Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИННОВАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / оперативный контроль / планирование / фитнес-гаджет / digitalization / operational control / planning / fitness gadget

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокоулина Ольга Павловна, Клейменова Мария Дмитриевна, Иванов Вячеслав Анатольевич

Выявлена необходимость внедрения цифровых технологий в процесс планирования и контроля на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Проанализирован инструментарий, способный осуществить оптимизацию оперативного контроля на уроках физической культуры, и доказана его эффективность с помощью формирующего педагогического эксперимента на примере одного из цифрового инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кокоулина Ольга Павловна, Клейменова Мария Дмитриевна, Иванов Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN PLANNING OPERATIONAL CONTROL IN A GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL

The need for the introduction of digital technologies in the process of planning and control at physical education lessons in a secondary school has been identified. The toolkit is analyzed, which is capable of optimizing operational control in physical education lessons, and its effectiveness is proved with the help of a formative pedagogical experiment on the example of one of the digital tools.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 796.01:373 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-25-32

ИННОВАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О.П. Кокоулина, М.Д. Клейменова, В.А. Иванов

Выявлена необходимость внедрения цифровых технологий в процесс планирования и контроля на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Проанализирован инструментарий, способный осуществить оптимизацию оперативного контроля на уроках физической культуры, и доказана его эффективность с помощью формирующего педагогического эксперимента на примере одного из цифрового инструмента.

Ключевые слова: цифровизация, оперативный контроль, планирование, фит-нес-гаджет.

Кокоулина Ольга Павловна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Клейменова Мария Дмитриевна, преподаватель, Kleymenovamd97@mail. т, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Иванов Вячеслав Анатольевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Одним из главных принципов физического воспитания является поддержание и повышение уровня здоровья. Процесс физического воспитания обусловлен своим содержанием и организацией [1]. Оздоровительная направленность данного процесса предполагает регулярный контроль за состоянием здоровья учеников и уровня их физической подготовленности, то есть, осуществление педагогического контроля [3].

На заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре была приведена статистика о 211 смертельных случаях на уроках физической культуры за 2016 год. Данный факт заставляет задуматься о поиске новых средств педагогиче -ского контроля за физическим состоянием учеников на уроке физической культуры.

Целью педагогического контроля является процесс оптимизации процессуального и содержательного составляющих в физической культуре. Для эффективного достижения данной цели необходимо учитывать

INNOVATIONS IN PLANNING OPERATIONAL CONTROL IN A GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL

Kokoulina O.P., candidate of pedagogical sciences, associate professor, kokoulinaop@ mail.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Kleimenova M.D., lecturer, Kleymenovamd [email protected], Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Ivanov V.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics

The need for the introduction of digital technologies in the process of planning and control at physical education lessons in a secondary school has been identified. The toolkit is analyzed, which is capable of optimizing operational control in physical education lessons, and its effectiveness is proved with the help of a formative pedagogical experiment on the example of one of the digital tools.

Key words: digitalization, operational control, planning, fitness gadget.

физические особенности каждого ученика в течение урока. Данный про -цесс предусматривает организацию оперативного контроля за физическим состоянием учеников [2], традиционные методы которого не позволяют определять степень адекватности нагрузки для одного ученика, что делает невозможным индивидуализацию процесса физического воспитания.

Современные электронные устройства позволяют решать данную проблему путем измерения и оценки состояния занимающихся непосредственно на уроке физической культуры [4]. Однако такие технологии на уроках используются достаточно редко, а в научных и методических источниках отсутствуют систематические данные о возможностях их применения для контроля за состоянием школьников.

В педагогической литературе поднимается проблема совершенствования контроля, включая оценку физического состояния обучающихся, освоения ими двигательных действий в процессе физического воспитания, развития физических качеств и состояния функциональных систем. Однако организация оперативного контроля за состоянием школьников на уроках физической культуры с использованием современных гаджетов не получила должного внимания со стороны научного сообщества. Это позволяет отнести заявленную тему исследования к числу актуальных с уверенностью, что ее решение в перспективе благоприятно скажется на повышении посещаемости уроков физической культуры учащимися [8].

Анализ проблемы оперативного контроля в системе физического воспитания позволяет сделать заключение, что учитель физической куль -туры нуждается в применении современных электронных устройств в управлении процессом физического воспитания. Однако в доступной литературе недостаточно рекомендаций для их применения в системе оперативного контроля на уроке физической культуры.

В связи цифровизацией образования, учителю необходимо владеть цифровой культурой, под которой понимается системное качество лично -сти, характеризующееся информационным мировоззрением, ориентированным на ценности информационного взаимодействия в цифровой среде. Владея вышеперечисленной информацией, учитель имеет возмож -ность оптимизировать и индивидуализировать процесс оперативного кон -троля с помощью цифровых технологий, например, с помощью фитнес-браслетов [7].

В современном мире наблюдается многообразие фитнес-приборов, которые могут служить в качестве инструмента оптимизации оперативного контроля на уроках физической культуры.

Цель исследования - оптимизировать систему оперативного контроля на уроках физической культуры с помощью цифровых технологий.

Задачи исследования:

1) разработать и апробировать инновационную методику оператив -ного контроля для урока физической культуры;

2) экспериментально обосновать эффективность цифровой инструментальной технологии.

Методика и организация исследования.

Методы исследования:

1) анализ научно-методической литературы;

2) педагогическое тестирование;

3) педагогический эксперимент;

4) методы математической статистики.

Организация исследования. В эксперименте приняли участие ученики 10-х классов ГБОУ г. Москвы «Школа № 1505 «Преображенская» в количестве 60 человек (как девушки, так и юноши). Школьники были поделены на две группы по 30 человек: на контрольную и экспериментальную.

Обе группы занимались с использованием фитнес-браслетов Huawei Band 6 для модельных тренировок, представляющие строго регламентированные по времени методики подготовительной части занятия.

Контрольная группа в подготовительной части урока 3 минуты выполняла упражнения в ходьбе и беге и 5 минут - общеразвивающие упражнения (ОРУ).

Экспериментальная группа в подготовительной части 5 минут выполняла упражнения в ходьбе и беге и 5 минут - ОРУ.

В основной части занятия обе группы выполняли тест Купера и бег, а далее занимались по учебному плану (выполняли упражнения из легкой атлетики).

В ходе урока фитнес-гаджеты Huawei Band 6 фиксировались на запястьях рук учеников. Фитнес-браслеты выполняли следующие функции регистрации: времени выполнения упражнения, пройденного расстояние, частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время бега. Показатели физического состояния участников эксперимента записывались в течение всего урока. Гаджет самостоятельно регистрировал ЧСС в виде пульсограммы, с помощью которой учитель высчитывал пульсовую стоимость упражнения (совокупность количества ударов сердца на километр пройденного расстояния).

В обеих группах осуществлялся оперативный контроль посредством фитнес-браслета Huawei Band 6, который фиксировал следующие показатели: ЧСС, темп выполнения упражнения, длительность выполнения упражнения, интенсивность выполнения упражнения.

Данные показатели фиксировались с целью сбора данных для вычисления пульсовой стоимости упражнения каждого ученика.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования провели анализ характеристик фитнес-браслетов с целью выбора оптимально подходящего регистрирующего прибора для проведения педагогического эксперимента. Данные анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительные характеристики фитнес-браслетов

Характеристики Xiaomi Mi Smart Band 6 Honor Band 6 Huawei Band 6 Samsung Galaxy Fit2

Кол-во режимов тренировок 30 10 96 90

Пульсометр + + + +

Оксиметр + + + -

GPS + + + -

Время работы, дней 14 14 14 15

Средняя цена, руб. 3300 3700 3400 2800

Мониторинг сна + + + +

Мониторинг восста-

новления после тре- - - + -

нировки

Шагомер + + + +

Подсчет потраченных + + + +

калорий

Из табл. 1 видно, что все гаджеты имеют следующие общие характеристики: наличие пульсометра, мониторинга сна, шагомера, а также воз -можности подсчитать потраченные калории.

Наличие GPS присутствует у всех гаджетов, кроме Samsung Galaxy Fit2, что является важным составляющим в мониторинге бега, ходьбы, езды на велосипеде, передвижения на лыжах. Благодаря встроенному GPS браслет может с высокой точностью отследить расстояние, преодоленное испытуемым, а также сохранять данные о времени и скорости передвиже -ния.

Оксиметр также присутствует практически у всех гаджетов. Данная возможность гаджета отсутствует только у Samsung Galaxy Fit2. Показатель потребления кислорода важен в условиях локдауна. Многие пользователи регулярно измеряют уровень кислорода в крови с целью своевременного обращения к врачу в случае показателя ниже нормы. Также оксиметр в устройстве Huawei Band 6 играет важную роль для измерения максимального потребления кислорода (МПК) во время тренировки. Данный показатель помогает определять кардиовыносливость. Изменения МПК свидетельствуют об уровне аэробной выносливости, которую можно развивать: чем выше МПК занимающегося, тем больше кислорода организм

может поглотить, тем эффективнее синтез АТФ. Следовательно, чем выше показатель МПК к концу эксперимента, тем выше эффективность учебно-тренировочного процесса.

Наличие функции мониторинга восстановления после тренировки имеет только один гаджет - Huawei Band 6. Восстановление - очень важная составляющая тренировочного процесса, которая влияет на спортивные показатели, самочувствие и здоровье занимающихся физической культурой. Мониторинг восстановления во время занятия и сразу после него является частью оперативного контроля. Следовательно, данный показа -тель необходимо учитывать при проведении исследовательской работы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что по функцио -налу наиболее подходящим инструментом для осуществления оперативного контроля является фитнес-браслет Huawei Band 6.

Для организации оперативного контроля все обучающиеся должны были иметь фитнес-браслеты от одного производителя с приложением, позволяющим сохранять и отправлять результаты урока [6]. Только в этом случае учитель физической культуры сможет выбрать конкретного ученика, просмотреть статистику прогресса или регресса его показателей и, исходя из этих параметров, оценить его успеваемость на уроке в четверти или полугодии [5].

В табл. 2 представлены результаты контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента при выполнении теста Купера и бегового упражнения.

Таблица 2

Результаты контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента, М±т

Характеристики Экспериментальная группа Контрольная группа

ЧСС, уд/мин 135±9 137±7

Расстояние, м 2481±252 2508±286

Скорость, км/ч 12±2 13±3

Пульсовая стоимость 660±27 666±41

Значение 0,6

р > 0,05

Значение ^критерия Стьюдента (0,6) свидетельствовало об отсутствии достоверных различий между показателями пульсовой стоимости. Это позволяет заключить, что группы были равными по уровню оцениваемого показателя.

В течение полутора месяцев контрольная и экспериментальная группы проходили блок легкой атлетики, который входит в программу физической культуры. В данный блок входили разновидности бега. В контрольной группе преимущественно использовался бег на короткие и

средние дистанции: 30, 100, 200 и 500 м. В экспериментальной группе подбирались упражнения преимущественно на длинные дистанции: 1, 2 и 3 км, 12-минутный бег. По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование.

В табл. 3 представлены результаты экспериментальной группы в начале и конце эксперимента.

Таблица 3

Результаты экспериментальной группы в начале и конце эксперимента, М±т

Характеристики В начале В конце

ЧСС, уд/мин 135±9 130±4

Расстояние, м 2481±252 2548±325

Скорость, км/ч 12±2 13±3

Пульсовая стоимость 660±27 618±50

Значение 2,8

р > 0,05

Из табл. 3 видно, что средний показатель ЧСС участников эксперимента снизился в среднем на 5 уд/мин, что значительно повлияло на пульсовую стоимость упражнения. Снижение показателя пульсовой стоимости упражнения свидетельствует о повышении уровня развития выносливости, а также об изменении объемного удара сердца и укреплении сердечной мышцы, что благоприятно влияет на уровень здоровья.

В табл. 4 представлены результаты контрольной группы в начале и конце эксперимента.

Таблица 4

Результаты контрольной группы в начале и конце эксперимента, М±т

Характеристики В начале В конце

ЧСС, уд/мин 137±7 136±8

Расстояние, м 2508±286 2541±667

Скорость, км/ч 13±3 -

Пульсовая стоимость 666±41 646±33

Значение 0,4

р > 0,05

Из табл. 4 видно, что среднестатистическое значение ЧСС снизилось на 1 уд/мин, несущественно повлияв на показатели пульсовой стоимости бега. Из этого следует вывод, что ударный объем сердца в контрольной группе изменился незначительно, что и подтверждает значение ^критерия Стьюдента.

В табл. 5 представлены результаты контрольной и экспериментальной группы в конце эксперимента.

Таблица 5

Результаты контрольной и экспериментальной группы в конце эксперимента, М±т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристики Экспериментальная группа Контрольная группа

ЧСС, уд/мин 130±4 136±8

Расстояние, м 2548±325 2541±667

Скорость, км/ч 13±3 -

Пульсовая стоимость 618±50 646±33

Значение 2,8

р > 0,05

Полученные результаты свидетельствуют, что беговые упражнения на длинную дистанцию более выражено повлияли на работу сердечной мышцы, чем упражнения на среднюю и длинную дистанции.

Выводы. Многофункциональный прибор Huawei Band 6 позволяет осуществлять индивидуальный мониторинг пульса, тем самым помогая учителю физической культуры анализировать пульсовую нагрузку во время урока и делать косвенные выводы об уровне тренированности и здо -ровья учеников.

Список литературы

1. Александров С.Г., Балаян К.Ю., Шария Ш.Г. К вопросу о влиянии пандемии COVID-19 на физкультурно-спортивную деятельность российского студенчества // Актуальные вопросы современных научных исследований: теория и практика: сб. науч. тр. V Междунар. науч. -практ. конф. Краснодар: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. С. 23-30.

2. Алмазова Ю.Б. Развитие массового спорта в вузе с использова -нием соревнований нового типа на основе цифровых технологий // Культура физическая и здоровье. 2019. № 4 (72). С. 21-23.

3. Аппенянский А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме: учеб. пособие. М.: Совет. спорт, 2006. 194 с.

4. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000. С. 23-24.

5. Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5. С. 14-17.

6. Михайлов Н.Г. Проектирование информационно-образовательного пространства в системе физического воспитания: монография. М.: Изд-во МГПУ, 2012. 215 с.

7. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Наука в образовании. 2019. № 64-4. С. 133-135.

8. Новый подход к оценке работы образовательной организации по формированию личной физической культуры обучающихся / Н.Г. Михайлов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 280-288.

References

1. Aleksandrov S.G., Balayan K.Yu., Shariya Sh.G. K voprosu o vliyanii pandemii COVID-19 na fizkul'turno-sportivnuyu deyatel'nost' rossijskogo studenchestva [On the issue of the impact of the COVID-19 pandemic on the physical culture and sports activities of Russian students] // Topical issues of modern scientific research: theory and practice: coll. scientific tr. V Intern. scientific-practical. conf. Krasnodar: Publishing House of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanova, 2021. P. 23-30.

2. Almazova Yu.B. Razvitie massovogo sporta v vuze s ispol'zovaniem sorevnovanij novogo tipa na osnove cifrovyh tekhnologij [The development of mass sports at the university using a new type of competition based on digital technologies] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2019. No. 4 (72). P. 21-23.

3. Appenyanskij A.I. Rekrealogiya: trenirovochnyj process v aktivnom turizme [Recreology: training process in active tourism]: textbook. allowance. M.: Council. sport, 2006. 194 p.

4. Bogdanov V.M., Ponomarev V.S., Solovov A.V. Ispol'zovanie sovremennyh in-formacionnyh tekhnologij v teoreticheskoj i metodiko-prakticheskoj podgotovke studentov po fizicheskomu vospitaniyu [The use of modern information technologies in the theoretical and methodological and practical training of students in physical education] // Physical culture and sport at the turn of the millennium: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. SPb., 2000. P. 23-24.

5. Kulikova N.Yu., Kobzeva V.A. Ispol'zovanie mobil'nyh prilozhenij dlya organi-zacii i provedeniya operativnogo kontrolya znanij obuchayushchihsya [The use of mobile applications for organizing and conducting operational control of students' knowledge] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovation]. 2020. No. 5. P. 14-17.

6. Mihajlov N.G. Proektirovanie informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva v sisteme fizicheskogo vospitaniya [Designing information and educational space in the system of physical education]: monograph. M.: Publishing House of MGPU, 2012. 215 p.

7. Molchanova E.V. O plyusah i minusah cifrovizacii sovremennogo obrazovaniya [On the pros and cons of digitalization of modern education] // Nauka v obrazovanii [Science in education]. 2019. No. 64-4. P. 133-135.

8. Novyj podhod k ocenke raboty obrazovatel'noj organizacii po formirovaniyu lich-noj fizicheskoj kul'tury obuchayushchihsya [A new approach to assessing the work of an educational organization for the formation of personal physical culture of students] / N.G. Mihajlov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 5 (183). P. 280-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.