УДК 796.01:373 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-25-32
ИННОВАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
О.П. Кокоулина, М.Д. Клейменова, В.А. Иванов
Выявлена необходимость внедрения цифровых технологий в процесс планирования и контроля на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Проанализирован инструментарий, способный осуществить оптимизацию оперативного контроля на уроках физической культуры, и доказана его эффективность с помощью формирующего педагогического эксперимента на примере одного из цифрового инструмента.
Ключевые слова: цифровизация, оперативный контроль, планирование, фит-нес-гаджет.
Кокоулина Ольга Павловна, канд. пед. наук, доц., kokoulinaop@mail.m, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Клейменова Мария Дмитриевна, преподаватель, Kleymenovamd97@mail. т, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Иванов Вячеслав Анатольевич, канд. пед. наук, доц., Ivanov.VA@rea.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Одним из главных принципов физического воспитания является поддержание и повышение уровня здоровья. Процесс физического воспитания обусловлен своим содержанием и организацией [1]. Оздоровительная направленность данного процесса предполагает регулярный контроль за состоянием здоровья учеников и уровня их физической подготовленности, то есть, осуществление педагогического контроля [3].
На заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре была приведена статистика о 211 смертельных случаях на уроках физической культуры за 2016 год. Данный факт заставляет задуматься о поиске новых средств педагогиче -ского контроля за физическим состоянием учеников на уроке физической культуры.
Целью педагогического контроля является процесс оптимизации процессуального и содержательного составляющих в физической культуре. Для эффективного достижения данной цели необходимо учитывать
INNOVATIONS IN PLANNING OPERATIONAL CONTROL IN A GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL
Kokoulina O.P., candidate of pedagogical sciences, associate professor, kokoulinaop@ mail.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Kleimenova M.D., lecturer, Kleymenovamd 97@mail.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Ivanov V.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Ivanov.VA@rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics
The need for the introduction of digital technologies in the process of planning and control at physical education lessons in a secondary school has been identified. The toolkit is analyzed, which is capable of optimizing operational control in physical education lessons, and its effectiveness is proved with the help of a formative pedagogical experiment on the example of one of the digital tools.
Key words: digitalization, operational control, planning, fitness gadget.
физические особенности каждого ученика в течение урока. Данный про -цесс предусматривает организацию оперативного контроля за физическим состоянием учеников [2], традиционные методы которого не позволяют определять степень адекватности нагрузки для одного ученика, что делает невозможным индивидуализацию процесса физического воспитания.
Современные электронные устройства позволяют решать данную проблему путем измерения и оценки состояния занимающихся непосредственно на уроке физической культуры [4]. Однако такие технологии на уроках используются достаточно редко, а в научных и методических источниках отсутствуют систематические данные о возможностях их применения для контроля за состоянием школьников.
В педагогической литературе поднимается проблема совершенствования контроля, включая оценку физического состояния обучающихся, освоения ими двигательных действий в процессе физического воспитания, развития физических качеств и состояния функциональных систем. Однако организация оперативного контроля за состоянием школьников на уроках физической культуры с использованием современных гаджетов не получила должного внимания со стороны научного сообщества. Это позволяет отнести заявленную тему исследования к числу актуальных с уверенностью, что ее решение в перспективе благоприятно скажется на повышении посещаемости уроков физической культуры учащимися [8].
Анализ проблемы оперативного контроля в системе физического воспитания позволяет сделать заключение, что учитель физической куль -туры нуждается в применении современных электронных устройств в управлении процессом физического воспитания. Однако в доступной литературе недостаточно рекомендаций для их применения в системе оперативного контроля на уроке физической культуры.
В связи цифровизацией образования, учителю необходимо владеть цифровой культурой, под которой понимается системное качество лично -сти, характеризующееся информационным мировоззрением, ориентированным на ценности информационного взаимодействия в цифровой среде. Владея вышеперечисленной информацией, учитель имеет возмож -ность оптимизировать и индивидуализировать процесс оперативного кон -троля с помощью цифровых технологий, например, с помощью фитнес-браслетов [7].
В современном мире наблюдается многообразие фитнес-приборов, которые могут служить в качестве инструмента оптимизации оперативного контроля на уроках физической культуры.
Цель исследования - оптимизировать систему оперативного контроля на уроках физической культуры с помощью цифровых технологий.
Задачи исследования:
1) разработать и апробировать инновационную методику оператив -ного контроля для урока физической культуры;
2) экспериментально обосновать эффективность цифровой инструментальной технологии.
Методика и организация исследования.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое тестирование;
3) педагогический эксперимент;
4) методы математической статистики.
Организация исследования. В эксперименте приняли участие ученики 10-х классов ГБОУ г. Москвы «Школа № 1505 «Преображенская» в количестве 60 человек (как девушки, так и юноши). Школьники были поделены на две группы по 30 человек: на контрольную и экспериментальную.
Обе группы занимались с использованием фитнес-браслетов Huawei Band 6 для модельных тренировок, представляющие строго регламентированные по времени методики подготовительной части занятия.
Контрольная группа в подготовительной части урока 3 минуты выполняла упражнения в ходьбе и беге и 5 минут - общеразвивающие упражнения (ОРУ).
Экспериментальная группа в подготовительной части 5 минут выполняла упражнения в ходьбе и беге и 5 минут - ОРУ.
В основной части занятия обе группы выполняли тест Купера и бег, а далее занимались по учебному плану (выполняли упражнения из легкой атлетики).
В ходе урока фитнес-гаджеты Huawei Band 6 фиксировались на запястьях рук учеников. Фитнес-браслеты выполняли следующие функции регистрации: времени выполнения упражнения, пройденного расстояние, частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время бега. Показатели физического состояния участников эксперимента записывались в течение всего урока. Гаджет самостоятельно регистрировал ЧСС в виде пульсограммы, с помощью которой учитель высчитывал пульсовую стоимость упражнения (совокупность количества ударов сердца на километр пройденного расстояния).
В обеих группах осуществлялся оперативный контроль посредством фитнес-браслета Huawei Band 6, который фиксировал следующие показатели: ЧСС, темп выполнения упражнения, длительность выполнения упражнения, интенсивность выполнения упражнения.
Данные показатели фиксировались с целью сбора данных для вычисления пульсовой стоимости упражнения каждого ученика.
Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования провели анализ характеристик фитнес-браслетов с целью выбора оптимально подходящего регистрирующего прибора для проведения педагогического эксперимента. Данные анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительные характеристики фитнес-браслетов
Характеристики Xiaomi Mi Smart Band 6 Honor Band 6 Huawei Band 6 Samsung Galaxy Fit2
Кол-во режимов тренировок 30 10 96 90
Пульсометр + + + +
Оксиметр + + + -
GPS + + + -
Время работы, дней 14 14 14 15
Средняя цена, руб. 3300 3700 3400 2800
Мониторинг сна + + + +
Мониторинг восста-
новления после тре- - - + -
нировки
Шагомер + + + +
Подсчет потраченных + + + +
калорий
Из табл. 1 видно, что все гаджеты имеют следующие общие характеристики: наличие пульсометра, мониторинга сна, шагомера, а также воз -можности подсчитать потраченные калории.
Наличие GPS присутствует у всех гаджетов, кроме Samsung Galaxy Fit2, что является важным составляющим в мониторинге бега, ходьбы, езды на велосипеде, передвижения на лыжах. Благодаря встроенному GPS браслет может с высокой точностью отследить расстояние, преодоленное испытуемым, а также сохранять данные о времени и скорости передвиже -ния.
Оксиметр также присутствует практически у всех гаджетов. Данная возможность гаджета отсутствует только у Samsung Galaxy Fit2. Показатель потребления кислорода важен в условиях локдауна. Многие пользователи регулярно измеряют уровень кислорода в крови с целью своевременного обращения к врачу в случае показателя ниже нормы. Также оксиметр в устройстве Huawei Band 6 играет важную роль для измерения максимального потребления кислорода (МПК) во время тренировки. Данный показатель помогает определять кардиовыносливость. Изменения МПК свидетельствуют об уровне аэробной выносливости, которую можно развивать: чем выше МПК занимающегося, тем больше кислорода организм
может поглотить, тем эффективнее синтез АТФ. Следовательно, чем выше показатель МПК к концу эксперимента, тем выше эффективность учебно-тренировочного процесса.
Наличие функции мониторинга восстановления после тренировки имеет только один гаджет - Huawei Band 6. Восстановление - очень важная составляющая тренировочного процесса, которая влияет на спортивные показатели, самочувствие и здоровье занимающихся физической культурой. Мониторинг восстановления во время занятия и сразу после него является частью оперативного контроля. Следовательно, данный показа -тель необходимо учитывать при проведении исследовательской работы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что по функцио -налу наиболее подходящим инструментом для осуществления оперативного контроля является фитнес-браслет Huawei Band 6.
Для организации оперативного контроля все обучающиеся должны были иметь фитнес-браслеты от одного производителя с приложением, позволяющим сохранять и отправлять результаты урока [6]. Только в этом случае учитель физической культуры сможет выбрать конкретного ученика, просмотреть статистику прогресса или регресса его показателей и, исходя из этих параметров, оценить его успеваемость на уроке в четверти или полугодии [5].
В табл. 2 представлены результаты контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента при выполнении теста Купера и бегового упражнения.
Таблица 2
Результаты контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента, М±т
Характеристики Экспериментальная группа Контрольная группа
ЧСС, уд/мин 135±9 137±7
Расстояние, м 2481±252 2508±286
Скорость, км/ч 12±2 13±3
Пульсовая стоимость 660±27 666±41
Значение 0,6
р > 0,05
Значение ^критерия Стьюдента (0,6) свидетельствовало об отсутствии достоверных различий между показателями пульсовой стоимости. Это позволяет заключить, что группы были равными по уровню оцениваемого показателя.
В течение полутора месяцев контрольная и экспериментальная группы проходили блок легкой атлетики, который входит в программу физической культуры. В данный блок входили разновидности бега. В контрольной группе преимущественно использовался бег на короткие и
средние дистанции: 30, 100, 200 и 500 м. В экспериментальной группе подбирались упражнения преимущественно на длинные дистанции: 1, 2 и 3 км, 12-минутный бег. По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование.
В табл. 3 представлены результаты экспериментальной группы в начале и конце эксперимента.
Таблица 3
Результаты экспериментальной группы в начале и конце эксперимента, М±т
Характеристики В начале В конце
ЧСС, уд/мин 135±9 130±4
Расстояние, м 2481±252 2548±325
Скорость, км/ч 12±2 13±3
Пульсовая стоимость 660±27 618±50
Значение 2,8
р > 0,05
Из табл. 3 видно, что средний показатель ЧСС участников эксперимента снизился в среднем на 5 уд/мин, что значительно повлияло на пульсовую стоимость упражнения. Снижение показателя пульсовой стоимости упражнения свидетельствует о повышении уровня развития выносливости, а также об изменении объемного удара сердца и укреплении сердечной мышцы, что благоприятно влияет на уровень здоровья.
В табл. 4 представлены результаты контрольной группы в начале и конце эксперимента.
Таблица 4
Результаты контрольной группы в начале и конце эксперимента, М±т
Характеристики В начале В конце
ЧСС, уд/мин 137±7 136±8
Расстояние, м 2508±286 2541±667
Скорость, км/ч 13±3 -
Пульсовая стоимость 666±41 646±33
Значение 0,4
р > 0,05
Из табл. 4 видно, что среднестатистическое значение ЧСС снизилось на 1 уд/мин, несущественно повлияв на показатели пульсовой стоимости бега. Из этого следует вывод, что ударный объем сердца в контрольной группе изменился незначительно, что и подтверждает значение ^критерия Стьюдента.
В табл. 5 представлены результаты контрольной и экспериментальной группы в конце эксперимента.
Таблица 5
Результаты контрольной и экспериментальной группы в конце эксперимента, М±т
Характеристики Экспериментальная группа Контрольная группа
ЧСС, уд/мин 130±4 136±8
Расстояние, м 2548±325 2541±667
Скорость, км/ч 13±3 -
Пульсовая стоимость 618±50 646±33
Значение 2,8
р > 0,05
Полученные результаты свидетельствуют, что беговые упражнения на длинную дистанцию более выражено повлияли на работу сердечной мышцы, чем упражнения на среднюю и длинную дистанции.
Выводы. Многофункциональный прибор Huawei Band 6 позволяет осуществлять индивидуальный мониторинг пульса, тем самым помогая учителю физической культуры анализировать пульсовую нагрузку во время урока и делать косвенные выводы об уровне тренированности и здо -ровья учеников.
Список литературы
1. Александров С.Г., Балаян К.Ю., Шария Ш.Г. К вопросу о влиянии пандемии COVID-19 на физкультурно-спортивную деятельность российского студенчества // Актуальные вопросы современных научных исследований: теория и практика: сб. науч. тр. V Междунар. науч. -практ. конф. Краснодар: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. С. 23-30.
2. Алмазова Ю.Б. Развитие массового спорта в вузе с использова -нием соревнований нового типа на основе цифровых технологий // Культура физическая и здоровье. 2019. № 4 (72). С. 21-23.
3. Аппенянский А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме: учеб. пособие. М.: Совет. спорт, 2006. 194 с.
4. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000. С. 23-24.
5. Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5. С. 14-17.
6. Михайлов Н.Г. Проектирование информационно-образовательного пространства в системе физического воспитания: монография. М.: Изд-во МГПУ, 2012. 215 с.
7. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Наука в образовании. 2019. № 64-4. С. 133-135.
8. Новый подход к оценке работы образовательной организации по формированию личной физической культуры обучающихся / Н.Г. Михайлов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 280-288.
References
1. Aleksandrov S.G., Balayan K.Yu., Shariya Sh.G. K voprosu o vliyanii pandemii COVID-19 na fizkul'turno-sportivnuyu deyatel'nost' rossijskogo studenchestva [On the issue of the impact of the COVID-19 pandemic on the physical culture and sports activities of Russian students] // Topical issues of modern scientific research: theory and practice: coll. scientific tr. V Intern. scientific-practical. conf. Krasnodar: Publishing House of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanova, 2021. P. 23-30.
2. Almazova Yu.B. Razvitie massovogo sporta v vuze s ispol'zovaniem sorevnovanij novogo tipa na osnove cifrovyh tekhnologij [The development of mass sports at the university using a new type of competition based on digital technologies] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2019. No. 4 (72). P. 21-23.
3. Appenyanskij A.I. Rekrealogiya: trenirovochnyj process v aktivnom turizme [Recreology: training process in active tourism]: textbook. allowance. M.: Council. sport, 2006. 194 p.
4. Bogdanov V.M., Ponomarev V.S., Solovov A.V. Ispol'zovanie sovremennyh in-formacionnyh tekhnologij v teoreticheskoj i metodiko-prakticheskoj podgotovke studentov po fizicheskomu vospitaniyu [The use of modern information technologies in the theoretical and methodological and practical training of students in physical education] // Physical culture and sport at the turn of the millennium: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. SPb., 2000. P. 23-24.
5. Kulikova N.Yu., Kobzeva V.A. Ispol'zovanie mobil'nyh prilozhenij dlya organi-zacii i provedeniya operativnogo kontrolya znanij obuchayushchihsya [The use of mobile applications for organizing and conducting operational control of students' knowledge] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovation]. 2020. No. 5. P. 14-17.
6. Mihajlov N.G. Proektirovanie informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva v sisteme fizicheskogo vospitaniya [Designing information and educational space in the system of physical education]: monograph. M.: Publishing House of MGPU, 2012. 215 p.
7. Molchanova E.V. O plyusah i minusah cifrovizacii sovremennogo obrazovaniya [On the pros and cons of digitalization of modern education] // Nauka v obrazovanii [Science in education]. 2019. No. 64-4. P. 133-135.
8. Novyj podhod k ocenke raboty obrazovatel'noj organizacii po formirovaniyu lich-noj fizicheskoj kul'tury obuchayushchihsya [A new approach to assessing the work of an educational organization for the formation of personal physical culture of students] / N.G. Mihajlov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 5 (183). P. 280-288.