Научная статья на тему 'Инновации как средство достижения конкурентного преимущества предпринимательских структур'

Инновации как средство достижения конкурентного преимущества предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1652
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIONS / BUSINESS STRUCTURES / COMPETITIVENESS / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Наталья Юрьевна

В статье установлено, что основой обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур должны стать инновации, которые проявляются в виде достижений науки и техники, новых технологиях, средствах коммуникации, новых методах и средствах управления, внедряемые в производство и социальную сферу. Именно в условиях формирования инновационной экономики понятие «конкурентоспособность» характеризует восприимчивость предприятий осваивать новые виды инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business competitive advantages through innovations

The article deals with such innovations as scientific and technical advances, new technologies, means of communication and administration being introduced within production and social areas as the basic way for enterprises to become competitive ones. That is in economy being reformed when company competitiveness enables it to apply further innovations.

Текст научной работы на тему «Инновации как средство достижения конкурентного преимущества предпринимательских структур»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 3. С. 36-41.

УДК 005.591.6

ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ

КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

BUSINESS COMPETITIVE ADVANTAGES THROUGH INNOVATIONS

Н.Ю. Рябова N.U. Ryabova

Омский государственный институт сервиса

В статье установлено, что основой обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур должны стать инновации, которые проявляются в виде достижений науки и техники, новых технологиях, средствах коммуникации, новых методах и средствах управления, внедряемые в производство и социальную сферу. Именно в условиях формирования инновационной экономики понятие «конкурентоспособность» характеризует восприимчивость предприятий осваивать новые виды инноваций.

The article deals with such innovations as scientific and technical advances, new technologies, means of communication and administration being introduced within production and social areas as the basic way for enterprises to become competitive ones. That is in economy being reformed when company competitiveness enables it to apply further innovations.

Ключевые слова: инновации, предпринимательские структуры, конкурентоспособность, технологии.

Key words: innovations, business structures, competitiveness, technologies.

ХХ1 век свидетельствует о новых качественных изменениях во всех сферах мирового развития: экономике, политике, социальных процессах. Те страны, которые эффективно использовали достижения науки и техники, кадровый и научный потенциалы, природные ресурсы, смогли уйти вперед в своем развитии. Они сформировали более высокое качество жизни людей, новую систему внутренних экономических, политических и международных отношений. Это страны Западной Европы и США, а на востоке - Япония. Страны, не сумевшие использовать современные достижения науки, техники и технологии, не могут адаптироваться к новым сложившимся условиям и отношениям, поэтому значительно отстают в продвижении вперед [1, с. 180].

Одной из основных задач для экономики России является перевод ее на инновационный путь развития и формирование такой системы, при которой инновации послужат основой развития промышленности и общества. Необходимость перехода к инновационной экономике, способной, с одной стороны, обеспечить достаточное разнообразие производимых в стране продуктов, а с другой - сократить зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий, значительно усилилась в связи с мировым финансовым кризисом.

© Рябова Н.Ю., 2010

Падение мировых цен на энергоресурсы при одновременно высокой для России доле импорта повлекло за собой фактическую девальвацию национальной валюты. Успешное преодоление кризисных явлений во многом зависит от того, каким потенциалом будет обладать российская экономика по окончании кризиса. Этот потенциал и будет определять конкурентоспособность экономики России, повышение которой возможно на основе технологической модернизации за счет отечественных разработок и импорта передовых инновационных решений [2].

В условиях рыночной экономики активным фактором экономического развития страны является инновационное предпринимательство. Для решения производственных и коммерческих задач, улучшения конкурентных позиций предпринимательские структуры начинают реализовывать инновационные проекты. Но не все предприятия могут применять инновации, так как результат любого инновационного проекта не всегда совпадает с планами и сопровождается большими затратами. Поэтому необходимо уметь измерять их эффективность, разбираться в сущности нововведения, его экономической природы, изучить закономерности инновационных процессов [3, с. 15].

Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation, обо-

значающим «введение новаций», т. е. процесс использования новшеств. А новатор - это человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-либо области деятельности [4, с. 412].

Таким образом, инновационность - это закон конкуренции, непременное свойство рыночной экономики, без которого та или иная рыночная система будет обречена на застой, вытеснение и гибель [1, с. 417]. Поэтому в условиях становления новой модели социальноэкономического развития России - модели инновационной экономики, ключевым фактором в этом процессе должно стать эффективное инновационное развитие предпринимательских структур, которое предполагает конкурентоспособное производство, а также удовлетворяющее по цене и качеству как производителя, так и потребителя данной продукции.

Однако преобладающая роль экспортноориентированного сырьевого сектора в экономике страны является фактором, сдерживающим возможности повышения ее конкурентоспособности за счет более высокой, чем в развитых странах, инфляции. По оценке МВФ, инфляционное давление больше ощущается в странах, в экономике которых слабо используются высокотехнологичные производства (Россия пока находится в их числе).

Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах выдвигаются на первый план уже не эти отрасли, еще недавно определявшие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий.

Экономика стран с основной долей отраслей высоких технологий отличается устойчивостью к инфляции, поскольку цены на продукцию технологичных производств только на первоначальном этапе определяются большими затратами на разработку и опытное производство. По мере наращивания объемов выпуска издержки производства и цены на них динамично снижаются, создавая эффект масштаба. В данном случае это не только фактор обеспечения конкурентоспособности продукции этих отраслей на мировом рынке, но и причина, предопределяющая относительно низкую инфляцию в странах с преобладанием высокотехнологичного производства. Наоборот, цены на сырьевые товары объективно растут из-за ухудшения сырьевой базы, условий добычи, выработки высокопродуктивных месторождений и т. д.

Особенность российской экономики - упор на импорт зарубежных машин и технологий при слабом финансировании затрат на технологическую модернизацию, научно-исследовательские и инновационные разработки. Правда, эффект низкой базы при сравнении промышленного развития России и стран ЕС показывает, что по темпам прироста промышленного производства Россия, после преодоления последствий финансового кризиса 1998 г., опережает страны ЕС, за исключением стран Балтии и бывших стран СЭВ [5].

Длительное время Россия специализировалась на более низких технологических стадиях производства, что позволяло развитым странам с рыночной экономикой удешевлять промежуточное потребление и тем самым повышать собственную конкурентоспособность готовой продукции. Таким образом, мировой рынок фактически диктовал, какие именно ресурсы и в каком объеме страна должна обеспечить для обслуживания текущих хозяйственных нужд развитых государств [6].

В последние годы задачи повышения международной конкурентоспособности нашей страны приобрели общегосударственное значение. Однако структура промышленного производства, которая предопределяет уровень конкурентоспособности экономического роста, остается неэффективной, не способствует формированию конкурентоспособности экономики, требует модернизации, направленной на формирование кардинально новой конфигурации экономики, основывающейся на принципиально иных, чем прежде, системных факторах экономического развития. Основой ее должны стать научно-технологический прогресс, информационно-коммуникационные технологии, инновационная активность, интеллектуальный потенциал.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается его способность производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал [4, с. 28]. Поэтому приоритеты повышения конкурентоспособности конкретных видов экономической деятельности, в том числе инновационной, должны быть согласованы с их будущим ресурсным обеспечением - финансовым, человеческим, производственным. Одновременно необходимо повышение вовлеченности отдельных сегментов экономики (регионов и региональных объединений, институциональных секторов, видов деятельности населения) в систему мирохозяйственных отношений.

Прогрессивная роль науки, инноваций и технологий в экономике развитых стран в XXI в. становится ведущей, так как экстенсивные факторы роста (увеличение численности занятых в производстве, масштабов добычи и освоения невозобновляемых ресурсов и энергоносителей, возможностей приращения новых площадей плодородных земель, запасов пресной воды и др.) в мировом масштабе приближаются к максимальному уровню использования.

Во многих программных правительственных материалах выделены системные конкурентные преимущества, на которые может опираться экономика России для ее успешной интеграции в мировую экономику.

К конкурентным преимуществам России отнесено наличие уникальных природных ресурсов: географическое положение, огромные территории, огромные запасы пресной воды, минерально-сырьевых и биологических ресурсов, огромные площади экологически и технически ненарушенной территории, качество человеческого потенциала, квалификации населения, развитие фундаментальной и прикладной науки, сильные позиции на некоторых мировых рынках. Россия располагает достаточным природно-ресурсным потенциалом для создания процветающего государства.

К числу конкурентных недостатков можно отнести:

- значительная часть территории (более трех четвертей) плохо пригодна для проживания, или требует высоких затрат на создание приемлемых условий жизни;

- низкое качество (по соотношению «затраты/качество» с точки зрения использования в массовом производстве) трудовых ресурсов по сравнению со странами Юго-Восточной и Центральной Азии (включая оплату труда и социальную нагрузку);

- недостаточные дисциплина обязательств и отношений, эффективность государственного регулирования, качество государственных услуг, обусловливающее высокий уровень непроизводительных трансакционных издержек и рисков предпринимательства из-за незащищенности собственности и контрактов;

- высокие транспортные издержки, отсутствие (за несколькими исключениями) мировых брендов, недостаточное развитие инфраструктуры, институционально-правовой и судебной системы;

- низкий базовый уровень технологического развития, в том числе и в таких видах деятельности, как добыча и первичная переработка сырьевых ресурсов.

Экономическое развитие современной России определяется судьбой внедрения высоких технологий мирового уровня. Влияние научно-технического прогресса на экономический рост в развитых странах составляет более 90 %. Фактически экономический рост происходит за счет освоения новых технологий, а в конкурентной борьбе выигрывают те, кто в состоянии эти технологии создавать и использовать [8].

Чтобы достичь в ближайшее время технологического уровня стран с индустриально развитым хозяйством, необходимо довести и сохранить устойчивость обновления основных фондов до показателей, сложившихся в 19701980-х гг. (8-10 %) при соответствующем мировом качестве направляемых на эти цели машин, оборудования, технологий. Попытки избавиться от технических провалов расширением импорта современных технологий и машин не решают проблему, а лишь способствуют на ограниченное время снять ее остроту [5].

Поэтому в сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, увеличения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей [9].

Необходимые условия для ускоренной и устойчивой инновационно-технологической эволюции в развитых странах определяются наличием и активным использованием совокупности факторов, обеспечивающих как формирование, так и эффективную реализацию потенциала новых научных идей и изобретений в интересах обеспечения экономического роста и повышения качества жизни. В число факторов, образующих потенциал технологического развития российской экономики, входят:

- потенциал сферы научных исследований и разработок, включая фундаментальные исследования;

- обоснованные и периодически корректируемые приоритеты научно-технологического развития и разработанные на их основе перечни критических технологий;

- регулярно восполняемый потенциал высшего и среднего образования и прогнозные оценки развития крупных рынков новых технологий;

- гибкие адаптивные организационные формы и экономические механизмы, содейст-

вия инновациям, разработке и освоению новых технологий;

- стимулы, способствующие экономическому росту на основе использования инноваций и новых технологий.

В Российском законодательстве наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции [10].

Высокие технологии - это та сфера, которая может решить многие задачи в социально-экономическом развитии любого государства. Именно они являются тем мощным рычагом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Технологический бизнес - один из наиболее прибыльных и почти закрытых областей предпринимательства. Внедрение новых технологий в промышленное производство, как показывает практика, позволяет осуществить качественный прорыв на мировом рынке товаров и услуг. Конкурентоспособными в данной сфере являются предприятия нескольких наиболее развитых стран, а остальные развитые и развивающиеся страны (в том числе и Россия) обречены на пассивную роль получателя, потребителя новой технологии. В развитых странах высокотехнологический комплекс определяет экономический рост и «тянет» за собой всю остальную экономику, вынуждая адаптироваться к высоким технологиям. В 1980-1990-е гг. в развитых странах, например, темпы роста наукоемких отраслей были в среднем в 1,5-2 раза выше, чем по промышленности в целом.

Однако двигателем прогресса в таком циклическом развитии экономики является не только инвестирование в производство, а введение на рынок принципиально новых товаров и техники. В группу высокотехнологических производств с технологиями «высокого уровня», обычно включаются производства, обеспечивающие выпуск наукоемкого продукта, рассчитанного на массового потребителя.

Успехи ускоренного научно-технологического развития могут быть основаны на опти-

мальном соотношении баланса между конкуренцией и сотрудничеством в сфере науки и технологий при активной государственной поддержке. Наиболее успешной управленческой новацией может стать разнообразное стимулирование развития исследовательских и технологических партнерств, нацеленных на увеличение масштабов использования новых технологий, прежде всего на основе коммерциализации результатов бюджетных исследований и разработок [2].

Активная регулирующая роль в этой деятельности принадлежит государству, выступающему одновременно в качестве организатора, банкира и гаранта, т. е. инстанции, ответственной за развитие фундаментальной науки как сферы стратегических интересов, высшего образования и других отраслей «индустрии знаний», а также обеспечивающей постоянное совершенствование правовой базы научно-технологического развития.

Существуют предприятия, способные самостоятельно найти финансирование и создать новый конкурентный продукт, но далее у многих встает проблема создания системы поддержки и продвижения продукта. Именно на этапе продвижения продукта определяющую роль играют действия государства с применением, в том числе, и политических инструментов влияния. Не всегда рыночные механизмы смогут самостоятельно вывести нашу промышленность на международный рынок, так как он уже поделен транснациональными корпорациями, которые жестко отстаивают свои позиции [8].

Поэтому для стратегии внедрения высоких технологий предлагается четыре варианта решения этой проблемы:

- государство организует внедрение высоких макротехнологий;

- разработка высокой технологии должна осуществляться совместно с зарубежными партнерами;

- внедрение высокой технологии может осуществиться успешнее при условии объединения усилий организаций, образующих кооперацию высококвалифицированных групп для решения общих задач по основным направлениям внедряемой технологии;

- внедрение высоких технологий осуществляется при поддержке государства на начальном этапе и кооперации снизу, а также подключении крупных инвесторов на этапе коммерциализации технологии.

Выбор стратегии зависит от потенциала организации.

В функции государства входит финансирование научных разработок в целях обороны и безопасности страны, фундаментальной науки, проектов общегосударственного значения, например, для социальной сферы, и в некоторых случаях других отдельных проектов.

Как свидетельствует мировой опыт, альтернативы инновационному пути развития нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота, улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшает социально-экономическую ситуацию в стране.

В современной отечественной промышленности многие предприятия находятся в состоянии полного упадка. Разрушена или морально устарела производственная база, так как оборудование и многие технологии морально и физически устарели. Утеряна культура производства, не хватает квалифицированных кадров, так как не все специалисты мотивированы на качественное выполнение работы. Качественное и дорогое оборудование может просто пылиться на складах. Как правило, такие предприятия отказываются брать заказы или хотят с одного небольшого заказа окупить зарплату всему персоналу на несколько лет вперед.

Является проблемой и тот факт, что большинство технологий не доведено до уровня коммерциализации, не могут пройти серьезного технологического аудита, отсутствуют экспериментальные образцы и бизнес-планы. Многие технологии не имеют необходимой патентной защиты, в академических институтах не хватает средств для патентования, в результате чего соавторами и патентообладателями становятся те, кто имеет эти средства.

Однако существуют предприятия, на которых есть и современное оборудование, и квалифицированный персонал, но, как правило, такие предприятия работают только с крупными заказами.

Таким образом, выпустить небольшое количество инновационной продукции в приемлемые сроки, с необходимым качеством и хорошим внешним видом, да еще по доступной цене с привлечением отечественных предприятий крайне сложно. Многие разработки так и

остаются в виде единичных опытных образцов и лабораторных технологий. Раньше в нашей стране при институтах и университетах существовали участки опытного производства. Такие производства и сейчас существуют во многих университетах мира (например, в Германии). В России же в большинстве своем они находятся в состоянии упадка [11].

Изменение требований покупателей к качеству товаров и услуг, возрастающее многообразие новой продукции с одновременным сокращением времени ее выведения на рынок, усиление конкуренции вызывают необходимость адекватного реагирования со стороны товаропроизводителей на изменения внешней среды [12].

Мировые тенденции в области развития технологий, на первый взгляд, кажутся далекими от российской действительности и не оказывающими существенного влияния на деятельность отечественных товаропроизводителей. Однако стремление России стать полноценным членом международной торговой системы вызывает необходимость приводить производимые товары и услуги в соответствие с мировыми требованиями. Например, введение в действие жестких экологических стандартов для производителей автомобилей в Европе, известные как «Евро-1, 2, 3», заставляет отечественных автомобилестроителей, хотя и с отставанием, учитывать эти требования при производстве своей продукции [13].

Таким образом, коммерческий успех новых технологий на рынке может быть обеспечен, если они обладают следующими свойствами:

- общественной полезностью - новая технология должна приносить пользу не только конкретной хозяйственной структуре, но и обществу в целом;

- конкурентоспособностью;

- технологической эффективностью, т. е. обладать более высокими технологическими и техническими параметрами;

- экологической и физической безопасностью, т. е. должна гарантировать отсутствие вреда для окружающей среды и рисков для людей;

- правовой защищенностью;

- соответствием определенному технологическому укладу развития общества;

- наличием коммерческого потенциала, т. е. быть востребованной рынком.

Переход к устойчивому росту отечественной экономики возможен лишь при условии создания полноценной национальной иннова-

ционной системы, все составные части которой - наука, инновации и новые технологии -согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках [2].

Необходимо создание в академических институтах и ведущих университетах специализированных подразделений (компаний трансфера технологий), целенаправленно занимающихся коммерциализацией разработанных технологий. Их задачей является проведение совместных исследовательских работ с промышленными фирмами, университетами, государственными структурами и распространение научно-технических и технологических новшеств. Все это невозможно без совершенствования базы знаний и всей системы подготовки кадров.

Инновационная деятельность любого предприятия становится эффективной только тогда, когда высшее руководство четко определило и довело до всего персонала суть инновационной политики, обеспечивая непрерывность инновационных процессов. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности возможно только на основе общей включенности сотрудников в процесс инновационности, когда инновационные предложения могут быть реализованы на всех иерархических уровнях как менеджеров, так и исполнителей.

Политика, нацеленная на структурно-технологические и институциональные преобразования экономики, может обеспечить ее трансформацию к рыночному типу, что повлечет за собой конкуренцию на рынке товаров и услуг. Только в экономике, обладающей интеллектуальным и промышленным потенциалом, возникает устойчивый спрос на научно-технические и технологические достижения, объективно появляются необходимые условия для развития специализированного рынка инновационных продуктов и формирования его завершенной инфраструктуры.

доп. - М.: ЗАО «Изд-во "Экономика"», 2005. -624 с.

2. Комков Н.И., Иващенко Н.П. Институциональные проблемы освоения инноваций. -URL: http://institutiones.com/innovations/1416

3. Асаул А.Н. Модернизация экономики

на основе технологических инноваций. -

СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. - 606 с.

4. Современный словарь иностранных слов. - М.: Изд-во «Русский язык», 1993. -740 с.

5. Курнышева И., Лыков С., Идрисов А. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации. - URL:

http://institutiones.com/industry/1135

6. Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития Российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 1. - С. 59.

7. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции.

- М.: Пресс-сервис, 1997. - 129 с.

8. Мухин В.И. Основные факторы, влияющие на развитие наукоемких технологий в России. - URL: http://www.innovbusiness.ru/content/ document

9. Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. - 2007. - № 5. - С. 4.

10. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Правительством Российской Федерации 5 августа 2005 г. № 2473п - П7). -URL: www.sci-innov.ru/law/base/586/

11. Трошин В.В. Инновационная продукция. - URL: http://rusnanonet.ru/articles/34595

12. Медведева С.А. Инновационный путь развития предприятия: необходимость реализации и основные преимущества. - URL: http://fppo.ifmo.ru/kmu/kmu

13. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. - URL: http://dis.ru/library/manag/archive/2000/3/1513

1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050, стратегия инновационного прорыва. - 2-е изд.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.