12.15. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ураков Денис Сергеевич, аспирант, Национальный институт бизнеса, Москва
Контакты автора: Den133@bk.ru
Аннотация. В статье рассматривается процесс повышения конкурентоспособности предприятий металлургии с учетом зависимости от инвестиций и инноваций, а также приведен анализ факторов, влияющих на ориентированность инвестора в отраслевых условиях Российской Федерации.
Ключевые слова: повышение конкурентоспособности, конкурентные преимущества, инновации, инвестиции, металлургия, развитие промышленности
INCREASE OF COMPETITIVENESS OF PRODUCTION OF THE ENTERPRISE OF A METALLURGICAL COMPLEX BY MEANS OF INNOVATIVE MODEL OF ENTERPRISE BEHAVIOUR
Urakov Denis Sergeevich, the post-graduate student, National institute of business, Moscow
Annotation: In article process of increase of competitiveness of the enterprises of metallurgy taking into account dependence on investments and innovations is considered, and also the analysis of the factors influencing on ориентированность of the investor in branch conditions of the Russian Federation is resulted.
Keywords: the competitiveness increase, competitive advantages, innovations, investments, metallurgy, industry development
В условиях современного рынка конкурентоспособность выступает катализатором состояния и перспектив повышения показателей хозяйственной деятельности, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность субъектов предпринимательства в условиях нарастающей конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие постоянно повышающимся требованиям.
Исходя из традиционных теоретических воззрений на данную проблему, долгое время методологическим обоснованием разработки и реализации бизнес-стратегии выступала теория конкурентных преимуществ Майкла Портера, согласно которой конкурентоспособность компании связывалась с ее управленческими, организационными и возможностями, а также с ее способностью работать с радикально новыми тех-
нологиями, требующими принципиально новых знаний и навыков.
Целью обеспечения конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности товара является получение прибыли в результате успешной реализации данной продукции на рынке. Действительно, если компания имеет доступ к источнику дешевой неквалифицированной рабочей силы, но не использует его, то это потенциальное преимущество так и остается неиспользуемым. Соответственно, для эффективного использования конкурентных преимуществ надо, во-первых, осознать, какие преимущества есть у компании, и, во-вторых, в соответствии с ними выбрать стратегию и воплотить ее в цепочке стоимости (то есть в организационной структуре, бизнес-процессах, оборудовании и компетенциях).
Но сохранять конкурентоспособность в течение длительного периода невозможно, опираясь только на существующие преимущества и не создавая новых. Поэтому благосостояние компании в долгосрочной перспективе в решающей мере зависит от ее способности развивать имеющиеся и создавать новые конкурентные преимущества, иногда имея смелость отказываться от прежних. Часто компаниям приходится отвечать на вызовы среды - менять стратегию и структуру цепочки стоимости. А это непросто и в результате неспособность к своевременной реакции приводит к утрате конкурентоспособности компаниями и смене лидеров. При этом компании - пионеры получают большие преимущества на начальных стадиях продуктового цикла, за счет создания временных монопольных ситуаций. Поэтому постоянный процесс исследований, производство все более совершенной и новой продукции, повышает конкурентоспособность субъекта, динамизм экспорта страны в целом. Такое поведение субъектов рынка естественным и закономерным, поскольку продвижение в более высокие секторы рынка, где присутствует потребитель с более высокими запросами (и доходами), открывает привлекательные перспективы дальнейшего развития бизнеса.
Механизмом развития инноваций выступает рыночная конкуренция. Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии терпят убытки, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций.
Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствием чего является укрепление их позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары (продукцию, услуги). Таким образом, инновационная деятельность способствует выживанию фирм в конкурентной борьбе. Инновации при этом являются одним из основных факторов, которые позволяют получить конкурентные преимущества малым предприятиям. Инновации способствуют воплощению новых идей в конкретные технические и коммерческие достижения. И российский капитал в этом плане не является исключением. Однако приходится отмечать, что конкурентоспособность в сырьевых и традиционных отраслях более низкого порядка, чем конкурентоспособность в высокотехнологичных отраслях, так как в первом случае велика зависимость от колебаний спроса, а во втором - от внутренних возможностей и достижений на стороне предложения (самого производителя).
Ураков Д.С.
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Отрасли и корпорации могут использовать различные инновационные стратегии, имеющие последствия в виде долгосрочного развития:
- организация высокотехнологичных производств, основанных на новых отечественных разработках мирового уровня, для выпуска при принципиально новой продукции;
- организация производства новых товаров и услуг на основе приобретения результатов разработок зарубежных фирм;
- налаживание новых производств, выпускающих наукоемкую продукцию уже производимую иностранными фирмами, на основе отечественных разработок;
- создание новых производств на основе закупки оборудования и технологий, производимых иностранными фирмами.
Зарубежный опыт инновационного развития и экономический анализ глобальных факторов экономического роста позволяет сформулировать главный тезис при построении стратегии: создать новые технологии -это еще стартовая фаза, не менее, может быть, более важно сформировать национальную инновационную систему с мотивационным механизмом коммерческой реализации научно-технических достижений.
Решению данной задачи, по мнению автора, по мнению автора, может способствовать: необходимость введения льгот на затраты по НИОКР (скидки с налогооблагаемой базы).
Подключить венчурный бизнес соответствующими мотивационными механизмами; мобилизующей бюджетные и внебюджетные средства, а также часть прибыли хозяйствующих субъектов для решения технологических задач; пересмотреть отраслевую сетку заработной платы сотрудникам научной сферы деятельности). На сегодняшний день нет четкой политики финансирования инвестиций, количественный рост наблюдается, но без логично гармонизированной структуры, что представлена на рисунке 1.
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
о заемные средства других организаций
■ в ТОМ числе иностранных банков
□ кредиты банков
□ привлеченные средства
■ собственные средства
Рис.1
Осуществление эффективной инновационной деятельности доступно лишь весьма ограниченному кругу предприятий, которые:
а) обладают крупным капиталом, позволяющим взять на себя венчурные риски;
б) занимают прочные позиции на рассматриваемом рынке производства (особенно благоприятная ситуация складывается при стабильном позиционировании на внешнем рынке);
в) устойчиво контролируют меняющуюся конъюнктуру рынка в области новых технологий.
Перспектива развития и рыночной реализации инновации существенно зависит от того, на какой стадии жизненного цикла товара (зарождения, роста и зрелости) она внедряется. Теоретически, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успеха нововведения.
Несмотря на относительно высокий показатель инновационных фирм в Российской Федерации, приходится отмечать, что в если в дореформенный период (80-е годы) доля предприятий, занимающихся иннова-
ционной деятельностью, составляла 60-70% от общего числа всех промышленных предприятий, то к концу 90х годов она уменьшилась более чем на порядок и составляла 4-5% [2], что в совокупности с неоднократно отмечавшемся высоким процентом износа основных фондов предприятий - производителей указывает на необходимость их обновления. При этом отмечается, что оборудование, приобретаемое в рамках реструктуризации промышленных предприятий, является импортное. Автор отмечает, что инновационная активность реального сектора очень низка и характеризуется устойчивой тенденцией к дальнейшему ее снижению. Несмотря на указание о росте, научной общественности неизвестны случаи строительства в машиностроительном комплексе новых предприятий на технологиях, машинах и оборудовании отечественного производства, громко заявивших о себе на рынках машинотехнической продукции.
Так, инвестиционный процесс в машиностроительном комплексе в 1990-е годы, ввиду отсутствия спроса со стороны машинопотребляющих отраслей, постепенно затухал, а капиталовложения в основной капитал машиностроения, составлявшие в 1990 г. 8,3%, в промышленности-24,3%, в 2003 г. упали соответственно до 3,3% и 6,4%. Другими словами, около 25% промышленных капиталовложений в 1970-1980-х годах направлялось в машиностроение, в начале 2000-х годов их удельный вес не превышал 7-8% [3].
На уровне компании инновации в самом общем смысле - это любые изменения (новшества или усовершенствования), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую пользу. Инновационная стратегия компании, занимающейся научно-исследовательскими и опытноконструкторскими разработками будет абсолютно отличной от инновационной стратегии компании, скажем, металлургической отрасли. Характер реального сектора и в частности рынка металлургической продукции и тенденции развития металлургической отрасли сегодня формируется под влиянием ряда процессов, происходящих в мировом хозяйстве. На объем мирового и национального спроса на продукцию металлургической отрасли оказывает непосредственное влияние развитие производства высокотехнологичной продукции, в том числе новых материалов и нематериальных производств. Возрастает роль ресурсосбережения, в частности металлосбережения (чему также способствует развитие технологий), которое сегодня является одним из основных инструментов повышения конкурентоспособности компаний и одним из базовых принципов экономики всех стран.
Отличия можно проиллюстрировать графическим сравнением цепочек ценности инноваций [4]:
Изучение Идея ниокр Подготовка к
рынка ► коммерческой
реализации
Послепродажное Продажа
обслуживание
Комплекс мероприятий маркетинга
Рис. 2. Цепочка ценностей инновации компании НИОКР
Можно отметить основные моменты, определяющие особенности инвестирования в российскую металлур-
гию, во многом идентичные с факторами конкурентоспособности:
1. Технические факторы, т.е. высокая степень износа производственного аппарата, низкий коэффициент выбытия основных фондов и сравнительная технологическая отсталость основных переделов большинства предприятий. Так, доля низкоэффективного мартеновского способа выплавки стали сократилась за последние годы вдвое, но все еще превышает 20%. Удельный вес непрерывного литья - около 57%, что значительно уступает среднемировому уровню. По разным оценкам, краткосрочные потребности только для модернизации черной металлургии составляют от 2 до 10 млрд. долл. в год. Доля конкурентоспособной продукции, соответствующей требованиям международных стандартов, не превышает 30%. При нынешнем техническом уровне конкурентоспособность металлопродукции России на внешнем рынке зависит в значительной степени от внешних факторов: соотношения валютных курсов, уровня мировых цен, уровня тарифов на продукцию и услуги естественных монополистов, уровня налогообложения, таможенных тарифов и состояния социальной сферы предприятий.
2. Сравнительно невысокий инвестиционный потенциал российских компаний. По данным Института экономики черной металлургии ЦНИИЧермет, в период 1993-2000 гг. суммарные инвестиции в черную металлургию в среднем составляли около 900 тыс. долл. ежегодно. Удельный показатель инвестиционных затрат составлял около 12 долл./т стали, что заметно уступает показателям ведущих стран (США, ЕС) - 2530 долл./т [5].
3. Главный источник инвестиционных ресурсов -собственные средства предприятий. Эти средства складываются из амортизационных отчислений (3545% в последние годы) и нераспределенной прибыли. Внешние источники, такие как кредиты российских банков, не имели существенного значения по причине достаточно высокой процентной ставки и необходимости крупного залогового обеспечения, которые в ряде случаев расценивались как рисковые (например, залог акций).
4. Все большую (но не решающую роль) сегодня начинает играть рынок ценных бумаг, главным образом корпоративных облигаций. Наиболее крупные разме-
№ Эмитент Год размещения Объем размещения, $ млн.
1 Русал 2010 2240
2 ТМК 2006 1081
3 Северсталь 2006 1063
3 ММК 2006 999
4 Amur Minerals 2008 5,02
предприятий. Эту стратегию транснационализации бизнеса применяют многие российские компании: «Мечел», Новолипецкий комбинат, ГМК «Норильский никель», «Северсталь-Групп», «Русский алюминий», Трубная металлургическая компания и др.
6. Отличительным моментом инвестиционной ситуации и российской металлургии является наличие крайней неоднородности отраслевой структуры в результате значительной дифференциации предприятий по техническому уровню и экономическим показателям. И как следствие - глубокая диспропорция между инвестиционными потребностями предприятий и их инвестиционными возможностями. В черной металлургии можно выделить три группы предприятий, обладающих разными уровнями инвестиционных возможностей:
Рис. 4
5. Важным направлением инвестиционного процесса в рыночных условиях является использование накопленных финансовых ресурсов для осуществления долгосрочных финансовых инвестиций. В отличие от инвестиций в реальный сектор, которые создают основные фонды, долгосрочные финансовые инвестиции направлены на приобретение ранее созданных основных фондов в других акционерных структурах, вложения в паи и акции этих обществ, в том числе дочерние, а также в облигации, долговые обязательства и т.д. В середине 90-х годов, в период формирования акционерного капитала, доля этих инвестиций и общих капиталовложениях в черную металлургию составляла 3040%. После кризиса 1998 г. эта доля упала до 16-20%, а в последние годы, в связи с динамичным развитием корпоратизации комплекса, в отдельных случаях достигала 50%, в том числе и приобретение зарубежных
Рис. 3.Цепочка ценностей инноваций компании металлургической промышленности.
Таким образом, развитие инновационной сферы отраслей металлургической промышленности в направлении широкого освоения прогрессивных технологий обеспечит переход на качественно новый уровень промышленного производства.
Широкое внедрение технологий и оборудования нового поколения позволит достичь такого уровня ресурсосбережения и качества выпускаемой продукции, которые могут способствовать существенному повышению степени импортозамещения и конкурентоспособности на внешнем рынке продукции отраслей машиностроения. Для этого следует перенаправить финансовые потоки, акцентируемые в России в сторону реального сектора экономики, вернуть их в воспроизводственный процесс экономики, в том числе в его основу - обрабатывающие производства.
Список литературы:
1. Рассчитано автором: Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - М., 2009. - Стр. 653.
2. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. - М.: Наука, 2002. - 448 с. (Экономическая Наука современной России). Стр. 18.
3. Структурная и институциональная модернизация экономики России: секторный анализ в контексте мирового развития/ Отв. Ред. Куренков Ю.В. Куренков; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. - М.: Науки, 2006 - Стр.119.
4. Алексеенко В.В. Инновационные стратегии компаний как фактор национальной конкурентоспособности. Монография. - М.: Научная книга. 2006 г. - Стр. 55.
5. Структурная и институциональная модернизация экономики России: секторный анализ в контексте мирового развития/Отв. Ред. Куренков Ю.В. Куренков; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. - М.: Науки, 2006 - Стр. 223.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность темы обоснована значимостью исследования конкурентоспособности металлургической промышленности, как базовой в развитии машиностроительного комплекса России и экспортоориентированной, бюджетообразующей отрасли.
Анализ факторов влияния на эффективность привлечения и использования инвестиций позволил автору структурировать особенности и, как следствие, перспективные направления инвестирования в инновации металлургической отрасли.
Системный подход к решению повышения конкурентоспособности металлургических предприятий позволяет констатировать вклад автора в развитие теории и методики инновационноконкурентного производства и рекомендовать статью к публикации в открытых, рецензируемых СМИ.
Д.э.н., профессор И.И. Лютова