой связи российский рынок кинопоказа со временем может столкнуться с резким падением кассовых сборов. Столкнувшись с уменьшением темпов роста кассовых сборов в США, президент MPAA Дэном Гликманом принял решение о проведении широкомасштабной рекламной компании не конкретных фильмов, а самой идеи посещения кинотеатров. Посещаемость американских кинотеатров в 2011 году составила 1,2 млрд. проданных билетов. По сравнению с 2010 годом посещаемость сократилась 4,4%. Таким образом, в 2011 году зафиксирована самая низкая посещаемость американских кинотеатров за последние 16 лет.
Рост посещаемости российских кинотеатров оказался самым низким с 2002 г.: по итогам 2011 года аудитория увеличилась всего на 0,6% до 169,6 млн. посещений. Эксперты Romir Movie Research отмечают, что посещаемость уменьшилась во всем мире. Россия занимает восьмое место по посещаемости в мире. Ведущими странами по этому показателю являются США и Канада (1,280 млрд посещений), на третьем месте — Индия (466,7 млн), на четвертом — Китай (454 млн) [3].
Самым быстроразвивающимся рынком кинотеатральных услуг являются страны Азиатско-Тихоокеанскоого региона. Ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона являются Япония и Китай. В 2011 году кассовые сборы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона составили $9 млрд., увеличившись на 6% по сравнению с 2010 годом. Основными источниками роста кассовых сборов стали: высокая стоимость кинобилета, увеличение количества кинотеатров и повышение интереса к фильмам национального производства. В целом кассовые сборы по основным странам Азиатско-Тихоокеанского региона характеризуются неравномерной динамикой изменения.
Самым крупным рынком оказания кинотеатральных услуг Азиатско-Тихоокеанского региона является рынок Японии. В этой стране действуют 3396 кинозалов, что наряду с высокой средней стоимостью билета в $13 обеспечивает самые большие показатели кассовых сборов в регионе. В 2011 году кассовые сборы на этом рынке составили $2,34 млрд, уменьшившись по сравнению с 2010 годом на 18%. По экспертным оценкам уменьшение кассовых сборов на японском рынке связано с падением
посещаемости кинотеатров. Посещаемость кинотеатров снизилась на 17%, достигнув 145 млн. проданных билетов. Одними из главных факторов, повлиявшими на такой спад, явились стихийные бедствия и авария на АЭС, которые повлекли за собой национальный траур и снижение интереса японцев к индустрии развлечений. При этом в 2011 году японские фильмы собрали $1,29 млрд., а иностранные $1,06 млрд. Таким образом, доля сборов картин местного производства превышает 55%, что является самым крупным показателем среди всех кинотеатральных рынков данного региона. Для сравнения, доля отечественных фильмов по сумме кассовых сборов в российских кинотеатрах в 2011 году составила только 16%. Следовательно, в отличие от японского рынка кинопоказа, российский рынок кинотеатрльных услуг испытывает сильную зависимость от зарубежного киноконтента. В случае уменьшения количества зарубежных кассовых фильмов в российском прокате, произойдет уменьшение кассовых сборов. В Японии некоторые кинофраншизы локального производства насчитывают уже более десяти полнометражных фильмов и продолжают выходить в прокат. Перед выходом на экраны имеющих кассовый потенциал локальных фильмов, заключаются особые договора с кинотеатрами, по которым кинотеатры обязуются показывать фильм на протяжении длительного периода времени. В российской практике особые договора заключаются преимущественно при прокате зарубежных блокбастеров, что приводит к увеличению общего количества кассовых сборов, однако не способствует росту проката отечественных фильмов. В результате из-за непродолжительного проката отечественных фильмов (1-2 недели), многие картины не реализуют свой коммерческий потенциал и отечественные кинопроизводители получают меньше средств для воспроизводства новых фильмов.
Самым быстрорастущим рынком кинотеатральных услуг Азиатско-Тихоокеанского региона является Китай. По оценкам китайской государственной администрации радио, кино и телевидения, в 2011 году кассовые сборы от кинопроката составили $2млрд., что на 18% больше кассовых сборов 2010 года- $1,62 млрд. [4]. Этот показатель позволил китайскому рынку кинотеаральных услуг занять третье место в мире после рынков Северной Америки и Японии по величине кассовых сборов. Росту кассовых сборов китайского рынка способствовало увеличение количества кинозалов. На конец 2009 года в Китае действовало 6200 небольших кинозалов, однако с 2010 года китайский рынок кинотеатральных услуг развивался значительными темпами - ежедневно в стране появлялось до 8 новых киноэкранов, что способствовало функционированию в 2011 году 11000 новых кинозалов, из них 7000 поддерживают формат 3D. В Китае принята программа по строительству новых кинотеатров, предусматривающая увеличение количества кинозалов к 2015 году до 20 тысяч, а к 2040 году планируется увеличить количество кинозалов до 40 тысяч. В России подобная программа реализуется в форме государственно-частного партнерства между ООО «Кино Сити» и российским Правительством. Проект «Киноклуб: культура, образование, коммуникации» создан для строительства кинозалов в кинотеатрах в небольших городах с населением 150200 тысяч человек. Однако из-за нестабильного государственного финансирования проект реализуется медленными темпами. Частный бизнес не может самостоятельно финансировать строительство кинотеатров в небольших городах из-за больших сроков окупаемости вложенных средств и невозможности установить высокую цену на кинобилеты в построенных кинотеатрах. В 2011 году средняя цена кинобилета в отечественных кинотеатрах составила $7,09 [5]. В то же время цена кинобилета в Китае составляет от $3,17 до $16 в зависимости от месторасположения кинотеатра и времени сеанса. Китайские чиновники установили «плавающую» шкалу цены билета с целью
увеличения посещаемости кинотеатров посредством увеличения их доступности для среднего жителя страны. Государство обязало китайские кинотеатры устанавливать цены на билеты на определенное количество сеансов ниже обычной цены для кинотеатров. Данные меры позволили увеличить посещаемость китайских кинотеатров до 454 млн. человек в год. В США средняя стоимость кинобилета составляет $8, однако в Китае отношение цены билета к среднему уровню дохода выше, чем в Соединенных Штатах. В 2011 году российские кинотеатры посетили 169,6 млн. человек [6]. Цены на билеты в российских кинотеатрах не регулируются государством. Снижение стоимости билета в кино происходит на 2-3 неделе проката фильма. Такое снижение незначительно сказывается на росте посещаемости российских кинотеатров.
Рынок EMEA является третьим по величине кассовых сборов после США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2011 году в Европе, Ближним Востоке и Африке было собрано $10,8 млрд., что на 4% больше показателей 2010 года. Ведущим рынком ЕМЕА является Франция. В 2011 году кассовые сборы французского кинопроката составили $2 млрд. Кроме того, 2011 год стал самым успешным по количеству проданных кинобилетов за последние 40 лет, было продано 215,9 млн. билетов. Увеличение количества проданных билетов привело к росту кассовых сборов. Доля локальных фильмов снизилась с 45,3 % до 42%, но все равно остается наибольшей среди европейских стран. Также Франция является крупнейшим экспортером произведенных национальных фильмов, ежегодно это приносит дополнительно до $500 млн. в общий бокс-офис французского кинопроката. При этом доходы от экспорта российских фильмов составили в 2011 году всего $5,6 млн.
[7].
Проведенный анализ зарубежного рынка кинотеатральных услуг позволяет сделать следующие выводы:
1. Показатели, характеризующие состояние зарубежного рынка кинотеатральных услуг, имеют в целом положительную динамику. Однако развитие рынка происходит неравномерно. Так, в США и Японии наблюдается снижение кассовых сборов до 18%, а на развивающихся рынках EMEA и Китая происходит от 4 до 18% прироста в год. В России кассовые сборы увеличились на 12,1%, однако этот рост происходит за счет увеличения стоимости кинобилета, тогда как на развивающихся рынках кассовые сборы растут благодаря строительству и развитию сетей новых кинотеатров и увеличению доли сборов от показа национальных фильмов.
2. Государственная программа поддержки рынка кинотеатральных услуг в Китае, в основном, ориентирована на увеличение числа кинотеатров и регулирование цен на кинобилеты. Данные меры позволили Китаю существенно увеличить количество кинотеатров и стать третьим рынком в мире после США и Японии по величине кассовых сборов. В России практически отсутствует государственный протекционизм в сфере предоставления кинотеатральных услуг, что препятствует быстрому увеличению количества кинотеатров и, как следствие, росту кассовых сборов. Таким образом, для развития рынка нужно разработать государственную программу поддержки предприятий, осуществляющих строительство новых кинотеатров.
3. Большой спрос на национальную кинопродукцию в Японии сопровождается высоким уровнем сборов от картин местного производства (доля национальных фильмов в кинотеатрах Японии превышает 55%). При этом создатели японских фильмов с большим кассовым потенциалом заключают договора с кинотеатрами на долгосрочный прокат фильмов. Доля российских фильмов в национальном кинопрокате не превышает 16-18%, что делает отечественный рынок кинотеатральных услуг зависимым от зарубежной,
главным образом, американской кинопродукции. Следовательно, необходимо увеличить долю национальных фильмов в отечественном кинопрокате путем повышения их качества и увеличения сроков проката.
4. Общемировой тенденцией является сокращение кинопосещаемости. В связи с этим в зарубежных странах большое внимание уделяется стимулированию посещения кинотеатров населением. Например, в США пытаются повысить посещаемость с помощью национальных киноассоциаций, которые проводят рекламные кампании для популяризации посещения кинотеатров. В Китае увеличение посещаемости кинотеатров происходит за счет регулирования стоимости кинобилета для разных категорий граждан. В России же каждый кинотеатр пытается разработать свою программу лояльности киноаудитории, что способствует увеличению посещения конкретного кинотеатра, но практически не влияет на увеличение общей кинопосещаемости. Таким образом, российским киноассоциациям следует разработать и провести рекламные кампании по популяризации посещения кинотеатра как главного средства досуга. Также необходимо дифференцировать стоимость кинобилета для разных регионов и категорий граждан с целью привлечения максимального количества зрителей.
Литература
1. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России.- М.: Аспект Пресс, 2009.
2. Пичугин Э.А. Управление денежными потоками предприятий кинопроката: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10. - Спб, 2009.
3. Кинобизнес сегодня.-М.,2012.
4. Бюллетень кинопрокатчика.-М.,2010.
5. http:// www.kinobusiness.com/
6. http:// www.movie.ru/_
7. http://www.nevafilm.ru/
Е.Н. Смирнов
МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО ОБНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОюЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: инновационная экономика, Европейский Союз, кластеры, промышленная политика.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу на уровне аксиомы закрепляет инновационную направленность промышленной политики. Иными словами, эффективность современной экономики, включая прогресс материального производства, все более определяется интеллектуально-творческим потенциалом, нежели традиционными факторами экономического развития индустриального общества.
© Смирнов Е.Н., 2013