Научная статья на тему 'Инновации как условие повышения эффективности образовательного процесса на современном этапе'

Инновации как условие повышения эффективности образовательного процесса на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
844
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGH TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL ORGANISATIONS OF HIGHER EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROCESS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

В статье рассматривается проблема внедрения инноваций в образовательный процесс образовательных организаций высшего образования (далее вуз) на современном этапе. Образование выступает гарантом становления и укрепления инновационного потенциала эффективного социально-экономического развития страны. В статье подчеркивается, что неудовлетворенность насущных потребностей общества, исчерпание традиционных ресурсов обучения и воспитания, изменения в структуре отраслей экономики и рынка, демографические изменения, изменения в ценностных установках, новые знания являются основной причиной необходимости внедрения инноваций в образовательный процесс. Вместе с тем, наблюдаются противоречия, связанные с определенной доступностью наукоемких технологий, компьютеризированных систем и отсутствия четкого алгоритма внедрения и реализации инновационного процесса в вузе. Автор акцентирует свое внимание на ведущих направлениях модернизации образования, которые заключаются в создании условий (экономические, правовые, культурологические, организационные) для реализации инновационного образовательного процесса. Определены и обоснованы факторы, влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation as a condition for enhancing educative process efficiency at the current stage

The article deals with the problem of realisation of innovative process in the educational organisations of the higher education at the present stage. Education acts as the guarantor of formation and strengthening of innovative potential for effective social and economic development of the country. The author emphasises that dissatisfaction of pressing needs of society, exhaustion of traditional resources of training and education, change in structure of branches of economy and the market, demographic changes, changes in valuable installations, new knowledge is the main reason for introduction of innovations in educational process. High technologies, the computerised systems stimulate higher education institutions to development, introduction and use of innovations in educational process, but there is no accurate algorithm of introduction and realisation of innovative process in higher education institution. The author focuses the attention on the leading directions of modernisation of education which consist in creation of conditions (economic, technological, legal, social and psychological, organisational and administrative) for introduction of innovations in educational process. Problems of realisation of innovative educational process are revealed.

Текст научной работы на тему «Инновации как условие повышения эффективности образовательного процесса на современном этапе»

УДК 378.02

Грязнова Елена Дмитриевна

кандидат педагогических наук, доцент Владивостокский филиал Российской таможенной академии

baverd@yandex.ru

ИННОВАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматривается проблема внедрения инноваций в образовательный процесс образовательных организаций высшего образования (далее - вуз) на современном этапе. Образование выступает гарантом становления и укрепления инновационного потенциала эффективного социально-экономического развития страны. В статье подчеркивается, что неудовлетворенность насущных потребностей общества, исчерпание традиционных ресурсов обучения и воспитания, изменения в структуре отраслей экономики и рынка, демографические изменения, изменения в ценностных установках, новые знания являются основной причиной необходимости внедрения инноваций в образовательный процесс. Вместе с тем, наблюдаются противоречия, связанные с определенной доступностью наукоемких технологий, компьютеризированных систем и отсутствия четкого алгоритма внедрения и реализации инновационного процесса в вузе. Автор акцентирует свое внимание на ведущих направлениях модернизации образования, которые заключаются в создании условий (экономические, правовые, культурологические, организационные) для реализации инновационного образовательного процесса. Определены и обоснованы факторы, влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс.

Ключевые слова: инновации, наукоемкие технологии, образовательные организации высшего образования, инновационный процесс, инновационная деятельность, образовательный процесс.

Мир изменился, и на смену индустриальной эпохи пришла эпоха информации и человеческого взаимодействия. Технологические прорывы, новые отрасли экономики, интернет, ускоряют и меняют нашу жизнь каждый день. В связи с этим, образование должно развиваться опережающим путем по отношению к обществу. Главная задача, стоящая сегодня перед образовательными учреждениями - это подготовить людей к большой неопределенности, с точки зрения развития техно сферы и социума. Для этого необходимо обеспечить такую систему образования, которая способна предопределить стабильность и экономическое процветание нашей страны. Образование сегодня - это экономика ближайшего будущего.

Образовательный процесс, являясь двухсторонним, подразумевает организованное и управляемое взаимодействие обучающего и обучающегося, целью которого является освоение и расширение культурно-исторического общественного опыта [8]. Главная его черта - это совокупность дидактических и воспитательных средств, способствующих управлению учебно-познавательной деятельностью обучающегося со стороны обучаемого. Для того, чтобы процесс был эффективным, педагогическое сообщество постоянно находится в поиске новых подходов и методов, способствующих всеобщему и полноценному включению обучающихся в когнитивно-деятельностный и научно-исследовательский процессы.

Основой решения данной проблемы может быть включение в инновационный процесс, создание и постоянное совершенствование «инновационного поля» деятельности и, самое главное, освоение конкретного «новшества». Внедрение инноваций является сегодня одним из стратегических направлений для образовательных учрежде-

ний высшего образования (далее вуз или высшее учебное заведение).

В постиндустриальном информационном обществе главную роль играют высокие наукоемкие технологии, компьютеризированные системы. Все это представляет базу для создания инновационных технологий и инновационных систем, а также инновационную организацию различных сфер человеческой деятельности.

Главная цель инноваций - обеспечение улучшения жизнедеятельности общества. Инновационный принцип развития базируется на постоянно возрастающем технологическом потенциале (инновационные достижения информационно-коммуникационных технологий), что является основной стратегией развития современной цивилизации. Инновации могут относиться к различным сферам (производство, экономика, право, образование, культура и т.д.) и деятельностям, связанных с человеком и обществом. Инновация - это новшество, способное повысить эффективность системы. В свою очередь, инновационная деятельность направленна на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для распространения и обновления перечня и улучшения качества выпускаемых товаров или услуг [3].

Понятие инновация стало широко употребляться еще в XIX в. Синонимом термина инновация в русском языке являются понятия «нововведение» или «введение новшества» [1]. В обыденном представлении под новшеством понимается новая идея, новый продукт или услуга, новый обычай, новое изобретение, новый принцип управления организацией и т.д. Не каждое новшество становится инновацией, а только то, которое после внедрения доказало свою эффективность и привело к улучшению в определенной области человеческой де-

Вестник КГУ Л 2018

© Грязнова Е.Д., 2018

ятельности. Таким образом, под инновацией можно понимать как результат (конечный продукт) творческой деятельности, так и процесс внедрения новшества [9].

Инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений, что есть залог успешной деятельности любого предприятия. Деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций, является инновационной деятельностью [5]. Все внедряемые инновации можно классифицировать: по степени новизны, по объекту применения, по области применения [4]. Основными критериями инновации могут быть: научно-техническая новизна; практическая воплощенность (производственная применимость); коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество способно удовлетворить определенные запросы потребителей [2]. К участникам инновационной деятельности можно отнести: ученых, посредников, покупателей, пользователей и обучающихся. На сегодняшний день в России участников инновационной деятельности можно условно поделить на: опытные предприятия, промышленный сектор, конструкторские бюро, вузы, и другие предприятия, задействованные в сфере услуг. Но необходимо отметить, что несмотря на такое условное разделение, все участники инновационного процесса взаимно обусловлены и взаимно дополняемые, поскольку все они являются участниками единого экономического процесса (см. рис. 1) [11].

Исходя из приведенных данных на рисунке 1, мы можем сделать вывод, что образовательные организации высшего образования участвуют в инновационной деятельности, но доля их участия не очень большая по сравнению с другими отраслями экономики. Можно предположить, что одним из факторов «торможения» данного процесса, является отсутствие определенной структурно-методологической базы внедрения инновационного процесса в образовательные учреждения. Несмотря на довольно подробное описание в научной литературе различных аспектов инновационной деятельно-

сти вузов [6; 10], практически нигде не встречается алгоритмического и технологического описания этапов инновационного образовательного процесса. Существующая практика показывает, что каждая образовательная организация высшего образования идет своим путем, путем «проб и ошибок», ориентируясь больше на собственную интуицию, чем на какие-либо существующие нормы и практики. Следовательно, вопрос о максимальном включении вузов в инновационный процесс является сегодня одним из первостепенных, поскольку образование выступает гарантом становления и укрепления инновационного потенциала для эффективного социально-экономического развития региона и страны в целом.

Если в экономике и промышленности под «инновациями» подразумевается новое изобретение, новое устройство, то в образовании «инновации» рассматриваются, как новый подход в обучении и воспитании. Причем, новые подходы должны обязательно базироваться на новых средствах обучения (устройствах, технике и т.д.). Инновации в образовании, это, прежде всего, взаимосвязанный процесс, где его элементы постоянно оказывают друг на друга воздействие. С одной стороны, это новые методы и подходы со стороны обучающего, с другой стороны, это «новая» научно-познавательная деятельность со стороны обучающихся.

В свою очередь, инновации в образовании до конца 90-х годов XX в., прежде всего, отождествлялись с внедрением передового педагогического опыта (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, С.Д. Поляков, В. А. Сластенин и др.), новых методов и приемов обучения, т. е. рассматривались исключительно с точки зрения предмета воспитания и обучения [8]. Более того, необходимо отметить, что «инновации» в образовании существовали всегда и являлись базисом, движущей силой для развития самой системы образования, как научной ценности. Но с увеличением частоты смены технологий за одну человеческую жизнь, «инновации» в образовании приобрели новый качественный смысл. Если

Рис. 1. Участники инновационной деятельности в РФ

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

111

в XX в. - это было лишь преимущество «нового» над «старым» знанием, педагогической технологией, то в XXI веке является одним из основополагающих элементов образовательного процесса.

На наш взгляд, основной причиной необходимости внедрения инноваций в образовательный процесс, является: неудовлетворенность насущных потребностей общества как результат использования старых методов и форм обучения и воспитания; исчерпание традиционных ресурсов обучения и воспитания; изменения в структуре отраслей экономики и рынка; демографические изменения; изменения в ценностных установках; новые знания. Важно знать, какие факторы влияют на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс (см. табл. 1).

Таким образом, анализ содержания таблицы 1, дает нам основания полагать, что ведущими условиями повышения эффективности образовательного процесса являются: экономические (наличие достаточного финансирования), правовые (государственная политика, нацеленная на поддержку инноваций), культурологические (общественное принятие и одобрение инновационных процессов), организационные (планирование и реализация инновационного процесса). Более того, ключевым инструментом реализации инновационного процесса в образовании, являются профессиональные кадры. Следовательно, они должны быть соответствующим образом подготовлены к этому про-

цессу. Способность педагогического коллектива к изменениям в образовательной парадигме, в настоящее время, является решающим фактором эффективного развития образовательного процесса, обеспечивающего конкурентоспособность образовательного учреждения, что является главной целью внедрения инноваций в образование. На наш взгляд, эффективность образовательного процесса выражается в экономичности, качестве и доступности предоставления образовательных услуг. Цель инновационного процесса в образовании - создание благоприятных условий для реализации потенциала развития образовательного учреждения.

Безусловно, все образовательные организации высшего образования развиваются по своей траектории и разным масштабом, и у всех разная готовность к инновационному пути развития, где каждый вуз формирует свою инновационную политику с учетом тех удачных моделей, которые способствуют развитию организации. Инновационная политика должна быть нацелена на создание максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития вуза. Следовательно, смыслом внедрения инноваций в образовательный процесс в вузе будет: использование новой техники и технологий, что повлечет за собой появление новых качественных свойств образовательного процесса; использование современных методик обучения и воспитания, что даст возможность внедрять дидактический материал

Таблица 1

Факторы влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс

Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности образовательной организации Факторы, способствующие инновационной деятельности образовательной организации

Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие ресурсных мощностей, неэффективность системы планирования и организации финансово-хозяйственной деятельности. Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, передовых технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Политические, правовые Ограничения со стороны федерального закона об образовании, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность образовательных организаций, государственная поддержка инноваций.

Социально-психологические, культурные Непринятие перемен, боязнь возможности изменения статуса сотрудников, возможность остаться без работы, кардинальное изменение структуры работы, отход от сложившихся привычек и традиций, связанных с трудовой деятельностью, замена привычных стереотипов поведения на нестандартные решения профессиональных задач, опасения за неспособность адаптироваться к новой ситуации, страх перед порицаниями за неудачу. Моральное и материальное стимулирование персонала, активно участвующего в инновационной деятельности, одобрение и признание руководством и коллективом, создание условий для самореализации и саморазвития, поощрение творческого подхода в принятии производственных решений.

Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура образовательного учреждения, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационых взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на привычную целевую аудиторию, ориентация на инерционный экономический эффект, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, само планирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп.

Вестник КГУ 2018

с новыми информационными и технологическими свойствами; изменение в организации управления образовательным процессом; освоение новых сегментов рынка образовательных услуг.

Вместе с тем, в формирующемся «инновационном поле» образовательного учреждения необходимо различать нововведения, которые затрагивают непосредственно сам педагогический процесс, и нововведения, позволяющие эффективно управлять инновационными процессами. Сегодня одной из главных ошибок образовательных организаций, является стремление управлять инновационными процессами старыми методами. Реализация преподавательским корпусом тех или иных «новшеств» на своем уровне, не означает, что в вузе в целом происходит инновационный процесс. Более того, стремление соответсвовать «модным трендам» в образовании, приводит к тому, что изъявив желание внедрить какую-либо инновацию в образовательный процесс, высшее учебное заведение вместо выхода на новый качественный уровень своего развития, приобретает дополнительные финансовые и репутационные проблемы. Здесь особое внимание необходимо уделять не только содержанию той или иной инновации, так как она будет, разумеется, сугубо индивидуальной для каждого вуза в любом конкретном случае, но и организационным основам инновационного процесса. Нецелесообразно организованный инновационный образовательный процесс может быть существенным препятствием развития как педагогического коллектива, так и организации в целом.

Подводя итог, можно добавить, что перевод большинства социальных служб и государственных институтов в режим автоматизированных информационных технологий и «безбумажного пространства», является огромным стимулом для создания в вузе инновационного образовательного процесса. Сама парадигма такого процесса уже в стенах образовательного учреждения позволит сформировать у будущих специалистов-выпускников инновационное мышление, которое является на сегодняшний день ключевой личностной и профессиональной компетенцией. Следовательно, на всех структурных уровнях образовательной организации высшего образования необходимо внедрять и использовать передовые технологии, методы обучения и воспитания, что станет основой формирования необходимых навыков и умений, способствующих эффективной социальной и профессиональной адаптации к быстро меняющемуся миру.

Библиографический список

1. Армстронг Э., Киселев В. Наука, технологии, инновации, бизнес: англо-русский глоссарий. - М.: Программа ЕС-ТАСВ, 2001. - 78 с.

2. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент. -М.: Дашков и К, 2013. - 220 с.

3. Вишняков Я.Д. Инновационный менеджмент / Я. Д. Вишняков, К. А. Кирсанов, С.П. Киселева. - М.: КноРус, 2013. - 326 с.

4. Голубков Е.П. Инновационный менеджмент. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 184 с.

5. Гребенкин А.В. Управление малым бизнесом на основе инноваций / А.В. Гребенкин, А.М. Пермя-кова, А.В. Иванова; под общ. ред. А.В. Гребенкина. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. - 184 с.

6. Губарьков С.В. Теория и методология инновационного управления в вузах России. - Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2016. -

196 с.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// studopedia.net/7_1279_pedagogicheskiy-protsess-osobennosti-pedagogicheskogo-protsessa-printsipi-ego-organizatsii.html (дата обращения: 12.12.2017)

8. Кузьмин С.В. Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2003. -

197 с.

9. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я) / отв. ред.

B.И. Суслов. - Новосибирск: Сибирское науч. изд-во, 2008. - 224 с.

10. Турмов Г.П. Управление инновациями в российских университетских комплексах как фактор устойчивого развития регионов / Г.П. Турмов,

C.В. Губарьков, А.А. Фаткулин, И.Ф. Коршенко. -Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. - 361 с.

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/ (дата обращения 14.01.2018).

References

1. Armstrong EH., Kiselev V. Nauka, tekhnologii, innovacii, biznes: anglo-russkij glossarij. - M.: Programma EC-TACIS, 2001. - 78 s.

2. Belyaev YU.M. Innovacionnyj menedzhment. -M.: Dashkov i K, 2013. - 220 s.

3. Vishnyakov YA.D. Innovacionnyj menedzhment / YA.D. Vishnyakov, K.A. Kirsanov, S.P. Kiseleva. - M.: KnoRus, 2013. - 326 s.

4. Golubkov E.P. Innovacionnyj menedzhment. -M.: NIC INFRA-M, 2013. - 184 s.

5. Grebenkin A.V Upravlenie malym biznesom na osnove innovacij / A.V. Grebenkin, A.M. Permyakova, A.V. Ivanova; pod obshch. red. A.V. Grebenkina. -Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2012. - 184 s.

6. Gubar'kov S.V. Teoriya i metodologiya innovacionnogo upravleniya v vuzah Rossii. -Vladivostok: Dal'nevostochnyj federal'nyj un-t, 2016. - 196 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

113

7. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.YU. Pedagogicheskij slovar'. - M.: Akademiya, 2000 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// studopedia.net/7_1279_pedagogicheskiy-protsess-osobennosti-pedagogicheskogo-protsessa-printsipi-ego-organizatsii.html (data obrashcheniya: 12.12.2017)

8. Kuz'min S.V Innovacionnaya deyatel'nost' pedagogicheskogo kollektiva kak faktor ego razvitiya: dis. ... kand. ped. nauk. - YAroslavl', 2003. - 197 s.

9. Tolkovyj slovar' «Innovacionnaya deyatel'nost'». Terminy innovacionnogo menedzhmenta i smezhnyh

oblastej (ot A do YA) / otv. red. VI. Suslov. -Novosibirsk: Sibirskoe nauch. izd-vo, 2008. - 224 s.

10. Turmov G.P. Upravlenie innovaciyami v rossijskih universitetskih kompleksah kak faktor ustojchivogo razvitiya regionov / G.P. Turmov, S.V. Gubar'kov, A.A. Fatkulin, I.F. Korshenko. -Vladivostok: Izd-vo DVGTU, 2010. - 361 s.

11. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/science_and_innovations/science/ (data obrashcheniya 14.01.2018).

Вестник КГУ Л 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.