Научная статья на тему 'Модель инновационного потенциала как основа инновационной деятельности преподавателя вуза'

Модель инновационного потенциала как основа инновационной деятельности преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE ACTIVITIES / PERSONAL INNOVATIVE POTENTIAL / PEDAGOGICAL INNOVATIVE / INNOVATIVE PROCESS / INNOVATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатауллина А. Г.

В статье рассматриваются подходы к определению инновационной деятельности преподавателя вуза, описываются его основные характеристики и процесс реализации. Особо следует подчеркнуть, что одним из важных факторов осуществления инновационной деятельности преподавателя вуза является творчество, необходимое для создания новых программ, учебников, методических пособий, а также модификации нового на уровне внедрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гатауллина А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL INNOVATIVE POTENTIAL AS THE BASIS OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF UNIVERSITY TEACHERS

The article discusses approaches to the definition of innovative work of the university teacher, describes its main characteristics and the process of implementation. It should be emphasized that one of the important factors of the innovation is the teache's creativity, which is needed to create new perspectives, programs, textbooks, as well as modifications to this new level of implementation. The concept of "innovation" and its associated concepts such as "innovative personality", "innovativeness", "innovative potential of the individual," etc., have entered into the psychology relatively recently under the influence of sociological development and the development of innovative process management practices. In this regard, they bear the imprint of empirical and psychological "amateurism", due to the necessity of entering the sphere of proper psychological problems researchers from other science and research oriented practice. Analysis of the theory and practice clearly shows that at the present time the majority of innovations developed or reclaimed educational institutions are a version or a combination and often a retro-innovation, that was already described somewhere else, partly or as a whole. The novelty is rather relative.Innovation has always been an important part of development of pedagogical reality. Innovation processes in educational theory and educational practice have intensified in the early XX century, when due to the rapid development of science and technology and social upheavals increased interest in creating culture-creating educational institutions, the organization of the educational process on the basis of cultural paradigm.

Текст научной работы на тему «Модель инновационного потенциала как основа инновационной деятельности преподавателя вуза»

УДК - 316.6.

А.Г.Гатауллина

МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА.

В статье рассматриваются подходы к определению инновационной деятельности преподавателя вуза, описываются его основные характеристики и процесс реализации. Особо следует подчеркнуть, что одним из важных факторов осуществления инновационной деятельности преподавателя вуза является творчество, необходимое для создания новых программ, учебников, методических пособий, а также модификации нового на уровне внедрения.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный потенциал личности, педагогическая инновация, инновационный процесс.

A.G.Gataullina MODEL INNOVATIVE POTENTIAL AS THE BASIS OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF UNIVERSITY TEACHERS.

The article discusses approaches to the definition of innovative work of the university teacher, describes its main characteristics and the process of implementation. It should be emphasized that one of the important factors of the innovation is the teache's creativity, which is needed to create new perspectives, programs, textbooks, as well as modifications to this new level of implementation.

The concept of "innovation" and its associated concepts such as "innovative personality", "innovativeness", "innovative potential of the individual," etc., have entered into the psychology relatively recently under the influence of sociological development and the development of innovative process management practices. In this regard, they bear the imprint of empirical and psychological "amateurism", due to the necessity of entering the sphere of proper psychological problems researchers from other science and research oriented practice.

Analysis of the theory and practice clearly shows that at the present time the majority of innovations developed or reclaimed educational institutions are a version or a combination and often a retro-innovation, that was already described somewhere else, partly or as a whole. The novelty is rather relative.Innovation has always been an important part of development of pedagogical reality. Innovation processes in educational theory and educational practice have intensified in the early XX century, when due to the rapid development of science and technology and social upheavals increased interest in creating culture-creating educational institutions, the organization of the educational process on the basis of cultural paradigm.

Key words: innovative, innovative activities, personal innovative potential, pedagogical innovative, the innovative process.

Инновационный потенциал - это в свою очередь совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Под инновационной деятельностью подразумевается некая комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. "Любое педагогическое новшество относительно, в нем всегда велика доля "хорошо забытого старого", что не умаляет его значения, а лишь подчеркивает преемственность его развития", - считает М.М.Поташник [7, с.7].

По мнению авторов Ожегова и Шведова, "Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или настоящему времени, недостаточно знакомый, мало известный " [5, с.368]. Нельзя отождествлять понятия "новшество" и "прогрессивное". Прогрессивное то, что эффективно, вне зависимости от времени его возникновения.

Понятие «инновационная деятельность» и сопряженные с ним понятия, такие как «инновационная личность», «инновативность», «инновационный потенциал личности» и т.д., вошли в психологию сравнительно недавно под воздействием социологических разработок и развития практик управления инновационными процессами. В связи с этим они носят на себе отпечаток эмпиричности и психологического «дилетантизма», обусловленного необходимостью вхождения в сферу собственно психологических проблем исследователей, представляющих другие науки и научно ориентированные практики.

Прежде чем выделить сущность понятия "инновационная деятельность", следует рассмотреть понятие "педагогическая инновация". Существует несколько толкований этого понятия. По мнению Н.Бурдиной, "педагогическая инновация, во-первых, целостная теоретическая, технологическая и методологическая концепция обновления педагогической деятельности, которая обеспечивает её выход на прогнозируемый уровень. Во-вторых, создание принципиально новых образцов деятельности, которые выходят за пределы существующих норм, являясь нерегламентированными, и выводят профессиональную деятельность на новый качественный уровень, в-третьих, инновационный процесс - это динамическое единство педагогических новшеств, их освоение

педагогическим сообществом и эффективное исполнение в практике только на научной основе" [2, с.7-10].

Ю.И.Карпова считает, что инновационная деятельность может быть направлена как на преобразование внешнего мира, способов взаимодействия с ним, так и на внутренний мир человека, на способы его взаимодействия с самим собой. Тогда предметом его деятельности становятся личностные структуры: ценности, смыслы, мотивы, цели, нравственные позиции. Перечисленные личностные образования составляют основу побудительных структур деятельности, и их преобразование неизбежно влияет на изменение исполнительских структур деятельности - способов, средств деятельности и, следовательно, внешних результатов деятельности. Соответственно, наряду с традиционно понимаемыми средствами инновационной деятельности, выделяются и личностные средства деятельности, например, рефлексия. В инновационной деятельности человек реализует имманентно присущую ему творческость. Тогда готовность к инновационной деятельности можно рассматривать как некую сформированность личностного ресурса человека, обеспечивающую свободу его интеллектуальной самореализации в условиях изменяющейся социальной реальности [3, с.192].

В.И.Андреев, выделяет ряд смыслов инновационной деятельности, считает, что "суть пятого значения инновационной деятельности заключается в том, что педагогическая деятельность приобретает устойчивый характер творческой педагогической деятельности, к тому же инновация, обладая огромным системным эффектом, оказывает положительное влияние на все стороны и компоненты учебно-воспитательного процесса" [1, с.235].

В рамках инновационной деятельности М.М.Поташник выделяет три вида новшеств: модификационное, комбинаторное и радикальное (новаторское) [6, с.204]. Модификационное новшество предполагает видоизменение, модернизацию (обновление), совершенствование, рационализацию, оптимизацию чего-то, что уже было известно, что имеет аналог или прототип. Комбинаторное новшество создается путем первоначального разделения, расчленения какого-то целостного опыта или его конечных продуктов на части, компоненты, элементы, а затем соединения этих частей в иных, чем прежде, порядке, структуре, сочетаниях и соотношениях для создания нового целого. Радикальное (новаторское) новшество предполагает создание такой образовательной практики, которой не было прежде, то есть того, что не имеет ни аналогов, ни прототипов.

Анализ теории и практики наглядно свидетельствует, что в настоящее время большинство новшеств, разрабатываемых или осваиваемых образовательными учреждениями, являются модификационными или комбинаторными и чаще всего ретроинновациями, то есть тем, что уже частями или целостно, но было описано где-то. Новизна носит лишь относительный характер.

Инновационность всегда была свойственна развитию педагогической действительности. Инновационные процессы в педагогической теории и в образовательной практике заметно активизировались в начале XX века, когда в связи с быстрым развитием науки и техники и социальными катаклизмами усилился интерес к становлению, к созданию культуротворческих образовательных учреждений, к организации учебного процесса на основе культурологической парадигмы.

Если рассмотреть инновационный процесс как целенаправленную комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новых элементов системы, вызывающих ее переход из одного стабильного состояния в другое, то можно сказать, что инновационная деятельность преподавателя осуществляется по различным направлениям, затрагивая все аспекты функционирования образовательного учреждения: содержание образования в различных типах учебных заведений; технологии, принципы, методы, формы, приемы и средства обучения и воспитания; организацию учебно-воспитательного процесса; систему управления.

Деятельность преподавателя, исходя из инновационных целей, функций и принципов подготовки студента - будущего специалиста, должна быть направлена, прежде всего, на развитие и усиление индивидуального потенциала обучаемого для обеспечения его эффективной самореализации. Перед преподавателем в ситуации использования технологий реализации образовательных услуг студент выступает в роли «предпринимателя», имеющего определенную идею собственного обучения и профессиональной самореализации.

В этих инновационных обстоятельствах преподаватель в образовательном процессе обязан создавать условия для сознательного выбора студеном «образовательной траектории» (индивидуальный выбор учебных дисциплин и очередность их изучения), уточнения целей, которые студент ставит перед собой, оказания помощи студенту в планировании деятельности, консультирования по применению конкретных учебников, средств, приемов, методов обучения.

Преподаватель в таких обстоятельствах выступает в роли личности, которая по содержанию профессиональной деятельности обладает совокупностью качеств, доступной не многим: он должен уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения,

использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию, т.е. решать творческие, проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическое образование рассматривается не только как производство и присвоение новых знаний, целей, ценностей, личностных смыслов, но и как раскрытие сущностных сил, деятельностных способностей человека, его возможностей компетентного и ответственного выполнения профессиональных и социальных ролей, продуцирования новых идей, решений, создание реальных предпосылок для саморазвития личности будущего специалиста. Актуализируется развитие социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности преподавателя, его способности не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы.

В процессе такой подготовки акцентируется развивающий потенциал обучения, актуализируются ценность поисковой деятельности и дидактические цели высокого познавательного уровня, развивается высокая личностно-профессиональная готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию со студентами, формируется главный побудительный мотив инновационной деятельности - профессиональный интерес в сочетании с самореализацией и ориентацией на развитие обучаемых.

Курс на развитие творческой индивидуальности специалиста является одним из основных направлений развития профессионального образования. Нужно специально подчеркнуть, что речь идет не об индивидуальном обучении (вернее, не только о нем), изоляции одного студента от другого с помощью индивидуальных планов и программ, а о включении его в систему общественных отношений. В таком контексте можно вести речь о диалектике индивидуального, личного и общественного.

Преподаватель не просто реализует себя, смысл своей жизни, совершает выбор между репродуктивным способом педагогической деятельности и творчеством, он качественно преобразует себя, снимает свои психологические барьеры, переосмысливает свои профессиональные ожидания, ищет возможности для развития профессионально значимых качеств, вырабатывает свою педагогическую концепцию. Преподаватель преодолевает барьер рутинной работы, когда он для того, чтобы обрести новые возможности самореализации в профессиональной деятельности, должен расширить свои профессиональные представления, отказаться от многих найденных ранее решений, по-новому посмотреть на свою педагогическую концепцию, найти путь своего дальнейшего самосовершенствования. [4, с.323]

Однако не всякая инновационная деятельность дает положительный результат. Для повышения эффективности инновационная деятельность должна быть направлена на решение вполне конкретных задач. Необходима экспериментальная проверка, апробирование того, что использование нового средства в измененных условиях даст максимально возможный при данных условиях результат.

Р.Х.Шакуров утверждает, что "надо четко выделять объективный и субъективный аспекты инновационной деятельности. В первом случае речь идет о новшестве в материально-вещественной стороне педагогической деятельности, например, в учебных планах, в организационных структурах, в технических средствах обучения, а во втором - о психологических особенностях инновационной деятельности и о тех изменениях, которые происходят в субъекте в ходе этих изменений (в сфере мотивации, знаний, умений, способностей и других)" [8, с. 88]. Инновационная деятельность позволяет преподавателю наиболее плодотворно проявить свои индивидуальные качества и способности, а руководителю - стимулировать эффективную творческую деятельность и творческое саморазвитие. И для успешной инновационной деятельности необходимо соответствие этих двух сторон конкретной задаче профессионально-творческой деятельности преподавателя.

В процессе педагогической деятельности преподаватель рассматривает различные концепции обучения и воспитания, он производит оценку их как более или менее значимых для обучаемых и себя. Особо следует подчеркнуть, что одним из важных факторов осуществления инновационной деятельности преподавателя является творчество, необходимое для создания нового взгляда, программы, учебника, а также модификации этого нового на уровне внедрения.

Эффективная творческая деятельность и творческое саморазвитие преподавателя в условиях инновационной деятельности возможны при всестороннем изучении, анализе, самоанализе, самопроектировании всех участков профессионально-педагогической деятельности с учетом стимулов мотивации творческого саморазвития преподавателя.

Таким образом, инновационная деятельность преподавателя вуза имеет две стороны: технологическую и психологическую.

Инновационная деятельность педагога характеризуется новыми технологическим, методологическим, качественным уровнями. В ходе инновационной деятельности не только

осваиваются, внедряются, но и создаются принципиально новые образцы деятельности. Эффективность использования новшеств на практике возможна только на научной основе.

Литература

1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2.-Казань: Изд - во КГУ, 1998.-317 с.

2.Бурдина Н. В основе работы педагогические инновации. 1998. -№5. - С. 7-10.

3.Карпова Ю. А Введение в социологию инноватики : учеб.пособие / Ю. А. Карпова. — СПб. : Питер, 2004. 192 с.

4.Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избранные педагогические труды: В 3-х т. Т.1/ Г.В. Мухаметзянова.- Казань: Магариф, 2005. - 416 с.

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская Академия Наук; Российский фонд культуры. 3 изд. - М.: 1995.-928 с.

6.Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. М., 2009.

7.Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М: Знание, 1987. -80 с.

8.Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. - М., 1995.-183 с.

1. Andreev V.! Pedagogika tvorcheskogo samorazvitija. Innovacionnyj киге. Kniga 2.- Ка7ап': М - vo ^и, 1998.-317 s.

2. Burdina N. V osnove raboty pedagogicheskie innovacii. 1998. -№5. - S. 7-10.

3. Karpova Ju. А. Vvedenie V sociologiju innovatiki : ucheb.posobie / Ju. А. Karpova. — SPb. : Piter, 2004. 192 s.

4. Muhametzjanova G.V. Voprosy obshhej i professional'noj pedagogiki. Izbrannye pedagogicheskie trudy: V 3^ t. Т.1/ G.V. Muhametzjanova.- Kazan': Magarif, 2005. - 416 s.

5. Ozhegov S.I., Shvedova ^и. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka / Rossijskaja Akademija Nauk; Rossijskij kul'tury. 3 izd. - М.: 1995.-928 s.

6. Potashnik М.М. Upravlenie professional'nym rostom иЛке^ V sovremennoj shkole. Metodicheskoe posobie. М., 2009.

7. Potashnik М.М. Kak razvivat' pedagogicheskoe tvorchestvo. - М: Znanie, 1987. -80 s.

8. Shakurov R.H. Psihologija rukovodstva pedagogicheskim kollektivom. - М., 1995.-183 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.