Научная статья на тему 'Управление инновационным развитием образовательной организации'

Управление инновационным развитием образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / INNOVATION MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / MANAGING THE STAGES OF INNOVATIVE ACTIVITY AND EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базарова Елена Гармаевна, Базаров Алексей Цыренович

В данной статье рассматривается вопросы внедрения инноваций и пути совершенствования системы управления инновационной деятельностью в образовательной организации, описываются основные этапы управления инновационной деятельностью в образовательной организации. Показана необходимость управления инновационной деятельностью в образовательной организации, поскольку идет процесс становления социокультурной среды, созидающей новое содержание, способы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, способствующие достижению положительных итогов. Выявлен ряд проблем, препятствующих активному внедрению инноваций. Рекомендовано совершение действий для преодоления выявленных проблем. Определены условия реорганизации управления инновационным процессом, под которой подразумевается формирование таких организационных отношений, которые позволили бы наиболее эффективно применять креативный потенциал коллектива. Установлена основная задача руководителя образовательной организации, которая заключается в искусстве формирования атмосферы креативного поиска в руководимом коллективе, в которой сами подчиненные вовлекаются в процесс формирования и реализации решения, принимаемого ими либо как свое собственное, либо как лучшее из всех. И все это способствует применению инновационного управления как комплекса мер по повышению конкурентоспособности образования и повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базарова Елена Гармаевна, Базаров Алексей Цыренович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article discusses the issues of innovation and ways to improve innovation management in the educational organization, describes the main stages of management innovation in the educational organization. The necessity of innovation management in the educational organization, as is the process of becoming social and cultural environment, to create new content, methods, forms of organization of educational process and their adequate management systems to achieve positive results. A number of obstacles to active innovation. It is recommended to perform actions to overcome the identified problems. The conditions of the innovation process management reorganization, by which is meant the formation of organizational relations, which would allow the most efficient use of the collective creative potential. The basic task of the head of educational organization, which is the art of forming a creative atmosphere in the search headed by a team in which subordinates are involved in the process of formation and implementation of the decisions themselves, they received as either its own or as the best of all. All this contributes to the use of innovatsionnogo management as a set of measures to povysheniyu obrazovaniya competitiveness and improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным развитием образовательной организации»

Базарова Елена Гармаевна, Базаров Алексей Цыренович УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

УДК 371.2

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2016

Базарова Елена Гармаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, право и государственное управление» Бурятский республиканский институт образовательной политики, Улан-Удэ (Россия) Базаров Алексей Цыренович, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и региональная экономика» Бурятский государственный университет, Улан-Удэ (Россия)

Аннотация. В данной статье рассматривается вопросы внедрения инноваций и пути совершенствования системы управления инновационной деятельности в образовательной организации, описываются основные этапы управления инновационной деятельности в образовательной организации. Показана необходимость управления инновационной деятельностью в образовательной организации, поскольку идет процесс становления социокультурной среды, созидающей новое содержание, способы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, способствующие достижению положительных итогов. Выявлен ряд проблем, препятствующих активному внедрению инноваций. Рекомендовано совершение действий для преодоления выявленных проблем. Определены условия реорганизации управления инновационным процессом, под которой подразумевается формирование таких организационных отношений, которые позволили бы наиболее эффективно применять креативный потенциал коллектива. Установлена основная задача руководителя образовательной организации, которая заключается в искусстве формирования атмосферы креативного поиска в руководимом коллективе, в которой сами подчиненные вовлекаются в процесс формирования и реализации решения, принимаемого ими либо как свое собственное, либо как лучшее из всех. И все это способствует применению инновационного управления как комплекса мер по повышению конкурентоспособности образования и повышению качества образования.

Ключевые слова: инновации, образовательная организация, управление инновациями, инновационная деятельность, креативный потенциал, инновационный процесс, этапы управления инновационной деятельностью, образование.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

© 2016

Bazarova Elena Garmaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair "Economics, Law and Public Administration" Buryat republican institute for educational policy, Ulan-Ude (Russia) Bazarov Aleksey Tsyrenovich, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair

"Economic theory and regional economy" Buryat State University, Ulan-Ude (Russia)

Abstract. This article discusses the issues of innovation and ways to improve innovation management in the educational organization, describes the main stages of management innovation in the educational organization. The necessity of innovation management in the educational organization, as is the process of becoming social and cultural environment, to create new content, methods, forms of organization of educational process and their adequate management systems to achieve positive results. A number of obstacles to active innovation. It is recommended to perform actions to overcome the identified problems. The conditions of the innovation process management reorganization, by which is meant the formation of organizational relations, which would allow the most efficient use of the collective creative potential. The basic task of the head of educational organization, which is the art of forming a creative atmosphere in the search headed by a team in which subordinates are involved in the process of formation and implementation of the decisions themselves, they received as either its own or as the best of all. All this contributes to the use of innovatsion-nogo management as a set of measures to po-vysheniyu obrazo-vaniya competitiveness and improve the quality of education.

Keywords. Innovation, educational organization, innovation management, innovation, creative potential, innovation process, managing the stages of innovative activity and education.

Происходящие в государстве социально-экономические реформы ставят одной из основных целей процесс совершенствования системы образования в рамках ее наибольшей адаптации к реалиям рыночной жизни.[1]

В последнее время наблюдается обширное введение различных нововведений, затрагивающих вопросы организации образовательного процесса, создания авторских методик, применения нестандартных форм и средств преподавания, задача которых преодолеть единообразие структуры и содержания школьного образования [2]. В последнее время все большое число руководителей образовательных организаций вовлекается в поиск и применение инноваций в управление, в работу, основанную на видении образования как метода становления социокультурной среды, созидающей новое содержание, способы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, способствующие достижению положительных итогов [3].

Большую часть инновационных процессов в образовательной организации обусловило изменение роли образования в обществе. Многие образовательные организации стали вводить новые элементы в собственную деятельность, но на практике произошло серьезное про-

тиворечие между имеющейся потребностью в быстром развитии и неспособности руководителей изменяться.

Одной из основных проблем в инновационной деятельности является проблема управления этой деятельностью. Анализ практики деятельности современных образовательных организаций Республики Бурятия показывает, что для эффективности их деятельности все большее значение приобретает квалификация руководителя, которая становится решающим элементом обеспечения эффективности инновационной деятельности [4].

Инновационное развитие образовательных организаций происходит под влиянием изменений внешних факторов и с учетом внутренних процессов саморазвития

[5].

Внешние факторы состоят из инициатив государства и муниципалитетов в области образования и заказа на образовательные услуги социального окружения образовательной организации [6].

Основной задачей инновационной образовательной организации - это разработка программы инновационной деятельности, включающей совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопреде-

Базарова Елена Гармаевна, Базаров Алексей Цыренович педагогические

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ... науки

ленности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др. [7]

Управление инновационной деятельностью состоит из следующих этапов: планирование, подготовка, внедрение, закрепление и оценка результатов.

На этапе планирования рекомендуется выполнение ряда действия: определить ключевую цель и содержание инновации, а также необходимые ресурсы, сформировать план мероприятий, выявить внутренние и внешние факторы в отношении инновации, разработать стратегию и раскрыть проблемы и риски, вероятно вызванные инновацией, сформулировать критерии, по которым предполагается осуществление контроля и оценки итогов внедрения инноваций.

На этапе подготовки предполагается время для снижения психологического напряжения в образовательной организации, отбор методов подготовки и информирования сотрудников, контроль готовности образовательной организации к внедрению инноваций, а при необходимости корректировка плана мероприятий.

На этапе внедрения рекомендуется:

- иметь определенный запас резервов на случай форс-мажорных ситуаций;

- быть готовым к корректировке стратегии инновационной деятельности;

- периодически информировать работников об итогах инновационной деятельности.

На этапе закрепления предлагается:

- изучить возможность повышения квалификации и/ или переподготовки сотрудников;

- реализовывать планы с учетом текущей ситуации при использовании результатов инноваций.

На этапе оценки результатов следует:

- обеспечить обратную связь со всеми, на кого влияют происходящие изменения;

- информировать сотрудников и всех заинтересованных лиц о результатах внедрения инновации.

Таким образом, в результате выполнения рекомендованных операций на данных стадиях инновационного процесса позволит руководителям эффективно реализо-вывать принятые управленческие решения.

Руководство образовательной организации, в котором активно проводится работа по внедрению инноваций, может столкнуться с рядом проблем:

- сокращение финансирования сферы образования;

- отсутствие желания ряда работников принимать участие в реализации инновационной деятельности;

- консерватизм сотрудников;

- отсутствие у сотрудников достаточной квалификации;

Для ликвидации отрицательных явлений в управлении инновационным процессом в образовательной организации рекомендуется совершение следующих действий:

1. Активное привлечение внебюджетных средств, например через гранты, оказание дополнительных платных образовательных услуг, спонсорство и т.д.

2. Привлеченные дополнительные средства направлять на укрепление материально-технической базы образовательной организации, приобретение дополнительного наглядного материала и учебников, учебных пособий.

3. Повышение стимулирования сотрудников.

4. Информировать коллектив о целях и задачах инновациях, способах реализации.

5. Правильно организовывать и подготавливать любое нововведение.

Предложенные способы ликвидации отрицательных явлений в управлении инновационным развитием образовательной организации способствуют более эффективному управлению инновационным развитием образовательной организации.

В целом, для эффективного управления инновационным процессом и снижения противодействия к инновациям требуется реорганизация управления инновационным процессом, под которой подразумевается формирование таких организационных взаимоотношений, которые разрешили бы наиболее эффективно применять креативный потенциал коллектива [8]. Новые принципы управления предполагают формирование условий для успешного инновационного климата, и включают следующее:

- абсолютная поддержка инновационной работы со стороны руководства образовательной организации, поскольку установки руководства образовательной организации содействуют созданию благоприятного инновационного климата, содействующей креативному поиску и реализации инноваций;

- всемерная поддержка экспериментов на всех уровнях образовательной организации. Новаторам предоставляются все условия воплотить их инновационные идеи;

- совершенствование коммуникационных процессов между подразделениями и отдельными работниками;

- применение комплексных стимулирующих систем, включающих разные формы и способы материальной мотивации инновационной деятельности, а, также, широкий спектр мер социально-психологического стимулирования сотрудников;

- вовлечение сотрудников во все этапы инновационного процесса и принятия решения. Данное вовлечение способствует снижению противодействия сотрудников научно-техническим и организационным инновациям, содействует повышению эффективности производственной работы;

- постоянное повышение квалификации сотрудников.

Решающее значение для формирования благоприятного инновационного климата имеет поддержка инноваций со стороны руководства образовательной организации [9-17]. Анализ практики деятельности образовательных организаций в современных условиях конкурентной среды позволяет сделать вывод о том, что для успешности их деятельности все большее значение приобретает качество управления. Исходя из этого, квалификация руководителя, его компетентность становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. Главной задачей руководства становится искусство формирования атмосферы креативного поиска в руководимом коллективе, а не умение единолично принимать правильные решения. В данном случае сами подчиненные привлекаются в процесс формирования и реализации решения, принимаемого ими либо как свое собственное, либо как лучшее из всех.

Управление образовательной организацией в контексте целостного инновационного развития учреждения должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

- работу с педагогическими кадрами, направленную на подготовку их к инновационной педагогической деятельности;

- работу с учащимися, предполагающую изучение и учет интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для их адаптации к преобразованиям;

- работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к новшествам и привлечение их к участию в инновационном процессе, происходящим в образовательной организации;

Базарова Елена Гармаевна, Базаров Алексей Цыренович УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

- совершенствование системы внутриорганизацион-ного управления с целью максимального использования имеющихся ресурсов образовательной организации;

- осуществление связей с социумом для наиболее полного удовлетворения его образовательных потребностей и привлечения дополнительных ресурсов;

- осуществление контроля и анализа инновационной деятельности, в случае необходимости, ее коррекции;

- осуществление информационного сопровождения инновационной деятельности.

По состоянию на 01 января 2016 года в большинстве образовательных организаций Республики Бурятия разработаны программы развития образовательной организации, основной концептуальный замысел которых направлен на опытно-экспериментальную деятельность образовательной организации, а также определенные параметры социального заказа. Миссией таких образовательных организаций является оказание помощи обучающемуся стать и быть самим собой, развить и проявить свои способности, самоопределиться, самоутвердиться, самореализоваться и самовыразиться.

Во всех них применяется модель личностно-развива-ющего образовательного процесса, которая реализуется через личностно-развивающий потенциал учащихся на основе изучения индивидуальных особенностей и дифференциации обучения, использования элементов педагогических личностно-ориентированных и личностно-развивающих условий для самовыражения учащихся.

Стратегия деятельности Бурятского республиканского института образовательной политики и Бурятского государственного университета заключается в реализации совместно с органами управления образованием республики Бурятия единой региональной образовательной политики; развитии организационных моделей и форм, методов и средств повышения профессиональной квалификации управленческих кадров системы образования РБ, а также получения ими дополнительного профессионального образования; стимулирования профессионально-личностного развития управленческих кадров системы образования республики Бурятия; обучение управленческих кадров системы образования РБ методологии и методике разработки инновационных программ и проектов развития образовательных организаций; внедрение и диссеминация современных образовательных моделей и успешных образовательных практик в образовательных организациях РБ; укрепление и расширение профессиональных связей с общественными педагогическими организациями (объединениями) республики.

Со стороны Бурятского республиканского института образовательной политики и Бурятского государственного университета в рамках формирования успешного инновационного климата в образовательных организациях осуществляется обеспечение современного качества повышения профессиональной квалификации управленческих кадров системы образования РБ, подготовка кадров по использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе; методическое сопровождение на базе образовательной организации специальных психолого - педагогических семинаров, организация и сопровождение курсов, где основным трендом является личностно-ориентирован-ный подход в обучении и воспитании, технологии кор-рекционно-развивающего обучения; реализация программ профессиональной переподготовки по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент в образовании», где одними из модулей обучения слушателей являются «Инновационный менеджмент», «Управление инновациями в ОО» в рамках которых идет обучение их управлению инновациями в образовательной организации и инновационным развитием образовательной организации.

В 2011-2015годах Бурятским республиканским институтом образовательной политики осуществлялось

научно-методическое сопровождение работы стажиро-вочных площадок инновационных образовательных организаций республики. В ходе этой работы было выявлено, что в управлении инновационным развитием образовательной организации свою эффективность доказали следующие методы руководства инновационной деятельностью: методы формирования эффективно работающих творческих исследовательских команд, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации - стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль; методы создания условий для профессионального роста членов коллектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутриорганизационной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса для достижения целей развития школы. Школа, как образовательная организация, должна стать носителем инноваций, вооружать ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни, поскольку ее главными задачами являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, важнейшими качествами которой становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть жизнеспособным в высокотехнологичном, конкурентном мире [19].

Для современных образовательных организаций для обеспечения развития становятся актуальными методы инновационного менеджмента. Необходимость инновационного развития, изменений в организации возникает в любом случае, независимо от принятой высшим руководством целевой ориентации [18]. Это обуславливает применение инновационного управления как комплекса мер по повышению конкурентоспособности образования и повышению качества образования, особенно в сельской школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Базаров А.Ц. Инновационный менеджмент / сост. Базаров А.Ц., Базарова Е.Г., Родионова Д.Н. учебное пособие - изд-во БГСХА, Улан-Удэ. 2016. 235 с.

2. Флешлер А.А. О понятии и сущности инноваций: исторический ракурс / Вестник Бурятского государственного университета. Серия «экономика и менеджмент». 2014. Вып. 1. С. 110-118.

3. Кузькин Н.П. Критерии эффективности внедрения инноваций в управление учебным заведением // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. № 14. С. 202-204

4. Гунжитова Г.-Х. Ц. Структура спроса на педагогические кадры на рынке труда Республики Бурятия. // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «экономика и менеджмент». 2015. Вып. 2. С. 6167.

5. Ванчикова Е. Н., Осодоева О. А.,Плотников В. А. Реализация адаптационных процессов управления инновационной деятельностью. // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «экономика и менеджмент». 2015. Вып. 3. С. 3-12.

6. Семикина А.В. Инновационное социальное развитие как условие повышения конкурентоспособности человеческого капитала // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. №1.

7. Лисицына Ю.В. Управление образованием с использованием инноваций в образовательном учреждении // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества - материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013, с. 179-188.

8. Цыренов Д.Д., Стробел Д. Институциональные основы управления образованием // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «экономика и

Базарова Елена Гармаевна, Базаров Алексей Цыренович

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ .

менеджмент». 2012. Вып. 2. С. 59-66

9. Цветкова И.В. Структура и функции инновационной культуры // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 21-23.

10. Карпычева А.А. К вопросу о готовности педагогов начального образования к инновационной деятельности // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 25-27.

11. Курносова С.А. Духовно-нравственное воспитание школьников. система инновационной работы школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 58-62.

12. Якунин В.Н. Современные направления инновационного развития вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 78-83.

13. Манова М.В. Концептуальные основы проектирования в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 86-89.

14. Желнина Е.В. Инновационные потребности: понятие, классификация, тенденции изменения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 53-56.

15. Алиева Л.В., Руденко И.В. Роль опытно-экспериментальной работы вуза в развитии теории и практики воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 11-13.

16. Филиппова В.А. Управление инновационной деятельностью в образовательном процессе детского сада // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 93-95.

17. Шустова И.Ю. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию в школе: сущность и содержание // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 41-45.

18. Майоров А.А. Инновационное управление образовательным учреждением // Государственный советник. 2015. № 1 (9). С. 61-68

19. Базарова Е.Г. Вопросы развития сельской бурятской школы // Воспитательное пространство сельской школы: история и современность - материалы Межрегиональной научно-практической конференции (ноябрь 2013года). Улан-Удэ. 2014.С.14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.